Предстоятель Украинской Церкви совершил поездку на Волынь 26 октября 2015 г. 15:18 23 октября 2015 года, в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, в день памяти Собора Волынских святых, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил богослужение в храме Всех святых земли Волынской города г. Луцка. Его Блаженству сослужили: митрополиты Вышгородский и Чернобыльский Павел , Волынский и Луцкий Нифонт , Белоцерковский и Богуславский Августин , Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир ; епископ Ирпенский Климент , а также духовенство города и гости Владимир-Волынской епархии в священном сане. За Литургией молился председатель Волынской областной госадминистрации Владимир Гунчик. За богослужением пели хор студентов Волынской духовной семинарии и участники хора храма Всех святых земли Волынской «Волынские колокола» под руководством Марии Выслоцкой. Празднование Собора Всех святых, в Земле Волынской просиявших, было установлено в 1881 году. В том году 10 октября (по ст. ст.) Свято-Успенская Почаевская лавра отмечала 50 лет со дня возвращения в лоно Православной Церкви. Среди 33-х угодников Божиих Собора святых исторической Волыни — святой равноапостольный князь Владимир, первые епископы Волыни святители Стефан и Амфилохий, святой благоверный Ярополк, князь Владимир-Волынский, святой преподобный Феодор, князь Острожский, святая праведная Иулиания, княжна Ольшанская, преподобномученик Афанасий Брестский и Макарий Овруцкий, преподобные Иов и Амфилохий Почаевской. После чтения Святого Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленным верующим со словом проповеди. Митрополит Онуфрий отметил, что святые Волынской земли — это люди разного социального положения и возраста, преподобные и праведные, но каждый из них в свое время и на своем месте угодил своей земной жизнью Богу. А угождать Господу означает, как сказано в Священном Писании, «друг за друга тяготы нести, и этим осуществить закон Христов» (см. Гал. 6:2).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели), вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853) КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (псевд. К. Р.) (1858-1915), вел. князь, гос. деятель, поэт, драматург, переводчик, почетный член С.-Петербургской АН КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель 98-100 КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 100-111 111-113 КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников 119-131 КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. 131-134 КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) 134-193 193-299 299-343 113-114 114-115 КОНСТАНТИН РУССКИЙ [Константин Неаполитанский] († 1742), сщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. 115-117 КОНСТАНТИН ФЕОДОРОВИЧ см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин, св. благоверные князья Ярославские и Смоленские (пам. 19 сент., 5 марта) 117--118 КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

323 После утрени Фотий лег отдохнуть. В это время в его комнате вдруг воссиял необыкновенный свет и святитель увидел пред собою Ангела Божия, который сказал ему, что Господь – «дал ему седмицу на рассмотрение его жизни и на распоряжение о пастве». – Русск. свят. Июль, стр. 24 327 Стебельского: Przydatek do Chronologii, т. III. – Максимовича: «Письмо о Князьях Острожских к графине А. Д. Блудовой». Киев, 1866 г., стр. 3. – Сравн. Кромера т. IX, стр. 239. – Крушинского: «Исторический Очерк Волыни». Житомир, 1867 г., стр. 61. 328 Максимовича II, о князьях Острожских, стр. 4. По представлению Польских писателей родословие Князей Острожских начинается собственно с Ярослава Святополковича, внука Св. Владимира, Князя Владимирского на Волыни, убитого в 1113 году под Киевом, во время воины с Владимиром Мономахом . – Этот Ярослав был дед Давида Игоревича, и как предполагают, родоначальник Князей Острожских. Папроцкого, Herby, 1099. Сравн. Стебельского Przydatek do Chronol. т. III, стр. 4 – 9. 329 См. родословную таблицу князей удельной системы в любой Русской Истории, напр. Иловайского: «Краткие очерки русской Истории», отд. II, стр 25; Максимовича II. «О князьях Острожских», стр. 4. 333 В конце Волынской Летописи между прочим читаем следующее: «В лето 6800 (1292 г.) преставися Пинский Князь Юрий, сын Владимиров, кроткий, смиренный... И плакася по нем Княгиня его, и сынове его и вси людие плакахуся по нем плачем великим». «Из сыновей второго Юрия, говорит Максим., с князя Димитрия и начинаются Князья Острожские». П. О князьях Острожских, стр. 6. 334 То, что некоторые и в том числе сам преосв. Филарет, архиеп. Черниговский в своих жизнеописаниях Русских Святых (см. м. Август, 28 д.) называют пр. Феодора не Даниловичем, а Васильевичем, есть не более как догадка Несецкого, который в своем Гербарии (т. III) помещает между Феодором и Даниилом еще некоего неизвестного Василия, на том, как объясняет Стебельский, основании, что 1) «помянутый Даниил жил будто бы только до 1349 года»; между тем известно, что Феодор процветал даже до 1432 года» – для какового продолжения времени Несецкому, по словам Стебельского, «показалось недостаточным, чтобы Феодор был сыном Даниила»; 2) «Он (Несецкий), по словам Стебельского, сам говорит, что он читал в правных памятниках Острожского (Иезуитского) коллегиума, будто Федор (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

114 Нифонт говорит о Борисе: «Боярин Борис Феодорович бяше муж добродетелен весьма и богобоязлив и весьма кипяше всякою добродетелию Богу и человеком» (лист. 179). 115 Св. князь Роман Владимирович Угличский, внук в. кн. Константина Всеволодовича, жил в бедственное время нашествия Батыева и преставился в 1285 году. 117 В «книге о Российских святых» царь Феодор Иоаннович поставлен в лике Московских чудотворцев. Повествуют, что в предсмертном томлении он беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим святителем, и что в час кончины Феодора ощущалось неизреченное благоухание в палатах кремлевских. 120 Так для православных воспрещены были браки с папистами, и затруднен доступ к общественным должностям. Но в последствии эти меры были оставлены, потому что «жатва не отвечала ожиданиям», как говорит известный Галицкий писатель Зубрицкий. 121 Разделение Русской митрополии на две – Московскую и Киевскую, было вредно для последней. Митрополит, подданный короля – паписта, не имел довольно силы, чтобы защищать православие, а влияние патриарха Цареградского, под властью которого оставалась южнорусская Церковь , было слишком незначительно. 122 На Люблинском сейме Польша присвоила себе, на особых правах, лучшие области великого княжества Литовского – Киев, Волынь, Украйну. Тогда же прелаты заговорили о религиозной унии в самых обширных размерах. Желающих подробнее ознакомиться с действиями иезуитов в эпоху, предшествовавшую Брестской унии, отсылаем к превосходному сочинению г. Кояловича: «Литовско-церковная уния.» 123 Князь Курбский оплакивал воспитание иезуитское, направленное к совращению православных в папизм (Киевлянин Максимовича на 1840 г., стр. 239.) 124 Старшим из училищ (после Острожского, известного еще прежде) было Львовское. Антиохийский патриарх Иоаким, прибыв в Россию с наставлениями Цареградского патриарха Иеремии, в 1586 г. дал братству Львовскому устав и одушевил его ревностью открыть школу и типографию, а патриарх Иеремия, получив известие о том от Иоакима, прислал в Львов Елассонского архиепископа Арсения, который принял на себя обязанность преподавать в новом училище уроки, и преподавал два года. Львовским братством издана была (1591 г.) первая еллинословенская грамматика. Прочие братства действовали усердно в том же духе, по мере средств своих. Кроме того епископом Львовским Гедеоном заведено было училище в Стрятине. Предметами учения были: языки Греческий, Славянский, Русский, диалектика и риторика.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

1. Святой Благоверный Ярополк, во св. крещении – Пётр, князь Владимир-Волынский, правнук Святого равноапостольного Владимира и сын Изяслава Ярославича, великого князя Киевского. Преставился (убит) в 1086 году. Мощи его почивают в Киеве под спудом, – погребён был в церкви святого Петра – в существовавшем некогда Димитриевском монастыре. Память его чтится 21 Ноября (канун его кончины). 2. Преподобный Стефан Печерский, епископ Владимир-Волынский. Преставился в 1094 году. Мощи его почивают во Владимире-Волынском, под спудом, под развалинами Успенского бывшего кафедрального Волынского собора. Память его чтится 27 апреля (день его кончины). 3. Святой Преподобный Феодор, в монашестве – Феодосий, князь Острожский, старший сын Даниила Васильевича Острожского. Ревностный защитник православия и русской народности против латинян и поляков. Преставился в 1435 г. Мощи его почивают в Киеве в дальних пещерах. Память его чтится 11 августа (в день его кончины), а также 28 августа (совместно с другими св. угодниками Киевскими, почивающими в дальних пещерах. 4. Святая Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская-Дубровицкая, дочь Георгия Ольшанского, князя на Дубровице. Преставилась в 1550 году на 16-м году от роду и погребена в Киево-Печерской Лавре под южной стеной великой Печерской церкви Успения Пресвятой Богородицы, у придела святого Иоанна Богослова, где потом, в 1624 году, были обретены её святые мощи. Мощи её почивают в Киеве в дальних пещерах, вблизи церкви и келии Пр. Антония. Память её чтится 6 июля (в день открытия её мощей). 5. Святой Преподобный Иов, в схиме – Иоанн, игумен Почаевский, по фамилии Железо, родился около 1551 года в нынешней Галиции, в области Покутье, что между р. Днестром и Молдавией. Ещё на 10-м году от роду (около 1560 г.) он ушёл в соседний Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни был пострижен в монашество, на 30-м году жизни (около 1581 г.) посвящён в священный сан и принял схиму под именем Иоанна, данным ему при крещении и перешёл игуменом в Дубенский Крестовоздвиженский монастырь (1582–1602 г); игуменом Почаевского монастыря стал около 1602 года. Был одним из деятельных защитников Православия против унии и латинства. Преставился 28 октября 1651 года в Почаеве (Волынской губ.). Спустя восемь лет мощи его были открыты Киевским митрополитом Дионисием Балабаном в 1659 году 28 августа. Затем после возвращения в 1831 году Почаевской обители из унии в Православие, мощи его Иннокентием Епископом Волынским вместе с Кириллом – Архиепископом Подольским и Брацлавским – вновь были торжественно, с разрешения Свят. Синода, открыты 28 августа 1833 года для всенародного чествования в Почаевской Свято-Успенской Лавре. Память его местной Православной Церковью чествуется 28 августа (день открытия его мощей ещё при Дионисии Балабане), а также 28 октября (день его блаж. кончины 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Рядом с гробом преп. Феодосия находится дверь, чрез которую входят в Лаврскую ризницу. В этой последней собрано много предметов церковной утвари и украшений, преимущественно пожертвованных благочестивыми русскими царями, императорами, императрицами, великими князьями, равно как и другими благотворителями св. Обители. У южной же стены главного придела Великой церкви, возле иконостаса, в серебряной раке почивает глава св. равноапостольного князя Владимира. Св. Владимир, бывший крестителем и христианским просветителем русского народа, скончался 15 июля 1015 г. Он был погребен в построенной им Десятинной церкви. Могила его во время последующих разорений Киева была сокрыта. Только уже в 1636 г. митрополитом Киевским Петром Могилою , при исследовании развалин Десятинной церкви, была обретена глава св. Владимира и положена в Великой Лаврской церкви. В Богословском приделе, у северной стены его, возле иконостаса, находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревскою. Такое наименование эта икона получила от того, что пред нею молился в последние минуты своей жизни бывший великий князь Киевский св. Игорь Ольгович, подвизавшийся в схиме в древней Киевской обители во имя св. великомученика Феодора и там убитый возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Пред сею иконою усердно молятся особенно те из богомольцев, которые подвергаются каким–либо несчастиям. В том же приделе, на южных дверях иконостаса, находится чтимая богомольцами икона святителя Николая Чудотворца, с частицею мощей его. Здесь же, при южной стене Богословского придела, возле иконостаса, в нише, в особой гробнице, находятся частицы св. мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и прочих святых греческих, сербских, молдавских и русских, а также и другие святыни. Под полом Великой Лаврской церкви погребены тела многих русских древних князей, малороссийских гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. В числе других погребен здесь и вышеупомянутый покровитель Лавры и ревнитель благочестия, князь Константин Иванович Острожский, над могилою которого устроено особое надгробие, находящееся в северной стене Великой Лаврской церкви, ближе к западной стене ее, где люди науки, и вообще все желающие видеть оригинальное надгробие могут осматривать его, с разрешения начальства Лавры. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что монахи жили не в самом монастыре, а вокруг него, «в дебрях и лесах, в глухих пещерах, и тайно собирались в единственной уцелевшей части храма для богослужений». Вопрос: Из истории нам известны конфликты, имевшие место именно в то время, а также процесс принятия унии, т.е. насильственное обращение православных христиан в католиков. Так же Киево-Печерский монастырь оказал определенное влияние на развитие Церкви и создание монастырей по всей России. Это правильное замечание, так что в середине 14 века началась литовская экспансия в Украину. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение римо-католичества. Несмотря на это, Печерский монастырь продолжал жить «полнокровной жизнью». Об этом же свидетельствует и то, что юноша Арсений, родом из Твери, принявший монашество во второй половине XIV века «… возрадовался духом, обретя в Киево-Печерской обители иноков, которые добродетелями просияли, как звезды на небосводе, и, стараясь подражать им, в течение многих лет проходит через различные степени послушания». Определенное влияние на развитие Церкви в русских землях оказал Печерский монастырь, в то время было много испытаний и невзгод. Так, во второй половине XIV века м ахрищским чудотворцем Стефаном, монахом Киево-Печерского монастыря, был основан Махрищский монастырь недалеко от Москвы, а в Вологодской области Авнежский монастырь. Епископ Тверской Арсений основал Успенский монастырь в своей Желтоводской епархии. В конце XIV века печерский монах Кузьма Яхромский основал монастырь на реке Яхроми во Владимирском уезде (недалеко от Москвы). В этот период Печерский монастырь пользовался большой славой, так что некоторые из русских князей часто приезжали в Лавру, где оставались навсегда, а некоторые из них сами прославились как известные подвижники. Именно здесь в 1439 году принял монашество с именем Феодосий известный полководец князь Феодор Острожский, который передал монастырю свое богатство.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/27/...

Жизнь и деятельность Святаго Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни X. Пребывание блаженного Олега князя Брянского на Волыни XI. Сказание о жизни и деятельности святителя Петра митрополита Киево-Московского, урожденца Волынского Отделение третье. Святые угодники Волынские и другие находившиеся в ближайших отношениях к Волыни во времена владычества Литовского и разделения Митрополии I. Память святителя Феогноста митрополита Киево-Московского на Волыни II. Жизнь и деятельность Святителя Киприана Митрополита Киево-Московского на Волыни III. Святитель Фотий митрополит Киево-Московский на Волыни.      IV. Преподобный Феодор князь Острожский, в монашестве Феодосий. (11-го и 28-го Августа) 1. Происхождение и род Преподобного Феодора и его родители 2. Первоначальные действия Феодора на Волыни и его участие в Гусситских войнах в Чехии до вступления в союз с Свидригайлом для борьбы с поляками 3. Преподобный Феодор в борьбе с поляками за православие и русскую народность; Морафская битва и даленейшие действия пр. Феодора на защиту своих соотечественников до размолвки с Свидригайлом 4. Размолвка с Свидригайлом и временное примирение с поляками, Вилькомирская битва – и связь пр. Феодора с Литовским князем Казимиром; его военные и другие заслуги 5. Поступление пр. Феодора в Киево-Печерскую лавру и его деятельность в звании инока. Кончина пр. Феодора. Время его прославления. Заключение Св. Иулиания дева иа Домбровицы. Княжна Ольшанская. (6 Июля.) 1. Происхождение и род св. Иулиании 2. Родители и ближайшие родственники св. Иулиании 3. Время и образ жизни св. Иулиании 4. Открытие мощей св. Иулиании 5. Особые знамения, бывшие от мошей св. Иулиании. Заключение Отделение четвертое. Преподобный Иов, (в схиме Иоанн) игумен Почаевский; его жизнь и прославление Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая I. Житие и страдание святого преподобномученика Макария, архимандрита овручского, переяславского чудотворца 1. Первые годы юности св. Макария. Его пострижение и посвящение в сан Архимандрита Овручского (1620 – 1657) 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В это время великое княжество Литовское находилось в упорной борьбе с Польшей. Витовт, двоюродный брат польского короля Владислава Ягелла, опасаясь, чтобы митрополиты всея Руси, жившие со времен Петра постоянно в Москве, своим влиянием не установили братского единодушия между Литовско–Русскими и Московскими землями, опасного для Литовского правления, поспешил установить для своих земель митрополию, отдельную от Московской. Но еще более он старался прервать всякую политическую связь Литовского княжества с короной Польской. По смерти его, Свидригайло, родной брат Ягелла, следовал его примеру. Для Православия было полезным не иметь никакой зависимости от Польши, поэтому-то и Феодор, князь Острожский, помогал Свидригайлу против Польши, и весьма прославился в этой борьбе. Усилив свои дружины наемными валохами и татарами, Феодор мужественно действовал против Жигмонта Кейстуговича, которого Польша противопоставила Свидригайлу. В 1432 году он овладел замком Смотричем в Подолье и подчинил Свидригайловой власти Луцк, главный из городов Волынских. Вслед за тем разбил он наголову и взял в плен Бучацкого, старосту Каменецкой крепости, и опустошил окрестности Бреста Литовского. Передавши княжеский престол и славу сыну своему Василию, Феодор, по сказанию краткого рукописного жизнеописания, принял в Печерском монастыре святое иночество и, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украсил душу свою всеми добродетелями. Память его 24 (11) августа. Преподобный Софроний затворник Преподобный Софроний, затворивши себя в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и пояс железный. Память его 24 (11) мая. Преподобный Панкратий иеромонах Преподобный Панкратий иеромонах, священствуя Вышнему в преподобии и правде, обогатился чудотворными дарами и от них неоскудно подавал помощь требующим; молитвой и помазанием елеем исцелял он болящих. Память его 22 (9) февраля. Преподобный Аммон затворник Преподобный Аммон, по благословению игумена, странствовал во Святую Афонскую Гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители. Старая открытка с видом на Киево-Печерскую Лавру      – Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре? – Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

http://pravoslavie.ru/79300.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010