По мнению же всех вообще старообрядцев, Церковь , во время патриарха Никона , той Божией помощи не получила, но лишилась епископства, лишилась и благодати совершать все церковные Таинства. Посему могут ли они читать в своих собраниях и это поучение, и не в обличение ли себе читают его? Некоторые, весьма редкие, впрочем, из самих беспоповцев с прискорбием сознаются, что им без священства не осталось ни одной священной, или церковной книги, по которой они могли бы молиться, – осталась одна Псалтирь. Но и это они несправедливо говорят. Псалтирь подобает глаголати и наедине, тем паче в собрании, только чадам Православной Соборной Церкви, имущей полноту Священства и Таинств. Старообрядцы же не всему и в ней написанному веруют: посему и читать ее во время молитвы им не следует, да не обрящутся ложь глаголюще пред Богом. Вот для примера несколько таких месть в Псалтири. В псалме 92 читается: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Но где у старообрядцев уставленная Христом святыня в дому Господин и пребывает ли в долготу дний? Беспоповцы не только не имеют той святыни и домов Господних, но и существовати им ныне не веруют. На пользу ли же будут эти слова произносящему их с неверием пророческому гласу? Также могут ли они, не имея ни домов Божиих, ни жертвенников, читать в Псалтири: «желает и скончавается душа моя во дворы Господни... олтари твоя. Господи сил» ( Псал. 83 ). " Вниду к жертвеннику Божию» ( Псал. 42 ), и прочие подобные стихи? И паки пророк Давид, провидя чин церковный, глаголет: «священницы Твои облекутся в правду» ( Псал. 131 ). Опять могут ли читать сии слова беспоповцы, не только не имеющие священства, но и самое его существование ныне отрицающие? И паки: «чащу спасения прииму и имя Господне призову» ( Псал. 115 ). Но какую беспоповец обещается приять чашу, когда у беспоповцев не приносится бескровная жертва и нет Чаши Нового Завета? И паки: «основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя» ( Псал. 86 ). По мнению беспоповцев и чувственный и духовный Сион в руках неверных, и обоих они бегают: а читая Псалтирь, говорят, что любит Господь врата Сионя!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   Кто говорит, что Сын произошел по хотению, означает сим то же, что и утверждающий: «было, когда не было Сына, и Он произошел из не сущаго, и есть тварь». Но поелику ариане постыждены за такия речи, то хитрецы сии вознамерились иначе означить то же самое, ограждаясь хотением, как каракатицы черной влагой, чтобы омрачить тех людей простосердечных, а самим не забыть своей ереси. Откуда сие по хотению и изволению? Или из какого Писания приводят такия слова? Пусть ска­жут сии подозрительные в речах своих и изобретатели злочестия! Отец, с небеси открывая Слово Свое, изъявил: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. III:17); и чрез Давида сказал: отрыгну сердце Мое Слово благо (Псал. XLIV:2); и Иоанну повелел сказать: в начале бе Слово; и Давид воспевая говорит: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем ýзрим свет (Псал. XXXV. 10); Апостол же пишет: Иже сый сияние славы (Евр. I:3); и еще: Иже во образе Божии сый (Филиппис. II, 6); и: Иже есть образ Бога невидимаго (Колос. I:15). Все и везде говорят о бытии Слова, и нигде о том, что Оно от хотения, и вообще, что Оно сотворено. Где же нашли еретики хотение или изволение, предше­ствующее Божию Слову? Разве, оставив Писания, прикроются злоумием Валентина. Ибо Птолемей, ученик Валентинов, говорил, что Нерожденный имеет два рога-мысль и изволение, и сперва помыслил, потом изволил; и чтò помыслил, того не мог бы произвести, если бы не привзошли и силы воли. И научившись из сего, ариане хотят, чтобы Слову предшествовали изволение и хотение. Итак, пусть соревнують они в заблуждениях Валентину; а мы, читая Божии словеса, находим о Сыне: бе, и слышим, что Он один во Отце и есть Отчий образ; об одних же созданных, потомучто их и по естеству некогда не было, привзошли же они впоследствии, читаем, что им предшествовало хотение и изволение, как воспевает Давид во сто тринадцатом псалме: Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори (Псал. CXIII, 11); и во сто десятом: велия дела Господня, изыскана во всех волях Его (Псал. СХ, 2); и еще во сто тридцать четвертом: вся елика восхоте Господ, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

69, 1). Аще умедлитъ, потерпи ему, яко идый и не умедлитъ (Авв. 2, 3). Заблудихъ яко овча погибшее; взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя (Псал. 118, 156). Богъ яве Богъ нашъ, и не премолчитъ (Псал. 49. 3). Потому, Тотъ, кто по естеству есть Царь, не презрелъ естества человеческаго, порабощеннаго лютой властью благосердый Богъ не попустилъ быть ему всегда подъ пришелъ и далъ въ уплату Свою кровь; для рода человеческаго отъ смерти, отдалъ Свое тело, которое принялъ отъ Девы, свободилъ отъ клятвы закона, уничтоживъ смерть Своею Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, восклицаетъ св. Павелъ. Онъ пришелъ спасти, но долженъ былъ и пострадать. Какъ могло быть то и другое вместе? Простой человекъ не могъ спасти; а Богъ въ одномъ только своемъ естестве не могъ страдать. Какимъ же образомъ то и другое совершилось? Такъ, что Онъ, Еммануилъ пребывая Богомъ, сделался и человекомъ, и то, чемъ Онъ былъ, спасло; a то, чемъ Онъ сделался, страдало. Потому, когда Церковь увидела, что сонмище увенчало Его оплакивая буйство сонмища, говорила: дщери изыдите и видите венецъ, имъже венча Его мати Его (Песн. 3, 11). Онъ носилъ терновый венецъ, и разрушилъ на отъ Онъ одинъ и тотъ же былъ и въ лоне Отца и во чреве Девы; одинъ и тотъ же на рукахъ матери и на ветровъ (Псал. 103, 3); Онъ, которому покланялись ангелы, въ тоже время возлегалъ за столомъ съ мытарями. Ha Него серафимы не смели взирать, и въ тоже время Пилатъ делалъ Ему допросъ. Онъ одинъ и тотъ же, котораго заушалъ рабъ и предъ которымъ трепетала вся тварь. Онъ пригвождался ко кресту и возседалъ на престоле славы: полагался во гробъ и простиралъ небо какъ кожу (Псал. 103, 2); причисленъ былъ къ мертвымъ и упразднилъ адъ; здесь на земле клеветали на Него, какъ обманщика, тамъ на небе воздавали Ему славу, какъ святейшему. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповедую, что Онъ Богъ; вижу и не могу огрицать, что Онъ человекъ. Еммануилъ отверзъ двери природы, какъ человекъ, и сохранилъ невредимыми ключи девства, какъ Богъ; изшелъ изъ утробы также, какъ вошелъ чрезъ слухъ; одинаково и родился и зачался: безстрастно вошелъ, безъ вышелъ, какъ объ этомъ говоритъ пророкъ обрати мя на путь вратъ святыхъ внешнихъ, зрящихъ на востоки: и бяху затворена, и рече Господь ко мне: сыне человечь, врата заключенна будутъ, и не отверзутся, и никтоже пройдетъ ими, яко Господь Богъ израилевъ, Онъ единъ, внидетъ и изыдетъ, и будутъ заключенна 44, 1–2). Вотъ ясное на Святую Деву и Богородицу Да прекратится всякое и Священное да просветитъ наше дабы намъ получить и царство небесное во веки вековъ. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   Вопрос 213. Какие признаки любви к Богу? Ответ. Сам Господь научил нас сему, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14, 15 ).    Вопрос 214. Чем различаются между собою милость ( χρηστοτης) и благость ( αγαθωσυνη)?    Ответ. Поскольку Давид в одном мест сказал: «благ ( χρηστος) Господь всяческим» ( Псал.144, 9 ); и: »благ ( χρηστος) муж щедря и дая» ( Псал.111, 5 ); а в другом: «ублажи Господи благия ( αγαθους«, ( Псал. 124, 4 ), и Иеремия говорит: »благ ( αγαθος) Господь к надеющимся на Него» ( Плч.3, 25 ): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды.    Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом ( Матф.5, 9 .)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5, 20 ); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» ( Рим. 5, 1 ). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Иоан.14, 27 ).    Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям ( Матф.18, 3 )? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними.    Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» ( Матф.18, 4 )? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки.    Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23–24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» ( Ефес.5, 17 ). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» ( Псал.45, 11 ), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» ( Ис.7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Сынове человечестии в крове крылу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего и потоком сладости твоея напоиши я ( Псал.35, 8–10 ). Нет сомнения, что пророк разумеет здесь блага духовные, удовлетворяющие потребностям нашего духа: ибо чувственные, земные блага он мог иметь в своем доме и, как царь, мог обиловать ими. Но он чувствовал в себе духовный глад и жажду. Так говорит он: возжада душа моя к Рогу крепкому и живому, когда прииду и явлюся лицу Божию ( Псал.41, 3 ); насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Псал.16, 15 ); тако во святем явихся Тебе видети силу Твою и славу Твою ( Псал.62, 3 ). Следовательно, святыня и слава дома Господня суть те блага, коими пророк побуждает нас к радости. – В самом деле, как не радоваться, входя в дом Господень, когда все в нем говорит о славе Божией, все поощряет к святости, все поучает благочестию? Как не радоваться, когда Господь храма есть хлеб животный и источник воды живой? Аз есм хлеб животный, иже сшедый с небесе, говорит Он: аще кто снесть от хлеба сего жив будет во веки ( Иоан.6, 51 ); аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Иоанн.7, 37). Бак не радоваться, когда Господь храма обещает утешить нас в печали и скорбях, укрепить в немощах ж успокоить от трудов и забот житейских? Приидите ко Мне еси труждающися, и Аз упокою вы. говорит Он ( Матф.2, 28 ). Будем убо посещать дом Господень с веселием и радостью. Наконец, мы должны предстоять в храме Божием с благоговением и вниманием к священнодействию, в нем совершаемому. Можно ли не иметь благоговейного чувства в присутствии святых Божиих, кои невидимо восхваляют с нами Господа и ходатайствуют о нас своими теплыми молитвами пред Ним; в присутствии небесных сил, кои невидимо служат с нами и, как Церковь воспевает, закрывают лица своя, предходя страшной тайне Христовой; в присутствии самого Бога, испытующаго сердца и утробы? Можно ли не хранить глубокого внимания, когда прославляется святое Божие имя во псалмех и пениих и песнех духовных, проповедуются глаголы живота вечного и воспоминается в священных действиях вся земная жизнь Спасителя нашего, Его подвиги, страдания, смерть и воскресение из гроба? Нет! и рабы не дремлют пред лицом господина своего; и подчиненные внемлют словам своих начальников; и подданные благоговеют в присутствии Царей земных. Случается, что иные из стоящих во храме бродят мыслями своими и желаниями по распутьям мира; но за то, по слову Иисуса Христа, они и видяще не видят и слышаще не разумеют ( Лук.8, 10 ). Господь не внемлет их молитве и не исполняет их прошения, зане зле просят, чтобы удовлетворить своим вожделениям ( Иак.4, 3 ). Они приближаются к нему усты своими, сердце же их далече отстоит от Него ( Исх.29, 13 ). Посему, выходя из храма, не выносят с собою никакого блага, выходят без семени духовной жизни, выходят с пустотою в сердце. Будем убо внимать всему, что совершается во храме, и благоговеть пред Тем, Кто изображается в совершаемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

А если это глас Отца, и ученики слышали, Сам же Сын говорит о Себе: «прежде... всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:25), то не подобно ли баснословным исполинам и ариане богоборствуют ныне, по слову Псалмопевца, имея «язык — меч остр» на злочестие (Псал. 56:5)? Не убоялись они Отчего гласа, не уважили слов Спасителя, не поверили святым, хотя один из них пишет: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), и: «Христос, Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24), и другой воспевает: «яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет» (Псал. 35:10), и: «вся Премудростию сотворил еси» (Псал. 103:24), и пророки говорят: « и бысть слово Господне ко мне» (Иер. 2:1), и Иоанн вещает: « в начале бе Слово»; и Лука: « якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» (Лук. 1:2), как и Давид еще говорит: «посла Слово Свое, и исцели я» (Псал. 106:20).    Все это предает арианскую ересь повсюдному позору, дает же уразуметь вечность Слова и что Слово не чуждо Отчей сущности, но собственно ей принадлежит. Ибо кто когда видел свет без сияния? Или кто осмелится сказать, что образ ипостаси чужд ей? Не паче ли неистов помысливший только, будто бы Бог когда — либо был без Слова и без Премудрости? Писание представило нам таковые начертания и таковые образы, чтобы мы, поелику природа человеческая не в состоянии постигнуть Бога, из них хотя бы отчасти и неясно, по мере сил своих, могли уразуметь Его. И как к познанию того, что Бог есть и промышляет, достаточно твари: «от величества бо и красоты созданий сравнительно Рододелатель их познавается» (Прем. 13:5), и мы к своему научению не требуем от твари произносимых слов, но, внимая Писаниям, веруем, примечая во всем этот порядок и эту стройность, познаем, что Он есть Творец, Владыка и Бог всего, постигаем чудное Его о всем промышление и мироправление: так, при достаточном свидетельстве о Божестве Сына приведенных выше изречений, излишнее, лучше же сказать, безумное дело сомневаться и спрашивать с еретиками, как может Сын быть вечно? Или как может Он быть от Отчей сущности и не быть частью? Быть от чего — нибудь значит быть частью этого чего — нибудь; а уделенное не есть уже целое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

   Посему приидите, возлюбленные, и мы, последуя ангельскому хвалению, благомысленно воздадим по силам говоря: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лук. 1:28). Ибо Тебе надлежит поистине радоваться, так как с Тобою божественная благодать, как [она одна] ведает, вселилась; с рабою – Царь славы, с прекрасною – Тот, Кто «красен добротою паче сынов человеческих» (Псал. 44:3), с нескверною – освящающий всяческая. С Тобою Бог и совершенный человек, в котором «обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9). Радуйся, благодатная, источник Света, просвещающаго всех верующих в Него. Радуйся, благодатная, восток мысленнаго солнца и нескверный цвет жизни. Радуйся, благодатная, луг благоухания. Радуйся, благодатная, лоза всегда цветущая, веселящая души прославляющих тебя. Радуйся, благодатная, нива невозделанная и принесшая прекрасные плоды, сообразно с естеством, потому что сообразно с нами и потому что сообразно с временем чревоношения, но и против естества, или, лучше, выше естества, потому что свыше вселился Бог Слово и в святом Твоем чреве возсоздал Адама; и хотя способность к рождению Святой Деве подал Святой Дух, однако, истинное тело взято из Ея тела. И как жемчужина образуется из двух естеств, из молнии и воды, сокровенных явлений моря, так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из Чистой и Непорочной, Нескверной и Святой Девы Марии, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве, по всему подобный Отцу и единосущный нам во всем, кроме греха.    Весьма многие из святых отцев, патриархов и пророков хотели видеть Его и сделатъся самовидцами Его и не сделались. И одни из них созерцали Его посредством видений образно в гаданиях, другие слышали божественный глас [Его] в столпе облачном и удостоились явления святых ангелов. И только к одной Марии, Святой Деве, светозарно пришел архангел Гавриил, благовествуя Ей: «радуйся, Благодатная» (Лук. 1:28). И таким образом, она восприняла Слово и по времени телеснаго исполнения принесла многоценную жемчужину.    Посему приидите и вы, возлюбленные, воспоем представленное нам богодухновенным Давидом на гуслях: « воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твое й» (Псал. 131:8). Ибо воистину Святая Дева – кивот, внутри и вне позлащенный, воспринявший в себя целое сокровище освящения. «Воскресни, Господи, в покой Твой» (Псал. 131:8). Возстани, Господи, из лона Отца, чтобы возставить падший род первозданнаго. Прославляя это, Давид пророчески говорит к лозе, имеющей произрастить из него прекрасно-плодный цвет: «слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей, и поклонишься Ему» (Псал. 44:11—12). Слыши, дщерь, пророчествуемое о тебе, чтобы и очами ведения узрела и самое дело. Слыши меня, предзнаменующаго Тебе, и архангела, ясно возвещающаго тебе совершенное таинство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3055...

Сии окна должно отверзать Богу и заключать для греха. Говори и ты, как оная святая душа; Рекох, взыду на финик, удержу высоту его (Песн. 7,8), говори, любя правоту и сердце имея чистое, возносящееся к благам небесным, а не прилепляющееся только к земным. Смотри, чтоб финик твой не имел спиц - обличений во грехе; (ибо словеса мудрых, якоже остны воловыя (Еккл. 12,10); которые бодут для того, чтобы бодомые ими пронзались до сердца и удерживались от греха), но тщательно держись за вершину его, чтобы не пасть и быть всегда в состоянии выдерживать нападения ветров - искушения по временам случающиеся. 5. Упражняйся непрестанно в Божественном Писании. Ибо как вино, когда пьют его, прекращает печаль и производит в сердце веселие: так и духовное вино, когда пьешь его, производит в душе твоей радость. Помни всегда о Боге и говори с Давидом: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Псал. 15,8). Напиши слова сии на руках своих, и да будут они непрестанно пред глазами твоими. Если таким образом будешь чтить Бога, Он будет одесную тебя; а если не будешь чтить Его, то диавол станет одесную тебя. Так о Иуде, не чтившем Бога, говорит Св. Писание: И диавол да станет одесную его (Псал. 108,6). Ежечасно прославляй Владыку твоего Христа и говори: Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой (Псал. 144,1); прославляй не только словом, но и делом: ибо таким же образом и Давид превозносил Бога, в век и век века, - не день, не месяц, не определенное какое-нибудь время, не год, но во все время жизни; ибо он знал, что когда человек окончит сию жизнь, начинает новую. Но ты скажешь: каково же должно быть сердце, могущее непрестанно превозносить Бога? - такое, какое имел Павел, который говорит: Я ничего за собою не знаю. Таков был и Давид, который говорит: От тайных моих очисти мя (Псал. 18,15); таковое же сердце повелевает иметь и Спаситель, когда говорит: Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят (Матф. 5,8). И так вот каким образом не согрешающий прославляет ежедневно Бога: он показывает сие не только словом, но и делом, не нерадит, хотя бы болезнь постигла его, или потеря, или даже смерть; он говорит с Павлом: Кто нас отлучит от любви Божией? и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/681/...

Числа 6:24-26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь…, да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим…, да обратит Господь лицо Свое на тебя…» Исаи 6:3 Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2:7 «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Псал. 109:3 «… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». О Духе: Псал. 142:10 «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды». Исайи 48:16 «… послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святаго. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святаго составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, — как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». — Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей. Вероятно, поля и все, что на них, равно как и дерева дубравные, радовались своею радостию, то есть имели какое-то чутье своего рода, что Творец вселенной жил на земле с человеками. Псал.96, 4 [-5 ст.] Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Достойно величия Божия говоришь ты, пророче Божий! 10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих (то есть хранит святых Своих). 11. Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие. Праведники вкушают небесный мир и возвышенную, святую радость. Псал.97, 3 [-4 ст.] Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. 7[-9 ст.] Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа… Как радовало пророка будущее спасение мира, совершенное Иисусом Христом! Ему казалось, что даже вся неодушевленная природа сочувствует явившемуся на земле во плоти Господу. Псал.98, 5 ст. Превозносите Господа, Бога нашего… О Кресте. 6. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. Если слушал Господь их, то ужели не послушает и не слушает нас? Слушает, если мы с верою и чистым сердцем призываем Его. Он Сам для того и поставил нас, чтобы слушать нас. Скажи ты Ему: Ты поставил меня приносить дары же и жертвы о гресех моих и о людских неведениях 54 ; благоволи же слушать меня, когда я молюсь, когда я приношу Тебе жертву бескровную. Говори: Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их [слав.: Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их] ст.]. Послушай же меня, милостив будь и ко мне. Псал. 99, 2 . Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием [слав.: внидите пред Ним в радости]! Когда придешь в храм Божий работать Господу, то работай Ему в веселии и входи во храм в радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010