Ни в одном из дошедших до нас Патериков преподобных отцов Печерских нет описания житий угодников Божиих, почивающих в Дальних пещерах; никто и не говорит, чтобы они кем-либо составлялись. Но что эти жизнеописания были, это несомненно (Словарь Исторический Российских святых. СПб., 1836 г. Предисловие). По преданию, в древние времена святые мощи в Дальних пещерах лежали не в гробах, а просто в нишах на досках. Эти ниши, где стоят и теперь гробы с мощами святых, закрыва­лись тоже досками. На этих досках в нижней части, в лежачем положении, изображались лики преподоб­ных Печерских, в средине вырезывались небольшие окна, чтобы чрез них поклонники могли прикладываться к святым мощам, а сверху надписывались чистым славянским наречием имена святых, коих были мощи, с кратким жизнеописанием святых. Без сомнения, эти краткие сказания о жизни и подвигах святых или взяты из полных жизнеописаний, или составлены по живому преданию. Если были жизнеописания полные, то они могли быть истреблены во время разных разорений Киева (Описание Киевской Лавры. Киев, 1847 г.). А надписи могли сохраниться вместе с мощами святых потому, что мощи с надписями скрывались в места, недоступные для неприятелей. Когда в мирное время постепенно открывались святые мощи, тогда открывались и надписи. Так в 1643 году никто не знал, есть ли в пещерах Дальних мощи священномученика Лукиана, хотя тогда и нужно было об этом знать, поскольку составлялась тогда служба преподобным отцам Дальних пещер. А когда отысканы были его святые мощи, тогда нашли при них и надпись, что святой Лукиан пострадал при нашествии Батыя и был пресвитером. В 1635 году Сильвестр Коссов, епископ Мстиславский, напечатал жизнеописания святых отец Ближних пещер. А в 1643 году прибыл в Киев иеромонах и протосингел Константинопольской Великой церкви Мелетий Сириг и составил службу преподобным отцам Дальних пещер (Описание Лавры). Надписи, бывшие над гробами, служили ему основанием при составлении службы. Тогда же эти надписи были списаны и изложены иноками в особой рукописи славянопольским языком. Они могли несколько раз переписываться и изменяться при пояснениях или переводе слов, становившихся непонятными для современников, или просто по разумению переписчика. Но содержание этих кратких сказаний о святых отцах весьма схожи с тропарями канона им, составленного Мелетием. Совпадает также число (сорок), имена святых и их порядок: Лонгин, Игнатий, Силуан, Агафон, Зинон, Макарий, Ахила, Ипатий, Паисий, Меркурий, Лаврентий, Моисей, Иларион, Дионисий (о нем написано краткое сказание в Патерике), Арсений, Пимен, Афанасий, Сисой, Григорий, Павел, Леонтий, Геронтий, Нестор, Тит, Памво, Захария, Феодор, князь Острожский, Софроний, Панкратий, Аммон, Мардарий, Руф, Вениамин, Феофил, Мартирий диакон, Евфимий, Кассиан, Пиор, Пафнутий, Иосиф. То же должно сказать и о сходстве содержания надписей на досках и рукописных сказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отсюда-то произошли в славянских рукописях священного Писания не только разноречия, но даже погрешности, число которых умножали еще различные поправщики 125 . По этим причинам издавна признаваема была необходимость исправления славянских списков священного Писания не только сличением их между собою, но и поверкою прежних переводов по подлинному тексту. Первый пример такого благоговейного внимания к слову Божию подал святый Алексий, митрополит московский. Новый Завет , писанный собственною рукою его в 1355 году 126 , заключает в себе не только исправление ошибок, сделанных славянскими писцами, но представляет новый перевод с греческого, отличавшийся буквальною близостью к подлиннику. Митрополит Киприан, около 1400 года, составил вновь перевод Псалтири, в котором слова и выражения прежнего перевода, казавшиеся неясными, заменил другими; но от множества сербских слов и оборотов перевод его оказался для русских еще непонятнее прежнего 127 . По воле святителя Филиппа, правившего русскою митрополиею с 1465 по 1472 год, новокрещенный еврей Феодор перевел Псалтирь и книгу Есфирь с еврейского подлинника 128 ; а знаменитый Максим Грек , в 1552 году, перевел Псалтирь буквально с греческого на русский язык 129 . В то же время острожский князь Константин Константинович, желая «благочестию некое дарование духовное оставити», предпринял труд издать в печати исправленный перевод всей славянской Библии. Это предприятие в самом начале встретило весьма важные препятствия; но благочестивая ревность князя острожского преодолела их 130 : острожское издание Библии явилось в 1581 году. Не смотря на многие недостатки этого издания, им пользовались более 80 лет. В 1663 году, по повелению царя Алексея Михайловича, острожское издание было повторено в Москве, с переменою орфография и с поправкою нескольких мест 131 . Впрочем, и сами издатели сознавали как недостатки этого издания, так и нужду полного исправления славянской Библии 132 . Посему-то в сентябре 1674 года поручено «многоученому и искуснейшему в елино-греческом и славенском диалектах» Епифанию Славинецкому с шестью помощниками перевести вновь всю Библию, под главным наблюдением сарского митрополита Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

преподобного мученика Макария Архимандрита, Овручского»; 5) «Историческое исследование о св. Иулиании из Домбровицы Княжне Ольшанской», и 6) «Краткое сказание о св. Иннокентие Иркутском, урожденце Волынском». Последние исследования напечатаны в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1868 г. – За сим, после двухлетнего почти перерыва начинается новый ряд статей Хойнацкого по этому же предмету, а именно в 1871 г. 1) «Преподобный Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление», в Каменец-Подольских Епархиальных Ведомостях, и потом в Волынских Епархиальных Ведомостях того же года; 2) «Память преподобного Нестора Летописца на Волыни», и 3) «Пребывание преп. Николы Святоши, Князя Черниговского на Волыни». Наконец, в 1873 году в тех же «Волынских Епархиальных Ведомостях» помещаются остальные сюда относящиеся статьи: 1) «Жизнь и деятельность св. Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни»; 2) «Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский, игумен Волынский»; 3) «Память святителя Феогноста, Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 4) «Жизнь и деятельность св. Киприана Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 5) «Святитель Фотий Митрополит Киевский и Московский на Волыни»; 6) «Преставление преп. Варлаама Игумена Киево-Печерского на Волыни», и 7) «Жизнь и деятельность Святителя Петра, Митрополита Киевского и Московского, урожденца Волынского». Кроме этого в 1872 году Хойнацким было напечатано в «Душеполезном чтении›› особенное исследование, относящееся к тому же предмету, под заглавием «Поучительные пути промысла в исторических судьбах православной церкви на Волыни» с тропарями и кондаками св. угодникам собственно Волынским, им же самим, т. е. Хойнацким составленными, – и в 1876 году новое, специальное жизнеописание Феодора Князя Острожского, составленное на основании новейших источников, и помещенное в «Древней и Новой России» того же года, под заглавием «Преподобный Феодор князь Острожский» с изображением св. угодника, нарочито снятым с иконы, находящейся в Киево-Печерской Лавре над мощами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9, тропарь 4), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7, тропарь 3). В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра (Tetaturgirna, р. 16–28). В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосии и Иоанн. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся, в основном, в XIII–XV веках. Помимо общей памяти 28 августа, каждый преподобный имеет свою память (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Феодосии Великоименитый (†1074; память 3 мая, 14 августа и 2 сентября), преподобный Моисей чудотворец (XIII–XIV; память 28 июля), преподобный Лаврентий Затворник (XIII–XIV; память 20 января), преподобный Иларион схимник (†1066; память 21 октября), преподобный Пафнутий Затворник (XIII; память 15 февраля), преподобный Мартирий диакон (XIV; память 25 октября), преподобный Феодор, князь Острожский (†ок. 1483; память 11 августа), преподобный Афанасий Затворник (XIII; память 2 декабря), преподобный Дионисий иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

к. Симеону гордому († 1353 г.), тогда как смоленское княжество, при умножении князей смоленских (их было в одно и тоже время до 17) раздроблено было на мелкие части. Неудивительно, что при дележе достояний произошли ссоры между родичами, как это бывало тогда. По древнему памятнику сын кн. Андрея, кн. Феодор удалился в Тверь. 499 Конечно в тоже время и блаж. кн. Андрей, наскучив тревогами жизни и их нравственною тяготою, скрылся из Смоленска, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия. Время кн. Андрея Феодоровича Фоминского не далеко и от времени в. к. Иоанна 3 , так что до последнего легко могли сохраниться перстень и цепь первого. Но таким соображениям блаженная кончина св. кн. Андрея последовала не раньше 1390 года. Около того же времени полагается кончина блаженного князя и в ркп. святцах. 500 Преставление преп. Иова почаевского Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо, 501 полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. – Возрастая послушанием, чистотою и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было, конечно, не прежде, как на 30 году жизни его. В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украйне. По любви к благочестью и чистой вере кн. Константин Константинович острожский, узнав о духовной твердости его, выпросил его у угорницкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей. 502 Дубенский крестный монастырь расположен был на острове, омываемом с трех сторон рекою, близь г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, распеваемых папизмом. Кн. Константин, при всем том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной церкви, в великий пост вкушал хлеб с водою и занимался только молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Понятно само собою, что это печальное обстоятельство не могло не отразиться на отношениях Феодора к Свидригайлу. И Острожский князь, лишенный таким образом опоры в представителе православного литовского русского народа, вынужден был хотя на первых порах искать опоры у поляков, к тому еще принявших участие в его освобождении. Следствием сего было то, что, как свидетельствуют польские историки, Феодор не только примирился с поляками, по даже хотел было возвратить королю польскому завоеванные им города Брацлав и Каменец-Попольск. Но для поляков достаточно было пока и одного обращения на их сторону храброго Острожского князя. Потому они не приняли его приношения, но, чтобы еще более расположить Феодора в свою пользу, не только подтвердили за ним его наследственное имение Збараж, Винницу, Хмельник и Сокол, 281 но даже оставили за ним Брацлав и Каменец в его посмертное владение. Как и следовало, впрочем, размолвка Феодора с Свидригайлом и примирение его с поляками продолжись не долго. Вскоре пришла решительная минута, когда услуги храброго острожного князя снова понадобились Свидригайлу, это было в том же 1135 году, когда последний решился покончить одним ударом борьбу с литовско-польскою партией. Свидригайло собрался со всеми силами. В лагерь его прибыло более сорока литовских русских князей с своими ополчениями. князья тверские доставили многочисленное войско. В стане Свидригайла явился даже магистр Ливонский с своими рыцарями и наемными немцами. В это знаменательное время не утерпела и пылкая душа мужественного Феодора, и он, забыв обо всем, и о своей обиде, и о своем примирении с поляками, снова явился на помощь Свидригайлу. Свидригайло поручил Феодору вместе с Жигимонтом Корыбутовичем набрать многочисленный отряд давно знакомых ему гусситов из Чехии и Силезии, считавшихся в то время лучшими военными людьми в Европе. Огромная сила, собранная Свидригайлом, двинулась из Витебска в Вильну. Но в то время, когда войско Свидригайла приближалось к Вилькомиру, на дороге оно было встречено небольшим жмудским ополчением под начальством Михаила Жигимонтовича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Свято-Успенская Почаевская Лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенская Почаевская лавра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в городе Почаеве Тернопольской области. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры в Украине. В лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Явление Богородицы на Почаевой горе Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери. Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство. Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (†1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

22. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗАХАРИЯ постник (24 марта, см. его житие на эту дату) 23. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР князь Острожский (11 авг.) Воевода и защитник Православия. Постригся в Печерской обители в старости. 24. ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ затворник (11 марта и 11 мая) Носил власяницу и железный пояс и ежедневно прочитывал всю Псалтирь 25. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАНКРАТИЙ иеромонах (9 февр.) Молитвой, постом и помазанием елея исцелял больных. 26. ПРЕПОДОБНЫЙ АММОН затворник (4 окт.) Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример для подражания. 27. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ нестяжатель (13 дек., см. его житие на эту дату) 28. ПРЕПОДОБНЫЙ РУФ затворник (8 апр.) Каждый день он совершенствовался Христа ради в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев. 29. ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН (13 окт.) В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Прит 19, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя — «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты. 30. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФИЛ, архиепископ Новгородский (26 окт.) В 1471 г., по кончине святителя Ионы, он был избран на Новгородскую кафедру и стал заступником своей мятежной паствы. В 1480 г. по неизвестной причине он переехал в московский Чудов монастырь. Здесь ему явился в 1485 г. святитель Нифонт Новгородский и напомнил ему его обет поклониться святым Печерским. Он поехал, невзирая на болезнь, По дороге ему явился Спаситель, возвестил ему его кончину, обещал принять его душу и велел положить тело его в пещере. После этого святитель Феофил скончался, а тело его в осмоленной колоде приплыло к Печерскому монастырю и было положено в Дальних пещерах. 31. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ диакон (25 окт.) Он был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое. 33. ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ иеросхимонах (20 янв.) По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

центр. архива 2,038, стр. 35, п. 2). Село Хоров расположено на двух параллельно лежащих возвышениях, между коими проходят пруды, получающее начало из ближайших ключей. По причине гористого местоположения село это и названо – Горов, изменившееся в устах народа в Хоров. Село это лежит при старинной дороге из Острога в Ровно. Некогда оно принадлежало князьям Острожским, затем в 1753 году в Кольбушове последний ординат Острожский князь Януш Сангушко даровал село это вместе с другими сёлами великому коронному канцлеру Малаховскому, который выстроил здесь в 1781 году красивую униатскую церковь , ныне православную. Позже – в 1794 году – Хоров с другими сёлами было конфисковано в казну и Екатериною Великою даровано генералу Ферзену. который в 1862 году продал его Иосифу-Августу – графу Ильинскому, сенатору русскому. Внук его Александр Ильинский продал его в 1873 г. казне. Как видно из надписи на юго-восточном углу храма: церковь построена в 1781 г. (аиа). Прежняя церковь, как говорят, находилась на восток от нынешней и освящена была в честь Воскресения Христова. По словам местного священника о. Афан. Дверницкого, отец и дед которого были предместниками его по приходу, на Хоровской церкви утверждён крест, находившийся на Острожском Богоявленском Соборе, находящемся ныне в запустении. Говорят, что этот крест перенесён из г. Острога в с. Хоров насильственным образом. Основатель Хоровской церкви Малаховский, управлявший в ту пору и Острожским имением, пожелал взять крест из г. Острога, но встретил сопротивление со стороны местных жителей и вынужден был послать своих казаков в город. Эти последние сняли крест в ночное время с опустевшего Богоявленского храма и доставили в Хоров. На местной колокольне есть колокол, вылитый в 1725 году. В алтаре местной церкви, под престолом, вставлена в помост каменная плита, по преданию, составлявшая надгробный памятник пр. Феодора князя Острожского. Но нам известно, что преп. Феодор, в схиме Феодосий, умер и погребён в Киеве; – мощи его нетленно почивают в Дальних пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Впервые православное богослужение архиерейским чином было полностью совершено на белорусском языке 28 августа 2014 г. 18:04 24 августа 2014 года в домовом храме в честь преподобного Феодора Острожского при доме «Кинония» Братства Виленских мучеников была совершена Литургия на белорусском языке. Богослужение возглавил викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин . Архиерею сослужили клирики Петропавловского храма города Минска протоиерей Виталий Харитонович и иерей Юрий Залоско. Впервые православное богослужение архиерейским чином было полностью совершено на белорусском языке. Преподобный Феодор, князь Острожский, глубоко почитается на Украине, особенно на Ровенщине. Именно поэтому за Литургией в день его памяти были вознесены сугубые молитвы о мирном разрешении украинского конфликта. Особую атмосферу единения с братским украинским народом создало выступление фольклорного ансамбля «Калыханка» из поселка Михановичи Минского района, в исполнении которого прозвучали канты из репертуара хора братии Почаевского монастыря на украинском языке. За богослужением молились представители Польской Православной Церкви . Директор фонда «Восток», член правления фонда имени князя Константина Острожского Мирослав Матренчик в своем приветственном слове подчеркнул важность активности мирян и, в частности, братчиков в продвижении духовных ценностей Православной Церкви в обществе. Руководитель Братства Виленских мучеников Николай Матрунчик отметил, что одной из приоритетных задач братства в ближайшей перспективе будет развитие связей с белорусской диаспорой. Особую актуальность эта задача приобрела после открытия представительства Белорусской Православной Церкви в Москве при храме великомученицы Ирины , где планируется организация воскресной школы и белорусскоязычных курсов. После богослужения состоялась мультимедийная презентация жизни и творчества белорусского поэта и прозаика Сергея Новика-Пеюна (1906-1994), узника сталинских лагерей. Далее братчики рассказали о подготовке к возведению поклонного креста на въезде в агрогородок Колодищи. В заключение к собравшимся обратился с архипастырским словом епископ Борисовский Вениамин. Викарий Минской епархии акцентировал внимание братчиков на необходимости духовного укрепления белорусского общества, что, в свою очередь, будет содействовать устойчивому развитию и национальной идентичности белорусского народа. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010