Вот что говорят они в своем злочестии. Во — первых, разделять Заветы и говорить, что один с другим не в связи, есть дело манихеев и иудеев, из коих одни оспаривают Ветхий, а другие Новый Завет. Потом, по словам их, если заключающееся в Ветхом Завете предшествует по времени, а содержащееся в Новом есть позднейшее, и этим определяется время в Писаниях, то по необходимости опять должно разуметь о позднейшем времени эти изречения: «Аз и Отец едино есма», и: «Единородный», и: «видевый Мене виде Отца»; потому что свидетельствуется это не Ветхим, а Новым Заветом.    24) Но положение еретиков неверно; истинно же то, что и в Ветхом Завете многократно говорится и о Сыне, например: во втором псалме: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Псал. 2:7), и в надписании девятого псалма: «в конец, о тайных Сына, псалом Давиду»; и в псалме сорок четвертом: «в конец, о изменяемых, сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем;» и у Исаии: «Воспою возлюбленному песнь Возлюбленного... винограду моему: Виноград бысть Возлюбленному» (Ис. 5:1). Кто же сей Возлюбленный, как не Сын единородный? Так и в псалме сто девятом сказано: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Псал. 109:3), о чем говорено будет впоследствии; и в Притчах: «прежде... всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:25); и у Даниила: «зрак четвертаго подобен Сыну Божию» (Дан. 3:92); есть и многие другие изречения. Итак, если Ветхим Заветом доказывается древность, то древен будет и Сын, ясно проповедуемый во многих местах и Ветхого Завета.    Да, говорят они: «И там упоминается о Сыне, но пророчески». Посему можно сказать, что и о Слове говорится пророчески. Ибо нельзя сказать, что одно говорится так, а другое иначе. Если о будущем сказано: «Сын Мой еси Ты», то явно, что о будущем же говорится и сие: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32:6). Ибо не сказал Давид: «быша» или сотворил. А что речением «утвердил» обозначается будущее, то сказано: «Господь воцарися», и потом: «ибо утверди вселенную, яже не подвижится» (Псал. 92:1). И если в сорок четвертом псалме о «Возлюбленнем» говорится о будущем, то явно, что будущее обозначается и присовокупленным: «отрыгну сердце Мое Слово благо».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2575...

   л) что, по смерти, низойдёт Он в ад: не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления (Псал. 15:10; сн. Деян. 2:29-31);    м) что Он воскреснет: елика явил ми еси скорби многи и злы; и обрящся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси (Псал. 70:20; сн. 48, 16; 3, 6),— и именно в день третий: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред ним, и увемы: поженем еже уведети Господа (Осии 6, 2);    н) что, потом, Он вознесётся на небеса и сядет одесную Бога Отца: возшел еси на высоту, пленил еси плен (Псал. 67:19; сн. Еф. 4:8-10); рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Псал. 109:1; сн. Деян. 2:34);    о) что, наконец, Он ниспошлёт, вместо Себя, на землю Духа Святого: и будет по сих, и излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят (Иоил. 2:28; сн. Деян. 2:17). § 90. Общий вывод из предыдущего и переход к последующему    Три главных следствия вытекают из сделанного нами обозрения подзаконной Веры. Первое и непосредственное — то, что эта Вера носит на себе неизгладимую печать происхождения Божественного, и, следовательно, есть, неоспоримо, сверхъестественное откровение. Второе то, что это откровение было только приготовительным, а не окончательным, и, следовательно, дано было только на время, и должно уступить место своё другому, совершеннейшему. Такая мысль очевидна из самого вероучения подзаконной Веры, в котором главнейший член был член о Мессии, имеющем прийти; из всего обрядового устройства, которое, в буквальном смысле, было только сению грядущих благ, а не самым образом вещий (Евр. 10:1); особенно же из многочисленных пророчеств, в которых предсказано было, что Мессия явится пророком, и возвестит людям новый закон, разумеется, взамен Ветхого, данного через Моисея, и возвестит не одним только Иудеям, но и язычникам; явится Первосвященником, и установит новую, чистейшую Жертву, имеющую приноситься на всяком месте, и тем прекратит все жертвоприношения ветхозаветные, приносившиеся в одном только Иерусалиме; явится Царём, и создаст единое духовное царство на земле из всех людей, Иудеев и язычников, и таким образом уничтожит особое политическое устройство, отделявшее первых от последних. Наконец, третье следствие — то, что этот Мессия-Пророк, Первосвященник и Царь, предвозвещённый ветхозаветными Пророками, есть не кто другой, как Господь наш Иисус Христос: ибо на Нём, как мы видели, со всей точностью исполнились все ветхозаветные пророчества касательно Мессии,— и, следовательно, это совершеннейшее откровение, к которому ветхозаветное служило только приготовлением, есть откровение новозаветное, принесённое на землю Христом-Спасителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

5, 20); почему и говорить, что Он вечно существует в лонах Отца (Иоан. 1, 18). Ибо неделимый и целый свет — Бог не мог бы носить в своих неизреченных лонах созданнаго Сына. И опять достаточным свидетелем сего служит Псалмопевец; ибо он, поветствуя от лица Отца, говорит так: С тобою начало в день силы твоея, во светлостях святых твоих; из чрева прежде денницы родих тя. Клятся Господь, и не раскается; ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 3). Прежде денницы есть речение иносказательное. Ибо Создатель всего не был рожден после создания неба и земли; оно же не означает ничего другаго, кроме того, что рождение Сына непостижимо для всякаго и непонятно. Ибо как никто не может, прежде восхода денницы, зрением обнять сияние солнечнаго света, хотя бы взошел на какую бы то ни было высочайшую гору: так не может кто-либо и очами ума обнять появление отчаго света, хотя бы воображением ума он восшел выше всех веков, вследствие того, что оная всесокровенная истина непостижима. Поэтому прежде денницы стоит вместо «прежде знания»; ибо [денница] — звезда знания дня: Почему опять сей Псалмопевец, в другом псалме изъясняя прежде денницы, говорит: прежде солнца пребывает имя Его (Псал. 71, 17). Пребывающий же прежде солнца совсем непостижим и для слова и для мысли; ибо, поелику Он был безвременно, Он выше и ума. Ибо праведный во всем Бог и Отец всех нас дал в наследие оный пренебесный и святый и неизреченный мир и всю нашу вселенную не Сыну сотворенному, но Сыну своему истинному, чрез котораго и все сотворил в наследие Его, дабы Он, как Слово Божие и Сын, царствовал над всеми своими разумными тварями. К Нему и сказал всеблагий и всецелая любовь — Отец: седи одесную мене, дондеже положу враги подножие ног твоих (Псал. 109, 1). Ибо Сын чуждым был по плоти, когда вознесся от нас на небеса, где Он никогда не был чуждым естеству Отца. Посему — седи одесную мене сказано Богом Отцем всецело к присно сущему с Ним Богу Слову. Ибо Отец, сказавший: славы Моея иному не дам (Ис. 47, 11), к иносущному Сыну не сказал бы оное речение, всецело служащее признаком естественнаго отношения, — чтó именно, думаю, не дерзнули вообразить себе эллинские богоизмыслители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Остальные (1, 5, 8, 18, 80, 90, 109, 138, 144) неизвестно когда написаны. Примеч. Как в Еврейском, так в Греческих и других переводах число псалмов одинаково. Но перевод LXX-mu отступает от Еврейского в разделении некоторых псалмов, от того и счет псалмов идет у них не одинаково; напр. в Еврейской библии 10 и 9 составляют/в Греческой один 9-й псалом; 11, 12 и 13 псалмы – один 12-й; 114 и 115 – 113; 116 114 и 115 и т. д. – «В Еврейской книге псалмов, говорит св. Афанасий в предуведомлении к их толкованию, все псалмы писаны без присовокупления числа и в ином виде, иные соединены в один, а иные разделены. Так первый и второй псалмы по Еврейскому тексту соединены в один псалом, и на оборот 9-й, который составляет у нас один псалом, в Еврейском тексте разделен на два псалма. Вся же книга Псалмов делится па пять частей». 4 Это предисловие не всеми издателями приписывается Златоусту, и некоторыми, напр. Монфовоном, поставлено в числе сомнительных. 5 «Когда сказано (в наднисании), говорит св. Афанасий, «Псалом Давиду», тогда значит, что другими изрекается о Давиде». 7 См. толков. бл. Феод. на сей псалом. Св. Афан. также нерешительно говорит: «говорят, что Моисей, написав сию молитву, передал ее на хранение в тайне». См. толкование на сей псалом. 10 См. толков. бл. Феод. на сей псалом. Идифуму приписывает этот псалом и св. Афанасий. См. толк. св. Афан. на 38 псал. 13 Калмет догадывается, что Греческие надписания сделаны самими 70 толковниками по дошедшим до них преданиям о происхождении и употреблении псалмов, или по замечаниям, сделанным прежде на полях Еврейских списков. 14 Надписания, внесенные в Греческую библию, коих нет в Еврейской, теперь находятся над след. псалмами: 32, 42, 70, 90, 92, 98, 103. В 104, 107, 113, 114, 135, слово: аллилуиа в Греческой библии поставлено в надписаниях, а в Еврейской отнесено к концу предыдущих псалмов. В Славянскую библию внесены или особые надписания, напр. над 1 и 2 псал., или в виде дополнения к Греческим надписаниям над псалмами: 32, 41, 90, 94 – прибавлено: не надписан у Еврей; в 136: псалом Иеремиев; в 64: песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити; в 71: псалом Давиду; в 137: псалом Аггея. Подобные прибавления в псал. 70, 95, 96, 14, 50, 71, 99, 102, 109; в 54: Асафу, а в Еврейск. и Греческом Давиду, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   И что надлежало бы сказать Слову, соделавшись человеком? Сказать ли, в начале было Я человеком? Но это было и неприлично Ему, и несправедливо. Сколько же неприлично было сказать о Слове, столько свойственно и в собственном смысле можно сказать о человеке «созда» и «сотвори его». Поэтому присоединяется и причина создания, именно потребность, какую имели дела. Но где прилагается причина, там эта самая причина, без сомнения, совершенно разрешает, что значит читаемое место. И здесь Слово при речении «созда» представляет причину «дела», о рождении же от Отца выражаясь отрешенно, тотчас присовокупляет: «прежде... всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:25). Не сказывает Слово, для чего рождает, как при речении «созда Мя» присовокупило: «в дела», но говорит отрешенно «рождает Мя», как и в Евангелии «в начале бе Слово». Если и не были бы сотворены дела, то было Божие Слово, «и Бог бе Слово». Но не сделалось бы Оно человеком, если бы нужда самих человеков не стала тому причиною. Поэтому Сын не тварь. А если бы Он был тварью, то не сказал бы: «рождает Мя», потому что твари суть внешние дела Творящего, Рождение же не совне, как дело, но собственность Отчей сущности. И посему — то дела суть твари, а Сын — Божие Слово, единородный Сын.    57) И подлинно, не сказал Моисей о твари: в начале роди, и: в начале бе, говорит же: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Не воспел Давид: «руце Твои» родили меня, но: «сотвористе мя и создасте мя» (Псал. 118:73). О тварях везде употребляя речение «сотвори», иначе говорит о Сыне, ибо не сказал: сотвори, но «родих» (Псал. 109:3), и: «раждает Мя» (Притч. 8:25), и: «отрыгну сердце Мое слово благо» (Псал. 44:2). И о твари сказано в начале сотвори, о Сыне же: «в начале бе Слово».    Есть же разность и в том, что твари созидаются в продолжение начала и имеют продолжительное начало бытия. Посему, сказанное о них «в начале сотвори» равнозначительно о них также сказанному сотворил «искони». И Господь, ведая, что сотворено Им, сам учит нас сему, когда в постыждение фарисеев говорит: «Сотворивый их искони, мужеский пол и женский сотворил я есть» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

18:25)? Пусть изобличит тебя то, что пришел к нему Сын, и не как произнесенное какое-либо слово, но ипостасный Бог Слово. И чтобы уразуметь тебе, мнимый философ, цель совершившагося в этом явлении, Господь, как бы запечатлевши в Божественном Писании, явил нам Свое достоинство, говоря: «Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе» (Быт. 19:24). Не сказал: «слово Господне», но: «Господь от Господа», как и Давид говорит: «рече Господь Господеви моему» (Псал. 109:1). А что Сыном он оказывается не после только плотскаго пришествия, Давид говорит и о том, что Он существует от вечности: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Псал. 109:3). Никто не примет твоего учения и о Святом Духе, болтливый и стоящий в ряду праздных и пустых людей человек; ибо Дух Святый не может быть ни больше, ни меньше: «кто бо, — сказано, — изыска сия из рук ваших» (Ис.1:12)? Само Святое Слово обличает тебя, когда говорит о Святом Духе; исповедуя Его однородным с Собою по Божеству, говорит, что «Он исходит от Отца и от Моего приимет» (Ин. 15:26, 16:14). Глава 6   И сколько есть других свидетельств! Впрочем для всех очевидно, что твое кощунство происходит от заблуждения, а не от истины; оно ясно не только для мудрых, но и для тех, которые немного сведущи в Божественном Писании. Поэтому я не признаю нужными многих свидетельств и продолжительнаго опровержения, потому что твое разглагольствие и зловерие легко опровергаются; по сему считаю достаточным сказаннаго против тебя; как слабое и безсильное насекомое, выползающее из земли, или как червяка, живущаго в земле, раздавивши пятою слова и истиною Бога-Слова, я оставляю тебя. Ибо в короткое время ересь этого заблудившагося разсеялась. Посему, по обычаю призвавши на помощь Бога, перейду к следующим ересям. Против Маркеллиан. Пятдесят вторая, а по общему порядку семдесят вторая ересь Глава 1   В то же время (ибо все эти ереси были в одно это время) в Анкире появился Маркелл и дожил до нашего времени; он умер немного больше, или немного меньше двух лет тому назад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Это ограничение видится в постепенности откровения новозаветных тайн в В. Завете. Отсюда в новозаветной истории Ветхого Завета нашему взору представляется «ряд картин, начертанных духом пророческим» 616 и постепенно открывающих царство благодати и славы как бы в отдельных рисунках, но объединенных тождеством божественной идеи, одна другую поясняющих и дополняющих и в заключительных по времени рисунках, представляющих почти новозаветное изображение этого царства, являясь конечно все-таки картинами, а не живыми действиями, что предлежало тому времени, когда пришел Христос, чтобы исполнить (закон и) пророков ( Мф. 5:17 ). Всю историю Нового Завета в Ветхом, сообразно новозаветному толкованию последнего, можно представить в четырех главных картинах: 1 . Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. 2 . Свойства явившегося Богочеловека и Его первые действия в мире и на мир. Он, как Пророк и Пастырь, облеченный силой свыше. 3 . Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. 4 . Царство Христа. Основание, распространение и судьба этого царства 617 . 1) Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. Псал. 2:7 ; –109, 1. 3 (32:6; Прит. 8 ); –101, 26–28; Дан. 7:13 ; Быт. 3:15 ; Исаии 7:14; Быт. 13:15 ; и срод.; – 43:10; Числ. 24:17 ; Исаии 11:1; Дан. 9:24–27 ; Мих. 5:1 ; Мал. 3:1  (срав. Исаии 40:3). Как вы думаете о Христе? Спрашивает иудеев Сам Бог, явившийся во плоти ( 1Тим. 3:16 ); чей От Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид в Духе, (ν πνεματι) называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? ( Псал. 109:1 ). Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он – Сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова (Мф. 22:42–46 сн. парал.). Из всего хода речи Господа очевидно, что она направляется к тому, чтобы из приведенного в ней ветхозаветного места вывести свидетельство о Божестве Мессии. «Так как иудеи на первый вопрос (чей Сын)? Его не дали правильного ответа; потому что назвали Его простым Человеком, то дабы опровергнуть их погрешительное мнение о Нем, приводит слова Давида, в которых Псалмопевец проповедует Его Божество» 618 . Следуя объяснению Господа (а не превратному иудейскому 619 ) и Апостолы толковали этот псалом о Христе вообще (сн. Деян. 2:34–35 ; 1Кор. 15:25 ; Евр. 1:13; 10:13; 5:6; 7:17,21 ) и в частности именно также о Божестве Его в Деян. 2:34–35 , как это очевидно из ст. 36, и в Евр. 1:13 , как это открывается из контекста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   Каков, например, Давид Кимхи.    Священная история того времени представляет немало подобных опытов. Так Вааса, егда воцарися во Израили, изби весь дом Иеровоамль, и не остави ничтоже от всего дыхания Иеровоамля (3 Царств. 15:29); Замврий, внегда сести ему на престол, изби весь дом Ваасов, и ужиков его, и друга его (3 Цар. 16:11). Та же участь постигла семьдесят сынов Ахава от Ииуя (4 Царств. 10:1-8), и приготовлена была Γοфοлией всему царскому семени в Иудее (4 Цар. 11:1 и след.) и проч.    Это со всей обстоятельностью показывает Драх, рассматривая, по порядку, все означенные места и сравнивая употребление слова Алма с двумя другими синонимическими, но не тожественными: с Наара и Ветула (De l " harmonie entre l’église et la synag. tom. II, p. 135—167. Paris, 1844).    Все их доказательства и опровержение этих доказательств можно видеть там же у Драха (стр. 111—134).    Многие другие возражения против рассматриваемого нами места, как Иудеев, так и рационалистов, опровергает тот же Драх (ibid. стр. 173—206).     Ирин, adversus heeres. III, 27, 7; Тертулл. adversus Judaeos cap. 9 и др.    Например, рабби или раввин Моше Гаддаршан в Медраше, одной из частей талмуда, при объяснении слов псалма: истина от земли возсия (с Еврейского: возникнет) и правда с небесе приниче (Псал. 84:12), пишет следующее: «рабби Иудан говорил: это наше Спасение (Спаситель), которое возникнет от земли через непосредственное действие Божье, и будут тогда обе (т. е. истина и правда) соединены вместе. Но почему сказано: возникнет, а не родится? Потому, что образ рождения Его (Спасителя) не будет подобен рождению тварей земных, а совершенно отличный от них во всех отношениях…» В том же Медраше, на книгу Бытия гл. 37, ст. 22, повествуется: «рабби Берахия говорил: Святый Бог сказал Израильтянам: вы жалуетесь Мне: сиры быхом, несть отца (Плач. Иер. 5, 3); тогда как и Избавитель, которого я восставлю от вас, не будет иметь отца. Ибо сказано: Зах. 6:12; Ис. 53:2; Псал. 109:3...». А в третьем месте, на книгу Бытия гл. 41, ст. 1, тот же Медраш утверждает, что «как падение совершилось чрез деву, так чрез деву же последует и восстание». Другие места подобного рода представляет Драх в сочинении: De l’harmonie... tom. II, pag. 37—50.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

   3. Люби Его, дочь, потому что Он благ; ибо «никто же благ, токмо един Бог» (Лук. 18:19). Если же нет сомнения в том, что Сын есть Бог, а Бог — благ, то нет сомнения, конечно, и в том, что Сын есть благой Бог. Его, говорю я, люби. Это — тот Самый, Которого, как вечного, Отец родил раньше Люцифера; из чрева родил (Псал. 109:3), как Сына; из сердца отрыгнул (Псал. 44:2), как Слово. Это — Тот Самый, о Нем же благоволил Отец (Матф. 17:5); это — мышца Отца, ибо Он есть творец всего; Он есть Мудрость Отца (Кол. 2:3), ибо из уст Божиих происходит; Он — благость Отца (1Кор. 1:30), ибо полнота Божества обитает в нем телесно. Его Отец так любит, что в лоне (Своем) носит, полагает Его одесную, чтобы и ты научилась премудрости, познала благость.    4. Итак, если Христос есть благость Божия, то неужели Бог был когда-либо без благости? Ужели когда-либо был Отец без Сына? Если всегда, без сомнения, существует Отец, то, всегда, конечно, существует и Сын. Следовательно, у совершенного Отца, совершенный и Сын. Ибо кто умаляет благость, тот умаляет Того, Кому она принадлежит. Совершенное божество не допускает неравенства. Итак, люби Того, Кого любит Отец; прославляй Того, Кого прославляет Отец, ибо «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5:23). И кто отрицает Сына, тот не имеет и Отца . Вот что относится к вере. Глава вторая    5. Но юность подозревают иногда даже и в том случае, когда верность (обету) пребывает ненарушимой. Посему, будь умеренна в употреблении вина, чтобы не увеличить тебе слабость тела и не возбудить вожделения; две вещи одинаково возжигают человека — это вино и молодость. Пусть выдерживается постом даже нежный возраст, и умеренностью в пище как бы некоторою уздою укрощаются необузданные страсти. Пусть разум (их) отклоняет, надежда утишает и страх подавляет. Ибо кто не умеет сдерживать страстей, тот несется, попирается, растерзывается и сокрушается, как бы подхваченный необузданными конями.    6. Вот что, — рассказывают, — некогда приключилось с юношей из-за любви к Диане.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

7:55 — 56). О Нем поется в псалме: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Псал (109, 1). Но как кристалл указывает на все вполне чистое и светящее на небе, что просвещает наше тело, снабженное очами; так сапфир, то есть престол Божий, и твердь, под которою мы понимаем небо, означает сокровенные и утаенные и непостижимые тайны Бога, который положи тму за кровь Свой (Псал. 17. 12) и бывает видим в облаке и мраке. Поэтому и в Исходе пишется: и под ногами Бога яко дело камене сапфира и яко видение тверди небесные чистотою (24, 10). Поэтому и невеста [так] описывает красоту жениха в Песни Песней: чрево его изваяние из слоновой кости на камени сапфирове (5, 14). И в Апокалипсисе Иоанна описывается первое основание из ясписа, второе из сапфира (гл. 21) И в наперснике первосвященника, по расположению и порядку отдельных камней, второй ряд имеет карбункул, сапфир и яспис (Исход. гл. 23). Об этих камнях мы отчасти сказали в толкованиях на Исаию.    Ст. 27—28. И я увидел как бы вид янтаря, как вид огня внутри его вокруг от чресл его и выше. И от чресл его ниже я увидел как бы вид огня, сияющего вокруг, как вид радуги, бывающей на облаке в день дождя. Таков был вид сияния вокруг. Таково видение подобия славы Господней.    Подобие человека, сидевшего наподобие престола, каковый престол имел подобие камня сапфира, от чресл и выше сравнивается с янтарем. Этот янтарь и изнутри и снаружи имел как бы вид огня. От чресл же и ниже был огонь с отблеском вокруг, чтобы показать, что находящееся выше чресл, где заключается чувство и разум, нуждается не в огне и пламени, а в самом дорогом и чистом металле. А находящееся ниже чресл, где [происходит] совокупление, где рождение, где средоточие пороков, нуждается в очищении посредством пламени, чтобы, сделавшись чистым, иметь как бы подобие радуги (arcus), обыкновенно называемой iris, когда она бывает на облаке в день дождя. Ибо iris, которая в Священном Писании называется arcis, а в Апокалипсисе Иоанна (4, 3) называется темь же именем iris, является только на дождевом облаке и бывает различных цветов, весьма красивых и постепенно переходящих в другие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010