1 Древнее название Требника — «Потребник». 2 Молитва пред миропомазанием. 3 Архиепископ Вениамин. «Новая скрижаль». Ч. IV, гл. 2, § 1. 4 Обряд положено совершать пред вратами храма в притворе. Выбор имени младенцу предоставляется родителям. (Симеон Солунский, гл. 59). Взрослые пред Крещением сами выбирают себе имя. 5 Если младенец сильно болен, то Устав указывает совершать наречение имени и само Крещение сразу по рождении младенца. В Малом Требнике дан краткий чин Крещения; он озаглавлен: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго». Подробнее этом см. ниже. 6 Чин оглашения младенцев находится в Требнике Малом и Большом. Чин оглашения взрослых из иноверных (магометан, иудеев и пр.) находится в книге: «Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической и Восточной Церкви» и в Большом Требнике. 7 Главы указаны по изд.: Требник. СПб., 1995 г. Репринтное воспроизведение изд. 1884 г. 8 Над взрослыми третье оглашение по Уставу в древности начиналось «разрешением» пояса и «совлечением одежды», что служило символом совлечения ветхого человека с его деяниями (Кол.3:9) и оставления греховной жизни. 9 Символ веры по Уставу полагается читать трижды, с теми же вопросами и ответами, подтверждающими обет сочетания Христу. 10 Купель обычно ставится посреди храма. По левую сторону от купели поставляется столик, на котором священник пред Крещением полагает: крест, Евангелие и крестильный ящик (мирницу). Восприемники становятся с младенцем позади священника: восприемник справа, восприемница слева. 11 Обычно бывает, что елей при Крещении употребляется один и тот же, будучи однажды освящен по указанному чину. Он, по принятой практике, содержится в сосуде с соответствующей надписью в одном ковчежце с Миром. В этом же ковчежце содержится кисточка для елея. 12 Совершение Крещения младенцев, особенно начинающими священниками, требует внимания и определенной тренировки в части самого погружения, чтобы младенец при погружении не взял ртом воды и не захлебнулся. Опытные священники совершают это следующим образом. При погружении ладонью правой руки закрывают рот и нос младенца, а крайними пальцами уши. Левой рукой младенец поддерживается за грудь под руки. Младенец погружается в воду вниз ногами. При подымании из воды головы ребенка ладонь у рта опускается, и в это время ребенок инстинктивно делает вдох. И затем опять погружение с закрытым ладонью ртом. После определенной практики все это совершается быстро и слаженно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

I. Пр. Нестор Летописец В состав Киево-Печерского Патерика входят литературные произведения с именами трёх авторов: преп. Нестора Летописца , св. Симона, епископа Владимирского и Суздальского, и Поликарпа, черноризца Печерского монастыря. Преп. Нестор Летописец . Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Начальной летописи, где идёт речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст 1 . Теперь же, когда принадлежность Нестору Повести времен. лет вполне основательно оспаривается, – требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае несомненно, что преп. Нестор был инок Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане (начало его игуменства – год смерти преп. Феодосия), который принял его, постриг и возвёл в сан диакона 2 . При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц 3 . На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Патерика об изгнании беса из Никиты Затворника: здесь на ряду с такими подвижниками благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда ещё сравнительно юный инок 4 . О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя 5 . Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах 6 , ни в Прологах (до печатного издания 1895 г. включительно), ни в Четьях–Минеях до – Макарьевского и Макарьевского состава 7 . В Описании иконописи Киево–Печерской Лавры начала XVIII в. (рукоп. Лаврск. библ. 204) упоминается живописное изображение «прпд. Нестора диакона» и «прпд. Нестора летописца» 8 , но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный 9 . Житие Нестора впервые читаем в славянском печатном издании Печерск. Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию») 10 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовскаго . Служба ему, как и другим « Прп бнымъ оцем Печерским, ихже мощы в ближной и далной нетлнно почивають», составлена ещё позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Аннотация Впервые на русском языке публикуется перевод послания свт. Кирилла Александрийского , содержащего толкование описанного в книге левит жертвоприношения. в предисловии выясняется личность адресата, время написания и дается обзор содержания послания. Отмечается типологический характер предложенного толкования и его тесная связь с христологическими и сотериологическими воззрениями святителя, упоминаются другие типологические толкования этого места в ранней патристике. К толкованию описанного в книге левит жертвоприношения двух козлов 1 свт. Кирилл Александрийский обращался трижды: в раннем сочинении «Глафиры» 2 , в обширном апологетическом труде «против юлиана Отступника» 3 и, наиболее пространно, в специально посвященном этому вопросу трактате – послании епископу Акакию 4 , перевод которого предлагается читателю. В прежнее время его адресата отождествляли со св. Акакием Мелитинским 5 , однако сохранившиеся во Florilegium Cyrillianum и у свт. Фотия Константинопольского свидетельства позволили уточнить, что это другой Акакий Скифопольский 6 . Кроме титула и обращенного к нему послания, о нем ничего не известно, так что с уверенностью можно сказать лишь то, что он был епископом Скифополя 7 и принадлежал к палестинскому кругу близких друзей и почитателей свт. Кирилла. Послание датируют 432 г., то есть после III Вселенского (Эфесского) Собора до заключения мира с Антиохией 8 , либо относят к более позднему времени 9 , сближая его с теми событиями, о которых сообщает в письме патриарху Диоскору Александрийскому (448 г.) блж. Феодорит Кирский . От него мы узнаем, что свт. Кирилл, помимо Акакия, выслал свой трактат «О козле отпущения» (вместе с сочинением «Пр отив Юлиана Отступника») Антиохийскому архиепископу Иоанну с просьбой показать «известным на Востоке учителям». Это способствовало окончательному примирению двух оппонентов: блж. Феодорит «не без удивления» прочитал высланные книги, и они со свт. Кириллом обменялись посланиями, засвидетельствовав взаимное уважение 10 . Это могло иметь место после того, как блж. Феодорит склонился к признанию мира между Александрией и Антиохией, до смерти архиепископа Иоанна, за исключением времени спора вокруг Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского, то есть в период с 434 по 437 г. или с 439 по 441 г. 11 . Отметим, что в творениях самого кирского пастыря дважды встречается толкование этого же места книги Левит, в основном сходное с толкованием свт. Кирилла 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Б. Мансуров В конце 1884 года Русским Палестинским Обществом обнародован был 7-й выпуск Православного Палестинского Сборника, в котором отдавался отчет о результатах раскопок, предпринятых Обществом в 1883 г. в Иерусалиме на Русском участке близ Храма Гроба Господня В 1885 году появилась в печати книга моя «Базилика Императора Константина в св. гр. Иерусалиме по поводу Русских раскопок близ Храма Гроба Господня». В этой книге я позволил себе оспаривать некоторые выводы, сделанные авторами и редакторами 7-го выпуска Палестинского Сборника, и опровергать ту систему реставрации Константиновской базилики, которую поддерживали Иерусалимский археолог г. К. Шик и главный деятель Палестинского Общества В. Н. Хитрово . Возбужденный этими изданиями археологический литературный спор обогатился с 1884 г. поныне появлением ряда статей и трудов, которые имеют прямое отношение к рассматриваемым в тех книгах историческим и топографическим вопросам. В России были напечатаны: 1) В Журнале Министерства Народного Просвещения (1886 г. Февраль) статья г. П. Р. под названием «Базилика Императора Константина и пр.»; 2) В Журнале «Христианское чтение» (1886 г., Март Апрель) статья г. профессора Н.В. Покровского под заглавием «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме»; 3) В сообщениях Палестинского Общества: а)      1 Октября 1885 г Прибавление к раскопкам на Русском месте близ Храма Воскресения в Иерусалиме, без имени автора; б)      28 Ноября 1885 г доклад В. Н. Хитрово , читанный им в заседании отделения ученых исследований и изданий, под заглавием «По поводу книги Базилика Императора Константина»; в)      7 Декабря 1885 г. статья В. Н. Хитрово под названием «Научное значение раскопок, произведенных православным Палестинским Обществом на Русском месте близ Храма Гроба Господня в Иерусалиме» и 4) В 1886 году 11-й выпуск Палестинского Сборника, под редакцией профессора В. Г. Васильевского заключающий в себе безусловно замечательный и капитальный для Иерусалимской топографии труд, – труд, которым могла бы гордиться и опередившая нас западная наука.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

Глава 24 Кипящий котел. Смерть жены В день, когда Навуходоносор начал осаду Иерусалима, около которой вращалась вся доселешняя проповедь пророка и исход которой должен был показать, истину ли он пророчествовал и открыть ему уста (ст. 27; ср. Иез.3.20 ), пророк получает откровение от Бога об этом и под образом котла, с которого должна быть выкипячена ржавчина, представляет в качестве неотвратимого исхода осады разрушение города (ст. 1–14). В то же время ему объявлено, что его жена внезапно умрет и что он не должен оплакивать ее в знак того оцепенелого ужаса, которым наполнит известие о падении Иерусалима сопленников пророка. Это было последнее пророчество о гибели Иерусалима, последнее грозное пророчество; затем пророк в течение 1 1/2 года осады Иерусалима молчит об Израиле до конца осады (до XXXIII главы), посвятив этот перерыв в пророчестве об Израиле пророчествам об иноземных народах. Иез.24:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца: Первая дата после Иез.20.1 – через 3 года 5 месяцев. По нашему январь 587 г. до Р. Х. Иез.24:2 .  сын человеческий! запиши себе имя этого дня, этого самого дня: в этот самый день царь Вавилонский подступит к Иерусалиму. Записать число нужно, чтобы убедить впоследствии всех в верности предсказания или богосообщенного дальнозрения. Осада началась в этот день и по 4Цар 25.1 и Иер 52.4 . День при Захарии пр., ок. 518 г., уже чтился постом ( Зах 8.19 ). Высказанное несколькими рационалистами мнение, что мы здесь имеем будто бы явно дело с vaticinium ex eventu (пророчеством после события и на основании его) опровергается людьми того же лагеря, которые соглашаются видеть здесь факт ясновидения, похожий на знание Шваденборга о пожаре Стокгольма в 1759 г. Иез.24:3 .  И про­изнеси на мятежный дом притчу, и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: по­ставь котел, по­ставь и налей в него воды; «На мятежный дом». Пророк так не называл Израиля с Иез.12.2 . – «Притчу». как в Иез.17.2 ; следовательно, описываемое далее было не символическим действием, к каковому мнению (Кречм.) могут дать повод повел, накл.: «поставь котел», «налей воды». «Котел». Для настоящей притчи пророк, таким образом, воспользовался тем сравнением, которое он слышал из уст оставшихся в Иерусалиме после Иехониина переселения и которое в Иез.11.3, 7 опровергал. Здесь он в некоторой мере принимает их сравнение: как и они, он считает их мясом, кипящим в котле (а там мясом пророк вопреки им называл убитых ими), но дает сравнение свое применение и неблагоприятное для авторов дополнение: мясо из котла будет выброшено (плен), а накипь расплавлена (избиение части населения и сожжение города).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9. Рождение Сына Божия, Князя мира, и погибель гордого царства Израильского 1. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. (Сие прежде испий, скоро твори, страно Завулоня и земле Нефалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилеа языков). Обращаясь к жителям Галилеи и Заиорданской области, пр. Исаия предлагает им немедленно принять от него божественное откровение о будущем славном царстве Мессии с величайшим желанием и с чувством живейшей радости, как бы чашу ключевой воды, которую принимают с ощущением сильнейшей жажды и вместе с чувством полнейшего удовольствия изнуренные рабы-жнецы в томительный зной или утомленные воины после жаркой битвы (ср. ст.3–4 и гл.41:17–18; 55:1–5,10–11). Как вода ключевая подкрепляет силы телесные, так божественное откровение должно укрепить силы и возвысить жизнь и деятельность духа верующих в среде обитателей Галилеи и Заиорданской страны. Земли, населенные потомками Неффалима и Завулона, детей патриарха Иакова, прилегали к Галилейскому морю и к Финикии. По этим землям пролегал большой торговый путь (с юго-запада на северо-восток); жители колена Неффалимова и Завулонова вели торговлю и были в близких связях с языческими племенами – Финикийцами, Сирийцами и др. Такие отношения познакомили Евреев с обычаями жизни и обрядами религии язычников. Живя на крайнем севере земли Обетованной, вдали от Иерусалима, изредка посещая или совсем не посещая храм Божий, жители этой области Галилеи мало-помалу усвоили себе язычество. Это унижало Галилеян перед иудеями. Посему и пророк называет Галилею «языческой». К нравственному унижению присоединялась еще и сравнительная малочисленность жителей северных колен. Поэтому, в общем, состояние этой страны было приниженным, печальным, мрачным. Но, по воле Божией, открытой пророку, впоследствии, состояние этой страны будет высоко отрадным. Здесь откроется путь в царство Мессии, в царство света, свободы, истины, мира и радости (ст. 2–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава XXII С 1 по 14 стих произносится угроза городу, названному „долина видения“. Почти все комментаторы согласны в том, что под этим именем надобно разуметь Иерусалим. Но не все согласны с тем, к какому именно событию надобно отнести пророчество. Новейшие комментаторы думают, что Исаия видит Иерусалим при Седекии, осажденный Навуходоносором 887 . Блаженный Иероним указывает на раввинское предание, по которому первые 14 стихов считаются пророчеством об осаде Иерусалима при Езекии, царем Сеннахеримом. Есть еще особый взгляд, защищаемый Кеем 888 , что долина видения есть город Самария. Но мы не можем согласиться с этим последним взглядом и относим пророчество к Иерусалиму, что особенно выясняется отдельным изучением стихов пророчества 889 . Здесь мы скажем только, что комментаторы, признающие в „долине видения“ Иерусалим,– указывают, что это выражение может быть противополагаемо надписанию главы XXI „о пустыне приморской“. Там разумеется Вавилон, бесплодный для царствия Божия, окруженный волнами моря народов; здесь приветливая долина, лежащая у подошвы горы Божией. Епископ Петр в своем объяснении пр. Исаии (ч. I, стр. 258) указывает, что Иерусалим назван долиной видения: „как город избранный Богом для откровений и как жилище прозорливцев-пророков, которых училище находилось в обширной долине, наполненной зданиями и лежащей между двумя горами Сионом и Акрою. На Сионе возвышался храм Бога Израилева, от Которого исходили все откровения“. Мы к этому прибавим, что пророк Иеремия ( Иер. 21:13 ) называет Иерусалим: „жительница долины, скала равнины“. И плач Исаии в стихе 4 этой главы относится к Иерусалиму, как несомненно к нему относятся стихи 5 и 9 о проломах „в стене города Давидова“ и собирание воды в нижние пруды и устроение между двумя стенами хранилища вод (ст. 9 и 11), что очевидно согласуется с работами, всегда производимыми в Иерусалиме перед ожидаемой осадой города 890 . Точно то же надо сказать о стихе 10, который указывает, что починка стен в Иерусалиме производилась материалом, взятым из домов, нарочно отмеченных для этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Дорогие читатели портала Православие.Ru! Вот уже 22 года мы работаем для вас. На четырех языках – русском, английском, сербском и греческом – мы публикуем статьи, проповеди и рассказы лучших православных авторов мира. Мы знакомим вас с новостями церковной и общественной жизни, рассказываем о святых дня и церковном уставе, регулярно транслируем записи богослужений и проповедей, знакомим с богатством православного вероучения и правильным устроением духовной жизни. И всё это – силами небольшой редакции. Мы вынуждены обратиться к своим читателям: Поддержите Православие.Ru! Помогите сохранить работоспособность одного из лучших религиозных порталов мира, помогите и дальше развивать его, внеся свою лепту в нашу работу!   скрыть способы оплаты Официальное наименование организации: Религиозная организация епархиальный Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Псковской епархии русской православной церкви (Московский патриархат) Краткое название: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ИНН: 6015002298 КПП: 601501001 ОГРН/ОГРНИП: 1026000004645 Юридический адрес: 181500, Россия, г. Печоры, Международная, д.5 E-mail: ppm1392@yandex.ru Комментарии Игорь 2 июня 2023, 14:57 Очень проникновенно написан материал про алтарника Алексея Тарасова. Мне понравилось. Спасибо автору.Так держать! Маленькая поправка кнопка " Пожертвовать " не работает. Просьба дать номер карты для перевода средств. Помочь готов. Читательница 21 ноября 2022, 17:13 В Сбербанке мне очередной раз отказали в переводе, сказали, как Олегу. Нужен БИК и пр. Номер карты сбербанка для перевода не могу найти на странице, сколько ни пыталась .что делать? Только в сайте и общаюсь, и духовно развиваюсь. Больше нигде Марина 3 ноября 2022, 21:49 Храни Господи наш Иисусе Христе всех трудящихся на этом сайте! светлана 12 октября 2022, 11:45 не мыслю жить без вашего портала, начало дня-с Православием.ру, благодарю и поклон всем участникам этого сообщества, Слава Богу за всё!!! Антон 4 сентября 2022, 16:27 Добрый день! Скажите, а как поставить ежемесячный автоперевод? Через Сбербанк-онлайн, когда заходишь подключить автоплатеж и вводишь реквизиты получателя в поиске, сайт не находит Ваш монастырь, а на сайте функции автоперевода я тоже не нашел Спаси Господи!

http://donate.pravoslavie.ru/

Л. И. Бриллиантов Книга пророка Иезекииля Сведения о лице пророка Иезекииля и обстоятельствах его жизни Св. пророк Иезекииль был сын священника Вузия (I гл. 1 ст.). Он родился в царствование Иосии, царя Иудейского и годы юности своей провел в Иудее. Затем на 25 году своей жизни пр. Иезекииль вместе с царем Иехониею и другими знатными иудеями был отведен пленником в Вавилон и поселен в Месопотамии на реке Ховаре, притоке реки Тигра. Здесь на 5-м году своего пленения он удостоился получить от Бога откровение или, как он сам свидетельствует, видение подобия славы Божией (I гл.). Во время сего чудесного явления Иезекииль был призван Богом к пророческому служению (II, 2–5), которое продолжалось не менее 22 лет, так как последняя его речь относится к 27 году его пленения 128 . Призванный к пророческому служению, пророк проповедовал среди переселенцев Царства Израильского, которые жили здесь со времени падения своего царства (4 Царств. XVIII, 11). Эти поселенцы отличались грубостью своих нравов, приверженностью к язычеству и вообще проводили порочную жизнь. Такому жалкому состоянию израильских пленников способствовали самая языческая среда, разобщенность друг от друга и отсутствие истинных руководителей или посланников Божиих. Явившись сюда первым таким руководителем, пророк Иезекииль со всею строгостью начал обличать развращенную жизнь израильтян, соединившихся с язычниками. Впрочем, предметом его пророческих речей были не только пленные израильтяне, но и остававшиеся в Палестине иудеи, которым он предсказывал о разрушении Иерусалима и храма, об отведении в плен вместе со своим царем Седекией и проч. Содержание своих пророчеств об Иудее он передавал пленникам, интересовавшимся судьбою своего отечества. В своей многотрудной пророческой деятельности пророк находил время обращаться с проповедью и к язычникам, которых он грозно обличал за враждебное отношение к народу Божию. Пророк Иезекииль был женат, но жена его умерла раньше его (XXIV, 15–18). О дальнейшей судьбе пророка Иезекииля в книге его нет никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

(Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов). Содержание Предисловие Воскресение. 4 Июня. По Черному морю. 5 Июня. Понедельник. На Босфоре. 6 Июня. Вторник. В Царь-граде. 7 Июня. Среда. На Принцевых островах. 8 Июня. Четверг. 9 Июня. Пятница. На Селамлике и у дервишей. 10 Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. 11 Июня. Воскресенье. На Афон. 12 Июня. Понедельник. В Пантелеймоновском монастыре. 13 Июня. Вторник. По Афону. 14 Июня. Среда. По Афону. 15 Июня. Четверг. – В Андреевском и Ильинском скитах. 16 Июня. Пятница. В Андреевском скиту и возвращение в Пантелеймоновский монастырь. 17 Июня. Суббота. Прощание с Афоном. 18 Июня. Воскресение. В Архипелаге. 19 Июня. Понедельник. В Средиземном море. 20 Июня. Вторник. По Средиземному морю. 21 Июня. Среда. В Триполи. 22 июня. Четверг. В Бейруте. 23 Июня. Пятница. В Яффе. Приезд в Иерусалим. 24 Июня. Суббота. Первый день в Иерусалиме: у патриарха; на русских раскопках; на Елеонской горе. 24 Июня. Суббота. На горе Елеонской. 25 Июня. Воскресенье. Архиерейское служение в Троицком соборе. Осмотр мечетей Омара и Эль-Акса. Поездка в Вифлеем и Бэт-Джалу. 26 Июня. Понедельник. Осмотр храма Воскресения; поездка в Иерихон. 27 Июня. Вторник. У Мертвого моря. На Иордане. 28 Июня. Среда. В мастерской архитектора Шика. Поездка в Хеврон, к Мамврийскому дубу. 29 Июня. Четверг. У дуба Мамврийского. На русских постройках. 30 Июня. Пятница. Поездка в Горнюю. У стены плача. Ночь в храме Воскресения. июля 1-го. Суббота. Служба в храме Воскресения. На Сионе. В обители Св. Саввы. 2 июля. Воскресенье. В Крестном монастыре. На акте в греческой семинарии. Последний обзор Иерусалима. Царские гробницы. Пещера пр. Иеремии. Приготовление к отъезду в Назарет. 3 июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010