Все эти этапы и аспекты мессианизма отражены в Псалтири. Первая и вторая фазы запечатлелись в псалмах, связанных с уроками св. истории (см. §14). Третья — соответствует группе псалмов, именуемых царскими . Они пелись, как показал С. Мовинкель, в дни интронизации монарха или в дни царских торжеств. Эти псалмы (2, 44, 71, 109 и др.) имеют двойной смысл. Диодор Тарсийский назвал это свойство их «феорией» (созерцанием). С одной стороны, они прославляют того или иного помазанника и вообще Давидов дом; с другой — их слова относятся, в конечном счете, к истинному Помазаннику, Мессии. Так, в Пс 44 исторической основой является бракосочетание царя. Образ его напоминает о славе Давида и Соломона. Но уже в ветхозаветных таргумах (арамейских переводах-толкованиях) это славословие монарху понималось в мессианском смысле. Сын Давидов олицетворял грядущего Царя, Которого будут славить народы «во веки и веки» (44,17). То же самое следует сказать о Пс 71, где более ясно за образом царя проступают черты обетованного Мессии. Под Его покровом «процветет праведник»; Он будет Владыкой народов, которые «поклонятся Ему» (ст. 11). Он «избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника» (ст. 12). Этот псалом можно отнести к четвертой фазе мессианизма: Будет имя Его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его; И БЛАГОСЛОВЯТСЯ В НЕМ (ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМНЫЕ), ВСЕ НАРОДЫ УБЛАЖАТ ЕГО. (71,17) О вечности царства Давидова говорится в Пс 131. Пятая фаза — Помазанник Божий должен пройти через горнило страданий; об этом говорят многие псалмы, начиная с 17, который принадлежит самому Давиду. В нем царь представлен в окружении врагов, которые теснят его, и только Бог дарует ему спасение. С особенной силой звучит эта тема в Пс 21. Он начинается скорбным воплем гонимого избранника: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил Меня?» Словами Пс 21 молился Господь на кресте. Конец молитвы говорит о торжестве Страдальца, когда Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

И запели с нею все женщины и дети еврейские. Тот же пророк Моисей оставил нам молитву-псалом 89-й: Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прекрасную песнь воспела святая Анна, мать пророка Божия Самуила, когда Господь разрешил ее неплодство, и она привела своего первенца-младенца в храм на служение Господу (читай в 1 Книге Царств, глава 2). А сколько оставил нам дивных песнопений-псалмов славный царь и пророк Божий Давид! Всех Ангелов, всех людей, всякое творение Божие призывает он к прославлению Господа. Хвали, душе моя, Господа, – поет он, – «восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь» ( Пс. 145:1–2 ). Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте ( Пс. 46:7 ). Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа ( Пс. 134:1–2 ). Хвалите Господа с небес, «...Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы и отроки с юнотами» ( Пс. 148:1,11, 12 ). Всякое дыхание да хвалит Господа! Царь-певец составил хоры искусных певцов, которые пели его псалмы в храме Божием. Славили Господа псалмами и дома, и в пути. Вот отовсюду несметными толпами идут израильтяне в свой святой город Иерусалим на праздник Пасхи. И стар, и млад поет псалмы царя Давида. Вот они увидели вершины гор Иерусалимских. «Возведох очи мои в горы, – поют они, – отнюдуже приидет помощь моя... Не даждь во смятение ноги твоея» ( Пс. 120:1, 3 ). Вот выделяется из прочих гор славная гора Сион. Надеющиеся на Господа, – поют путники, – как гора Сион, не подвигнутся... А вот виден и храм Божий, – и забыты путниками усталость и трудность пути. Сеявшие со слезами, – поют они, – будут пожинать с радостью. Исполнилось, наконец, заветное желание путников: они уже в обширных притворах храма Соломонова, и из уст их раздается торжественно умилительная песнь: Се ныне благословите Господа все рабы Господни, стоящие в храме Господнем, стоящие в притворех дома Бога нашего! Не только днем, но и ночью простирайте молитвенно руки ваши к святилищу Божию, и благословляйте Господа! Так во времена ветхозаветные славили Господа во всякое время и на всяком месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Литературная слава царствований Давида, Соломона и Иосафата, бывшая признаком общего благосостояния их времени, естественно еще раз воспрянула и при Езекии. В это время с одной стороны были вновь изъяты из забвения и собраны в особые сборники знаменитые произведения прошлых времени, именно притчи и псалмы, но и современные пророчества Исаии и Михея составили новый великий придаток к ним, причем священная поэзия народа увеличилась еще многими возвышенными произведениями и других неизвестных писателей. Торжество над Сеннахиримом вновь пробудило дух народа, и оно воспевалось многими поэтами. Некоторые из этих торжествующих песен были уже указаны раньше; но событие это было неиссякаемо плодотворной темой для поэзии. Так, оно восторженно воспевается и в 47 псалме, в котором между прочими говорится: „Велик Господь и всехвален в ограде Бога нашего, На святой горе Его, Ибо вот сошлись цари, И прошли все мимо; Увидели и изумились, Смутились и обратились в бегство. Страх объял их там,  И мука, как у женщин в родах. Как имя Твое, Боже, Так и хвала Твоя до концов земли; Десница Твоя полна правды; Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет Вождем нашим до самой смерти». Что вся сохранившаяся доселе литература народа отличается столь возвышенным религиозным духом, как эти псалмы, это составляет особенность одного только народа Израильского. Бытие единого, живого Бога, наша всецелая зависимость от Него, Его святость и необходимость духовной религии для благоугождения Ему, жертвы и приношения, – все эти истины предполагаются в этих гимнах, как не требующие никаких доказательств. Единственная мысль боговдохновенных писателей заключается в том, чтобы заслужить Его милость, указать Его длань во всех человеческих делах как национальных, так и личных, прославлять Его благость и умолять Его о прощении. Неизменный предмет единственного собрания еврейских книг, какое только мы имеем, есть Бог . Это само по себе составляет поразительное отличие священной литературы от литератур всех других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но появилась надежда благочестивых иудеев на то конечное время, когда Бог снова войдет в жизнь Его народа и всех объединит: «Будет в тот день: Господь растрясет колосья от Евфрата до реки Египетской, и вы, сыны Израиля, один за другим будете собраны; и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и рассеянные в земле Египетской и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» ( Ис 27,12–13 ). О надежде на воссоединение народа 12-ти колен напоминает нам Совет 12-ти в Кумране. Об этой надежде говорят Псалмы Соломона: «Вострубите на Сионе трубою юбилейною, святою! Возгласите в Иерусалиме глас благовествующего! Ибо смилостивился Бог над Израилем и посетил их. Встань, Иерусалим, на возвышенности и узри детей твоих, от востока и запада собранных воедино Господом... Возвестил Бог благо Израиля... Милость Господня да пребудет над Израилем во веки веков и впредь!» ((Псалмы Солом. 11,1–9)). Столь живой была в те времена надежда на скорое исполнение обетований Божиих о восстановлении Израиля. Именно в свете этих упований мы и должны рассматривать избрание Иисусом 12 учеников. Это было демонстративным знамением народу. Избирая Себе 12 последователей, Иисус как бы говорил: «Смотрите! Видите новое начало? Я поведу вас тем путем, на котором Бог исполнит обетования, данные нашему народу. Приходите, начало новому народу из 12 новых колен положено! Царство Божие уже здесь!». Иисус хочет быть не только помощником в персональных нуждах. Он хочет помочь Своему народу как целому. Поэтому Он «взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему». В этом простом предложении значимо каждое слово! Группа, с которой началось христианство , была очень разнородна. В ней сходились противоположности. Матфей был мытарем, и тем самым отступником в глазах народа и предателем. Симон Кананит у евангелиста Луки назван Симоном Зилотом, то есть из непримиримых националистов. В одной группе сошлись фанатичный патриот Симон и мытарь Матфей, человек, лишенный всякого патриотизма. Несомненно, они очень различались также и по своему происхождению. Если судить по мирским стандартам, избранные Иисусом люди ничем особенным не отличались. Это не «элита» общества! Все двенадцать были простыми людьми. Но они обладали двумя особыми качествами. Во-первых, они ощущали притягательную силу Иисуса: в Нем было нечто такое, что побудило их признать Его своим Учителем. Во-вторых, они были отважными людьми: у них была смелость открыто показать, на чьей стороне они стоят. Ведь Иисус спокойно нарушал и ломал все нормы и правила, шел на столкновение с ортодоксальными руководителями иудеев. Вот Его уже заклеймили как грешника и еретика. И, несмотря на это, у них хватало смелости идти вместе с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Певцы и музыканты «должны были становиться каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них постоянно перед лицом Господа» 374 . Главные из них жили при святилище, в храмовых пристройках, и были свободны от всяких других левитских обязанностей, «потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим» 375 . Пели священные гимны или псалмы, которые большей частью составлял сам Давид. В первый раз Давид дал «псалом для славословия Господу» тотчас по перенесении ковчега в Иерусалим 376 . Псалмы составляли и важнейшие из певцов, начальники хоров, как видно из надписаний некоторых псалмов в псалтири. Музыкальными инструментами были цитры, псалтири, тимпаны, кимвалы и трубы 377 . Нежные звуки цитр «делали начало», затем раздавались могучие звуки медных кимвалов, и им вторили псалтири «тонким голосом» 378 . По-видимому, музыка и пение отличались вообще громогласием: «играли, – сказано, – перед Богом из всей силы», должны были «громко возвещать глас радования» 379 . Все музыкальное дело находилось под высшим руководством самого Давида 380 . Высшими, после него, заправителями дела были Асаф, Эман и Идифун, за ними следовали их дети числом 24, получившие от своих отцов высшее музыкальное образование и сделавшиеся начальниками 24 групп избранных музыкантов по 12 человек в каждой. Эти 24 группы вместе, т. е. 238 человек, составляли основу 24 громадных хоров, в которые входили остальные 3712 певцов – левитов. Число хоров соответствовало, таким образом, числу священнических очередей, и для каждой из последних назначен был жребием особый хор 381 . Высшие, после Давида, заправители музыкального дела- Эман, Асаф и Идифун (Эфан), находились бессменно во главе хоров, независимо от очередей, чередовались только второстепенные заправители – их сыновья со своими группами. Главное место посередине 382 занимал всегда Эман, внук Самуила, имевший дар пророчества (прозорливец царя, относительно глаголов Божиих) 383 и прославившийся мудростью, так что ею измерялась мудрость самого Соломона 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

(Пс. 83, 1-6; пер. Авер)   Выраженное в гимнах и молениях высокое напряжение духовной жизни Давида, Соломона и многих безымянных авторов, искреннее переживание славы и справедливости Творца на фоне собственных страданий иногда поднимало псалмы до уровня пророчеств, и поэтому некоторые псалмы, говорящие о будущем Мессии –Спасителе, строчки из которых цитирует в Евангелии Господь Иисус, называются «мессианскими». К их числу относятся Пс. 2, 15, 68, 71, 109 и др., но особенно ярким в этом отношении является 21-ый Пс, в котором страдания Христа изображены так точно, будто автор присутствовал при будущей Голгофе: «Боже мой! Боже мой! … Для чего Ты оставил меня? … Я … червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему»… Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск … язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной … скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои … … они смотрят, и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий … (Пс 21, 1, 7-9, 15-19).   Книга псалмов перешла в НЗ и по сей день занимает важнейшее место как в богослужении (всенощном, великопостном, погребальном), так и в личном молитвенном опыте христианина. Однако, несмотря на высоту, искренность молитвы и созвучие текстов определенному душевному настроению, не следует забывать, что составлены молитвы ВЗ-ным человеком, израильтянином, и оттого темы праведности, воздаяния, отношения к врагу выдержаны в духе отношений Закона. Яркий пример этого мы находим в Пс. 108, где автор беспощадно проклинает своего врага, немилосердного человека: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да будет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех … Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою … Да не будет сострадающего ему … Да истребит (Господь память его) на земле»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В раннюю и лучшую пору деятельности своих духовных сил, Соломон произвел на свет знаменитую «Песнь песней» – произведение, в котором он всего ближе стоит к своему отцу-пророку, в котором царит пламенное чувство и высшее созерцание. «Песнь песней» Соломона – это дивное сочетание образов, навеянных цветущей действительностью, с прозрением в божественную тайну духовно-нравственного бытия. Но духовный склад Соломона, в сущности, глубоко разнился от Давидова, и главная масса его позднейших произведений отразила на себе особенность этого склада. Гимны, или псалмы, которыми прославился Давид, не были предметом творчества Соломонова. Памяти потомства переданы только два псалма с его именем – 72 и 127-й. Правда, он был автором еще 1005 песней, произведений, по-видимому, лирического характера, но мы совершенно не знаем, какие это были песни. Если они были похожи на то, что представляет книга «Песнь песней», то непонятно, каким образом они утратились для потомства. Можно догадываться, что они были иного характера, чем те памятники, которыми наполнялись страницы свящ. книг еврейских. Может быть, в них было слишком мало или даже вовсе не было религиозного элемента, и потому в литературе еврейского народа они не получили права гражданства. Зато Соломон обогатил литературу своего народа произведениями дидактического характера. Его ум стремился формулировать правила благоповедения, разумного действования. Его задачей было научить «познавать мудрость и наставление, понимать изречения разума, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты, простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность» 654 . Он учил: «главное – мудрость, приобретай мудрость, всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее... Храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется... Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум. Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота...

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Иов восстает против такой неотвратимой связи со всей силой своей невиновности. Он не отрицает земного воздаяния, – он ждет его, и в конце концов в эпилоге Бог воздает ему. Но для него огорчительно то, что в настоящий момент ему отказано в воздаянии и что он напрасно ищет смысла своих испытаний. Он отчаянно борется за то, чтобы обрести скрывающегося Бога, и все же не расстается с верой в то, что Бог благ. И здесь Бог вмешивается для того, чтобы раскрыть трансцендентность Своего Существа и Своих планов и тем самым понудить Иова к молчанию. Вот то послание, которое несет книга: человек должен укрепляться в вере, даже если его разум не находит удовлетворения. Автор книги Иова не смог перешагнуть эту ступень откровения. Для раскрытия тайны безвинного страдания необходима убежденность в посмертном воздаянии и вера в спасительную силу, которой обладает страдание человека в соединении со страданиями Иисуса Христа. На мучительный вопрос Иова дают ответ два текста апостола Павла: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим 8:18 ) и «ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполню недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь » ( Кол 1:24 ). Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Перевод М. Журинской Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с «морской песни» Моисея в Исх 15 , «песни источника» в Числ 21:17–18 , победной песни Деборы в Суд 5 , плача Давида о Сауле и Ионафане в 2Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, – вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: «книга браней Господних» ( Числ 21:14 ) и «книга Праведного» ( Нав 10:13 ; 2Цар 1:18 ). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

По особенностям языка критика относит написание этой книги к III веку до Р. X. Песнь Песней, приписываемая Соломону, является любовной драмой, написанной со всей восточной роскошью поэтического языка. Она описывает любовь Соломона к крестьянской девушке, остающейся верной своему возлюбленному, молодому пастуху. Своими неподражаемо прекрасными описаниями южной весенней природы, драматическим изложением истории любви Суламиты, эта книга всегда вдохновляла поэтов. Церковь (и западная, и восточная) понимает эту книгу, как символическое изображение любви Христа и Церкви. Написание ее критика относит к временам Вавилонского плена. Книга Притчей Соломоновых, Книга Премудрости Соломона и Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова относятся (так же, как и Книга Иова и Экклезиасте) к категории писаний светских мудрецов в отличие от книг пророческих или чисто-священнического характера и происхождения. Перечисленные нами книги – сборники афоризмов, пословиц, изречений, записанных без всякой системы; исключение представляет книга Премудрости Соломона, в которой наряду с афористической формой есть довольно пространные отрывки и рассуждения. Книги эти представляют из себя сборники, и в составлении их принимали участие многие авторы; современем эти сборники пополнялись новыми изречениями и вставками, отчего и зависит их мозаичный, пестрый характер. В них много чистой мудрости, много житейских практических указаний, изречений о семье, браке, богатстве, психологических наблюдений, метких очерков человеческих слабостей и пороков. Наряду с изречениями, которые нам представляются трюизмами, в этих книгах много настоящих перлов мудрости. Примеры: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод по площадям». «Мудрость разумного – знание пути своего». «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху». «Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Среди аргументов в пользу цитирования Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова в Евангелии нередко приводится Мк 10. 19: «Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать»» (τς ντολς οδας μ φονες, μ μοιχεσς, μ κλσς, μ ψευδομαρτυρσς, μ ποστερσς, τμα τν πατρα σου κα τν μητρα). Все заповеди, процитированные Иисусом, восходят к Десяти заповедям , кроме заповеди «не обижай» (μ ποστερσς), которая не имеет явного прообраза в Пятикнижии, зато может быть соотнесена с Сир 4. 1: «Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся» (τκνον τν ζων το πτωχο μ ποστερσς κα μ παρελκσς φθαλμος πιδεες). Но и здесь совпадение одного слова не может считаться убедительным аргументом в пользу того, что Иисус Христос дополняет Десять заповедей цитатой из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (существенно, что у Иисуса, сына Сирахова, это предписание дается вне связи с Десятью заповедями). Возможно, Иисус Христос формулирует здесь список нравственных предписаний, опираясь на Десять заповедей, но не цитируя их дословно (тем более, что порядок следования заповедей в Мк 10. 19 отличен от последовательности Десяти заповедей, а их греческая формулировка не тождественна Септуагинте). В любом случае, даже если авторы НЗ знали и использовали Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, это не говорит о том, что они чтили ее точно так же, как книги пророков или псалмы. Вторая глава Книги премудрости Соломона, повествующая о том, как нечестивые замышляли оскорбить, мучить и осудить на бесчестную смерть праведника, называвшего себя сыном Божиим, близка, с одной стороны, к текстам о страдающем рабе Господнем из Ис 53, с другой - к евангельскому повествованию о Страстях Христовых (особенно в изложении евангелиста Матфея). Из сравнения Прем 2. 17-18: «Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов» (δωμεν ε ο λγοι ατο ληθες κα πειρσωμεν τ ν κβσει ατο ε γρ στιν δκαιος υς θεο ντιλμψεται ατο κα σεται ατν κ χειρς νθεστηκτων) и Мф 27. 43: «...уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: «Я Божий Сын»» (πποιθεν π τν θεν υσσθω νν ε θλει ατν επεν γρ τι θεο εμι υς) можно сделать вывод о влиянии Книги премудрости Соломона на Евангелие от Матфея. Предлагаются и др. сближения НЗ с Книгой премудрости Соломона, напр. Прем 13. 1-5 и Рим 1. 19-20. Однако эти сближения и сравнения не могут быть признаны до конца убедительными.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010