Ист.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. Прил. С. 547-552; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском монастыре/Публ. текста, перевод, коммент.: В. И. Охотникова//БЛДР. 2005. Т. 13: XVI в. С. 476-533. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 177; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 185-186; Описание о российских святых. С. 55; Синайский В. Псково-Печерский мон-рь. Рига, 1929 (То же. Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря, 20082); Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: К истории сложения свода монастырских сказаний//КЦДР, XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 163-199; он же. Прп. Марк, первый старец Печерский//Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 87-90; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря, 2008; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 170-171. В. И. Охотникова Рубрики: Ключевые слова: ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2562174.html

29 мая 1822 г. Псково-Печерский мон-рь посетил имп. Александр I Павлович , путешествовавший из Пскова в Ригу. Узнав от архим. Венедикта (Постникова) о подвижнической жизни и прозорливости Л., государь отправился к нему в келью. Согласно изложению архим. Аполлоса, Л. предупредил: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле». Прощались старец и царь с земными поклонами друг другу. После кончины у Л. нашли 10 р. ассигнациями с надписью: «На угощение братии». Погребен при большом стечении верующих рядом с кельей - у входа в монастырские пещеры. Над гробом хранятся вериги преподобного и медная вызолоченная доска с литыми изображениями херувимов, изготовленная в 1835 г. на средства состоятельных почитателей старца. На доске написано: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-тилетняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». Имя Л. включено в Собор Псковских святых, празднование к-рому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1860. С. 67-68; он же. Псково-Печерского монастыря иером. о. Лазарь//Странник. 1862. Июль. С. 377-386; он же. Псково-Печерский монастырь и Псково-Печерского монастыря иером. Лазарь. Новгород, 1864; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь. [Печоры], 2008. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2462511.html

После переложения мощей раки Марка и И. поставили на прежнее место, а раку Вассы переставили на правую сторону. В 1642 г. состоялось еще одно переложение мощей И. в новую раку. Ныне св. мощи И. покоятся, как прежде, в «Богом зданной пещере», с левой стороны от входа. Прп. Иона Псково-Печерский. Фрагмент иконы " Собор Псково-Печерских святых " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (Псково-Печерский мон-рь) Прп. Иона Псково-Печерский. Фрагмент иконы " Собор Псково-Печерских святых " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (Псково-Печерский мон-рь) В Псково-Печерском мон-ре И. поминали вместе с преподобными Марком и Вассой 29 марта. Имя И. включено в «Описание о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.), где его преставление указано под 1477 г. К нач. XX в. И., так же как и преподобные Марк и Васса, не был канонизирован. Их имена отсутствуют в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Акафист преподобным Марку, И., Корнилию и Вассе был написан буд. Патриархом Московским и всея Руси Пименом , в то время наместником Печерской обители (1949-1953). Канонизацией И. следует считать включение его имени в 1987 г. в Собор Псковских святых (тогда же Малков составил службу Собору). В 1996 г. имя И. вошло в Собор преподобных отцов Псково-Печерских (служба Собору составлена в 1990-1991 Малковым при участии печерских иноков архимандритов Елеазара (Иванова) и Нафанаила (Поспелова), опубл. в «Летописи Псково-Печерского монастыря»). С 2002 г. И. почитается в Соборе святых земли Эстонской. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 фев. 2016 г. имя В. включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Ист.: СИСПРЦ. С. 123; Описание о российских святых. С. 55; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 545-552; Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: (К истории сложения свода монастырских сказаний)//КЦДР: XI-XVI вв.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Прмч. Корнилий, игумен Псково-Печерский. Икона. Ок. 1981 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) Прмч. Корнилий, игумен Псково-Печерский. Икона. Ок. 1981 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) Современники отмечали высокие нравственные качества К. О начитанности печерского игумена писал архиеп. Новгородский Феодосий: «...зане же, сыну, сам Божественное Писание в конец веси» (ДАИ. Т. 1. С. 36. 34). А. М. Курбский в «Истории о великом князе Московском» с почтительностью отзывался о К.: «...мужъ святъ и во преподобию многъ и славенъ. Бо от младости своей во мнишескихъ трудх провозсиялъ, и монастырь онъ предреченны воздвиже и его многими труды и молитвами к Богу» (БЛДР. Т. 11. С. 450). По словам печерского инока Григория, автора Повести о Псково-Печерском мон-ре 80-х гг. XVI в., игумен «постническим пребыванием мнихом собою образ бывъ ко спасению» (РГАДА. Ф. 181. 470. Л. 340). К. был строгим и требовательным духовным наставником. В послании архиеп. Новгородского Феодосия к К. говорится, что печерский игумен изгнал из обители старца Савватия, несмотря на его просьбы о прощении (ДАИ. Т. 1. С. 36. 35). Из текста не совсем ясно, о каком проступке монаха идет речь. Вероятнее всего, дело касалось нежелания богатых вкладчиков следовать строгому уставу обители. Во времена К. в обители была собрана обширная б-ка (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г.//Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Благодаря печерским книжникам «Слово о погибели Русской земли» сохранилось в 2 сборниках (кон. XV и сер. XVI в.) из монастырской ризницы (см.: Бегунов Ю. К. Памятник рус. лит-ры XIII в. «Слово о погибели русской земли». М.; Л., 1965. С. 195-205). На монастырской службе при К. действовало «Уложение о ектении», принесенное в Печерский мон-рь «от Афонскыа Горы… кир иеромонахом Левкиею Каппадокиянином в лето 7060 девятого», что свидетельствует о широких книжных связях мон-ря (РНБ. Погод. 1554. Л. 45; опубл.: Летопись Псково-Печерского мон-ря. М., 1993. С. 151-156). За время игуменства К. Печерский мон-рь был отстроен фактически заново и приобрел свой совр.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

16 нояб. определен, 30 нояб. 1953 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Хиротонию в трапезном храме ТСЛ возглавил Патриарх Алексий I . 11 нояб. 1954 г. И. назначен епископом Псковским и Порховским и настоятелем Псково-Печерского монастыря . Под рук. И. был проведен капитальный ремонт псковского Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиального дома в Пскове, настоятельского корпуса Псково-Печерского монастыря (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 58. Л. 8). И. был в составе делегаций РПЦ во время поездок в Ливан и Сирию (1957 и 1958). В 1958 г. освятил придельный храм в честь Старорусской иконы Божией Матери при Михаило-Архангельской ц. в г. Дно Псковской обл. 5 марта 1959 г. назначен епископом Берлинским и Германским с местом пребывания в Берлине и оставлением за ним временного управления Псковской епархией. В окт. 1959 г. И. возглавил делегацию в ФРГ для проведения встречи с представителями евангелических церквей. И. просил освободить его от управления Берлинской епархией, т. к., не имея высшего богословского образования, мог не справиться с назначением (Архив ЦНЦ. Д. Митр. Иоанн (Разумов). Л. 1). 21 июня 1960 г. освобожден от управления Берлинской епархией, определен быть епископом Псковским и Порховским. 8 окт. 1960 г. принял участие в торжествах в честь прп. Сергия Радонежского в ТСЛ. 25 февр. 1962 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. В 1967 г. И. с группой паломников посетил Св. землю. 22 мая 1968 г. возглавил празднование 400-летия со дня освящения надвратного храма во имя свт. Николая Чудотворца в Псково-Печерском мон-ре. К празднику были закончены реставрационные работы Корнилиевских стен и капитальный ремонт Николаевской ц. И. был участником Поместного Собора РПЦ 1971 г. Возведен в сан митрополита 9 сент. 1972 г. В епархии И. пользовался авторитетом у клириков и мирян, строго следил за исполнением церковного устава, но снисходительно относился к провинившимся, отличался щедростью к нуждающимся. Во время управления И. Псковской епархией заметно усилилось влияние старчества на верующих. В Псково-Печерском мон-ре подвизались иеросхим. прп. Симеон (Желнин) , архим. Иоанн (Крестьянкин) , архим. Агапий (Агапов), архим. Пимен (Гавриленко) и др. После Великой Отечественной войны в мон-ре поселились старцы Валаамского мон-ря, к-рых увезли перед войной в Финляндию,- иеросхим. Михаил (Питкевич) , иеросхим. Лука (Земсков) и др. Несмотря на противодействие со стороны уполномоченного Совета по делам религий, И. предпринимал действия по увеличению штата духовенства: подбирал церковнослужителей из верующих своей епархии, принимал священников из др. епархий, обращался в Учебный комитет при Свящ. Синоде с просьбами о направлении окончивших духовные учебные заведения в Псковскую епархию. Во время служения И. епархию, в т. ч. Псково-Печерский мон-рь, ежегодно посещали многочисленные зарубежные церковные делегации и паломники.

http://pravenc.ru/text/469536.html

По-видимому, в краткой редакции Жития рассказывается о действиях Юргена Фокингузена, упоминающегося в связанных с Юрьевом источниках в 1468 г. (Фекингузены - ганзейские купцы, которые со 2-й пол. XIV в. вели активную торговлю в Пруссии и Прибалтике ( Лесников М. П. Торговая книга ганзейского купца нач. XV в.//ИА. 1958. 2. С. 134-153); сомнения Будиловича в тождестве Юрия Трясоглава и Юргена Фокингузена ( Будилович. 1901. С. 35) представляются неоправданными.) В «Повести о Псково-Печерском монастыре» (ранние редакции созданы в нач. XVI в.) отмечается, что преследование католиками православных в Юрьеве продолжалось длительное время: местный католический епископ закрывал православные церкви, изгонял и казнил священников. Ок. 1470 (или 1471) г. Юрьев покинул православный свящ. Иоанн (см. Иона , прп., Псково-Печерский), он перебрался в Псков и вскоре основал Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В редакциях «Повести о Псково-Печерском монастыре», созданных в 80-х гг. XVI в., сообщается, что в Юрьеве свящ. Иоанн служил в Никольской ц. вместе с И. Ко времени мученической кончины И. Иоанн уже находился в Пскове (возможно, составитель поздних редакций «Повести о Псково-Печерском мон-ре» использовал Житие И.). На праздник Богоявления И. вместе с прихожанами Никольской ц. вышел на берег р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги), чтобы совершить освящение воды. Там православные были схвачены и приведены к католич. Дерптскому епископу на суд. И. и его пастве предлагалось перейти в католичество, но они ответили решительным отказом. Тогда «мучитель и вельможи градстии начаша ласканиемь оувещевати святых и многие почести воздающе им». Однако и это не имело успеха. Готовясь к страданию за веру, И. причастился сам и причастил паству, убеждал прихожан мужественно претерпеть мучение. Не добившись от православных отказа от своей веры, Дерптский епископ приказал бросить их в Омовжу под лед, что и было исполнено. Весной река разлилась, и «явишась телеса Христовых исповедников...

http://pravenc.ru/text/674906.html

Заволжье в то время было средоточием нестяжательствующего монашества - последователей прп. Нила Сорского . А., испытав большое влияние аскетических идей преподобного, неоднократно цитировал его в своих сочинениях. Так же как и прп. Нил Сорский, А. считал скитский образ жизни (см. Скит ) наилучшим для монашества, понимаемого как «внутреннее делание» - подвиг безмолвия, созерцания и молитвы. Прп. Нила и А. сближают критическое чтение книг («Писаниа бо многа суть, но не вся божественна»), терпимость по отношению к религ. исканиям. А. был единомышленником вождя нестяжателей Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека . Под влиянием «Послания к неким инокиням» прп. Максима написаны послания А. «Въпросившому слова Божиа» и неуказанному адресату; его послание «Люторским учителям» («На люторы») обнаруживает сходство со «Словом о поклонении святых икон» Максима Грека. В сочинениях А. встречаются ссылки на творения святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, на «Богословие» Иоанна Дамаскина. А. был начитан в мистико-аскетической лит-ре, мн. памятники к-рой появились в России во время второго южнослав. влияния. В числе источников сочинений А.- «Книга о постничестве» свт. Василия Великого, «Ареопагитики» , Постнические слова прп. Исаака Сирина, «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца и др. Из Порфириевой пуст. А. перешел в Псково-Печерский мон-рь к игум. прмч. Корнилию . В соборной грамоте от 24 янв. 1554 г., содержащей приговор по делу А., сообщается, что он «ездил изо Пскова из Печерского монастыря» в пограничный ливонский город Нейгаузен с целью вступить в диспут о вере: «поговорити книгами», сравнить «хрестьянской закон с римским законом» (ААЭ. Т. 1. С. 251). Однако в Нейгаузене не нашлось ни одного книжника, способного вести богословский спор с А. Поскольку в послесловии А. к «Книге о постничестве» не сообщается о его жизни в Псково-Печерском мон-ре, а весной 1551 г. он был поставлен из монахов Порфириевой пуст. в троицкие игумены, можно предположить, что А. жил в Печорах между 1543 и 1550 гг., затем вернулся в белозерскую пустынь. Возможно, именно в Псково-Печерском мон-ре А. познакомился с Иоанном Грозным, посетившим Печоры 30 дек. 1546 г., о встрече А. вспоминал в одном из посланий царю (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1440). А. отказался от предложения государя стать настоятелем в Корнилиевом Комельском мон-ре, во время беседы инок говорил Иоанну о том, что монахи должны добывать себе пропитание «своим рукоделием», высказался против церковного землевладения и богатых пожертвований в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/76378.html

В В. м. помимо мощей прп. Макария, почивавших под спудом в Успенском храме, почитались частица Животворящего Креста Господня, камень от Живоносного Гроба и икона Воскресения Христова, присланная в обитель в 1900 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом . Святыни, а также активная миссионерская деятельность братии привлекали паломников из соседних губерний и С.-Петербурга. Накануне праздника Успения Божией Матери мон-рь принимал многолюдный крестный ход из Петропавловского храма Любани. Крестные ходы на островок прп. Макария совершались в субботу Сырной недели, в Недели Православия, Крестопоклонную, о самарянине, в день Св. Духа, а также 8 мая и 29 июня. В апр. 1920 г. постановлением межведомственной комиссии по ликвидации мон-рей в Новгородском у. здание странноприимного дома В. м. передали отделу народного образования для размещения в нем ремесленной школы и интерната. В 1922 г. часть территории обители была передана совхозу, но богослужения в храмах продолжали совершаться, в корпусах жили 30-40 насельников. 4 апр. 1923 г. настоятель В. м. игум. Кирилл был тайно хиротонисан во епископа Любанского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил архиеп. Андрей (Ухтомский) . Арестованный в 1924 г. по обвинению в сокрытии монастырских ценностей, еп. Кирилл отбывал срок в ИТЛ в Вологодской губ. и после освобождения в 1927 г. вернулся в обитель. В июле 1928 г. в Александро-Невской лавре он был пострижен иосифлянским (см. ст. Иосиф (Петровых) ) еп. Стефаном (Бехом) в схиму с именем Макарий, ушел на покой и жил в В. м. 17 февр. 1932 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности вся братия мон-ря (ок. 40 чел.) была арестована. Коллегия ОГПУ 22 марта 1932 г. приговорила иноков к различным срокам лишения свободы, в т. ч. схиеп. Макария, его келейника иеродиак. Вукола (Николаева) и ризничего иером. Афиногена (Агапова; 24 июня 1979) к 3 годам ссылки. С февр. 1932 г. в храмах мон-ря и Крестовоздвиженской ц. на подворье в Любани службы не совершались. 21 февр. собравшиеся на общегородской митинг жители Любани постановили ликвидировать монастырское подворье и передать помещения под «культурное учреждение». Решением Леноблисполкома от 10 мая 1932 г. храмы В. м. были закрыты, корпуса обители переданы под отд-ние Свирьского лагеря. В 1935 г. освободившаяся из заключения часть братии поселилась недалеко от В. м., схиеп. Макарий нелегально жил в районе Чудово и Любани, совершал тайные постриги и священнические хиротонии. После оккупации Новгорода нем. войсками в 1941 г. схиепископ вместе с келейником перебрался в Псково-Печерский мон-рь . В ночь на 1 апр. 1944 г. при бомбардировке Петсери (ныне Печоры) советской авиацией он был убит в своей келье. Ок. 1944 г. еще 5 бывш. насельников В. м. поселились в Псково-Печерской обители, в т. ч. иером. Афиноген (Агапов), служивший с 1945 г. ризничим и казначеем, с 1960 г. братским духовником, с 1968 г. в сане архимандрита.

http://pravenc.ru/text/155316.html

Согласно устному преданию, еще сохранявшемуся в нач. XX в., мон-рь был разрушен и разграблен войсками польск. кор. Стефана Батория , осаждавшими Псков и Псково-Печерский мон-рь в 1581 г., во время Ливонской войны 1558-1583 гг. В популярной лит-ре нередко утверждается, что все монахи были убиты, а иноческая жизнь в обители прекратилась. Однако данные писцовой книги 1584-1588 гг. не подтверждают факт разорения обители. Известия об О. М. м. в XVII в. единичны. В 1655 г. изборский воевода Ф. Голенищев жаловался на то, что крестьяне мон-ря, будучи «тархалшиками» (освобожденными тарханной грамотой от гос. повинности), не принимают участия в ремонте крепости Изборска (Псков и его пригороды. 1914. С. 414-416). В нач. XVIII в. обитель была приписана к Псковскому архиерейскому дому. В 20-х гг. XVIII в. в ходе тяжбы с ним псковской посадской общины выяснилось, что О. М. м. наряду с 7 мон-рями г. Пскова «запустел от архиерейских служителей», что «пения и строения» в нем нет. Именным указом имп. Анны Иоанновны от 18 марта 1730 г. повелевалось запустевшие обители (в т. ч. и О. М. м.) возобновить (ОДДС. Т. 1. 366. Стб. 401-414; Прил. 33. Стб. 334), что и было исполнено еп. Псковским и Нарвским Рафаилом (Заборовским; впосл. митрополит). После секуляризации церковного имущества и введения монастырских штатов в 1764 г. обитель была упразднена, а собор Рождества Христова обращен в приходский храм. Материальное обеспечение К 80-м гг. XVI в. обители принадлежали 2 окрестные деревни - Лазник и Кочаево, «14 четей пашни и 7 четей с осминою перелога» (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760 об.; Псков и его пригороды. 1913. С. 447), а также 2 безоброчные мельницы на р. Обдёх (Бдёха) (Псков и его пригороды. 1913. С. 305-306), берущей начало из Мальского оз. Писцовая книга 1584-1588 гг. называет обитель ружной (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 758), однако источник и размер руги в ней не указаны. По всей видимости, О. М. м., как и мн. псковские храмы, получал ругу от посадской общины. На 1662 г. к мон-рю были приписаны 19 крестьянских дворов ( Малков. 2006. С. 49). Согласно описи 1764 г., за стенами мон-ря находился яблоневый и вишневый сад ( Морозкина. 2007. С. 12). Библиотека

http://pravenc.ru/text/2578443.html

Уч-ще успел закончить только Георгий, Михаил завершил свое образование уже в гимназии в Эстонии. По семейному преданию, семья А. А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского м., примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отд-ния до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви . По воспоминаниям А., «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботившиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали мон-ри: Псково-Печерский Успения Божией Матери муж. , Пюхтицкий Успения Божией Матери жен. , Иверская жен. община в Нарве. Многие священнослужители Эстонской Церкви и миряне посещали обители, расположенные в епархиях зап. части бывш. Российской империи: рижский Сергиев жен. мон-рь во имя Св. Троицы , виленский Свято-Духовский (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа ) муж. мон-рь и Почаевскую Успенскую лавру . Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском в честь Преображения Господня мон-ре , находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей преподобных Сергия и Германа . В нач. 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религ. кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами к-рого были прот. Сергий Булгаков , иером. Иоанн (Шаховской) , Н. А. Бердяев , А. В. Карташёв , В.

http://pravenc.ru/text/64696.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010