в)  Но, делая добро, не будем выставлять напоказ свету наших добрых дел. «Скажут: как же тогда исполнится Христово слово: тако да прсоветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16)? – Не заботьтесь: слово Христово исполнится само собою и не потребует вашей помощи. Сказано: да просветится свет ваш сам собою, естественно, как светит всякий свет; а не сказано: выставляйте напоказ свет ваш. Добрые дела суть дела света по естеству: делайте тайно, – свет просияет, когда и сколько повелит Бог и Светодавец. Беда в том, если делаете дела темные, злые: от сих, конечно, нет и не будет света, и Бог не будет ими прославлен» (свт. Филарет, митрополит Московский). III. Молитвами святителя Епифания да дарует нам Господь благодатную помощь учить наших ближних не только словом, но и живым примером благочестивой жизни, дабы сподобиться со всеми святыми благ жизни вечной (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский (Почитать св. иконы необходимо) I. Cb. Герман, ныне воспоминаемый Церковью (VIII b.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение Церкви, строгой жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но ненадолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, св. Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году св. Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древние изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евагелиста Луки, на чудеса, совершающиеся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в Церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Казанская церковь – одна из немногих действовавших и не закрывавшихся церквей в годы гонений ХХ века. В ней совершали богослужения многие ревностные архипастыри и пастыри Русской Православной церкви. Из числа настоятелей известен священник Александр Лебедев, ревностно служивший в этой церкви 36 лет (с 1863 по 1899 годы). Погребен был близ главного алтаря. До 1908 г. в церкви служил протоиерей Федор Тихонравов, сохранилась его фотография с прихожанами. С 1946 г. по 1948 г. в сане диакона здесь проходил служение будущий настоятель Ильинской церкви города Сергиев Посад протоиерей Тихон Пелих. В 1953 году настоятелем храма был назначен архимандрит Герман (Красильников). Здесь он прослужил 33 года. Человек глубокой веры, высокой духовной жизни, отец Герман всю свою жизнь чувствовал водительство Промысла Божия, который особенно проявился в необычном призвании его к монашеству. В 22 года, будучи учителем биологии в школе, он смертельно заболел и дал обет Богу в случае выздоровления принять постриг. Исцеление он воспринял как знамение Небесного благословения. Вскоре он был пострижен в мантию и рукоположен – сначала во диакона, а затем – во пресвитера. Архимандрит Герман ревностно исполнял свои пастырские обязанности; истово и молитвенно, почти ежедневно, особенно в Великий пост, совершал богослужения; торжественно и благоговейно служил молебны с чтением акафиста Божией Матери пред чтимой Иверской Ее иконой. При нем был храм полностью отремонтирован, позолочен купол колокольни, укреплен фундамент устроено отопление. Отец Герман скончался в 1985 году и похоронен близ главного алтаря, рядом с могилой протоиерея Александра Лебедева. На его кресте надпись «Христос моя сила». После архимандрита Германа настоятелем стал протоиерей Михаил Нейгум, один из составителей книги «Сокровищница духовной мудрости». Скончался в 2002 году и был похоронен на приходском кладбище. На его могиле почитатели построили часовню. В 1998 году настоятелем храма был назначен протоиерей Иаков Лопухович из рода потомственных священнослужителей. За короткое время усердием настоятеля и прихожан сделано немало: промыта роспись храма, восстановлена роспись центрального купола и фрагменты стенописи, проведены и другие работы по украшению храма и благоустройству его территории.

http://sobory.ru/article/?object=00070

Мы нашли мастеров, это были иконописцы из Москвы и двое из Польши, православные, из Белостока. Надо сказать, роспись была выполнена достаточно быстро. О. Зинон приехал сюда в ноябре 2006 г., и уже к Пасхе был готов купол. Все лето прошлого года он трудился над алтарной частью. А к сентябрю 2008 г. вся роспись была практически завершена. Мы подробно обсуждали с о. Зиноном роспись на каждом этапе. В куполе он написал образ Пятидесятницы, Сошествия Св. Духа на апостолов. В русских храмах привычнее видеть в куполе Христа-Пантократора. Но здесь есть свои особенности в архитектуре: купол узкий, высокий (это же шатровый барабан), так что образ Христа поместить туда было просто невозможно. И возникла идея Пятидесятницы: Престол уготованный, от которого расходятся лучи на апостолов, стоящих по кругу в барабане — это вполне уместная композиция для купола (такая композиция имелась в куполе храма Святой Софии в Константинополе). Тем самым подчеркивается, что в храме человек находится под нисходящей с небес благодатью. Во время богослужения, совершаемого в храме, Св. Дух сходит на молящихся. Да и вся жизнь Церкви есть не что иное, как реализация того дара Духа, который получили апостолы в день Пятидесятницы. Самой трудной задачей было, конечно, написать в апсиде образ Христа-Пантократора. Этот образ доминирует в пространстве храма и является ключевым. Над ним о. Зинон работал довольно долго. Да и вся роспись алтаря потребовала большой кропотливой работы. Ниже Пантократора расположено еще три яруса росписей: пророки, история Авраама, святители. В нижнем ярусе, за горним местом — композиция «Поклонение Кресту и Св. Дарам». Роспись алтаря раскрывает смысл богослужения, а изображенные в нижнем ярусе в рост св. отцы словно обступают престол, совершая вместе со стоящими здесь священниками Божественную литургию. Когда приехали помощники, работа пошла быстрее. Но, конечно, на всех этапах о. Зинон отслеживал работу иконописцев: выверял рисунок, подправлял композицию, корректировал цвет, не раз заставлял переделывать, если ему казалось, что что-то сделано не так. Все писалось под его строжайшим контролем.

http://e-vestnik.ru/analytics/svidetelst...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Мацхвариши [Груз. , от сванского - Спаситель], ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Принадлежит общине Латали, расположена на высоте 1347 м в центре с. Мацхвариши (муниципалитет Местиа, В. Сванети), в ущелье р. Мулхра (Мулхура), правого притока р. Ингури. Является памятником культуры Грузии. История Нек-рые сведения о заказчиках и об исполнителях М. дают фресковые надписи церкви. Согласно ктиторской надписи (в треугольном отрезке вост. части вост. арки сев. стены, возле алтаря), роспись была выполнена «рукою Микаела Маглакели» в 15-й год (1140) царствования в Грузии Димитрия I ( Вирсаладзе. 2007. С. 148). На юж. стене под изображением монаха с воздетыми вверх руками сохранилась 17-строчная надпись асомтаврули, в середине к-рой можно прочитать: «Это Квирике мамасахлиси (груз. «отец дома»; «старейшина» - Авт.), который много потрудился, руководя расписыванием этой церкви, аминь!» (Там же. С. 162). Также в сооружении и росписи М., очевидно, участвовал эристав Сванети Варданисдзе: его изображение сохранилось в сцене венчания на царство Димитрия I (зап. часть сев. стены). На сев. стене М. сохранилась надпись, очевидно принадлежавшая Квирике, завещавшему потомкам беречь живопись: «Вы, кто будет мамасахлиси сей церкви, оберегайте роспись от дыма, чтобы она не утратила цвета» ( Силогава. 1977. С. 80-81; Вирсаладзе. 2007. С. 163). Церковь привлекла внимание ученых на рубеже XIX и XX вв.: в 1895 г. ее посетила археолог графиня П. С. Уварова , отметившая значительную закопченность фресок. В 1910 г. роспись и эпиграфику М. изучал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили . В 1931 г. М. посетила экспедиция Музея Грузии, была произведена фотосъемка наиболее интересных фресок (негативы хранятся в ГМИГ), П. И. Ингороква изучил эпиграфику храма (Отчет экспедиции. 1931. С. 344-350; Каухчишвили. 1951. С. 37; Вирсаладзе. 2007. С. 147). Летом 1946 и в 1947 г. М. была обследована экспедицией Ин-та истории грузинского искусства АН Грузинской ССР, роспись была зафиксирована (фотосъемку произвел В. Цинцадзе, копии росписи - Т. С. Шевякова , зарисовки - Т. Б. Вирсаладзе), обмеры храма выполнил Л. Д. Рчеулишвили. Вирсаладзе изучала роспись М. также осенью 1948 и летом 1952 г. Церковь была вновь освящена 18 янв. 2004 г. Архитектура

http://pravenc.ru/text/2562732.html

2. Грамота от того же царя в Кириллов монастырь архимандриту Никите и старцу келарю Пахомию Спиридонову с братией; дана 7176 (1668) г., января 11 дня. Этою грамотою предписывается послать в Ферапонтов монастырь «к бывшему патриарху старцу Никону, белых и черных, оловянных и медных судов сколько пригоже, чтоб у него, Никона, судами было не скудно», и сколько какой посуды и которого числа к нему послано будет, о том отписать к государю в Приказ большого дворца.. Писана на столпе из одного листа, сложенном в виде пакета. На боку грамоты, над адресом, небольшая восковая черная печать, которою она была запечатана, с изображением бегущего коня, и помета: «Писал Федка Протопопов». 3. Отписки пристава дворянина Стефана Наумова, в Кириллов монастырь властям и от них Наумову, писанные 7176 (1668) г., с января месяца по июнь, о присылке в Ферапонтов монастырь для бывшего патриарха Никона , также для него, Наумова, и 20 человек стрельцов, разных вещей и припасов. В своих отписках Наумов, между прочим, велит прислать для старца Никона 1) 23 января, медных «судов»: противень в 1 1 / 2 ведра луженый, противень в 1 ведро луженый, два противня поменьше ведра, две сковородки черные по полуведру, «веко» пирожное луженое, 6 сковородок луженых, «что на стол ставят», двои судки, 6 блюд белых «средней руки», две солоницы, две скатерти «добрых», две скатерти «расхожих». 2) Февраля 7 дня, между прочим, пишет, что бывший патриарх, старец Никон, прислал к нему на «монастырский двор» роспись, что ему надобно в келью, и велел ту роспись послать к ним в Кириллов монастырь, которую он и посылает для доставления по оной, что требуется, присовокупляя, что «та роспись письмо руки его келейного черного попа Тимофея». Роспись эта озаглавлена след. словами: «Роспись сидящему во тьме и сени смертной, окованному нищетою и железом, смиренному Никону, милостью Божиею патриарху». В ней исчислены следующие вещи: «крест воздвизальный, шестеры деисусы келейные, чему покланяться братии, книга Евангелие воскресное толковое, торжественник постный, книга Ефрем да Лествица, хотя письменные, токмо добрые, книга Григорий Богослова , книга минея месяц февраль, два ирмология печатные, паникадило келейное о шести перах, шесть подсвечников, что пред образом свечи ставят, кадильница медная добрая, ладаница добрая, оловянник в ведро, два оловянника по полуведру, рукомойник медный, лахань медная, три кружки оловянных, кумган медный в ведро, три братины медных братских, яндова медная в ведро, ковш разливальный медный, дюжина достаканов медных, два свечника медных, в чем масло и сало горит, шесть ковров лавочных, тюшак, подушка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

Неизвестно, был ли расписан собор в XVI в. Его существующая роспись относится к 60-м годам XVII в. Над ней работали выдающиеся живописцы того времени: костромичи Гурий Никитин, Сила Савин, Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев и Семён Павлов. Ведущие мастера артели Гурий Никитин (или Кинешемцев) и Сила Савин были крупнейшими мастерами монументальной живописи. Кроме московских храмов, Гурий расписывал в Москве Золотую и Переднюю палаты Кремлёвского дворца, работал в Оружейной палате, в Ростовском Кремле у митрополита Ионы Сысоевича; выдающимся его произведением является знаменитая роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680-1681). В 1662 г. артель Гурия, подряжённая за 300 руб., успела закончить роспись Троицкого собора лишь «в главе, и в закомарах и в иных разных местах», после чего мастера были вызваны в Москву для росписи Кремлёвского Архангельского собора. В Данилов монастырь они вернулись лишь в 1608 г., но успели поработать только 2 месяца, так как снова были вызваны в Москву для росписи церкви Василия Кесарийского; роспись Троицкого собора была закончена в 1669 г. неизвестными, более посредственными мастерами. В 1836 г. фрески были подправлены, но сохранили свой первоначальный характер. После отлома западной паперти собора (построенной в XIX в.) над его порталом открылась наружная фресковая роспись (Троица). В 1660 г. к Троицкому собору пристроили с северной стороны придел над гробом Даниила, к которому в 1689 г. примкнула шатровая колокольня, построенная костромскими каменщиками. Придел представляет собой маленькую, крытую сомкнутым сводом церковку. Часть её северного скромно убранного фасада осталась незакрытой четвериком колокольни. Последняя чрезвычайно массивна и монументальна. Углы квадратного низа обработаны вертикальными коймами ширинок, обрамляющими широкие плоскости стен, оживлённые лишь скромным оконцем, помещённым посередине. Двойной поясок поребрика делит четверик на два этажа; внутри он разделён с подом на два помещения. Лестница в толще южной стены ведёт на площадку звона с широко открытыми арками восьмерика и огромным шатром над ним с тремя рядами оконцев-слухов. С юго-западного угла к восьмерику примыкает маленькое помещение для часового механизма. Сохранилась порядная запись костромских каменщиков на постройку колокольни, в которой обозначены её стоимость (670 р.) и условия работы вплоть до права мастеров печь в монастырских печах хлеб и есть по праздникам с монастырскими работниками.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Св. Софии в Мистре, Греция (ок. 1350), ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (ок. 1376-1381). Др. изображение служащего Христа Архиерея в богато украшенном, расшитом жемчугом саккосе, благословляющего правой рукой и держащего в левой закрытое Евангелие, находится в нише диаконника. На боковых стенах алтаря изображены св. архидиаконы Стефан и Лаврентий. В зоне алтаря и на прилегающих к нему поверхностях стен и столбах представлены св. отцы Церкви, архиепископы К-польской и местной Церкви. Росписи наоса составляют несколько циклов: двунадесятые праздники (от Благовещения до Успения Богоматери), Страсти Христовы (18 сцен в верхнем регистре, от Омовения ног до Погребения; это самый обширный из всех циклов в росписи Л.), Явление Христа по Воскресении, притчи и чудеса (в среднем регистре), Деяния и чудеса арх. Михаила (12 сцен в нижнем регистре; начинается со сцены «Собор архангелов», которая в византийском искусстве включается в цикл деяний только с сер. XIII в.), Житие прп. Гавриила Лесновского, основателя общины и монастыря, погребенного в храме (на юж. стене алтаря 2 иконных образа этого святого; на сев. стене - в плоской нише сцена «Преставление прп. Гавриила»). В нижнем ярусе стен и на столбах - единичные образы избранных святых и портрет донатора (на сев. стене центрального нефа Йован Оливер в роскошных одеждах севастократора, предстоит с моделью храма перед небесным патроном церкви арх. Михаилом). Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Роспись основного пространства храма выполнена 4 греч. мастерами; частично сохранилась подпись одного из них (Георгий ?). По мнению В. Джурича и С. Габелич, 1-й мастер выполнил изображение Христа Пантократора, Небесной литургии и пророков в куполе, 2-й - фигуры 40 Севастийских мучеников, евангелистов и цикл Великих праздников (за исключением сцены «Успение Богоматери»), часть сцен в цикле Страстей Христовых.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

н. Семисоборная роспись, старшие списки к-рой датируются 1-й пол. XVI в. ( Никольский. Описание. 1898; Андреев. Новый список. 1989). Янин датировал «Семисоборную роспись» на основании упоминаний тех или иных храмов довольно широким временным диапазоном - от 1463 до 1508 г. ( Янин. «Семисоборная роспись». 2004. С. 394-395). По Мусину, «Семисоборная роспись» датируется временем после присоединения Новгорода к Московскому гос-ву, 1480-1483 гг. ( Мусин. Семисоборная роспись. 2009; Он же. Соборные округа древнерусского города: От сакральной топографии к иеротопии//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Др. Руси. М., 2006. С. 491-514). Однако не менее вероятной представляется возможность ее составления ок. 1485 г., когда, согласно Псковской II летописи, присланный из Москвы архиеп. свт. Геннадий (Гонзов) предпринял попытку переписи престолов во 2-м по значимости городе епархии - Пскове (ПсковЛет. Вып. 2. С. 68; см.: Petrov D. A. The Possible Date of the Compilation of the Semisobornaja Rospis of Novgorod//RM. 1992. T. 7. N 1. P. 85-87; см. также: Никитский. 1879. С. 136-137). Тем же годом датируется и грамота свт. Геннадия священникам 6 городских соборов об их обязанностях по отношению к софийскому клиру (30 нояб. 1385 г.- Макарий (Миролюбов), архим. Грамоты//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. 2. С. 2-4 (в публикации указан ошибочно 1486 г.)). В «Росписи» перечисляются 162 посвящения престолов в новгородских (в пределах Окольного города) церквах, распределенных по 7 соборным округам (в самом тексте ошибочно указывается число 161). Лишь в 44 новгородских храмах совершалась вседневная служба. На Софийской стороне располагалось 5 соборных округов: Софийский с 15 храмами и с 6 приделами (в сев. части Детинца ); Михайловский вокруг ц. во имя арх. Михаила на Прусской ул. (14 храмов с 13 приделами), в Загородском конце и юж. части Детинца; Власиевский (соборная ц. св. Власия на Волосовой ул.), 9 храмов с 9 приделами в Людином конце и один надвратный храм Детинца; Сорокодесятский округ (соборная ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В юж. рукаве - «Крещение»: на арках и сводах уцелели изображения святителей, преподобных, ангелов, св. Иоанна Предтечи. В 1-й четв. XIV в. в Фессалонике были созданы неск. живописных ансамблей (церкви Богородицы (Казанджылар-джами), мон-ря Влатадон , свт. Николая Орфаноса), среди к-рых особое место принадлежит росписям ц. св. Апостолов. В 1312-1315 гг. были выполнены мозаики, позже написаны фрески притвора. Мозаики по стилю близки к-польским памятникам, но выглядят более динамичными и эмоционально выразительными. Несмотря на значительные утраты, сохранившиеся части позволяют представить программу росписи в целом. В куполе - Христос Пантократор в окружении пророков, на парусах - фигуры пишущих Евангелистов, на сводах - евангельские сцены, на арках и стенах - фигуры святых. Исключительная красота живописи ставит роспись ц. св. Апостолов в ряд лучших произведений палеологовской эпохи. В 20-х гг. XIV в. были созданы фрески ц. свт. Николая Орфаноса, в к-рых помимо традиц. сюжетов представлены житийные циклы свт. Николая и прп. Герасима Иорданского, иллюстрации к Акафисту Богородице и настенный минологий. Успение Богородицы. Роспись в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1-я четв. XIV в. Успение Богородицы. Роспись в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1-я четв. XIV в. Художники из Фессалоники поддерживали тесные отношения с Афоном, где в нач. XIV в. были созданы грандиозные фресковые росписи в Протате, связанные с именем худож. Мануила Панселина , Великой Лавры прп. Афанасия, Ватопедского (1312) и Хиландарского (1319) мон-рей. Нартексы монастырских соборов украшены развернутыми назидательными циклами, в т. ч. иллюстрациями из Патериков. Экспрессивная живопись Афона близка фрескам Веррии. Рождество Христово. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Мистре. 80-90-е гг. XIV в. Рождество Христово. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Мистре. 80-90-е гг. XIV в. Искусство XIV в. представлено памятниками столицы Морейского деспотата Мистры . Уникальный городской ансамбль, состоящий из комплекса дворцов и мон-рей, сохранил памятники архитектуры и живописи кон.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Страшный Суд. Роспись вост. стены нартекса Кирилловского собора. 80-е гг. XIX в. Худож. Яблонский Страшный Суд. Роспись вост. стены нартекса Кирилловского собора. 80-е гг. XIX в. Худож. Яблонский Часть живописи XIX в. остается без авторской атрибуции. Это многочисленные образы святых: на юж. стене трансепта парные изображения святых Вячеслава и Людмилы, напротив, на сев. стене трансепта,- равноапостольные кн. Владимир и вел. кнг. Ольга. На пилонах центральных опорных столбов - св. воины Александр, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, князья Борис и Глеб, Виктор, Адриан и др. В сев. нефе храма были изображены св. жены. На пилоне сев. стены, возле входа на хоры,- фигура св. Евфросинии. В юж. части нартекса, на пилоне юж. стены, над остатками бывшей крещальни, помещены изображения святых Космы и Дамиана, напротив - свт. Николай Чудотворец. В нижней части зап. анта юж. столба нартекса - погрудное изображение Спасителя в медальоне, напротив, на зап. анте сев. столба,- Пресв. Богородица. На юж. пилястре юж. части нартекса в полный рост изображен св. Иоанн Предтеча. Его же фигура венчает 3-ярусную роспись зап. стены центрального нефа. Сюжеты, исполненные в технике масляной живописи, занимают и преобладающую часть стенного пространства хор. Древние фрески там не сохранились, исключая неск. композиций в княжеской молельне. Неизвестные нам живописцы исполнили здесь ряд изображений пророков, композиции «Гостеприимство Авраама» и «Св. Троица», стилизованные под древнюю живопись. Сошествие Св. Духа на апостолов. Роспись Кирилловского собора. 1884 г. Худож. М. А. Врубель Сошествие Св. Духа на апостолов. Роспись Кирилловского собора. 1884 г. Худож. М. А. Врубель В 1884 г. Прахов для написания икон иконостаса пригласил студента Имп. АХ М. А. Врубеля , который также выполнил в храме неск. настенных композиций и нек-рое время помогал ученикам школы Мурашко; он делал прорисовки ликов и целых сюжетов, исправлял неточности, дописывал и переписывал отдельные работы, во многих не атрибутированных Врубелю изображениях видна его живописная манера.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010