Гаврилова заходил домой помолиться в покаянии и исцелел после молитвы у себя в моленной. Слава Господу за все милости Его! У Бубновых служил молебен преторжественно, спокойно, победоносно, действенно, увлекательно, Божественно. Согрешил я: пороптал на Самого Господа, что много нищих в Кронштадте, что кого не родил я, всех должен питать и одевать и промышлять каждый день, что они на всяком шагу меня преследуют, везде ожидают, трясутся от холода; а между тем Господь хочет спасти меня чрез милостыню, чрез многую милостыню, чтобы большей удостоить награды, если верно буду творить милость. И разве не посылает мне Господь? Разве я имею в чем нужду? Благодарю Господа, избавившего меня от лютой тесноты и щемления бесовского раз по поводу корысти в доме Леонтьевой на молебне, другой по поводу уклонения настоятеля от хода на Иордан 6 января. Господь принял мое покаяние и припадание к святому престолу с верою и помиловал меня. 2 января Вечер. Благодарю Господа, обычно явившего во мне силы и милости Свои во время утрени в избавлении от ядовитого, смертоносного жала змиина (по поводу предполагаемого уклонения настоятеля от крестного хода на Иордан) – озлобления на настоятеля и в даровании мне мира и свободы духа при чтении и пении канона и стихир. Благодарю Господа за помощь при служении ранней литургии и за избавление от теснот и щемлений врагов бесплотных, за избавление от смятения и тесноты, постигших меня при говорении молитв пред причащением двух девиц Евдокий, и за бодрое говорение отпуста, за избавление от смятения и тесноты, постигших за скрадение отпуста ради страха человеческого (диакона Полетаева) на панихиде Бурачка о святом старце Серафиме (Саровском) и Ксении. Благодарю Господа, избавившего меня от уныния, скорби, тесноты, малодушия по поводу чтения фельетона «Кронштадтского вестника», в котором какой-то офицер Дейтер посмеялся надо мною, назвав меня патриархом и бонзой кронштадтских оборвышей мещан, пьяниц, по его словам. Крайне тяжело отозвалась во мне эта насмешка, но, обратясь к Богу в скорби моей, я получил от Него благодать презирать и славу, и насмешки мирские людей – неверующих или хотя верующих, но не по вере живущих, и когда диавол вторично запнул меня тем же унынием пред отправлением на молебен к Симанскому, я опять с великой верой в Господа Искупителя помолился о избавлении – и опять получил дивное, ощутительное избавление от тесноты и великую отраду и простор, и служил молебен и литию очень хорошо. Благодарю Господа, избавившего меня в квартире Ильичева пред молебном, когда враги запнули меня сладострастием при виде девичьей красоты; я помолился о избавлении, вспомнив нетленную красоту Господа, и спасся, и служил молебен весьма хорошо. После молебна враг тем же запнул, и опять после тайной молитвы Господь избавил. Ты ежедневно чудотворишь во мне, Господи, Свое спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Здесь Прохор потерялся из виду матери и, оставшись один, по неосторожности, упал на землю. В великом испуге Агафья сбежала с колокольни, воображая найти сына своего разбитым до смерти; но с удивлением и несказанною радостью она увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах. Пошли расспросы: с какой высоты он упал, отчего цел остался, и кончилось тем, что мать, со слезами радости, признала Делом особенного Божественного охранения спасение сына от смерти и ушиба и возблагодарила Бога. Чрез три года новое событие обнаружило еще ясным образом особенное покровительство Божие над Прохором. Ему было десять лет; телесное сложение он имел хорошее, в душевных силах проявлялась острота ума, быстрая память, в поведении – кротость и смирение. В это время начали его учить церковной грамоте. Отрок показывал и охоту, и способность к учению; но ученье должно было прекратиться. Прохор сделался так тяжко болен, что не надеялись на его выздоровление. В самое трудное время болезни, в сонном видении, Прохор увидел Пресвятую Богородицу, которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Прохор, проснувшись, рассказал это видение своей матери. Сон показывал в отроке благочестивое настроение души, восприимчивость к религиозным внушениям, а его осуществление, совершившееся очевидным образом, явило над Прохором высшее промышление. Во время одного из крестных ходов несли по городу Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери по той улице, где был дом Мошниной. Пошел сильный дождь. Чтобы перейти на другую улицу, крестный ход, вероятно, для сокращения пути и избежания грязи, направился через двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафья вынесла больного сына на двор, приложила к чудотворной Иконе и поднесла под ее осенение. Заметили, что с этого времени Прохор начал поправляться в здоровье и скоро совсем выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его. С восстановлением здоровья Прохор продолжал успешно свое учение, изучал Часослов, Псалтирь, выучился писать и полюбил чтение Библии и духовных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

В детстве я тоже одиночества боялся, оно мне в тягость было. Сейчас же, с годами (а я пробыл тысячи дней в океане) я понимаю, что на земном шаре нет одиночества. Всегда есть кто-то. Есть океан, он живой, он наполнен рыбами, животными и растениями. Есть воздух, он тоже живой. Есть птицы, дельфины, киты. Но даже если этого всего нет, ты знаешь, что присутствует кто-то. Если ты верующий. А я - верующий, православный. У меня в роду все православные, папа и мама с 1916 года - понятно, что они верующие были, и я от них это перенял. Я знаю, что всегда присутствует кто-то: это те святые, которым я молюсь, ангел-хранитель и сам Господь. Если мы не можем его узреть, потому что мы недостойны, то можем ощущать присутствие через святых, которым молимся. Я, например, молюсь Николаю Чудотворцу, Федору Стратилату, Ирине Великомученице, матушке Блаженной Матроне, Серафиму Саровскому. И я знаю, что они присутствуют. А какое же тогда может быть одиночество? Конечно, его нет. - А бывало, чтобы в какие-то экстремальные моменты вы явно чувствовали помощь свыше? - Я в океане в одиночку, по подсчетам моих друзей, прошел расстояние до Луны, это 380 тысяч километров, а у меня где-то 200 тысяч морских миль получилось (мили почти в два раза больше). Так что, конечно, бывало. Но об этом говорить очень сложно и некрасиво, лучше промолчим об этом. - Тяга к путешествиям, мечты о великих свершениях присутствуют, наверное, в каждом человеке, но останавливают страхи, близкие, неидеальное здоровье, карьера и прочая повседневная суета. И романтизм сейчас очень часть высмеивается... - А это специально делается. Сначала про патриотизм скажу, потом про романтизм. Я 160 дней в океане был и описываю их в своей книге: восходы, закаты, моллюсков, дельфинов, как я молюсь, как гребу, а в конце пишу, что своим путешествием я принес славу России. И это нормально. Никто не пересекал Тихий океан на веслах за 160 дней, а русский человек пересек. Было тяжело, думал, сойду с дистанции. А потом вспоминал, как иностранцы меня готовили, лодку делали, провожали, Владимир Владимирович Путин поздравлял меня со стартом, - и я понимал, что, если брошу весла, за границей не скажут: " Конюхов сошел с дистанции " , а скажут: " Русский тоже не смог " . И я понимал, что должен пройти для России. Весь мир сейчас знает, что русский прошел, и если кто-то пойдет, он уже будет бить рекорд русского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Последнее состоит только в действии ума, оставляя другие силы незанятыми, и держится в голове, а то стоит в сердце и приводит в движение все силы. Само собой очевидно, что внутрь-пребывание есть, в истинном своем виде, условие истинного господства человека над самим собой, следовательно истинной свободы и разумности, а потому и истинной духовной пищи. Поэтому всякое духовное делание и всякий вообще подвиг должен быть совершен отсюда, иначе он не духовен. Кто собран внутрь, тот видит все движения своих сил и может управлять ими. От собрания всех сил в сердце возникает в нем теплота – это горение духа ревности, с силой и зрячестью духа, составляющих истинный дух. Нужно потрудиться, чтобы стяжать его, ибо оно не вдруг оказывается, а по времени и многом искании. Оно есть условие духовной жизни. Его совершенствование зависит от совершенства трех производящих его душевных сил и трех телесных деланий: внимания ума, бодренности воли и трезвения сердца. В полном же свете оно явится тогда, когда будет достигнута чистота ума от помыслов, чистота воли от пожеланий, чистота сердца от пристрастий и страстей. Но и до того времени оно все же есть внутрь-пребывание, хотя и несовершенное, незрелое и не непрерывное. Отсюда – средства к внутрь-пребыванию: удаляй все, что может нарушить показанные три делания, или все, что может отвлекать во вне силы души, с соответственными им отправлениями тела. Что ни делал бы подвизающийся, прежде всего войди внутрь и оттуда действуй (Из книги «Путь к спасению»). Высший итог и высшая цель, согласно преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу, – стяжание Духа Святого . А наиглавнейший закон для этого: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37–41 ). Православный в такой молитве достигает полного собирания ума и возвращения его к самому себе (интроверзия ума), освобождения его от рассеяния и страсти к земным наслаждениям – деньгам, власти, блуду и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Странное, необычайное детство! За матерью, ведшей подрядные работы по постройке церквей, взбирается он на верхний ярус колокольни без перил, падает на землю. Мать в ужасе сбегает вниз, чтобы прижаться к теплому трупу, а ребенок невредим. Воочию изобразились слова псалма: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою…» Он заболел. Богоматерь является ему в видении, обещая скорое посещение Свое... Действительно, проносят чрез их усадьбу чудотворную Коренную икону Богоматери. Больного мальчика прикладывают к иконе, и он выздоравливает. Не разгадать Божественной тайны: Господь ли первый привлекает к Себе души таких величайших из великих, избранных от избранных, которые отдаются Ему от детских лет, пламенея такою любовью к Богу, что не платят миру ни малейшей дани. Или их сердце с младенческих лет стремится с такою любовью к Богу, что Господь призирает на них и Сам берет их за руки и ведет. И вот благословенные дни, месяцы, благословенные годы и благословенные десятилетия Серафимова подвига. Чаща глубокого, далеко раскинувшегося, Саровского дремучего бора. Задумчивая тишина, разве сухой валежник затрещит под тяжелой стопой медведя, доверчиво идущего к отшельнику за хлебом. Мысли его не здесь. Могучим усилием воображения он тут в этом скверном лесу создал себе Палестину и следует в этих местах по стопам Христовым. Речка Саровка у него Иордан; у него есть тут и Вифлеем, Иерусалим и Голгофа; и он ходит по этим местам за Христом, как ходили за Ним в те дни ученики по каменистым дорогам и тропам Палестины. И, быть может, выше апостолов этот отшельник, ибо те видели и не всегда верили, а он начал верить с такой исключительной полнотой и с такою осязательностью, не видев. И не помнит он того часа в своей жизни, когда бы он не стоял при своем Христе... В конце его земного века приехавший навестить его племянник спрашивал его, передать ли его поклоны родным в Курске, а он подвел племянника к иконам и, указывая на них рукою, промолвил:

http://pravoslavie.ru/2187.html

«Кто молится устами, – говорит священноинок, – а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится; потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего: от души, и ума, и сердца своего, со страхом Божиим, от всей крепости своей. Умная молитва не попускает входить во внутреннюю клеть ни парению, ни скверным помыслам. Хочешь ли научиться деланию умной и сердечной молитвы? Я научу тебя. Внимай прилежно и разумно, послушай меня. Сначала должно тебе творить молитву Иисусову голосом, то есть устами, языком и речью, вслух себе одному. Когда насытятся уста, язык и чувства молитвой, произносимой гласно, тогда гласная молитва прекращается и начинает она произноситься шепотом. После этого должно поучаться умом, приникать и прилежать всегда поучению. Тогда умная и сердечная молитва начнет по действию Божественной благодати самовластно непрестанно воздвизаться, обноситься и действовать на всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Блаженный старец Серафим Саровский завещает новоначальному, по прежде существовавшему общему обычаю в Саровской пустыни, творить непрестанно молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «При молитве, – наставляет старец, – внимай себе, то есть собирай ум и соединяй его с душою. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом раздельно, внимая каждому слову особо. Когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своей и соединит тебя во един дух, тогда потечет в тебе эта молитва непрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, сколько кто ест, но внимай себе, питая душу молитвой». «Всякому, – говорит он, – желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже переходить к умозрительной, потому что без деятельной жизни в умозрительную прийти невозможно. К сей могут приступать только очистившиеся от страстей и стяжавшие полное обучение в деятельной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

По учению православной Церкви, в состав Библии входят книги канонические и неканонические; первыми называются такие, которые внесены в каталог, или список книг богодухновенных, не на основании чьих бы то ни было и каких бы, то ни было, человеческих соображений, а по прямому свидетельству самих св.пророков и апостолов и по учению Церкви, и потому служащих неизменным и неотменным правилом веры и жизни; неканоническими же книгами называются такие, которые не внесены в каталог священных книг боговдохновенными лицами и потому, хотя и имеются в составе Библии, но такого, как книги канонические, обязательного значения неизменного и неотменного правила веры и жизни не имеют. Таким образом, основным отличием канонических книг от неканонических, служит факт внесения первых в список священных книг, запечатленный в своем непреложном значении богодухновенными свидетельствами, как божественными знамениями. Если с этим фактом, так сказать, канонизации св. книг мы сопоставим, как сходный с ним, акт канонизации святых угодников Божьих, то для нас яснее и нагляднее, думаем, станет существо и значение как самого акта канонизации известного лица, так и нашего отношения к канонизованному святому. Как чрез внесение той или иной свящ. книги в канон книг именно священных, книга эта не изменилась в существе своем, не стала с этого только момента богодухновенною, не будучи таковою до него, но в силу божественной непререкаемости самого факта внесения её в канон, существенно должно измениться наше к ней отношение; так точно и канонизация того или иного подвижника веры и благочестия не изменяет его духовно-нравственнаго облика, делая его из грешного святым, а изменяет лиш наше к нему отношение. Если до канонизации мы могли и не чтить его, как святого и не обращаться к нему, как к святому же с молитвою, и именно потому, что не имели авторитетом божественной непререкаемости облеченного свидетельства об этой святости; то после канонизации и именно потому, что акт этот произведен теми, кому, веруем мы, самим Духом Святым вверено руководство нашей духовной жизни, и не может и не должно быть для нас сомнения в этой святости, засвидетельстванной чудесными знамениями, подлинность и достоверность, которых утверждена совершавшими канонизацию, и наше отношение к канонизованному может быть только богослужебно-молитвенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Таковое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и соделать оное обителию Самого Бога. Образ такового безгневия мы видим на Григории Чудотворце , от которого в публичном месте жена некая блудница требовала мзды, аки бы за содеянный с нею грех; а он на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; Святый же отгнал от нея беса молитвою (Чет. Мин. Нояб. 17 в житии его). Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то по крайней      надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику; смятохся, и не глаголах (76, 5). Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественныя откровения. Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертвым. К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека, и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих. О молитве Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памятовании о Боге и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго; таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам Св. Исаака Сирина , кроме непрестанныя молитвы мы приблизиться к Богу не можем (сл. 69. лис. 142). Посему всегда должно стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей; ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его, по действию диавола, как говорить Св. Макарий: все супостата нашего тщание есть, да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратить (сл. 2. гл. 15.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Немного отсылок к реальным историческим событиям и в службе архиеп. Илариону (Троицкому). В качестве примера приведем аллюзию к его знаменитой речи о восстановлении патриаршества, которая была произесена на 29 заседании Поместного собора 1917-1918 гг. В частности, он говорил: Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршества два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было тогда больно до слез видеть пустое патриаршье место? Разве не обидно было видеть, что московский митрополит за всенощной под Успение стоял где-то под подмостками? Разве не горько было видеть на историческом патриаршем месте грязную доску, а не патриарха? А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев московских и первопрестольников российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра? [Деяния II: 383]. Служба упоминает эту речь в следующих словах: Ты призва их свято патриаршее  место в Сборе Успенстем пусто не оставити [МД 2008: 170]. Анализ элементов биографи (агиографии) в службах позволяет сделать следующие выводы. Служба Патриарху Тихону постоянно упоминает детали подлинной биографии святителя. Она включает в себя значительное число имен исторических персонажей и ссылок на реальные события и достаточно скурпулезно воспроизводит канву жизни святилеля. В связи с текстом этой службы даже встает вопрос о допустимом объеме исторического материала в гимнографическом тексте (его избыток ведет к тому, что поэтический текст начинает восприниматься как прозаический). В службах Владимиру и Илариону нет последовательного рассказа об их жизни и обстоятельствах служения. Поэтическое устройство этих текстов более совершенно, однако отсутствие конкретных сведений о святом приводит к тому, что многие тропари имеют самое общее содержание: по одному отдельно взятому тексту не всегда возможно догадаться, кому он посвящен. В службе царственным страстотерпцам биографический материал, касающийся собственно царствования и жизни царской семьи, полностью отсутствует. Упомянуты лишь относящиеся к последнему царю пророчества, например, приведенное выше пророчество Серафима Саровского. Основной акцент  в службе  делается не на «царство» а на «страстотерпчество». Тема добровольного принятия мученического венца представлена очень подробно.

http://bogoslov.ru/article/4562110

Желающих же ознакомиться с ними, тех мы отсылаем к книге Шарко „Исцеляющая вера”, а также к книге Хэк-Тюка: „Дух и тело”, где во множестве собраны факты чудесных исцелений на почве веры. Словом, до чего важен религиозный подъём, подъём веры, мы можем заключить из того, как часты были чудеса в эпоху перво-христианскую – „как бы теперь ни относились к вопросу о чудесах и исцелениях, – говорит проф. С. Булгаков , – но нельзя ни вычеркнуть, ни ослабить того факта, что перво-христианство жило в атмосфере чуда и ещё св. Ириней Лионский говорит о чудесах вплоть до воскрешения мёртвых, совершаемых христианами” 194 . Подводя итог всему вышесказанному, мы должны сказать, что если люди не только веры, но и науки, если не только верующие, но даже и атеисты были свидетелями чудес от св. икон, допускают полную возможность их и оправдывают с психологической точки зрения, то, значит, противникам чудотворных икон нечего подвергать сомнению как наличность их, так и действительность совершившихся и совершающихся около них чудес. Последнее возражение. Может быть, все приведённые случаи чудесных исцелений можно объяснить „самовнушением, самогипнозом”? Тогда всё будет чудотворно: и лекарство, и землица, и тряпица, и камень, и деревцо, и всё то, во что человек поверит, на что будет смотреть с верою, надеждою и любовью? И такие речи раздаются в настоящее время. Но и они, как все предшествующие возражения, не должны смущать совести православных христиан, ибо тоже пред судом здравой и беспристрастной критики оказываются ошибочными и несостоятельными. Даже сами представители такого рода воззрений и те порою сомневаются в правдоподобности их и колеблют их силу и достоверность. Когда было открытие мощей св. Серафима Саровского , тогда много говорили и писали о великих чудесах; говорили, что многие исцеляются от неизлечимых болезней. Я не удивлялась тому, что многие больные исцелялись мгновенно. Я говорила себе: „если я поверю в этот камень, который лежит на могиле отца моего, что он исцелит меня, то я исцелюсь от своей болезни”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010