Изъяснение псалма 109-го. «Псалом Давиду». В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрекает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: «не бо Давид взыде на небеса, глаголет же сам, рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене: Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Деян. 2, 34–35 ). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть сын?» И когда сказали они: «Давидов»; ответствовал: «како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене». Потом выводит заключение: «аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть» ( Матф. 22, 42–44 )? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он – и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит: Пс.109:1 .   Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене». Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос – не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: «седи одесную Мене». Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: «престол Твой Боже в век века» ( Псал. 44, 7 ). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, «во образе Божии сый», смирил Себя, «зрак раба приим» ( Флп. 2, 6–7 ). Посему и Евангелист взывает: «Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Иоан. 1, 18 ). И сам Господь говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Иоан. 14, 11 ); и в другом месте: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Посему, как человек, слышит: «седи одесную Мене»; а как Бог, имеет вечную державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   Например — 1) в Баба-Батра, одном из трактатов талмуда (fol. 79 vers.), пишется: «рабби Самуил, сын Нагмениев, сказал от лица рабби Воггана: Мессия носит имя самого Бога; ибо писано: и сие имя ему, имже нарекут его, Иегова праведен наш» (Иерем. 23:6); 2) в Медраше-Тегиллиме на псалом 21: «Мессия называется именем Божьим; ибо написано: сие имя ему, ниже нарекут его, Иегова праведен наш»; 3) в Медраше Рабба на плач Иеремеев (fol. 68, col. 2. edit. Amster.): «какое имя царя-Мессии? Рабби Абба, сын Кагана, отвечал: Иегова — имя ему; ибо написано: и сие имя, имже нарекут его, Иегова праведен наш».    См., между прочим, комментарии на этот псалом Давида Кимхи, Абен-Езры Ибн Веггаи.    в Медраше-Тегиллиме на этот псалом: «обстоятельства царя-Мессии и его тайн изложены в тексте Закона, Пророков п Агиографов. В тексте Агиографов,— ибо сказано: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (Псал. 109:1), и далее: клятся Господь, и не раскается: ты Иерей вовек, по чину Мелхиседекову (-ст. 4)». У Моше-Гаддаршан на Быт. гл. 18, ст. 1: «во время, имеющее быть, святый Бог, да будет Он благословен, посадит царя-Мессию) одесную Себе,— ибо написано: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене». Рабби Обади Сефорно на 109 псалом: «святый Псалмопевец составил этот псалом, созерцая Мессию, и сказал: рече Господь Господеви моему: сиди одесную мене». Другие многие места см. у Раймунда Мартина — Pugio fidei, par. III, distinct. III, с. II, pag. 641—660.    Talmud. Tract. Succa fol. 52. Zohar. in Numer, fol. 94, col. 376; Medrasch-Rabba in Genes. 15, 2. Medrasch-Thehillim et Medrasch-Valkut in Psalm. 2.    См. выше примеч. 207.     Huet.— Demonstr. Evangel, proposit. VII, n. 15.    Там же. Сн. Иустин. Разгов. с Трифон. гл. 121.     Златоуст, о покаянии бесед. VI, n. 4; Амврос. Epistol. XLIV Horentiano, n. 15; Лактанц. Divin. instit. IV, cap. 20.     Иустин. Разговор с Трифоном, гл. 41; .Златоуст, против Иудеев гл. V, n. 12; Иероним. epist. ad Pavlianam 1 de studio script.; Августин. De civilate De: XVIII, cap. 35, n. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Idee S. 69; Hupfeld. Comm. Ps. XLV). 178 Эдалъд предполагает, что Элогим было самым древнейшим словом для обозначения понятия о Боге у Семитов и есть слово семитического первонарода (Urvolk), употреблявшееся ещё в то время, когда Семиты не распались на отдельные народные ветви (Die Lehre d. Bibel. v. Gott. B. II, Ers. Hälf. S. 330). 179 Поэтому тщетно Бодиссин старается найти в библейском вероучении признание многих богов, между прочим, на основании того, что языческие, мнимые боги называются иногда богами (См. Прав. Обозр. 1877 г. Апрель). 180 Comm. Ps. 49 Т. I. S. 396. Своим мнением Деличь подал и Куртцу повод разуметь под самого Бога Отца. Впрочем, Куртц впадает в эту ошибку, главным образом потому, что ему думается, будто Мессия нигде в Ветхом Завете не называется Богом, между тем мы видели, что, кроме настоящего места, Мессии, в отдельности от Иеговы, лично приписывалось одно из редких имён Божиих (псал. 109, ст. 1). 181 Так делает напр. Куртц, который основывает это, в особенности, на том, что здесь повторяются слова 2Цар. 7:11 , и на основании значения слова . Правда, эти слова, взятые сами по себе и в отдельности, можно принимать и в ограниченном значении, – напр. в приложении к многим летам. Но для такого понимания здесь так же, как для 4 ст. 109 псалма, – не имеется никакого оправдания. Между тем, принятие этих слов в абсолютном, неопределённом значении требуется не только контекстом этих слов и такими параллельными местами, как вышепоказанные, или Исх. 15:18 ; Пс. 9:6; 10:16 ; 43и др., но и такими, как в 47 пс. 15; в 51:10, 11, потому что , означающее так же неопределённое время, как , очевидно, так же как оно, в поэтических излияниях употребляется для обозначения времени большего жизни человеческой, поэтому-то в 15 ст. 47 пс. и сделано ограничение. 182 Некоторые учёные слово настоящего стиха принимают в имен. пад. и так же, как в предыдущем стихе, относят его к царю или Самому Иегове, и в этом последнем случае видят в повторении слов «Бог твой» указание на особенное благоволение Божие к царю (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Если кто дерзает утверждать, что от Марии рожден Нерожденный или часть Его; да будет анафема. Если кто говорит, что Сын по предведению был прежде Марии, но не был у Бога рожденным от Отца прежде веков, и что не Им приведено все в бытие; да будет анафема. Если кто скажет, что сущность Божия расширяется, или сжимается, — да будет анафема. Если кто станет утверждать, что расширяемая Божия сущность творит Сына, или кто расширение сущности Божией назовет Сыном; да будет анафема. Если кто Сына Божия именует внутренним или произносимым словом; да будет анафема. Если кто Сына от Марии именует только человеком, — да будет анафема. Если кто, Рожденнаго от Марии именуя Богом и человеком, разумеет под сим нерожденнаго Бога; да будет анафема. Если кто слова: Аз Бог первый, и Азь по сих, кроме Мене несть Бог (Ис. 44, 6), сказанныя против идолов и не–сущих богов, будет по–иудейски принимать в отрицание Единороднаго прежде веков Бога; да будет анафема. Если кто, слыша сказанное: Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), подумает, что Слово преложилось в плоть, или скажет, что прияло Оно плоть, претерпев изменение; да будет анафема. Если кто, слыша, что Единородный Сын Божий распят, скажет, что Божество Его потерпело истление, или страдание, или изменение, или умаление, или уничтожение; да будет анафема. Если кто станет утверждать, что не к Сыну сказал Отец: сотворим человека (Быт. 1, 26), но говорит это Бог Сам с Собою; да будет анафема. Если кто скажет, что Авраам видел не Сына, а нерожденнаго Бога, или часть Его; да будет анафема. Если кто скажет, что с Иаковом боролся не Сын в образе человека, но нерожденный Бог, или часть Его; да будет анафема. Если кто слова: Господь одожди огнь от Господа (Быт. 19, 24) принимать будет не об Отце и Сыне, но скажет, что Господь одождил Сам от Себя; да будет анафема; ибо одождил Господь — Сын от Господа — Отца. Если кто, слыша, что Отец Господь и Сын Господь, а также Отец и Сын Господь (ибо сказано: Господь от Господа), станет утверждать, что два Бога; да будет анафема; ибо не сопоставляем Сына Отцу, но признаем Его покорным Отцу. Не без Отчаго совета снисшел Он в Содом, не от Себя одождил, но от Господа, то–есть, по власти Отца; также не Сам Собою возседает одесную Отца, но слышит вещающаго Ему Отца: седи одесную Мене (Псал. 109, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

    Еранист. Человек не во всех отношениях есть образ Божий.     Православный. Но в каком бы отношении ты ни согласился признавать человека образом Божиим, всегда найдешь безмерное разстояние между образом и истиною.     Еранист. Согласен.     Православный. Разсмотри еще и следующее: божественный апостол назвал Сына образом Отца, сказав о Нем: «Иже есть образ Бога невидимаго» (Кол. 1:15).     Еранист. Что же? Разве Сын не все то имеет, что имеет Отец?     Православный. Не все. Сын не есть Отец, не есть вовсе безпричинный, не есть нерожденный: ибо если бы Он имел это, то не был бы Сыном. Следовательно я справедливо сказал, что образ не имеет всего того, что имеет первообраз.     Еранист. Справедливо.     Православный. В сем-то смысле божественный апостол сказал и о Мелхиседеке, что он «уподоблен Сыну Божию».     Еранист. Положим, что в сем смысле о Мелхиседеке сказано: «без отца, без матере, без причта рода»; но как понять следующия слова: «ни начала днем, ни животу конца имея?»     Православный. Богодухновенный Моисей, излагая родословие праотцев, сказывает нам, что Адам, быв таких-то лет, родил Сифа, и пожив столько-то лет, скончался. То же самое читаем у него о Сифе, об Еносе и о других; но он умолчал о рождении Мелхиседека и конце жизни его; посему Мелхиседек только в истории не имеет «начала днем и животу конца», а на самом деле единородный Сын Божий безначален и безконечен.     Еранист. В этом все согласны.     Православный. В сих-то богоприличных и истинно божественных чертах Мелхиседек есть образ Владыки-Христа, в священстве же, которое принадлежит более человеку, нежели Богу, Иисус Христос соделался Архиереем «по чину Мелхиседекову» (Евр. 6:20; Псал. 109:4). Ибо как Мелхиседек был священником «языков», так и Владыка-Христос за «всех» людей принес всесвятую и спасительную жертву.     Еранист. О сем предмете мы говорили уже слишком много.     Православный. Но надлежало бы говорить еще более: потому-что ты сам сказал, что это место трудно к разумению.     Еранист. Теперь возвратимся к вышепредложенному вопросу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теснее дружитесь между собою чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень — Христос. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собою союза любви. Воздевайте, сказано, руки чистые без гнева и сомнений (1 Тим. 2, 8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения? Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших, и говорит: вы, поступившие правильно, — род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность соустроились в царственное священство, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишнею похвалою и чтобы они не подумали, что стали народом святым и проч. по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святый и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4), и царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9, 9). Итак, от Него, имевшего то и другое (священство и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет. Посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: «вы некогда не народ, а ныне народ; вы, некогда не помилованные ныне помилованы» (Осии 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак возвещайте совершенства Его своею добродетелию. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного» (Матф. 5, 6). Люди обновления , т. е. народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие — все, а удел Божий — одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Будем же, братия мои, все мирны и миролюбивы и не оставим, при случае, мирить враждующих, усердно противодействуя козням духа вражды, который повсюду усиливается насеять ее. Именем Господа прошу о сем всех и каждаго из вас. А для сего буди благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Аминь. 97. Евр. 12, 14. 98. Еф. 2, 14. 99. 2 Кор. б, 19. 100. 1 Сол. 5, 13. 101 . 2 Кор. 13, 11. 102. Рим. 14, 17 103. Феоф. Болгар, пред. к Ев. от Иоан. 104. 1 Кор. 7, 15. 105 . Пс. 132. 106. Григ. Нис. слово о блаж. в Христ. Чт. 1842 г. май стр.164-165,169 - 170, 177 - 178; 107. Псал. 72, 3 108. Григ. Богосл. сл. о мире, в рус. пер. т. 1, стр. 237 109. Злат.на Матф. бес. 25. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ Блажени изгнаны правды, ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. ДОСЕЛЕ Господь и Подвигоположник наш Иисус Христос ублажал исполняющих Его заповеди, именно: смиренномудрствующих о себе, плачущих о грехах, ревнующих о кротости и незлобии, алчущих и жаждущих правды Христовой, усердно делающих дела милости, неутомимо исторгающих из своего сердца терние страстей, и водворяющих мир в себе и в людях их окружающих; в последних же двух изречениях Своих о блаженстве, в восьмом и девятом, Он ублажает Своих последователей за гонения, коим они подвергались прежде, и будут подвергаться впредь ради своей веры и добродетели и утешает их сладостнейшим обетованием вечнаго блаженства и великой награды на небесах, с избытком бесконечным имеющей вознаградить их за все поношения, скорби, напасти, лишения, мучения, которыя они терпели и будут терпеть за имя Его. Блажени, говорит, изгнаны правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах. Блажени изгнаны правды ради. Под правдою здесь вообще разумеется вера христианская и жизнь по заповедям Христовым; значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрыя дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

160 Delitz zur Geschichte der jüdischen poesie S. 23 und 48. Срв. Историю музыки Fetis, 1, 440. О свободе еврейского стиха см. вышеназванную статью г. Снегирева, стр. 109. 161 Достаточное объяснение еврейского стихосложения находится в „Еврейской Грамматике“, Гезениуса § 2, 5 и в „Еврейской Христоматии“, К. Коссовича, а также в вышеупомянутой статье г. А. Снегирева. Подробные сведения о еврейском ритме см. в сочинениях: проф Олесницкого „Ритм и метр ветхозаветной поэзии“; см. Труды Киев. дух. академии за 1872 г. т. 3; Lowth: „Praelect. de sacra poesi Hebraeorum“ 19, р. 365 и дал., изд. Михаэлиса, и р. 205, изд. Розенмюллера; De Wette: „Commentar über die Psalmen, ed. 5, р. 42 и дал.; Ewald: „Die Dichter des Alten Bundes“, 1, р. 91 и дал.; Saalschütz: „Von der Form der hebäischen Poesìe“. 166 Разбор стихотворного состава некоторых из этих гимнов см. в статье г. А. Снегирева „О богослужебной поэзии древнегреческой церкви“; журн. „Вера и разум“, 1891 г. 6. 168 Песнопение это заключает в себе три строфы по 4 стиха и (в греческом подлиннике) по 35 слогов в каждой, за исключением первой строфы, в которой при словах „Иисусе Христе“ не достает еще пяти слогов. Самые же стихи не равны количеством слогов и не имеют закономерного последования стоп и ударений. 170 Там же. Интонация церковно-распевного чтения изложена нотно в книжке: „Пособие к церковному чтению“, псал. Е. Богданова и свящ. И. Лебедева. Москва. 1891 г. Книжка эта значительно была бы полезнее, если бы в ней было указано ясное деление читаемых распевно текстов на члены. 174 Более подробный разбор этих гимнов см. в статье А. Снегирева „О богослужебной поэзии древней греч. церкви“, в ж. „Вера и Разум“, 1891 г., 6. 185 Подробности о происхождении ритмической поэзии см. в вышеупомянутом сочинении Крумбахера § 182. 187 Опечатка к последней строке , прав. 188 В этом кондаке св. Романа на Рожд. Хр. содержатся два дистиха, напоминающие библейский параллелизм, и один распространенный заключительный стих. Оба стиха первого дистиха одинаковы по количеству слогов (15) и по тоническим схемам. Тоже и оба стиха второго дистиха (13). Заключительный стих стоит отдельно (134+7). Первые два стиха имеют цезуру после семи первых слогов, остальные – после восьми. Каждое колено до цезуры и после цезуры имеет свой тоничский размер и поется особым коленом, мелодическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   В предоставлении нрава наречь Богомладенца именем Иисус, то есть Спаситель, даётся Иосифу не только исполнение самых дорогих чаяний, какия свойственны были ему, как благочестивому Иудею — но и награда за его высокую добродетель. В то время, как все Иудеи считали для себя величайшим блаженством хотя бы только видеть Мессию (Мф. 13:16-17), Иосиф не только удостоивается этого блаженства, но и получает право называться по закону земным отцом Мессии.     Стих 25. И не знаяше Ю дондеже роди Сына Своего первенца. Это не значит, что Иосиф познал Ее потом, и что за Иисусом первенцем были еще другия дети у Марии, уже от брака с Иосифом. Но как слово дондеже не означает предела, за которым происходит перемена и до которого продолжается действие (Псал. 109:1), так и первенец может быть только единородным. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-38; Мф. 2:1-18)    Величайшее событие в судьбах мира и в истории человечества, исполнение древних обетований и пророчеств, заключение ветхозаветного домостроительства и начало новой жизни и нового домостроительства о Человечестве — есть, без сомнения, рождение Богочеловека Иисуса Христа. В конце царствования Ирода — последняго самостоятельного царя Иудейского — хотя родом и не Иудея, а Идумеянина (потомка Исава, брата Иакова), в небольшом городке колена Иудина, колыбели древняго царского рода Давидова, Вифлееме, в обиталище пастухов, родился Сын Божий от Пресвятыя Девы Марии, когда муж Ея Иосиф пришёл с Нею в Вифлеем, чтобы записаться в народную перепись, в которую, по повелению Римского Императора Августа, должны были записываться все начальники семейств со своими жёнами и детьми. Необычайное стечение народа в небольшом городке, бедность родителей Сына Божия принудили их искать приюта у скотских яслей. Здесь-то Пресвятая Мария и сделалась Матерью, а ясли — вместилищем Невместимаго.    Так скромно и в такой бедной обстановке родился Сын Божий, Владыка Неба и Земли. В эту самую минуту бодроствовавшие на страже у своих стад Вифлеемские пастухи увидели необычайный свет и явившагося с Неба Ангела, который возвестил им великую радость о рождении Спасителя и указал им место Его нахождения. Вслед за тем множество Воинств Небесных воспели славу Всевышнему Богу, явившему Земле мир и к людям Своё благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля же опустела после них, так что никто не ходит по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустыней (7:12–14), т. е. послепленный пророк имел в виду ближе всего недавно совершившийся суд Божий над Израилем, посредством вавилонского плена. Но этим же разительно ясно предуказан и суд над новозаветным Израилем по плоти за непослушание новозаветной проповеди (сн. Рим. 9:28  в связи с Исаией 10:22,23, также Мф. 24 и парал. с подтверждением у св. Иустина Философа в 1 Апол. гл. 47, стр. 71; – гл. 53, стр. 74 и «Разгов. с Триф.» гл. 110, стр. 204 цит. изд., а вообще об этом срав. статью: «ветхозаветные пророчества, касающиеся нынешнего состояния иудеев» в Христ. Чт. за 1831 г. ч. 42, стр. 281–337 и др.). Но очевидно, этим нисколько не исключается, а напротив ясно предполагается и единственно прямое значение большей части ветхозаветных пророчеств, как именно предсказаний о новозаветном. И этот-то главным образом разряд ветхозаветных предсказаний теперь у нас имеется в виду, т. е. при частной характеристике ветхозаветного предсказания по новозаветному толкованию его. Срав. напр. Мф. 2:6; 1:23  и мн. др. 616 Выражение из слова на Пасху покойного о. Ректора М. Д. Академии, протоиерея А. В. Горского. 4 Апреля 1874 г. Раньше (именно в начале нашего исследования) мы уже цитировали это слово. 617 Св. Златоуста на Мф. Бес. 71, стр. 221–222, 7. 3. Москва 1843 г. Срав. и других древних и новейших толкователей рассмотренного места в речи Господа. Что не только приведенное Господом изречение Псалма 109, а и весь он есть прямое предсказание о Христе, об этом срав. св. Иустина «Разгов. с Триф.» гл. 32–33, стр. 130 цит. изд. также сравн. гл. 56, стр. 152, гл. 83, стр. 180–181; – 1 Апол. гл. 45, стр. 70; также св. И. Златоуста на Псал. 109 , особенно стр. 492–494 тома 1-го Спб. 1860 и др. из новейших срав. Высокопреосв. Арсения «Введение в св. кн. Ветхого Завета» в Труд. К. Д. Ак. за 1873 г. т. 2. Стр. 97 особой нумерации Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010