Иудеи гордились своим происхождением от Авраама, гордились знанием и исполнением закона Моисеева ( Мф. 3:89 ; Лк. 3:8 ; Ин. 8:33; 9:28 ; Рим. 2:1723 51 . Крайнее самомнение иудейского народа ярко выражается в следующих словах автора 3-й книги Ездры: «о, Владыко Господи! Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу, из всех построенных городов освятил для Себя один Сион, из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его, дал ему закон совершенный. Для нас создал Ты век сей. О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда» ( 3Ездр.5:23. 25. 27 ; 3Ездр.6:55. 56 ). Грядущее спасение иудеи склонны были ограничивать одним своим народом: они ждали от Бога Израилева посещения Его народа и избавления только ему (ср. Лк. 1:6869 ). Иудеи являлись наследниками царства Мессии уже в силу своего происхождения от Авраама, поэтому блага этого царства ждали всех иудеев без исключения: для участия в царстве Мессии иудеи будут собраны из всех стран рассеяния их, и даже, может быть, воскреснут мертвые (книга Еноха, псалмы Соломона, Сивиллины книги). В царстве Мессии иудеи надеялись занять первые места и получить владычество над всеми языческими народами. А так как ко времени Иисуса Христа иудеи находились в политической зависимости от римлян, то ближайшим образом свободы от этой зависимости – вот чего ждали они от Мессии: они надеялись в Нем видеть своего национального царя ( Ин. 6:15 ). С пришествием Мессии они соединяли грозный суд над всеми своими врагами, над всеми теми народами, которые в течение времен порабощали иудейский народ и причиняли ему страдания (ср. Лк. 1:71 ). Знаменательно, что язычники знали о мессианских чаяниях иудеев, прежде всего, как об их надежде овладеть миром (Suet. Vespas. IV; Тас. Hist. V, 13). Этим и объясняется смысл искушений Иисуса Христа в пустыне. Согласно ожиданиям иудеев, Мессия должен был явиться чудесным питателем их и, конечно, лично стоять, как чудотворец, выше материальной зависимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

К Аммонитско-Сирийской войне буквально подходят и другие частнейшие образы псалма 20-го, как-то: упоминаемое в ст. 4 возложение на голову царя-победителя венца из дорогих камней и в ст. 10 изображение погибели врагов под образом сожжения в разженной печи. История повествует нам, что Давид по взятии Раввы Аммонитской «взял венец царя Аммонитского с головы его, а в нем было золота талант и драгоценные камни и возложил его на свою голову: а народ, бывший в городе, вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, и бросил их в обжигательные печи. Так поступил (Давид) и со всеми городами Аммонитскими» 681 . Все это делает вероятным, что рассматриваемые псалмы относятся ко времени Аммонистко-Сирийской войны, и составлены – один пред отправлением на сражение, другой по возвращении с победы 682 . Обыкновенно только сомневаются в том, чтобы сам царь Давид мог составить такие молитвы народа за царя, о котором везде говорится в третьем лице, и потому охотнее думают относить написание их к какому-либо неизвестному нам современнику Давидову 683 . Но ужели же царь не может от лица народа составить церковной молитвы о благополучном управлении своего царства? И кто же всего скорее мог являться истолкователем чувствований народа Божия, как не Давид, который всегда жил в народе и с народом, с любовью входил в его состояние, заботился о его потребностях и всегда служил ему поэтическим даром своим? И в других своих псалмах Давид позволяет себе иногда говорить о самом себе в третьем лице 684 ; таким образом, изложена почти вся его благодарственная молитва к Богу по получении обетования, имеющая много сходного с 20 псалмом 685 ; таким же образом, как мы увидим далее, написана и молитва Соломона ( Пс. 71 ): почему же не допустить, что и в этих псалмах от лица народа говорит сам же Давид, как то дают нам заключать их надписания? Та же, может быть, Аммонистко-Сирийская война, или точнее победа Давида над Аммонитянами и торжественное возвращение победителей в Иерусалим в предшествии ковчега завета, послужила историческим поводом к написанию псалма 67-го, в типическо-пророчественном смысле представляющего победный гимн восходящему на небеса победителю греха и смерти Христу Спасителю 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Клеопа разочарованно отвечает: – Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? (Лк. 24: 18). Да, аминь, Он – Странник, Который во Своя прииде, и Свои Его не прияша (Ин. 1: 11). Царство Его не от мира сего (ср.: Ин. 18: 36), Он создал каждую человеческую душу, а Его никто не узнаёт, хотя Он был там, в таинстве чревоношения каждой матери, в полных изумления глазах каждого появляющегося на свет младенца. Он вдыхает жизнь в уста каждого малыша, выходящего из живительных вод материнской утробы и испускающего первый в жизни крик. А Его уже никто не узнаёт, хотя Он в каждого вкладывал всё уникальное: ум, и глаза, и сердце, личность. Они равнодушно смотрят на Того, Кто возлюбил их первым. Он благословил вселенную их разума и на каждом запечатлел Свой лик, Свой образ. «Он стал таким, как я, чтобы я мог принять Его, и принял мой облик, чтобы я не отворачивал лица от Него» (Оды Соломона ). Бедные ученики… Какое горькое известие о кончине Того, Кто сокрушил ад, содержимый огнем вечным: – А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24: 21). При виде такой простоты вечная Мудрость Божия осиявает их светом: – О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24: 25–27). Вот величайший курс богословия всех времен! Вечный Профессор рассказывает о Себе. Миллионы книг мира сего в суетности своей сообщают меньше, чем бесконечно сладкие уста Логоса. Малые умы учеников силятся постичь грандиозные смыслы истории, истолковываемые Самой Вечностью. Псалмы, пророчества, песнопения Ветхого Завета робко приступают и открывают им свою премудрость. Однако уже виднеется Эммаус. Село потихоньку приближается к ним, а планеты и солнца кружатся вокруг нетварного Центра творения. И тут следует стих, раздирающий душу: Он показывал им вид, что хочет идти далее (Лк. 24: 28). В этом трагедия всех веков, миллиарды смертей, произошедших за всю историю, бесконечная горечь Бога избитого, истерзанного, оплеванного, распятого, умерщвленного теми, кого Он возлюбил до конца. В этом видна и величайшая кротость Зиждителя, отверженного Его творениями, пресмыкающимися по земле.

http://pravoslavie.ru/131093.html

Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой, Моав умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой. Восклицай мне, земля филистимская» ( Пс.59:8–10 ). В другом псалме уже по окончании войн и усмирении народного мятежа, но имея в виду результат войн, он поет: «Ты сохранил меня, чтобы быть мне главою над иноплеменниками; народ, которого я не знал, служит мне. Иноплеменники ласкательствуют предо мною; по слуху (обо мне) повинуются мне. Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих» ( 2Цар.22:44–46 ). Победоносные войны Давида имели, несомненно, важное значение и для объединения израильтян между собою и с царем. Доказательством последнего могут быть псалмы 19 и 20, содержащие в себе, так сказать, напутствие царю со стороны его народа на войну и благодарение Богу по возвращении с победы, 257 и сознание народное, высказанное после гибели Авессалома, увлекшего народ к возмущению против своего царя ( 2Цар.19:9 ). Большее объединение народа в себе самом предполагается, как само собою понятное. В это время мы видим, например, что весь Израиль ходит на суд в Иерусалим к царю ( 2Цар.15:2 ). Оба первосвященника живут в Иерусалиме ( 2Цар.15:24,29 ), хотя Садок и назначен к скинии в Гаваоне. Так Иерусалим становится центром народа фактически не только в гражданском, но, благодаря присутствию в нем ковчега завета и пребыванию обоих первосвященников, и в религиозном отношении. Здесь сосредоточен жизненный нерв всего народа, и отсюда он сам получает свои жизненные соки. По-видимому, прежняя противоположность колен совсем исчезает, начинается или готова начаться правильная строго организованная государственная жизнь единого народа, объединяющаяся и внешним образом в одной для всего народа столице Иерусалиме и в одном могущественном царе, Давиде. Это-то кажущееся полное примирение прежней противоположности колен и привело, как мы уже видели, Давида к мысли – построить в Иерусалиме храм, единственное для всего Израиля место богослужения. Обстоятельства, способствовавшие пробуждению соперничества колен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, евреи страдали собственно национальною гордостью. Ветхозаветный закон дан был не отдельным лицам, а целому народу; ему же были даны ветхозаветные обетования. Спасение каждого иудея заключалось в принадлежности к своему народу, которая закреплялась происхождением от Авраама и исполнением обрядового закона. Посему иудей в той самой степени, в какой был привязан к теократическому символизму, как средству достижения материального благополучия, был заинтересован в существовании и благоденствии своего народа. Как для предания старцев иудеи нарушали заповеди Божии, так и для политического благосостояния своего народа они готовы были жертвовать жизнью человека, нарушая ту заповедь, к которой сводились весь закон и пророки: «лучше нам, – говорил первосвященник Каиафа, религиозный представитель иудейского народа, – лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» ( Ин. 11:50 ). Иудеи гордились своим происхождением от Авраама, гордились знанием и исполнением закона Моисеева ( Мф. 3:8–9 ; Лк. 3:8 ; Ин. 8:33; 9:28 ; Римл. 2:17–23 ). Крайнее самомнение иудейского народа ярко выражается в следующих словах автора 3-й книги Ездры: «о, Владыка Господи! Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу, из всех построенных городов освятил для Себя один Сион, из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его, дал ему закон совершенный. Для нас создал Ты век сей. О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда» ( 3Ездр. 5:23, 25, 27; 6:55–56 ). Грядущее спасение иудеи склонны были ограничивать одним своим народом: они ждали от Бога Израилева посещения Его народа и избавления только ему (ср. Лк. 1:68–69 ). Иудеи являлись наследниками царства Мессии уже в силу своего происхождения от Авраама, поэтому блага этого царства ждали всех иудеев без исключения: для участия в царстве Мессии иудеи будут собраны из всех стран рассеяния их, и даже, может быть, воскреснут мёртвые (книга Эноха, псалмы Соломона, Сивиллины книги). В царстве Мессии иудеи надеялись занять первые места и получить владычество над всеми языческими народами. А так как ко времени Иисуса Христа иудеи находились в политической зависимости от римлян, то ближайшим образом свободы от этой зависимости – вот чего ждали они от Мессии: они надеялись в Нём видеть своего национального царя ( Ин. 6:15 ). С пришествием Мессии они соединяли грозный суд над всеми своими врагами, над всеми теми народами, которые в течение времен порабощали иудейский народ и причиняли ему страдания (ср. Лк. 1:71 ). Знаменательно, что язычники знали о мессианских чаяниях иудеев прежде всего, как об их надежде овладеть миром (Suet. Vespas. IV; Tac. Hist. V, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Не отлагая времени до построения храма, они, как один человек, собираются в Иерусалим к первому дню священпого месяца Тисри, устрояют жертвенник, открывают законное богослужение и совершают праздник кущей с ежедневным всесожжением в определенном числе, по уставу каждого дня 870 , и затем отправляют все праздники Господни. И Господь явил Свою милость народу Своему. Не воинством, и не силою, но Духом Своим споборол Он Зоровавелю, как говорится у пророка Захарии 871 . Ст. 7–8. Вскоре по воссоздании жертвенника, вождь иудейский озаботился изготовлением материалов для будущего храма. Наняты были искусные каменотесы и плотники из Тирян и Сидонян, а с Ливана доставляется кедровый лес по морю в Яфу, на основании Кирова дозволения. Все эти приготовления так пошли быстро и успешно, что в следующий же год, т. е. во второй, по приходе из плена, во второй месяц этого года (535 г. до Р. X.), приступлено было к заложению храма; а для надзора за работами выделены были особые смотрители из сословия жрецов и левитов. Ст. 10–11. …Когда строители положили основание храму Господню;... тогда левиты, сыны Асафовы,... начали попеременно петь: хвалите и славьте Господа, ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю... Очевидно, что здесь идет речь о псалмах 117 и 135, в которых многократно повторяется выражение: „ибо Он благ, ибо вовек милость Его“. Первый из этих псалмов в древней Иудейской церкви воспеваем был всегда в великие праздники и при всех общественных народных торжествах, подобно тому, как в церквах христианских поется в этих случаях: «Тебе Бога хвалим», – что и называлось в древности „великий галлел“, т. е. великое аллилуиа, или великое славословие 872 . При торжестве заложения храма, вышеозначенные псалмы петы были попеременно, т. е. каждый стих псалма повторяем был то одним, то другим хором, подобно тому, как у нас поются теперь антифоны. Ст. 12–13. ... старики, которые видели прежний храм, при основании второго храма... плакали громко... но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного.... Картина умилительная, и поистине высокая. Ибо национальное и религиозное чувство народа Иудейского здесь высказалось самым живым и наглядным образом. Понятна скорбь старцев, лет за 50 еще восхищавшихся великолепием и славою храма Соломонова и теперь видевших, что она не возвратима. Но гораздо превосходнее и разумнее была радость новых Иудеев, которые вдохновлялись глаголами пророческими, что « слава последнего храма будет больше, нежели прежнего... ибо приидет Желаемый всеми народами, и наполнится Дом сей славою » 873 !

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Несмотря на всю значимость для израильтян такой фигуры, как Моисей, он не дошел до Земли Ханаанской, лишь только увидел ее издали. После смерти Моисея дальнейшим продвижением к Палестине руководил Иисус Навин. Примерно с 1200 по 1025 г. до Р.Х. в жизни богоизбранного народа настает эпоха Судей. Первым судией был Гофониил. Однако некоторые христианские экзегеты считают, что таковым нужно считать Иисуса Навина или даже Моисея. Среди судей была даже женщина — Девора. Мы также знаем знаменитого судию Самсона, победившего льва. Последним же судией стал пророк Самуил. Он же приблизительно в 1025 г. до Р.Х. помазал на царство первого израильского царя Саула. На смену эпохи Судей приходит эпоха Царей. Еврейский народ захотел укрепления своего положения в государственно-политическом плане. Период Царей продолжался с 1025 по 931 г. до Р.Х.: ок. 10301010 до Р.Х. — царь Саул (по другим данным — царь Саул был у власти 40 лет), ок. 1010–970 до Р.Х. — царь Давид, ок. 970931 до Р.Х. — царь Соломон. Нас больше всего будет интересовать царь Давид, так как именно с ним Бог заключил следующий Завет. При царе Давиде подходят к концу бесконечные войны, которые велись израильтянами фактически сразу после исхода из Египта. Давид сам был прекрасным воином и военачальником, псалмопевцем и политиком, но самое главное — он был истинно верующим человеком. Это вообще была очень яркая и интересная личность . Именно он около 1000 г. до Р.Х. освободил Иерусалим. Его перу принадлежат многие псалмы, в том числе знаменитый «покаянный» 50й псалом. При царе Давиде Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим и начала вестись подготовка к строительству постоянного храма. 5. Завет с Давидом Время заключения Завета: около 1000 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Давид. Знамение Завета: дом и царство Давида ( 2 Цар. 7:16 ) Завет в Библии: 2 Цар. 7:4–17 . «4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: 5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, 6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? 7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома?” 8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; 9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Но нужно отдать должное, что Давид без ропота нёс эту епитимию: хотя за покаяние Господь простил его, но сказал: «зло от дома твоего не отойдёт вовек». – Всю жизнь ты будешь терпеть. Вот он это принял, и во многих псалмах своё внутреннее состояние и изобразил. И если мы не будем знать истории царствования Давида, мы не поймём многих псалмов по содержанию. Ибо они написаны как раз по поводу разных случаев, какие были с ним. И надо обязательно читать эти надписи , и вы тогда поймёте, почему псалом такой. сейчас посмотрим некоторые Псалмы, и поймём, почему они такого содержания]. Он построит дом имени Моему [а здесь под Домом разумеется не Династия, а Храм. Храм действительно построит Соломон. А вот дальше:], и Я утвержу престол царства его навеки. [Здесь нужно подумать. Династия Давида также исчахла и прекратилась. Мы видим: Иосиф, Дева Мария – простые, никому не известные люди из дома Давидова. Дом Давидов оскудел – значит, здесь речь навеки идёт уже о Христе, сыне Давидовом, и Его Церкви: Христос и будет Тот, дом Которого, Церковь Которого будет стоять навеки. Дальше:] Я буду ему отцом [Соломону], и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем Твоим. [Вот Соломон и был очень наказан, но милости Своей Господь полностью не отнял. Это, очевидно, ради Давида. Дальше:] И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит вовеки. [ ни к Давиду ни к Соломону относиться не могут. Они только относятся ко Христу, к Царству Христову, а Царство Христово – это Его Церковь ]. Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду» ( 2Цар. 7:4–17 ). Затем с 18-го стиха: он пошёл наутро в Скинию благодарить Бога за такое откровение, что Господь не только открыл ему, но и будущее ему возвестил, что именно из его рода будет Мессия. И вот это его и радовало. Всё царствование Давида в Иерусалиме – тридцать три года плюс семь – 40 лет прошло в безконечных войнах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Под давлением внешнего врага (филистимлян) народ пришел к мысли о необходимости твердой политической организации; была создана царская власть, которая в свою очередь создала (Давид) религиозный центр, в виде столицы государства – Иерусалима, куда был перенесен ковчег завета. Преемник Давида Соломон завершил это дело созданием храма. Период царей имел еще одно последствие для израильской религии. Израильские цари, особенно цари блестящего периода, поставили Палестину в ряды великих государств древности и сделали обычными для израильского народа сношения с Египтом и Финикией. Эти сношения привели и к религиозному взаимодействию народов, которое мы еще не можем описать во всех подробностях, но символом которого может служить Соломонов храм, построенный вплоть до мелочей по типу финикийских святилищ. Как известно, по смерти Соломона (950 г.) Израиль разделился в политическом отношении по два царства: северное, сохранившее священное имя Израиля со столицей Сихем, и южное, называвшееся с тех пор Иудеей. Здесь начинается новый период израильской религии, отмеченный с одной стороны политическими бедствиями вплоть до покорения иноземному игу Ассирии (720 г.) и Вавилона (587 г.), а с другой – выступлением пророков, которые дали израильской религии новое движение. Пророками назывались лица, обладавющие даром непосредственных сношений с Богом. Это было многочисленное сословие, жившее общинами, к которым обращались в затруднительных случаях частные люди и цари. Из их среды вышли те замечательные лица, как Илия, Исайя, Иеремия, которые, благодаря своему мощному духу, находили в себе силы идти против общего движения народной жизни, против погрязшего в идолослужении народа и царей. Великие пророки резко отделяют себя от лже-пророков, прорицателей и сновидцев, выдающих свои измышления за слова Бога, «которые действуют своим языком, а говорят: Он сказал». «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его, как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?» (Иер. XXIII). С пророками Бог говорил непосредственно, и сила этого слова была такова, что они должны были передавать Божественные глаголы народу. Пророк и рад бы молчать, потому что за свои пророчества он подвергался непрерывным преследованиям и насмешкам, – но Бог сильнее пророка. «И подумал я, – пишет Иеремия, – не буду я напоминать о Нем, не буду больше говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы огонь горящий, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог». И вот влекомый этой непреодолимой силой, сжигаемый огнем Божьих слов пророк идет в народную толпу, к правителям, царям, жрецам и властно говорит им волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Посему Соломон праведно воззвал: «велика вещь человек» (Притч.20:6), ибо он есть истолкователь Божественного миротворения и подражатель Богу. Затем и сотворен был человек после того, как уже были благоустроены небо и земля, и притом не словом: «да будет», но по некоем Божественном совещании: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26). Бог начинал как бы особый некий труд не потому, чтобы для Него не то же было — сотворить великое, как и малое, но для того, чтобы показать особенность человека. «И вдуну в лице ею дыхание жизни» (Быт.2:7). Внемли же себе, человек, и устремляйся к Тому, дыханием Коего вдохновен ты. Познай, чем ты велик, и возревнуй быть в том великим. Земное в тебе не так велико, но велико то, что носит в себе образ Божий. Неизреченно велико это преимущество! Смотри же, блюди и не погуби великого дара сего. Как это сделать, учит тебя пророк, молясь и тебя поучая молиться: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Сознавая себя духовным, он просит дара, первого между дарами Духа,— духа премудрости и разума, не для того, чтоб исследовать небо и землю, но чтобы точно уразуметь волю Божию и верно исполнять ее». Пс.118:74. Боящийся Тебе узрят мя, и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах    «Я буду поводом к веселию для благочестивых, говорит пророк, потому что я на Тебя уповал и достиг конца, соответствующего сему упованию». Так объясняет это место Феодорит. «Пророк научает, говорит святой Афанасий Великий, что не один он примет сие дарование (то есть что, будучи вразумлен, научится заповедям Божиим), но что будет оно простерто на всех боящихся Господа; ибо (научившийся заповедям) одним только благочестивым приятен, ощутительно познаваемый ими и в слове, и в предначертаниях премудрости, которою он обладает; для других же тяжело и видеть его, потому что жизнь его не похожа на жизнь других и различна от стезей их. Потому он и говорит: «возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах " " .    Получив вразумление от Господа, пророк надеется, что, с помощию Божественной мудрости, хорошо научится жить по заповедям Божиим, явится то есть совершенным в нравственном отношении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010