Какъ лучезарное и вечно–светящееся солнце, будучи ненадолго закрыто теломъ луны, кажется, будто исчезаетъ, покрывается мракомъ, и изъ блестящаго делается темнымъ, и однако же на самомъ деле не лишается своего света, но имеетъ въ самомъ себе всегда источникъ света, или лучше сказать, само–то и есть, по Создателя своего — Бога, источникъ света: такъ и ты, источникъ истиннаго света, неистощимая сокровищница саможизни, обильный родникъ виновница и споспешница всехъ нашихъ благъ, хотя на временный промежутокъ и скрываешься по телу однако жъ независтно изливаешь на насъ чистыя и струи безпредельнаго света, безсмертной жизни, и истиннаго блаженства, реки благодати, источники всегдашнее Ты процвела, какъ яблоко на лесныхъ деревахъ, и плодъ твой сладокъ въ гортани верныхъ. Посему не назову я священное твое но или или, вернее, потому–что, преселяясь изъ жилища телеснаго, ты водворяешься въ лучшее (2 Кор. 5, 8). О чудо истинно преестественное! о дела изумительныя! Смерть, прежде столь ужасная и ненавистная, ныне восхваляется и ублажается! Прежде приносившая одне скорби и печали, слезы и горе, ныне явилась причиною радости и светлаго торжества! Впрочемъ, хотя для всехъ слугъ коихъ смерть прославляется, съ кончиною настаетъ несомненная уверенность въ томъ, что они угодны Богу, и по сей–то причине смерть ихъ ублажается, ибо она усовершаетъ ихъ и являетъ блаженными, даруя неизменность ихъ добродетели, по написанному: прежде смерти не блажи никого же (Сир. 11, 28): однако жъ о тебе мы сего не скажемъ. Не смерть твое блаженство, не соделало тебя совершенною, и не даруетъ тебе безопасность. Ты сама, (твое) безсеменное божественное (въ тебе) (твое) нетленное рождество, — вотъ что было и началомъ, и срединою, и концемъ, и истиннымъ всехъ благъ, превышающихъ умъ! Истинно сказала ты, что не съ кончины, а съ самаго тебя будутъ ублажать все роды. Итакъ не тебя смерть сделала блаженною, но ты украсила смерть, отъявъ отъ нея печаль, и явивъ ее Посему, когда твое священное и всенепорочное тело предаваемо было честному Ангелы предшествовали (ему), окружали и сопровождали его, и не опускали никакой услуги, подобающей матери своего Владыки, а Апостолы и весь соборъ ( πληρομα ) церковный, водимые Духомъ, восклицали божественныя песни: исполнимся во благихъ дому Твоего: святъ храмъ Твой, дивенъ въ правде (Псал. 64, 5–6), и также: освятилъ есть свое (Псал. 45, 5); гора гора тучная, гора, юже благоволи Богъ жити въ ней (Псал. 67, 17–18). Тебя, истинный ковчегъ Господа Бога, ликъ Апостоловъ, возложивъ на рамена, какъ некогда священники — ковчегъ образовательный, и положивъ во гробе, чрезъ гробъ, какъ чрезъ переправили въ истинную обетованную землю, т. е. въ отечественный городъ всехъ верныхъ, котораго художникъ и строитель самъ Богъ. Ибо душа твоя не была оставлена во аде, и плоть твоя не видела (Псал. 15, 10). Не осталось въ земле твое пречистое и всенепорочное тело, но въ царственные чертоги небесъ переселилась Ты, Царица, Госпожа, Владычица, Богоматерь, истинная Богородаца!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   л) что, по смерти, низойдёт Он в ад: не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления (Псал. 15:10; сн. Деян. 2:29-31);    м) что Он воскреснет: елика явил ми еси скорби многи и злы; и обрящся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси (Псал. 70:20; сн. 48, 16; 3, 6),— и именно в день третий: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред ним, и увемы: поженем еже уведети Господа (Осии 6, 2);    н) что, потом, Он вознесётся на небеса и сядет одесную Бога Отца: возшел еси на высоту, пленил еси плен (Псал. 67:19; сн. Еф. 4:8-10); рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Псал. 109:1; сн. Деян. 2:34);    о) что, наконец, Он ниспошлёт, вместо Себя, на землю Духа Святого: и будет по сих, и излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят (Иоил. 2:28; сн. Деян. 2:17). § 90. Общий вывод из предыдущего и переход к последующему    Три главных следствия вытекают из сделанного нами обозрения подзаконной Веры. Первое и непосредственное — то, что эта Вера носит на себе неизгладимую печать происхождения Божественного, и, следовательно, есть, неоспоримо, сверхъестественное откровение. Второе то, что это откровение было только приготовительным, а не окончательным, и, следовательно, дано было только на время, и должно уступить место своё другому, совершеннейшему. Такая мысль очевидна из самого вероучения подзаконной Веры, в котором главнейший член был член о Мессии, имеющем прийти; из всего обрядового устройства, которое, в буквальном смысле, было только сению грядущих благ, а не самым образом вещий (Евр. 10:1); особенно же из многочисленных пророчеств, в которых предсказано было, что Мессия явится пророком, и возвестит людям новый закон, разумеется, взамен Ветхого, данного через Моисея, и возвестит не одним только Иудеям, но и язычникам; явится Первосвященником, и установит новую, чистейшую Жертву, имеющую приноситься на всяком месте, и тем прекратит все жертвоприношения ветхозаветные, приносившиеся в одном только Иерусалиме; явится Царём, и создаст единое духовное царство на земле из всех людей, Иудеев и язычников, и таким образом уничтожит особое политическое устройство, отделявшее первых от последних. Наконец, третье следствие — то, что этот Мессия-Пророк, Первосвященник и Царь, предвозвещённый ветхозаветными Пророками, есть не кто другой, как Господь наш Иисус Христос: ибо на Нём, как мы видели, со всей точностью исполнились все ветхозаветные пророчества касательно Мессии,— и, следовательно, это совершеннейшее откровение, к которому ветхозаветное служило только приготовлением, есть откровение новозаветное, принесённое на землю Христом-Спасителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Следующая же часть псалма, может быть, выше и самого Евангельского учения; ибо Евангелие повествует о пребывании Господа на земле и о возвращении его от нас; сей же высокий Пророк, изшед из себя самого как–бы неотягощаемый уже бременем тела и присоединившись к небесным силам, передает нам гласы их, как сии силы, торжественно сопровождая Владыку в его нисхождении, повелевают пребывающим на земле ангелам, которым вверена человеческая жизнь, подъять входы, говоря: « возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Псал. 23:7). И поелику Содержащий в себе все, куда ни нисходит, везде соразмеряет себя с способностию приемлющих, (ибо бывает не только человеком между людьми, но, конечно соответственно тому, и находясь среди ангелов, низводит Себя до их естества), то вратари спрашивают у вестника: « кто есть сей Царь славы?» (Псал. 23:8). В ответ на сие объявляют им, что он есть « крепкий и сильный», имеющий сразиться с пленившим человеческое естество и сокрушить « имущаго державу смерти» (Евр. 2:14), чтобы по уничтожении последняго врага возвратить к свободе и миру род человеческий. Опять повторяет теже гласы (Псал. 23:9–10); ибо таинство смерти уже совершилось, победа над врагами одержана и против них воздвигается победный знак, — крест. И снова « возшел на высоту» Пленивший « плен», давший людям сии благие « даяния» (Псал. 67:19), — жизнь и царство. Снова должны отвориться находящиеся горе врата; в свою очередь торжественно сопровождают его наши стражи и повелевают отверзть Ему горние врата, чтобы в них опять восприять прославление. Но там не узнают Его, облеченного нечистою одеждою (Зах. 3:4) нашей жизни, багряность одеяния Которого (происходнт) от точила (Ис. 63:12) человеческих зол. Посему встречают сопровождающих таким вопросительным гласом: « кто есть сей Царь славы?» За тем (следует) не прежний уже ответ: « крепок и силен в брани», но: « Господь сил», приявший власть над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во всем, возстановивший все в прежнее состояние творения, « Сей есть Царь славы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Псалом – успокоение от трудов дневных, продолжает свою похвалу псалму святый Василий Великий . – После дневных трудов мы ищем вечернего отдыха в разных мирских развлечениях. Но дается ли этим действительный отдых для ума и сердца? Каждый из нас знает по опыту, что нет. Не в мирских развлечениях, а в вечерней молитве и в сладости Богомыслия искали успокоения от дневных трудов те люди, которые ходили пред Богом и хорошо знали, что и Богу приятно и душе доставляет действительное успокоение, а не кажущееся только. Келии святых подвижников в вечернее время всего чаще оглашались священными звуками псалмов, к чему и сам псалмопевец многократно призывает верующих ( Псал. 41:9, 91:2, 133:2 и др.). Псалом – орудие от ночных страхов; псалом – убежище от наваждений демонских. Кто знает священную историю хотя в ея начатках, тот знает и то, как некогда дух зла, смущавший царя Саула, отступал от своей жертвы пред псаломскими звуками Давида ( 1Цар. 16, 23 ). Поэтому и ныне благочестивые христиане, чувствующие на себе уязвление стрелы лукаваго, особенно же в смущениях среди ночной темноты, призывают имя Божие ( Псал. 118, 55 ) и читают псалмы Давида, особенно псалом 67-й: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящии Его, яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня» ( Псал. 67, 1–3 ). Знаменательно для нас то, что пред этим действием псалмов останавливаются в недоумении и смелые сыны века сего. Мы видели вольнодумцев, которые поносили молитвы и псалмы среди полудня, а среди ночной тишины усердно читали сами: «да воскреснет Бог»… Как такое охранительное оружие против силы вражией, псаломские звуки сопровождают человека и в могилу, как напутствие в жизнь вечную (Псалтирь читается над умершими). Псалом миротворец; он примиряет враждующих. Как читающий молитву Господню: «Отче наш,... остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», не может не почувствовать, хотя бы на один этот момент, братолюбного отношения к своим ближним, так и читающий псаломские молитвы и славословия не может не проникнуться их мирным всепрощающим отношением: «с ненавидящими мира бех мирен» ( Псал. 119, 6 ). «Будем ли считать своим врагом того, кто вместе с нами одну и ту же песнь поет одному и тому же единому Богу?» Людям, идущим вместе, рука об руку, к одной и той же весьма великой цели, одним и тем же путем, с одною и тою же надеждою и упованием в сердце, с одною и тою же молитвою на устах, пристало ли останавливаться на каких либо неприязненных расчетах, на каких либо, когда-то случившихся, столкновениях? Что значит минутное столкновение пред вечною целию жизни?..

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

13:3). Так доброгласно и благозвучно было у него орудие дыхания, Духом Святым изглашающее слово истины! Так гортань его услаждалась всегда Божественными словесами, из себя питая все тело животворными оными учениями! А если спросишь и о позвонках, кто соединял так всех в единое тело союзом мира и любви? Кто научил так выю преклоняться, занимаясь неважным, и опять выпрямляться, мудрствуя горняя, проворно и свободно смотреть по сторонам, уклоняясь и обезопашивая себя от различных диавольских козней?    Посему такая выя действительно зиждется Давидом. Под Давидом же разумей Царя, Отца Царева, который первоначально уготовал человека к тому, чтобы ему быть столпом, а не развалиною, и снова воссоздал его благодатию, обезопасив многими щитами, так что недоступен он больше нашествиям вражеским; потому что повешенные щиты видимы не на земле лежащими, но окружающими его на воздухе; а со щитами и стрелы сильных приводят в страх неприятелей, так что не решаются начать приступ к столпу. Думаю же, что множеством щитов означается нам Ангельская стража, вокруг остеняющая таковой столп. Да и упоминание о стрелах указывает на подобную мысль. Ибо Слово не просто сказало: «стрелы», но присовокуплением слова «сильных» дало нам видеть преоборающих; так что сказанное согласно с изречением псалмопения: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Псал. 33:8). Число же: «тысяща», кажется мне, в точности не означает десяти сотен; но взято в слове в показание множества. Ибо, по принятому словоупотреблению, Писанию обычно числом сим показывать множество, как Давид вместо множества говорит: «тысяча гобзующих» (Псал. 67:18), и: «паче тысящ злата и сребра» (Псал. 118:72). Так поняли мы выю, утвержденную на раменах. А под раменами, на которых выя, разумеем усильные старания о деятельной жизни, при которых мышцы наши содевают себе спасение. Возрастание же в большую меру души, высящейся по Богу, без сомнения, усмотрел тот, кто внимательно следил за тем, что было сказано, потому что прежде приятно было для невесты уподобляться коням, преоборовшим египетского мучителя, и благолепием выи походить на монисты; теперь же о каком совершенстве ее в добре свидетельствует Жених, потому что красоту выи не с какими-либо монистами на шее сравнивает, но по величию называет столпом, который, если смотрят на него вдали стоящие, делает видным не пышность только здания, с какою возведено оно до весьма большой высоты, но и положение места естественно возвышающегося над соседними местами? Посему, когда столп был делом Царя и достиг высокого жития, тогда на нем оказывается истинным сказанное Господом: «не может град укрытися, верху горы стоя» (Матф. 5:14). Ты же вместо града разумей столп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

13, 3). Так доброгласно и благозвучно было у него орудие дыхания, Духом Святым изглашающее слово истины! Так гортань его услаждалась всегда Божественными словесами, из себя питая все тело животворными оными учениями! А если спросишь и о позвонках, кто соединял так всех в единое тело союзом мира и любви? Кто научил так выю преклоняться, занимаясь неважным, и опять выпрямляться, мудрствуя горняя, проворно и свободно смотреть по сторонам, уклоняясь и обезопашивая себя от различных диавольских козней? Посему такая выя действительно зиждется Давидом. Под Давидом же разумей Царя, Отца Царева, который первоначально уготовал человека к тому, чтобы ему быть столпом, а не развалиною, и снова возсоздал его благодатию, обезопасив многими щитами, так что недоступен он больше нашествиям вражеским; потому что повешенные щиты видимы не на земле лежащими, но окружающими его на воздухе; а со щитами и стрелы сильных приводят в страх неприятелей, так что не решаются начать приступ к столпу. Думаю же, что множеством щитов означается нам Ангельская стража, вокруг остеняющая таковый столп. Да и упоминание о стрелах указывает на подобную мысль. Ибо Слово не просто сказало: стрелы, но присовокуплением слова сильных дало нам видеть преоборающих; так что сказанное согласно с изречением псалмопения: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Псал. 33, 8). Число же: тысяща, кажется мне, в точности не означает десяти сотен; но взято в слове в показание множества. Ибо, по принятому словоупотреблению, Писанию обычно числом сим показывать множество, как Давид вместо множества говорит: тысяча гобзующих (Псал. 67, 18), и: паче тысящ злата и сребра (Псал. 118, 72). Так поняли мы выю, утвержденную на раменах. А под раменами, на которых выя, разумеем усильныя старания о деятельной жизни, при которых мышцы наши содевают себе спасение. Возрастание же в большую меру души, высящейся по Богу, без сомнения, усмотрел тот, кто внимательно следил за тем, что было сказано, потому что прежде приятно было для невесты уподобляться коням, преоборовшим египетскаго мучителя, и благолепием выи походить на монисты; теперь же о каком совершенстве ея в добре свидетельствует Жених, потому что красоту выи не с какими–либо монистами на шее сравнивает, но по величию называет столпом, который, если смотрят на него вдали стоящие, делает видным не пышность только здания, с какою возведено оно до весьма большой высоты, но и положение места естественно возвышающагося над соседними местами? Посему, когда столп был делом Царя и достиг высокаго жития, тогда на нем оказывается истинным сказанное Господом: не может град укрытися, верху горы стоя (Матф. 5, 14). Ты же вместо града разумей столп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Далее говорится: и раздражу сердце народов многих, когда введу сокрушенных или пленных твоих между народами в землю, которой ты не знаешь, чтобы бывшие прежде рабами Фараона гневались на него, видя, что пленники его отведены в другую землю, о существовании которой не знал дракон. И мы не должны сомневаться в том, что те земли, которые не знает дракон, хорошие, потому именно, что пленники Фараона заменяются другими пленниками, о которых говорится в Спасителю: возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех (Псал. 67:19) или по апостолу; даде даяния человеком (Ефес. 4:8). И изумлю, говорит, о тебе многие народы, чтобы те, кои прежде удивлялись могуществу Фараона, впоследствии удивлялись тому, что он пал с своей высоты. Также от чрезвычайного страха будут ужасаться о нем цари народов, царства которых диавол показывал Господу и о которых в псалме говорится: предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе (Псал. 2:2). Исполнится же это тогда, когда меч Господень будет носиться над лицами их, — подразумевается: царей или народов. Под мечом же Господним должно разуметь слово Божие живое, и действенное и острейшее всякого меча обоюду острого (Евр, гл. 4); он летает, и сверкает, и ослепляет глаза видящих и наводит ужас на лица, чтобы, изумляясь падению Фараона, они увидели, что вместе с ним и они пали. Это именно тот меч Господень, о котором написано: се лежит сей на падение и востание многим (Лук. 2:34), чтобы возвышать смиренных и смирять гордых. Меч же царя вавилонского придет на дракона для того, чтобы Господь мечами сильных или исполинов истребил все множество его, следовавшее за царем египетским. Все они, говорит, непреодолимые или губители из народов, чтобы лютые были преданы для наказания лютейшим, о которых написано: послание анелы лютыми (Псал. 77:49). И апостол говорит: ихже предах сатане, да накажутся не хулити (1 Тим. 6:20), или во измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5:5) Но когда чрез такого рода слушателей будет уничтожена гордость Египта и истреблено множество его, тогда погибнут все животные его, бывшие при водах весьма многих, и ее будет более мутить их нога человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это ласка Божия, это отцовская рука ( Втор.8:5 ), руководимая любовью, хотя пожатие ее иногда болезненно для нас; это пилюля, хотя горькая, но лекарственная, и в ней великая очистительная сила: «сетование лучше смеха» ( Еккл.7:7 ). Страдание — друг и благодетель, воспитывающий наше терпение ( Рим.5:3 ), мужество, энергию, стойкость духа, милосердие и другие качества. «Где больше нравственных качеств, доброты, дружбы? В той ли среде, где богатство, радость, беспечность, или там, где бедность, горе, болезни? Природа с ясностью показала, во что выливается жизнь без страданий. Возьмите в мире животных, так называемых, паразитов, кои при наименьшей затрате труда и энергии, удовлетворяют самым широким своим аппетитам, и что же мы увидим? Увидим изувеченных созданий, у коих с великим трудом можно найти нервные центры-аккумуляторы психической силы. Паразиты — выродки, ибо уклонились от благодетельного и развивающего влияния страдания. То же и с человеком. Таков закон Творца по отношению к тварям» (Сабатье) . Но, будучи справедлив, Бог в то же время и милостив. ( Псал.17:26 ). Установив неизменный закон возмездия, Бог проявляет и милость к падшему созданию, «утешая его во всякой скорби» ( Псал.144:14 ; 2Кор.1:4 ). «Он возлагает на нас бремя, но Он же и спасет нас» ( Псал.67:11 ). Вот, почему истинные христиане говорят: «Не говори, что нет спасенья, Что ты в печалях изнемог. Чем ночь темней, тем ярче звёзды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог» (А. Майков) «Страданием и горением определено добывать крупицу мудрости, не приобретаемой в книгах. Стоит только хорошенько выстрадать самому, как уже все страдающие становятся тебе понятны… Этого мало — самый ум проясняется» (Н.В. Гоголь). Поэт В.А. Жуковский пишет: «Земное страдание теряет свою мрачность, потому что являет нам Бога вблизи как помощника, кладущего руку Свою на нашу руку». У поэта И. Козлова, слепца, вся жизнь которого была рядом тяжелых страданий, читаем: «При теплой вере — горя нет; Она дружит нас с небесами; В страданьях, в радости — Бог с нами, Во всем печать Его щедрот.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

За исполнение всех 48 наружных горельефов Храма заплачено художникам: Логановокому, Рамазанову и барону Клодту 713,000 руб. сер. Около рельефных фигур верхнего ряда вырублены еще следующие надписи: С западной стороны: С нами Бог ! разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог ( Ис.8:8–9 ). С южной стороны: Господь Сил с нами, Заступник наш Бог ( Псал.45:8 ). С восточной стороны: Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его ( Псал.67:2 ). С северной стороны: Господи! силою Твоею возвеселится царь ( Псал.20:2 ). Скажем теперь несколько слов о куполах и крыше Храма. Колоссальный свод большого купола, представляющий своим устройством одно из замечательнейших явлений в области современной архитектуры, окончен в 1849 году. Главы на куполах и крыша над выступами Храма одеты по железным стропилам, ребрам и связям красною медью. Все металлические главы и крыша Храма весят 108,406 п. 4 фунта. Все пять глав вызолочены гальванопластическим способом с употреблением для прикраски золота, которого употреблено 25 пуд. 31 ф. 47 зол.; кресты и украшения, имеющие местами впадины, равно как и цепи, укрепляющие кресты, вызолочены через огонь. Вызолоченная глава большого купола имеет в диаметре 14 саж.; высота ее от карниза, до шара под крестом – 13 саж; диаметр шара под крестом – 1 сажень. Крест этой большой главы – 4 сажени в длину; каждая из четырех цепей большого креста имеет 33 арш. (или 11 саж.) длины. 9 Вызолоченные главы четырех малых куполов имеют в диаметре по 4 1 / 2 саж.; высота их от карнизов до шаров под крестами – 4 1 / 2 саж.; диаметр шаров – до 2 арш.; длина крестов – до 3 саж.; длина цепей –16 аршин. В 1876 году, взамен существовавших прежде пневматических печей, в Храме устроено 12 печей безметальных. Все обороты в них или проходы для огня сделаны не из железа, как было в прежних печах, а из английского огнеупорного кирпича, выдерживающего самую высокую температуру и сохраняющего теплоту гораздо долее, чем железо. В алтарях Храма устроено три камина с проведенными от них каналами в печи и в подвале Храма – два камина, необходимые для того, чтобы поддувала и вентиляционные не подвергались сырости. Выведенный на поверхность крыши и покрытый медью дымовые трубы снабжены особенного рода флюгерами, устроенными с тою целью, чтобы не было препятствия для выхода дыма во время сильных ветров: флюгера эти закрываются сами собою с подветренных сторон. Трубы замаскированы бронзовым вызолоченным балюстрадом, поставленным на крыше. Балюстрад одинаковой позолоты с куполами и имеет два аршина вышины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Господь заповедал в Евангелии (Матф. 10:10), чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии, чтобы, подражая простоте голубей и мудрости змии, мы и другим не могли наносить вред и сами не подвергались козням со стороны других, но чтобы вследствие простоты и мудрости мы представляли из себя человека свободного от крайностей, потому что мудрость без доброты есть злостность, а простота без разумности называется глупостью. Итак, Ефрем стал, как голубь, легко обольщаемый, что по-еврейски называется рнотна; Акила и Симмах перевели θελγομνεη и πατωμενη, то есть приманиваемый и обольщаемый, а LXX: бессмысленный и неразумней, потому что бывает также и мудрым голубь, о котором говорится в Исалмах: кто даст ми крыле, яко голубине! и полещу и почию (Псал. 54:7). Его криле посребрене и междорамия его в блещании злата (Псал. 67:14). Но Ефрем, как голубь неразумный и не имеющий сердца, оказывается настолько бессмысленным, что, позвав египтян, пошел в Ассирию. Ибо он умолял египтян о помощи, и он же был уведен в плен ассириянами. Египет — это тростниковый жезл, и если кто будет опираться на него, то тотчас сломить его, и сломившись и разбившись он проколет руку опирающегося. И чтобы показать, что, переменяя места, мы не можем укрыться от взоров Божиих, но всегда находимся во власти Его, Бог говорит: когда они пойдут в Ассирию, Я и там раскину сеть Мою, и если они поднимутся вверх, как птицы, то и оттуда низвергну их. Низвергну же их не для погибели, а для того, чтобы наказать их, как детей, и накажу Я не чрез тяжкие наказания, а страхом, чтобы они, слыша о предстоящих наказаниях, исправились вследствие одного страха. Спрашивается: почему Ефрем сравнивается с голубем, а не с другими птицами? Другие птицы спешат защищать своих птенцов даже с опасностию для собственной жизни, и когда они видят, что к гнезду их приближается ястреб, змея, ворон или ворона, то летают сюда и туда, кусают себя, терзают когтями и выражают родительскую скорбь жалобными звуками; один голубь не скорбит о похищенных птенцах и не разыскивает ихь. Поэтому справедливо сравнивается с ним Ефрем, который не обращал внимания на разорение народа по частям и не заботился о своем спасении. Слова же: накажу их, как слышало собрание их, могут означать следующее: так как все они по общему согласию делали идолов, то равным образом все они и подвергнутся опустошению вследствие Моего гнева. Учителей ложных учений, которые оставили мудрость, Христа, и удалились из Церкви, справедливо мы можем назвать неразумным и глупым голубем; так как они пожелали земного, то были преданы ассириянам и, когда удалились из Церкви, Господь раскинул на них сеть Свою, сплетенную из свидетельств Писаний и искусного слова мудрости, чтобы тех, кои возносятся против мудрости Божией и летают высоко, подобно птицам, низвергнуть вниз и наказать чрез объявление об угрожающих наказаниях, и чтобы таким образом они исправились, а не погибли на веки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010