Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО. Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора ( " Новгородская первая летопись " ) выглядит так: " В лето 6664 (1156)... Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21... О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента... " Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине XII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05425

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ († 20.07.1665, псковский Космодемьянский на Гремячей горе (Гремячский) мон-рь), архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский (1649-1664). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. В 1641-1643 гг. он был архимандритом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . В челобитной царю Алексею Михайловичу М. писал об оскудении монастырской казны и обращался к нему с просьбой списать долги по оброку с рыбных ловель и освободить мон-рь от этого оброка. 10 марта 1642 г. просьба царем была удовлетворена. На привилегию, полученную для мон-ря М., неоднократно ссылались его преемники (Снетогорский монастырь. С. 41-45). В марте 1642 г. М. в первый раз стал одним из кандидатов на Патриарший престол (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 46. Л. 10; ДРВ2. Ч. 6. С. 230-231). В июле 1643 г. М. упоминается в качестве архим. Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 4 нояб. 1649 г. был поставлен архиепископом Псковским и Изборским, хиротонию М. возглавил патриарх Московский Иосиф . М. прибыл в Псков 2 февр. 1650 г. и был торжественно встречен горожанами у псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , после чего архиепископ отслужил литургию в кафедральном Троицком соборе. На следующий день М. поставил нового архимандрита Псково-Печерского мон-ря - Митрофана, бывшего ранее игуменом Мирожского мон-ря. Через месяц после прибытия М. на кафедру в Пскове начался хлебный бунт. Сохранился собственный рассказ М. о тех событиях - отписка в Москву от марта 1650 г. ( Якубов. 1897. С. 320-323). 27 февр. 1650 г. на двор архиепископа пришли псковичи «болши трехсот человек», «из них лутчие люди человек с пятдесять взошли на сени». Челобитчики просили вышедшего к ним М. уговорить воеводу Н. С. Собакина не выдавать, как требовал царский указ, хлеб шведам, пока «тех пскович челобитье будет» к царю. На следующий день М. призвал воеводу на свой двор для разговора с жителями в архиепископской келье. По свидетельству самого М., во время переговоров воевода стал записывать имена пришедших, чем вызвал их бегство. Вскоре начались беспорядки: толпа собралась у земской избы, был разграблен дом гостя Ф. Емельянова, которому и были поручены операции с хлебом; из его дома была вывезена 1 тыс. царских золотых, которые к 8 марта удалось вернуть и скрыть на архиепископском дворе. Емельянова от гибели спас М., прятавший купца в своей келье 4 дня, а потом организовавший его отъезд в Москву. Стремясь предотвратить развитие бунта, М. взял образ Пресв. Троицы из соборной церкви и вышел на площадь увещевать народ. Однако волнения продолжались. Вскоре выборные люди пришли к М. с предложением взять у воеводы ключи от города, но тот отказался их забрать.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

По сообщению митр. Евгения (Болховитинова), к-рый, вероятно, использовал данные утраченных ныне летописных памятников и др. документов, в 1198 или 1192 г. в Мирожском мон-ре произошло чудо от одной из Богородичных икон ( Евгений (Болховитинов). 1831. Ч. 4. С. 7). В рукописном сборнике XVII в. чудо от М. и. упомянуто дважды и в 1-м случае датировано 1192 г., а во 2-м описано без даты: «Мирожская во Пскове в лето 6700»; «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове» (Роспись святым иконам. 1893. С. 9, 11). Согласно рукописи 1776 г. Никандровой пуст., содержащей «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских», образ «явился» (т. е. явил чудо) 24 сент. 1192 г., при свт. Гаврииле, архиеп. Новгородском, занимавшем владычную кафедру до 1193 г. (ПИАМ. Древлехран. Ф. Никандровой пуст. 186. Л. 14). В 1198 г. Новгородским архиепископом был уже свт. Мартирий (1193-1199). Та же дата фигурирует в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.- «Поморских ответах» (Поморские ответы/Изд. Мануиловского Никольского мон-ря. Б. м., 1884. М., 2004р. Л. 33) и «Керженских, или Диаконовых, ответах» (Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. Н. Новг., 1906. С. 29). Т. о., 1192 (или, если учесть сентябрьскую дату, 1191) год как предполагаемая дата явления чудотворного образа более предпочтителен, хотя в краткой статье о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», составленного С. Ф. Моховиковым (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.), приводится еще одна дата чуда - 24 сент. 6770(1261) г., относительно близкая ко времени княжения Довмонта, при котором, очевидно, был создан образ-протограф сохранившейся М. и. XVI в. Расхождение может объясняться прочтением буквы О в окончании порядкового числительного («в лето 6700-ое») как цифры 70, хотя не исключено, что именно этот вариант является верным. Плач иконы Пресв. Богородицы «в Пскове месте Московском, над рекой Мерожей в обетели Всемилостивого Спаса» со ссылкой на Часослов московской печати (под 24 сент.) упоминается и в сб. «Небо новое», составленном иером. Иоанникием Галятовским (Львов, 1665). Дата чуда, к-рое толкуется как знак моления Пресв. Богородицы за людей, здесь не указана ( Иоанникий (Галятовский). Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Могилев, 16994. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1156. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная Координаты: 57.805167, 28.329288 Проезд: Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе М -10 (через Новгород и Лугу), либо по трассе М-9 (через Ржев и Великие Луки). Трасса М-10 находится сейчас в лучшем состоянии. Расстояние от Москвы до Пскова — 722 км. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М-20. В Пскове вам нужен мост в Завеличье. Лучше воспользоваться не Ольгинским мостом, а мостом им. 50-летия Октября. Он выведет вас прямо к Мирожскому монастырю. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль Спасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв. Ольгинская набережная, 2, 3 Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники. Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв. Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Закрыть itemscope itemtype="" > «Всё будет хорошо» Митрополит Тихон обратился к духовенству, братии и всем богомольцам Псково-Печерского монастыря с прощальным словом 16.10.2023 1215 Время на чтение 5 минут Фото: Псковская епархия В субботу, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, сообщает Псковская епархия. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Мефодий (Леонтьев), архимандрит Филарет (Кольцов), архимандрит Марк (Быстриков), благочинный Печорского округа протоиерей Владимир Семиндяев, исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), иеромонах Иларион (Карандеев), иеромонах Прохор (Андрейчук), братия монастыря и гости обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор Псково-Печерского монастыря под управлением инока Олега (Гладышева). Попрощаться с дорогим владыкой в обитель собрались многочисленные прихожане, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, православные верующие города Печоры и других районов Псковской области. По окончании богослужения митрополит Тихон обратился к духовенству, братии обители и всем богомольцам с прощальным словом: «Счастлив человек, у которого на Земле есть место, которое он больше всего любит, к которому привязано его сердце. Место, земля, которая, как в древнем сказании, подпитывает его силами. И для меня есть такое место на земле. Это Псково-Печерский монастырь. Самая прекрасная, самая любимая, не промененная ни на что в сердце моем, хотя я и вырос в Москве, и бывал во многих местах России, во множестве стран, но... прекраснее, теплее, роднее, чем Псково-Печерский монастырь, места нет! Я от всего сердца благодарю Бога, что спустя 31 год после того, как по послушанию мне пришлось удалиться в Москву, Он услышал мои молитвы (31 год!) – и вернул сюда. Как я мог подумать, что паломник, потом послушник на коровнике вдруг вернется в Псково-Печерский монастырь, который весь был и остается для меня святыней – от каждого камушка до людей, конечно же, – и поставит грешного и недостойного на игуменское место...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/vs...

Храм Богоявления. Село Запсковье. Фото Льва Савинова. ЖМП 9 сентябрь 2020 /  16 декабря 2020 г. 14:17 Псковский ренессанс В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ПО РЕСТАВРАЦИИ ВОЙДУТ ВСЕ ДРЕВНИЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В Псковской области, наряду с Владимир­ской, Смоленской и Новгородской, сохранилось больше всего древнейших православных каменных храмов. В этом году 10 шедевров псковского архитектурного зодчества включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО1. На реставрацию памятников культуры Псковщины, в том числе и на храмы, планируется выделить около 12 млрд руб. О том, какие работы планируется провести, что делать с руинированными храмами в вымерших деревнях и как уберечь действующие храмы от пожаров, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал древлехранитель Псковской епархии монах Антоний (Воеводин).  PDF-bepcuя. «Старина старинная» В пределах Псковской митрополии выявили и поставили на учет 325 храмов, относящихся к объектам культурного наследия (ОКН) Российской Федерации (см. справку). Из них 200 расположены непосредственно в Псковской епархии, остальные — в Великолукской. Условно их можно разделить на четыре группы. К первой относятся древние храмы и монастыри XII–XVI веков. Это «золотой фонд» древне­русского зодчества, видовые объекты особого значения, тот духовный фундамент, на котором формировались русская культура и государство. Именно они в первую очередь привлекают на Псковскую землю паломников и туристов. Это, например, Троицкий собор Псковского кремля (памятник регионального значения), Снетогорский и Мирожский монастыри, храм Рождества Христова в Малах, Псково-Печерский и Святогорский монастыри (здесь похоронен Александр Пушкин) и другие. Эти объекты стоят в числе первых в программе по реставрации, на которую государством выделено из средств внебюджетного финансирования около 12 млрд руб. Некоторые из этих храмов стоят не сами по себе, а расположены в монастырях и вкупе с остальными монастырскими объектами входят в комплексы памятников.

http://e-vestnik.ru/church/pskovskiy_ren...

(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» ( Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрташеся что ясти, и еже обрташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлбы себ творяху, такых же хлбов и яз застах в том монастыр» ( Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария , архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства ( Малков. 1993. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Архимандрит Зинон: " Я более не хочу жить враждой " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26637.html 28 февраля 2006 Александр Щипков Архимандрит Зинон: " Я более не хочу жить враждой " Опубликовано: Кестонская служба новостей, 16 июля 1999 г. В ноябре 1996 года, архиепископ Псковский и Великолуцкий Евсевий (Савин) запретил в богослужении известного иконописца, лауреата Государственной премии России (1995) архимандрита Зинона (Теодора) на том основании, что он причащался с католиками на мессе, которую отслужил в Пскове в Мирожском монастыре итальянский католический священник, директор Центра " Христианская Россия " Романо Скальфи. Это событие вызвало в католической и православной прессе бурную реакцию. Популярный в церковных кругах православный публицист протоиерей Валентин Асмус на страницах московской газеты " Радонеж " поддержал решение архиепископа Евсевия. Православный богослов Оливье Клеман выступил в защиту иконописца в парижской газете  " Монд " . Священник Романо Скальфи обратился с письмом к патриарху Алексию, в котором указывал, что, совершая мессу в православном монастыре, не подразумевал " нарушать канонические правила " , а желал " преодолеть те болезненные разделения, которые еще существуют между двумя нашими Церквами " . Сам архимандрит Зинон указывал на прецеденты экуменической евхаристии, совершавшейся с благословения Московской Патриархии. В частности, в интервью редактору журнала " Континент " И. Виноградову (Континент, о. Зинон сказал: " В Троице-Сергиевой Лавре, еще когда я сам там жил при патриархе Пимене, была специально отведена Смоленская церковь для католических богослужений... бенедектинский монах в Псково-Печерском монастыре в 1979 году в субботу первой седмицы Великого поста лично у меня на глазах причащался из одной чаши вместе с о. Иоанном Крестьянкиным, с наместником и со всеми почтенными старцами, и никакого скандала никогда изза этого не бывало " . В настоящее время архимандрит Зинон по-прежнему запрещен в священнослужении. Живет в деревне Гверстонь в пятидесяти километрах от Пскова возле самой русско-эстонской границы. Он отказался от контактов с внешним миром, никуда не выезжает (слухи о том, что он много времени проводит за границей, не подтвердились), не принимает посетителей, отказывается от контактов с прессой. Настоящее интервью – исключение.

http://religare.ru/2_26637_1_21.html

Афанасий, архиепископ Казанский и Свияжский (Соколов Андрей Григорьевич) Родился 27 июня 1801 года в г. Буе Костромской губернии в семье бедного причетника. Окончил Костромскую духовную семинарию и в июле 1821 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 22 августа 1825 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 29 августа назначен бакалавром академии; 8 сентября посвящен во иеромонаха; 17 декабря получил степень кандидата богословия. 30 января 1826 года определен инспектором Псковской духовной семинарии; 23 октября удостоен звания магистра. 3 апреля 1827 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Мирожского монастыря. 28 августа 1828 года определен ректором и профессором Харьковского коллегиума. С апреля 1830 года – ректор Черниговской духовной семинарии; 11 июня того же года назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря. С 29 апреля 1832 года – ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Калязина Троицкого монастыря. С 7 марта 1838 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и архимандрит Ярославского Толгского монастыря, а с 5 августа – член духовно-цензурного комитета. 25 июня 1841 года хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 24 декабря 1853 года – архиепископ Иркутский. С 3 ноября 1856 года – архиепископ Казанский. 9 ноября 1866 года уволен на покой в Кизический Введенский монастырь. Скончался 1 января 1868 года. Погребен под главным алтарем Казанского кафедрального собора. Преосвященный Афанасий – ревностный и просвещенный архипастырь своего времени. Любовь к науке, жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. С особой любовью он занимался изучением и переводом отеческих творений. В его квартире не только на столах, но и на стульях, на окнах, даже на полу – везде лежали книги и журналы. Любовь к научным занятиям он стремился возбудить и в своих учениках. Самых способных и прилежных из воспитанников за хорошие ответы он всегда поощрял, и они, в свою очередь, относились к своему ректору как к доброму и любящему отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В памятниках катакомбных нет ни одного изображения Тайной вечери как события исторического, ознаменованного установлением Евхаристии. Общее направление искусства, первоначально вращавшегося главным образом в сфере простой символики, определяло собой уже заранее и характер изображения Евхаристии: она явилась под формами символическими. Рыба – I ΧΘYΣ, в наименовании которой заключены пять монограмм имени Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя, была одним из наиболее распространенных символов Евхаристии 1753 . В живописях катакомб, равно как на гробничных плитах, печатях, резных камнях, лампах рыба изображается часто в связи с другими символами: хлебами, якорем, монограммой имени Иисуса Христа, добрым пастырем и птичкой; иногда видим одно только начертание наименования «I ΧΘYΣ», или " I ΧΘYΣ ΖΩΝΤΩΝ, I ΧΘYΣ ΣΩΤΗΡ» (=вместе с изображением двух рыб). Связь этого символа с другими в одном и том же памятнике помогает раскрытию его смысла. Особенно же важное значение в этой экзегетике имеют памятники древней письменности, в которых Иисус Христос называется рыбой, питающей верующих, рыбой евхаристической; между ними первое место должно быть отведено эпитафиям Аверкия Иерапольского  и – Отунской 1754 . В отдельных случаях символическое истолкование рыбы может быть оспариваемо, но вообще евхаристическое значение ее установлено в науке твердо. Отсюда рыба со своим евхаристическим значением перешла и в средневековые изображения Тайной вечери: ее видим в равеннской мозаике Св. Аполлинария (Nuovo), в лобковской псалтири, в лицевых Евангелиях, в стенописях псковского Мирожского монастыря и других памятниках, как видно будет ниже 1755 ; и так как не доказано, что первоначальное значение рыбы было в средние века забыто и что в средневековых изображениях Евхаристии рыба явилась под влиянием поздних толкований XXI главы Евангелия Иоанна 1756 , то, ввиду общей связи средневекового искусства с древнехристианским, мы усвояем рыбе в средневековых изображениях Тайной вечери то же евхаристическое значение, что и в памятниках древнехристианских. Сколь ни многочисленны памятники с изображением рыбы в период древнехристианский, однако они не обнаруживают в своих формах широты заключенной в них идеи: рыба со стоящей на ней корзиной с хлебом в катакомбах Люцины 1757 дает лишь общий намек на установление Евхаристии (=хлебы) Иисусом Христом (=рыба). В так называемой сакраментальной капелле 1758 рыба на треножнике, возле которого стоят корзины с хлебами, означает материю Евхаристии, т. е. плоть и кровь Спасителя, данные в снедь верным. В одном из изображений этой капеллы (рис. 120), представляющем треножник с хлебами и рыбой, возле которого стоят две человеческие фигуры (одна женская с воздетыми руками), католические ученые видят намек на литургическое действие освящения хлеба и вина, но это истолкование композиции, опирающееся на авторитет де Росси, доселе составляет предмет спора 1759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010