А сам между тем с отборным войском засел не вдали в горах, выжидая неприятеля. Не подозревая никакой хитрости, Бучацкий дался в обман, и в полном уверении, что это точно небольшие отряды беспокоят город и его окрестности, вышел из крепости, чтобы наказать разбойников и погнался за татарами. Татары стали незаметно отбиваться и отступать, пока не привели его на данное место. Теперь только Бучацкий понял в чем дело, но уже было поздно. Отрезанный от крепости; он принужден был уступить ее, и, не смотря на самое отчаянное сопротивление, достался в плен Феодору. 279 Феодор тотчас отправил его к Свидригайлу, а сам, немедля, пошел к Каменцу Подольскому и здесь, овладев крепостью, подчинил ее своей власти без великого сопротивления. 280 Теперь вся Подольская страна была в руках Феодора, или точнее в руках Свидригайла, во имя которого Феодор действовал. Потому, покончив, поляками в Каменце, Феодор оставил надежную стражу на Подольи, а помимо Теребовля и Олеска, вверх по Бугу, снова отправился на Волынь к Владимиру. Там в это время действовал во имя Свидригайла другой русский полководец – Нос, управлявший значительными отрядами Волынского войска. Неутомимый Острожский князь тотчас соединился с Носом и вместе «ним отправился чрез Любовлю в Подлясье осаждать замок Брест-Литовский, занятый польскими войсками. Правда на этот раз счастье не совсем благоприятствовало Феодору у Бреста. Уже русские полководцы сожгли окрестности и, осадивши замок, «за малым чим не взяли его во власть свою»; как в то самое время к Бресту прибыли польские войска, посланные королем на выручку замка, и Феодор должен был снять осаду. Но вслед за сим он ударил снова на другие Вольские войска и, соединившись с Носом, прогнал поляков за Буг, и таким образом мало не всю Литву очистил для Свидригайла. Теперь поляки по неволе должны были понять, что с православным русским народом вовсе не так легко справиться, как это казалось с первого взгляда. Вследствие этого, не смотря на всю свою фанатическую преданность Польше и католицизму, Ягелло должен был наконец уступить, и как борьба, очевидно, шла за православие и русскую народность, то, благодаря победам Феодора, польский король вынужден был «не только особым законом оградить свободу православной церкви на Волыни, но и сравнить русское дворянство с польским в правах и преимуществах и обязался оставить без исполнения все замыслы, враждебные православию (1433).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Отсюда после пожара 1825 г. образ этот был перенесен в старинную Острожскую Николаевскую церковь , а отселе по упразднении ея в нынешнюю церковь Пятницкую. 403 Судя потому, что эта икона возобновлена, и самое возобновление ее относится, по свидетельству знатоков, к прошедшему веку, – надобно думате, что нроисхождение ее восходит к XVII или к началу XVIII в. 404 Между тем на этой иконе пр. Феодор изображен в мантии, с книгою в руке и в епатрахили. В таком же виде изображается он и в церкви Кирилло-Мефодиевского Острожского братства и др. Значит, на Волыни издревле было предание о посвящении пр. Феодора в иеромонаха. И это предание довольно вероятно, потому что вообще в древности всегда любили отличать высоких подвижников благочестия священным саном; тем более право на таковое почтение по всем правам заслуживал пр. Феодор, соединившей вместе с высоким благочестием подвижника знаменитое происхождение и громкую историческую славу в свете. Подобно тому, как ничего почти не знаем мы о жизни и деятельности пр. Феодора в Киево-Печерской Лавре, также точно неизвестно нам и о времени его кончины. Старинное малороссийское сказание говорит только, что пр. Феодор Данилович, князь Острожский, оставивши прелесть мира сего и княжескую славу, аж до смерти душу свою всяко украшаючи, Господеви в руце отдал. 405 Но когда это было, оно не отвечает на это ни слова. Г. Максимович , соглашаясь с Преосв. Филаретом касательно поступления пр. Феодора в печерскую обитель после 1438 г., не разделяет мнения митрополита Евгения, относительно предполагаемой последним, кончины пр. Феодора в конце XV в. 406 И точно, не смотря на то, что это мнение повторяется в словаре и указателе святыни Киева и в других книгах, оно на самом деле не заслуживает вероятия по той простой причине, что оно назначает для пр. Феодора необыкновенно длинный период жизни. Ибо если даже считать рождение пр. Феодора за 20 лет до первого его появления в истории (1386 г.), то, приложив это время к 1438 г., мы получим таким образом 72 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); преподобный Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094); преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский († 1460); святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская († 1546); преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский († 1651); и святой преподобномученик Макарин, архимандрит Овручский († 1678). Правда из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. 4 Из остальных святых угодников преподобный Феодор, например, покоится в Киеве в дальних пещерах, 5 там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. 6 блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимира-Волынского то же перевезен в Киев для погребения, и там положен в церкви святых апостолов Петра и Павла, которую сам создал. 7 Что касается преподобномученика Макария Овручского, то мощи его еще далее, – именно в Переяславле, Полтавской губернии, где и поныне открыто почивают в каменном храме Вознесенского Переяславского монастыря, благоговейно чтимые соседними обитателями Полтавской, Черниговской и других ближайших губерний. 8 И это обстоятельство, к сожалению, долго было причиною того, что многие из этих святых, особенно в период латино-униатского и польского преобладания в пределах западной России, почти вовсе неизвестны были на Волыни. Но какие пределы пространства и времени в состоянии разрушить то внутреннее, духовное родство, которое находится между этими святыми и землею Волынскою, вследствие их происхождения из Волыни, непосредственного, кровного родства с её обитателями и жизни их, проведенной в пределах Волынских на служении Господу, церкви и родине? Иначе, в самом деле, как, если не угодниками Волынскими, назовете вы преподобного Феодора Острожского, или блаженного Макария Овручского, которые и родились на Волыни, – один от родовитых князей Волынских-Острожских (около 1366 года), другой от здешней Волынской фамилии – Токаревских (около 1620 года), 9 и большую часть своей жизни провели на земле Волынской, и только вследствие особых церковных и политических обстоятельств своего времени удалились из своей родины, чтобы окончить жизнь свою вне её – один в звании инока Печерского, а другой в качестве изгнанника, спасающегося от насилий и преследований латино-униатских, но к несчастию, сделавшегося жертвою других врагов, не менее опасных в его время, т.е. татар, от которых потом положил и живот свой в пределах южной России, в городе Каневе, нынешней Киевской губернии? 10

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Значит, на Волыни издревле было предание о посвящении преподобный Феодора в иеромонаха. И это предание довольно вероятно, потому что вообще в древности всегда любили отличать высоких подвижников благочестии священным саном; тем более на таковое почтение по всем правам заслуживал преподобный Феодор, соединивший вместе с высоким благочестием подвижника знаменитое происхождение и такую громкую историческую славу в свете, Подобно тому, как ничего почти не знаем мы о жизни и деятельности преподобного Феодора в Киево-Печерской Лавре, также точно неизвестно нам и о времени его кончины. Старинное малороссийское сказание говорит только, что, преподобный Феодор Данилович, князь Острожский, оставивши прелесть мира сего и княжескую славу, аж до смерти душу свою всяко украшаючи, Господеви в руце отдал. Но когда это было, сие не отвечает на это ни слова. Максимович, соглашаясь с преосвященным Филаретом касательно поступления преподобного Феодора в Печерскую обитель после 1438 года, не разделяет мления митрополита Евгения, относительно предполагаемой последним кончины преподобный Феодора в конце XV века. И точно, не смотря на то, что это мнение повторяется в словаре и указателе святыни Киева и в других книгах, оно на самом деле не заслуживает вероятия по той простой причине, что оно назначает для преподобный Феодора необыкновенно длинный период жизни. Ибо если даже считать рождение преподобный Феодора за 20 лет до первого его появления в истории 1386 года, то, приложив это время к 1438 году, мы получим таким образом 72 года. Значит к концу XV века Феодору должно было исполниться не менее, по крайней мере, как 120 лет. 287 Но это, очевидно, такой длинный период жизни, который непременно был бы замечен историей, если бы это действительно было на самом деле. Поскольку же история молчит об этом, то со всею вероятностью надобно полагать кончина преподобный Феодору около 20-х или 30-х годов второй половины XV века, когда ему должно было исполниться лет 80–90. 288 С большею или меньшею достоверностью можно сказать только, что преподобный Феодор скончался 11 августа, ибо в этот день издревле совершается его память в Лавре, и при том особо, а не вместе только с остальными угодниками Феодосиевой пещеры 28 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Предстоящие заметили: «Ты при всех нас говорил князю». Василий же сказал: «Всех вас бес прельстил; я же ни князя, ни вас не видел». Разгневался князь еще больше, повелел и этого мучить без милости, как преподобного Феодора. Не вынося обличения и придя в сильнейшую ярость, от опьянения перешедшую в буйство, он схватил стрелу и уязвил ею блаженного Василия. Преподобный, вынув стрелу из тела своего, бросил ее к ногам князя, говоря: «Стрелой этой в скором времени ты сам уязвлен будешь». Это и сбылось по проречению святого. Но перед этим князь повелел преподобных Феодора и Василия, оставшихся чуть живыми от мук лютых, заключить особо в темницу, чтобы утром мучить их снова. И в эту-то ночь уснули преподобные честной своей смертью пред Господом. Господь извел из темницы души их исповедатися имени Его святому во свете присносущнем. Братия, узнав о кончине святых страдальцев, пришли в темницу и взяли честные телеса их, предав погребению в пещере варяжской, где преподобные и подвизались богоугодно. Но потом они были перенесены в пещеру преподобного Антония, где и доныне лежат нетленно в одеждах и окровавленных власяницах, которые также пребывают нетленны. По прошествии немного времени после блаженной кончины их сбылось пророчество преподобного Василия: 15 июля 1099 года на стене Владимирской крепости князь Мстислав во время междоусобной войны с Давидом Игоревичем был неожиданно сквозь отверстие доски поражен стрелой в грудь. И тогда вспомнил он о стреле своей, коей уязвил блаженного Василия и сказал: «Умираю ныне ради преподобных Феодора и Василия» – и в следующую ночь скончался. Так злой убийца принял отмщение за неправое дело свое. Преподобные же страдальцы, как победители диавола, увенчаны не сребром тленным и златом, но славой и честью и удостоены неувядаемого венца от «камене честна», еже есть Христос ( 1Кор. 10, 4 ). Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Василий имел бы право укорять Императора нарушением договора с Россиею; но зная, что такие упреки бесполезны и что Политика легко все извиняет, он за доброе намерение изъявил ему благодарность и свою готовность к миру. Обязываясь быть посредником совершенно беспристрастным и даже объявить войну Литве, если Король не согласится на предложения умеренные, честные, справедливые, Максимилиан хотел, чтобы наши уполномоченные съехались для того с Литовскими в Дании или на границе, или в Риге: Великий Князь сказал, что переговоры должны быть в Москве, как всегда бывало, а не иначе, и дал опасную грамоту для Королевских Послов, назвав себя в ней Смоленским. Они приехали: Ян Щит, Наместник Могилевский, и Богуш, Государственный Секретарь, с семидесятью Дворянами; но их не впустили в Москву: велели им жить в Дорогомилове: ибо Великий Князь узнал, что войско Сигизмундово вступило в наши пределы и что сам Король находился в Полоцке с запасною ратию. Сие нападение было местию. За несколько времени пред тем Воевода Псковский, Андрей Сабуров, без ведома Государева ходил с тремя тысячами воинов на Литву: шел мирно, не делал никакой обиды жителям и стал у Рославля, объявив гражданам, что бежит от Великого Князя к Королю. Они поверили и выслали ему, как другу, съестные припасы; но Сабуров нечаянно, в торговый день, взял Рославль, обогатился добычею и вывел оттуда множество пленников, из коих освободил только 18 купцев Немецких. Чтобы наказать Псковитян, Герой Сигизмундов, Константин Острожский, хотел завоевать Опочку, где был Наместником Василий Михайлович Салтыков, достойный жить в Истории: ибо он редким мужеством удивил своих и неприятелей. Литовцы вместе с наемниками Богемскими и Немецкими две недели громили пушками сию ничтожную крепость: стены падали; но Салтыков, воины его и граждане не слабели в бодрой защите, отразили приступ, убили множество людей и Воеводу Сокола, отняв у него знамя. Между тем Воеводы Московские спешили к Опочке: из Великих Лук Князь Александр Ростовский, из Вязьмы Василий Шуйский. Впереди были Князь Феодор Оболенский Телепнев и храбрый муж Иван Лятцкий с Детьми Боярскими: они близ Константинова стана в трех местах разбили наголову 14 тысяч неприятелей и новую рать, посланную Сигизмундом к Острожскому; пленили Воевод, взяли обоз и пушки. Наша главная сила шла прямо на Константина: он не захотел ждать ее, снял осаду, удалился скорыми шагами и не мог спасти тяжелых стенобитных орудий, которые остались трофеями Салтыкова. Россияне загладили стыд Оршинской битвы, возложив на Константина знамение беглеца, по выражению одного Летописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В тоже самое время на Волыни восстает и действует блаженный Феодор, князь Острожский, который до поступления своего в обитель Печерскую, единственною целью своей жизни и деятельности полагает защиту православия и русской национальности на своей родине против усилий папизма и его клевретов Поляков. Истинный и ревностный сын православной церкви, он усердно строить и украшает св. храмы на Волыни, наделяет их богатыми вкладами, и тем самым живейшим образом споспешествует к возвышению православия, тогда как папизм употреблял все усилия, чтобы раз: рушить его. В тоже время для православия Волынян необходимо было не иметь никакой политической зависимости от Польши и её латинствующих панов и правителей. Вследствие этого, когда Ягелло, великий князь Литовский, женившись на польской королевне Ядвиге, начал проследовать православие и русскую народность в пределах юго-западного края России, блаженный Феодор мужественно принял сторону православного Свидригайло, и своими победами над поляками и сторонниками Ягелло сделал то, что, не смотря на всю свою фанатическую преданность Польше и католицизму, Ягелло должен был уступить, и «не только особым законом оградил свободу православной церкви на Волыни, но и сравнял русское дворянство с польским в правах и преимуществах, и обязался оставить без исполнения все замыслы враждебные православию». К этому же времени относится и св. Иулиания Ольшанская, которая, как святая и Богом прославленная дочь знаменитого Волынского князя, по своим ближайшим родственным связям с домом Волынских князей Заславских и другими знатнейшими фамилиями Волынскими и Литовскими, без сомнения, святостью своей жизни н примером благочестия, поневоле располагала к себе своих родичей, и таким образом, весьма естественно не мало споспешествовала к поддержанию и утверждению православия на Волыни, колеблемого от преследований и насилий латино-польских. 461 За тем со времени Брестской унии (1596) Волынь вступает в новый период церковной и политической жизни, период положительного латино-польского преобладания и господства и открытого гонения со стороны иезуитов и униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

К сожалению, многие политики используют культурные различия между востоком и западом нашей страны для своих собственных целей, тем самым разделяя ее. Но, с точки зрения Церкви, эти различия являются не слабостью Украины, а ее силой. Ведь разнообразие всегда содержит в себе огромный потенциал для развития. И Церковь должна способствовать реализации творческого потенциала украинского разнообразия. Украинская Православная Церковь объединяет восток и запад, юг и север нашей страны. Она составляет пример для объединения Украины, где никто не считает другого менее достойным. Наш наследник должен заботиться о единстве Церкви и украинского народа на основе взаимоуважения и терпения, которые заповедовал Господь. Объединительное значение Киевского наследия Передавая давнюю кафедру Киевских митрополитов нашему преемнику, мы также должны сказать несколько слов о значении богохранимого града Киева для Украины и нашего церковного сознания. Осознавая место Руси в мировой истории, древнерусские книжники символически отождествляли ее с главным городом государства — Киевом, перестроенным во времена Ярослава Мудрого по образцу Иерусалима. Так возникла «киевская идея», которая пыталась определить место Руси и Украины в мировой истории через восприятие древнего Киева как «нового Иерусалима». Истоки этой идеи уходят во времена Киевской Руси. «Повесть временных лет» с ее преданием о возникновении Киева по благословению апостола Андрея Первозванного, идея Киева как города Божьего избрания и Присутствия в «Слове о законе и благодати», Киев как «второй русский Иерусалим» митрополита Иова Борецкого или образ небесного «святого Киева» у Тараса Шевченко… Стоит только назвать несколько выдающихся фигур истории и культуры и становится понятно: идея Киева как нового Иерусалима действительно издавна играет символическую объединительную роль в украинском сознании и культуре. Возложив надежду на Господа, будем просить у Него помощи и щедрой милости и верить, что вместе с нами за народ Украины и его Церковь молитвы Господу и Пресвятой Богородице подносят и сонмы святых Земли Русской: святой равноапостольный князь Владимир и благоверный князь Ярослав Мудрый, святители Иларион, Михаил, Макарий и Петр, митрополиты Киевские, святитель Димитрий Ростовский, святые Антоний, Феодосий и все преподобные отцы Киево-Печерские, преподобные отцы Иов Почаевский, Афанасий Брестский, Николай, князь Луцкий, Макарий Каневский, Феодор князь Острожский, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, со всеми Новомучениками и исповедниками веры, которые страданиями и кровью засвидетельствовали свою верность Воскресшему, и весь сонм святых, прославившихся на нашей земле. Заключение

http://pravmir.ru/duhovnoe-zaveshhanie-m...

стр. 3, примечание 1-е. 261 Желающих ближе познакомиться с этим съездом отсылаем к книге Крашевского: Wspomnenia Wolynia, poliesia i Litwy, – Wilno 1840 г. стр. 51–87. 262 После утрени Фотий лег отдохнуть. В это время в его комнате вдруг воссиял необыкновенный свет, и святитель увидел пред собою Ангела Божия, который сказал ему, что Господь «дал ему седмицу на рассмотрение его жизни и на распоряжение о пастве». Русские святые, июль, стр. 24. 263 Стебельский, Przydatek do Chronologii, т. III; Максимович, «Письмо о князьях Острожских к графине А.Д. Блудовой». Киев, 1866 г. стр. 3. Сравни Кромер т. IX, стр. 239; Крушинский «Исторический очерк Волыни», Житомир. 1867 г. стр. 61. 264 Максимович. О князьях Острожских, стр. 4. По представлению польских писателей родословие князей Острожских начинается собственно с Ярослава Святополковича, внука святого Владимира, князя Владимирского на Волыни, убитого в 1113, году под Киевом, во время войны с Владимиром Мономахом . Этот Ярослав был дед Давида Игоревича, и, как предполагают, родоначальник князей Острожских. Напроцкого. Herby 1099. Сравни Стебельский, Przydatek do Chronologii, t. III, стр. 4, 9. 265 См. родословную таблицу князей удельной системы в любой Русской Истории, например, Иловайский Краткие очерки русской Истории, отд. II, стр. 25; Максимович, о князьях Острожских, стр. 4. 269 В конце Волынской летописи между прочим читаем следующее: «В лето 6800 (1292) преставися Пинский князь Юрий, сын Владимиров, кроткий смиренный. И плакася по нем княгиня его, и сынове его и вси людие плакахуся по нем плачем великим». «Из сыновей этого-то Юрия, говорит Максим, с князя Димитрия и начинаются князья Острожские». Максимович, о князьях Острожских, стр. 6. 270 То, что некоторые и в том числе сам преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский в своих Жизнеописаниях русских святых (см. 28 августа) называют преподобного Феодора не Даниловичем, а Васильевичем, есть не более как догадка Несецкого, который в своем Гербарии (т. III) помещает между Феодором и Даниилом еще некоего неизвестного Василия, на том, как объясняет Стебельский, на том основании, что: 1) «помянутый Даниил жил будто бы только до 1349 года», между тем известно, что Феодор процветал даже до 1432 года – для какового продолжения времени Несецкому, по словам Стебельского, «показалось недостаточным, чтобы Феодор был сыном Даниила»; 2) «Он (Несецкий), по словам Стебельского, сам говорит, что он читал в правных памятниках Острожского (иезуитского) коллегиума, будто Федор (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010