Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изъяснение псалма 109-го. «Псалом Давиду». В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрекает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: «не бо Давид взыде на небеса, глаголет же сам, рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене: Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Деян. 2, 34–35 ). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть сын?» И когда сказали они: «Давидов»; ответствовал: «како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене». Потом выводит заключение: «аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть» ( Матф. 22, 42–44 )? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он – и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит: Пс.109:1 .   Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене». Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос – не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: «седи одесную Мене». Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: «престол Твой Боже в век века» ( Псал. 44, 7 ). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, «во образе Божии сый», смирил Себя, «зрак раба приим» ( Флп. 2, 6–7 ). Посему и Евангелист взывает: «Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Иоан. 1, 18 ). И сам Господь говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Иоан. 14, 11 ); и в другом месте: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Посему, как человек, слышит: «седи одесную Мене»; а как Бог, имеет вечную державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Юма. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Построена в 1802 г., каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Покрова Пресв. Богородицы, в теплом во имя Свят. и Чудотв. Николая и Св. Мучен. Флора и Лавра. Духовенства при церкви три священника, диакон и три дьячка. Один из священников и один дьячек пользуются казенными квартирами; прочие имеют свои дома. Земли отведено на содержание духовенства 198 дес., но некоторою частию церковной земли пользуются прежние её владельцы из крестьян. Приход простирается на 28 в. от церкви; в нем 109 селений; прихожан 3789 м. п. и 4342 ж. Село Юма от г. Вятки в 130 в. Ближайшия села: Ацвежское в 10 в., Семеновское в 12 в. и Ивановское в 15 в 15) Село Юма – Покровская церковь каменная, построена в 1802 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 вер., от уездного города в 45 вер.; часовня около села постр. в 1879 г.; причта по штату положено: 3 свящ., 1 диак., 3 псал.; священники Падарин, Костров и Петропавловский проживают в казенных домах, а прочие члены причта имеют свои дома; земли: удобн. пахот. и сенок. 199 дес. 850 с.; братский денежный доход по общей кружке: свящ. 525 р., диак. 350 р., псал. 175 р., по частной кружке: свящ. Наумов 249 р. 42 к., св. Костров 263 руб. 34 коп., свящ. Петропавловский 255 р. 58 к., свящ. Падарин 168 р. 6 к., диак. Покровский 83 р. 12 к., пс. Смирнов 87 р. 78 к., пс. Вершинин 85 р. 18 к.; прихожан: прав. рус. 4156 м. п., 4250 ж. п.; приход состоит из 81 селения, расст. ½ – 20 вер. Село занимает хотя и некруто-высокое место, но сравнительно возвышенное, окатое, сухое, с северо-восточной стороны защищенное более возвышенными угорами и холмами, с раскинувшимися на них мелкими селениями; южной же и юго-западной стороной своей село примкнуло к долине, отчасти заселенной починками, а больше, особенно на юг, покрытой сосновым и еловым лесом в перемежку с чернолесьем. На расстоянии версты течет речка Юма, а ближе к селу протекает другая речка Свеча. Одворичные места в свободных пространствах покрыты отчасти дикорастущими растениями березой, осиной и проч., отчасти нарочитыми насаждениями лиственницей, тополем; имеются попытки к разведению вишен, яблонь и разных ягодных кустов.

http://sobory.ru/article/?object=34697

19) Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща силы Божией» (Деян. 7:56). Не сказал он, что видит Слово или Премудрость Отчую, но — «Сына человеча», Господне от Марии тело; о Нем Павел говорит, что седит одесную Бога (Кол. 3:1). О Его теле Давид пророчески говорит от лица Божия: «седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109:1), ибо он провидел врагов будущих, т. е. дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы, которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол. Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Сыну: «седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Пусть же узнают эти невежды, что написано это о Человеке, разумеемом по плоти; потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: «ничтоже успеет враг на Тебя» (Псал. 88:23). Следовательно, телу говорит Бог: «седи одесную Мене». Ему-то врагами стали дьявол со злыми силами, также — иудеи и эллины. 20) Блаженный Павел, сказав о Господе, что в Нем «всяческая... создашася» , о Нем одном говорит: что «Той есть прежде всех» (Кол 1:16, 17), потому что, научившись у древних, был он сведущ в Законе, проник в смысл Соломоновых притчей и нашел, что о Господе сказуется двояко: одно говорится о человеке, которого имел Он восприять от Марии, а другое — о Слове, прежде всех веков превечно рожденном от Отца. И об Иисусе, сущем от Марии, апостол пишет к Тимофею: «поминай Иисуса Христа, воставшаго от мертвых, от семене Давидова по плоти» (2 Тим. 2:8). О сущем же всегда со Отцом Слове Божием сказал он: «Той есть прежде всех» (Кол. 1:17). Посему всеми святыми да будут обличены утверждающие, что Слово Божие создано в начале дел, и да слышат у Давида, что Слово — не дело, но Творец дел, как говорит Он: «дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши» (Псал. 101:26, 27). 21) «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. 13:8) сказуется и о человеке, разумеемом в Спасителе, — который то бывает младенцем, то преуспевает возрастом и благодатью, как говорит евангелист Лука: «яко лет тридесять начиная» (Лук. 3:23). Преуспеяние же и возрастание допускает тело, и оно есть тварь и создание. Посему утверждающие, что сущее от Отца Слово есть тварь, будучи обличены святыми, или да прекратят злочестивые хулы, или да будут от всех провозглашены Христоборцами; потому что в том самом, в чем побеждены, опираются на слова Сказавшего в притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8:22). Они и в этом претыкаются. Ибо Соломон, пророчествуя о том Господнем от Марии человеке, который имел быть создан в благодеяние всему миру, от лица Его сказал сие: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

1:1), или человеком распятым и Господом славы, или человеком, которому сказано: «седи одесную Мене» (Псал 109:1), или человеком грядущим судить суд? Таково «мутное» ваше «развращение» , которым напояете и упоеваете людей (Аввак. 2:15)! Посему, спросите иудеев, чтобы устыдиться вам, услышав от них эти же самые речения, произносимые против Христа и против верующих в Него. Научитесь также и примером других еретиков, то же утверждающих и мудрствующих. Поэтому, пусть предложены будут на среду и еретические учения, и вывод вашего мудрования, и основание нашей веры, определение Евангелия, проповедь Апостолов, свидетельство Пророков, понятие о совершившемся домостроительстве. 5) Итак, скажите, почему утверждаете, что из Назарета произошел Бог, проповедуя с Павлом Самосатским как бы начало бытию Божества, или отрицая рождение плоти с Маркионом и другими еретиками, не согласуясь же с Евангельским определением, но желая говорить свое? Посему и утверждаете, что от Девы родился Бог, и родился не Бог и человек, как определяет Евангелие (чтобы, исповедав рождение плоти, не назвать ее естественною, и не сказать истины), но Бог, как бы в призраке явивший плоть Свою. — Не начало бытия являет Бог в Назарете, но сущий прежде веков Бог-Слово из Назарета явился человеком, родившись от Марии Девы и от Святого Духа в Вифлееме иудейском, по написанному, от семени Давидова, Авраамова и Адамова, прияв от Девы все, что Бог вначале образовал в состав человека и сотворил, кроме греха, как и Апостол говорит: «по подобию по всяческим, разве греха» (Евр. 4:15). не претворение Божества показав, но сделав по воле Своей обновление человечества, «яко быти , — как пишет Апостол, — языком... стелесником и спричастником Христовым» (Ефес. 3:6), чтобы человек был истинно Богом, и Бог — истинно человеком, и был истинно человек и истинно Бог, не потому, что человек у Бога, как клевещете вы, очерняя христианское таинство, но потому что единородный Бог благоизволил полнотою Божества Своего в утробе Девы воссоздать Себе творение первообраза человеческого и новое создание естественным рождением и неразрушимым единением, да совершит за человеков спасительное дело, страданием, смертью и воскресением сделав спасение человеческое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2580...

Если мы надеемся на “князей,” то скоро испытаем, что в них “несть спасения.” Если ты полагаешься на свою собственную силу, мудрость, славу. то когда-нибудь непременно сознаешься с премудрым, что и это — суета (Еккл. 1:14 ). Скажешь ли: “ я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды? ” Но в другое время ты узнаешь, что ты “ жалок, и нищ, и слеп, и наг ” (Апок. 3:17) и т. д. б) Один Бог , от Которого исходит всякое благо (Иак. 1:17 ), может помочь нам в нужде . Он может и хочет помочь. Ему мы должны молиться и в Нем искать прибежища, — и Он избавит нас от всякой скорби и нужды (Псал. 54:18; 45:2; 21:6; 109:1; 120:8 ). 4. Четвертое, что должно побуждать нас к молитве, это — сила молитвы, дающая покой и надежду нашему сердцу. Кто не знает этой силы, тот никогда усердно не молился. а) Когда среди трудов и забот земных наши взоры обращаются к небу ; когда в минуты нужд, скорбей, опасностей, искушений наше сердце вопиет к Богу о помощи и утешении — не изливается ли тогда мало по малу высшее успокоение в наши души? б) Почему мы так мало находим утешения в скорбях , помощи в нуждах, спасения в опасностях, надежды в трудах? Потому что не молимся, как следует? Истинный Божий молитвенник никогда не остается без божественного утешения и помощи. “ Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам ” (Иак. 4:8). Христианское наставление о молитве “ Взошел на гору помолиться ” (ст.23). 1. Молись. а) Научись знать высокую важность и значение молитвы. Один разум говорит уже тебе, что ты совершенно зависишь от Бога, Виновника твоего бытия, что у тебя нет ничего истинно доброго, чего не дал бы тебе твой Творец. То же самое говорит тебе еще яснее слово Божие (Иак. 1:17 ). Но это слово Божье говорит тебе также и о том, что Всеблагой (Добрейший) Отец Небесный, Который охотно хочет дать тебе все истинно доброе, желает, чтобы ты молился Ему об этом. (Мф.7:7 ). Познай отсюда высокую важность и значение молитвы! Бог хочет дать тебе всевозможное благо временное и вечное, но условием с твоей стороны должна быть молитва .

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

He считай, человек, этого рождения унизительным, когда оно для нас сделалось источником спасения. Если бы Он не родился от жены, то не умер бы; если бы не умер, то не упразднил бы своею смертию «имущаго державу смерти, сиречь, диавола» (Евр. 2:14). Нет ничего безчестного для зодчего жить в доме, который он построил; глина не служит к унижению горшечника, когда он устрояет из нея новый какой либо сосуд. Так и святого Божества не оскверняет рождение от девического чрева; его сам Бог устроил, а потому, проходя им, Он не подверг себя нечистоте или унижению. О блаженное Чрево! в тебе написана хартия всеобщего избавления. О чудная Утроба! в тебе изковано оружие против смерти. Благословенная Нива! в тебе безсеменно возрос насадитель твари. О величествеыный Храм! в тебе священном явился Бог, который, не изменяя своего естества, по милосердию к нам, облекся в человечество и стал «иереем... по чину Мельхиседекову» (Псал. 109:4). «Слово плоть бысть» (Иоан. 1:14), хотя иудеи не верят Господу, который сказал это. Бог принял образ человека, хотя еллины смеются над этим чудом. Потому апостол Павел говорит, что Христос «иудеем убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1:23): они не познали силы таинства, потому что оно непостижимо уму. «Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» (1 Кор. 2:8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не возсела бы с Ним на Божественном престоле. Если бы оскорбительно было для Бога войти в утробу, которую Он создал, то бы и ангелы оскорблялись служением человеку. Тот, кто по своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству сделался Богом, но, будучи Бог, по своему милосердию сделался человеком. He говорим: человек сделался Богом; но исповедуем, что Бог воплотился. Рабу свою избрал для себя в матерь Тот, кто по существу своему не имеет матери, и кто, явясь по божественному домостроительству на земле, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и «без отца» и «без матери» , по слову апостола? (Евр. 7:3). Если Он только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть мать. Если Он только Бог, то Он не без отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как человек.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3853...

   Нет, нам потребна лучшая и совершеннейшая жизнь; Божие милосердие ведет нас к блаженнейшей участи. Пусть мы будем во Египте, в сем мире прелюбодейном и грешном; но вера наша есть победа, победившая мир. Пусть различныя работы Египетския изнуряют наше тело; но дух непорочный радуется и в страданиях своих. Пусть неистовствует адский фараонъ — диавол; но он не смеет прикоснуться к помазанникам Божиим. Пусть не будет изобилия земли обетованной для тела; но дух, в Бозе опочивающий, хлебом небесным укрепляется и напоявается потоком сладости райской. «От потока», — поет Пророк, — «на пути пиет, сего ради вознесет главу» (Псал. 109:7). Есть море Чермное; но есть еще пространнее его и страшнее, море житейское.    Когда сие житейское море мы проходим без смущения и все его бури сносим великодушно, уповая с радостию прейти огнь и воду и потом взойти в покой вечный; таковое наше прехождение моря житейскаго, есть чудеснее, славнее и спасительнее, нежели прехождение Израильтян чрез море Чермное. И так сие-то прехождение есть истинная «Пасха». Сию-то Пасху мы, христиане, всегда памятовать и торжественно оную праздновать обязаны.    Сие-то избавление от работы диавольския и из Египта адскаго днесь, братие, празднуем мы. Сие есть прехождение наше, сие есть истинная Пасха и Пасха наша. «Пасха Господня, Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси преведе» нас не Моисей жезлом, но Христос Бог крестом, истинный Моисей, прямый вождь Израиля Божия. О, день радостный! о, день не земли, но небес достойный! «день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся в онь». «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Поистине, можем мы с Павлом апостолом проповедывать, яко «не прославися прославленное в части сей», то есть, в части закона и Моисея, «за превосходящую славу» (2 Кор. 3:10) благодати Евангельской, Христа Господня.    Но не оставим еще решить един вопрос: как избавление наше устроено всем снисхождением и домостроением Христовым, яко-то Его зачатием, рождением, страданием, смертию, вознесением и прочими Его действиями, то почему же не другие праздники, а един сей праздник Христова воскресения нарицается «Пасха»? — Для того, братия мои, что как воскресение Христа Господа есть окончание и совершение всех дел Его, так и наше здесь воскресение от греха благодатию и уповаемое воскресение души нашей и тела в славу есть окончание и совершение всех дел наших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1:3, 18), не возненавидит утверждающих, будто Сын есть одно из творений? В самом деле, как Он может быть одним из тех, которые чрез Него получили бытие? Или, как будет Он единородный, когда, сообразно с их мнением, включим Его в ряд всех прочих существ? Как выйдет, что Он произошел из не сущаго, когда Отец говорить: «отрыгну сердце мое Слово благо» (Псал. 44:1), и: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Псал. 109:3). Или, как Он не подобен сущности Отца, когда Он есть совершенный «образ» и «сияние Отца» (Евр. 1:3), и когда Сам говорит: «видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14:9)? Если Сын Божий есть Слово и мудрость Божия, то как могло быть время, когда Его не было. Это значило бы тоже, как если бы они сказали, что Бог некогда был без Слова и мудрости. Справедливо ли утверждать, что Он превратен и изменчив, когда сам же о себе говорит: «Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:10) и: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30), или чрез пророка: «видите, яко Аз есмь и неизменяюся» (Мал. 3:6)? Правда, слова эти можно относить и к самому Отцу, но гораздо естественнее полагать, что здесь говорится о Слове, и именно то, что Оно, и вочеловечившись, не изменилось, а, как сказал апостол, «Иисус Христос вчера и днес, той же и во веки» (Евр. 13:8). Какая причина заставляет еще говорить, что Он получил бытие ради нас, когда Павел пишет: «Его же ради всяческая, и Им же всяческая» (Евр. 2:10)?    А что касается до богохульнаго их мнения, будто Сын не знает совершенно Отца, то мнению сему не должно удивляться; ибо как скоро решились они идти против Христа, то уже вместе с этим отвергли и сказанное им: «якоже знает Мя Отец и Аз знаю Отца» (Иоан. 10:15). Если бы мы положили, что Отец знает Сына только отчасти, то явно было бы, что и Сын знает Отца несовершенно. Но как перваго сказать нельзя, потому что Отец знает совершенно Сына, то следует, что как Отец знает свое Слово, так и Слово знает своего Отца, котораго Оно есть Слово.    Поставляя им на вид сии мысли и раскрывая пред ними божественныя Писания, мы часто доводили их до согласия с нами; но они, как хамелеоны, скоро опять изменялись, оправдывая на себе слова Писания: «егда приидеть нечестивый во глубину зол, нерадит» (Прит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

160. Спасская в селе Унях. Построена в 1816 г., каменная. Престолов три: в главном храме в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в приделах во имя Св. Ап. Петра и Павла и в честь Богоявления Госиодвя. При церкви состоят четыре священника, из них один на диаконской вакансии, и шесть причетников. Все они имеют свои дома. Они пользуются 33 дес. пахатной земли. В дополнение к ней в 1845 г. отведено 109 дес. пахатной земли, 20 дес. под лесом и 5 дес. под дорогами, речками и оврагами, но во владение этою землею духовенство не введено, и ею пользуются прихожане. В приходе 45 селении; население состоит из Русских и Вотяков; прихожан 3474 м. п. и 3911 ж. п., из них, кроме солдат с их семействами, Русских 2384 м. п. и 2726 ж. п. и Вотяков 839 м. п. и 866 ж. п. Раскольников в приходе беспоповцов 141 м. п. 181 ж. п. и поповцов 18 м. п. и 20 ж. п. Село Уни от г. Вятки в 150 в. Ближайшия села: Сосновка в 10 в., Верхобельское в 14 в. и Сардык в 10 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.).//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 10) Село Уни – Спасская церковь, каменная, построена в 1816-1904 г.; расстоянием от г. Вятки в 150 вер., от уездного города в 96 вер., приписная церковь при деревне Русской-Сырвайской, освящ. в 1908 г.; часовни дерев.: в деревне Багеевской, постр. в 1887 г., и в деревне Гожнинской, постр. в 1904 г.; причта по штату положено: 3 св., 1 диак., 3 псал.; квартиры для причта казенные, кроме псаломщика Лютина, имеющего свой дом; земли: под церковию и кладбищем 1485 с., пах. 33 д., усад. 15¾ д., прирезано: 90 д. 800 с. пах., покос. 46 д. 1000 с., неудобн. 5 д. 213 с.; братский денежный доход: св. 1100 р., диак. 733 р., пс. 366 р.; руги собир. на весь причт до 510 п. ржи и 480 и. овса; прихожан: правосл, рус. 3300 м. п., 3532 ж. п., крещ. вотяк. 753 м. п., 766 ж. п., старообр. 185 м. п., 207 ж. п.; приход состоит из 44 селений, расст. 1-13 вер. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912

http://sobory.ru/article/?object=32809

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010