Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем ( Быт. 35:16; 48:7 ). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме 1 , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет ( Иер. 31:15 ). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? ( 1Цар. 26:18 ). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? ( 2Цар. 23:14–17 ). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сие происходило в Вифаваре, где крестил Иоанн; Иисус оставил Иудею и пошел опять в Галилею; надлежало же Ему проходить через Самарию; Он приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу, там был колодец Иаковлев; Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца; приходит жена из Самарии почерпнуть воды (ученики отлучились в город); сии слова говорил Иисус у смоковницы; и ходил Иисус в храм, в притворе Соломоновом; есть же в Иерусалиме у святых ворот купальня, при которой было пять крытых притворов; из Иудеи Иисус пошел в страну, близ пустыни, в город называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими“ 699 . Иоанн знает, где находится поток Кедронский, Гефсиманский сад, первосвященнический двор, претория, Голгофа, сад Иосифа из Аримафеи с пещерою, в которой похоронили Спасителя, Вифания 700 . Иоанн знает все праздники Иудейские; подробно и точно описывает он различные торжественные и религиозные процессии, совершавшиеся в известные дни и часы в Иерусалимском храме. Иногда он не описывает их, но постоянно имеет пред своими глазами. Вот почему все, что в данном случае Иоанн сообщает, можно понять только тогда, когда будет воспроизведена соответствующая обстановка. Так, напр., в одном месте 701 он напоминает об одном торжественном обряде праздника Кущей. Ежедневно, после утренней жертвы в храме, громадные толпы народа вместе с очередным священником шли к священному колодцу Силоамскому. Дорогою пелись священные псалмы. Священник наполнял золотой сосуд водою и при радостных восторженных криках народа, под звуки труб и кимвалов, с пением священных гимнов, возвращался в храм. Здесь на алтаре жертвенном совершал жертву возлияния, а в это время народ пел под музыку слова пророка Исаии, относившиеся к Мессии 702 . Иоанн знает, когда и какие приносились жертвы в храме, из каких стран и городов приходил народ в Иерусалим на великие праздники, что делали приходившие сюда, какими чувствами были наполнены их души, какие обряды соблюдали здесь они.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Соломон в молитве своей 696 , при освящении храма молит Господа, чтобы Он с высоты небес услышал и «иноплеменника, который не от народа Твоего», и исполнил его моление, когда он придет в храм Бога вечного. Пророки пророчествуют именем Божиим о великих событиях, имеющих совершиться среди язычников; цари иноплеменных народов являются орудиями повелений Божиих, а один из них называется прямо помазанником Божиим 697 . Посему мы и говорим, что книга Иова, Псалмы, книги Соломоновы со времен Давида и Соломона имеют значение мировое, ибо в них говорится не об обряде, а о нравственном совершенствовании, и если упоминается об обряде и жертве, но только для того, чтобы указать превосходство нравственного закона и чистоты сердца, и смирения, и милосердия, и любви – над обрядовым исполнением закона. Поэтому мы в этих древнейших пророческих книгах уже видим, как милосердие Отца небесного подготовляло слияние всех племен земли в едином поклонении Единому Богу «в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе», сказал – воплощенный Сын Божий, Господь наш милостивый Иисус Христос ( Uoah. IV, 23 ). На этом объединяющем все народы пути откровенные книги ветхого завета захватывают все народы, ибо среди всех народов были люди с высоким нравственным развитием, как Кир и первые Ахамениды 698 и как позже те волхвы, которым Господь повелел прийти поклониться Господу нашему Иисусу Христу с дальнего востока. Они, очевидно, признавали одного Бога, Творца вселенной, они пришли поклониться Ему, не подчиняясь обряду закона Моисеева, но они могли тем не менее «возвеселиться с народом Божиим». Это и была сущность проповеди, овладевшей миром, ибо наступило время, назначенное Всевышним, когда принесена была священнейшая жертва Агнца искупления и разорвалась завеса (Луки XXIII, 46), ибо: «Господь Христос Иисус, мир наш, соделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду» ( Eфec. II, 11 –14 ). И с тех пор «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех» ( Римл. Х, 12 ); «ибо Писание говорит: всякий верующий в Него не будет постыжден», и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сохранение останков святых в нетлении и совершение при посредстве их чудес служит для Церкви православной основанием и побуждением к чествованию мощей святых угодников и вместе с тем уверением, что такое чествование есть дело богоугодное. Это чествование выражается в установлении праздников в дни обретения и перенесения святых мощей, в благоговейном хранении их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад, каждении фимиамом, лобзании и поклонении. Свидетельства Писания о святых мощах Господь хранит останки святых и творит чудеса через них: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:20–21 ). «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:21 ). Останки святых почитали «И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» ( 4Цар.23:17–18 ). «Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» ( Быт.35:20 ; ср. Мф.23:29 ). Свидетельства древних отцов Церкви Евсевия, епископа Кесарийского : «смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т.е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников». 399 Святого Ефрема Сирина : «по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага ( 1Кор.2:9 400 ). 401 Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела». 402

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Таковы главнейшие обетования и пророчества о Мессии от призвания Авраама до Давида. Нельзя не видеть мудрой постепенности, с какою Бог давал избранникам Своим откровения о Мессии (сначала в общих, а потом и более частных), располагая тем к более глубокому уразумению оного. б) Пророчества о Мессии в Псалтири. Во времена царственного пророка Давида образ Мессии обозначен новыми и еще более частными чертами. Через пр. Нафана Бог возвестил Давиду, что Спаситель мира произойдет из потомства его и будет Царем духовного, вечного царства: восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду Ему отцом, и Он будет Мне сыном… Царство Твое на веки пред лицем Моим, и престол Твой устоит во веки ( 2Цар.7:12–14, 16 ; сн. Лк.1:32 ; Деян.2:30 ; Евр.1:5 ). Получив от Бога отрадное обетование о великом своем Потомке, царственный пророк (бывший и лично прообразом Мессии) постоянно воспевает в псалмах грядущего Спасителя. Это обетование, а также личное преобразовательное значение Давида давали основание и другим псалмопевцам говорить в своих гимнах о Грядущем. Учреждение в народе новой, не бывалой до того времени царской власти, в связи со свойствами царствования Давида и Соломона (могущество, слава их, а при Соломоне – и мир), давало образы к раскрытию царского достоинства Мессии и величия вечного духовного царства Его. Но вместе со славою Мессии у псалмопевцев, особенно у самого Давида, находятся поразительные по своей ясности предъизображения уничижения и страданий Мессии, вообще Его первосвященнического служения. В новозаветных книгах приводится и прилагается ко Христу и Его церкви очень много пророчеств из Псалтири, а некоторые из псалмов являются пророчественно-мессианскими во всем своем объеме или в значительной части своего содержания (Псалмы: 2, 8, 15, 21, 39, 44, 67, 68, 71, 86, 88, 49, 108, 109 и 117). Величие лица Мессии, царства и славы изображены преимущественно в псалмах 2, 44, 71 и 109, состояние уничижения и страданий Его – в псалмах 21, 39 и 68. Укажем главнейшие, наиболее ясные и прямые пророчества Псалтири о лице и служении Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Такого вождя духовные лидеры пророческого движения видели, в частности, в Давиде, которого они принимали безоговорочно как своего собрата — он ведь тоже был пророком. К другим царям отношение было или сдержанным, как к Соломону, или (иногда резко) негативным, как к царям Израильского Царства. Конечно, во времена Исайи, когда уже не было ни былого Израиля, от которого осталась лишь маленькая Иудея, ни его былого величия, ожидания несколько остыли, но представление о Царстве было в основном таким же, как прежде. Чтобы свидетельствовать, вначале нужно очиститься Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен. Ис 6:6–7 Между тем уже, вероятно, во времена Соломона у яхвистской общины появился новый духовный опыт, опыт богоявлений, которые позднее в иудейской традиции получат название видений Престола славы. В шестой главе Книги Исайи мы как раз и видим достаточно подробное описание одного из таких видений, свидетелем и участником которого стал (тогда еще будущий) пророк. Яхве открывается ему в образе человека, восседающего на престоле, одежды которого заполняют собой Храм (Ис 6:1). Как видно, дело происходит в Храме, как это и бывало обычно во время видений Престола славы. Символика понятна: Яхве открывается Исайе как царь и как судья, который придет, чтобы судить мир. Престол окружают духи, названные в тексте «огненными» (Ис 6:2–3; «серафим» — это множественное число от евр. «цараф», «огненный»). Можно думать, все пространство было наполнено светом, сиянием, и окружавшие престол духи сияли так же, как сам престол и восседающая на нем человеческая фигура. Вряд ли это было первое явление Престола славы в истории яхвистской общины. Яхвистская гимнография, отраженная в Книге Псалмов, свидетельствует о том, что они имели место и раньше. В книге встречаются псалмы, вероятно, написанные по случаю Дня Яхве, чему свидетельством служит фраза «Яхве воцарился!» («Господь царствует» Синодального перевода) (Пс 93:1, 97:1, 99:1), и в них упоминается или подразумевается престол (Пс 93:2, 97:2, 99:1). Судя по этой гимнографии, видения Престола славы яхвистской общине были известны достаточно хорошо — ведь гимнографическая традиция отражает обычно существенные элементы духовного опыта. Если бы явления эти были редкостью, они едва ли оказались бы упомянуты в Книге Псалмов.

http://blog.predanie.ru/article/tot-kto-...

Христос родился в мир как Царь на престоле Давидовом, – Сын Давидов, Сын Авраамов ( Мф. 1, 1 ). Таково было и обетование архангела уже при Благовещении: «и даст Ему Господь престол Давида отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1, 32–33 ). Это же обетование по существу дано было Богом Давиду вместе с обетованием о рождении сына Соломона: «Я утвержу престол Царства его во веки... и будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом твоим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар. 12, 16 ) Ср. Пс. 131, 11–14 . И это пророчество в применении ко Христу находит себе подтверждение в речи ап. Петра в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 30 ). И соответственно тому Христос рождается в мир как «Царь Иудейский» ( Мф. 2, 2 ), которому волхвы приносят царственные дары, и об этом же надпись была утверждена на кресте Его. – Это же обетование о воцарении Потомка Давида или вообще мессианского Царя и о вечном Царстве Его, можно сказать, пронизывает ветхозаветные пророчества, – в псалмах и пророческим книгах: Ис. 9, 6, 7; 60, 18 сл.; особенно Иез. 37, 21–7 («и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их... сделаю их одним народом, и один Царь будет Царем y всех их... А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их... и раб Мой Давид будет князем у них вечно»); Мих. 5, 2 , Соф. 3, 15 , Зах. 9, 9; 14, 9 ; Ис. 60, 18 сл.; Иер. 23, 5 («вот наступают дни – говорит Господь и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле»); Дан. 7, 14 («Ему – Сыну Человеческому дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится»); псалмы 2, 19, 20, 44, 71, 109. Сюда же относятся и пророчества о мессианском царстве: Ис. 9, 6; 11; 32; 35 . Дав. 2, 34–44, Пс. 2; 28; 44; 71; 88; 109 . Сыном Давидовым, царственным Потомком теократического Царя, многократно зовется Иисус в народе ( Мф. 9, 27; 12, 23; 15, 22; 20, 30–31; 21, 9 ; Мк. 10, 47 ; Лк. 18, 38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх». В чем правда Божия и Его правосудие, – этого не видно на земле. «Он губит и непорочного, и виновного», «земля отдана в руки нечестивых», «если я виновен – горе мне! если я прав, то не осмелюсь поднять головы моей», бедняки «жнут на поле не своем и собирают виноград у нечестивца, нагие кочуют без покрова и без одеяния на стуже», «в городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает этого!». Иов легко опровергает ходячие объяснения зла и несчастия, и измученный своим вопросом, восклицает, наконец, что он хотел бы состязаться с самим Богом, чтобы лицом к лицу у него получить разрешение своих вопросов. И Бог является ему и в величественных, мощных, действительно божественных глаголах говорит ему о глубине божественной мудрости Промысла, о неисповедимости его для человека. Кончается эта грандиозная тяжба человека с Богом тем, что Иов склоняется перед бездной Божественного правосудия, а Бог благословляет «последние дни Иова более, нежели прежние»: ему было возвращено его богатство, у него снова явились дети, и после своего испытания он «жил еще сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями». Время написания этой необыкновенной книги в точности неизвестно. Относят ее к VI веку, и к более позднему времени, но основания к этому очень шатки. Серьезные авторитеты в области библейской критики находят, например, возможным относить написание книги Иова к эпохе Вавилонского плененения, так как «под злоключенниями Иова, вероятно, кроются какие-либо общественные бедствия»; как будто бы без них не могло возникнуть такого пессимистического настроения и таких вопросов, как вопрос о зле. Рядом с книгой Иова можно поставить Экклезиастъ, философское разсуждение о жизни, приписываемое Соломону. Автор говорит о себе, что он исследовал и испытал все блага жизни и нашел в них только суету и томление духа. Даже мудрость не успокаивает человека, «потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, – умножает скорбь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Что значит: «к притче»? Это слово имеет много значений. Оно означает и молву, и пример, и порицание, как, напр., когда говорится: «сделал нас притчей у язычников, кивают на нас головою народы» (Пс.43:15). Притчею называется также зага­дочная речь, которую многие называют вопросом, требующим разрешения, когда она выражает нечто, но из самих слов не ясна, заключая в себе сокровенный смысл, каковы, напр., слова Сампсона: «из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд.14:14), и — Соломона: «чтобы разуметь притчу и замысловатую речь» (Притч.1:6). Называется притчею и подобие: «другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (Мф.13:24). Называется притчею и пере­носное выражение, напр.: «сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу...: большой орел с большими крыльями» (Иез.17:2-3), где орлом называется царь. Притчею называется также прообраз и предначертание, как показывает Павел, когда говорит: «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» (Евр.11:17), т.е. в прообразе и предначертании.    3. Итак, что же здесь называет он притчею? Мне ка­жется, так называет он повествование. Не смущайся, что он употребляет речь загадочную и весьма трудную для разумения; он делает это для того, чтобы возбудить слушателя; так как речь легкая для разумения доводит многих до невниматель­ности, то он и говорит притчею. Потому и Христос многое говорил в притчах, а наедине ученикам объяснял их. Притча отличает слушателя достойного от недостойного; достой­ный старается узнать смысл сказанного, а недостойный остав­ляет его без внимания. Так и было тогда, иудеи и трудною для разумения речью не возбуждались и не располагались де­лать вопросы: так мало они внимали сказанному! Прикровенная речь вообще может сильно побуждать к исследованию. Поэтому и Христос поступал так, говорил в притчах, для того, чтобы возбудить и расположить иудеев, беспечных и сонли­вых, к внимательнейшему слушанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чтобы понять всю глубину восторга и любви, которые возбуждали в сердцах верующих израильтян храм и его богослужение, достаточно прочитать, напр., следующее стихи 81 псалма: «как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни! Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя. Один день во дворах Твоих лучше тысячи! Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». На тот же восторг указывает и Пс. 121 : «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. Ради братьев моих и ближних моих, говорю я: мир тебе! Ради дома Господа, Бога нашего, я желаю благ тебе». Подобными чувствами дышат и многие другие псалмы. Любовь народа к этому великому святилищу не прекращалась никогда. Он называл его «домом святилища», «домом веков». В Талмуде есть особого рода загадка: «Да приидет возлюбленный сын возлюбленного; да построит он возлюбленное возлюбленному на земле возлюбленного, в котором бы возлюбленный мог находить отпущение грехов». Это загадочное изречение, при переводе на простой язык, означало: «пусть Соломон ( 2Цар. 12:25 ), сын Авраама ( Иер. 11:15 ), построит храм ( Пс. 83:1 ) Богу ( Ис. 5:1 ) в уделе Вениамина (Втор, 33:12) во искупление Израиля ( Иер. 12:7 )». Храм в течение всех остальных веков оставался главным достоянием и гордостью народа, за которое израильтяне готовы были положить свои головы. При последнем его разрушении легионами Тита, около него произошло побоище, которое по ожесточению защитников беспримерно в истории, так как здесь иудеи безусловно решились скорее погибнуть, чем отдать свою святыню на поругание язычников, и действительно погибли все. С того времени каждый иудей, при входе в Иерусалим в первый раз в своей жизни, непременно разрывает свои одежды и восклицает: «наш святой и великолепный дом, где отцы наши восхваляли Тебя, сожжен огнем». «Со времени разрушения храма», говорил раввин Симон бен Гамалиил, «не проходило дня, который не приносил бы какого-либо бедствия и проклятия, роса не сходила с благословением и плоды потеряли всякий вкус».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010