В 1918 г. по инициативе настоятеля Крыпецкого мон-ря игум. Нафанаила братия открыла могилу и отслужила великую панихиду. Но считается, что гроб был переложен и зарыт слишком поспешно и опять неправильно. В ближайшую ночь в мон-рь ворвались красногвардейцы из отряда Серебрякова и допросили братию о причинах вскрытия могилы. Красноармейцы считали, что монахи спрятали в могиле ценные богослужебные предметы. В ту же ночь после допросов игум. Нафанаил удалился в Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь , а затем на родину в Полтавскую губ. В февр. 1922 г. Крыпецкая обитель была обращена в приход, а в дек. 1923 г. решением Псковского губисполкома окончательно закрыта, постройки переданы совхозу «Крыпецы». Прп. Корнилий Крыпецкий в группе избранных святых. Икона. 1996 г. Мастерская С. С. Путиева (придел прп. Саввы Крыпецкого собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) Прп. Корнилий Крыпецкий в группе избранных святых. Икона. 1996 г. Мастерская С. С. Путиева (придел прп. Саввы Крыпецкого собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) В 30-80-х гг. XX в. богомольцы приходили к могиле К., по молитвам к преподобному совершались исцеления от различных недугов, в т. ч. от эпилепсии, болезни глаз, немоты. В 1944 г. свящ. А. Ионов писал: «Если же со временем выяснится, что «завещание» м. Корнилия есть не что иное, как благочестивая легенда, возникшая среди его почитателей, то даже, как и легенда, это «завещание» будет иметь свой интерес как новое подтверждение тому, что русский народ связывал свои исторические судьбы с Промыслом Божием и бедствия России всегда рассматривал как Божие наказание за отпадение от той Христовой правды, которая наиболее ярко раскрывается в жизни русских святых, праведников, подвижников». В мае 1958 г. при участии схиархим. Псково-Печерского мон-ря Александра (Васильева) и бывш. духовника Святогорского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря архим. Никодима над могилой К. была возведена деревянная часовня с 4-скатной кровлей, а рядом - небольшая деревянная одноглавая церковь. Но осенью того же года по инициативе председателя Торошинского сельского совета И. Денисова местные комсомольские активисты частично разобрали, частично сожгли храм и часовню. Но богомольцы продолжали приходить к захоронению преподобного. К 1960 г. на его могиле имелись каменное надгробие с фотографией, ограда.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

Уйдя на покой, К. продолжал жить в Макариевой пуст., служил ранние литургии. В ночь с 17 на 18 февр. 1932 г. был арестован вместе с братией монастыря (ок. 40 чел.) по обвинению в «контрреволюционной деятельности» в ходе операции ОГПУ по ликвидации всех муж. и жен. монашеских общин на территории Ленинградского военного округа. 22 марта 1932 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 3 годам ссылки в Казахстан. По возвращении из ссылки в 1935 г. проживал нелегально недалеко от закрытого Воскресенского мон-ря, в районе городов Чудово и Любань. Имел многочисленных духовных чад, окормлял нелегальные общины «непоминающих» в пределах Новгородской, Калининской и Ленинградской епархий: объезжал города и села для исполнения тайных богослужений и треб, совершал тайные монашеские постриги и священнические хиротонии лиц, которых сам готовил к принятию сана, а потому позже шутя говорил, что у него были свои духовная академия и духовная семинария. По собственному свидетельству, в течение мн. лет он не ночевал в одной квартире подряд 2 ночи, с большими предосторожностями и постоянной опаской скитался из одного селения в другое, работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха. Во время Великой Отечественной войны, с осени 1941 г., находился на территории, оккупированной нем. войсками, предположительно принимал участие в открытии закрытых храмов. В нач. 1942 г. вместе с келейником Вуколом (Николаевым) получил разрешение от нем. оккупационных властей и руководства Прибалтийского экзархата РПЦ переехать в Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Прибыл туда в марте того же года. Вел в обители строгую молитвенную жизнь, ежедневно посещая храм. В Иванов день, 7 июля 1942 г., возглавил крестный ход вокруг монастыря. Участвовал в совещании архиереев Прибалтийского экзархата, состоявшемся в Псково-Печерском мон-ре 29-30 авг. 1943 г. Планировался его приезд на очередное архиерейское совещание в Ригу, но на Страстной седмице, в ночь с 31 марта на 1 апр. 1944 г., при налете советской авиации на г. Петсери (ныне Печоры) и Псково-Печерский мон-рь схиепископ отказался спускаться в бомбоубежище во время вечерней молитвы и был убит осколком бомбы в своей келье. Погребен в Богозданных пещерах мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1840317.html

Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы на раке. 1892 г. (?), поновление — кон. XX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) С именем К. связывают также создание летописного свода. Известие о том, что К. составил «книгу летописания» («книгу летонаписания»), восходит к тексту Повести 80-х гг. XVI в. Инок Григорий, начиная рассказ об осаде Пскова польск. кор. Стефаном Баторием, замечает, что за 14 лет до события предсказание о нашествии внес в свою летопись К. Далее следует описание видения стражам, стоящим у Черехского моста, множества вооруженных людей, идущих к Пскову (РГАДА. Ф. 181. 470. Л. 342 об.- 343). Этот рассказ дословно повторяется и в редакциях Повести XVII в. (см.: БЛДР. Т. 13. С. 488). Сходный сюжет о видении читается в статье 7076 г. в Строевском списке Псковской 3-й летописи, но без упоминания о К. (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 250). Еще первые издатели псковских летописей предположили (в т. ч. и на основании этой записи), что Строевский список принадлежал Псково-Печерскому монастырю (ПСРЛ. 1848. Т. 4. С. 318). По мнению А. Н. Насонова, Строевский список и есть та самая «книга летописания», к-рая была составлена если не самим К., то под его руководством. Согласно наблюдениям исследователя, свод 1567 г. (т. н. свод игум. К.) негативно освещает деятельность вел. князя Московского, что проявляется прежде всего в описании событий 1510 г., осуждении вторичной женитьбы Василия III, исключении и сокращении известий о вел. князьях, об их наместниках и дьяках ( Насонов. 1946. С. 261-270). По мнению Масленниковой, в своде игум. К. «отразилась оппозиционная по отношению к Москве идеология псковского боярства». Исследовательница отметила также близость К. к партии нестяжателей» ( Масленникова. 1955. С. 167-177). Взгляды Насонова и Масленниковой разделяли Я. С. Лурье, Скрынников, А. А. Зимин и др. Собор Псково-Печерских святых. Икона. Кон. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь) Тело К. было положено в стене «Богомзданной пещеры». Местное почитание игумена началось вскоре после его кончины, о чем свидетельствует лит.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

В авг. 1945 г. Маньчжурия была занята советскими войсками. В октябрьском номере «ЖМП» того же года было опубликовано датированное 26 июня послание митр. Мелетия, Д. и еп. Ювеналия к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) с просьбой принять их под свое окормление (сохранилось письменное свидетельство митр. Мелетия, что это послание было единолично составлено архиеп. Нестором (Анисимовым) и отправлено в Москву без ведома вышеназванных иерархов). 26 окт., во время поездки в Харбинскую епархию делегации Московской Патриархии во главе с Ростовским и Таганрогским еп. Елевферием (Воронцовым) , Д. вместе с митр. Мелетием, еп. Ювеналием, а также архиеп. Нестором подписал в Харбине акт о воссоединении с РПЦ. Однако Д. продолжал поминать за богослужением первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) после Патриарха Алексия. Д. возражал против стремления митр. Нестора взять на себя управление Харбинской епархией. С осени 1945 г. вся епархиальная церковно-общественная жизнь протекала в условиях открытого противостояния Д. и Камчатского митр. Нестора, формально не имевшего отношения к Харбинской епархии. Однако определением Свящ. Синода от 27 дек. 1945 г. временное управление образованного Восточноазиатского митрополичьего окр. (впосл. Восточноазиатский экзархат РПЦ) перешло к митр. Нестору. 29 сент. 1946 г. ввиду постигшей Д. тяжелой болезни, требовавшей незамедлительного лечения, он выехал в Москву. После успешной операции на горле его здоровье заметно улучшилось. Д. направил на имя Сталина привезенные с собой списки схваченных сотрудниками НКВД рус. жителей зоны КВЖД, настаивая на их немедленном освобождении. По-видимому, это обращение послужило поводом к устранению Д. от церковной деятельности. Он был определен на покой в Псково-Печерский муж. мон-рь, хотя определенно выразил Ленинградскому и Новгородскому митр. Григорию (Чукову) свое намерение добиваться назначения на кафедру. Проездом в Псково-Печерский мон-рь останавливался в Ленинграде, посетил Ленинградскую ДА. Сильно простудился при переезде от железнодорожной станции до мон-ря, что вызвало обострение давнего хронического заболевания. 29 янв. 1947 г. был срочно доставлен самолетом в Ленинград, где скончался в больнице. Чин отпевания в кафедральном Николо-Богоявленском соборе Ленинграда совершали митр. Григорий (Чуков) и еп. Ювеналий (Килин). Похороны состоялись 2 февр. на Георгиевском Большеохтинском кладбище в Ленинграде. Д. был погребен справа от кладбищенского храма.

http://pravenc.ru/text/178149.html

В ответном письме обер-прокурор счел «приличным оставить их в церкви, так как они составляют украшение оной». Мон-рь принял беженцев, скот был доставлен в Порхов. 23 дек. 1812 г. того же года имп. Александр I в знак признательности пожаловал архим. Аркадию наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, причем лично выбрал его для вручения настоятелю. Полного расцвета Н. Б. м. достиг во время настоятельства Игнатия (Васильева; 1853-1870, с 1857 игумен, с 1865 архимандрит). Он родился в 1806 г. в с.-петербургской купеческой семье, после послушничества на Валааме в 1837 г. принял постриг в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. У него имелся опыт наместничества в крупных монастырях - Троице-Сергиевой пуст. (1844-1851) и новгородском Юрьевом (1851-1853). Архим. Игнатий дружил со св. Игнатием (Брянчаниновым) , проживавшим в Сергиевой пуст., что отражено в их активной переписке. Другом архим. Игнатия был и схим. Михаил (Чихачёв) , многократно посещавший пустынь. Отец Игнатий заботился о благолепии Н. Б. м., создал на его территории искусственную насыпь, где были посажены фруктовые деревья, кустарники и цветы. Особое внимание настоятель уделял стройности и благочинию монастырского богослужения. Кроме того, игум. Игнатий обновил мн. монастырские здания, пришедшие ко времени его настоятельства в ветхость, на пожертвования купца В. Г. Жукова построил дорогу на Порхов. При нем, в 1855 г., был установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного. Вел. кнг. Александра Иосифовна передала в Н. Б. м. настоятельское облачение из серебряного глазета (1856), имп. Мария Александровна - ковер к раке преподобного (1859). К 1863 г. число братии возросло до 80 чел. При архим. Игнатии в Н. Б. м. «на исправление» стали прибывать провинившиеся лица духовного и светского звания, что было для мон-ря довольно обременительно. Ок. 1870 г. вокруг ризничего обители иером. Серафима сгруппировалась апокалиптическая секта «Серафимовичи и Серафимовны», или «Избранные братья и сестры». В 1871 г., после кончины 18 дек. 1870 г. архим. Игнатия, иером. Серафим, столкнувшись с недоброжелательным отношением нового настоятеля, вместе с келейником Андреем Никифоровым тайно покинул мон-рь и поселился в лесу на севере Порховского у., где был арестован и препровожден в С.-Петербург. Среди почитаемых подвижников, способствовавших процветанию обители во 2-й пол. XIX - нач. XX в., были архим. Мефодий (Холмский), бывш. приходский священник в Торопце Псковской губ., а затем настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , а также архим. Владимир (Гиганов), канд. богословия (1891), флотский священник, в 1901-1905 гг. в чине старшего иеромонаха член Иерусалимской духовной миссии, до назначения в Н. Б. м. являвшийся настоятелем псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Помимо управления Н. Б. м. он исполнял обязанности благочинного мужских и женских мон-рей Псковской епархии.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

К Архиерейскому дому были приписаны небольшие Макарьевский Илбахтин мон-рь Уфимского уезда и Кашпирский Вознесенский мон-рь Симбирского уезда (в 1693 и 1695 гг. соответственно) с крестьянами и вотчинами. При М. архиерейская ризница пополнилась заказанной еще Адрианом архиерейской златокованной шапкой с жемчугом и запалами. Видимо, там же хранилась книга свт. Иоанна Златоуста «Беседы на Евангелиста Иоанна» (М., 1686) с владельческими надписями: «Сия книга Маркелла митрополита Псковского келейная» и «Сия книга Преосвященого Маркелла, митрополита Казанского и Свияжского келейная» (ОРиРК НБ Казанского ун-та. Ед. хр. В-174196). М. был погребен в приделе во имя святых Бориса и Глеба казанского Благовещенского собора Казанского кремля. В XIX в. его останки были перенесены под главный алтарь кафедрального храма. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 3. 1381. С. 71, 74; Дворцовые разряды. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 577; ДАИ. Т. 10. 15. С. 39; 66. С. 226-227; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. 303. С. 478-479; Список с епистолии инока Силивестра Медведева// Симеон Полоцкий. Вертоград многоцветный/Подгот. текста и коммент.: А. Хипписли, Л. И. Сазонова. Кёльн, 2000. Т. 3. С. 629-630; Гордон П. Дневник 1690-1695 гг./Пер. с англ., ст. и примеч.: Д. Г. Федосов. М., 2014. C. 20, 21, 23, 25. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского 1-кл. мон-ря. Дерпт, 1821. С. 18, 53; Чистович И. А. История правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 146-147; Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 80-81; Строев. Списки иерархов. Стб. 287, 384, 656, 907; Брикнер А. Г. Мат-лы для источниковедения истории Петра Великого: (1682-1698 гг.)//ЖМНП. 1879. Ч. 204. 8. Отд. 2. С. 301-302; Леонид (Кавелин), архим. Казанский митр. Маркелл (1698)//РА. 1889. Кн. 2. Вып. 6. С. 304; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.). СПб., 1891. С. 167-168, 170, 270; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом. Каз., 1906. С. 215-216, 257, 345; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 48, 86, 107, 108; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Ч. 1. С. 255-256, 433-434; Артаксерксово действо: Первая пьеса рус. театра XVII в./Подгот. текста, ст. и коммент.: И. М. Кудрявцев. М.; Л., 1957. С. 96-97; Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа: (К истории русской рукописной книги во 2-й пол. XVII в.)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1963. Сб. 8. С. 179-244; Белоброва О. А. Маркелл//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 335-336 [Библиогр.]; Богданов А. П. Рус. патриархи: (1589-1700). М., 1999. Т. 2. С. 321-324; он же. Московская публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 372, 375, 407; Маркелл//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 745-746 [Библиогр.]; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: (1555-2007 гг.). Каз., 2007. С. 98-102.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

К сер. XIX в. в ризнице хранились 8-конечный крест чеканной работы, украшенный серебром и финифтью (вклад 1667 в Снетогорский мон-рь), с частицами святынь; серебряный крест, в к-рый вставлены, согласно надписи, «часть от гроба Господня, часть мощей апостола Андрея, часть от жезла Ааронова»; серебряный ковш (вклад царевича Иоанна, сына царя Иоанна IV Васильевича); 2 серебряных стакана (вклад царя Феодора Иоанновича); 3 «старинных» кубка, «драгоценный» потир 1776 г.; Евангелие в окладе из цветной парчи (вклад 1686 боярина Б. П. Шереметева в Снетогорский мон-рь), Евангелие в серебряном позолоченном окладе 1708 г. Книгописание, книжное собрание К кон. XV-XVI в. Е. м. стал в псковских землях духовным центром объединения рус. земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерский монастырь выступал за сохранение псковской независимости, Е. м. отстаивал необходимость усиления гос-ва вокруг Москвы. Главным выразителем этой идеи был старец Е. м. Филофей (ок. 1465-1542), автор сочинений, развивавших историософскую идею Третьего Рима, вселенской ответственности Руси за Православие. Е. м. являлся одним из центров книжности. Среди монахов - учеников прп. Евфросина - было много «разумеющих книжную мудрость». Ближайший ученик прп. Евфросина игум. Памфил в нач. XVI в. написал послание наместнику вел. князя в Пскове с настоятельной просьбой искоренить «беззаконное и богомерзкое празднование» псковичами дня Ивана Купалы - навечерия праздника Рождества Иоанна Предтечи. Это послание содержит единственное в древнерус. лит-ре подробное описание языческих обычаев «купальского праздника». Послание Памфила имеет 2 редакции - Краткую (РНБ. Погод. 1572; Q. XVII. 50) и Летописную (полностью внесена в 1-ю Псковскую летопись под 1505; см.: ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 90-91). По мнению некоторых исследователей, в обители была отредактирована 1-я Псковская летопись, переписаны труды отцов Церкви (см.: Строев П. М. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке И. Н. Царского. М., 1836. С. 11-12). По ошибочному предположению псковского исследователя Л. А. Творогова, именно в Е. м. в 90-х гг. XV в.- 1510 г. было переписано «Слово о полку Игореве», впосл. попавшее к А. И. Мусину-Пушкину (см.: Творогов Л. А. Новое доказательство псковского происхождения непосредственного оригинала Мусин-Пушкинского списка текста «Слова о полку Игореве». [Псков], 1949. С. 9-10, 16).

http://pravenc.ru/text/189691.html

И. был помещен в тюрьму Таллина, потом переведен в тюрьму НКВД в Ленинграде. Его обвиняли в том, что «в проповедях с амвона выступал против Советского правительства и Коммунистической партии... Вел оголтелую антисоветскую агитацию среди населения Эстонии и за пределами ее... Состоял членом многих контрреволюционных монархических организаций... [в том числе] председателем комиссии для собирания материалов по биографиям погибших при Советской власти в России русских архипастырей, пастырей и церковных деятелей с целью издания их потом в печати». 18 апр. 1941 г. Ленинградским областным судом приговорен к расстрелу. После вынесения смертного приговора содержался в ленинградской тюрьме «Кресты». 30 июля того же года расстрелян (предположительно под Гатчиной), похоронен в безвестной могиле. Арх.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Д. 101; Эстонский ИА. Ф. 5355. Оп. 1. Ед. хр. 317. Л. 1; Ф. 1655. Оп. 3. Д. 360. Л. 24; ГА Эстонии. Ф. 31. Оп. 4. Д. 215; Ф. 58. Оп. 1. Д. 1276. Лит.: К вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии. Таллин, 1933; А. П. Епископ Иоанн Печерский отправился в Константинополь//Сегодня. Рига, 1934. 14 янв. 14). С. 8; Г. Г. Эстонская церковная смута//Церк. жизнь. Белград, 1934. 1 (Янв.). С. 10-11; В защиту православия: [О лекции еп. Иоанна в Белграде 29 янв. 1934 г.]//Царский вестник. Белград, 1934. 382), 4 февр. С. 1; Польский. Ч. 2. С. 286-287; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 283; Петров Г. В. Псково-Печерский мон-рь в 1920-1940 гг.//Псков. 1994. 1. С. 40-48; Владимиров О. Свидетельство о еп. Печерском//Правосл. Русь. Джорд., 1997. 1(1574). С. 4-6; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 381, 392, 396, 398, 430, 532, 543, 549; У пещер, Богом зданных: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века/Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 295-300; Пономарева Г. М. Бунт еп. Иоанна Печерского//Русские в Эстонии на пороге XXI века: прошлое, настоящее, будущее. Таллинн, 2000. С. 118-125. L ô una, K. Petserimaa: Petserimaa integreerimine Eesti Vabariiki, 1920-1940. [Tallinn], 2003. С. 20, 80-89; Зотова-Печерская Т. П. Когда увозят в вечность: Жизнеописание еп. Печерского Иоанна (Булина). М., 2006; Vana Petseri: Ehimised ja inimesed. Tallinn, 2006. С. 78-79; Шор Т. Крестный путь о. Иоанна Печерского (Булина, 1893-1941)//Seminarium Hortus Humanitatis: Альманах. 15: Русский мир и Латвия: Гуманистические аспекты проблемы будущего. Рига, 2008. С. 59-61.

http://pravenc.ru/text/469460.html

Н. были составлены особая служба ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 205), тропарь и кондак; тексты последних помещены на его гробнице и в «Записи о святом Николае Юродивом». Ист.: Ильинский Н. С. Ист. описание г. Пскова и его древних пригородов. СПб., 1794. Ч. 4. С. 63-64; Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе//РИЖ. 1922. Кн. 8. С. 21-22, 51-52; ПсковЛет. Вып. 1. С. 115-116; Рассказ («видение») псковского пушечного кузнеца Дорофея//Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков/Подгот. текста: В. И. Малышев. М.; Л., 1952. С. 112-113; ПСРЛ. Т. 34. С. 191; Повесть о Псково-Печерском мон-ре/Подгот. текста, пер. и коммент.: В. И. Охотникова//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 476-533; Повесть о Довмонте// Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 1. С. 351-570; Скрынников Р. Г. Забытый источник о России эпохи Ивана Грозного//ОИ. 1999. 1. С. 132-144; Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митр. Филиппа Сергия Шелонина//КЦДР. 2001. [Вып.:] Соловецкий мон-рь. С. 342-437; Флетчер Дж. О государстве русском/Пер.: М. А. Оболенский. М., 2002. С. 130-131; Штаден Г. Записки о Московии. М., 2008. Т. 1. С. 119. Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1821. Т. 9. С. 153-155; 1892. Т. 9. С. 90-91; СИСПРЦ. 1836. С. 209-211; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 400-401; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 70-71; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 204-206; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. Церкви: Ист. очерк. М., 19023, 1992p. С. 211-214; Будовниц И. У. Юродивые Др. Руси//ВИРА. 1964. Сб. 12. С. 170-195; Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990. С. 207-208; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992 (по указ.); Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999 (по указ.); Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 271, 273-277, 279, 284-285, 296; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 118-119; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. Псков, 2009. С. 263; Штаден Г. Записки о Московии. М., 2009. Т. 2. C. 205-207.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Соч.: Кадет. Рига, 1928; Напоминание (1918-1928)//Слово. 1928. 967; Опись древностей//Псково-Печерский мон-рь: Общий культ.-ист. очерк/Сост.: В. Синайский. Рига, 1929. С. 57; Уездное//Старое и новое. 1931. 1. С. 69-73; Из истории ц. Николая Ратного в Печерском мон-ре: Как был открыт древний город, носящий название Городочек//Новь. 1935. 8. С. 93-102; Дороги Эстонии//День рус. просвещения. 1936. Май-июнь. С. 3; Новый ветер//Круг. 1937. 1; [Рец. на:] Фридрих И. Д. Фольклор рус. крестьян Яунлатгальского у.//СЗ. 1937. 65. С. 440-441; Как они умерли//Орион. П., 1947; Дворцовая площадь//Новоселье. 1949. 39/41; Лит. завещание И. А. Бунина//Новый журнал. 1961. 66; Тамань Лермонтова и L " Orco Ж. Занд//Там же; Герб Лермонтова//Там же. 1965. 79; Дон Аминадо//Там же. 1968. 90; И. А. и В. Н. Бунины в канун эмиграции//Там же. 1972. 107; Обитель: Повести, рассказы, очерки, воспоминания/Сост., авт. биогр. очерка: А. Н. Стрижев. М., 1999; Говор могил: На Покровском кладбище//От Лифляндии - к Латвии: Прибалтика глазами русских/Сост.: Ю. Абызов. Рига, 1999. Т. 2; Иван-да-Марья//Звезда. 2005. 8. С. 61-113; 9. С. 99-145. Лит.: Пильский П. М. Три молодых беллетриста//Сегодня. 1928. 268; Зайцев К. И. Л. Зуров//Россия и славянство. 1929. 9 марта; Ладыженский В. Дети революции//Слово. 1929. 1015; Л. И-ъ. Ломоносовцы-литераторы//Школьные годы: Ученический журнал. 1929. 15; Мата д " Ор [Брешко-Брешковский]. Парижские огни//Для Вас. 1938. 44; Кузнецова Г. Н. Грасский дневник. Вашингтон, 1967. М., 1995; Ковалевский П. Е. Л. Зуров - этнограф//РМ. 1971. 23 сент. С. 9; [Некролог]//Там же. 2860, 2911; 1972. 2963; 1973. 3380; Андреев Н. Е. Л. Ф. Зуров//Новый журнал. 1971. 105. С. 274-276; он же. То, что вспоминается. СПб., 2008. С. 346-349, 351-355; Письма И. А. Бунина к Л. Ф. Зурову//Новый журнал. 1971. 105. С. 225-231; Brom L. Leonid Zurov. Fresno (Calif.), 1973; Бахрах А. В. Бунин в халате: По памяти, по записям. Bayville (N. Y.), 1979. С. 22-23; Жаба С. П. Памяти друга//РМ. 1981. 3386; Pachmuss T.

http://pravenc.ru/text/200115.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010