Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г. После смерти 12 авг. 1929 г. архиеп. Евсевия кафедра неск. лет не замещалась, до 1932 г. ею управлял настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Печерский викарный еп. Иоанн (Булин) . Несмотря на то что в 1932 г. рус. приходы Нарвской епархии на вдовствующую Нарвскую кафедру единогласно избрали настоятеля тартуского Успенского собора прот. А. Ф. Остроумова, 16 июня того же года на Соборе ЭАПЦ в Таллине на эту кафедру благодаря перевесу голосов эст. делегатов вопреки его желанию был избран еп. Иоанн. Он отказался покидать Псково-Печерский мон-рь, указом Таллинского митр. Александра (Паулуса) от 2 авг. 1932 г. был запрещен в священнослужении, а указом от 11 авг. официально отстранен от должности настоятеля мон-ря. В нояб. того же года еп. Иоанн был выселен из обители. В резолюции митр. Александра от 17 дек. об условиях вступления еп. Иоанна на Нарвскую кафедру содержались ограничения свободы совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. В послании к митр. Александру от 28 дек. 1932 г. еп. Иоанн выразил согласие ради «скорейшего умиротворения церковных недоразумений» на временное управление Нарвской епархией до получения ответа на обращение об аннулировании постановления Таллинского Собора об избрании его на Нарвскую кафедру, направленное епископом К-польскому патриарху. В указе митр. Александра от 30 дек. было сказано, что еп. Иоанн на службе ЭАПЦ больше не состоит и является по отношению к ней частным лицом. 3 окт. 1937 г. во епископа Нарвского был хиротонисан Павел (Дмитровский) . В 1940 г. в Нарвской епархии насчитывалось 24 прихода. В июле 1940 г. в Эстонию вступили советские войска, а 6 авг. того же года республика вошла в состав СССР. По определению патриаршего местоблюстителя митр. Сергия ( Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 28 февр. 1941 г. Эстонская Церковь была воссоединена с РПЦ. Тем же определением было решено Нарвского еп. Павла по принесении им покаяния «принять в архиерейском сане с правом архиерейского священнодействия и участия в церковном управлении в качестве викарного епископа, где ему будет указано церковной властью». Нарвская епископия под управлением еп. Павла вошла в состав Экзархата Латвии и Эстонии , возглавляемого Виленским митр. Сергием (Воскресенским) .

http://pravenc.ru/text/2564678.html

Иоанн (Булин), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Иоанн (Булин), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. И. наладил суточный, недельный, годовой круги богослужений по старому монастырскому чину. В нояб.-дек. 1921 г. организовал в монастыре краткосрочные псаломщицко-регентские курсы. Чтобы избежать повышенного налога, обитель зарегистрировали как «Успенскую трудовую общину». И. энергично взялся за восстановление монастырского хозяйства. На оставшейся у монастыря после национализации земле были разбиты огороды; работали сапожная и портняжная мастерские. Из монастырских помещений были переселены все мирские жители, капитально отремонтированы корпуса, починен водопровод. В 1924 г. был отремонтирован Сретенский храм, в 1927 г.- Успенский собор. Проводилась реставрация внутреннего архитектурного убранства этих храмов, в 1930 г. была построена новая, каменная лестница от Михайловского собора вниз к центру мон-ря. В 1929 г. в Ирбоска (Изборск) была построена Корсунская часовня. Печерский мон-рь при И. стал признанным центром Православия и рус. культуры для всей рус. эмиграции. В обитель стали прибывать паломники и экскурсанты из разных стран. С 1925 г. в Петсери (ныне Печоры) проводились дни рус. культуры. Под председательством И. был организован кружок любителей старины. При мон-ре действовала богадельня, в воскресные и праздничные дни паломники питались в бесплатной столовой. По инициативе И. было подготовлено и издано под редакцией проф. В. Синайского иллюстрированное издание «Псково-Печерский монастырь» (Рига, 1929). И. состоял товарищем председателя 3-го и 4-го Соборов ЭПЦ в 1922 и 1924 гг. На Соборах избирался членом Синода ЭПЦ (с 1923 в юрисдикции К-польского Патриархата, с июля 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)) от рус. приходов Печорского края. С 13 по 20 июня 1925 г. командирован в Финляндию, в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь для ознакомления с его бытом и устройством. С 9 июля был представителем ЭПЦ на Соборе Финляндской Православной Церкви в г. Сортавала. С 23 окт. по 3 нояб. того же года находился в Риге по церковным делам для выяснения вопроса об общецерковном имуществе бывш. Рижской епархии.

http://pravenc.ru/text/469460.html

Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 2000 г. (Крыпецкий мон-рь) Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 2000 г. (Крыпецкий мон-рь) Радушного и кроткого К. почитали как старца, множество мирян приходили в мон-рь и обращались к нему за советом в духовных делах и бытовых нуждах. К. предсказал монашество и старческое служение отрока В. И. Желнина (впосл. Псково-Печерский иеросхим. Симеон ), рождение сына у церковного старосты П. Ильина (погост В. Мост, дер. Платоново Псковского у.), события жизни мн. прихожан обители, в т. ч. Е. В. Васильевой (дер. Хотицы Псковского у.), крестьянина С. Ермолаева (дер. Н. Полоски Псковского у.), дочери иерея Петра (Серетинский погост близ Пскова), время кончины родного племянника Степана и проч. Особенно К. доверял крестьянину Графову, к-рому рассказал о дне и часе своей смерти. Подвизаясь в юродстве, К. часто притворялся пьяным и даже каялся на исповеди в чужих грехах, обличая грехи и проступки как селян, так и монахов, чем смущал братию и духовника обители игум. Иоанникия. Графову же он признавался: «Мне вино пить, что на крест идти». По свидетельству крыпецкого иером. Иулиана, однажды по молитвам преподобного деревянные постройки мон-ря были спасены от пожара, вызванного ударом молнии. К. предсказал пожары в Крыпецкой обители, уничтожившие монастырские погреба, и в родной дер. Вел. Село. Однажды, несмотря на насмешки братии, он стал утверждать, что монастырская колокольня «обольется кровью». Действительно, 10 нояб. 1907 г., перед всенощной, банда грабителей, состоявшая из сосланных в Псков членов латыш. националистической партии, ворвалась в обитель. Во время нападения были убиты иером. Иаков, мон. Павел, послушники Феодор, Георгий и Прокопий, поднявшиеся на колокольню, чтобы спастись. Семью выстрелами был убит и звонарь Алексий, бивший в набатный колокол. В 1903 г. К. предсказал иером. Феодосию его служение последним казначеем Крыпецкого мон-ря, закрытие и разорение обители, а мужу крестьянки А. Фёдоровой - уничтожение Крыпецкого кладбища, часовни, О. Никулиной (из дер. Сабижи Псковского у.) - изгнание из обители монахов и осквернение мощей прп. Саввы Крыпецкого.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Занятие рус. войсками территорий на северо-востоке совр. Эстонии открыло возможности для развития здесь миссионерской деятельности правосл. духовенства. Важную роль сыграл игумен Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прмч. Корнилий. Как сообщается в «Повести о начале и основании Печерского монастыря», он «люди Новаго городка ливонскаго, чюдь называемыя, христианской вере научи, и святым крещением просвети, и в них презбитеры и клирики устрои» (Повесть. 1831. С. 8). В деревнях Агеро и Топинна им были построены храмы. В 1560/61 г. Иоанн IV пожаловал мон-рю обширные земли в этом районе. Состав населения на занятых русскими войсками эст. землях (их адм. центром был взятый в 1558 Дерпт (Юрьев)) к нач. 60-х гг. XVI в. заметно изменился. Туда были направлены писцы, производившие раздачу земель рус. помещикам. Кроме того, в занятых городах постоянно «годовали» большие группы новгородских помещиков. В тех же городах находились и крупные отряды стрельцов: в 1577 г. в Юрьеве несли службу 560 чел. Для них была создана сеть храмов и возникла необходимость в церковном центре, к-рый осуществлял бы управление клиром. Вопрос об учреждении на территории Ливонии правосл. епархии, по-видимому, обсуждался уже в нач. 60-х гг. XVI в. В законченной в это время Степенной книге указывалось, что при кн. Ярославе Мудром в Юрьеве были правосл. епископы, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, но потом немцы «епископию Юрьевскую от истинного благочестия в латыньское бискупство претворишя» (Степенная книга. 2008. С. 381). В Новгородской II летописи отмечено, что 14 окт. 1571 г. в Новгород приехал еп. Корнилий «новой с города Юрьева Ливонского» (ПСРЛ. Т. 30. С. 160). Наименование епископа «новым» говорит о том, что образование кафедры и поставление епископа произошли сравнительно незадолго до этой даты. Судя по преамбуле решений церковного Собора 1580 г., этот епископ именовался как «Юрьевской и Вильянской» (Вильян, Феллин, ныне Вильянди). В авг. 1572 г. еп. Корнилий снова побывал в Новгороде, когда там находился царь, вероятно дававший ему указания, как руководить епархией. Кафедральным собором нового епископства стал собор католич. кафедры. В городе находились др. правосл. храмы и муж. мон-рь. В преамбуле решений Собора 1580 г. упоминается Корнилий как Юрьевский епископ, но его подписи под текстом нет, а в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа (Санина) Волоцкого упоминается Юрьевский еп. Савва. Источники не дают возможности разрешить это противоречие.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

В 1956 г. был определен Псковским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в причт Свято-Троицкого собора г. Пскова. В 1958 г. по приглашению Рязанского еп. Николая (Чуфаровского) перешел служить 2-м священником в Троицкий храм с. Троица Спасского р-на Рязанской обл. С дек. 1959 г. на той же должности в храме во имя святых Космы и Дамиана с. Летова Рыбновского р-на. В июне 1962 г. переведен в храм Воскресения Христова с. Борец Сараевского р-на. В 1964 г. назначен настоятелем в ц. во имя свт. Николая с. Некрасовка Ермишинского района. С февр. 1966 г. настоятель Никольской ц. г. Касимова. Многочисленные перемещения с одного прихода на другой были связаны с вмешательством со стороны местных властей, к-рым не нравился активный священник, не только прекрасно проповедовавший, но и занимавшийся восстановлением и обустройством храмов, в к-рых он служил. И. посещал до закрытия в 1961 г. Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь , окормлялся у ее духовника схиигум. Серафима (Романцева), с которым поддерживал отношения и после закрытия Глинской обители. 10 июля 1966 г. негласно пострижен в г. Сухуми схиигум. Серафимом в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Богослова. По благословению Патриарха Алексия I направлен в Псково-Печерский мон-рь, в котором пребывал с 5 марта 1967 г. до кончины. Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотогра-фия. Нач. XXI в. Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотогра-фия. Нач. XXI в. В 1970 г. возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. Обладал даром подлинной христ. любви к ближним. Этот дар, к-рый он имел от рождения, приумножался в годы страданий в заключении. Кроме того, в пастырской деятельности ему сопутствовал дар рассуждения и постижения духовного состояния ближнего, особенно проявившийся в мон-ре. Одним из определяющих правил своей жизни он считал следование воле Божией, проявляющейся во всех обстоятельствах, если человек с терпением и с рассуждением воспринимает все, что происходит с ним в повседневности, следует Евангелию и исполняет заповеди Божии.

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) М. принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического собрания (РМС) прот. Иоанна Восторгова . Участвовал в создании братства Воскресения Христова, был членом его правления. Являлся членом РМС, где часто выступал с докладами. 12 нояб. 1909 г. был избран кандидатом в члены правления собрания, а затем стал членом правления. Много времени уделял публицистической деятельности. Принимал активное участие в организации Съезда русских людей в Москве 27 сент.- 4 окт. 1909 г. В 1910 г. участвовал в церковных торжествах, посвященных перенесению мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Был удостоен звания почетного члена Полоцкого братства во имя свт. Николая и прп. Евфросинии. В том же году он стал председателем экономического отдела Виленского братского съезда. В дек. 1910 г. выступил с инициативой создания в Москве Об-ва для постоянной помощи западнорус. правосл. населению. В апр. 1912 г. был избран членом Устроительного совета Всероссийских съездов от РМС. Участвовал в работе V Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16-20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда и членом комиссии по церковным вопросам. Выступал за повсеместное учреждение церковных братств, развитие сети церковноприходских школ, за изъятие церковных вопросов из ведения Гос. думы и против частых перемещений епископов. В 1912 г. был председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Гос. думу. 11 июля 1914 г. М. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротония состоялась 10 авг. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Н. Новгорода. Уже в архиерейском сане принял участие в совещании монархистов 21-23 нояб. 1915 г. в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов. В мае-июне 1916 г. он организовал миссионерское шествие из Н. Новгорода в Саров, к мощам прп. Серафима Саровского. В мае 1917 г. был избран почетным членом Нижегородского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах «за выдающиеся труды по устройству беженцев». По его инициативе заботу о содержании беженцев принял на себя Псково-Печерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

СПб., 1991. С. 163-199; Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 21-83, 91-94, 141-150; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском мон-ре//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 478-535, 820-824; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 277-279. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 275; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре//СККДР. Вып 2. Ч. 2. С. 269-271; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 90; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского первоклассного мон-ря//Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006. С. 101-130; он же. История княжества Псковского. Псков, 2009; Миротворцев М. Псково-Печерский мон-рь//Святыни и древности Псковского у. 2006. С. 131-158; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 406-409. В. И. Охотникова Иконография И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме), различаются только отдельными деталями. Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г.- переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ни одной иконы И. (Переписные книги 1639, 1652, 1655, 1663, 1682 гг.; напр., 1652 г.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253, и др.). Ростовой образ И., выполненный на рубеже XIX и XX вв. (с поновлениями 2-й пол. XX в.) в реалистической манере, размещен на стене над его ракой в пещерах Псково-Печерского мон-ря. Преподобный написан фронтально (фигура непропорционально коротка), он изображен старцем с аскетическими чертами лица, большими глазами, округлой седой бородой средней величины.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Студийский устав, а также монашеские традиции Св. Горы Афон оказали значительное влияние на становление раннего рус. монашества. Вместе с распространением христианства в Киевской Руси появились и основные формы монашества: общежительная, отшельническая, келлиотская. В течение неск. веков визант. аскетическая традиция была приспособлена к новым географическим, климатическим и социокультурным условиям. Первые монастыри не были стихийными образованиями, они создавались ктиторами , обычно князьями, к-рые на свои средства строили и содержали обители и сохраняли над ними власть. Креститель Руси св. вел. кн. Владимир Святославич (978-1015) и его ближайшие преемники основали целый ряд монастырей ( Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-306). Подобные мон-ри скорее всего не имели строгого внутреннего устава, являясь своего рода святынями семьи ктитора, часто были княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания представителей рода в старости. Зачисление в мон-рь в X-XI вв. и образ жизни в нем зависели, вероятно, от вклада, к-рый был готов внести новый насельник. Об этом упоминается в Житии прп. Феодосия Печерского в рассказе о том, как он, желая стать монахом, обходил киевские обители, но не мог найти себе места по причине бедности и незнатного происхождения (Успенский сборник XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 79-80). Немного было мон-рей, основанных самими монахами. Летописец замечает: «Мнози бо манастыри от цесарь, и от бояр, и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлена слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (ПВЛ. Ч. 1. С. 69). В первом крупном рус. мон-ре - Киево-Печерском изначально, когда вместе с прп. Антонием подвизалось лишь 12 монахов, их К., так же как и монастырская церковь, находились под землей - в пещере (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 86; см. ст. Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы ). Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть,- нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ок. 1470), Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь (нач. XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры (1844) и др.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

На нем темная мантия и схима, на голове куколь, правая рука прижата к груди, в левой - четки; надпись: «        ». По иконографии и стилю образ соответствует графическому изображению, опубликованному в 1885 г. архиеп. Черниговским Филаретом (Гумилевским), где И. показан вместе с прп. Марком Псково-Печерским; отличается жест рук И., сложенных на груди ( Филарет (Гумилевский). Жития. Март-апр. 2000. С. 232). На иконе Псково-Печерских чудотворцев кон. XIX в. академического письма в пещерной галерее И. представлен на фоне обители в молении образу благословляющего обеими руками Спасителя. И.- крайний слева, рядом с ним преподобные Васса и Марк, справа - преподобномученики Корнилий и Вассиан, прп. Дорофей. И. изображен в рост, вполоборота вправо, в схимнических одеждах темного цвета, в островерхом, надвинутом низко на лоб куколе, из-под к-рого выбились седые пряди. Святой погружен в молитву: голова склонена, глаза полуприкрыты, сомкнутые возле груди руки обвиты 2 рядами четок. Он худощав, с впалыми щеками, с седой раздвоенной бородой средней длины. Подобный образ И. встречается в группе подвижников XV в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Образ И. вводился в композиции «Собор Псковских святых» и «Собор Псково-Печерских чудотворцев». Так, на самой ранней известной иконе (кон. XVIII - нач. XIX в., Псково-Печерский мон-рь) в правой части помещен поясной образ И. вполоборота влево, в молении, в темно-коричневой мантии и синей схиме с округлым куколем, с небольшой седоватой бородой; надпись на нимбе: «    ». В кон. XX - нач. XXI в. разработана новая иконография И. в традиц. иконописной стилистике с использованием образцов кон. XVIII - нач. XX в. Сложился и получил распространение извод, где И. изображен с непокрытой головой и со свитком в руке. Возможно, автором такой иконографической схемы стал архим.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Ф. 135. Отд. III. Прил. 28. Л. 1-9). При К., особенно в годы Ливонской войны (1558-1583), активизировалась миссионерская деятельность мон-ря. К. активно содействовал освоению и христианизации завоеванных в ходе Ливонской войны земель. В Повести 80-х гг. говорится, что в крепости Нейгаузен К. крестил чудь и «церкви постави: на Агиреве - Святую и Животворящую Троицу, а на Тапин - иже по плоти Христово Рожество, и прозвитеры и клирики устрои» (БЛДР. Т. 13. С. 486). В новые храмы из мон-ря прислали церковную утварь, книги, иконы, некоторые из них были написаны К. В монастырской описи 1586 г. перечислены иконы, принесенные из ц. Рождества Христова в Топине (после окончания Ливонской войны этот населенный пункт отошел Польше): «...святители Василий Великий, Иван Златоуст взят из Топинского погоста Новаго городка Ливонскаго, а писал тот образ в Топино Печерской игумен Корнилей» (Псковский Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 6; Малков. 1988. С. 198-224). С миссионерской деятельностью К. связывают появление т. н. полуверцев - эстов, обращенных в христианскую веру, но сохранивших в обрядовой жизни черты язычества. Иоанн Грозный неоднократно бывал в обители, делал крупные вклады (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 261-263; Аполлос (Беляев). 1893. С. 102, 105, 106, 107). В Писцовой книге мон-ря за 1639 г. перечислены царские жалованные грамоты 1547, 1549, 1562, 1563 гг. игум. К. (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Д. 112; то же: РНБ. Погод. 1912; см.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XV в.//АЕ за 1957 год. 1958. С. 353, 369. 394, 537; Там же, за 1960 г. 1962. С. 131-132. 599). Лаконичность и противоречивость источников дают основания для разных интерпретаций мученической кончины святого. В статье 7077 (1570) г. Псковской 1-й летописи (список Оболенского) рассказывается о разгроме Новгорода и приезде Иоанна Грозного в Псков, который царь «восхот разорити»; К. во главе псковского духовенства встречал царя и служил молебен в Троицком соборе (Псковские летописи.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010