Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 года во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком. Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей. Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших. Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение. В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности. Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг - в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием " Повесть о начале Печерского монастыря " . В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести " Кормовую книгу " с 1558 года, составил " Описание монастыря " и " Описание чудес Печерской иконы Богоматери " .

http://patriarchia.ru/db/text/909327.htm...

Псков 468. Святая и благоверная княгиня Евпраксия Псковская В мире Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка св. князя Довмонта, была в супружестве за князем Ярославом, сыном князя Владимира Мстиславича, княжившим во Пскове. Отвергнутая злым супругом, который то воевал против Немцев, то дружился с ними, наконец ушел к рыцарям и там женился на немке, она построила во Пскове обитель, где постриглась и была первою настоятельницей. Приглашенная для свидания с мужем в Ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), она была умерщвлена там 8 мая 1243 г. пасынком (вероятно сыном Ярослава от немки). Мощи ее принесены в Псков и здесь погребены, а чрез несколько дней совершилось чудо, о котором в летописи записано так: «того же месяца 18 (мая 1243 г.) на память святаго мученика Александра явися знаменье в Пльскове у святаго Иоанна в монастыри, от иконы святаго Спаса, над гробом княгинином Ярославлеи Володимировича, юже уби свой пасынок в медвежи голове, иде миро от иконы по 12 дней; найде 4 вощаницы, яко с стькляницею, и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пскове оставиша две собе». Эта чудотворная икона и теперь на прежнем месте над гробницею блаж. Евпраксии; по сторонам Спасителя изображены также древним письмом на двух приделанных досках две молящиеся княгини – Евпраксия и Марфа. Евпраксия изображена и на другой весьма древней иконе в молитвенном положении пред Иоанном Предтечею и ап. Андреем Первозванным. У гробницы стоит настоятельский черного дерева жезл благоверной княгини и древний медный подсвечник с описанием чуда, пожертвованный старицей Неонилой. Иа же надпись о чуде повторена на древнем камне, вделанном в стену церкви. В ногах княгини Евпраксии погребена келейница ее, монахиня Сандулия (Челыш.). 469. Преподобный Дорофей прозорливый Псковский Во время осады Пскова Польским королем Стефаном Баторием, живший в Покровском монастыре старец Дорофей, лишенный зрения, удостоился духовного прозрения: он видел Пресвятую Богородицу, идущую по воздуху с преподобным Антонием Киево-Печерским и преподобным Корнилием Псково-Печерским, чрез Великую реку от Спасо-Мирожского монастыря в Псков и взошедшую в Покровский храм. Когда Царица небесная вышла из церкви на угловую Покровскую башню, на самое место битвы и будущего приступа, там предстали пред нею равноапостольный князь Владимир, князья-заступники Пскова Всеволод-Гавриил и Довмонт, святитель Нифонт, юродивый Николай и чудотворцы Псковские Евфросин и Савва; все они умоляли Владычицу об избавлении

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Псков. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь в усадьбе Корытово /// Объект утрачен Домовая церковь (деревянная).  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, пос. Корытово, берег р. Великой Координаты: 57.790779, 28.340911 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В XVIII-XIX веках Корытово было загородным местом отдыха, в настоящее время это окраина города Пскова. В пореформенное время XIX века владельцем имения в Корытово был потомственный почетный гражданин Пскова, купец 1 гильдии, Псковский городской голова Пётр Калашников. С 1 июня 1841 года Корытово стало популярным местом отдыха псковичей в выходные дни. После Троицы здесь встречали крестный ход, шедший из Святогорского монастыря в Псков, спустя пять дней здесь крестный ход провожали. Последним владельцем имения был генерал-майор в отставке Поливанов. В 1922 году Корытово числится как совхоз. Дата строительства церкви неизвестна. Сохранилось имя строителя - бригадир Александр Родионович Каменев, по документам начала ХХ века - его фамилия Кошелев, владевший селом Корытово в XVIII веке. Его дочь, Матрёна Александровна, село продала гвардии генерал-поручику Александру Дмитриевичу Ланскому. После него в 1793 году по разделу село досталось его родной сестре, вдове капитана Анне Дмитриевне Рагозинской, которая, в свою очередь, продала его псковскому помещику Фёдору Михайловичу Беклешову. Согласно воле Ф. М. Беклешова, пока он жив, церковь находилась под его попечением, после его смерти церковь должна была «поступить» в церковь Святого Великомученика Никиты в Поле, в приходе которой она и находилась. Своего причта церковь не имела. По просьбе помещицы А. Д. Рагозинской и по резолюции правящего архиерея от 20 февраля 1795 года службы в церкви проводила братия Спасо-Мирожского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=57157

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 октября 2024 года 24. Понедельник. Первомц. равноап. Феклы. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Прмч. Галактиона Вологодского. Мирожской иконы Божией Матери. Блгв. кн. Владислава Сербского . Служба первомц. Феклы шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры первомученицы, глас 8й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – первомученицы, глас 6й: «Страстотерпческими борении…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава» – первомученицы, глас 8й: «Львов стремление попрала еси…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангела Гавриила…». По Трисвятом – тропарь первомученицы, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученицы, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и первомученицы на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – ин кондак первомученицы, глас 8й; седален первомученицы, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос первомученицы, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен первомученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры первомученицы, глас 2й и глас 4й – 4. «Слава» – первомученицы, глас 1й: «Страдальческий подвиг…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Святейшая святых…». «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Спасо–Мирожский монастырь. Снетогорский монастырь Первый основан в половине XII в. (1148–1153 гг.). Главный храм его – Спасо–Преображенский собор, построен в том же XII в. Лучшим украшением его служит древнейшая настенная живопись (XII в.), реставрированная в 90-х годах XIX века. Она покрывает все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора и принадлежит к числу редких явлений ряду древнейших памятников России. Фрески Мирожские замечательны как со стороны стиля, так и иконографической и идейной. По своему общему характеру фрески эти близко подходят к фрескам Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода; но с другой стороны здесь сильно развит Богородичный цикл изображений, чего мы не встречаем ни в одном русском памятнике XI–XII вв. Типы и композиции греческие костюмы традиционные византийские. Даже надписи при некоторых изображениях греческие. Искусство здесь греческое, хотя бы исполнение фресок и принадлежало русским мастерам. Стиль фресок тот же, что и в Нередицких и Староладожских. Самое размещение изображений в храме носит на себе отпечаток византийского обычая, установившегося под влиянием символического воззрения на храм и его составные части. В алтаре помещен цикл изображений, относящихся к евхаристии: раздаяние евхаристии апостолам, уготование престола и два ряда святителей, совершителей евхаристии; в средней части храма: в куполе – Вознесение И. Христа на небо и пророки; в парусах сводов – Евангелисты; на сводах и стенах храма – праздники, чудеса Евангелия и цикл Страстей Христовых. Но наибольший интерес представляют изображения, относящиеся к детству Богоматери, в западной части южного нефа. Художник начинает с возвращения Иоакима и Анны из храма после неудачной попытки принести жертву Богу: оба они идут печальные из храма, потом беседуют в палатах, и Иоаким предпринимает решение отправиться к своим стадам; ангел является Иоакиму с вестью об имеющей родиться от него дщери; явление ангела прав. Анны в палатах; встреча и лобзание Иоакима и Анны у золотых врат Иерусалима; Иоаким и Анна радостные сидят в палатах за столом и беседуют; Рождество Богородицы; пир евреев и др. 28 Этот цикл изображений у нас в России впервые является в стол широком развитии в рассматриваемых фресках XII в.; в фресках Киево-Софийского собора и Нередицких он гораздо короче. Первоисточник его, вероятно, в Сирии, откуда он перешел через Византию к нам 29 . Фрески Спасо-Мирожского монастыря вскоре после реставрации их стали портиться вследствие сырости, объясняемой обилием воды, окружающей храм во время весеннего разлива, и в последнее время сырость эта имеет уже угрожающий характер. Чаша архиепископа Нифонта

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Это шедевры псковской архитектурной школы, которая оказала влияние на развитие архитектуры в России и за рубежом 8 июля. ПРАВМИР. Десять древних уникальных храмов, являющихся памятниками истории и культуры Пскова, включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Такое решение было принято на 43-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Баку, сообщает пресс-служба Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Дмитрия Лихачева. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО вошли собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, Преображенский собор Спасо-Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Покрова от Пролома, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, церковь Георгия со Взвоза, церковь Богоявления со звонницей, церковь Николы с Усохи и церковь Василия на Горке. В институте отметили, что эти храмы XII — начала XVII веков — шедевры псковской архитектурной школы, которая оказала влияние на развитие архитектуры в России и за рубежом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 октября, 2011 1 октября, 2012 29 января, 2013 17 июня, 2022 7 октября, 2021 5 августа, 2021 5 июля, 2021 16 марта, 2021 5 марта, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/desyat-pskovskih-hramo...

В Правительстве России прошло совещание по вопросу сохранения Мирожского и Снетогорского монастырей Псковской митрополии 17 августа 2018 г. 15:54 В Правительстве России прошло совещание по вопросу сохранения Мирожского и Снетогорского монастырей Псковской митрополии . В ходе совещания заместитель председателя Правительства Алексей Гордеев обратил особое внимание на необходимость оперативной скоординированной работы по восстановлению береговой линии вблизи Спасо-Преображенского Мирожского мужского и Снетогорского женского монастырей, страдающих от подтоплений. Он отметил, что эта работа требует четкого разграничения ведомственных полномочий и закрепления ответственности всех участников процесса. «Ансамбли монастырей XII и XIII веков являются исторической ценностью не только для Псковской области, но и для всей страны. И вопрос их сохранения — это вопрос сохранения нашего культурного наследия», — подчеркнул Алексей Гордеев. По его словам, прежние безуспешные попытки решения этой проблемы служат наглядным примером для всей системы госуправления, «как не надо работать». Поэтому этот вопрос поднят на уровень Правительства, чтобы найти сбалансированное комплексное решение и выработать соответствующие поручения профильным министерствам и ведомствам, скоординировать их взаимодействие. «Главная наша задача — в максимально сжатые сроки подготовить соответствующую проектно-сметную документацию и выполнить все необходимые работы в срок. Правительство взяло этот вопрос на контроль», — заявил вице-премьер. По итогам совещания принят ряд конкретных решений, которые позволят продолжить работу по спасению уникальных памятников архитектуры. В частности, решено при содействии Росимущества и Росреестра зарегистрировать незавершенное берегозащитное сооружение Снетогорского монастыря, строительство которого было приостановлено в 2010 году, в собственность Псковской области. В отношении Мирожского монастыря совместно с Росводресурсами будет проработано техническое решение по защите памятника архитектуры от негативного воздействия паводковых вод и подготовлена проектная документация на инженерное сооружение. Впоследствии региональные власти должны направить соответствующую бюджетную заявку на софинансирование работ по строительству защитного сооружения из федерального бюджета. Государственная поддержка может быть оказана в рамках государственной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

http://patriarchia.ru/db/text/5252650.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Знамение Мирожская " Описания иконы Описание иконы Мирожская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «...поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря... честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши...». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ,[...] Икона Мирожская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название иконы происходит от реки Мирожи в Псковской области, при устье которой располагался Спасский мужской монастырь. Здесь и явился образ Божией Матери в 1156 году. Позже на иконе прибавили изображения святого благоверного князя Довмонта, в крещении Тимофея (по правую руку от Богородицы), а по левую руку – его супруги, княгини Марии (в иночестве Марфы), внучки святого благоверного князя Александра Невского. Прославилась икона в 1567 году во время морового поветрия в Пскове. Когда во время эпидемии в город принесли икону из Спасского монастыря, многие жители после молитвы перед святым образом получили исцеление. В 1922 году монастырь закрыли, а Мирожская икона Пресвятой Богородицы была изъята в областной художественный и историко-архитектурный музей. Ныне в возрождённой обители чтится список (копия) древнего чудотворного образа.

http://pravicon.com/icon-196

Вопросы сохранения Мирожского и Снетогорского монастырей обсудили в Пскове Псков, 19 июня 2018 г.      18 июня в Администрации региона состоялось совещание врио Губернатора Михаила Ведерникова с представителями федеральных органов государственной власти по вопросу берегоукрепления вблизи монастырского комплекса Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, расположенного в городе Пскове в месте слияния рек Великой и Мирожки, и береговой линии реки Великой вблизи монастырского комплекса Снетогорского монастыря, сообщает «Город Псков» . В совещании приняли участие заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов, заместитель директора Департамента инвестиций и имущества Минкультуры РФ Антонина Голубева, заместитель начальника управления государственной казны Росимущества Владимир Осташкевич, Митрополит Псковский и Порховский Тихон, Глава города Пскова Иван Цецерский, Глава Администрации города Александр Братчиков и другие. Врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников рассказал, что на территориях Мирожского и Снетогорского монастырей разрушаются береговые линии: «Специалисты говорят о том, что оба монастыря могут обрушиться в любой момент».      При этом, на сегодняшний день, работы по берегоукреплению Снетогорского монастыря выполнены примерно на 30%. Весенний паводок, который повторяется из года в год, не способствует сохранению целостности объектов. Среди вариантов решения проблемы врио Главы региона, строительство водонепроницаемой набережной или сооружения, понижающего уровень воды. «Спасти эти объекты можно только совместными усилиями. Этот факт поддерживают и в правительстве», - подчеркнул Михаил Ведерников и добавил, что заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак поручил оказать помощь в решении вопроса берегоукрепления вблизи монастырского комплекса Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. Михаил Ведерников предложил включить памятники в федеральную программу развития водохозяйственного комплекса, а Росимуществу - взять на баланс недостроенную стену Снетогорского монастыря и предусмотреть финансирование на завершение строительных работ на два года.

http://pravoslavie.ru/113781.html

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Монастырь XII века. Находится на берегу реки Великой в районе завеличья. В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому, что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма. В 2021 году исполнилось 865 лет от первого упоминания в Новгородской Первой летописи каменного Спасо-Преображенского собора в междуречье рек Великой и Мирожки. Есть основание думать, что обитель существовала раньше, чем первое упоминание в 1156 году о Спасо-Преображенском соборе. В научной литературе по вопросу даты основания Мирожского мужского монастыря в разное время высказывались разные мнения. Леонид Алексеевич Творогов – ученый, создатель Древлехранилища Псковского музея, филолог, краевед, археограф, собиратель и хранителя древних рукописей, считал, что Мирожский монастырь за рекой Великой был основан в начале XI века новгородским князем Ярославом Владимировичем и псковским князем Судиславом, а Новгородский владыка Нифонт построил каменный собор на месте древнего деревянного храма. Справедливости ради, уточним, что Ярослав Мудрый бывал в Пскове в этот период и доподлинно известно, а его его родной брат Судислав, младший сын Владимира Крестителя, стал в 1014 году князем Пскова. О его правлении известно немногое, и продлилось оно не так уж долго, но по каким-то причинам Ярослав счел его опасным для себя и заточил в 1036 году в темницу на долгие 23 года. После освобождения первый князь псковский ушел в монастырь, где и провел остаток своей жизни. В этот же период Ярослав Мудрый основывает и город Юрьев, нынешний Тарту. Поэтому версия о создании обители в междуречье Великой и Морожки вполне жизнеспособна.

http://pravoslavie.ru/149225.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010