Основоположительное для понятия канонизации греческое слово κανν, сказали мы, уже в древней Церкви употреблялось в приложении к клиру или причту; так «священноцерковнослужители, говорит проф. Голубииский в книге своей о канонизации святых 15 , назывались в древнее время канониками – ο καννικοι,– Вас Вел. пр. 6, числящимися в каноне, τ καννι ξεταζμενοι – 1 всел. соб., пр. 16 и 17, людьми канона; ο το καννος; – 4-го всел. соб. пр. 2 и Антиох. соб. прр. 2 и 11». Объясняя значение такого наименования, профессор говорит далее: «это значит, что они (называвшиеся канониками) составляли особую корпорацию людей, числившихся в церковных списках»; но приводимая им вслед за сим справка, (выражение 1-го всел. соб. ’εν τ καννι, 6-й всел. соб., – пр. 5, заменяет выражением: ’εν ερατικ καταλγ), думается нам, дает право еще точнее обозначить это значение в том смысле, что канониками назывались эти люди, как числившиеся в списке именно лиц священных, т.е. носящих на себе священный сан. Этот – то священный сан их, дающий им право называться канониками, как сообщающий им нарочитую благодать святого Духа, которою они призваны освящать верующих, и имеет для нас значение в данном случае. Если священнослужители называются канониками–людьми канона, числящимися в каноне, или священном списке, называются так потому, что чрез рукоположение архиерейское имеют на себе нарочитую благодать Св.Духа, которою и освящают верующих, то нельзя ли в некоторую параллель с этим поставить и канонизацию святых и наше к ним отношение? Правда здесь сразу бросается в глаза то существенное различие, что каноники чрез рукоположение архиерейское получают нарочитую благодать, а угодники Божии чрез акт канонизации только непререкаемо свидетельствуются в наличности у них присущей им божественной силы; но для нас важно то что, как подаваемая чрез рукоположение благодать священства является несомненною для нас в своей наличной действительности, так и акт канонизации делает святость канонизуемого непререкаемою для нас и 2, как облеченные благодатию священства призваны освящать верующих этою благодатию, так и канонизация святых желанна и дорога для нас потому, что если до канонизации того или иного лица о заступничестве и ходайтастве его за людей пред Богом не все знали, не все были уверены и не все к нему прибегали, то теперь это заступническое за нас пред Богом значение его всем непререкаемо – достоверно должно быть известно и все ничтоже сумняся могут прибегать к нему и молиться о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Это один род, одна семья, где каждый член тысячами видимых и невидимых, уз связан со всеми прочими. Мы пользуемся тем, что оставили нам предки. Так или иначе действуя на семью и на окружающих, человека, действует и на самых отдаленных членов целого общества, потому что общество есть единое тело, члены которого суть отдельные семьи. Этого мало – взаимодействие простирается и далее: и целые народы суть ведшие члени одной великой семьи рода человеческого, а потому и они также неизбежно действуют друг на друга, как и семейства на общества и отдельные личности на семейства. И никакими стенами нельзя оградить себя от этого влияния, которое, подобно воздуху, всюду проникает невидимою глазу средою». Этого взаимодействия душ не отвергают и лучшие представители опытной науки, как: Тард, Густав Лебок Генри Друмонд, Шарль Секретан, Гюйо, Бурже и др. 4 Каждый замечал, конечно, что при совместной жизни, или под влиянием сильно возбужденного чувства любви или злобы, при крайнем напряжении воли, мысль или чувство одного влияет на другого, угадывается без слов. Какими же способами происходит это взаимодействие. По мнению материалистов, здесь простое столкновение мозгового вещества. «Наша нервно-мозговая система, воспринимая извне низшие формы энергии, как-то, свет, тепло, химические воздействия и т.д., перерабатывает их в энергию высшего порядка, являющуюся основанием психических движений. Если это верно, то энергия психическая равна энергии световой, электрической и т.д. и может действовать не только в самом организме человека, но и распространяться в окружающей среде. Принимая за отправную точку эту гипотезу, и устанавливая аналогию между стальными проволоками и нашими нервами, эти мыслители находят возможным воздействие одного работающего мозга на другой и признают прямую передачу психических волн или лучей на расстоянии. Известно, состояние нервов должно таким образом отражаться на состоянии окружающего их мирового эфира, а состояние эфира должно воздействовать на нервы других лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   Пусть каждый из вас в сегодняшний день спросит свою собственную совесть: преуспел ли он хоть сколько-нибудь на пути осуществлена заветов св. кн. Владимира в своей личной жизни? потрудился ли он достаточно добросовестно над этим в окружающей среде?    Хочется напомнить вам здесь, дорогие мои чада духовные, о замечательном предсказании, широко распространившемся несколько лет тому назад в эмиграции. Оно приписывается великому подвижнику земли русской преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, и гласит следующее:    За грехи русского народа, постигнет русскую землю страшное кровавое бедствие, во время которого ангелы Божии едва будут поспевать принимать души человеческие. Значительную часть русских людей Господь разсеет по всем народам земли, как разсеял некогда ветхого Израиля. Но так как Промысл Божий всегда всякое зло направляет к добрым последствиям, то и это разсеяние русских людей должно будет послужить тому, чтобы они весь мip познакомили с исповедуемой ими св. православной верой. Кто будет ревностно исполнять эту апостольскую миссию, тех сподобит Господь великой радости возвратиться на освобожденную от ига безбожников родину. А те, кто всецело погрузятся в житейскую суету, отдавшись лишь эгоистическим заботам об устройстве своего собственного земного благополучия и об удовлетворении своих низменных страстей и похотей, те погибнут от той страшной «болезни», которая из России распространится по всем народам земли.    Итак, на всех нас лежит апостольская миссия. Но осуществить ее мы сможем, конечно, лишь в том случае, если сами пребудем верными заветам нашего духовного вождя и просветителя св. равноапостольного князя Владимира.    Возвышенный образ его должен быть светочем для нас, вдохновляющим примером для подражания.    Как и в чем можем мы подражать нашему Просветителю!    Владимир до крещения и Владимир после крещеная это как бы два совершенно разных человека. Мрачный, жестокий, подозрительный, сластолюбивый варвар, каковым ого характеризовал летописец до крещения, он стал после крещения ласковым, приветливым, милостивым, любвеобильным, целомудренным, полным христианского милосердия и снисхождения к людям, князем — подлинным отцом своих подданных, заслужив наименование «Владимира-Красное Солнышко»,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

При сем нужно заметить, что, как вера есть мертвая, лукавая, так и страх есть неистовый, который не допускает душу до Святого причастия. Рассказывал один послушник, который, по благословению отца Серафима Саровского , должен был приобщаться во всякий двунадесятый праздник и накануне есть однажды в день. Случилось по забвению, поел дважды и пришел в такое смущение, что не хотел приобщаться; ему казалось, что он будет сожжен огнем или поглощен землею, как приступит к Чаше. Это было пред тем, как нужно приступить к Чаше; и в это время отец Серафим подал ему знак, чтобы пришел к нему. И вот что старец прозорливый тогда сказал: «если бы океан наполнили слезами, и тогда не были бы достойны, что Господь дает нам даром. Потому не смущайся, приступи к причастию, только веруй, что это есть истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа, которые подаются нам в оставление грехов». Итак, видим, что не только нерадение о приготовлении себя к Святому причастию, но и самая ревность не по разуму не допускает иного до причащения Тела и Крови Христовой. О, человек! Если и действительно велики язвы души твоей, и неправды твои смущают тебя, – то, шедши, покажи их священнику; и когда он, властью, данному ему от Бога, очистит душу твою от гноя страстей, тогда спеши к Чаше спасения, как олень на источник вод, чтобы скорее принять врачевство души, исцеляющее все недуги ее и избавляющее от истления живот твой (Ср. Пс.102:3–4 ). Но если решишься сам удержать себя от причастия по причине ложного страха или недостатка в делах благочестия, то не преминет представиться и после препятствий более и важнее первых, и тогда, пришедши в глубину зол, еще более вознерадишь о приобщении. Ибо от продолжения времени душа не исправляется, а приходит только в большую слабость, в самое сильное усыпление и омертвение всех благих чувств. Если страшишься воистину своего недостоинства и желаешь освободиться от него, то будешь ли когда свободен, удаляясь от Христа, от Его благодати и силы? Не лучше ли теперь, сколь можно, исправить себя и принять, через приобщение Тела и Крови Христовой, помощь и силу от Него к большему исправлению и угождению Ему?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Желающих же ознакомиться с ними, тех мы отсылаем к книге Шарко «Исцеляющая вера», а также к книге Хэк-Тюка: «Дух и тело», где во множестве собраны факты чудесных исцелений на почве веры. Словом, до чего важен религиозный подъем, подъем веры, мы можем заключить из того, как часты были чудеса в эпоху первохристианскую – «как бы теперь ни относились к вопросу о чудесах и исцелениях, говорит проф. С. Булгаков , но нельзя ни вычеркнуть, ни ослабить того факта, что первохристианство жило в атмосфере чуда и еще св. Ириней Лионский говорит о чудесах вплоть до воскрешения мертвых, совершаемых христианами» 25 . Подводя итог всему вышесказанному, мы должны сказать, что если люди не только веры, но и науки, если не только верующие, но даже и атеисты были свидетелями чудес от св. икон, допускают полную возможность их и оправдывают с психологической точки зрения, то, значит, противникам чудотворных икон нечего подвергать сомнению как наличность их, так и действительность совершившихся и совершающихся около них чудес. Последнее возражение. Может быть все приведенные случаи чудесных исцелений можно объяснить «самовнушением, самогипнозом?» Тогда все будет чудотворно: и лекарство, и землица, и тряпица, и камень, и деревцо, и все то, во что человек поверит, на что будет смотреть с верою, надеждой и любовью? И такие речи раздаются в настоящее время. Но и они, как все предшествующие возражения, не должны смущать совести православных христиан, ибо тоже пред судом здравой и беспристрастной критики оказываются ошибочными и несостоятельными. Даже сами представители такого рода воззрений и те порою сомневаются, в правдоподобности их и колеблют их силу и достоверность. Когда было открытие мощей св. Серафима Саровского , тогда много говорили и писали о великих чудесах; говорили, что многие исцеляются от неизлечимых болезней. Я не удивлялась тому, что многие больные исцелялись мгновенно. Я говорила себе: „если я поверю в этот камень, который лежит на могиле отца моего, что он исцелит меня, то я исцелюсь от своей болезни».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

А духовные люди – среди них и чудотворцы, – напротив, ощущали, что Господь воистину исполняет их волю; если можно так сказать, они даже вынуждали Его изменять Свои вечные замыслы. Известен, например, такой эпизод из жизни св. Серафима Саровского , когда он повелел жить человеку, который в соответствии с промыслительным решением «должен был умереть» 380 . Как такое возможно? Разъяснения Оригена о божественном Провидении 381 по сути совпадают с несколько смутными объяснениями Семена Франка о том, что при конкретном творении мира Богом «изначально» предполагается сотрудничество человека с Его творческой деятельностью на протяжении всей истории 382 . Но несмотря на все эти объяснения или ограничения, вопрос о свободном диалоге между Богом и человеком по-прежнему остается тайной. Бывает так, подчеркивает Климент Александрийский , что Бог внимает и грешникам. Почему? Можно предложить два ответа: или потому, что то, что Он им дает, не идет им на пользу, или потому, что Он внимает их просьбам по Своей безграничной благости 383 . Второе объяснение типично библейское: Господь милосерден «ради имени Своего» 384 , ибо «вовек милость Его» ( Пс. 135:3 ). И это является причиной великих чудес на протяжении истории спасения 385 . Духовные люди, которые достигали простоты, не осмеливались подвергать анализу Его великие деяния; они предпочитали созерцать их, чтобы молиться с еще большим пылом. Очередность прошений «Возобнови знамения, и сотвори новые чудеса», – восклицает Иисус, сын Сирахов ( Сир. 36:6 ), выражая настроения всего Израиля после окончания Плена – разочарование после возвращения, не оправдавшего ожиданий от провозглашенного нового Исхода. Иисус пришел, чтобы воплотить в жизнь это ожидание, лишив его при этом всякого налета сенсационности. Господь всегда будет творить чудеса, но они естественным образом реализуют то, признаком чего являются; они залог вечною спасения и цель их – помочь рождению великого чуда: чуда обретения веры 386 . Аналогичный процесс происходит в жизни каждого человека, который молится. Он всегда умоляет Бога помочь ему в его нуждах, но это проявляется различным образом, в зависимости от степени понимания им тайны спасения. Сначала человек испытывает нужду в вещах материальных. И потому он просит Бога защитить его от смерти, от войны, от болезни, от голода и т. п. Но чем духовнее он становится, тем все в большей степени он осознает, что его истинная нужда – духовная. Христиане настолько убеждены в этом, что единственным и истинным злом они считают только грех . И потому испрашивать у Бога милосердия означает для них, прежде всего, молиться о прощении грехов и возвращении благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Старец о. Исаия очень почитал и любил о. Серафима, а также дорожил его беседами; поэтому он, когда был свеж, бодр и наслаждался здоровьем, нередко сам ходил в пустынь к о. Серафиму. В 1806 году Исаия, по старости лет и от трудов, понесённых для спасения себя и братии, сделался особенно слаб здоровьем и, по собственному прошению, уволился от обязанности и звания настоятеля. Жребий занять его место в обители, по общему желанию братии, пал на о. Серафима. Вот уже второй раз старец избирается на начальственные должности по монастырям, но и на этот раз, по своему смирению и из крайней любви к пустыне, он отказался от предлагаемой почести. Тогда голосом всей братии настоятелем избран был старец Нифонт, исполнявший до того времени послушание казначея. Старец о. Серафим после смерти строителя Исаии не изменил прежнего рода жизни и остался жить в пустынке. Он только принял на себя ещё больший труд, а именно, молчальничество . К посетителям он более не выходил. Если ему самому случалось неожиданно встретить кого в лесу, старец падал ниц лицом и до тех пор не поднимал глаз, пока встретившийся не проходил мимо. Таким образом он безмолвствовал в продолжении трёх лет и некоторое время перестал посещать обитель по воскресным и праздничным дням. Один из послушников носил ему и пищу в пустынь, особенно в зимнее время, когда у о. Серафима не было своих овощей. Пища приносилась однажды в неделю, в день воскресный. Трудно было назначенному иноку совершать это послушание в зимнее время, так как в пустынку о. Серафима дороги не было. Бывало, бредёт он во время вьюги по снегу, утопая в нём по колена, с недельным запасом в руках для старца-молчальника. Вошедши в сени, он произносил молитву, а старец, сказавши про себя: «Аминь», отворял дверь из келии в сени. Сложив руки на груди крестообразно, он становился у двери, потупив лицо долу, на землю; сам ни благословит брата, ни даже взглянет на него. А пришедший брат, помолившись, по обычаю, и поклонившись старцу в ноги, полагал пищу на лоточек, лежавший на столе в сенях. Со своей стороны, старец клал на лоточек же или малую частицу хлеба, или немного капусты. Пришедший брат внимательно замечал это. Этими знаками старец безмолвно давал знать, чего принести ему в будущее воскресение: хлеба или капусты. И опять пришедший брат, сотворив молитву, кланялся старцу в ноги и, испросив молитв его о себе, возвращался в обитель, не услыхав от о. Серафима ни единого слова. Всё это были только видимые, наружные знамения молчальничества. Сущность же подвига состояла не в наружном удалении от общительности, но в безмолвии ума, отречении от всяких житейских помыслов для чистейшего посвящения себя Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

И не раз сердце мое материнское подсказывало мне, что над кем-то из дорогих моих детей нависла грозная опасность. Я оставляла вдруг все дела, уединялась, обращалась с горячей молитвой к милосердному Богу. Пресвятая Дева как Мать становилась близка мне. Она ведь тоже в жизни Своей постоянно опасалась за Сына Своего. Она понимает тревогу матери. К Богородице, святителю Николаю, к отцу Серафиму Саровскому поочередно обращалась я. А то и к батюшке Иоанну Кронштадскому, близкому к нам по крови и времени. Сколько же у нас заступников пред Богом! Господь никогда не отвергнет их просьбы. Да так оно и бывало. Однажды Серафим со своей частью перелетал из одного города в другой на иностранном самолете, который был неисправен. Вернувшись домой, сын рассказывал: " Мы падали то вправо, то влево. Летели вниз... Казалось, что гибель наша неизбежна. Я все время молился святителю Николаю. И вдруг будто неведомая сила подхватывала нас, выравнивала полет самолета, и мы продолжали лететь. Так случалось несколько раз, но минут через двадцать мы все же благополучно приземлились там, где и должны были сесть. Смотрю - бегут к нам со всех сторон, шумят, кричат что-то по-своему, окружают нашего переводчика, осматривают самолет, качают головами. Потом переводчик объяснил нам, что все весьма удивлены нашему благополучному приземлению. Поломка самолета была так серьезна, что он неминуемо должен был разбиться. И, однако, он чудом долетел! Народ видел, как самолет летел и падал, поэтому на нас, солдат, смотрели как на спасшихся от верной смерти. Я-то знал, кому мы обязаны спасением - Николаю Чудотворцу " . Это поведал нам сынок, вернувшись с гастролей. Слава Богу, детки наши выросли и научились искать помощи у Всевышнего. " Призови Меня в день скорби, и Я услышу тебя, и ты прославишь Меня " , - говорится в Священном Писании. А сын наш Федор служил в десантных войсках, много раз прыгал с парашютом. Он часто писал нам письма, потому что мы долгое время с ним не виделись и он скучал по дому. Часто поздно вечером мне не спалось, и я, лежа в постели, начинала писать Феде письмо. Я чувствовала его близко, рядом. Получая ответные письма, я замечала, что и Федюша в те же вечерние часы того же дня писал нам. Сбывалась пословица: " Сердце сердцу весть подает " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1913...

Как раз на другой же день после посещения Старца стояла чудная, совершенно летняя погода, и мы с Лаврским Иеромонахом о.Феодором, тоже искренно-преданным о. Исидору, порешили прокатиться в Параклитову Пустыньку и наведать Старца. Приехали, стучимся, по обычаю, с молитвой в дверь келлии. Дверь отворяется, и Батюшка встречает нас со своею ангельски-светлой добродушной улыбкой и с приветствием: «Гости дорогие! Добро пожаловать! Ишь как скоро соскучились! Ну, пойдёмте на пёнышки 897 , туда самовар принесу, там и попьём чайку». Вдруг я нечаянно увидал в сенцах на полке данную вчера банку варенья, в которой варенья было уже менее половины, и в оставшееся нарезанные ломтиками свежие огурцы... Не утерпел я, кричу: «Батюшка, как Вам не грех и не стыдно испортить хорошее варенье и накрошить в него огурцов?!» Старец преблагодушно мне отвечает: «А ты-не больно уж горячись-то!... Нельзя так, чтобы вполне уж было всё хорошо... усладишься-то очень... А этак, вот, пололам-то, оно и ничего». Спрашиваю: «Да куда же Вы дели варенье-то? По банкам, что ли, по другим разложили?» «Да, то-то, вот, разложил: вчера как пришёл от вас, наложилв чашечку чайную и отнёс тут у нас старичку, слепенькому монаху о. Аммонию, да немножко дал Игнаше-канонарху, да маленько Ванюше-звонарю, – все твои ведь приятели, кажется?» Отвечаю, что даже и не слыхивал о таковых. «Ну, а я им сказал, что мол Сереня (мое мирское имя Сергий) вареньица им дал, неравно мол на молитве-то помяните его... Так-то оно и будет хорошо». Говорю: «Батюшка, ведь вы хотели к зиме беречь варенье?» «Ну, вот, а ты опять всё своё твердишь... Идите на пни чай пить; а угощать больше нечем: никто вас не ждал сегодня»». Вот каким постом постился старец. Но более ценил он молитву; ею жил и дышал и питался. Непрестанно читал он мысленно молитву Иисусову, о чём свидетельствует Старец Авраамий, Во углу своей Внутренней Пустыни часто подолгу молился коленопреклоненно на большом камне, соревнуя Серафиму, Саровскому Чудотворцу. Каждую всенощную и каждую литургию пребывал коленопреклоненный на холодном полу, в нижнем ярусе храма св. Филарета Милостивого. Непрестанно помнил о Господе Иисусе Христе и часто, с глубоким сердечным умилением, повторял молитву о пяти язвах Его, с которой читатель познакомится ниже, если Бог благословит пишущего докончить Сказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010