19) Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща силы Божией» (Деян. 7:56). Не сказал он, что видит Слово или Премудрость Отчую, но — «Сына человеча», Господне от Марии тело; о Нем Павел говорит, что седит одесную Бога (Кол. 3:1). О Его теле Давид пророчески говорит от лица Божия: «седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109:1), ибо он провидел врагов будущих, т. е. дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы, которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол. Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Сыну: «седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Пусть же узнают эти невежды, что написано это о Человеке, разумеемом по плоти; потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: «ничтоже успеет враг на Тебя» (Псал. 88:23). Следовательно, телу говорит Бог: «седи одесную Мене». Ему-то врагами стали дьявол со злыми силами, также — иудеи и эллины.    20) Блаженный Павел, сказав о Господе, что в Нем «всяческая... создашася», о Нем одном говорит: что «Той есть прежде всех» (Кол 1:16, 17), потому что, научившись у древних, был он сведущ в Законе, проник в смысл Соломоновых притчей и нашел, что о Господе сказуется двояко: одно говорится о человеке, которого имел Он восприять от Марии, а другое — о Слове, прежде всех веков превечно рожденном от Отца. И об Иисусе, сущем от Марии, апостол пишет к Тимофею: «поминай Иисуса Христа, воставшаго от мертвых, от семене Давидова по плоти» (2 Тим. 2:8). О сущем же всегда со Отцом Слове Божием сказал он: «Той есть прежде всех» (Кол. 1:17). Посему всеми святыми да будут обличены утверждающие, что Слово Божие создано в начале дел, и да слышат у Давида, что Слово — не дело, но Творец дел, как говорит Он: «дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши» (Псал. 101:26, 27).    21) «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. 13:8) сказуется и о человеке, разумеемом в Спасителе, — который то бывает младенцем, то преуспевает возрастом и благодатью, как говорит евангелист Лука: «яко лет тридесять начиная» (Лук. 3:23). Преуспеяние же и возрастание допускает тело, и оно есть тварь и создание. Посему утверждающие, что сущее от Отца Слово есть тварь, будучи обличены святыми, или да прекратят злочестивые хулы, или да будут от всех провозглашены Христоборцами; потому что в том самом, в чем побеждены, опираются на слова Сказавшего в притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8:22). Они и в этом претыкаются. Ибо Соломон, пророчествуя о том Господнем от Марии человеке, который имел быть создан в благодеяние всему миру, от лица Его сказал сие: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И это сам Петр приметным образом дал вразуметь в начале первой сей проповеди когда сказал: «Мужие израильстии, послушайте словес сих: Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори Тем Бог посреди вас, якоже... сами весте» (Деян. 2:22). Итак, выраженное в конце речением «сотворил» в начале выразил апостол словами: «сделал известным»; потому что знамениями и чудесами, какие сотворил Господь, извествовано, что Христос не просто человек, но Бог во плоти и Сам Господь. Подобно сему сказанное в Евангелии у Иоанна: «сего ради паче гоняху Его иудее... яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равен ся творя Богу» (Иоан. 5:16, 18). Ибо тогда Господь не представлял только Себя Богом (Он вовсе не есть притворяющий Себя Богом), но доказывал о Себе делами, говоря: «аще... Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разумеете... яко Аз во Отце, и Отец во Мне...» (Иоан. 10:38). Так, Отец и Господа и Царя сотворил есть Его среди нас и у нас, которые прежде были непокорны Ему. И явно, что извествуемый теперь Господом и Царем, не Царем и Господом начинает при этом быть, а начинает только показывать Свое господство и распростирать его и на непокорявшихся.    13) Посему если еретики думают, что Спаситель не был Господом и Царем, пока не сделался человеком и не претерпел крест, но с сего только времени начал быть Господом, то пусть знают, что они явно повторяют слова Самосатского. Если же, как изъясняли и говорили мы выше, Он вечный Господь и Царь, потому что Авраам поклоняется Ему как Господу своему, и Моисей говорит: «и Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе» (Быт. 19:24), и Давид воспевает: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» (Псал. 109:1), и: «престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего» (Псал. 44:7), и: «царство Твое царство всех веков» (Псал. 144:13), то явно, что прежде нежели сделался человеком, был Он вечным Царем и Господом как Отчий Образ и Отчее Слово. А поелику Слово есть вечный Господь и Царь, то явствует еще, что не о сущности Сына сказал Петр: «сотворил есть», но о господстве Его над нами, принятом Им на Себя, когда сделался человеком и, всех избавив крестом, стал Господом и Царем всех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

Юма. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Построена в 1802 г., каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Покрова Пресв. Богородицы, в теплом во имя Свят. и Чудотв. Николая и Св. Мучен. Флора и Лавра. Духовенства при церкви три священника, диакон и три дьячка. Один из священников и один дьячек пользуются казенными квартирами; прочие имеют свои дома. Земли отведено на содержание духовенства 198 дес., но некоторою частию церковной земли пользуются прежние её владельцы из крестьян. Приход простирается на 28 в. от церкви; в нем 109 селений; прихожан 3789 м. п. и 4342 ж. Село Юма от г. Вятки в 130 в. Ближайшия села: Ацвежское в 10 в., Семеновское в 12 в. и Ивановское в 15 в 15) Село Юма – Покровская церковь каменная, построена в 1802 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 вер., от уездного города в 45 вер.; часовня около села постр. в 1879 г.; причта по штату положено: 3 свящ., 1 диак., 3 псал.; священники Падарин, Костров и Петропавловский проживают в казенных домах, а прочие члены причта имеют свои дома; земли: удобн. пахот. и сенок. 199 дес. 850 с.; братский денежный доход по общей кружке: свящ. 525 р., диак. 350 р., псал. 175 р., по частной кружке: свящ. Наумов 249 р. 42 к., св. Костров 263 руб. 34 коп., свящ. Петропавловский 255 р. 58 к., свящ. Падарин 168 р. 6 к., диак. Покровский 83 р. 12 к., пс. Смирнов 87 р. 78 к., пс. Вершинин 85 р. 18 к.; прихожан: прав. рус. 4156 м. п., 4250 ж. п.; приход состоит из 81 селения, расст. ½ – 20 вер. Село занимает хотя и некруто-высокое место, но сравнительно возвышенное, окатое, сухое, с северо-восточной стороны защищенное более возвышенными угорами и холмами, с раскинувшимися на них мелкими селениями; южной же и юго-западной стороной своей село примкнуло к долине, отчасти заселенной починками, а больше, особенно на юг, покрытой сосновым и еловым лесом в перемежку с чернолесьем. На расстоянии версты течет речка Юма, а ближе к селу протекает другая речка Свеча. Одворичные места в свободных пространствах покрыты отчасти дикорастущими растениями березой, осиной и проч., отчасти нарочитыми насаждениями лиственницей, тополем; имеются попытки к разведению вишен, яблонь и разных ягодных кустов.

http://sobory.ru/article/?object=34697

Истинное же сыновство Иисуса Христа, свойственное Ему одному, сыновство по естеству, превосходящее усыновление, апостол Павел изобразил, когда сказал о Боге: «иже Сына своего не пощаде, но за нас», т. е. сынов не по естеству, «предал есть Его» (Рим. 8:32). Чтобы отличить Его от сынов, так называющихся не в собственном смысле, он назвал Его «собственным» (διον) Сыном. В евангелии также читается: «Сей есть сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Матф. 3:17). И в псалмах Спаситель говорит: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты» (Псал. 2:7; Евр. 1:5). Выражая сими словами сыновство истинное, показывает, что, кроме Его нет других истинных и естественных сынов Божиих. Также, что значат и следующия слова: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Псал. 109:3)? Не ясно ли указывают они сыновство естественное, принадлежащее Ему, как рожденному от Отца, в сущности самого естества, а не на усыновление, обыкновенно получаемое за чистоту нравов и усовершенствование себя в добродетели? Отсюда сыновство единороднаго Сына Божия есть вечное и непреложное, тогда как сыновство разумных тварей, не по естеству им принадлежащее, а усвояемое по чистоте нравов и по благодати Божией, в св. Писании представляется изменяемым: «видевше», говорится в нем, «сынове Божии, дшери человечи, пояша себе жены», и проч. (Быт. 6:2). И чрез Исаию, как нам известно, Бог сказал: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис. 1:2). Многое мог бы я сказать вам, возлюбленные, но оставляю, считая излишним делать подробныя напоминания учителям, которые мыслят со мною одинаково. Вы сами просвещены от Бога, и знаете, что учение, ныне возставшее против церковнаго благоверия, первоначально принадлежало Евиону и Артеме, и имеет сходство с еретическим учением Павла самосатскаго который на антиохийском соборе, по общему приговору всех епископов, отлучен от Церкви. Последователь его учения Лукиан оставался многие годы вне церковнаго общения, в продолжение управления Церковию трех епископов одного за другим От этого-то нечестия закваску получили явившиеся ныне у нас учители, которые проповедуют, что Сын Божий создан из не сущаго; его тайную ограсль составляют и Арий, и Ахилл, и весь собор единолукавнующих с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2609...

Причастие священный или святый отнесено Кораном к земле, к долине. Естественно полагать, что Коран, употребив так это слово, давал ему тот же смысл, какой соединяется со словом святый в Писании, которое называет так гору Сион ( Псал. 2:6.99:9 ), потому что на ней была скиния Господня (Псал. 15:1.43:3); называет так город Иерусалим ( Дан. 9:24 ), ради храма в нем во имя Господа (26); называет так скинию собрания. посвященную имени Бога и где Бог открывал Себя народу своему ( Исх. 26:33.24 . Иса. 11.69. Иол. 2), а потому все эти места названы святыми, потому что требовали от верующих благоговения к себе. Мохаммеданин легко может понять, что неестественно прилагать к ним слово святый с тем смыслом, какой он дает этому слову, относя его к Богу, т.е. с значением бездетный. Если прилагать к ним слово святый и с первоначальным его значением – чистый, исключающий из себя все, что противоположно чистоте в физическом состоянии, то, это слово, при таком понимании его, недостаточно определяло бы достоинство предметов. к которым прилагает его Писание, мало напоминало бы о них сердцу верующего. А потому. как в указанных выражениях Писания сообразнее с существом вещей давать слову святый второе значение, – благоговейно чтимый; так и в Коране, по образцу Писания употребившем это слово о таких же предметах, вероятно, соединен был Мохаммедом тот же смысл, какой оно имеет в Писании. Слово святость Коран употребляет в выражении «дух святости» или «дух святый». В одних его стихах говорится, что откровения низведены или ниспосланы от Бога на сердце Мохаммеда духом святым (16:103.104), в других его стихах Бог говорит, что Он Иисуса Христа подкрепил духом святым (2:81.254.5.109). Какой смысл соединял Мохаммед с словом святость, относя его к слову дух? В этом выражении не столь легко, как в предыдущих словах, открыть, какой смысл соединяет Коран с словом святость, потому что не указал определенно, кого разумел он под словом дух. Снося между собой места Корана, в которых говорится о духе святом, видим, что Мохаммед, употребляя это выражение

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Писания ( Быт.8:7; 28:15 . Псал.3:8 . Ис.46:4 . Мф.1:25 ), дондеже – не означает предела, далее которого не продолжалось бы действие, а напротив показывает или беспредельность, или неопределенность времени действия. Из многих возьмем в рассмотрение одно такое изречение Св. Писания – Быт. гл. 8, ст. 7., где сказано, что Ной, при окончании потопа, по четыредесятих днех после того, как ковчег седе на горах Араратских, отверзе оконце ковчега, и посла врана, чтобы узнать, стекла ли вода, и исшед не возвратися, дóндеже изсяче вода от земли, а когда иссякла вода, очевидно, врану уже было поздно возвращаться в ковчег; ибо тогда, как вода иссякла, Ной открыл кровлю ковчега и со всеми навсегда вышел из него (ст. 17–20). Такое значение дондеже должно быть принято и в 4-м стихе 109-го Псалма. Из книги Пророка Исаии Пророк Исаия, которого называют Евангелистом между Пророками, с точностью очевидца изображая в особенности глубокое уничижение Христа Господня, возвышается иногда и к созерцанию Божеского величия в лице Его. Сии созерцания Божеского величия Пророк выражает кратко, но сильно и решительно. В 7-ой главе Исаия изрекает пророчество о чудесном рождении Мессии от Девы, с указанием на Божеское достоинство сего необычайного Сына, в наименовании Его Еммануилом. В 9-ой главе Пророк, как бы продолжая изображение Божественности Сына, имеющего воплотиться от Девы, называет Его прямо Богом крепким, Отцем вечности и другими именами, столь же выразительно свидетельствующими о Божественности лица Еммануила. 1) Самый образ зачатия и рождения Еммануила дает разуметь, что Пророк (в гл. 7. ст. 14.) представляет Мессию высшим всякого сына человеческого, так как рождение от Девы выше разума и законов естества человеческого. Се Дева (в подлин. Еврей. алма – сокровенная, чистая, целомудренная дева) во чреве зачнет, и родит Сына, – так говорил Пророк к народу иудейскому, для того, чтобы возвещением о таком знамении от Бога уверить народ в неизменном к нему благоволении Божием (ст. 14.). Потом произносит имя, которым нарекут сего Сына: и нарекут имя ему: Еммануил (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   Нет, нам потребна лучшая и совершеннейшая жизнь; Божие милосердие ведет нас к блаженнейшей участи. Пусть мы будем во Египте, в сем мире прелюбодейном и грешном; но вера наша есть победа, победившая мир. Пусть различныя работы Египетския изнуряют наше тело; но дух непорочный радуется и в страданиях своих. Пусть неистовствует адский фараонъ — диавол; но он не смеет прикоснуться к помазанникам Божиим. Пусть не будет изобилия земли обетованной для тела; но дух, в Бозе опочивающий, хлебом небесным укрепляется и напоявается потоком сладости райской. «От потока», — поет Пророк, — «на пути пиет, сего ради вознесет главу» (Псал. 109:7). Есть море Чермное; но есть еще пространнее его и страшнее, море житейское.    Когда сие житейское море мы проходим без смущения и все его бури сносим великодушно, уповая с радостию прейти огнь и воду и потом взойти в покой вечный; таковое наше прехождение моря житейскаго, есть чудеснее, славнее и спасительнее, нежели прехождение Израильтян чрез море Чермное. И так сие-то прехождение есть истинная «Пасха». Сию-то Пасху мы, христиане, всегда памятовать и торжественно оную праздновать обязаны.    Сие-то избавление от работы диавольския и из Египта адскаго днесь, братие, празднуем мы. Сие есть прехождение наше, сие есть истинная Пасха и Пасха наша. «Пасха Господня, Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси преведе» нас не Моисей жезлом, но Христос Бог крестом, истинный Моисей, прямый вождь Израиля Божия. О, день радостный! о, день не земли, но небес достойный! «день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся в онь». «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Поистине, можем мы с Павлом апостолом проповедывать, яко «не прославися прославленное в части сей», то есть, в части закона и Моисея, «за превосходящую славу» (2 Кор. 3:10) благодати Евангельской, Христа Господня.    Но не оставим еще решить един вопрос: как избавление наше устроено всем снисхождением и домостроением Христовым, яко-то Его зачатием, рождением, страданием, смертию, вознесением и прочими Его действиями, то почему же не другие праздники, а един сей праздник Христова воскресения нарицается «Пасха»? — Для того, братия мои, что как воскресение Христа Господа есть окончание и совершение всех дел Его, так и наше здесь воскресение от греха благодатию и уповаемое воскресение души нашей и тела в славу есть окончание и совершение всех дел наших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Впрочем, что говорить много? Послушай, что говорит пророк: " Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона " (Псал.109:2). Жезл этот и есть Христос, как и Исайя, сказал: " И произойдет отрасль от корня Иессеева " (Ис.11:1). С ним-то в руках Моисей разделил Красное море, рассек воду и опять соединил: рассек, чтобы открыть путь народу Божьему, – соединил, чтобы народ египетский погряз в безднах моря. И другой пророк говорит: благословенно да будет дерево, через которое совершилось спасение посреди земли. Посмотри на звезды небесные, и каждый день ты усмотришь среди них знамение креста, образуемое сочетанием звезд. Подобно этому и я, прежде чем возвысить животворящий крест, скажу кое-что в похвалу его и затем, возвысив, буду покланяться ему. Радуйся, крест, начало спасения и утверждение царства! Радуйся, крест опора апостолов и проповедь пророков! Радуйся, крест, похвала мучеников и проповедание преподобных! Радуйся, крест, успокоение обуреваемых и освобождение пленных! Радуйся, крест, ликование праведных и преподобных! Радуйся, крест, облачение иереев и честь пресвитеров! Радуйся, крест, украшение диаконов и радость чтецов! Радуйся, крест, похвала иноков и утешение плачущих! Радуйся, крест, страж Церквей и благоденствие городов! Радуйся, крест, отец сирых и заступник вдовиц. Кто эта матерь живых и кто наслаждается плодами дерева жизни, как не Церковь Божья? А древо – это крест Господа, прекрасного Жениха Церкви. Ему ныне совершается поклонение, – и князь злобы трепещет, демоны бичуются, полчища злых духов рассеиваются, ад опустошается и его рать обращается в бегство, Велиар попирается и советник соблазна уже не беседует с общей нашей матерью, но пресмыкается на своей груди, уязвляя в пяту и поражаясь в голову. Землю поедает он, осужденную производить терние и сорные травы, и видит, что прельщенная некогда им жена наслаждается от дерева жизни, сам оставаясь под прежней клятвой; он видит, что даже над пятой он не имеет власти, между тем как все головы его стираются крестом; он видит, что осужденная некогда предстоит одесную как царица и прикрывавшая наготу листьями смоковницы облечена в расшитую золотом, разукрашенную одежду, – и он оплакивает собственное безобразие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И об этом — то, а именно, что так сделался Он Господом и Царем, Петр сказал: «Господа и Христа Его... сотворил и послал есть», а это значит то же, что Отец сотворил Его человеком, потому что человеку свойственно быть сотворенным. Не просто же сотворил человеком, но сотворил, чтобы господствовать Ему над всеми и всех освятить помазанием. Ибо, хотя сущее во образе Божием Слово приняло на Себя рабский зрак, однако же восприятие плоти не поработило Слова, которое по естеству есть Господь. Напротив того, совершено Словом освобождение всего человечества, и Само Слово по естеству Господь, сделавшись и человеком, чрез сам рабий зрак соделывается Господом всех и Христом, именно же, для освящения всех Духом. И как Бог, соделываясь и Богом защитителем и говоря: «буду им Богом» (Евр. 8:10), не тогда наипаче соделывается и не тогда только начинает быть Богом, но чем всегда Он есть, тем как скоро угодно Ему бывает и для имеющих в том нужду, так и Христос, по естеству вечный Господь и Царь, не тогда, как посылается, наипаче соделывается Господом, и не в это время начинает быть Господом и Царем, но чем всегда Он есть, тем творится тогда и по плоти и, всех избавив, таким образом, делается Господом живых и мертвых. Ибо Ему, наконец, служебно все, и это — то самое воспевает Давид: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109:1). Искуплению прилично было совершиться не чрез другого кого, но чрез Того, Кто Господь по естеству, чтобы нам, сотворенным чрез Сына, не именовать Господом иного и не впасть в арианское и языческое неразумие, послужив твари паче создавшего всяческая Бога.    15) Таков смысл этого изречения по немощному моему разумению. У Петра была истинная и добрая причина говорить так иудеям. Ибо иудеи, уклонившись от истины, хотя ожидают пришествия Христова, но не думают, что Христос претерпит страдание, и говорят, чего сами не понимают: мы знаем, что когда придет Христос, пребудет «во веки: како Ты глаголеши: вознестися Ему подобает?» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010