Нет. Цвет тут ни при чем. Хотя летом на островах хватает зелени, а зимой — белизны. Название произошло в XVII веке после попытки шведского отряда внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд выследил «немцев», неприятель хотел от своего плана отказаться, но... по легенде окаменел. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский. Все так. Название произошло в XVII веке после попытки шведского отряда внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд выследил «немцев», неприятель хотел от своего плана отказаться, но... по легенде окаменел. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский. Какие животные есть на Соловках? Медведи Неверно, змей нет. А вот лоси есть. Нет медведей. В начале двухтысячных прошел слух, что с Большой земли до Соловецких островов доплыл бурый мишка и его видели, но так ли это было — неизвестно. А вот лоси на Соловках есть. Да, на Соловках водятся лоси. Когда-то сюда завезли и северных оленей и время от времени пополняли поголовье, привозили новых, но сейчас олени вымерли. Какие из соловецких святых не были лично знакомы друг с другом? Герман и Зосима Зосима и Савватий Герман и Савватий Неверно. Преподобный Герман Соловецкий встретился с пустынником Зосимой после кончины преподобного Савватия. Герман и Зосима основали общежитийный монастырь. Более 40 лет трудился Герман при игумене Зосиме. Соответственно, преподобный Зосима не застал в живых преподобного Савватия и лишь потом, в 1465 году преподобный Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Верно. Герман подвизался на Соловецких островах и с Савватием, и, после кончины последнего, с преподобным Зосимой. Между собой Зосима и Савватий знакомы не были. Позже, в 1465 году преподобный Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Неверно. Подвижники Герман и Савватий переселились на Большой Соловецкий остров, шесть лет прожили там в трудах, посте и молитве. После кончины Савватия Герман вернулся на материк, встретил пустынника Зосиму и с ним основал на Соловках монастырь. Так что Зосима и Савватий не были друг другом знакомы при жизни.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/djuzhina-vo...

Двенадцатый день. Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский. (Почитать св. иконы необходимо). I. Святой Герман, ныне воспоминаемый церковью (VIII в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, святой Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году святой Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово. а) Безумцы, восстающие против почитания святых икон, дерзают называть православных христиан идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестие и безумие! – Что такое икона? – Образ или икона есть изображение и подобие истинной вещи, которая есть, или была, или будет. Например, Святая Троица изображается в лицах трех ангелов: это было на самом деле, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврийского. Изображается Бог Отец в виде некоего пречестного старца: и то было на самом деле, когда пророк Даниил и пророк Исаия видели «Ветхого деньми, сидящего на престоле высоце и превознесенне, и серафими окрест Его» ( Дан. 7, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ту же идею развивает святитель Герман в своем каноне святому патриарху Иоанну Постнику (2 сентября). Здесь опять на первом месте — слава Святой Церкви Христовой. Церковную славу украсил еси, Иоанне блаженне, божественными твоими догматы и мудрыми наказании, ереси же исчезновены сотворил еси. Ниже святитель Герман восхваляет святого патриарха Иоанна как светильника благочестия, который лживыя отсекл еси учения вся и догматов… добротою облистал еси . В других песнях этого канона святитель Герман многократно повторяет изложенное выше, восхваляя святителя Иоанна Постника как благочестных догматов насадителя (песнь 4–я), как догматов наставника, свидетельствуя, что святитель Иоанн венцем увязлся еси на ереси (песнь 3–я), что он ересеначальники посрамил (песнь 5–я). И ниже святитель Герман опять возвращается к идее Святой Церкви, о чистоте которой он все время печется. Жезлом Духа Святаго люди яко упасша честныя Церкве и отгнавша богоборныя ереси, еси иерарха восхваляем тя . Идеей Церкви, проповедью о спасительных догматах и о необходимости борьбы с ересями полны замечательные стихиры святителя Германа на дни памяти святителя Афанасия Александрийского (18 января и 2 мая). Называя его безсмертным (что и означает имя АФАНАСИЙ), святитель Герман восхваляет его труды во славу Церкви как безсмертия лияния и свидетельствует, что бессмертный Афанасий верных напаяет помышления. В другой стихире песнописец так воспевает святителя Афанасия: Велика истины труба, многострадальный Афанасий, на трапезу днесь созывает Церковь светло вернии еси к торжеству усрящем, добраго пастыря песньми почитающе священныя его труды . В стихире на Господи, воззвах святитель Герман еще более подробно раскрывает значение трудов святителя Афанасия: Христова иерарха воспоим еси Афанасиа, — воспевает он и уточняет, — яко Ариева мнения вся упраздни и Святыя Троицы державу во всем мире ясно возвещает . Те же идеи дороги и близки святому патриарху–песнописцу, когда он прославляет труды святого исповедника Павла (6 ноября). Архиерейскою одеждею одеявся, преподобие отче, тезоименитому Павлу поревновал еси, — пишет святитель Герман в стихире на Господи, воззвах, переходя далее к основной, близкой ему идее, — гонения претерпев и обстояния в своих присных болезнех, вредословная мнения Ариева посрамил еси и пострадав бо за Безначальную и Единосущную Троицу, злочестиваго и духоборца низложил еси Македонии, и православную всем уяснив веру , с невещественными водворяешися Ангелы . Так, болея об истинах святой веры и Церкви, святитель Герман подробно излагает борьбу святителя Павла с ересями, не боясь называть самые имена ересеначальников. Несомненно, он думает здесь о пользе своих пасомых, о том, чтобы люди церковные, отрицаясь ересей и ересеначальников, тем более стремились к спасению в лоне Христовой Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Герман к тому же отличался простотой нрава, любил открытое обхождение со всеми; в среде его приближенных беседы его носили характер добродушия и прямодушия. 495 Тотчас по вступлении на патриаршую кафедру Герман энергично принялся за дела и старался дать им течение, сообразное с его расположениями. Первым долгом он обратил внимание на клириков, замечательных или по своему образованию, или нравственным качествам: всем им даются соответствующие достоинства или награды. Он прекрасно сознавал, что Церковь его времени особенно нуждается в образованных пастырях, поэтому он позаботился об открытии школы в Константинополе, которая доставляла бы образованных пастырей, могущих служить к возвышению церковного авторитета. Герман ходатайствовал перед императором, чтобы этот оказал предприятию патриарха всякое содействие; в особенности он просил, чтобы император снял опалу с ученого ритора Оловола, прогневавшего царя, 496 и дозволил Оловолу занять место учителя в публичной школе, открываемой теперь по воле патриарха. Михаил Палеолог уступил желанию Германа, и вот появляется в Константинополе первая школа 497 по восстановлении Византийской империи. В этой школе учились не только дети духовенства, но и все желающие. 498 В управлении Церковью Герман, по–видимому, был слаб, и некоторые положительно злоупотребляли его снисхождением и мягкостью его нрава. 499 Тем не менее и в управлении Церковью Герман успел в некоторых отношениях оставить по себе добрую память. Как истинный пастырь Церкви, он считал себя обязанным неустанно предстательствовать перед царем за обиженных и страждущих; и хотя его предстательства не всегда увенчивались успехом, однако это не отнимало энергии у ревностного архипастыря. Герман что-то сделал и для церковного благоустройства – вероятно, озаботился истреблением следов пребывания римо–католиков в Византии. 500 Герман правил паствой лишь несколько месяцев; он должен был уступить патриаршую кафедру другому, так как он не во всем соответствовал видам Михаила Палеолога, – главной же причиной, по которой Герман должен был оставить кафедру, были происки императорского духовника Иосифа, который, пользуясь своим влиянием на государя, начал подкапываться под Германа, чтобы самому ему добиться патриаршества, 501 в чем он и преуспел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Так догмат Святой Троицы полагается блаженным патриархом как основной, начальный, краеугольный, необходимый для спасения человеков. С неменьшей заботой и любовью святитель Герман касается другого догмата — о двух естествах Христовых. В том же каноне святым Отцам шести Вселенских соборов мы можем найти свидетельства постоянных дум святого песнописца о том, чтобы сказать своей пастве о спасительном для нее таинстве двух естеств Господа нашего Иисуса Христа. “Несозданныя Троицы Единаго Христа, — пишет святитель Герман уже в первой песни этого канона, — во двою естеству и хотению , Чистая, раждаеши”. Святому патриарху было необходимо свидетельствовать не только о двух естествах Христовых, но и о двух хотениях, о двух волях, так как он жил в период, когда монофелитская ересь пустила глубокие корни и обсуждалась, и была осуждена на VI Вселенском сборе. Поэтому в 4-й песни канона святитель Герман опять говорит о том же положении святой Церкви: “Его же сугуба естеством, во Ипостаси же единей, отцы проповедаша”. А в следующей, 5-й песни, упоминая о трисиянном сиянии, просветившем ум Отцов, святитель Герман опять повторяет заботившую его мысль: “Честнии отцы единаго проповедаша Христа Господа, сугуба естествы и хотении ”. Ниже, в песни 6-й того же канона святитель Герман считает необходимым уже поименно запечатлеть имена еретиков, что важно было для переживаемого им смутного периода в жизни Святой Церкви и осталось важным и значимым и для наших дней. “Стыд лица да покроет Евтиха и Диоскора, — вещает святитель Герман, — слияние буесловивших естества Христова, не в приведении бо, но во обожении естество земнородных прият” 22 . В каноне святителя Германа на перенесение Нерукотворного образа Спаса нашего (16 августа) мы также находим много глубоких мыслей о спасительном догмате двух естеств Христовых 23 . В 3-й песни святитель Герман излагает самую сущность догмата. “Из корени всяко отсещи праотца хотяй, —пишет он, — твой Сын, Дево, прозябшее преслушание, из чрева твоего, Чистая, приемлет все человеческое ”.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

Епифанию Славинецкому приписывается и целый ряд стихотворных сочинений, но надо признать, что атрибуция их Епифанию основывается преимущественно на традиции и не имеет твердых оснований. Это относится и к трем публикуемым в настоящем издании стихотворениям, которые печатаются по рукописному песеннику XVII в.: РГБ, Музейное собр., 9498, л.136 об.–137, 161 об.–162, 166 об.–167 с отдельными исправлениями по рукописному песеннику XVII в.: ГИМ, Музейекое собр., 1938. 207 В юности Герман был келейником патриарха Никона ; Герман и потом оставался одним из самых близких к нему людей, как раз рядом с ним Герман изображен и на картине 1660-х гг. кисти Д.Вухтерса « Патриарх Никон с клиром» (см. вклейку в кн.: ПЛДР. M.,1994. Т.12). Когда в 1658 г. Никон покинул патриарший престол и поселился в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме) на Истре, Герман пребывал там в сане иподьякона. Затем он последовательно занимает должности уставщика (регента хора), строителя, т.е. настоятеля (в 1673–1675 гг. и – после перерыва – с 1678 г.), архимандрита (с 1681 г.). В 1680 г. Герман был в числе подписавших челобитную о возвращении опального Никона из Кирилло-Белозерского монастыря в Новый Иерусалим; патриарх Иоаким, как известно, не дал на это разрешения. 25 августа 1681 г. Герман в присутствии царя Федора Алексеевича участвовал в отпевании Никона, который, получив наконец дозволение воротиться в основанную им обитель, умер по дороге туда, в Ярославле. На другой день после похорон царь «пожаловал архимандриту Герману своей государевой конюшни иноходца бура, и архимандрит Герман великому государю кланялся в землю» (ЧОИДР. 1874. Кн.3. Отд.1. С.53). Царь и позднее посещал Новый Иерусалим, слушал духовные псалмы Германа, а в январе 1682 г. преподнес ему драгоценную архимандричью шапку. Судя по акростихам, Герману безусловно принадлежат 14 духовных песнопений и две эпитафии Никону. В некоторых стихотворениях Герман разместил несколько акростихов (иногда рифмованных) изощренной формы и рисунка. При чтении акростихов Германа в настоящей публикации нельзя забывать о том, что в рукописных песенниках XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. была расписана дважды. Первоначальная роспись - очевидно, современная постройке церкви - покрывала 1-й слой штукатурки. В нижнем регистре юж. стены сохранилась муж. фигура с воздетыми руками, аналогичная фигурам в церквах мон-рей Ркони и Удабно в пуст. Гареджи . Роспись 70-80-х гг. XII в. покрывала всю церковь. Лучше сохранилась живопись в алтарной части и на зап. стене. В своде, на верхних частях северной и южной стен живопись полностью утрачена. При сильной порче красочного слоя хорошо виден основной рисунок: это дает основание предположить, что рисунок наносился на сырую штукатурку, а дальнейшая роспись осуществлялась в технике секко. Программа росписи традиционна для зальных церквей Грузии и аналогична программе росписи тех храмов, в к-рых наряду с евангельскими сценами представлены житийный цикл патрона церкви и ктиторские изображения. В конхе алтарной апсиды расположен Деисус. Фигура Христа по размерам намного превышает фигуры предстоящих Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Мандорла отсутствует. Христос в левой руке держит Евангелие (текст: « (?)...» (Аз есмь свет миру...)). По сторонам трона (без спинки и подножия) изображены тетраморф и серафим, композицию фланкируют архангелы. Под Деисусом находится заключенный в аркатуру апостольский ряд (12 погрудных изображений в 3/4-ном обороте, апостолы держат свитки и Евангелия). Нижний регистр алтаря занимает святительский ряд (фронтальные ростовые фигуры 10 отцов Церкви и 2 диаконов, святители держат закрытые украшенные камнями книги), отличающийся изысканностью и богатством колорита. Над алтарным окном помещен крест в медальоне (имитация золотого предмета, украшенного жемчугом), под окном - Нерукотворный образ Спасителя. Композицию завершает широкая полоса городчатого орнамента (1,5 м от пола), переходящая на стены основного пространства. Роспись в конхе апсиды. 70–80-е гг. XII в. Фото: В. Шелёмин Роспись в конхе апсиды. 70–80-е гг. XII в. Фото: В. Шелёмин В основном помещении роспись также представлена в 3 регистрах: один в своде, 2 - на стенах.

http://pravenc.ru/text/2578631.html

А. в монументальной живописи было выполнено в 1927 г. в церкви мон-ря св. Наума близ Охридского оз. В белградских газетах от 11 авг. того же года появилось сообщение «Лик императора Николая II в Сербском монастыре св. Наума, что на Охридском озере», в к-ром говорилось, что приглашенный для росписи храма рус. художник и академик живописи С. Ф. Колесников написал образы святых в 14 медальонах. Работа над 15-м образом началась только после того, как в медальоне как в видении художнику явился скорбный лик императора. Уже утром следующего дня Колесников написал погрудный образ Н. А. в горностаевой мантии без головного убора: «Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз близко видел покойного государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся у меня в памяти. Я закончил работу и этот портрет-икону снабдил подписью: «Всероссийский император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства»» (Николай II в воспоминаниях и свидетельствах. М., 2008. С. 202-203; роспись не сохр., ил. см.: Православная жизнь//Прил. к ж. «Православная Русь». Jord., 1962. 7. С. 3-4). Роспись церкви мон-ря св. Наума Охридского, Македония. 1927 г. Худож. С. Ф. Колесников. Фотография. 30-е гг. XX в. Роспись церкви мон-ря св. Наума Охридского, Македония. 1927 г. Худож. С. Ф. Колесников. Фотография. 30-е гг. XX в. После 1935 г. худож.-эмигрантом из России Н. Ф. Мейендорфом была выполнена роспись ц. свт. Саввы Сербского в Вознесенском женском мон-ре в Жиче (Сербия). Н. А. представлен по пояс, в имп. короне и горностаевой мантии на синем фоне (в плохой сохранности). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Ульцине (Черногория) кон. ХХ - нач. XXI в. поясной образ Н. А. размещен между образами прп. Силуана Афонского и свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Шанхайского. Миропомазание имп. Николая II на царство. Роспись ц. Царственых страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря. Ок. 2013 г. Миропомазание имп. Николая II на царство. Роспись ц. Царственых страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

Да того ж девичья монастыри Игуменьи с сестрам денежного жалованья по рублю старице, да дворнику на всякий год по три четверти ржи, овса то ж, и того 6 четвертей, пуд соли, денег по 4 рубли; да им же, старицам, на недостатки, чего не достанет на год, дается сполна, без отказу, всякой обиход. Да они ж, старицы, ходят в монастырь (Воскресенской) к обедни, по вся воскресения и праздники Господские, человек по десяти и больше. И их после обедни всех кормят без отказу братскою пищею; и он, Роман, по своему уговору, им, старицам, хлеба ни единые четверти, и денег ни единого рубля, не давывал по се число. И в другоряд он, Роман, приезжал в Воскресенской монастырь и, бил челом Патриарху, по прежнему уговору, о монастырском же строении, чтоб девичь монастырь перенести на старое Воскресенское (церковное) место, деревянную церковь и кельи. И Патриарх ему говорил, что монастырь перенесет, а работником (на то дело) быть его, Романовым, и перевозить ему, Роману, своими крестьяны или наймом, и церковь каменная поставить и роспись уговору, как Патриарх говорил ему, Роману, послал. И Роман, забыв свое обещание уговор полюбовной, написал роспись, а в ней написал небылицу, что не возможно таковому делу никогда статися, а вотчины и двора своего в росписи не написал и денег не написал же, а ей, ей, по священному Евангелию, хотел дать после своего съезду с Москвы (т. е., после 1658 г.) двор и вотчину и деньги, которые за вотчину взяты, для ради своего душевного спасения и телесного здравия и родителей его вечного поминовения. И мы за его, Романа, Бога молим, и родителей его поминаем по се число; а буде он Роман, свое слово исполнять, как говорил, и мы в священных ектеньях станем за него Бога молить особо, как и за прочих Боголюбцев и вкладчиков великих. А какову роспись Патриарх ему, Роману дал, как было говорено, и какову роспись к Патриарху он, Роман, прислал, и с тех росписей списки слово в слово под сей сказкой: Росписи 171 (1663) года, Мая в 5 день, роспись Святейшего Патриарха Никона девичью монастырю, как быть, и о каменной церкви, какова дана Роману Федоровичу Бобарыкину, роспись против сей росписи слово в слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но в ташкентском соборе работа была более серьезная – полная роспись храма: алтарь, образа иконостаса, роспись барабана, настенная роспись. Сохранилось сделанное епископом Гурием описание росписи, выполненной отцом Владимиром. «Даже из отдаленных частей храма, – писал в своем отчете епископ Гурий, – взор верующих свободно проникает до горнего места и видит там величественную фигуру Спасителя, предлагающего апостолам Свои Святые Тело и Кровь. Это – копия васнецовского образа Евхаристии, что в киевском Владимирском соборе, исполненная на золотом фоне на горнем месте и почти на всем полукружии стен алтаря. Золотой фон алтарных стен прекрасно гармонирует с иконостасом. Иконостас обработан под красное дерево и состоит только из двух киотов с большими местными образами афонского письма, из царских врат и северных и южных дверей. Царские врата низкие, и служащий священник виден даже при закрытых вратах. На потолке алтарного свода написан огромный образ Знамения Божией Матери. Много живописи и на потолках храма. Образцом этой живописи большей частью служила васнецовская роспись киевского Владимирского собора. Собор расписан художником В.Н. Кутлинским. На потолке над кафедрой В. Кутлинский написал Божию Матерь, молящуюся в окружении коленопреклоненных и летающих ангелов на фоне Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Эта композиция составлена В.Н. Кутлинским самостоятельно» . В епархиальном архиве хранится копия письма епископа Гурия к В.Н. Кутлинскому от 19 августа 1951 года, свидетельствующая, насколько владыка Гурий ценил труд этого художника и какое большое значение придавал росписи собора: «Дорогой Владимир Николаевич! Приближается сентябрь. Ждем Вас. Всё то, что было Вами намечено по плану – орнаменты потолка, фриз в главном храме и в приделе – выполнено. Только роспись оконных проемов в алтаре я задержал. Присланные Вами орнаменты – чудесны, но у меня явилось сомнение – уместен ли будет их сказочный сюжет в непосредственном соседстве с образом Евхаристии. Но это – деталь. Главное – роспись колонн и стен. Ее я никому не поручал, дожидаясь Вас. Да благословит Вас Господь. Любящий Вас Е[пископ ] Г[урий ]».

http://pravoslavie.ru/69459.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010