План крепости Копорье. Сер. XV в. План крепости Копорье. Сер. XV в. С кон. XV в. оборона границ становилась все более важным фактором в устройстве гос-ва, начинался долгий процесс демаркации границ. После взятия Казани и Астрахани в сер. XVI в. в этих городах были организованы работы по строительству каменных К. Именно каменные К., построенные в нач. XVI в., помогали останавливать набеги крымских войск (напр., в Туле в 1552). Даже основание мон-ря вблизи границы могло стать решающим преимуществом в борьбе, что показывает К. Псково-Печерского мон-ря, возведенная на средства государевой казны (1558-1565) накануне Ливонской войны. Когда Московское гос-во теряло одну К. за другой, а Псков был осажден Стефаном Баторием, Псково-Печерский мон-рь оказался одним из препятствий, к-рое враг не смог преодолеть. С сер. XVII в. освоение территории Сибири и Дальн. Востока Русским государством велось благодаря строительству деревянных К., острогов, напр. Енисейского (1619), Красноярского (1628), Братского и Илимского (1631 - единственная сохранившаяся башня находится на территории ГМЗК), Ленского (1632), Канского (1636) и Ачинского (1641), а также Албазинского (2-я пол. XVII в.). Нередко острог ставили рядом с возникшим чуть раньше мон-рем, как в 1650 г. на р. Исеть Исетский острог близ Далматовского мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Албазинский острог в Приамурье в июле 1685 г. выдержал осаду маньчжурского войска, в неск. раз превосходившего силы оборонявшихся, и был возрожден. Развитие огневой артиллерии заставило строителей К. выносить башни вперед, чтобы иметь возможность вести обстрел нападающих на стены. Это привело к усложнению форм каменных башен, появлению неск. ярусов, сложных систем перекрытий, к проведению масштабных земляных работ, необходимых для сохранения устойчивости стен (внутренние и наружные рвы, насыпи-эскарпы). В эпоху Возрождения с развитием математических наук и техники теория и приемы фортификации привлекали художников, напр. нем. живописца, гравера и графика А.

http://pravenc.ru/text/2459013.html

В авг. 1712 г. из-за усиления нападок со стороны униатов И. с частью насельников и монастырских слуг покинул Почаев и перешел в козелецкий Георгиевский мон-рь. Почти сразу после отъезда И., 24 авг., настоятелем Почаевской обители был избран Пахомий (Вышгерд-Заблоцкий), под руководством которого в 1714 г. состоялся переход монастыря в унию. Живя в Георгиевском монастыре, И. предполагал со временем вернуться в Почаев и заботился о расширении владений Почаевского монастыря. Приобретя в 1714 г. дер. Лихолетовку по соседству с Козелецким мон-рем на деньги, привезенные из Почаева, И. добился определения Глуховского генерального суда, в соответствии с к-рым Лихолетовку «не имеет права присвоить себе козелецкий монастырь». В 1717 г. почаевский постриженик Игнатий (Расновский) привез в Москву Рязанскому митр. Стефану (Яворскому) письма от И., «коими игумен просил его о защищении благочестия и чтоб ему, игумену, с братством старанием Его Преосвященства паки возвратиться в Почаевский монастырь» (ОДДС. Т. 14. С. 331). Однако возвращение И. в Почаев не состоялось. В 1719-1722 гг. он являлся настоятелем Святогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Псковской епархии. В янв. 1720 г. И. ходатайствовал перед Синодом о возвращении обители неск. оброчных угодий, озер Воронич, Белогули и перевоза на р. Сороть, к-рыми завладели староста Георгиевской ц. (Георгиевской вол.) и жители мест. Воронич, а также о запрещении «кабатчикам с Воронича приезжать с кабаком» к Святогорской обители (ОДДС. Т. 1. С. 38-39). В сент.-нояб. 1721 г. И. находился в С.-Петербурге в связи с предполагавшимся его назначением на служение при мекленбургской герц. Екатерине Иоанновне, супруге герц. Карла Леопольда. Однако в Мекленбург был послан иером. Досифей (Любанский). В 1724 г., сменив иером. Досифея, И. служил настоятелем походной церкви герц. Екатерины Иоанновны, в 1725 г. вернулся в Россию и вновь возглавил Козелецкий мон-рь. В 1733 г. И. был почислен на покой с проживанием в Святогорском мон-ре (по нек-рым сведениям, неск. месяцев был настоятелем). По сообщению В. Левицкого, И. был похоронен в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре .

http://pravenc.ru/text/578545.html

Изредка среди мастеров колокольного звона встречаются люди, обладающие стройной индивидуальной системой воззрений на звонарское искусство. Обычно они являются практиками, наставниками менее опытных исполнителей и хранителями бесценного опыта и знания для др. поколений. За редким исключением это мастера индивидуального (сольного) исполнительства, такие как житель С.-Петербурга А. В. Смагин (1843-1896), звонарь Покровской ц. в Казани Семен Семенович Толмачёв (1824-?), ростовский звонарь В. Г. Хмельницкий (?-1912), жители Москвы П. Ф. Гедике (1879-?) и К. К. Сараджев (1900-1942). Последний отличался высоким мастерством и чрезвычайно тонким ощущением звучаний и различных сочетаний колоколов, обладал гиперестезией (сверхчувствительностью) и способностью к слуховой синестезии (цветовому слуху), работал над созданием оригинальной теории «музыка-колокол» (осталась незавершенной). Сараджев положил начало также концертному направлению в колокольных звонах, развившемуся в наст. время в самостоятельное муз. направление. Несмотря на серьезные утраты и бедственное положение с колокольными звонами в советское время, мн. церковные З. в XX в. сохранили традиции звона. Их наследие стало основой для реконструкции правосл. церковного звона в наши дни. Среди них такие З., как В. И. Машков (Москва, Новодевичий мон-рь), игум. Михей (Тимофеев) (ТСЛ), мон. Алексий (Норквист) (Псково-Печерский мон-рь), А. С. Бутылин (Ростов) и мн. др. Их звоны стали образцом для совр. З., подготовка которых в кон. XX - нач. XXI в. осуществляется как внутри приходов и мон-рей, так и силами различных церковных школ и центров обучения колокольному звону. Иногда практическое обучение в них сочетается с просветительной и исследовательской работой в области церковного звона (Школа колокольного мастерства при храме Христа Спасителя в Москве (рук. И. В. Коновалов), Московский колокольный центр (рук. В. Г. Шариков), Школа колокольного звона при ц. Владимирской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (рук. В. С. Кайчук), Новосибирская школа звонарей (рук. Л. Д. Благовещенская), Школа звонарей Минского епархиального управления (рук. А. Н. Малиновский (Иконников), с 2003 Б. В. Берёзкин) и нек-рые др.).

http://pravenc.ru/text/199671.html

в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе Псковских святых (во 2-м ряду, волосы и борода с проседью) он изображен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. повторениях этой композиции: 1997 г. работы Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках; 2002 г. работы М. В. Пыжова из храма Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др. Фигура преподобного в рясе, парамане и мантии, с куколем на плечах, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке включена под 8 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Образ Д. встречается в совр. композициях Собора Псковских чудотворцев (напр., в правой группе на 2 иконах в Троицком соборе Псковского кремля). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) КОРНИЛИЙ (Поляков Лука Михеевич; 1841-1903), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/180309.html

Фотография. 1940–1941 гг. Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации. Фотография. 1940–1941 гг. В июне 1944 г. в состав братии Н. м. перешли 6 насельников из эвакуированного Трифонова Печенгского во имя Святой Троицы мужского монастыря (он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт армии; в окт. 1944 в ходе боев во время проведения Петсамо-Киркенесской операции мон-рь был уничтожен) (Ortodoksinen kirkko Suomessa. 1979. S. 287). Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. В 1941 г. к основной братии присоединились насельники Валаамского мон-ря, не принявшие переход в 1925 г. на новый календарный стиль и григорианскую пасхалию ( Riikonen. 2007. S. 50). «Старостильники» и «новостильники», находясь в составе единой братии мон-ря и выполняя общие для всех послушания, совершали богослужения раздельно. В 1945 г., по окончании второй мировой войны, митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, переведя обитель в каноническое послушание Московскому Патриархату (в адм. отношении Н. м. по-прежнему подчинялся Финляндской архиепископии) и вновь введя старый календарный стиль ( Шевченко. 2011. С. 290-296). В 1947 г., после кончины схиигум. Харитона (Дунаева), настоятелем мон-ря был избран игум. Иероним (Григорьев; † 1952) ( Takala. 2011. S. 134). После его кончины игуменом обители был избран Нестор (Киселенков; † 1967) (Ibidem), во время настоятельства к-рого в 1957 г. Н. м. вновь перешел в полное адм. и каноническое подчинение ФПЦ ( Шевченко. 2011. С. 338). Семь членов братии из числа придерживавшихся до 1945 г. старого календарного стиля, получив соответствующее разрешение, ввиду опасений повторного перехода на новый стиль переехали в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (Там же. С. 339-340). Тем не менее руководство ФПЦ разрешило обители соблюдать старый календарный стиль (использовался до 1977) (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

1941. Вып. 1. С. 115-116). Согласно преданиям, из Пскова Грозный отправился в Печерский мон-рь. К. вышел ему навстречу с крестом, разгневанный царь отсек ему голову, тут же раскаялся, поднял тело К. и на руках понес его к Успенскому собору; эта дорога в мон-ре зовется «кровавый путь» (пересказ предания приводится во мн. изданиях: Прп. Корнилий Печерский. 1909. С. 31-32; Минея (МП). Февр. 1981. С. 641; вариант этого предания (К. идет за царем, держа в руках отрубленную голову, и умирает только после раскаяния Грозного) см.: Соколова В. К. Русские ист. песни XVI в.//Слав. фольклор: Мат-лы и исслед. по ист. народной поэзии славян. М., 1951. С. 18). По сведениям Курбского, К. и Вассиан (Муромцев) были раздавлены «орудием мучительским» (БЛДР. Т. 11. С. 450). Во вкладной книге Печерского монастыря 1558 г. записан только день памяти К.- 20 февр. В Повести 80-х гг. XVI в. сообщается, что К. «от тлннаго сего жития земным царем предпосланъ къ небесному царю в вчное жилище в год зимы, в лто 7078-е, февраля въ 20-й день, лтом сыи яко 69» (РГАДА. Собр. МГАМИД. 470. Л. 340 об.; то же в редакциях Повести XVII в.: БЛДР. Т. 13. С. 486, 488). Эта же надпись была и на древней раке К. Вряд ли можно сомневаться в сообщении Повести, созданной печерским иноком Григорием в то время, когда еще были живы современники К. В «Описании о российских святых» XVIII в. отмечено, что: «Святый преподобный Корнилий, игумен Успения Пресвятыя Богородицы Псковския пещеры, усечен бысть от царя Иоанна Васильевича в лето 7078 февраля в 20 день» (РНБ. Q.I.603. Л. 26; Q.I.382. Л. 19 об.- 20; РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 862. Л. 107 об. и др.). Т. о., о мон-ре как о месте мученической кончины К. сообщается только в преданиях; из письменных источников неясно, казнил ли царь К. лично или игумен был «усечен» по его приказу. Известно, что Грозный раскаивался в смерти игумена: в царском Синодике с имени К. начинается перечень казненных им псковичей ( Скрынников. 1965. С. 53, 79). Литературная деятельность К. является автором Повести о Псково-Печерском монастыре, написанной в 1531 г., о чем имеется свидетельство в конце текста: «Написана же бысть сиа повесть в лто 7039, при дръжав государя великого князя Василиа Ивановича всеа Руси и при архиепископ Великого Новаграда и Пскова владык Макарии»; в некоторых списках (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Богородицы на Рву, дав ему попить воды из сосуда. В акафисте, составленном иером. Никодимом (Кононовым) в 1895 г. (Акафист прп. отцу нашему Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, его же память празднуем месяца иулия в 3 день и месяца октября в 31 день. СПб., 1898), юродивый назван св. Василием Блаженным . Однако встреча Никиты с блж. Василием ( 1552) не могла произойти в реальности. Вполне возможно, что Никиту исцелил блж. Иоанн Большой Колпак Московский ( 1589), также уроженец Ростова, который подвизался в Москве в кон. 80-х гг. XVI в. К тому же юродивый, описанный в Житии Н., был одет в «стамъбредную» одежду, а св. Иоанн в отличие от Василия Блаженного не ходил нагим. Никита пришел на Кулички к человеку Божию Илии, и тот спросил его: «Откуда грядешь, Хозьюгский пустынник?» Задумавшись над сказанным, Никита воспринял слова блаженного как Божие предопределение. Вскоре он «оставляет убо мир сей и яже в нем вся суетная века сего» и принимает постриг с именем Никодим в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре при архим. Пафнутии (1589-1600). Одиннадцать лет Н. трудился в великой обители, выполняя послушания «кадиловжигателя», просфорника, келейника архимандрита. Как повествует Житие, Н. был «кроток, смирен, послушлив, нестяжателен и братолюбив. Ядение же и питие без молвы держаше... мало глаголаше и множая разумеваше…». После назначения архим. Пафнутия на митрополичью кафедру Н. вместе с ним переехал на Крутицы, а через год отпросился на пустынножительство к «Студеному морю-окиану». Митр. Сарский и Подонский Пафнутий напутствовал инока словами: «Господь да есть и будет с тобою!» и благословил его иконой Божией Матери «Умиление» (списком Псково-Печерского образа, чудесно защитившего Псков от вторжения польск. короля Стефана Батория в 1581). Офиц. празднование образу установлено в 1601 г., что совпало со временем ухода Н. в Кожеозерский мон-рь. О мон-ре на Кожеозере Н. мог слышать от старца Серапиона и иером. Авраамия, приходивших в Москву по делам обители в 1599 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

В 70-х гг. XVI в. территория Юрьевской епархии расширилась благодаря успехам рус. войск в Ливонии. Так, когда летом 1575 г. рус. войска заняли Пернов (Пярну), там был построен правосл. храм. В 1577 г. Иоанн IV предпринял большой поход на ливонские земли в бассейне Зап. Двины, ранее подчинявшиеся польск. власти. Разряд ливонского похода 1577 г. зафиксировал распоряжения царя об устройстве во всех занятых городах правосл. храмов. Царь указывал, каким святым и каким праздникам следовало посвятить храмы. Священники этих храмов должны были подчиняться Юрьевскому епископу, а священников и церковную утварь необходимо было прислать из Пскова. Центром этого округа, по-видимому, должен был стать Кокенгаузен (Куконос, ныне Кокнесе), куда следовало прислать 8 священников и 8 диаконов. Сохранившаяся переписка 1577-1578 гг. Городового приказа с воеводами этих городов говорит об усилиях, прилагавшихся для того, чтобы выполнить царские распоряжения, построить храмы и найти для них священников. В писцовой книге 1576/77 г. упоминается о строительстве церкви в с. Вазичеве Псково-Печерского мон-ря около «Нового города немецкого». Упоминается Троицкая ц. в Сыренске. Говорится о том, что клир Воскресенского монастыря в Юрьеве (игум. Никандр) с утварью был переселен в Покровский Озерский мон-рь в Псковском у. ( Селин. 2001. С. 243, 244). В последние годы Л. в. Иоанн IV столкнулся с враждебной коалицией Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крыма, потерпел поражение, и присоединенные белорус. и ливонские земли были потеряны. Существование подчиненной Московской митрополии Полоцкой кафедры прекратилось, когда 30 авг. 1579 г. Полоцк сдался после длительной осады армии польского кор. Стефана Батория. По сведениям польских хронистов, архиеп. Киприан призывал воевод защищать город, а после сдачи Полоцка король не захотел, по сообщению папского нунция, «и видеть» архиепископа. Сложившееся положение король использовал, чтобы передать созданной в Полоцке коллегии иезуитов земельные владения православных полоцких храмов и монастырей, всего, по сообщению нунция, 60 деревень.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Судьбу правосл. духовенства на ливонских землях определили постановления Ям-Запольского русско-польск. договора в 1582 г. Было достигнуто соглашение, что правосл. духовенство, находившееся в ливонских городах, получит возможность уехать в Россию вместе с иконами и церковной утварью. Для наиболее удаленных городов в бассейне Зап. Двины устанавливался крайний срок - 4 марта, но такие центры, как Юрьев (Дерпт) и Феллин, должны были перейти под польск. власть раньше. Сразу после заключения мирного договора командующий польск. армией Ян Замойский лично отправился в Дерпт, чтобы удалить оттуда епископа и других русских. В Дерпте также была организована коллегия иезуитов. По русско-швед. договору 1583 г. в состав Шведского королевства вошли земли Сев. Ливонии, ранее занятые рус. войсками, а также такие рус. земли, как г. Корела (ныне Приозёрск) с уездом и новгородские пригороды - Ям, Копорье и Ивангород. На этих землях оставалось правосл. духовенство, но возникли сложности в его отношениях со своим духовным главой - Новгородским архиепископом, население этих земель - русские и карелы - стало объектом лютеран. пропаганды. Ист.: Повесть о начале и основании Печерского мон-ря, взята из древних летописцев. М., 1831. С. 8; Книга посольская Метрики Великого княжества Литовского, содержащая в себе дипломатические сношения Литвы в государствование кор. Стефана Батория. М., 1843. 82-83; АЗР. 1848. Т. 3. 137, 143; Monumenta Livoniae antiquae. Riga; Lpz., 1847. Bd. 5. N 191; Russow B. Chronica der Prowintz Lyfflandt//Scriptores rerum Livonicarum. Riga; Lpz., 1853. Bd. 2. S. 134, 140, 142; Псково-Печерский мон-рь. Новг., 1864. С. 131, 17; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1885. Кн. 4. Ч. 1. С. 122, 134, 140, 156-157, 189, 195, 213-214, 217, 232; Донесение кн. Александра Полубенского//Тр. X Археол. съезда в Риге. М., 1900.Т. 3. С. 127; ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 295, 299, 304-306, 345-346, 358, 363, 366, 403; Т. 30. С. 157, 160, 194; Renner J. Livländische Historien. Lübeck, 1953. S. 79; Псковские летописи. М.; Л., 1955. Вып. 2. С. 235-236, 239-240, 244, 248; Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1982. Т. 2. Ч. 3. С. 490-491, 503, 508 и др.; 1984. Т. 3. Ч. 1. С. 7, 10, 14, 20; Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 170, 173, 179-180, 183-184, 204, 218, 221, 224; Курбский А. М. История о великом князе Московском//ПЛДР. 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 282-284, 286, 288; Столбцы дел московских приказов (Городового, Поместного, Разрядного) по управлению ливонскими городами 1577-1579 гг./Подгот.: Н. Ф. Демидова//Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 1998. Т. 3: Док-ты Ливонской войны. С. 61, 63, 70-82, 95; Книга полоцкого похода 1563 г.: (Исслед. и текст). СПб., 2004. С. 67, 70-71, 77; Степенная книга царского родословия. М., 2008. Т. 2. С. 381, 384-387.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Этому способствовала атмосфера в семье Ридигеров, являвшей собой пример «малой Церкви». С самого раннего детства интересы Алеши Ридигера были связаны с церковной службой, с храмом. По воспоминаниям Первосвятителя, будучи 10-летним мальчиком, он «знал службу и очень любил служить. В комнате в сарае у меня была церковь, были облачения» (Там же). Учебу Алеша начал в частной школе, после перешел в частную гимназию, потом учился уже в обычной школе. В кон. 30-х гг. в Таллине открылись русскоязычные богословско-пастырские курсы под руководством прот. Иоанна (буд. еп. Таллинский Исидор (Богоявленский) ), в первый же год их работы М. А. Ридигер стал слушателем курсов. Прот. Иоанн, «человек глубокой веры и очень большого духовного и жизненного опыта», был также законоучителем в школе и духовником Алеши Ридигера, позднее вспоминавшего об этом времени: «И в семье, и мой духовник учили видеть доброе в людях, так было и у родителей, несмотря на все трудности, которые им приходилось преодолевать. Любовь и внимание к людям были теми критериями, которыми руководствовались и о. Иоанн, и мой отец» (Беседы с Патриархом Алексием II). Члены семьи Ридигеров были прихожанами Александро-Невского таллинского собора (см. Александра Невского ставропигиальный собор ), а после его передачи в 1936 г. эст. приходу - Симеоновской ц. Алеша с 6 лет прислуживал в храме, где настоятельствовал его духовник. Алексей Ридигер. 1942 г. Алексей Ридигер. 1942 г. Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков: ездили или в Пюхтицкий мон-рь, или в Псково-Печерский. В 1937 г. Михаил Александрович в составе паломнической группы побывал в Валаамском мон-ре. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в следующем году и через год в паломничество на Валаам ездила вся семья. У этих поездок была еще и особая причина: родителей Алеши смущала его «игра» в церковные службы, и они хотели посоветоваться с опытными в духовной жизни старцами. Ответ валаамских иноков успокоил родителей: видя серьезность отрока, старцы благословили не препятствовать его тяге к церковной службе.

http://pravenc.ru/text/64696.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010