з) Князь Феодор и Тит-воин почивают также нетленные 307 . По древнему известию, «преподобный Тит-воин , когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертью дано ему знать, что Господь простил грехи его» 308 . Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православные на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их 309 . Искренний христианин и ревностный сын Православия, князь Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от Православия для Ядвиги, стал теснить святую веру и права русских, князь Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 году несколько раз разбивал поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу Православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы, неприязненные Православию. Когда же Ягелло переменился в отношениях своих к Православию, князь Феодор примирился с Польшею и в 1435 году, освободясь из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности, после жаркой битвы с татарами 1438 года, когда, по словам современника, «пал цвет русского дворянства», князь Феодор удалился в Печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище 310 . Древнее Печерское известие говорит о нем: «Оставивши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасения своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь отличался «смиренным послушанием и безмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от кого не зависимою и шумною жизнью! Подлинник изображает его: «Преподобный Феодор князь Острожский – надсед; брада – на конец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки накрест держит у сердца» 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

з) Князь Феодор и Тит – воин почивают также нетленные 276 . По древнему известию, «преп. Тит воин, когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертию дано ему знать, что Господь простил грехи его» 277 . Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православия на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их 278 . Искренний христианин и ревностный сын православия, кн. Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от православия для Ядвиги, стал теснить св. веру и права русских: к. Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 г. несколько раз разбивал поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. – Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы, неприязненные православию. Когда же Ягелло. переменился в отношениях своих к православию, кн. Феодор примирился с Польшею и, в 1435, освободясь из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности после жаркой битвы с татарами 1438 г., когда, по словам современника, «пал цвет русского дворянства», кн. Феодор удалился в Печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище 279 . Древнее печерское известие говорит о нем: «оставиши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасении своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь отличался «смиренным послушанием и белмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от ko­to независимою и шумною жизнию! Подлинник изображает его: «преп. Феодор князь Острожский – надсед; брада – наконец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки на крест держит у сердца» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По древнему известью, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе. з) Князь Феодор и Тит–воин почивают также нетленные. 1075 По древнему известью, «преп. Тит воин, когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертью дано ему знать, что Господь простил грехи его». 1076 Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православия на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их. 1077 Искренний христианин и ревностный сын православия, кн. Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от православия для Ядвиги, стал теснить св. веру и права русских: к. Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 г. несколько раз разбивал поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. – Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы неприязненные православию. Когда же Ягелло переменился в отношениях своих к православию, кн. Феодор примирился с Польшею и, в 1435 освободившись из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности, после жаркой битвы с татарами 1438 г., когда, по словам современника, «пал цвет русского дворянства», кн. Феодор удалился в печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище. 1078 Древнее печерское известие говорит о нем: «оставиши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасения своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь, отличался «смиренным послушанием и безмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от кого независимою и шумною, жизнью! Подлинник изображает его: «преп. Феодор князь острожский – надсед; брада – наконец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки на крест держит у сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Его Сиятельство, Князь Константин Острожский, Киевский Воевода, Его Сиятельство, Князь Александр Острожский, Воевода Волынский; Князь Феодор Сангушко-Коширский, Каштеллян Брацлавский, из Рыцарей: Князья Адам и Михаил Вишневецкие, Князь Иоаким Корецкий, Князь Кирилл Рожинский, Князь Георгий Горский, Князья Богдан и Иоанн Солмирецкие; Пан Иоанн Тризна, Паны Андрей и Александр Зогоровские, Пан Иерофей Горский, Пан Георгий Кирдей, Пан Юбовский, Пан Яков Лабонский, Пан Стефан Ложка, Маршал Мозырский; Пан Лишинский; Князь Георгий Лузина, из особ исповедания Евангелического нами избраны Сенаторы, Королевства Польского и Великого Княжества Литовского: Сиятельный Князь Криштоф Радзивил, Воевода Виленский, Ясневельможные Паны Андрей Лещинский из Лешна Брестского Куявского; Пан Иоанн Абрамович Смоленский, Пан Криштоф Зенович Берестинский, Пан Фабиян Церна Мальборский. из Воевод: Вельможные Паны Иоанн Розражевский-Познанский, Иоанн Зборовский-Гнезненский, Николай Марушевич-Жмудский, Георгий Чаплиц-Киевский, Георгий Корсак-Полоцкий, Иоанн Зинович-Витебский, Петр Дорогостайский-Минский, Петр Нишвецкий-Бельский, Андрей Фирлей-Радомскиий, Андрей Менчинский-Велюнский, Иоанн Дрогоиоцкий-Саноцкий, Андрей Уровецкий-Хельмский, Иоанн Рушковский-Бремецкий-Перемысльский, Адам Балинский-Бидговский. Каштелляны: Пан Криштоф Монвид на Дорогостаях, Маршал Верховный Великого Княжества Литовского. Еще из Рыцарства Короны Польской и Воеводств, которые заседают в Любельском Трибунале, их Вельможности: Пап Андрей Шафранц, Староста Зелявский, Андрей Рей, Мартин Креж, Каспар Кемпский, Валериан Колек, Криштоф Павловский, Сигисмунд Палежевский, Иероним Чижевский из Чижова; Гневаш; Петр Голеховский, Станислав Стадницкий на Ланцюхе, Иоанн Бал, Мартин Хржостовский, Самуил Трояцкий, Иоанн Фредр из Краковца, Георгий Стан, Феодор Чаплиц, Судия Земский – Луцкий; Вацлав Нарушевич; Иоанн Полоцкий, Староста Каменецкий; Яков и Криштоф Сеницкие, Воеводы Подольские; Андрей Речицкий, Подкоморий Любельский; Криштоф Рей, Стольник Любельский; Иоанн, Петр и Адам Горайские; Антон Липский, Подкоморий Бельский; Николай Остророг; Ягодинский, Судья Земский, Подкоморий Раклавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Победа его вынудила Ягелла оградить законом свободу православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы, неприязненные православию. Когда же Ягелло переменился в отношениях своих к православию, князь Феодор примирился с Польшей и в 1435 году, освободясь из рук жестокого Свидригайлы, возымевшего к нему недоверие, осыпан был милостынями Польши. В последний раз мы встречаем в истории имя князя Феодора в 1438 году, когда он участвовал в жаркой битве с татарами, в которой, по словам современника, «пал цвет русского дворянства». Вероятно, вскоре после этого он вступил в Киево-печерский монастырь и с принятием иноческого чина принял вместо мирского имени новое имя – Феодосия и сменил княжескую мантию на иноческое вретище. По древнему печерскому известию, он, «оставивши прелесть мира сего и княжескую славу, взял на себя святое иночество, крепко подвизался для своего спасения до самой смерти». Неизвестно положительно, был ли преп. Феодор посвящен в сан иеромонаха или же скончался в сане простого инока. На обыкновенных лаврских иконах, известных под именем «собора святых угодников печерских», преп. Феодор изображается в одежде простого монаха: в мантии и подряснике, опоясанном кушаком, с княжескою короною у ног. Подлинник изображает его так: «преп. Феодор, князь Острожский, надсед; брада на конец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки на крест держит у сердца». Точно также без всяких признаков священства изображается преп. Феодор и на иконе, стоящей над его мощами. Между тем в Пятницкой церкви в городе Остроге есть старинный образ преп. Феодора в рост, находившийся и когда, как говорит предание, в бывшей острожской семинарской Преображенской церкви. На этой иконе преп. Феодор изображен в мантии, с книгою в руке и в епитрахили. В таком же виде изображается он и в церкви Кирилло-Мефодиевского Острожского братства. Значит, на Волыни издревле было предание о посвящении пред. Феодора в сан священства. Преп. Феодор скончался, вероятно, 11 августа, потому что в этот день издревле особо совершается его память в Киево-печерской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    Трифон вятский, 8 окт.     Трифон печенгский, 15 дек.     Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля.     Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7.     Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7.     Урош, царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр.     Филарет печерский, 21 сент.     Филермской иконы Божией Матери, 12 окт.     Филипп преподобный ирапский, 14 нояб.     Филипп рабангский, 15 нояб.     Филипп устюжский, 17 авг.     Харитина преподобная, 5 окт.     Харитон преподобный сянжемский, 11 апр.     Харитон кудинский, близ Торопца.     Хитон Господень, 1 окт.     Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7     Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7.     Христофор пр. коряжеский, 25 июля.     Христ албанец мученик, 28 нояб.     Цареградской иконы Божией Матери, 25 апр. и 17 сент.     Цесарской иконы Божией Матери, 9 апр.     Цилканской иконы Божией Матери, 15 авг.     Целительницы иконы Божией Матери. Прилож. I, стран. 7.     Ченстоховской иконы Божией Матери, 5 мар.     Черниговской ильинской иконы Божией Матери, 16 апр.     Численской иконы Богоматери, 30 окт.     Шалва князь груз., 18 сент.     Шио препод. мгвимский груз., 9 мая.     Шуйской иконы Божией Матери, 11 и 28 июля.     Шушаника царица, 28 авг.     Югской иконы Божией Матери, 28 июля.     Яноборской иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7.     Ярополк Изяславичь князь, 21 нояб.     Ярославской иконы Божией Матери, 8 июня.     Яскинской иконы Божией Матери, 2 мая.     Яхромской иконы Божией Матери, 14 окт.     Фаддей святый грузинский, 7 мая.     Феодора, княгиня нижегородская, 16 апр.     Феодоровской иконы Божией Матери, 16 авг. и 14 мар.     Феодор новгородский юродивый, 19 янв.     Феодор острожский князь, 28 авг.     Феодор печерский молчаливый, 28 авг.     Феодор ростовский епископ, 8 июня.     Феодор ростовский епископ, 28 нояб.     Феодор ростовский преподобный, 22 окт. Феодор ученик Александра Свирского.     Феодосий глушицкий, 12 окт.     Феодосий углицкий, 7 янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Настоящее, не сомнительно-историческое свидетельство о происхождении преподобного Феодора, а с ним вместе и всего княжеского «Острожского дома» представляют старинные памятники Киевских церквей, где записан «род князя Константина Ивановича Острожского», вскоре по погребении его в Киево-Печерской Лавре, следовательно, в 30-х годах XVI века. Там имена предков князя Константина излагаются в следующем порядке: Князь Георгий Князь Димитрий Князь Даниил Князь Феодор, в иноцех Феодосий, и т.д. Соответственно этому и ряд княгинь представляет следующие имена: Княгиня Варвара, Княгиня инокиня Елисавета Княгиня Василиса Княгиня Агафия, в инокинях Агрипина и т.д. Таким образом, мы прямо находим родоначальников преподобного Феодора в лице прадеда его, «князя Георгия» и жены его «княгини Варвары» и деда его «князя Димитрия» и жены его «княгини Елисаветы». «Несомненно, скажем словами покойного г. Максимович а, что эти имена были написаны для церковного поминовения ещё самим князем Константином, правнуком преподобного Феодора и потому это родоначалие князей Острожских должно принять за достоверное и нерушимое». 266 Остается только решить, кто же были эти приснопамятные родоначальники блаженного князя? На этот вопрос мы опять получаем ответ из тех же старинных памятников, но только уже не Киевских, а из одного древнейшего памятника Дубенской церкви на Волыни, который составлен, как в нем самом говорится, по «старейшим поминаниям» той же церкви. 267 Там князь Георгий и его княгиня Варвара прямо именуются «благоверными князьями Туровскими». 268 Эта не большая заметка, яснее всех генеалогических догадок старо-польских и южнорусских, указывает нам на князей Острожских, как на отрасль древнерусских князей Туровских и Пинских, которые в свою очередь происходили от святого, равноапостольного князя Владимира, но ужо не чрез внука его, Игоря Ярославича, отца Давидова, как того желают польские писатели, а чрез правнука святого Владимира, Святополка Изяславича II. Родной внук этого Святополка имел, в свою очередь внука, Владимира князя Пинского, а от сего то последнего и родился Юрий, или Георгий Туровский и Пинский, прадед преподобного Феодора. 269

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Есть также известие, что Князю Даниилу принадлежит построение каменных укреплений Острожского замка. Для этого князь Даниил вызывал из-за границы самых лучших мастеров, архитекторов, живописцев и других ученых людей, и они начали строить при нем эти башни, развалины которых мы видим и до сих пор. 340 Но когда именно скончался князь Даниил, равно также когда умерла его Княгиня Василиса, об этом сами даже Польские писатели, так падкие на разные догадки, не говорят ни слова. Длугош пишет, будто еще в 1410 году Острожский Князь Даниил участвовал в битве Ягелла с Крестоносцами под Грумвильдом; 341 по это явная ошибка, потому что, как увидим далее, в этом походе участвовал не Даниил, а сын его Феодор, и история вообще после 1386 г. совершенно умалчивает о личности Князя Даниила и на его место является приснопамятный сын его Феодор Данилович. 2. Первоначальные действия Феодора на Волыни и его участие в Гусситских войнах в Чехии до вступления в союз с Свидригайлом для борьбы с поляками Когда родился Препод. Феодор, об этом также нет сведений, как и о смерти отца его. Известно только, что он был старший из трех сыновей Даниила и с молодых лет «любил учиться и любил узнавать, что и как делается в других землях, – но все-таки любил свое больше и только старался придумать, как приложить в полезу России и своего любезного Княжества на Волыни все, что было хорошего у других, однако не брезгал своим родным, не переменяя и не истребляя того, что было хорошего у нас». 342 В истории имя Преподоб. Феодора встречается первый раз в 1386 г., должно быть вскоре после кончины его отца, когда Король Польский Ягелло и Великий князь Литовский Витовт утвердили за ним его наследственное Острожское владение и увеличили его удел округами Заславским и Корецким. – В 1390 году, Ягелло снова подтвердил за ним княжества Острожское и Заславское, и в том же году Великий Князь Витовт особою грамотой утвердил Феодора в его имениях: Бродове, Радосиолках, Радогоще, Межиречах, Дьякове, Свищеве и др. 343 После этого история молчит о Препод. Феодоре до 1408 г. За несколько лет пред этим (1399 г.) Литовский князь Свидригайло, не любимый Ягеллом и Витовтом за его преданность к Православной Вере и русской народности, был схвачен Польским войском, находящимся на Волыни под начальством Петра Шафранца Медусского, и по распоряжению Витовта посажен в Кременецком замке, в цепях под присмотром тогдашнего Кременецкого старосты Кондрата Фалькенберга (поляка). 344

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Есть также известие, что князю Даниилу принадлежит построение каменных укреплений Острожского замка. Для этого князь Даниил вызывал из-за границы самых лучших мастеров, архитекторов, живописцев и других ученых людей, и они начали строить при нем эти башни, развалины которых мы видим и до сих пор. Но когда именно скончался князь Даниил, равно так же когда умерла его княгиня Василиса, об этом сами даже польские писатели, так падкие на разные догадки, не говорят ни слова. Длугош пишет, будто еще в 1410 году Острожский князь Даниил участвовал в битве Ягелла с крестоносцами под Грумвильдом; но это явная ошибка, потому что, как увидим далее, в этом походе участвовал не Даниил, а сын его Феодор, и история вообще после 1386 года совершенно умалчивает о личности князя Даниила и на его место является приснопамятный сын его Феодор Данилович. 2. Первоначальные действия Феодора на Волыни и его участие в гуситских войнах в Чехии до вступления в союз со Свидригайлом для борьбы с поляками Когда родился преподобный Феодор, об этом также нет сведений, как и о смерти отца его. Известно только, что он был старший из трех сыновей Даниила, и с молодых лет «любил учиться и любил узнавать, что и как делается в других землях, но все-таки любил свое больше и только старался придумать, как приложить в пользу России и своего любезного княжества на Волыни все, что было хорошего у других, однако не брезгал своим родным, не переменяя и не истребляя того, что было хорошего у нас». В истории имя преподобного Феодора встречается первый раз в 1386 году, должно быть вскоре после кончины его отца, когда король польский Ягелло и Великий князь Литовский Витовт утвердили за ним его наследственное Острожское владение и увеличили его удел округами Заславским и Корецким. В 1390 году Ягелло снова подтвердил за ним княжества Острожское и Заславское, и в том же году Великий князь Витовт особою грамотою утвердил Феодора в его имениях: Бродове, Радосиолках, Радогоще, Межиречах, Дьякове, Свищеве и других. 275 После этого история молчит о преподобном Феодоре до 1408 года. За несколько лет пред этим (1399) литовский князь Свидригайло, не любимый Ягеллом и Витовтом за его преданность к православной вере и русской народности, был схвачен польским войском, находящимся на Волыни под начальством Петра Шафранца Медусского и по распоряжению Витовта посажен в Кременецком замке, в цепях под присмотром тогдашнего Кременецкого старосты Кондрата Фалькенберга (поляка).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

центр. архива 2,037, стр. 3, п. 24). Ещё оно упоминается в акте от 1566 года 16 февраля в жалобе земянина Левка Верховского о захвате части его Верховского имения земянкой Марией и другими Верховскими. Ещё оно упоминается в акте от 1566 года 16 февраля в жалобе земянина Левка Грицковича Верховского об ограблении его крестьян, грабеже имущества и захвате Верховской земли земянином Левком Грицковичем Верховским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 6, пп. 23:24). Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 21 февраля в жалобе земянки Агафии Верховской об убийстве её крестьянина в селе Верховском паном Левком Верховским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 5, п. 52). При церкви села Верхова священнослужителями состояли: 1) свящ. Афанасий Семигиновский (1788–1791 гг.); 2) свящ. Григорий Шавровский (1788–1792 гг.); 3) свящ. Прокофий Лысаковский (1792–1793 гг.); затем с февраля 1793 г. по апрель 1794 г. в метрич. книгах подписаны наблюдающими священники соседних сёл; 4) свящ. Иларион Корнилович (1794–1822 гг.); 5) свящ. Лазарь Гловацкий (1822–1828 г.); затем с 1828 по 1830 г. требы были исправляемы заштатным свящ. Иларионом Корниловичем; 6) свящ. Феодор Удонович 1830–1839 гг.); затем с 1839 г. по 1842 г., наблюдающим был свящ. с. Гульчи Феодор Малькевич; 7) свящ. Леонтий Ковалевккий (1842–1867 гг.); затем с 1867 г. по 1868 г., наблюдающим был свящ. с. Коростовы Иоанн Костюкевич; 8) свящ. Афанасий Рыбчинский (1868–1870 гг.); затем с 1870 по 1871 г. наблюдающим был опять тот же свящ. с. Коростовы Иоанн Костюкевич; 9) свящ. Антоний Томецкий (1871–1885 гг.); 10) свящ. Климент Яцковский – с 1885 г. по настоящее время (1890 г.) служит. Село Гульча – под именем села Гольчи – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, где, между прочим, сказало, что в селе Гольче княгини Ильиной ничего не брать в качестве мыта с проезжих (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 139). Ещё оно – под именем села Голче, как имение пана Янько Чаплича – упоминается в акте от 1466 года 20 июня, где Янько Чаплич заявляет, что он променял князю Ивану Васильевичу Острожскому село своё Голче, «отчину свою правую», доставшуюся ему от его брата, на двор князя Острожского Межиречье, причём князь додал ему ещё 30 коп широких грошей; при этом Чаплич за себя и детей своих общается за это служить князю и детям его вечно, а также ни продавать, ни отдавать, ни заменять никому этого полученного от князя двора; в случае же если бы он, Чиплич, или дети его захотели прочь уйти от князя, не желая служить ему, тогда и двор Межиречье и село Голче имеют перейти в вечную собственность князя Острожского и детей его Archiwum Сангушков т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010