2. В аша всечестная добродетель написала мне, что некие, широко разглашая, утверждают, что Великий пост должен состоять не из 7-ми, а из 8-ми недель, и побудила меня написать: действительно-ли так должно обстоять дело? На это мы отвечаем, что нет ничего, что было бы выше мира в Церкви, ради чего – закон и пророки, ради чего Бог стал человеком, что, конечно, является великой и поистине неисповедимой тайной: его Христос пришел благовестить; его Сам Христос даровал Своим ученикам прежде Своей страсти и после Своего Воскресения от страсти, и восходя с плотью Своею на небеса, откуда сошел Он – безплотный, Он оставил его как наследие Апостолам, и чрез них Церкви ( Иоан.20:19–22 ). Миром же является согласие в добре. Согласие же в зле скорее должно называться «бунтом», нежели именоваться «миром», так что служит делу мира, и относящееся к нему привести в ответ, насколько это в моих силах, вопрошающим меня. 3. И так, увидев, что разногласие относительно святых постов поднялось чуть-ли не до неба, я весьма опечалился и огорчился тому, что даже чрез добро грех мне соделывает смерть. Потому что какая польза от поста для тех, которые постятся будучи в спорах и нестроениях? Поэтому утверждающим, что пост должен соблюдаться семь, а не восемь недель, я советовал не входить в споры и не возмущать прекрасное Тело Христово, т. е. Церковь , а скорее – оказывать послушание тем, которым было вверено председательство и служение слова 75 . Потому что преуспевать в добре и продвигаться и восходить к большему и более возвышенному и простираться (быть усердными) на всякое восхваление Господа ( Псал.70:14 ), вот в чем состоит задача сущих в добром расположении души. Законоположившим же поститься 8 недель, я указал, что добро не является добром, если только оно не совершается добрым образом. Так, например, хорошо девство, но если женишься, ты не согрешишь ( 1Кор.7:28 ). Доброе дело пребывать в посте весь день, но не ядущий, да не судит ядущего ( Рим.14:3 ). В этих вещах следует не законополагать, не требовать, не с принуждением вести вверенную паству, а скорее действовать уговариванием, и с ласковостью, и словом «заправленным солью»; это я и тем посоветовал. Если же следует и мне изложить мое мнение о сем предмете, то мы говорим, что поскольку таинник истины, святой отец наш Василий (Великий) сказал в своем слове «Против упивающихся», что имеется всего семь недель святых постов, а соименный богословию Григорий в слове «О крещении» определил, что следует видеть образ и подражать тому посту в течение 40 дней, которые совершил Господь, то совершенно необходимо согласовать одно с другим, дабы не заподозрить в несогласии друг с другом учение сих божественных мужей. Потому что невникание в смысл святоотеческих изречений это-то и создает несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Балдейка. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1899. Год утраты:Не установлен. Адрес: Удмуртская Республика, Кизнерский район, с.Балдейка Координаты: 56.204295, 51.539159 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Выезд из Кизнера на юг, на Бемыж. Через 8км правый поворот по указателю на с. Балдейка. От поворота 5км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Балдеевское – Николаевская церковь, деревянная, построена в 1899 г.; расстоянием от г. Вятки в 385 вер., от уездного города в 65 вер., от благоч. в 40 вер.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. и под площ. 4 дес., пашни 25 дес., сенок. 8 дес., под кладб. 2 дес.; братский денежный доход: содержание от казны на причт 392 р., кружечный раздел: свящ. 354 р. 75 к., псал. 118 р. 25 к.; прихожан: правосл. рус. 714 м. п., 760 ж. п.; крещ. вотяк, 120 м., 121 ж. п.; крещ. тат. 200 м. п., 202 ж. п.; приход состоит из 5 селений, расст. 2-7 вер. Село расположено на низменном месте; реки нет; местность лесная. В приходе три земские школы: в селе, в деревнях – Ямшан-Ключах в 5 вер. и Кочетле, Малм. у., в 5½ вер.; прихожане занимаются земледелием, плотничеством и, частию, катанием валенок. Докторский участок и больница в с. Грахове в 40 вер.; фельдш. пунк. в с. Бемышеве в 15 вер.; волост. правл. в с. Васильевском в 16 вер.; парох. прист. Лубянская в 25 вер., ст. ж. д. Чепца в 250 вер. Село стоит на проселке. http://rodnaya-vyatka.ru/places/90220 с. Балдейка (Николаевское) Елабужского уезда, Николаевская церковь (1909–1939 гг.) Приход с. Балдейка открыт по указу Св. Синода от 28 января 1908 г. 1147 и назван “Николаевский”. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход Бемышевского завода, сел Кизнера и Кулыгского: д. Балдейка, д. Янгур-Чмо-Чабья, д. Ямушан-Ключи, д. Кочетло, д. Тузьмо-Чабья, д. Айдуган-Чабья, д. Елоха, поч. Петропавловский. До окончания строительства церкви при д. Балдейке богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан в мае 1899 г. и приписанном к церкви Бемышевского завода. По указу Вятской духовной консистории от 20 марта 1907 г. было разрешено обратить молитвенный дом в церковь. Молитвенный дом был преобразован в церковь с одним престолом, которая была освящена 22 сентября 1909 г. во имя Св. Николая Чудотворца (село стало называться – “Николаевское”). Николаевская церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 28 декабря 1939 г. Здание передано под школу.

http://sobory.ru/article/?object=52476

е. впасть в тяжкий грех. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Это звучит как заповедь тайноведения и тайновещания вообще, а для адепта как заповедь молчания или умолчания тайны. Древняя мистагогия во всех ее ответлениях строго следовала этой заповеди Логоса. Тайна и откровение не всегда совпадют, хотя и говорят часто об откровении тайны и тайне откровения. Если Божественное откровение записано, как, например, в Священном Писании , то оно заключает в себе тайну в завуалированном виде. Ссылаясь на слова ап. Павла Никита Стифат говорит: «Сокрытые в Божественном Писании сокровища только духовным открываются Духом Св. Душевный же человек откровения их приять не может» 602 . Ап. Петр говорит о «невеждах», превращающих (извращающих) апостольские послания ( 2Петр. 3, 16 ). Извращающие Писания существовали во все века христианской эры, не перевелись они и в наши дни. «Покрывало Писания» открывается, по свидетельству ап. Павла, Иисусом Христом. Логос-Христос является ключом к Писанию, включая и Ветхий Завет и древние мистерии. Нужен известный «духовный возраст» для восприятия тайны. Исаак приводит слова Иоанна Златоуста : «Когда приобретет кто волю, соответствующую страху Божию, тогда скоро приемлет он откровение сокровенного» 603 . И здесь ведущая роль приписывается уму: «Ум презирает в сокровенные тайны духа… и созерцает славу Христову» 604 . Ум при помощи своих «таинственных понятий» или «умопредставлений» постигает тайны при помощи «божественных словес», звучащих извне или изнутри (Сл. 75, 368). Тем самым устанавливается двойной источник тайн, внешний и внутренний. Внутренние тайны – это «тайны сердца» ( Псал. 43, 22 ). «Словеса, изрекаемые в сердце Богом», – это другая сторона христианского тайноведения 605 . Говорится и о «мысленных движениях в сердце, бывающих от Бога» 606 , и об «откровениях сердца». Ап. Павел называет себя и других апостолов «домостроителями тайн Божиих». ( 1Кор. 4, 1 ). Феноменология христианского тайноведения раскрыта полностью в апостольских посланиях, в «Откровении Иоанна» и в аскетической литературе. Христос делает избирающих скорбь и гонения обладателями втайне хранимых своих сокровищ 607 . И «Дух Истины открывает сокровенные тайны» 608 . Христианское тайноведение есть «Тайноучение Духа» 609 и тайноучение Логоса-Христа, центральным пунктом коих является «ощущение живущего внутри Христа» 610 и Духа Св. В процессе этого внутреннего Логоощущения и Духоощущсния осуществляется трансцендентальная реализация Божественной Троицы в человеческом сердце и тайноведение полностью получает свое завершение. Исаак говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Но и спасаемый чрез веру только, без постничества, должен принести Богу прочее, что он может сделать доброго. Ибо таковы законы, данные миру человеколюбивым Богом, что и старые, и болезненные, и бедные, и увечные – могут исполнять их, так как любовь к ближнему есть душевная деятельность, для которой не требуется телесного аскетизма, равно как и любовь к Богу обнаруживается в душе». (См. у Н.С. Суворова . « К вопросу о тайной исповеди». Яросл. 1889, стр. 80–83. Оригинал статьи указывается автором в cod.Behck. библ. theol.graec. φ. 193–196). Можно, однако, предполагать, что подобный трактат едва ли принадлежит перу Анастасия Синаита и есть не иное что, как незначительная переделка соответствующего места в творениях Кассиана Римлянина . 922 Никита Стиват. Деятельные главы. Первая 100, пп. 64 и 70. См. Добротолюбие, т. V, М. 1890, стр. 108–109. 932 Златоуст. Беседа на 50 псал. Curs. Patrol. S. Gr. t. L, col. 581. Эти слова Златоуста стоять в буквальном противоречии с учением Августина, у которого имеется такое замечание: «Покайтеся, как это обычно, в церкви, чтобы церковь молилась за вас. Никто не говори: я втайне приношу покаяние пред Богом; Бог знает мое покаяние и простить мне грехи. Говорить так, – не значить ли попирать Евангелие, уничтожать слова Христа, сказавшего: «елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси». (Sermo CCCXCII. Curs. Patrol. S. Lat. t. XXXIX, col. 1710. 933 Златоуст. Беседа XXXI на посл, к Евреям. Curs. Patrol. S. Gr. LXII, eol. 215–216. В Прологе, как подтверждение того же, по-видимому к этому времени относится еще следующее поветствование: «Преп, Павел препростый (†330 г.; память 7 марта), смотря однажды на входящих в церковь , как прозорливец, увидел вместе с другими человека, имеющего лице совершенно потемневшее, окруженного демонами, а вдали за ним идущего Ангела хранителя – унылого и сетующего. Что же? Этот самый человек, бывший в плену у демонов и уподобившейся им, как сынам тьмы, по самому виду своему, когда возвращался из церкви, представился преподобному совершенно изменившимся. Вместо черноты видна была светоносная белизна на лице его; Ангел хранитель шел с ним рядом и блистал радостью небесною, а демоны шли уже вдалеке от бывшего раба своего и не смели приблизиться к нему. Как произошла эта перемена? Грешник, вступив во храм, поражен был гласом Божиим в пророчестве Исаии: «измойтеся и чисти будити, отложите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити», и проч. ( Ncaл. I, 16 и дал.); вдруг почувствовал ложность Своего греховного состояния, обратился с раскаянием к милосердному Спасителю и тут же положил намерение исправить жизнь свою. То он сам рассказывал преп. Павлу...» (Воскр. Чт. (1852/3г.) XVI г. стр. 455). 934 Диадох блажен. Подвижническое слово, гл. 100. См. Добротолюбие в русск. пер. т. III, М. 1889, стр. 75–76.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

33  В Типографской библиотеке есть триодь XII b. которая называется творением Иосифа и Феодора. Другая триодь, цветная, из той же библиотеки XII b. носит следующее заглавие: „триодь, сирэчь трьпэСньна. с бм7ь починаем. t недэле. цвэное до всэх ст7х. имэя слоужбоу исплненоу. творьцю двою. uwcuфa и фewдopa”. В первой рукописи седален и стихиры на утрене в понедельник первой недели называются творением Иосифа и Феодора, а на предпоследнем (256) листе читается следующая запись с именем писца Моисея, который называется „Кияном”. Если это означает его происхождение из Киева, то мы имеем едва ли не единственный образец рукописи Киевского письма. Вот эта запись: „сконьпашася киигыи сия мцСа. генъвря кк7. ст7го ап7ла тимофея зимэ а стефан дал. лежъиь. стъим (затем два слова вытерты) спс7лю. своего дэля спс7ия и всэх стыих. а лежал сорок лет. а вдал стывм (затем по вытертому написано) мчицам двести да nлzдo резкован. а ба7 деля. и бяше мария бг7обоязнова. и х7олюбива боящася ба7. пребывающа с страхом. и ба7 боящися, по вся дн7ии а за мир моляща амнь: а моиси псал грэшныи киянон. а неклънете мене грэшънааго и гроубаго: В библиотеке Троицкой Лавры находится стихирарь 1303 г. по описанию), расположенный по месяцеслову и называемый в заглавии творением Феодора Студийского. Об участии преп. Феодора в составлении или редактировании стихирарных сборников ничего не известно ни из его сочинений, ни из других источников. Писец троицкого стихираря или смешал труды Студита по части триоди, или поставил его имя во главе одной из употребительнейших служебных книг по отношению к студийскому уставу, который в то время был на Руси ещё в полной силе. 37   σιομρτος πατρ μν Θεδωρος στ δτης ν τ θε μνολογ τ πρς. πντας τος γ ς υτ μελισθεσ (De monast. Iaic. non tradend. Patr. t. 132, p. 1121). Об этом произведении не упоминается у Фабриция и в других перечнях. 38  Theodori Studitae hymni graduales seu „ ναβαθμο” numero 75 cum Nicephori Callisti vel cujisdam expositione с предисловием к игумену монастыря Cuzenae Каллинику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Одна каменная, построена в 1798 г., с двумя престолами - во имя Свв. Апост. Петра и Павла (освящен в 1819 г.) и во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1799 г.). Другая церковь (кладбищенская) деревянная, построена в 1866 г., с одним престолом в честь Вознесения Господня. Летопись церковная велась с 1873 по 1897 г. Библиотека есть и состоит главным образом из разн. периодических изданий. Церковно-приходская школа одна в с. Рыбинском, одноклассная, женская, помещается в общественном здании при церковной ограде, благоустроенная, в ней обучалось в 1914/5 уч. году 70 девочек; учащая одна, законоучителем в школе состоит местный диакон, учителем пения - псаломщик. В с. Рыбинском открыто 15 октября 1914 г. четырехклассное высшее начальное училище, но штат учащих еще не полный. В 1911 г. в селе открыта сельско-хозяйственная школа, состоящая в ведении Главного Управления землеустройства и земледелия, в ней положено по штату: управляющий, два учителя и законоучитель. В селе имеется еще одноклассное сельское начальное училище с трехгодичным курсом обучения; в нем три учащих и законоучитель. В с. Рыбинском есть мировой участок, становой пристав, вольно-пожарное общество и пожарная дружина. Штатный причт состоит из священника, диакона и псаломщика, с жалованием: 300 руб. свящ., 150 р. диакону и 100 р. псал. От прихожан положена руга: 240 пуд. священнику, 144 пуд. диакону и 84 пуд. псаломщику в год. Дохода за требоисправления получается от 1800 до 2000 руб. в год. Причтовый дом для священника, ветхий и холодный, непригодный для жилья, почему прихожане согласились священнику выдавать 160 руб. в год квартирных. Дом для диакона церковный, ветхий и очень холодный, надворных построек в нем недостаточно. Для псаломщика дома нет, прихожане платят псаломщику по 60 руб. в год квартирных. Земли при церкви: усадебной 400 кв. саж., сенокосной у причта 63 десят. 2292 кв. саж. в расстоянии 10 вер. от церкви, при чем удобной земли 54 дес. 1600 кв. саж. Капиталов церковных: хранится билетами 2732 руб. 82 коп. и за Комитетом по постройке доходного дома 1000 руб. Населения: православных 1711 муж. п. и 1695 жен. п., католиков 63 муж. и 75 жен., магометан 76 муж. и 95 жен. и евреев 274 муж. и 269 жен. Занятия жителей: хлебопашество, скотоводство, торговля хлебом и промышленность. Население села состоит преимущественно из коренных сибиряков и отчасти из переселенцев, в деревне же Татьяновке все переселенцы из губерний Киевской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Орловской и Тамбовской; переселились они сюда в 1896 г. Источник: " Краткое описание приходов Енисейской епархии " , 1916. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51624

Вопр. 74. Что угоднее Богу: подавать ли в церковь или раздавать нуждающимся? Отв. Господь, сказав стоящим одесную: взалкахся, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя (Мат. 25, 35), показал, что должно предпочитать сострадательность к храмам, созданным по образу и по подобию Его; впрочем если и видимый храм Божий близок к разрушению, жертва на поддержание его необходима; а еще лучше подавать на освобождение страждущих за веру. Вопр. 75. Милостыня имеет ли силу загладить всякий грех человека или нет? Отв. Грех неодинаков и милостыня не одинакова. Напр[имер] если мы имеем памятозлобие на ближнего, то и безчисленными милостынями не получим прощения, если, по слову Господню, не оставим брату нашему долгов его. Опять иное значение имеет милостыня, когда кто-нибудь подает ее преставши от блуда, и иное, если подающий бедным пребывает в сем грехе; и опять иная награда земледельцу, который подает приобретенное собственным пóтом, и иная начальнику, который творит милостыню из доходов и даров приносимых ему. Кроме того один подает от избытка, другой от лишения, а иной раздает чужое, вверенное ему для раздачи бедным. И не только в сем различие, но и еще кто живет в мире, и не может ничего иного принести Богу за свои грехи, тот очищается милостынею; от монашествующего же требуется высший образ жизни. Впрочем если милостыня могла оправдать такого нечестивца, каков Навуходоносор: то конечно ею заглаждаются великие и тяжкие грехи. Послушаем, что говорит св. Даниил Навуходоносору: Царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих ( Дан. 4, 24 ). И еще Божественное Писание говорит: милостыня очистит грехи великие ( Сир. 3, 30 ); и еще: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь ( Псал. 40, 2 ), т. е. в день суда, который лют будет для грешников, как день осуждения на вечное наказание. Вопр. 76. Некоторые дерзают утверждать, что совершенные в милосердии блаженнее творящих чудеса. Отв. Не от себя они произносят приговор такой, но услышавши, что сказал Господ: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, не аще знамения творите, но аще любите друг друга ( Иоан. 13, 35 ); признак же истинной любви составляет милостыня: ибо Христос, поставив праведных одесную, не сказал: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, поскольку вы сотворили знамения и чудеса, а другого доброго ничего не сделали, но поскольку взалкахся, и дасте Ми ясти и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

И подлинно: если мне – верующему в Бога зело честни быша друзи Божии – святые (псал.), как могу не почитать их изображений? Они для меня должны быть не менее, если не более священны, чем изображения моих родных: отца и матери, братий и сестер. «Мы почитаем изображение святых – как друзей Божиих – говорит в своем исповедании веры св. Феодор Иерусалимский Патриарх; не вещество или краски чествуем, но то что ими изображается». – О мощах же святых Феодосий Амморейский Епископ на Никейском Соборе так говорил: «Останки святых почитаю, ублажаю и покланяюсь им, как останкам ратоборцев за Христа, получивших от Бога благодать исцеления всех болезней, прогнание духов злых и очищение от проказы. Христианская Церковь как бы из рук в руки предает их даже до настоящего времени, сама принявши их от Апостолов и святых отцев» 74 . Сей же достойный ублажения Архипастырь важное значение для веры священных изображений, так прекрасно объяснял на Соборе: «приемлю изображения, которые в начале христианства были приняты, и, во-первых, изображения Иисуса Христа Господа нашего и Святые Девы Богородицы на злате, сребре, или другом каком веществе начертанные, только являющие телесное Христово пришествие на землю. Таким же образом приемлю иконы святых Апостолов, Пророков, Мучеников, дабы их подвиги, подъятые за Христа, представлялись взору каждого христианина, и составляли бы сокращенно некоторым образом откровение, повествование и наставление для народа». Иконы – по изъяснению VII -го Вселенского Собора – представляющие историю Иисуса Христа, патриархов, пророков, Апостолов и мучеников, от первых времен христианства изображались на священных сосудах, одеждах и деках, украшали стены храмов, и составляли ту потребность, без которой не позволялось совершать таинств. Кроме храмов иконы поставлялись в частных домах, на путях и на торжищах. Почитание икон вообще состояло в возжегании пред ними светильников и фимиама, в поклонении и целовании их. По изъяснению отцев и учителей Церкви: чувственные светильники суть символ света невещественного, дарованного от Бога; а возжение фимиама знаменует искреннее и целое осенение и полноту от Святого Духа, которые во святых Божих должни быть созерцаемы умственным оком 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   Вот некоторыя черты из жизненнаго опыта, доказывающия безконечное превосходство учения веры пред учениями человеческими. Наука всех времен ищет Бога, и, как древние Афиняне, ставит алтари «Богу неведомому» (Деян. 17:23), стараясь открыть Его в области идей и в законах вещества: вера во все времена с торжеством провозглашала: «ведом во Иудеи Бог; у Израиля (в церкви Божией) велико имя Его» (Псал. 75:2). Наука не находит всемогущаго Покровителя и Попечителя о бедствующем человечестве: вера указывает нам в личном всесовершенном Боге — Отца и Промыслителя. Наука не находит идеала совершенства, соответствующаго высшим стремлениям духа нашего — ни в лучших представителях человеческих дарований и добродетелей, как ограниченных и повреждениых, ни в окружающем нас мире вещественном; вера указывает нам воплощенныя во Христе совершенства Самаго Божества: ибо в Нем, говорит Апостол, обитает «полнота Божества телесно», т. е. существенно и совершенно согласно с законами природы человеческой, являясь нам для подражания в высочайших добродетелях, как степенях возвышения к богоподобию (Кол. 2:9). Наука не находит счастия для человека на земле и оставляет его безпомощным в страданиях, ввергая в уныние и отчаяние (что проповедуют пессимисты); вера дает ему успокоение в любви Божией, в мире сердца и совести и сообщает ему бодрость и мужество во всех обстоятельствах жизни по упованию жизни вечной. Наука, как особенно ясно видим в наше просвещенное время, затрудняется установить обезпечивающий общее благосостояние порядок общественной и государственной жизни ввиду неукротимых порывов развращенных людей к своеволию, под именем свободы, и к плотским наслаждениям, под видом общечеловеческих прав на все блага жизни; вера указует в законоположениях божественных твердыя основы для мощной государственной власти, для подчинения людей слабых духовными дарованиями сильнейшим, для служения каждому на соответствующем его достоинствам месте, с сознанием долга и правоты совести, требуемых самою природою нашего духа. Наука не находит достаточно средств для облегчения участи бедных и страждущих и прибегает к разным искусственным способам и ухищрениям; вера указывает неизсякающий источник благотворительности в уничтожении преступной роскоши богатых, в умеренности и смиреномудрии всех и в любви, радующейся благу ближняго более, чем своему собственному. Наука не находит надежных средств не только к уничтожению, но и к уменьшению преступлений, особенно умножающихся в наше время; вера указывает прямой путь к этой цели в обуздании чувственности, в отрезвлении совести, в исполнении религиозных обязанностей. Не наука, а вера может спасать людей от того погружения в чувственность, при котором они становятся неспособными последовать званию Божию, о котором с такою скорбию говорит Господь: «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф. 13:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, яз которого сделаны были их идолы – дерево, камень, золото (Исаии 44, 17, Иерен. 2, 27). О православных, воздающих початание св. иконам, при всем желании сектантов, нельзя этого сказать. Помня слова св. Василия Великого, что честь изображения переходит в первообразу, православные почитают иконы не ради икон, но ради тех, кого иконы изображают. Обращу кланяются, а ум и сердце возводят на первообразное. Не то же ли ты делаешь, – вопрошает один ревнитель православия, – когда смотришь на образ родителя твоего? Неужели образ родителя твоего – отец твой? Никак. Но взирая на образ его, ты с воздыханием вспоминаешь родившего тебя. Так нужно сказать и об образах царя. Неужели образ царев – царь твой? Нет, но смотря на образ царев, ты вспоминаешь о владетеле твоем. Так нужно рассуждать и об иконах. Икона Христова да не будет тебе вместо Самого Христа; но да будет знаком и побуждением возводящим ум твой во Христу. Полагать же на икону; надежду, или просить чего-либо от иконы есть вселютейшее безумие, подобное безумию язычников, которые надеялись на своих идолов и о которых св. Давид сказал; подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них (Псал. 113:16). (См. кн. свящ. о. I. Стрельбицкого: «Крат. очер. штундизма» стр. 137 – 142). 75 Мнимодуховные христиане возражают, что снимки с этого образа пишутся руками, а между тем и она называются нерукотворенными. На это нужно заметить, что мы имеем пример к этому в скрижалях. На первых только скрижали заповеди были начертаны Богом (Исх. 31:13, 32, 15 – 16), а когда Моисей разбил их под горою (Исх. 3:2, 19), на вторых скрижалях десятословие было написано уже рукою Моисея (Исх. 34:28), а между тем скрижали не перестали называться Богоначертанными. Подобно тому и снимки с нерукотворенного образа называют нерукотворенным образом. 76 Сказания о происхождении нерукотворенного образа. Эти сказания главным образом состоят в следующем. Во время земной жизни И. Христа владелец эдесский Авгарь, страдая неисцелимою какою-то болезнию, и слыша о чудесах Христовых и о гонениях на Христа в Иудеи, отправил послов с письмом к Спасителю, прося Его приехать к нему в исцелить его и вместе предлагая Ему безопасное убежище у себя от гонений иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010