Отсюда ясен смысл строгого предупреждения апостола Иакова миролюбцам всех времен и народов: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Сегодня мир воспевает «общечеловеческие ценности», абсолютно противоположные вечным ценностям Святого Евангелия, но Сам Господь наш Иисус Христос обличает лицемерие фарисеев и мудрецов века сего: «Вы высказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 16). По слову преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, добродетели падшего человеческого естества, не ради Христа совершаемые, мзды в жизни будущего века нам не приносят, да и в здешней жизни благодати Божией также не дают. Добрый плод в человеческой деятельности может быть только в союзе со Христом, поэтому Он и говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Только благодатное единение человека со Христом возводит добрые дела человека в степень богоугодных. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), но дела без веры - это идолослужение! «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! Храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин. 5, 19-21), - заповедует нам возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов. Ныне слугами и предтечами антихриста воздвигнуты для обязательного всемирного поклонения новые идолы: «глобализация», «мир и безопасность», «борьба с международным терроризмом и экстремизмом», «устойчивое развитие», «электронные государственные услуги», «электронная демократия», «улучшение качества жизни», «толерантность» и другие. Вместе с уже привычными - «демократией», «новым мировым порядком» и «общечеловеческими ценностями» - эти понятия буквально вдалбливаются в массовое сознание с помощью печатных и электронных средств массовой дезинформации с использованием специальных технологий программирования людей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

4.13.6. Орденом преподобного Серафима Саровского награждаются священнослужители, монашествующие и миряне за вклад в дело возрождения монастырей и храмов, за пастырскую и церковно-общественную деятельность. 4.14. Положение о медали ордена преподобного Серафима Саровского 4.14.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского . 4.14.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали – рельефное изображение преподобного Серафима Саровского в рясе с епитрахилью. Образ святого поясной, правая рука – благословляющая, в левой руке – четки. По сторонам, на уровне плеч, стилизованная надпись: у левого плеча – ПРПД?БНЫЙ, чуть ниже – СЕРАФ?МЪ, у правого плеча – CAPO?BCKIЙ, чуть ниже – ЧУДОТВО?Р. (Чудотворец). Над изображением святого по окружности расположен стилизованный девиз СТЯЖИ ДУХЪ МИРЕНЪ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма «СС» ( Серафим Саровский ), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой расположен номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, зеленого цвета, с широкими белыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки – приспособление для крепления. 4.14.3. Медаль ордена преподобного Серафима Саровского носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.14.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой зеленого цвета с широкими белыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.14.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Вот как говорится о сем в напечатанном в первой книжке нашего журнала «Деяний святейшего Синода 29 января 1903 года»: «Вполне разделяя веру народную в святость приснопамятного старца Серафима, святейший Синод не раз признавал необходимым приступить к должным распоряжениям о прославлении праведного старца». Сказав далее о произведенном, по его поручению, епископом Тамбовским в 1892–1894 годах в 28 городах европейской России и Сибири расследовании о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верою просившим его помощи, а равно и о чинившихся настоятелем Саровской пустыни записях о бывших после того многочисленных чудесах, святейший Синод пишет: «В минувшем 1902 году, 19 июля в день рождения старца Серафима, Его Императорскому Величеству благоугодно было воспомянуть, и молитвенные подвиги почившего и всенародное к памяти его усердие и выразить желание, дабы доведено было до конца начатое уже в святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца. Святейший Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства сего важного дела нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи, по молитвам старца Серафима, обследованные надлежащим образом, не представляют ни какого сомнения в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением о.Серафима изливаемую на тех, кои с верою и молитвою прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству. Вместе с сим Синод желая, чтобы и всечестные останки приснопамятного старца Серафима были предметом благоговейного чествования от всех притекающих к его молитвенному предстательству, поручил преосвященному митрополиту Московскому произвести их освидетельствование 11 января сего года митрополит Московский Владимир и епископы Тамбовский Димитрий и Нижегородский Назарий, присоединив к себе – Суздальского архимандрита Серафима и прокурора Московской синодальной конторы князя Ширинского-Шахматова и еще четырех духовных лиц, произвели подробное освидетельствование гроба и самих останков отца Серафима, о чем составлен ими особый акт за собственноручною всех подписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

И так, пообсмотрев монастырские здания, он хотел уже и проститься с монастырём, не получив для души своей никакого духовного дара, но встретил здесь помещика Алексея Неофитовича Прокудина и разговорился с ним. Собеседник предложил генералу зайти к затворнику старцу Серафиму, но генерал только с трудом уступил убеждениям Прокудина. Как только вступили они в келию, старец Серафим, идя к ним навстречу, поклонился генералу в ноги. Такое смирение поразило гордость Л… Прокудин, заметив, что ему не следует оставаться в келии, вышел в сени, и генерал, украшенный орденами, около получаса беседовал с затворником. Через несколько минут послышался из келии старца плач: то плакал генерал, точно дитя малое. Через полчаса раскрылась дверь, и о. Серафим вывел генерала под руки; он продолжал плакать, закрыв лицо руками. Ордена и фуражка были забыты им от горести у о. Серафима. Предание говорит, будто ордена свалились у него во время беседы сами собою. О. Серафим вынес всё это и ордена надел на фуражку. Впоследствии генерал этот говорил, что он прошёл всю Европу, знает множество людей разного рода, но в первый раз в жизни увидел такое смирение, с каким встретил его Саровский затворник, и ещё никогда не знал о той прозорливости, по которой старец раскрыл пред ним всю его жизнь до тайных подробностей. Между прочим, когда кресты свалились у него, о. Серафим сказал: «Это потому, что ты получил их незаслуженно». С особенным усердием заботился старец Серафим о тех, у кого видел расположение к добру; на пути блага он старался утвердить их всеми духовно-христианскими средствами и силами. Впрочем, не смотря на любовь ко всем, о. Серафим к некоторым был строг. Но и с нелюбящими его он был мирен , обходился кротко и любовно. Не было замечено, чтобы он какое-либо дело отнёс к себе или хвалил себя, но всегда, благословляя Господа Бога, говорил: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Псал. 113, 9). Когда же видел, что приходившие к нему внимали его советам, следовали его наставлениям, то не восхищался сим, как бы плодом своего дела.

http://pravoslavie.ru/2041.html

Велик и славен угодник Божий Серафим. Он так велик, так велик, что трудно и представить себе, чтобы такого величия, такой святости мог достигнуть греховный по своему рождению человек. Своей непрестанной молитвой к Богу, своими великими трудами и подвигами он настолько очистил себя от прирожденного человеку греха и всего греховного, что сделался подобен первому человеку Адаму, вышедшему чистым из рук своего Создателя. И самая жизнь святого Серафима в Саровском лесу напоминала жизнь нашего праотца в раю. Адаму (до его грехопадения) покорны были все звери. – даже и те, которые сделались после хищными и враждебными человеку. Они были дружественными ему, ласкались к нему и служили ему по его указанию... И святому Серафиму так же, как и Адаму, лесные звери были дружественны; они также и ласкались, и служили ему. Всем известно, как к келье святого подвижника ходил медведь, как святой подвижник кормил его из своих рук хлебом, как посылал он иногда его принести из лесу меда для угощения посетителей и т. п.– Адам в раю имел непосредственное общение с Богом. Господь Бог часто являлся ему и беседовал с ним. Точно так же и святой Серафим в своем лесном уединении имел частое общение с небесным миром, – с Самим Господом, с Богоматерью, с ангелами и святыми. Богоматерь, как было указано выше, не раз являлась ему и беседовала с ним. –Так подобен был святой Серафим нашему праотцу, Адаму „первозданному“. Уподобился он и ангелам бесплотным. Так же, как и ангелы, он мог держаться в воздухе, не касаясь земли, как бы не имеющий никакого тела. Однажды святой Серафим стал молиться за привезенного к нему одного больного мальчика. Мальчик лежал тут же, с закрытыми глазами. Через несколько времени он открыл их и посмотрел в сторону святого Серафима. Вдруг он вскрикнул от ужаса. Оказалось, что он увидел угодника Божия молящимся в воздухе, высоко над землей. Великий угодник, заметив испуг отрока, повелел ему умолчать о том, что он видел; „иначе “, говорил он ему, „Господь накажет тебя“. Так был велик и славен по своей жизни святой угодник Божий Серафим. Славна была и его кончина. Она была отмечена особенным дивным знамением. В те минуты, когда он умер и когда, следовательно, душа его возносилась в горний мир, на небе был виден необыкновенный свет. Один из избранников Божиих, иеромонах Глинской пустыни Филарет, вместе с другими вышедши в это утро по окончании Богослужения из храма, указал окружавшим его на этот свет и сказал: „Вот как души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится “.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Молчальничество о. Серафим соединил ещё со стоянием на камне . В глухом лесу, на половине пути от келии к монастырю, лежал необыкновенной величины гранитный камень. Вспомнив о трудном подвиге свв. столпников, о. Серафим решился принять участие в подвижничестве сего рода. Для сего он восходил, чтобы не быть ни от кого видимым, в ночное время на этот камень для усиления молитвенного подвига. Молился он, обыкновенно, или на ногах, или стоя на коленях, с воздетыми вверх, подобно св. Пахомию, руками, взывая мытаревым гласом: «Боже, милостив буди ми грешному». Чтобы уравнять ночные подвиги дневным, о. Серафим и в келии имел камень. На нём он молился во время дня , с утра до вечера, оставляя камень только для отдохновения от изнеможения сил и для подкрепления себя пищею. Такого рода молитвенный подвиг он нёс, по временам, в течение тысячи суток. От стояния на камнях, от трудности этого молитвенного подвига, тело его очень заметно изменилось, в ногах возобновилась болезнь, которая с этого времени до кончины дней не переставала мучить его. Отец Серафим понял, что продолжение таких подвигов привело бы к изнурению сил духа и тела, и оставил моление на камнях. Подвиги сии он проходил в такой тайне, что ни одна душа человеческая не ведала о них и не догадывалась. К бывшему после Исаии игумену Нифонту был тайный запрос об о. Серафиме от епископа Тамбовского. В бумагах обители сохранился черновой отзыв Нифонта, в котором настоятель отвечал: «О подвигах и жизни о. Серафима мы знаем; о тайных же действиях каких, также и о стоянии 1000 дней и ночей на камне, никому не было известно». При кончине дней своих, чтобы не остаться загадкой для людей, по подобию других подвижников, в числе прочих явлений своей жизни, он, в назидание слушателям, рассказал и о сём подвиге некоторым из братии. ОТЕЦ Серафим, со времени смерти старца Исаии, наложив на себя труд молчания, жил в пустыне своей безвыходно, точно как в затворе. Прежде он хаживал по воскресеньям и праздникам в обитель причащаться Св. Таин.

http://pravoslavie.ru/2041.html

Да, все эти и многие другие, по суду мира ничтожные, как прах, останки преподобного хранились и хранятся верующими не просто, как памятка о нем, в выражение почитания его, а как предметы священные. Молясь об упокоении души усопшего раба Божия Серафима, почитатели его и к нему самому обращались с молитвою, просили его наставления, утешения и избавления от бед, скорбей и болезней. Вот при этих то молитвах к преподобному, не имевшие возможности приходить на могилку его, как бы в посильное исполнение предсмертного завета его, и употребляли все те не погребенные в землю останки его. Они – эти останки являлись в глазах хранивших их почитателей преподобного, как бы посредниками между ними и оставившим их преподобным, как бы видимыми органами для передачи ему своих молений и для получения от него по присущей ему благодати Божьей просимых милостей. Они веровали, что эти не одушевленные предметы могут проникнуться, и проникнуты божественной благодатью и с этой верой лобызали их, возлагали их на себя – на чело, перси, а то и другие болевшие члены тела, обливали их водой и эту воду вкушали, как осветившуюся – исполнившуюся через это обливание, присущей самому преподобному, благодати Божьей. И нет возможности изобразить все те многообразные формы, в которых выливалось такого рода молитвенное прошение к преподобному Серафиму в течении всего семидесятилетнего пребывания тела его во гробе, на пространстве всей православной России и, тем больше, – исчислить все случаи таких молитвенных обращений к нему верующих; но несомненно также, что неисчерпаемо и море бывших при этом чудес, или непостижимых для разума человеческого и недостижимых наличными силами природы проявлений милостей Божьих к притекавшим к преподобному с такими молитвами. Можно сказать лишь, что с верою и любовью призывавшие в молитвах своих пр.Серафима не отходили от него тощими, кто бы они ни были по своему положению, званию и состоянию; начиная от самого обездоленного и не имеющего своего угла страдальца жизни и кончая чертогами самих благочестивейших Государей наших, всюду были и памятными остались случаи чудесной помощи от Бога по молитвам к преп.Серафиму, и нередко именно чрез посредство таких не погребенных в землю останков его. Эти-то небесные знамения и послужили как бы перстом Божьим, указавшим верховному собору архипастырей Церкви Российской учинить то, только что совершившееся 19 июля, торжество церковного прославления и открытия святых мощей преп. Серафима, которое можно назвать началом третьей – наивысшей на земле стадии прославления преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Далее Н. А. Мотовилов пишет, что «батюшка о. Серафим основал обитель не по простой своей человеческой мысли и по примеру, где-либо до него существовавшему, но решительно лишь по одному, особенно нарочито на счет этой обители его, бывшему ему личному явлению Самой Божией Матери; и не только устав сей обители и молебные правила, и житейское законоположение для оной опять-таки не сам придумал, а все по единственной воле Ее, из уст в уста возвещенной ему, установил; но даже и ни одной девицы в оную по своему личному желанию, избранию или усмотрению не принял, а хотя и принял иных, но когда Матерь Божия не одобряла его выбора, возбраняла ему в том, то он уже не держал их более тут, а отсылал в другую общину, к Ксении Михайловне, чем самым и мне объяснены и явственны различие между ними и их несметная раздельность и полная друг от друга независимость и всецелая каждой из этих общин фундаментальная самостоятельность». Ныне на месте явления Божией Матери отцу Серафиму 25 ноября 1825 года устроен колодезь, отличающийся чудотворной силой, и ниже, вблизи него, существует прежний богословский колодезь. Через несколько дней после этого явления Матери Божией, а именно 9 декабря, пришли к о. Серафиму две любимые им дивеевские сестры Параскева Степановна и отроковица Мария Семеновна. Не без устроения Божия и воли Богоматери явились именно они в этот день. Отец Серафим объявил им, что они должны с ним идти в дальнюю пустынку. И вот, как записано (в тетради 6) за рассказывавшей Параскевой Степановной, они втроем вышли из Сарова, как только ударили к утрене, и пришли к источнику Матери Божией, когда заблаговестили к поздней обедне. Дорогой батюшка упоминал о том, что уже 12 лет, как он вышел из своего затвора (то есть открыл дверь кельи для приходящих) и не ходил этими местами. Подойдя к источнику, он объяснил, что колодезь и столбики сделаны им самим. Из этого можно заключить, что с 25 ноября по 9 декабря о. Серафим работал у источника этого, вырывал колодезь, обкладывал кругом и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

5/18 октября. Тропарь, глас 4-й Первопрестольницы Российстии,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, Православия наставницы,/святители Московстии,/Владыку всех молите,/мир вселенней даровати,//и душам нашим велию милость. Кондак, глас 3-й Во святителех благочестно пожисте,/и люди к богоразумию настависте,/и добре Богу угодисте,/сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся,//яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/святители Московстии,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите о нас//Христа Бога нашего. Преподобному Серафиму Саровскому 2/15 января и 19 июля/1 августа. Тропарь, глас 4-й От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/и Тому Единому работати пламенне вожделев,/непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/избранник возлюблен Божия Матере явился еси./Сего ради вопием ти://спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш. Кондак, глас 2-й Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/в Саровскую обитель вселился еси,/и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению:/сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави,/и даром исцелений и чудес обогати./Темже вопием ти://радуйся, Серафиме, преподобне отче наш. Молитва О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от Тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к Небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей, и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных, и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По всей вероятности эти, ослепленные злобой «борцы против православия» какими либо окольными путями и краем уха прослышали, что производившие освидетельствование «гробика старца Серафима не обрели в нем нетленного тела его, и своей дерзкой выходкой рассчитывали нанести решительный удар православию, воображая, что мощи святых всегда и непременно должны быть совершенно нетленны, что и народ ожидает открытия таких именно нетленных мощей пр.Серафима и св. Синод думает выдать имеющие быть открытыми мощи его за такие же именно и что потому-то Сенод и медлит делом открытия и покрывает это дело тайною. Расчет был, очевидно, такой: св. Синод, боясь обнаружения своего обмана, будет продолжать хранить молчание, а они тем временем сами «вскроют содержимое гроба» и обман обличен будет самым делом; не лучше будет для православия, если их и не допустят до такого вскрытия; ибо и это можно будет объяснить боязнью открыть истину». Напрасные ожидания и неверные расчеты! Как напоминают они своею хитростью искусительные вопросы иродиан с фарисеями о дани кесарю и саддукеев о воскресении мертвых, обращенные к Господу и Им так просто и ясно изобличенные в их лживой пустоте! Не указывает ли это, что таков же должен был быть и был конец безумной затеи и современных врагов Христовой истины? Вскоре же после появления означенных листков Высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский, которому поручено совершить 19 июля открытие св. мощей пр.Серафима, напечатал «необходимое разъяснение» по этому делу, а святейший Синод в издаваемых при нем «Церковных Ведомостях» обнародовал акт освидетельствования мощей, составленный 11 января текущего года производившим освидетельствование другим первосвятителем, Высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Московским и некоторыми другими духовными и светскими особами за собственноручными подписями всех их. В этом акте, уже приведенном нами полностью (в VI книге), о самых святых мощах написано. «В гробу присутствующее увидали ясно обозначенный остов почившего, покрытый остатками истлевшей монашеской одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010