Но мне кажется, что пример разрушения Ниневии недостаточно согласуется с примером сыновей Лота, которые называются (Быт. 19) Амман (Аттап). Ибо прежде всего здесь говорится Аммон, а не Амман; затем, Аммана, которая теперь называется Филадельфией, не расположена при реках и богатство ея не собирается с моря; потому что она находится среди твердой земли, воды не служат стенами ея и она не имеет Ефиопию, Египет, Африку и ливийцев союзниками, и все это, как могущество, самый пример, описание местности и страны и дружественных народов, более всего применимо к Александрии, и никогда могущественный город Ниневия, при сравнении с меньшею ее Филадельфиею, не услышал бы от пророка: «разве ты лучше?» Но той, которой говорится: «разве ты лучше», дается знать, что она менее той, с которою сравнивается, и не должна негодовать при своем пленении, когда большая, более укрепленная и более сильная как по своему естественному местоположению, так по мужеству своих людей была побеждена тем же врагом. Но так как Ниневия, как мы объяснили, означает также этот мир, то ей повелевается настроить и приспособить свои струны и приготовиться в плачевному пению; потому что часть сынов Аммоновых, которая была гораздо лучше, нежели Ниневия, и жила при реках, понесла, как уличенная в заблуждении, наказание за свое преступление. И прежде всего согласно с буквальным значением (juxta historiam) Александрии следует сказать, что «Аммон» значит «народы», и аллегорический смысл этого следующий: посмотри на народы церкви, пребывающей при реках пророков, окруженной учителями, из чрева которых текут реки, и имеющей своим началом море. Ибо чрез чтение закона, который без древа Христова горек подобно Мерре (Исх. 15:23), достигают того таинственного города, которого силу составляет Ефиопия, — потому что «Ефиопия предварит руку свою к Богу» (Псал. 67:32), Египет, в который приходит Господь на облаке легком (Ис. 19:1), и ливийцы, которые прежде жили среди песков и впоследствии сделались помощниками его. Поэтому если она Церковь не будет внимать себе и со всею тщательностию охранять сердце свое, то будет уведена в плен и будет оплакивать детей своих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Расточи языки, хотящыя бранем Рассыпь, говорит, те народы, которые желают воздвигать брань на церковь Твою и не только чувственные скопища людей, но и мысленные – демонов. Пс.67:32 .  Приидут молитвенницы от Египта Под Египтом понимай, читатель, всю землю с народами, которой властелином был мысленный фараон – диавол. Итак, Давид пророчествует, что со всей языческой земли придут верующие ко Христу и будут молиться о целом мире. (1) (1) Слова Феодорита: Упомянул во первых о Египте, потому что нечестие издревле владело сим государством. О нем же упоминает и история Деяний в повествований о собравшихся в день Пятидесятницы. Ефиопия предварит руку свою к Богу Предупредит здесь то же, что достанет; из сего видно, что Ефиопия прострет руку свою к Богу. Кто достает что-либо, тот простирает руку свою и таким образом достает какую-либо вещь находящуюся далеко. Итак, последующим действием, то есть доставанием, выражает здесь предыдущее, т. е. простертие руки. Ибо, по словам божественных толковников Кирилла, Феодорита и Афанасия, Ефиопия поспешила послать Евнуха и вельможу Кандакии – царицы ефиопской, который и был поставлен над всею Газою (казною) сей царицы, как повествуют Деяния ( Деян.8:27 ); ибо его то Давид назвал рукою Ефиопии. Некоторые говорят, что Египтом означается вся земля, так как над всею землею царствовал мысленный фараон – диавол, а Ефиопиею, по словам Афанасия, самые концы мира, ибо последними и дальше всех людей живущими почитались обитающие на востоке и западе ефиопляне (1); почему и в другом месте тот же Давид говорит: вспомнятся и обратятся ко Господу все концы земли ( Псал.21:28 ). А здесь выражение: предупредит рукою, мы принимаем просто, вместо: прострет руку свою во время молитвы своей ко Христу, в которого уверовала (2). (1) Почему и Гомер сказал о них: Ефиопляне разделенные на двое живут на краю всех людей света. (2) Другой говорит: Что Ефиопия, без сомнения, означает все народы, как очерненные грехами. Сие представляет и невеста в Песнях, когда в покаянии говорит: черна и добра, первое по причине идолослужения и греховности, второе по причине удаления от них. Ибо когда Израиль отлучил себя от участвования в благах, стали приходить Ефиопляне, приходя из язычества в веру, и бывшие некогда вдали стали приближаться, смывая свою черноту таинственною водою; таким образом Ефиопия стала простирать руку свою к Богу, то есть в молитве, или в приношении даров царю – ароматов благочестия, злата Богопознания и драгоценных камней – исполнения заповедей и добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

гл. 5) и над дочерью сотника (Матф. гл. 8). О суетная мысл так рассуждающих, будто часть воскреснет, а часть останется! Из самого предмета нашего рассуждения мы видим это и еще из того, что уже совершилось, как равносильное предмету нашей надежды. Енох весь преложен был и не видел смерти даже доселе (Быт. 5, 22; сн. Евр. 11, 5), дабы в двух живых телах представить нам совершенное воскресение, и дабы никто не сомневался в двух образах двух первенцев нашего воскресения. Енох был в необрезании, и необрезание не воспрепятствовало воскресению и пребыванию в теле, принадлежащем настоящей жизни. Илия был в обрезании, дабы воскресение не относилось лишь к тем или другим, но было всеобщим. Илия пребыл в девстве, дабы преимущество девства возвещало миру бессмертие и нетление тела. Но дабы воскресение и пребывание тела нетленным не было считаемо принадлежащим только девству по причине его достоинства, Енох не был девственником, но был целомудренным и рождал детей. Итак, двое эти (Енох и Илия) пребывают в числе живых, в теле и душе для утверждения нашей надежды и для того, чтобы кто либо не сомневался уже более в истине воскресения. 99. А других Бог во ад низвел с телами. Ибо разверзла земля уста свои и поглотила Дафана и Авирона, сынов Кореевых, и Авнана, и снидоша во ад живи телом и душею (Числ. 16, 38; сн. ст. 32. 1. 24. 25). С этого самого часа они преданы были на суд, так что ни тела их не разрушились, ни каким либо останком или какою либо частью, но целые с телом и душею они преданы были в наказание. Иов говорит: дондеже паки буду и это тело, терпящее сия, и Ты обновишь меня (Иов. 14, 14; 19, 26; сн. 14, 15). И еще: обновится яко орля юность твоя (Псал. 102, 5). Исаия же говорит: воскреснут мертвии, и востанут иже во гробех (Иса. 26, 19). Ибо пришел разрешающий окованные мужеством, такожде преогорчевающия живущия во гробех (Псал. 67, 7). Говорит также Иов: человек же уснув уже не востанет и не познает места своего (Иов. 14, 12; сн. Псал. 102, 16). Ибо по истине не каждый день будет воскресение, но на один день назначено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

При императоре Юстиниане в Софийском храме Константинополя было 25 певцов. Певцы при совершении литургии упоминаются в деяниях Константинопольского собора 536 год 33 . Примечания: 1. Деян. 7, 22 ; Филон: Vita Mosis, р. 60; Климент Александрийский , Strom. 1, 1. 2. Исход. 14, 32 и гл. 15. 3. Исход. гл. 15, С. 20–21. 4. Суд. Гл. 5. Ср. объяснение г. Олесницкого Древнееврейская музыка и пение//Труды Киевской Духовной Академии. 1871. Т. IV. С. 120–121. 5. 1Цар.10, 5 ; и о пророке Елисее: 4Цар. 3, 15 . 6. Давид составил 73 псалма, Асаф 12, Сыны Кореовы 5. 7. Псал. 151 . 8. Олесницкий. С. 136. Примечание 2е. 9. Талмуд. См. у Олесницкого в упомянутом сочин. С. 126. 10. Литфот. Там же. 11. См. 1 Паралип. 25, 5; Псал. 67, 26 . У Олесницкого. С. 127. 12. Маймонид. У Олесницкого. С. 131–132. 13. Беседа на Евангелии от Матфея. Срав. Лук. 22, 19 . 14. 1Кор. 14, 26 . 15. Колос. 3, 16 . См. также Ефес. 5, 19 ; Иак. 5, 13 . 16. Апок. 5, 6–9, 11, 12 . 17. Apolog., p. 39. 18. Филарет, преосв. Обзор песнопевцев. С. 58. 19. Philo apud Euseb. Hist. Eccl. L. II. C. 17. Греческий текст этого места можно видеть и у Порфирия, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. С. 183. 20. Пир десяти дев. 21. Обзор песнопевцев. С. 69–70. 22. Созомен. Там же. С. 150. 23. Порфирий, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. С. 453. Из сочинений Ефрема. Т. I. С. 214. 24. Обзор песнопевцев. С. 73. 25. Там же. С. 58, 83, 85–86. 26. Там же. С. 98, 100. 27. Там же. С. 150; Созомен, 7, 21. 28. Там же. С. 130 и 201. 29. Правила Никона Черногорца. Ч. I, слово 28 о пении тропарей, а также ответы патриарха Николая Афоно-Лаврским монахам. Первое путешествие архим. Порфирия в Афонские монастыри. Ч. I. Отд. 2. С. 216. 30. Обзор песнопевцев. С. 123. 31. Там же. С. 131. 32. Порфирий, архим. Первое путешествие в Афонские монастыри. С. 373. 33. Обзор песнопевцев. С. 124, 163. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-vsesoslovnom-uchastii...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныя в дом " Бог одиноких вводит в дом " (Псал. 67:7); также: " Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей " (Псал. 118:164); и опять: " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои " (Псал. 118:62); также: " Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня " (Псал.48:16); и еще: " Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной " (Псал.22:4); и опять: " Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень " (Псал.90:5, 6); и опять: " считают нас за овец, [обреченных] на заклание " (Псал.43:23), – тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: " Хвалите Господа с небес " (Псал. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, по­стоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, де­вятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на че­тыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаиотся пением гимнов, не имея времени ни для тра­пезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Псалом 67 Псалом имеет в надписании имя Давида. В псалме 67 «пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена». 207 Псалом является пророчеством о Воскресении Христовом. Ст. 1–4: «Да восстанет (слав. перевод: Да воскреснет) Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые погибнут от лица Божия. А праведники, да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». Толкование блаженного Феодорит: «Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, рассеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес». 208 То, что псалмопевец в псалме 67 говорит о Воскресении Спасителя, свидетельствует Церковь , используя слова псалма в качестве стихов в стихирах Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». «Яко исчезает дым, да исчезнут». «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы, да возвеселятся». Святой апостол Павел приводит в Послании к Ефесянам 19-ый стих 67 псалма как мессианский. «Каждому … из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» ( Псал.67:19 ). А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4, 7–10 ). Псалом 68 Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 68, говорит: «Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом». 209

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

67:18). Одним же называется звук стана и множества по причине единогласия в восхвалении Бога. И усугубляется звук поющих Отцу, и Сыну и Святому Духу: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, исполнь земля славы Его (Исаии 6, 3). Далее следует: и земля озарялась от славы Его. Это исполнилось собственно при пришествии Христовом, когда во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенные глаголы их (Римл. 10:18), и ежедневно исполняется среди верующих, а вполне сбудется тогда, когда тленное сие облечется в нетленное и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор. 15:54). Прибавление же: и видел я видение, подобное тому, которое я видел, когда приходил погубить город, вместо чего LXX перевели когда приходил помазать город, будучи ясно по еврейскому тексту, представляет очень много темного по Семидесяти: почему Иезекииль пришел помазать город? по чьему пророчеству и [по чьей] угрозе он пал? Мы разве то можем сказать, что обличение пророческое есть помазание города и [именно] помазание елеем радования священническим и царским, и что те, кои с любовию принимают и желают слушать его, делаются помазанниками Господними, о которых написано: не прикасаитеся помазанным Моим и во пророцех Моих нелукавнуйте (Псал. 104:15). Помазать же в таинственном смысле город, о котором написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Псал. 86:3), может тот, кто видел видение колесницы и таин Божиих, какое видел Иезекииль при реке Ховаре, означающем бремя и тяжесть. Ибо что более тяжко в сравнении с реками Вавилонскими, при которых Давид сидел и плакал, когда вспоминал о Сионе (Псал. 136)? О них написано: преходит до образ мира сего (1 Кор. 7:81). Ибо я ничего не считаю в смешении мира сего постоянным, а все преходящим и протекающим. Кто обсудит это, тот падет на лицо свое, понимая, как он далек от славы Божией, и преклонит колена пред Отцем во имя Иисуса Христа. И когда, говорит, я пал, слава Господа вошла во храм путем ворот, обращенных лицом к востоку, и тотчас поднял меня дух (ибо я лежа не мог идти) и ввел меня во внутренний двор, ибо я пал вне его, и вот, увидев прежде славу Бога Израилева, проходящую восточным путем, я увидел полный славы Господа дом Его и услышал голос, говорящий мне извнутри дома.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Отвечает на предшествующее, ибо она говорила: пойду за любовниками моими, дающими мне хлеб, и воду мою, шерсть, и лен и елей и питье мое, — все то, что она получила для обращения на служение Богу. Но она хлеб, который укрепляет, и вино, веселящее сердце человека (Псал. 103), и елей, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир (Иоанн. гл. 1). и серебро, о котором мы часто говорили: Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищенно седмирицею (Псал. 11:7), и золото, о котором мы читаем: аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ее в блещании злата (Псал. 67:14), обращает на идолов и сделала Ваала, означающего высший и терзание (devoramio), потому что она или считает себя обладающею более высоким учением, нежели Церковь, или терзается сознанием ложности [своих] мнений. Что же касается буквального смысла, то Иерусалим в обилии обладал золотом, серебром и всякими богатствами и делал истуканы Ваалу, демону Сидонскому или, как некоторые правильные полагают, вавилонскому, вследствие чего он называется также Бэлом. Это подробно излагает Иезевииль в своей книге, и весь сонм пророков говорит об этом.    Ст. 9. Поэтому Я возвращусь, и возьму хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и высвобожу шерсть Мою и лен Мой, которые покрывали срамоту ее. LXX: Поэтому Я возвращусь и возьму пшеницу Мою во время ее и вино Мое в его пору, и отниму одежды Мои и полотна Мои, чтобы они не покрывали срамоты ее.    Наказание в особенности бывает тяжелым, если отнимаются ожидавшиеся плоды и вино во время жатвы хлеба и сбора винограда и если из рук берется то, что некоторым образом уже держали в них. Но если во время молотьбы [хлеба], выдавливания винограда и выделывания вина, когда земля в изобилии дает новые плоды в замен прежнего бесплодия, бывает недостаток во всем, то что мы должны сказать об остальном времени года, когда сберегаются лишь старые запасы? Высвобождаются же шерсть и лен или одежды и полотна, чтобы более не покрывать срамоты блудницы, то есть чтобы она лишилась помощи Божией и чтобы оставила ее охрана всех ангелов. Потому и апостол говорит, что тварь освобождается от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). Многие разумели здесь то золото и серебро мудрости красноречия, из которых были сделаны светильник с семью лампадами из самого чистого золота, золотая трапеза предложения, и очистилище и херувимы, сияющие блеском золота, и серебряные основания столбов, и пшеницу слова Божия, и вино — радость Духа Святого, также те одежды и полотна в которые облекаются верующие во Христа: все это они обратили на идолослужение, измышляя разного рода лжеучения и, быв сами обольщены, обольщали других. Все это отнимет Бог, чтобы те, кои не познали Подателя [благ] из изобилия, познали бы Его из оскудения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Сие, как и прочее, все было, очевидно, да сбудутся Писания пророков (там же 1-е полустишие) 664 . Я предал хребет Мой биющим, продолжает ветхозаветное Евангелие Своих страданий Христос, и ланиты Мои ударяющим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплеваний (Исаии 50:6 сн. Мф. 26:67–68; – 27:26) 665 . Затем следует изображение самих действий, возмутившихся против Помазанника ( Псал. 2:1–2 ) иудеев и язычников при распятии Его: пронзили руки Мои и ноги Мои, делят ризы Мои между Собою, и об одежде Моей метают жребий. Вси видящии Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа; пусть избавит Его, пусть спасет Его, если Он угоден Ему. Злословия злословящих Тебя пали на Меня… И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом… Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня. ( Псал. 21:17,19; 8:9 ; – 68:10,22; – 21:2; сн. Мф. 27:38, 35; сн. Ин. 19:24 ; Мф. 27:39 и дал. 41–44; 34:48,46 и парал.) 666 . Не оставлены без предуказания в Ветхом Завете и события, следовавшие за смертью Мессии. И будет в тот день, говорит Господь, и омрачу землю среди светлого дня ( Ам. 8:9 , сн. Захар. 14:6,7 и Мф. 27:45 667 ). И тогда иудеи воззрят на Него, Которого пронзили ( Зах. 12:10 , сн. Ин. 19:37 , срав. Лука 23:48 668 ). Далее в Ветхом Завете изображается сама победа Мессии над смертью и имущим державу смерти – диаволом для дарования человекам вечной жизни вместо смерти. Ты возшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтобы и из противящихся могли обитать у Господа Бога ( Псал. 67:19 ). Объясняя это место Св. Апостол Павел учит: а возшел, что означает, как не то, что Он и низходит прежде в преисподние места земли? Низшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы исполнить все ( Еф. 4:9–10 сн. 8 669 ). Так вполне «по Писанию» (– выражение из символа веры ) приняв зрак раба, уничижившись и пострадав до позорной смерти, пренебрегши посрамление ( Евр. 12:2 ) и все из свободного, сыновнего послушания воле Отца ( Евр. 10:7,9,10 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

7 Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас. 8 Приближитеся Богу, и приближится вам: очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии. 9 Постраждите и слезите и плачитеся: смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование. 10 Смиритеся пред Господем, и вознесет вы. Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить однообразно, но постоянно водятся и увлекаются насилием людей, ибо не живут в доме Господнем единомысленно (Псал. 67, 7). А что и жизнь называется душою, это видно из слов книги Иова: «кожу за кожу, и все, что имеет, человек отдаст за душу свою», т. е. за жизнь (Иов. 2, 4). 11 Не оклеветайте друг друга, братие: оклеветаяй бо брата, или осуждаяй брата своего, оклеветает закон, и осуждает закон: аще же закон осуждаеши, неси творец закона, но судия. 12 Един есть законоположник и судия, могий спасти и погубити. Апостол знает, что гордость, начиная презрением и злословием, доводит тех, которые наступают на кротких, до совершенного уничижения. Отвлекая их от сего, он хочет настоящим предложением уцеломудрить их. Осуждает закон значит; осуждает, презирает. Ибо осуждающий делает это из презрения: Какой же закон охуждает он? Во-первых, тот, который повелевает: «не судите, и не будете судимы» (Лук. 6, 37). Во-вторых, тот, который высказан в псалмах: ««кто тайно клевещет на ближнего своего, того я изгонял» (Псал. 100, 5). А так как это происходит от презрения, прибавляет: если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона. Ибо захочет ли кто жить под властию того, кого презирает? Итак, не располагайся, говорит, уничижать и как бы противоузаконять. Ибо это не отпустится тебе, потому что один только законодатель Бог, могущий спасти и погубить преступников своего закона. Ибо наказывать преступников закона властен закон и Законодатель, а ты не имеешь ничего более пустословия, и сам навлекаешь на себя приговор осуждения; ибо делая то же самое, что осуждаемый тобою, ты насколько его осуждаешь, настолько же осуждаешь и самого себя. Ты же кто еси, осуждаяй

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010