Пред всеми людьми будь также как можно смиреннее: никого не почитай малым и ничтожным, хотя бы по мнению народа он был самый последний в обществе. Ко всем будь ласков, кроток, почтителен. Смиряй себя пред всеми, и пред всеми вознесет тебя Господь. Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится [ Лк. 18,14 ]. Как мы смотрим на того человека, который говорит с нами и не обращает на нас по небрежности внимания своего? У нас не лежит, как говорится, к нему сердце, и как он не обращает на нас внимания, так и мы не считаем долгом с полным вниманием выслушивать его и с благорасположенностию к нему исполнять его просьбы. Так рассуждайте и о человеке, молящемся Богу. Когда он молится Богу небрежно и не обращает внимания на Его присутствие, тогда и Бог, оскорбляемый невниманием и неблагодарностию его, не приклоняет уха Своего к молитве его и не исполняет прошения его, потому что он недостоин такой милости Божией. О молитве. Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть [ Евр. 11,6 ]. Кто приступает молиться Богу, тот должен однажды навсегда крепко-накрепко утвердить веру в Бога, что Он действительно есть. Показать из Священного Писания, из церковных молитв, из опытов молящихся, что Бог есть. Бог наш – творяй чудеса [ Пс. 76,15 ]; Он сказал громогласно в людях силу Свою. Как сказал? – Различным образом. Проследить вкоротке чудеса Ветхого Завета, Нового Завета. Как скоро Он отвечал на молитву Захарии, Богочеловека Иисуса Христа, апостолов, Корнилия. В Ветхом Завете – молитвы Авраама, Исаака, Иакова, Давида (псалмы его), матери Самуила, самого Самуила, родителей Сампсона, Соломона (премудрость), Сираха, Иова. Без Меня не можете делать ничего [ Ин. 15,5 ]. Помни эти слова Господа и без Него не почитай себя нигде безопасным, ни в какую минуту. Приучись выну зреть ко Господу (подобно Давиду), который говорит: Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои [ Пс. 24,15 ]. Старайся не быть один без Господа ни на одну минуту, но всегда с Ним – и тогда будет для тебя великая безопасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Премудрость в Ветхом завете 27 января, 2012   Библейское мировоззрение вообще, в особенности же мировоззрение писцов, этих профессиональных служителей и как бы приближенных домочадцев Премудрости, создавших так называемую сапиенциальную литературу, (1) (Иов, некоторые псалмы, особенно Екклесиаст и Притчи) и девтероканоническую (Кн. Иисуса, сына Сирахова, Премудрость Соломона), — мировоззрение это обнаруживает одну важную, бросающуюся в глаза и подлежащую постоянному учету особенность. Оно систематически рассматривает ценности, которые мы назвали бы интеллектуальными, как нечто несравнимо большее. Тонкость ума, имея своим началом и корнем «страх Божий» (Притч 1:7; 9:10, ср. 15:33 и сл, также Иов 28:28 и проч.), представляет собой прежде всего иного особую чуткость к постижению воли Божьей и особую способность к ее исполнению. Самый прозаичный здравый смысл, ограждающий человека от глупостей и безумств в каждодневной жизни, имеет высшей задачей оградить от греха. Премудрость проявляется в точном следовании и на шкале ценностей почти совпадает с Торой. «Вот, — обращается Моисей к народу, — я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой… Итак, храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: «только этот великий народ есть народ мудрый и разумный»» (2) (Втор 4:5-6). Та же мысль неоднократно звучит в псалме Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю о поучениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твои храню. (98-100) Радикальная противоположность такой Премудрости — тот персонаж псалмов 14(13) и 53(52), который выговорил «в своем сердце», т.е. в средоточии своей негодной, невоспитанной, нездравой мысли: «нет Бога». Как бы мы ни переводили примененное к нему слово nebal — «глупец», «безумец», или иначе, — очевидно, что имеется в виду отсутствие того особого ума, о котором только что шла речь.

http://pravmir.ru/premudrost-v-vetxom-za...

Пророк Исаия I Пророк Исаия был проповедником веры и спасения в царстве Иудейском. Господь в чудесном видении призвал его к пророческому служению. Об этом видении и призвании сам Исаия рассказывает так: – Я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы. И взывали серафимы друг другу, и восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его!» И сказал я: – Горе мне! погиб я! Человек я, с нечистыми устами, и среди таких же людей живу. И вот, глаза мои видели Господа! Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника Божия и прилетел ко мне. И коснулся уст моих углем, и сказал: – Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое очистилось. И вопросил Господь: – Кого послать Мне и кто пойдет для Нас? И я тотчас ответил на это Господу: – Вот я: пошли меня, Господи». И послал Господь Исаию на проповедь к греховному народу Иудейскому. II В то время царем Иудейским был Езекия. Он был царь благочестивый. В первый же год своего царствования, он велел отворить двери забытого храма Господня: там давно уже не было ни жертв, ни курений, ни возжжения светильников. По зову царя, собрались священники и левиты: вынесли из храма все нечистое, вымыли и вычистили все сосуды и священные вещи. Царь сам пришел на освящение храма. Была принесена жертва Богу. Весь народ молился с царем Езекией; певцы пели псалмы Давидовы, трубили трубы и играли хоры музыкантов. Вскоре после того, совершена была Пасха и праздник опресноков. И была радость во всем Иерусалиме и Иудее. Такой священной радости не было в народе со времен царя Соломона. III В четырнадцатый год царя Езекии, Ассирийский царь Сеннахирим пошел войною на Иудею, взял несколько укрепленных городов и угрожал Иерусалиму. Тогда послал к нему Езекия послов и сказал: – Я покоряюсь... Уйди от меня, а какую наложишь дань, я уплачу. Сеннахирим наложил большую дань золотом и серебром. И пришлось отдать ему все золото и серебро Соломонова храма. Но этого мало было царю Ассирийскому. Он все-таки послал отряд войска к Иерусалиму. Стоя перед стенами Иерусалима, ассирийский военачальник поносил Бога иудеев и кричал народу:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Пророки путешествовали по городам и селениям Иудейским иногда целыми сонмами или толпами. Они проповедовали народу Слово Божие, объясняли Иудейские религиозные обряды и пели священные гимны, которые составлялись в этих же религиозных братствах. Пророческие проповеди и пение сопровождались игрою на псалтири, тимпанах, свирели и гуслях. Поэтому множество народа стекалось слушать проповедь пророков и особенно их религиозную музыку и пение. Из пророческих школь выходили доблестные мужи с закаленным религиозным характером, которые бесстрашно провозглашали истину и обличали пороки, как наприм. Илия, Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекиль, Даниил и др. В пророческих школах, или под руководством пророков, получили высокое религиозное образование боговдохновенные Иудейские цари Давид и Соломон. Во время гонений от Саула Давид, скрываясь, пришел к пророку Самуилу в Раму и рассказал все, что делал с ним Саул. Здесь, в сонме пророков, Давид облегчил свою, утомленную гонениями, душу пением священных гимнов и музыкою. В псалмах или священных песнопениях Давид изливал все свои религиозные чувства, а именно: пламенную веру в Бога, твердую надежду, благодарность и славословие, радость и скорбь, покаяние и сокрушение о грехах. По возвышенности и пламенности религиозного чувства, по силе и нежности выражений псалмы превосходят все песнопения, заключающиеся в священных книгах ветхого завета; поэтому они постоянно употребляются и в православном христианском богослужени. Но возможно ли представить, чтобы такие возвышенные религиозные гимны изливались из поэтической вдохновенной души царя Давида не на родном языке?.. Когда Давид получил известие о поражении Израильтяне и о смерти Саула и сыновей его, то он горько оплакивал это бедствие. «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих!... Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей, быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские, плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Псалом 49 Господь – Судия всей земли. Он обличает не за недостатки жертв, а за пороки сердца: Он требует и принимает «жертву хвалы». Псалом Асафу. Составитель сего псалма и псалмопевец «Асаф был одним из тех левитов, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем Ковчега. Они служили певцами пред скиниею собрания, доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. И они становились на службу свою по уставу своему». – Асаф был братом Эмана, также знаменитого певца, и стоял по правую сторону его ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19 ). Тот и другой не только пели, но и «играли громко на медных кимвалах». Псалмы Асафа признавал пророческими, сам царь Езекия ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19;16:4–5;37 ; 2Пар.29:30 ; Неем.12:46 ). 1–4. Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. Исповедуя Бога судией всей земли, Асаф представляет величественную картину самого суда Божия. – Бог богов Господь глагола. Язычники признавали многих богов; они называли такие стихии, предметы природы, животных и пр.: но единый истинный Бог Иегова есть Творец и Повелитель всех стихий и Владыка над всякою тварью. Так, Он, как истинный Бог, являлся именно Богом над языческими или мнимыми богами некогда в Египте, так является и теперь (ст. 3, 4, 10). – И призва землю, от восток солнца до запад. Как Судия, Он призвал на суд землю, т. е. народ, населяющей Его землю, и – всю, от востока до запада. – От Сиона благолепие красоты Его: Господь, как Судия всей земли, является на суд с Сиона, где благолепие красоты Его, т. е. великолепный Его храм, украшающий самую вершину Сиона. – Бог явно приидет и не премолчит: Он явится на суд над своим народом не скрытно, как бы смущаясь кого-либо, а явно, точнее – торжественно пред всеми, ибо – Он и Судия над всеми. Огнь пред Ним возгорится и окрест Ею буря зелна: как Судия грозный, – обличающей и карающей, – Господь явится на суд в грозовом облаке, как бы на колеснице ( Ис.19:1 ) – отсюда возгорится огнь разительных молний, а вокруг Него, собственно около этой огненной колесницы Его, будет весьма сильная буря, быстро несущая эту колесницу. – Так он призовет свыше – с высоты своего престола – небо и землю, т. е. повелит стихиям неба и земли судить народ свой, иначе – быть свидетелями суда и исполнителями казни над осужденными. Так явится Господь теперь грозным Судией, как прежде – на Синае – Он, собрав весь народ к подошве этой горы, как бы к подножию Своего престола, являлся равно грозным Законодателем. Теперь по этому самому закону Он и будет судить свой народ (ст. 16–20, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 71 (72) 1 Соломона. Боже, даруй царю правосудие Твоё, царскому сыну – праведность Твою, 2 Чтобы ему верно судить народ Твой и нищих Твоих – справедливо. 3 Да принесут горы мир народу Твоему и холмы – праведность! 4 Он даст суд бедным в народе, детей убогого избавит, а притеснителя их смирит, 5 Чтобы они благоговели пред Тобой, доколе светят солнце и луна, из рода в род. 6 Он придёт, как роса на скошенный луг, как тихий дождь, льющийся на землю;  7 Во дни его расцветёт справедливость и будет изобилие мира, доколе пребывает луна. 8 Владения его будут от моря до моря, от Евфрата до концов земли; 9 Жители пустынь падут пред ним и враги его будут лизать прах. 10 Цари Таршиша и островов принесут дань, цари Аравии и Савы поднесут дары; 11 И поклонятся ему все цари, все народы будут служить ему. 12 Ибо он избавит нищего от руки сильного, и бедного, у которого нет помощника; 13 Сжалится над нищим и бедным и души убогих спасёт. 14 От угнетения и насилия избавит он души их, ибо кровь их будет драгоценной в очах его. 15 Да будет он жить и получать дань аравийским золотом! Да молятся о нём всегда и каждый день благословляют его! 16 Да наполнит пшеница землю его, да колышется она на вершинах холмов! Урожай его да будет изобильнее, чем на Ливане, и жители городов его да умножатся, как трава на земле! 17 Да будет имя его благословенно во веки, доколе светит солнце, да пребывает имя его! Да будет он в благословение всем племенам земли, да назовут его блаженным все народы! 18 Благословен Господь Бог, Бог Израиля, один творящий чудеса, 19 И благословенно славное имя Его вовек и в век века, и да наполнится славой Его вся земля! – Аминь! Аминь! 20 Конец молитв Давида, сына Иессея. Слава Книга Третья (Псалмы 7288) Псалом 72 (73) 1 Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! 2 А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои; 3 Ибо я позавидовал беззаконным, увидев благоденствие нечестивых. 4 Они до смерти своей ни в чём не знают отказа, тела их тучны;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Псалом 89 Молитва Моисеа человека Божия. Так и в Еврейском. «Некоторые писатели, – говорит бл. Феодорит, – утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем, а другие говорили, что писатель ее бл. Давид, и он написал ее применительно к божеств. Моисею. Впрочем, псалом сей содержит в себе двоякое пророчество; потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческого рода, а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее». Св. Афанасий видит в сем псалме молитву во время напастей и изображение страдания Христова. Псалом один из более трудных для объяснения. 2 . С Евр.: «Господи! Ты нам прибежище в род и род». 3 . С Евр.: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». 4 . Не отврати человека во смирение 517 , т.е. не допусти, чтобы человек впал в унижение и бедствие. «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят ту же молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение». С Евр.: «Ты возвращаешь человека в тление» 518 . И рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Т.е. «не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежнего лукавства» (Бл. Феод.). С Евр.: «И говоришь: возвратитесь, сыны человеческие»! 5 . И стража нощная. «Стражею ночною, – говорит бл. Феод., – называл пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась стража ночная, делили ночь на четыре части», каждая была из трех часов 519 . Т.е. помоги, Господи, ибо жизнь человека кратка и болезненна, вечен же Ты един. «Для Тебя присносущного и вечного и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под тысячелетием разумеет время подзаконного служения от Соломона, создавшего храм, до осады после смерти Спасителя на кресте: а под ночью – время, предшествовавшее пришествию Спасителя; «потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло для них Солнце правды». С Евр.: «Ибо пред очами Твоими тысяща лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Публикуемый нами перевод «Книги Юбилеев» сделан выдающимся русским ученым А. В. Смирновым. Александр Васильевич Смирнов, протоиерей, православный богослов и библеист, родился в Симбирской губернии в 1857 году. В 1884 году он окончил Казанскую Духовную Академию и тогда же был рукоположен в иереи. В 1888 году за перевод «Книги Еноха» (Казань, 1888) Смирнов получает степень магистра. За этой работой последовали монографии о других апокрифических книгах периода между двумя Заветами (с переводами текстов), отличавшиеся столь же высоким научным уровнем. В 1891 году А. В. Смирнов был назначен в Казанскую Духовную Академию доцентом кафедры педагогики и пастырскою богословия, а в 1896 стал профессором богословия в Казанском университете. В 1900 году за работу «Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами)» (Казань, 1899) он был удостоен степени доктора. Его монография стала классическим и, по сути дела, единственным в русской православной литературе исследованием на эту тему. В 1895 году в Казани в переводе Смирнова была издана «Книга Юбилеев, или Малое Бытие», в 1896-м – «Псалмы Соломона», а в 1911 году были опубликованы «Заветы двенадцати патриархов». А. В. Смирнов по праву считается одним из основателей русского ветхозаветного апокрифоведения, о чем красноречиво свидетельствует предлагаемый вашему вниманию перевод. Павел Берснев Книга Юбилеев Вот слова деления дней 1 по закону и свидетельству, по событиям годов, по их седминам, по их юбилеям, на все годы мира, согласно с тем, что говорил Он с Моисеем на горе Синай. 1 . Случилось в первый год по выходе сынов Израиля из Египта, в третий месяц, в шестнадцатый день его, тогда сказал Бог Моисею, говоря: «Взойди ко Мне на гору, чтобы Я дал тебе две каменные скрижали закона и все заповеди, которые Я написал, дабы ты возвестил их им (сынам Израиля)!» И Моисей взошел на гору Господню, и слава Господня обитала на горе Синай, и облако осеняло ее шесть дней.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

С обеих же сторон ниже меня старцы сидели – вожди стада, возраст избранный. А служители в одеждах блистающих стояли – образы ангельской красоты» h6 (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso 16//PG 37, 1255). 457 Касательно этого и новелла приснопамятного императора Алексея Комнина определила, чтобы каждому учителю Великой церкви выдавали 50 модиев хлеба и 3 литры монет, т. е. 216 монет (так как каждая литра содержит 72 монеты), и чтобы им предоставлялась честь стоять сразу после царских архонтов и рядом с патриархом как его представителям. Новелла также определила, чтобы из учительского звания они поступали на церковные должности. И Павел сказал, что должно оказывать сугубую честь тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5:17 ). И еще говорит: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес. 5:12–13 ). И еще: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор. 9:14 ). И апостолы в «Апостольских постановлениях» (кн. 7, гл. 10) пишут следующее: «Говорящего тебе слово Божие прославляй и вспоминай о нем день и ночь, чти его не как виновника бытия, но как доставляющего тебе благобытие, ибо где учение о Боге – там присутствует Бог . Ищи каждый день встреч со святыми, чтобы утешиться их словами. Не враждуй с ними, помня Дафана и Авирона, восставших против Моисея» (Const. Ар. VII, 9//PG 1, 1005В–1005С). Об этих учителях Церкви Бог говорит через Исаию: И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей на весь день и на всю ночь, которые никогда не умолкнут, напоминая о Господе ( Ис. 62:6 ). Следовательно, согласно этому слову, учителя и священнопроповедники обязаны не пренебрегать своим делом, но всегда учить народ. 458 Помимо упомянутых, существуют следующие подложные книги: Откровения Адама, Ламеха, молитва Иосифа Прекрасного, Моисеевы Откровение и Завет, Псалмы Елдада и Соломона, неизвестные изречения Исаии, Откровение Софонии, Третья книга Ездры, Апокалипсисы Богородицы, Петра, Павла, Послание Варнавы, Путешествия апостолов, книга Матфея и Варнавы, Учение Климента, Деяния Павла, Учение Игнатия и Поликарпа, книги учеников Симона, Дима, Клеова и Николая, книги еретиков манихеев, Седьмое Евангелие, Семисловная агапа, Трактат о молитве, Дела гигантов, Евангелие Филиппа, Детство Христа, Деяния Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сам же св. Або в ночь на Богоявление во время всенощного бдения взял две зажженные большее свечи в руки и стоял на ногах в темнице до утра. Он читал псалмы до тех пор, пока свечи в его руках совершенно не сгорели. Когда же настал день Богоявления, в пятницу, блаженный Або сказал заключенным в темнице: " Велик для нас день сей, ибо вижу двойную победу Господа нашего Иисуса Христа. Во-первых. в сей день Господь вошел в иорданские струи для крещения и сокрушил главы змиев в глубине вод Своим Божеством. Подобает и мне в день сей совлечься тела моего, которое служит одеждой душе моей, и войти в глубину вод в этом городе, и креститься кровию моею. Во-вторых, в день сей, пяток. Господь наш Иисус Христос распятием Своим упразднил силу врага и тем удивил все концы земли. Теперь надлежит и мне восстать на врага христиан. Он захотел страхом смерти удалить меня от любви Господа моего Иисуса Христа,, но я посрамлю замысел его и одержу победу над ним с помощью Божией " . После сего св. Або велел подать воду, умыл лицо свое и помазал маслом свою голову, говоря: " Когда-то был я составителем благовонных мастей, а это помазание на погребение мое. С настоящего дня я не стану уже помазываться более елеем, но буду взывать ко Христу, как научил меня премудрый Соломон в " Песни песней " : Воня мира Твоего паче всех аромат... вслед Тебе. в воню мира Твоего, теку, Христе, Царю мой " (Песнь песней, 1; 2-3). Потом мученик послал в церковь, прося причастия Св. Тайн, и, когда Св. Дары принесли, св. Або причастился Тела и Крови Христовых. Это было в третьем часу в день Богоявления. Приняв Святые Тайны, мученик благодарил Господа следующими словами: " Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты даровал мне в напутствие Животворящее Тело Твое, в радость же и утешение мне - Честную Кровь Твою, Теперь я знаю, что Ты не оставишь меня, но во мне пребудешь, и я в Тебе. С этого времени не приму другой пищи, хотя и буду алкать, ни другого пития, хотя буду и жаждать. Довольно мне для вечного живота пищи этой, ибо знаю, что если и пойду среди сени смертной, Ты со мною еси (Пс. 22; 4) " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010