Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Ксенофонт?) († 4.03. 1299), сщмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), псковский иерей. И. был убит рыцарями католич. Ливонского ордена при нападении на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., когда погибли настоятель (см. Василий Мирожский , прмч.) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , игумен (см. Иоасаф , прмч., Снетогорский) и иноки псковского Снетогорского в честь Рождества Пресятой. Богородицы монастыря . Сообщение об этом событии с упоминанием И. содержится в «Сказании о благовернем князи Домонте и о храбрости его» (2-я четв. XIV в.) в Строевском списке Псковской 3-й летописи (ок. 1560): «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 86). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , после чего псковичи обрели тела убиенных. «Иосиф поп» указан среди погибших при нападении немцев и в Архивском 1-м списке Псковской 1-й летописи (кон. XVI в.), содержащем ту же редакцию «Сказания о благовернем князи Домонте...», что и Строевский список Псковской 3-й летописи. В списке Пролога 1-й трети XIV в., вероятно псковского писца Явилы, псковский священник, погибший вместе с прмч. Василием Мирожским, назван Ксенофонтом: «Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» (РГАДА. Тип. 179. Л. 7г; пам. указана под 5 марта). Видеть в Ксенофонте лицо, отличное от летописного И., оснований нет. Возможно, в раннем Прологе (РГАДА. Тип. 179) информация об имени убиенного псковского иерея является более точной, чем в редакциях «Сказания о благовернем князи Домонте...» в составе псковских летописей 2-й пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/578420.html

Новости 29 января, 2013 Роспотребнадзор требует закрыть 600 сайтов с информацией о способах самоубийств " Алогичность нашего законодательства состоит в том, что если мы будем смотреть это по телевизору, это не запрещено. А если этот же ролик будет показываться тем же каналом в Интернете, его надо запретить " , - отметил Г.Онищенко. 29 января, 2013 Минздрав рекомендовал регионам изучать ситуацию в роддомах перед сокращением коек Кроме того, необходимо учитывать состояние автотранспортной инфраструктуры, наличие соответствующего современным требованиям санитарного транспорта для обеспечения своевременной доставки беременных женщин в учреждения родовспоможения. 29 января, 2013 " Газпром " построит иконописную школу в Пскове Иконопись будут изучать мальчики 12–16 лет, имеющие навыки рисования. Занятия планируется проводить бесплатно. Насельники Мирожского монастыря обучат ребят процессу создания иконы — от древней техники изготовления доски до золочения. 29 января, 2013 Предстоятель УПЦ поддержал объединение " За содействие свободе совести " в украинском парламенте Митрополит Владимир предложил руководителям фракций проведение регулярных консультаций с представителями Церкви по поводу законопроектов, касающихся вопросов деятельности религиозных организаций, прав и свобод верующих граждан. 29 января, 2013 Два древних храма в Псковской области передадут Церкви Как заявил губернатор Псковской области Андрей Турчак 29 января в ходе визита в Изборск, процесс передачи осуществится после завершения всех работ по благоустройству на территории Изборской крепости. 29 января, 2013 Павел Астахов призвал корректно обсуждать проблемы детей-инвалидов Он выразил уважение и благодарность людям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. 29 января, 2013 Митрополит Тихон возглавил участие православных американцев в ежегодном марше " За жизнь " в Вашингтоне Участники акции прошли от парка Эллипса до ступеней Верховного суда США, после чего митрополит Тихон обратился к демонстрантам со словом.

http://pravmir.ru/category/news/page/463...

Праздник Успения Божией Матери. 550-летие Псково-Печерской обители ФОТОРЕПОРТАЖ 14/27 августа. Всенощное бдение в канун празднования Успения Пресвятой Богородицы 27 августа 2023 года, накануне Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре Его Высокопреосвященству сослужили исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией монастыря и гости праздника в священном сане. Песнопения всенощного бдения исполнили: братский хор монастыря под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники. 15/28 августа. Божественная литургия и торжества в честь Успения Божией Матери и 550-летия обители 28 августа 2023 года, в празднование Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане; наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности наместника Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов); настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский); благочинный Печорского округа епархии протоиерей Владимир Семиндяев; благочинный Плюсского округа епархии протоиерей Александр Тимофеев; благочинный Псковского районного округа иерей Михаил Буценка; исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков) и гости праздника в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: братский хор монастыря под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились Губернатор Псковской области Михаил Ведерников, многочисленные прихожане и паломники, прибывшие со всех уголков России и стран ближнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/155736.html

24. Суббота. Первомц. равноап. Феклы. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Прмч. Галактиона Вологодского. Мирожской иконы Божией Матери. Блгв. кн. Владислава Сербского . Служба первомц. Феклы шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры первомученицы, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – первомученицы, глас 6-й: «Страстотерпческими борении...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни...», 2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й: «Аще кая добродетель...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – первомученицы, глас тот же: «Львов стремление попрала еси...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...». По Трисвятом – тропарь первомученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первомученицы на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первомученицы на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон первомученицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – ин кондак первомученицы, глас 8-й; седален первомученицы, глас тот же (дважды) . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-07/

Иконописным мастерством будут заниматься мальчики 12-16 лет, имеющие навыки рисования. На бесплатных занятиях насельники обители обучат ребят полному процессу создания иконы, от древней техники изготовления доски до золочения. 11 апреля. ПРАВМИР. При Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в конце апреля откроются иконописные классы для мальчиков, сообщает Православие.ru со ссылкой на РИА Новости. «Одна из главных задач для нас на сегодняшний день — сохранение и приумножение традиций Псковской школы иконописи, которая сама по себе имеет особое значение в мировой культуре. В связи с этим решено начать обучение основам псковской иконописной школы в монастыре. С апреля начнется двухгодичное преподавание в классе на 10-15 человек, в дальнейшем надеемся на открытие специальной школы», — рассказал настоятель мужского монастыря игумен Николай (Биличенко) Иконописным мастерством будут заниматься мальчики 12-16 лет, имеющие навыки рисования. На бесплатных занятиях насельники обители обучат ребят полному процессу создания иконы, от древней техники изготовления доски до золочения. В будущем монастырь планирует возвести центр-школу православной иконописи, расчитанную на 30 учеников. Псковские иконы отличает особый способ обработки доски для иконы, использование активных цветовых пятен, особенно красных и зеленых, реже синего, применение красок только из местных материалов, а также «включенность» персонажей в события, изображенные на иконе, интерес к психологии человека, человеческое лицо и человеческие переживания. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/detskie-ikonopisnye-kl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1609, Николо-Улейминский мон-рь), игум. Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря , и с ним 50 иноков, убитые польско-литов. интервентами. В 1609 г. мон-рь, где находились братия во главе с В. и окрестные жители, был осажден польско-литов. войсками. Силы защитников мон-ря таяли, последние из них затворились в монастырском Никольском соборе, причастились Св. Таин и выслушали поучение настоятеля. Затем В. облачился в священнические одежды, избрал из числа братии 27 монахов и вручил им иконы. Во главе процессии В. вышел навстречу осаждавшим, увещевая их не творить зла обители. Интервенты отсекли игумену голову, остальные иноки также были убиты. Местное почитание мучеников началось с сер. XVII в., панихидную память установлено творить 14 мая и в субботу мясопустную. Ист.: Угличский летописец//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 118-119; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996. С. 148; Sapieha J. -P. Dzieje Marsa krwawego//Moskwa w rkach polaków. Warsz., 1995. S. 294. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 356; Власий, иером. Николо-Улейминский мон-рь близ г. Углича. Ярославль, 1892; Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Яросл. ЕВ. 1903. Ч. неофиц. 39; Киссель Ф. Х. История г. Углича. Углич, 19942. С. 338; Николаевский Улейминский мон-рь//Жития и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России. СПб., 1994. С. 339-349; Николо-Улейминский мон-рь. Углич, 1995; Ярославский К. Ист. сведения о бывших и существующих Угличских мон-рях с хронол. перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания мон-рей//Яросл. ЕВ. 1887. 24. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/154345.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

(не позднее 1114 - 13.10.1188, Псков), новгородский свящ., летописец. О Г. В. мы узнаем из 2 свидетельств Новгородской первой летописи, читающихся в ее древнейшем Синодальном списке. Под 1144 г. летописец сообщает: «В то же лето постави мя попом архепископ святыи Нифонът» (ПСРЛ. Т. 3. С. 27). Под 1188 г. в летописи говорится о смерти Г. В., причем приводится небольшой некролог, из к-рого известно о том, что Г. В. 45 лет «в кротости, и съмерении и богобоязньстве» служил в новгородской ц. во имя св. Иакова (по-видимому, в Людине конце, в Новгороде существовал еще храм с таким же посвящением в Неревском конце). В 1188 г. Г. В. в свите Новгородского архиеп. св. Гавриила (Григория) ездил в Псков, во время поездки священник заболел, был пострижен архиереем в схиму и скончался, похоронен «у святого Спаса въ манастыри» (очевидно, в псковском Мирожском в честь Преображения Господня ) (Там же. С. 39). Д. И. Прозоровский в 1852 г., сопоставив эти свидетельства, пришел к выводу о том, что под 1144 и 1188 гг. летопись упоминает одного и того же человека, к-рый был не только священником новгородской ц. св. Иакова, но и летописцем. Д. С. Лихачёв предположил, что Г. В. составлял отдельную «уличанскую» летопись. Однако более убедительной представляется гипотеза А. А. Гиппиуса, в соответствии с к-рой Г. В. являлся летописцем архиеп. св. Иоанна (Илии) и пополнял Новгородскую владычную летопись в период управления свт. Иоанном Новгородской кафедрой - в 1165-1186 гг. (по лингвистическим данным, с 1164 по 1186 летопись вел один человек). Во 2-й пол. 60-х гг. Г. В. также переработал начальную часть Новгородской владычной летописи и изготовил ее дополненную копию для Юрьева новгородского муж. мон-ря . В этой копии, отразившейся в Синодальном списке Новгородской первой летописи, и появилась «автобиографическая» заметка Г. В. под 1144 г. После 1186 г. летопись, судя по лингвистическим данным, уже вел др. человек. Возможно, Г. В. исполнял обязанности владычного нотария (секретаря), чем объясняется его поездка с архиеп. св. Гавриилом (Григорием) в Псков.

http://pravenc.ru/text/164797.html

Основные центры православного паломничества включены в Национальный атлас России Москва, 16 июня 2009 г. Основные центры православного паломничества впервые включены в четырёхтомный Национальный атлас России, изданный в 2008 году под эгидой Министерства экономического развития России и Федерального агентства геодезии и картографии, сообщает сайт Паломнического центра Московского Патриархата . Том 4 даёт последовательное раскрытие хода и результатов исторического процесса становления и развития Российского государства от момента его зарождения до настоящего времени, а также комплексную характеристику и свод современной пространственно-временной информации и знаний о культуре, культурном и природном наследии России. Именно в этом томе в разделе «Познавательный туризм» можно найти основные центры религиозного туризма и паломничества, включая Православие, ислам и буддизм. Раздел даёт информацию об основных туристско-рекреационных районах, а также зонах и территориях познавательного туризма. Описываются ключевые объекты культурно-познавательного туризма, природно-познавательного туризма, куда отнесён религиозный туризм и паломничество, а также объекты этнографического туризма. На представленной карте четвёртого тома Атласа указаны основные центры религиозного туризма и паломничества, из которых 30 центров относятся к Православию: Спасо-Преображенский Соловецкий и Троицкий Антониево-Сийский мужские монастыри Архангельской и Холмогорской епархии; Боголюбский, Покровский Суздальский и Спасо-Преображенский Муромский Новодевичий монастыри Владимирской епархии; Спасо-Прилуцкий Димитриев, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри Вологодской епархии; Залонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой и Елецкой епархии; Алапаевский монастырь по имя Новомучеников Российских Екатеринбургской и Верхотурской епархии; Введенская Оптина пустынь и Рождества Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь Калужской и Боровской епархии; Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Костромской и Галичской епархии; Свято-Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыри Московской епархии, Троицкий Серафимо-Дивеевский и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женские монастыри Нижегородской и Арзамасской епархии; Успенский Псково-Печерский, Успенский Святогорский и Спасо-Преображенский Мирожский монастыри Псковской и Великолуцкой епархии; Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский и Троицкий Александро-Свирский мужские монастыри Санкт-Петербургской и Ладожской епархии; Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь Смоленской и Вяземской епархии; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Саранской и Мордовской епархии; Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии; Толгский Введенский и Троице-Сергиев Варницкий монастыри Ярославской епархии.

http://pravoslavie.ru/30778.html

Правительство РФ признало 18 исторических памятников особо ценными объектами культурного наследия 26 сентября. ПРАВМИР. Правительство РФ признало храмы Пскова особо ценными объектами культурного наследия народов России, это позволит им в будущем претендовать на место в охранном списке ЮНЕСКО. Как сообщается на сайте правительства, список объектов культурного наследия федерального значения пополнился 18 сооружениями. Среди них такие образцы средневекового зодчества, как комплекс крепостных сооружений Окольного города (Покровская башня – XV в., Гремячая башня – XVI в.), Троицкий кафедральный собор с колокольней – XVII в., Преображенский собор Спасо-Мирожского монастыря – XII в., Собор Рождества Богородицы – XVI в., церковь Михаила Архангела с колокольней – XIV в., церковь Богоявления со звонницей – 1489 г., Поганкины палаты – XVII в. и другие. Согласно заключению государственной историко-культурной экспертизы, «эти объекты сохранили достаточную степень преобладания подлинных, не измененных реконструктивными вмешательствами планировочных решений, основ объемно-пространственной композиции псковской школы средневекового зодчества». По словам чиновников, принятое решение создаст правовые условия для обеспечения целостности и сохранности уникальных памятников истории и культуры, а также позволит обеспечить их представление в ЮНЕСКО для включения в Список Всемирного наследия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 июня, 2016 21 сентября, 2016 22 сентября, 2016 14 ноября, 2023 17 июня, 2022 24 января, 2022 7 октября, 2021 5 июля, 2021 20 мая, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/hramyi-pskova-mogut-po...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010