Но что говорит ей ангел? Оставил ли он Ее смущаться противоречивыми мыслями? Разве он не заметил, что Она обуревается волнами недоумений? И как он мог оказаться недобрым исполнителем повеления? Разве несправедливо он понес бы наказание за то, что оставил Деву в смущении? Что же он говорит? «Не бойся, Мариамь» (Лук. 1:30): «не для обольщения я явился беседовать с Тобою, но возвестить уничтожение обольщения; не для того, чтобы ввести в заблуждение, я предстал, но объявить об освобождении от обмана, не для отнятия непорочного девства я пришел, но благовествовать пришествие Создателя и Охранителя девства. «Не бойся, Мариамь»: я не слуга коварного змия, но посланник упразднителя (Евр. 2:14) змия; тот своею речью вложил яд в человеческую природу и, примешав смерть, излил гибель на всех, а я, по Господню повелению, явился прививать отпадшим (Рим. 11:22—23) бесконечную жизнь, коею исторгается из рода болезнь и подается блаженство в раю; тот обманом богоподобия склонил Адама к преслушанию и взамен беспечальной жизни устроил ему жизнь, исполненную тяжкого труда, а я благовествую, что Творец всего в Твоем девственном и непорочном чреве действительно сделает человека богоподобным и уничтожит обольщение богоподобия. Я предстал в качестве доброго вестника, а не злого, я виновник радости, а не печали, возвещаю спасение, а не гибель. Не бойся, Мариамь: я, по божественному повелению, уврачую Твои помыслы, я разрешу узы неудомения. «Обрела... еси благодать у Бога» (Лук. 1:30): приветствие это — дело благодати Божией, а не естества, благодати божественной, а не человеческого решения и телесного общения, благодати, превосходящей человеческое разумение; посему, всякий раз как ты, человек, услышишь о благодати, не подумай, что напрасно дан Деве этот дар, и не считай его излишнею щедростью. Дева обрела благодать у Бога, потому что соделала себя достойною Творца и, украсив свою душу добродетелью непорочности, приготовила себя в приятное жилище Слову, утвердившему небеса (Псал. 32:6). Обрела благодать у Бога, потому что не только сохранила чистое девство, но и соблюла непорочное сердце и волю, потому что с детства была посвящена Богу и служила Царю славы храмом одушевленным и нерукосечным, который создан был чистотою тела, блистанием девства, непорочным целомудрием, святостью воли, непреклонностью души ко греху, непоколебимостью в добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Как сон занимает только телесные члены и внешния чувства, но, между тем, душа внутренния свои действия отправляет безпрепятственно, как сие довольно дознать можно из сновидений; да и совсем нельзя, чтобы в душе всякая погасла мысль, в которой ея и существо состоит, так и в смерти, тело разставшись с душею, в землю обращается, но душа преносится в недро Авраамово (Лук. 16:22), где не только действия ея не престают, но еще большую приемлют силу. Ибо душа блаженная не имеет тех препятствий, какия имела в теле, а именно, различныя плотския страсти и воображения чувственныя, которыя понятиям разумным в настоящей силе своей действовать мешают. Надобно от очес нашего ума отрясти тину вещественную, дабы ясно узреть неприступный свет Божества, а в нем — так, как в светлейшем зеркале, усмотреть и прочия вещи в своих совершенствах. И для того Спаситель наш, к утешению нашему, увещевает нас, чтобы мы не боялись убивающих тело, ибо они вместе с телом душу убить не могут (Матф. 10:28).    Яко же младенцы и несовершеннаго смысла отроки не разумеют пользы и приятности сна, и для того с трудностью и со слезами ложатся спать: так те, в разсуждении духовныя христианския мудрости, пред Богом младенцы и твердой небеснаго учения пищи не вкусили, которые не разумеют, сколь есть «честна пред Господем смерть преподобных Его» (Псал. 115:6), и для того смерти крайне страшатся. Дражайший Учитель наш, отходя к испитию смертной чаши, о сей спасительной материи сладчайшую с учениками Своими имел беседу; но как они еще были младенцы о Христе, и совершеннаго, о будущих по смерти благих, понятия не имели; то не токмо о сем не радовались, но еще и советовали Христу, чтобы Он отменил то действие, в котором состояло спасение человеческаго рода, почему Он — любезнейше их обличая, так им говорил: «Яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. Но Аз истину вам глаголю: лучше есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет вам» (Иоан. 16:6).    Яко же после сна телесныя и душевныя силы как бы возобновляются, и человек поутру охотнее и веселее за свое принимается дело, так и смерть праведных есть некое возобновление всех сил. Почему воскресшие от мертвых, некогда, в последний день, пред имеющим возсиять Солнцем правды — Христом, предстанут веселыми и радостными; очистятся их чувства, просветится ум, все душевныя и телесныя силы прославятся: «еже бо сеется, как мудрствует высокое христианское богословие, в немощи, то востает в силе, сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, возстает в славе» (1 Кор. 15:42—43). И яко же сон не есть непрерывное некое успокоение, но в известное время от сна пробуждаемся: так и мы не всегда пребудем в смертном гробе, но «приидет час, воньже вси услышат глас Сына Божия; и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Иоан. 5:28—29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3839...

   Я знаю обычное начало его (языка) действий. «Такой-то живет дурно и мне совершенно не нравится, вопреки моему желанию; мне следовало бы молчать и не осмеивать его, но дела его вызывают на это». Поистине «мудри суть, еже творити злая» (Иер. 4:22) и даже превзойти ухищрения лукавого: не достигнув цели посредством неправых замыслов, он (язык) тайно вкрадывается посредством действий, кажущихся правыми. «Такой-то живет порочно»? — А ты живи хорошо, дабы самому в свою очередь не подать другим повода говорить о тебе то же самое и таким образом — грешить. Такой-то живет порочно? — А этот живет хорошо; итак, предоставь тому падать и стоять «своему Господеви» (Рим. 14:4), а жизнь и деятельность этого держи в памяти для подражания. «Но другой невоздержен в жизни»? А ты что за судья над ним? Разве ты принесешь ответ за него? О, еслибы и ты мог в оный страшный день суда поставить его для свидетельства о тебе! Он неумерен в жизни? А у тебя разве нет невоздержного и необузданного языка, когда ты распускаешь слухи о чужих делах и с удовольствием пользуешься позорными рассказами? Не пристрастен ли ты в своем мышлении (о, если бы только в мышлении!), ты, так легко пользующийся клеветою на ближняго и сам показывающий себя главным виновником такой постыдной речи, тогда как тебе следовало бы скрываться от других? Ибо кто на деле освободился от страстей, тот не убеждает других предаваться им, поелику он собственным опытом обеспечил себе и другим безопасность от них. А кто доверяет несообразным клеветам, тот не воздерживается и от подобных действий, ибо занятия жизни умеют привлекать в сообщество и невиновного. «Хорошо, говорит, но этот злословит, любит клевету и достойно заслужил негодование». А ты, говоря так о нем, разве не злословишь? разве ты делаешься жертвою осуждения? Если бы ты заботливо наблюдал за собою и своими делами, то ты не имел бы досуга высчитывать недостатки других людей и в этом проводить время. «Но он порицает меня напрасно». Значит, тебе прилично не сказать ему ничего дурного, дабы на деле доказать, что напрасно тебя осуждают. Напрасно он тебя порицает? Зачем же ты спешишь поставить на вид, что тебя осуждают справедливо, и, сделавшись подражателем того, зачем становишься несправедливым обвинителем себя самого? «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие» (Псал. 36:1): не желай победить язык языком, ибо огонь не тушится огнем и зло не врачуется злом; движения языка прекращаются молчанием, пламя огня обыкновенно тушится каплями воды и доброта всегда способна победить зло. Итак ты, если сколько-нибудь повинуешься мне, а лучше сказать, — если хотя немного подчиняешься Божественным наставлениям, остерегайся наносить обиды тому, кто тебя оскорбил. И если бы кто-либо сказал тебе что-нибудь против него, желая угодить тебе, то покрой это своею добротою, дабы и того (оскорбителя) научить раскаянию, в виду твоей внезапной перемены (в обращении с ним), и самого себя показать действительно стоящим выше всякого злословия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3001...

а) мы должны безраздельно предать наше сердце Богу (ст.24); б) Бог, Который дал нам важнейшее, может и хочет дать нам также и малозначащее (ст.2); в) Его всепромышляющая любовь простирается на ничтожнейших из тварей Его, тем более на нас (ст.26); г) самонадеянная забота о земном безрассудна (ст.27); д) что может быть ничтожнее полевого цветка, который сегодня растет, а завтра бросается в огонь? Однако же Бог печется с любовью и о нем, — не тем ли более о нас, о маловеры (ст.28–30); е) чрезмерная забота о земном — излишня при уповании на Божий Промысел (ст.31–32); ж) через изыскание царства Божьего и правды Его мы приобретаем все (ст.33). Каждый стих этого зачала заключает богатые темы для церковного собеседования. Ст. 22–24: — О достоинстве разума, озаренного светом веры, или наоборот: Какое несчастье иметь ум, помраченный страстями? Ст. 24: — Служитель мамоны грешит против Бога, ближнего и самого себя. Как можно соединить служение общественное со служением Богу? Ст.25:31,32: — Несчастье души, обремененной излишними житейскими заботами. Как нужно заботиться о земном? Правильные заботы о земных нуждах благодетельны для нас. Ст. 26: — Птицы небесные — наши учителя. Чем более мы познаем Бога из природы, тем более веруем Ему в Его слове. Об особенном промышлении Божьем о человеке. Чем мы можем подкреплять в себе веру в Промысел Божий? Ст. 28–30: — Человек в одном отношении первый, а в другом — последний между тварями земными, или: Пристрастие к земному подавляет все доброе в человеке. О высоком достоинстве человека. Ст. 33: О едином на потребу и т. п. Что обязывает нас служить Господу Богу? “ Не можете служить Богу и маммоне ” (ст.24). Напрасно многие люди думают соединить служение Богу со служением миру; совесть со страстями, Христа с Велиаром, утро в Церкви с вечером в приятных излишествах и развлечениях, — это несовместимо. Текст! Мы обязаны служить только одному Богу. Этого требует: 1. Наша честь и слава. Нет ничего на земле славнее и почетнее, как быть слугой Божьим. Какая слава может сравниться с той, которая соединена со служением Богу? Если почетно служить великому монарху; если за честь считают занимать незначительные должности в царских палатах, то в сколько крат почетнее служить Царю царей (Апок. 17:14 ), от Которого исходит всякое величие и могущество (Прит. 8:15–16 ), Который одним словом сотворил все из ничтожества (Псал. 32:9 ), Который тремя перстами держит землю, перед Которым все племена и народы как бы ничто (Ис. 40:17 )? и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

— Итак всякий епископ, или пресвитер или диакон, если будет обличен, что за деньги или преподал или получил хиротонию; то да отпадет от священства. Может быть некоторые говорят: мы покаемся и Бог простит нам это. Да и я говорю, что Бог принимает всякое покаяние и в силу покаяния прощает соделанныя нами прегрешения. Знаю, что и Давид был обременен прелюбодеянием и убийством, но покаялся, был принят (Богомъ) и удостоился свидетельства о себе: «обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворит вся хотения Моя» (Деян. 13:22; Псал. 88:21 и след.), — очевидно потому, что исправился чрез покаяние. Но знаю также опять и то, что он от Бога услышал: «не созиждеши Мне дому, яко муж кровей еси» (1 Пар. 22:8, 28:3). Знаю и то, что Манассия чрез покаяние получил отпущение нечестия. Знаю и то, что блудницы и мытари были приняты чрез покаяние; но ни один из них не был удостоен священства, кроме того случая, если сделал это до крещения. Знаю некоторых иноков, которые, будучи в мире, были пленены блудом, а будучи иноками подобно светильникам блистали в мире аскетическою жизнию; но ни один из них не вступал в священство. Если же это и случалось, так это не есть церковное правило. Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякаго постыднаго дела. Да и что говорить об этом? Зная истинное учение и будучи посвящен в тайны божественными апостолами и их последователями святыми отцами нашими, я смело и громко говорю, что епископ, или пресвитер или диакон, хиротонисованный за деньги, чужд священства; потому что благодать Духа божественнаго не продается за деньги. Это — дело каиафское, это изобретение симонианское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто либо будет уличен в блудодеянии после крещения, то пусть он не будет принимаем во священство; это заповедуют божественные каноны. Если же кто либо, совершивший это, будет возведен во священство; то, как скоро будет узнано об этом, да будет низложен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3982...

А ныне... позором покрылась наша родина и невольно припоминается слово древнего церковного витии, рисовавшего картину злого татарского ига: «Кровь и отец и братий наших, аки вода многа, землю напои; воевод наших крепость исчезе; храбрыи наши, страха напольшеся, бежаша; множайша же братия и чада наша в плен ведени быша; величество наше смирися, красота наша погибе, богатство наше инии наследоваша, земля наша иноплеменником достояние бысть. В поношение быхом живущим в скрай земли нашея, в посмех быхом врагом нашим..» (сл. Серапиона Владим., XIII в.). С какой поистине изумительной точностью повторились в наши дни ужасы древнего русского лихолетья! Поистине, и днесь, как и прежде, за неверствие наше, за необузданное своеволие сынов века сего, забывших совершенно святой, христианский долг любви к родине, — «разгневася яростию Господь на люди своя и омерзи достояние свое: и преда ет ны в руки врагов наших, да возобладают нами ненавидящие нас» (Псал. 105:40—41). Где же спасение от гибели? У кого и в чем искать избавления от бед и напастей? Исстрадавшиеся сыны родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них и под их властию успокоения жизни общественной, прекращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли. Нет, не туда, не во вражеский стан устремляйте взоры свои, все жаждущие мира и спокойствия для нашей отчизны. «Внегда скорбети нам, Господа призовем» (Псал. 17:7). Только «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» (Псал. 45:2). Но будьте достойны милости Господней: «обратитеся ко Мне , — глаголет Господь, — и спасетеся» (Ис. 45:22). Первее всего — прекратите взаимные распри и междоусобную брань, «измыйте руки ваша крови исполненныя и научитеся добро творити» (Ис. 1:16—17). Оставивши злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего; богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточайте сердец ваших» (Евр. 3:8), не кляните жребия своего и «довольни будете оброки вашими» (Лк. 3:14). Наипаче же «мир Божий да водворится в сердцах ваших» (Кол. 3:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4005...

Приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какое это, братие, событие? – Непостижимое! Зрелище, необычайное для очей человеческих. Трепещет ум, немеет язык, не дерзая говорить о Неизреченном. Вот и Иоанн, увидев Господа, грядущего к нему, вострепетал сердцем, пал ниц к ногам Его и, умоляя, говорил: „для чего, Всемогущий, принуждаешь меня, бессильного, к тому, что превышает мою немощь? Могу ли я исполнить Твою волю? Как осмелюсь крестить Тебя? Очищается ли огонь полевым злаком? Омывается ли источник нечистою водою болота? Как будет крестить Судию тот, кто сам подлежит суду? Я не вижу в Тебе порока, Ты не подпал клятве Адамовой и совсем не причастен греху ( 1Петр. 2:22 ). Ты пришел к преступившим закон, но Сам не нарушил закона. Что творишь Ты, Господи, налагая на меня иго превыше моих сил? Я никогда и ничем не дерзал оскорбить Тебя. Как раб верный и преданный, я предварил пришествие своего Владыки. Будучи еще во чреве, я подвигнул язык матери ( Лук. 1:44 )? и проповедал Тебя Богом мира. Я всех приготовлял к Твоему явлению. Скажи мне, Господи! Потерпит ли солнце, видя, как Господь сил уничижается рабом ничтожным, и не сожжет ли тотчас оно своими огненными лучами меня, дерзновенного, как содомлян ( Быт. 19:24 )? Снесет ли земля, видя, что Освящающий ангелов получает крещение от человека грешного и, мгновенно разверзши недра свои, не пожрет ли меня, как Дафана и Авирона ( Числ. 16:31 )? Как я буду крестить Тебя, Господи, когда Ты от рождения Своего не имел общения к скверне греха и бессеменно родился от утробы девственной? Как я, человек нечистый, могу освятить Бога безгрешного? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? Ты, Владыко, послал меня крестить. Я не противился Твоему велению. Призывая всех ко крещению, я говорил: исповедайтеся Господеви, яко благ ( Псал. 105:1 ). Грядущий по мне преисполнен любви: Он благ и Сын Благого; не на короткое время Он покажет Свою благость, и вскоре изменится, – нет: в век милость Его ( Псал. 105:1 ). И поскольку милость Его неизмерима, то и небесные воинства, восхваляя Его, взывают: Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь, и явися нам ( Псал. 117:26–27 ). Явилось Солнце правды и рассеяло тьму неведения. Явился Пастырь Небесный, и жезлом Своим отогнал волков диавола от Своего прекрасного стада. Явился Единородный Сын Отца и верующим в Него даровал усыновление в крещении. Явился Тот, Кто есть жизнь всех, и, умертвив смертью смерть, возвратил узников смерти к вечной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

4 Обол ( οβολος — четырехгранный стержень); название восходит к тем временам, когда средством денежнаго обращения были железные прутики ( οβολοι ), шесть штук которых, зажатых в горсть, составляли драхму. Весовая единица, серебряная, а впоследствии медная, монета в Древней Греции (1 6 драхмы). Вес серебрянаго аттическаго обола составлял около 0,73 г. 5 25 июня ­ 1 Epeiph. 6 В свете этого становится более понятной глубина некоторых выражений из службы Петру: «Новый Петр некий нам явился еси, истинно апостольскими сияя даровании священнодетель же и свидетель страстей Владыки Твоего, всебогате». (Минея. Месяц Ноемврий. М., 1895, л. 228). «Первостоятель лика ангельскаго Петр явися, Божественный верховник, столп же мучеников был еси, всемудре богоносе, и священнодействитель Божественных таинств» (Там же, л. 230 об.). «Рукою Божиею помазався во иерея, верховнаго соименне и делы сопричастниче...» (Там же, л. 232 об.). Об этом же говорит Г. Милле, описывая миниатюру, изображающую Петра (табл. IV): «Святой изображен в рост, в фас, в руках держит Евангелие, — т. е. в таком виде, как изображали епископов в синаксарях или в Церквах по стенам алтаря. Он черточка в черточку напоминает апостола Петра, отличаясь от него лишь тонзурой. Подобное же изображение мы встречаем также на фреске Спаса-Нередицы (Табл. V) (La vision de Pierre d’Alexandrie, p. 105). Вспомним также выражения из жития Петра Александрийскаго: «Петр — начало Апостолом, Петр же — конец мучеником». Великия Четии-Минеи, с. 3352. 7 το κερας (досл. — рог) — сила, крепость, преимущество, упование, надежда (Втор. 33:17; 1Цар. 2:1—10; 2Цар. 22:3, Псал. 74:11, 88:18—25, 91:11, 111:9, 131:17, 148:14, Иер. 46:48, 25; Плач. 2:17; Иез. 29:21; Лук. 1:62). 8 Несомненно, что святой Петр и в святительском звании продолжал изучать Священное Писание, почему Евсевий Памфил и говорит, что он славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов «как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании» (Сочинения Евсевия Памфила, т. 1. СПб., 1858, с. 473).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2608...

17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. 18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19. Основания стены города украшены всяними дрогоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20. пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. 21. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. 22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. 23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. 24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26. И принесут в него славу и честь народов. 27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» 322 .   322 Примеч. Представим теперь толкование Андрея Кессарийского и митрополита Филарета на XXI главу Апокалипсиса. I. Андрей Кессарийский. Ст. 1. И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому. Здесь указывает (св. Иоанн) не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит апостол: сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Puм. VIII, 21 ). И божественный псалмопевец говорит: яко одежду свиеши я и изменятся ( Псал. 101, 27 ). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но отсечение престарелости и морщин. И у нас есть в обычае о людях, в чем-нибудь улучшившихся или сделавшихся худшими, говорить: „и тот, да не тот“. Нужно же заметить, что о небе я земле сказано: преидоша, вместо: изменились», как мы изменимся, как бы за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Началась война. В 1941 году мама забрала детей жить в Кочеватово. Школа в Староустье, построенная на базе храма, в том году сгорела. Овчинников вслух сожалел, что пожар на нас уже не повесишь. Районная газета «Уренские вести» , г. Урень, выпуск 8 (13325) от 03.02.2020 г. В поисках Владимира Воздвиженского (Староустье)// Записала Татьяна Журавлёва Михаило-Архангельская с. Староустья зданием деревянная (на каменном фундаменте), с такою же колокольнею, постр. в 1892-1895 гг. на средства прихожан и благотворителей. Ограда деревянная в каменных столбах. Кладбище в 1 вер. от церкви, обнесено дерев. оградою. Престолов 2: а) в честь Архистр. Михаила и б) преп. Аполлинарии. Постоянных средств у церкви нет. Расстояние от Костромы 330 вер., от Варнавина с больницею 15 вер., от торгового пункта в с. Воздвиженском, Нижегородской губ., 10 вер., от почт.-тел. ст. в с. Воскресенском, Нижегородской губ., 18 вер., здесь же и пароходная пристань. Фельдшерский пункт в с. Староустье. Ближайшие церкви - сс. Ильинского и Благовещенского в 9 вер. Причт — священник и псаломщик. Постоянные средства его: а) жалованье от казны: свящ. 294 руб., псал. 98 руб. и б) проценты с общего причтоваго капитала в 300 руб. Причтового дохода при богослуж. и требоиспр. бывает до 660 руб. в год. Помещения для причта церковные (ветхие, нуждающиеся в ремонте). Земли церк. в пользовании причта состоит: усадебной 1½ д., пахотной 22 дес. и сенокосной 9 дес. Вся земля неудобна. Плана и межевой книги нет при церкви. Прихожан 1512 м. п. и 1604 ж. п. По роду занятий приход смешанный: занимаются сельским хозяйством, торговлею, разными кустарными производствами и отхожими промыслами. В приходе есть раскольники австрийского священства, поморцы и спасова согласия. Приходских селений 7, самые дальние в 12 вер. от церкви. Сообщению препятствуют весною и осенью разлив рек и топкие болота. В приходе три земские школы. Источник: Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома : Губернская типография, 1911.

http://sobory.ru/article/?object=58768

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010