Ст. 10. Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним.    Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий. Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в Псалмах: колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них (Псал. 67:18). И в другом месте: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Псал. 103:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений .    Суд сел, и раскрылись книги.    Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Апокалипсисе мы читаем: „обвинитель братий наших“ (Апокал. 12, 10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: на земли да напишутся (Иерем. 17:13).    Ст. 11. Видел я, что за изречение высокомерных слов, какия говорил тот рог... Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно.    И видел я, как был убит зверь и тело его погибло.    В одном римском государстве, за богохульства антихриста, будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно придет Сын Божий, о Котором говорится:    Ст. 13. И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является под образом Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях Апостолов (1, 11): мужие галилейстии! что стоите, зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо.    Ст. 13—14. И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь и царство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из этого следует заключать, что лжеименное знание и те, о коих написано: расточи языки хотящия бранем (Псал. 67:51), называются союзниками и помощниками Египта. В день тот, говорит, выйдут от лица Божия — вестники, о которых написано в Евангелии: ангели их выну видят лице Отца Моего небесного (Матф. 18:10). И в притче о посеве жнецы — ангелы, то есть вестники, посылаются, чтобы собрать все соблазны и ввергнуть их в печь огненную, где плач очей и скрежет зубов (Матф. гл, 13). И они поспешат исполнить повеление Божие, чтобы страхом удалить или сокрушить самонадеянность Ефиопии, — тех, кои достигли крайней степени зла, чтобы при разрушении Египта была сокрушена Ефиопия и чтобы она пришла в ужас от того, что день Господень есть [день] мучения и наказания, посредством которого будет изгнан мрак грехов и останется свет добродетелей. И положу конец, говорит, многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя египетского, которому они отданы для наказания, ибо он есть враг и каратель, получивший многолюдство Египта в вознаграждение за то, что он служил [Богу] при нападении на Тир, чтобы перестали быть многочисленными в Египте те, кои всегда были в нем. Если же кто-либо возразит: каким образом в Второзаконии говорится следующее: в седмидесятих душах снидоша отцы ваши во Египет; ныне же вы стали, яко звезды небесные множеством (10, 20): то это легко разрешается. Ибо здесь представлен пример множества не земного, а небесного, которое сияет добродетелями и полно света. На это многолюдство Египта наводятся сильнейшие из народов, чтобы погубить землю, вместо которых LXX перевели губители. Я не знаю, как это применимо к тем, кои наводятся Господом, — разве соответственно оному примеру: послание ангелы лютыми (Псал. 77:49). Они обнажат мечи свои на Египет и наполнят землю убитыми или пораженными, чтобы они познали, что они убиты и поражены и что Египет настолько разрушен, что дошел до ничтожества, так что иссохнут все реки красноречия, которыми наполнялись заблуждения египетские, камыш и тростник, и они будут преданы в руку самых злых [людей], которые будут мучить их, и все, наполняющее Египет, что худо возрасло, будет истреблено Богом рукою иноземцев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К таковому пророк говорит: всядеши на кони твоя, и яждение твое спасение (Аввак. 3:8). И Иову говорится в облаке и вихре: или ты обложил еси коня силою (Иов. 39:19)? Таковы были кони и всадники, множество которых Иоанн видел на небе (Апокал. гл. 6). Итак говорит к Гогу: Я выведу или соберу тебя и все войско или силу твою. Кто выводится и собирается из рассеяния, тот снова привлекается к спасению согласно с тем, что обещается в Законе: аще будет рассеяние твое от края небесе даже до края его, оттуду соберу тебя (Второз. 30:3). Также [соберу] коней и всадников, покрытых бронями, которые подражают всеоружию апостола и хвалятся, что они имеют броню праведности (Ефес. гл. 6). Их чрезвычайно много, и все они берут щит и меч против Церкви; это народы весьма жестокие и враждебные Израилю, персы, ефиопляне и ливийцы, войны которых против народа Божия описываются в Священных Писаниях. Также Гомер и дом Фогорма, приходящие с пределов севера, откуда дует самый холодный ветер, называющийся благоприятным (dexmer), и вся сила Магога и все подчиненные ему народы придут вместе с ним для войны. Иронически говорится ему: приготовляйся и снаряжайся и собери к себе все множество твое, повинующееся твоей власти, и знай, что после многих дней ты будешь посещен согласно с написанным: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Псал. 88:33). В последний из годов, говорит, ты придешь. Посему и Иоанн говорит: дети мои, последний час есть (1 Иоанн. 2, 18). И для работы в винограднике в одиннадцатом часу нанимается народ из язычников (Матф. гл. 20), на землю которых, то есть на землю вротких и землю святых, приносящую плоды в сто, в шестьдесят и в тридцать крат, приходит Гог, чтобы завоевать ее; но она была избавлена или отвращена от меча. Ибо она знает написанное: расточи, Господи, языки, хотящия бранем (Псал. 67:31). И осталась она в мире, и была собрана из многих народов и племен, чтобы, презрев заблуждения язычников, прийти на горы Израилевы, то есть к патриархам и пророкам, которые прежде постоянно были оставленными, без закона и заповедей Божиих, но ей впоследствии говорится: многа чада пустые паче, нежели имущия мужа (Исаии 54, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Один говорит: " восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков " (Псал. 67:19; Ефес. 4:8). " Господь крепкий и сильный в брани " (Псал. 23:8). Другой же говорит: " с сильными будет делить добычу " (Иса. 53:12). Для того Он и пришел, чтобы пленным проповедовать свободу и слепым прозрение. Иной, воспевая победу над смертью, говорил: " смерть, где твое жало " (1 Кор. 15:55)? " Ад, где твоя победа " (Ос. 13:14)? Иной, опять, благовествуя глубочайший мир, говорил: " перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы " (Иса. 2:4; Иоил. 3:10). А иной взывает к Иерусалиму: " ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной " (Зах. 9:9). Иной и второе пришествие Его проповедует, говоря: " придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, И кто выдержит день пришествия Его " (Малах. 3:1-2)? " Взыграете, как тельцы упитанные " (Малах. 4:2). А другой в изумлении опять говорит: " Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним " (Варух. 3:36). При этих и других весьма многих вещаниях нам надлежало бы трепетать и быть как бы не на земле; а мы, как на торжище, производим шум и смятение и проводим все время священного собрания в разговорах о совершенно бесполезных для нас вещах. Итак, когда мы так небрежны, и в малом и великом, и в слушании и в деле, и вне церкви и в церкви, и сверх того еще молимся об отмщении врагам, то, как мы можем надеяться получить спасение, мы, которые к бесчисленным грехам нашим прилагаем еще новое равное всем им преступление, то есть, эту беззаконную молитву? Итак, нужно ли после того удивляться, когда случится с нами какое-либо неожиданное несчастье? Не должно ли, напротив, удивляться, если ничего подобного не случается с нами? Первое является естественным следствием наших дел, а последнее будет непонятным и неожиданным случаем. Подлинно, нельзя понять, как враги и оскорбители Божьи наслаждаются и сиянием солнца, и дождями, и всеми другими благодеяниями Божьими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

С этим сходно [и следующее]: изведе я с сребром и златом, и не бе в коленах их боляй (Псал. 104:37). Концом же всех наказаний будет познание того, что Он — Господь. О камне оловянном или куске олова читаем мы и у Захарии (гл. 4); что он означает, это мы объяснили в своем месте.    Ст. 23—31. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! скажи ему: ты земля нечистая, и не орошенная дождем в день гнева. Заговор пророков среди ее, как лев рыкающий и похищающий добычу: они поедали души, получали богатство и плату, умножали вдов ее среди ее. Священники ее нарушали закон Мой и оскверняли Святыни Мои. Они не отделяли святого от мирского, и не делали различия между нечистым и чистым, и отвращали глаза свои от суббот Моих и оскверняли Меня среди себя. Князья ее среди ее как волки, похищающие добычу, чтобы проливать кров и губит души и корыстолюбиво домогаться прибытка. А пророки ее обмазывали их без надлежащего смешения, видя пустые видения и предсказывая им ложное, говоря: так говорит Господь Бог, тогда как Господь не говорил. Народ земли обвиняли несправедливо и грабили чрез насилие, угнетали нищего и бедного и притесняли пришельца неправдою без суда. И Я искал у них человека, который поставил бы ограду и стал бы предо Мною за землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. И излил Я на них негодование Мое, огнем гнева Моего истребил их. Путь их Я обратил на голову их, говорит Господь Бог.    Внимательный слушатель мог спросить: что это за изгарь, которая обезобразила чистоту серебра и смешала с медью, свинцом, оловом и железом? Поэтому, что там выражено под образом города и горнила, тоже предрекается здесь под образом земли, которая не орошалась и ее получала дождя. Под дождями мы должны разуметь те, о которых написано: облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Исаии 3, 6); мы ожидаем его, когда дается нам дождь благовременный и поздний, о котором написано: дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему (Псал. 67:10). Дождь же гнева есть тот, который каждый навлекает на себя множеством грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Также была вервь льняная или каменьщиков в руке Того, о Котором написано у Захарии (гл. 2), что он имел вервь землемерную, чтобы измерить широту и длину города. Под каменьщиками же [разумеются] или ангелы, исполнявшие веления Божии, или Моисей и все пророки и апостолы, созидающие град Божий и соработники или служители воли Господней. Посему и апостол Павел говорил: «мы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9). Следующее же затем: и трость измерения в руке его означает дар пророческий, о котором в сорок четвертом псалме (ст. 2) написано: язык мой трость книжника скорописца, и о пророке и крестителе Иоанне: чесо изыдосте в пустыню видети? Трость ли ветром колеблему? (Матф. 11:7). Этой трости желают подражать те, кои постоянно пишут неправду и относительно которых молит пророк: запрети зверем тростным (Псал. 67:31). Стоял же Он у ворот. Ибо чрез Него мы приходим к Отцу и без Него не можем войти в град Божий, потому что Он принимает достойных, отвергает недостойных. У ворот происходит также и суд. Посему и пророк говорит: „возненавидели обличающих у ворот“ (Исаии 29, 21). И в другом месте: „не останется в стыде, когда будет говорить с врагами у ворот» (Псал. 126:5). К пророку говорил этот муж, в руке которого была вервь, и которого вид был, как бы вид меди, и который держал трость в руке. Говорил к Иезекиилю истинный строитель, которому подражал и апостол Павел, говоря: яко премудр архитектон основание положих (1 Кор. 3:10). Называет строителя мудрым в отличие от глупого, который у Захарии (11, 15) называется неразумным пастухом. Сказал же Он то, что далее следует: смотри очами своими и слушай ушами своими, — очами не плоти, а духа, и ушами ее тела, а души. Возведите, говорит, очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Иоан. 4:35) и: имеяй уши слышати, да слышит (Лук. 8:8). Видит же строение города и слышит чин священнодействий и священнослужителей и описание земли. И мало того, что Он повелел смотреть очами и слушать ушами; но Он присовокупил: и приложи сердце свое ко всему или: приложи к сердцу своему все, что Я покажу тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

33:17). Ибо как тает воск от лица огня, так погибают грешники от лица Божия (Псал. 67). В этом смысле у этого же самого пророка говорится: сын человеческий! утверди лицо твое на Феман и Даром и Нагев (ниже 20, 46); и опять: было слово Господне ко мне говорящее: сын человеческий! утверди лицо твое на сынов Иерусалима (21, 2); и немного спустя: было ко мне слово Господне, говорящее: утверди лицо твое на сынов Аммоновых (25, 2); и снова: утверди лицо твое на Фараона, царя египетского (29, 2); и еще: сын человеческий! утверди лице твое на Гога и Могога (38, 2); и в другом месте: утвержу лице Мое на человека того, и положу его в погибель и в потребление, и извергу его от среды людей, и увесте, яко Аз Господь (14, 8). Итак горе этим ересям и этим учениям, которые, обещая покой, обольщают всякий возраст и пол, чтобы уловлять души несчастных и бесславить Меня пред народом Моим, признавая Меня любящим чувственные наслаждения, и это не за гомор и не за полугомор ячменя, как читаем у Осии (3, 2), но за горсть ячменя, которым питаются бессловесные животные, и за кусок хлеба, — не за целый хлеб и не за целостные свидетельства Писаний, но за раздробленные чрез еретическое искажение и за урезанные и умаленные, чтобы обольщать всех святых и увлекать в смерти и стараться дать жизнь чрез ложные обещания. Поэтому благой и милосердый Бог не истребляет самих пророчиц, а разрывает подушечки их, которыми подобно сетям уловляются летающие души, чтобы последние имели полную возможность летать, когда те будут разорваны. И раздерут покрывала или возглавия, на которых покоится главенствующая сила души и которыми покрывались головы обольщенных, между тем как апостол учит (2 Кор. гл. 3), что головы мужей не должны быть покрытыми, но должно с открытым лицом взирать на славу Господню. Ибо вы, говорит, ложным страхом сокрушали души служащих Богу и чрез лживые обещания держали нечестивых в заключении, чтобы они чрез покаяние не получили жизни, погубленной ими. Поэтому вы не будете иметь пустых видений и Я не назову вашу ложь пророчествами, а волхвованиями, о которых написано: несть вражбы во Иакове, ниже волхвования во Исраили (Числ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

бб) Но я, скажешь еще, оплакиваю не его, а саму себя в настоящем моем положении. Д это несвойственно тому, кто любит друга своего, желать, чтобы он тонился ради тебя и подвергался неизвестности будущего тогда, как он может быть увенчанным и достигнуть пристанища; или, чтобы его обуревали волны, когда он может быть в пристани. вв) Быть может, скажешь мне, мы с ним (или с ними) вместе также были бы счастливы, как и были. – Бог знает. Ты сама говоришь „быть можеть», – Господь лучше нашего знает. гг) Но я не знаю, скажешь, куда он отошел? Как не знаешь, скажи мне? Он, (или она) жил праведно или неправедно, а потому и видно, куда должен перейти. дд) Я сокрушаюсь потому самому, что он умер грешником. Это один предлог. Если ты по этому оплакиваешь умершего, то тебе надлежало бы постараться исправить его во время жизни. – Если же он умер и грешником, то и в сем случае должно радоваться, а не скорбеть, потому что прекратились дни его, а вместе с ними и грехи его; что он не увеличил своих беззаконий, и, сколько возможно, помогать ему не слезами, а молитвами, прошениями, милостынею и подаянием. Все это устроено не без цели, и мы не напрасно совершаем воспоминания об умерших, при совершении Божественных таинств, приобщаемся за них, умоляем предлежащего Агнца, подъявшего на себя грехи мира; все это сделано и делается для того, чтобы помочь им и исходатайствовать прощение. Почему же ты скорбишь? Почему плачешь, когда умершему можно приобресть прощение и помилование. ее) Ты плачешь, что, сделавшись вдовою, потеряла своего утешителя? Не говори этого. Ты не потеряла Бога; и, доколе Он будет с тобою, (а Он будет с тобою дотоле, доколе ты будешь с Ним), Сам будет для тебя лучше и мужа, и отца, и сына, и зятя, и всех, кого бы ты ни имела. Бог все делал для тебя и в то время, когда был у тебя супруг. А ныне в Нем ты имеешь более, нежели кто другой, Утешителя, Отца сирот, оставшихся с тобою, и Судию вдовиц. (Псал. 67:6). Его помощи ищи, и ты узнаешь, что Он теперь более печется о тебе и о твоих чадах, нежели прежде, и тем более, чем в большем находишься ты затруднении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Вселенский Владыка Славы». «Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины» 1. Предварительное понятие Почему паша община именует себя Ново-израильской? На основании священного писания и изъяснении по свято-отеческим толкованиям, правоверующие и хранящие Новый Завет Христов. Что означает Израиль? Израиль означает ум, видящий Бога. Что означает Новый израиль в совокупности? По изъяснению в свято-отеческом толковании, о Новом Израиле говорится так: да возвеселится Израиль о сотворившем его и сынове Сиона возрадуются о Царе своем ( Пс.140:2 ). Григорий Богослов изъясняет в толковом псалтыре стр. 1156 1 . Да веселится, взывает поющий Богу новым образом «Новый израиль», т. е. каждый христианин, с одной стороны, потому что Бог сотворил его человеком, с другой, что чрез веру присвоил его себе и сделал его новым народом своим. Далее, сыны Сиона суть сыны Новозаветного Евангелия, иначе – христиане. Затем апостол Павел говорит: и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, Духа действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочее ( Еф.2:1–3 ). Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире, а теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеки, стали близки кровью Христовой ( Еф.2:12–13 ). В виду этого, наша община и носит название «Новый израиль». В духовном же возрождении, мы семя Авраамово не по плоти, а по обетованию ( Гал.4:22–31 ). Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует Новому израильскому народу, т. е. христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же (Толков. псалт., псал. 67, стр. 525 и 526). Пророк Исаия говорит: ибо Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе не бойся, Я помогаю тебе, не бойся, червь Иаков малолюдный Израиль, Я Господь, искупитель твой ( Ис.41:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Ибо всадники придут в страх при исходах, то есть при кончине мира, и смешаются, и колесницы столкнутся между собою на площадях, потому что хотя широк и пространен путь, ведущий к смерти (Матф. 7), однако, находясь в крайне затруднительном положении, они не будут в состоянии найти надлежащий путь, но столкнутся между собою, и, тем не менее, будут дышать прежнею яростью и подобно молнии ринутся в разные стороны. «Видех, — говорит Господь, — сатану яко молнию с небесе спадша» (Лук. 10:18). Когда диавол и все знатнейшие его поймут это, то они вспомнят о кончине, которая, прежде была предсказана, и побегут среди дня. Они уже не будут действовать по ночам, но свет дня рассеет тьму, и они ослабеют на пути, не имея успеха и не будучи в состоянии выполнить свои стремления, и поспешат в стенам. Ибо пришествие Господа наведет на них такой страх, и они будут столь бессильными для борьбы, что побегут к пределам мира, которыми мир огражден и окружен, как стенами, и там будут приготовляться к сопротивлению, подобно тому, кто, убегая от врага, не осмеливается противостать ему, но когда достигнет пустыни, то, если враг преследует его, вынужден бывает по необходимости обороняться.    Но когда ими будут строиться эти замыслы, все, что они приобрели и чем владели, обнаружится пред всеми, и отворятся ворота, которые были ими заперты, и царства их падут и имущество их, то есть богатство, откроется. А то, что заключает в себе мир, и все рабыни его, покорившись Христу и начав служить Ему, будут уводимы с радостию и веселием, от всей души веруя и исповедуя, так что они сравниваются с невинными голубями и будут шептать или говорить в сердцах своих. Тогда исполниться то, что в шестьдесят седьмом псалме говорится о победе Спасителя: «возшел еси на высоту, пленил еси плен» (Псал. 67:19). Наум.2:8—9. Воды Ниневии, как воды пруда, а они бежали. ,,Стойте, и но никто не возвращается. Расхищайте серебро, расхищайте золото! и нет конца богатству из всяких драгоценных сосудов.     LXX: Воды Ниневии, как воды пруда, а они, убегая, не остановились, и не было оглядывающегося.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010