Герман, свят. 80, 163 Герман, епископ 242, 491 Герман, преп. 132 Герман, игумен 98 Герман, иерод. 314 Герман, инок 336 Герман, «епископ» 479 Гермоген, патриарх 158, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 173, 175, 183, 197, 293 Гермоген, митроп. 155, 162, 231, 234 Гермоген Долганов, епископ 401, 414 Гермоген Кожин, митроп. 454 Гермоген, архиеп. 473 Гермоген, епископ 468, 469 Гермоген, иером. 234 Геронтий, митроп. 66, 67, 68, 70, 123 Геронтий, игум. 47 Геронтий, иеродиак. 121 Гион 340 Глеб, муч 28,30, 87, 116, 118, 120 Глеб Белозерский, князь 132 Глеб Владимирович, князь 13 Глеб Юрьевич, князь 127 Глембовский 356 Глинская Елена 71 Глинский Б. 283 Глотов, мещанин 368 Глубоковский Н., проф. 313, 316, 318 Гоголь Н. В. 341 Годунов Борис 84, 151, 152, 153, 157, 158, 161,165, 172, 173, 176 Голиков 368 Гонсевский 168,169 Голицын А., князь 277, 278, 320, 322, 340, 343, 359 Голицын Василий, князь 167, 221 Головин Фома 75 Головина 359 Головкин, граф 356 Голохвастов А. 165 Голубев С. 317 Голубинский Ε. Ε., проф. 5, 8, 15, 26, 67, 69, 72, 113, 120, 123, 139, 315 Голубцов А. , проф. 318 Голятовский Иоанникий 251 Гонорий III, папа 139 Горазд, еп. 8 Гордый Симеон, князь 49 Горных Димитрий, свящ. 401 Горский А., прот. 316 Горчуков Μ. Α., проф. 494 Госнер 340 Граббе М., граф 469 ГраббеП., граф 469 Гречанинов 298 Григорий IX, папа 139 Григорий, патриарх 438 Григорий Болгарин, митроп. 65, 66, 68, 143 Григорий Богослов 475 Григорий (Вонифатьев) 202, 203 Григорий Каханович, епископ 359 Григорий Мамма, патриарх, 143 Григорий Отрепьев 157, 231 Григорий Постников , митроп. 280, 336 Григорий Синаит 340 Григорий Цамблак (Самвлак) 56, 57, 89 Григорий Чуков , митроп. 412 Григорий Яцковский, архиеп. 428, 429, 437 Григорий, митроп. 202, 482, 488 Григорий, епископ 476, 491, 493 Григорий, протод. 62 Григорий, инок 118, 120 Григорий песнописец 89 Громов Иннокентий 367 Гулевичева Елизавета 246 Гурий, свят. 77,158,164, 372 Гурьев П. 379, 410 Гус Ян 57 Гучков 376 Давид Смоленский, князь 127 Давид Ярославский, князь 120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только прияв плоть человеческую, волю человеческую, Сын Божий мог коренным образом отсечь преслушание праотца, ибо Христос, великого Совета Ангел, пишет святитель Герман в 8-й песни, произволил носить плоть: “ Плоть произволивый носити великаго Совета Ангел, во утробе Твоей Пречистая, совершенно действовася и истлевшее обнови человеческое естество” 24 . Вот постоянная забота Святителя первопрестольного града — довести в песнях церковных спасительные истины до слуха и понимания всех людей церковных, всех пасомых, всей великой Церкви Христовой, утвердить их в этой непоколебимой истине, и ею, как и истиною Триединого Божества, привести ко спасению. Святитель Герман и в других своих песнотворческих трудах касается того же спасительного догмата, иногда даже неожиданно, будто бы не по ходу основного песнопения. Так, прославляя страдания святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября), святитель Герман пишет в литийной стихире: “Прободен быв в ребра твоя, всечестне, подобяся на древе прободенному на спасение всего мира ” 25 .   Отдавая много сил на борьбу с монофелитской ересью, святитель Герман отзывался всем своим существом и на возникновение иконоборчества. Его заботы о необходимости правильно поклоняться святым иконам проявились и в его каноне в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя (16 августа). Почти в каждой песни этого канона мы находим образное изложение православного взгляда на иконопочитание. Может быть, никакой иной труд святого патриарха не оправдывает так именование его ласточкой , как этот канон. Здесь ясность языка, его простота едины с выразительностью и силой изображаемого. “Плотски изобразитися по нам, — пишет святитель Герман в 1-й песни канона, — иже прежде безплотный, благоволением Отчим не отвергийся зрака , дарова нам божественное изображение”. В 3-й песни святитель Герман богословствует об образе и подобии Божием и говорит: “Тебе, создавшему человека по образу первее, во еже вообразился еси абие за милосердие. Тем приемша Тя воистину подобие неизменное, со ангелы, Христе, славим”.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

Для этого апостольского дела Священный Синод поручил Валаамскому старцу Назарию выделить самых способных монахов в своей обители. Так в 1793-ем году из иноков Валаамского монастыря была образована духовная миссия в составе 10-ти человек и отправлена для проповеди слова Божия диким жителям Северо-западной Америки. В числе членов этой миссии находился тридцати трех летний монах Герман, из купеческой семьи. Благодаря усердию этих монахов-миссионеров христианская вера стала быстро распространяться между новыми сынами России. Несколько тысяч язычников приняли христианство , была организована школа для образования новокрещенных детей и воздвигнута первая церковь . Лет шесть спустя отец Герман избрал себе местом уединения и молитвы Еловый остров, который он назвал Новым Валаамом. Еловый отделялся от главного острова Кодьяка проливом в два километра. Он небольшой, весь покрыт лесом, с ручьем, пересекающим его в середине. На этом острове преподобный Герман подвизался более сорока лет. Святой Герман носил одну одежду зимой и летом. Постелью ему служила небольшая скамья, покрытая оленьей шерстью, а изголовьем – два кирпича. Вместо одеяла он укрывался деревянной доской, которой завещал после смерти покрыть свои бренные останки. Ради большего подвига святой Герман изнурял свое тело тяжелыми веригами, которые никогда не снимал. Эти вериги вместе с его мощами хранятся в храме на острове Кодьяк. Будучи очень ласковым и доступным, святой Герман с годами стал как бы родным отцом для алеутов. Он живо откликался на их трудности, заступался перед начальством за провинившихся, защищал обижаемых, помогал нуждающимся, чем только мог. Алеуты со своими детьми постоянно навещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто просил помощи – старец старался каждому помочь. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения. Во время повальной смертельной болезни, косившей алеутов в течение месяца, отец Герман, забыв себя, неутомимо навещал больных, уговаривал терпеть, молиться, приносить покаяние и приготовлял умирающих к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В 1905 г. рапортом от 7 августа игумен Герман просил Преосвященного Владимира, преемника епископа Иакова, назначить день для освящения новой церкви в память Успения Божией Матери, и 14 августа новопостроенный храм был освящен архиерейским служением преосвященного Владимира, епископа Кишиневского и Хотинского, о чем о. Герман донес Консистории рапортом от 30 августа. За свои труды и усердие о. игумен Герман был последовательно награждаем епархиальным начальством: 6 июля 1899 г. Синодальным крестом, а 8 мая 1905 года возведен был в сан архимандрита при архиерейском служении преосв. Владимира в соборной церкви Ново-Нямецкого монастыря. В 1905 г. он был почтен назначением благочинным монастырей и скитов Кишиневской епархии. Старанием о. игумена Германа для благоустроения монастыря построен был в 1895 г. корпус келии для братии, примыкающий к гостеприимному дому, а в 1904 г. двухэтажный корпус келий, в котором помещаются и мастерские – сапожная и портняжная с подвалом для хранения соления. Первый корпус покрыт железом, а второй марсельскою черепицею. При о. архимандрите Германе обыкновенное керосиновое освещение монастырских оград заменено газокалильным. В 1906 г. устроено 3 фонаря: два в монастырской ограде, а один во внешнем дворе, где находится помещение богомольцев. Кроме того, о. Герман значительно обогатил монастырскую ризницу многими облачениями, которым содержатся в образцовом порядке. О. Герман завел также хороших лошадей и удобные экипажи, которыми пользуются для поездки по делам монастыря не только настоятель, но с его благословения и вся остальная братия и посетители. При нем же были вновь устроена каменная конюшня, покрытая черепицей. Вообще труды, понесенные о. Германом для благоустроения монастыря велики. Так что, если первые два игумена монастыря по справедливости являются основателями его, то третий настоятель о. архимандрита Герман, по справедливости должен быть назван благоукрасителем его. В декабре 1907 года настоятель Ново-Нямецкого монастыря архимандрит Герман с братиею возбудили ходатайство пред Св. Синодом и в министерстве иностранных дел, в котором указав, что действия Высочайшего повеления 1873 г. за уплатою долгов строителя монастыря игумена Феофана прекратилось в 1876 г., просил о восстановлении прав монастыря, утвержденных за ним Высочайшим повелением 1863 г., т.е. об отпуске на содержание сего монастыря до 12500 р. вместо получаемых 9000 р., и сверх того пособия на постройку колокольни и на другие строительные нужды монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Герман (Аав) 8.07.1922 хирот. во еп. Финляндского и Выборгского Конст. П.; 7.05.1957 воссоединился с РПЦ; с 1.07.1960 на покое; † 14.01.1961. Герман (Вейнберг) 19.10.1926 хирот. во еп. Масальского, вик. Калужской епархии; с 23.01.1929 г. еп. Богумильский, вик. Самарской епархии; с 3.04.1930 еп. Алмаатинский; с 11.08.1933 сведений нет. Герман (Коккель) 31.12.1924 хирот. во еп. Ибрессинского, вик. Ульяновской епархии; с 1927 г. еп. Бугумильский, вик. Самарской епархии; с 1927 г. еп. Бугурусланский; с 1928 г. еп. Кузнецкий, вик. Томской епархии; с 1929 г. еп. Томский и Алтайский; с нояб. 1930 г. еп. Омский и Павлодарский; с 14.07.1931 еп. Никольско-Уссурийский, управ. Приморской епархией; с 1932 г. еп. Барнаульский и управ. Бийско-Алтайской епархией; с 19.09.1932 еп. Благовещенский, с 1935 г. на покое; расстрелян 12.11.1937. Герман (Косолапов) в 1918 г. хирот. во еп. Вольского, вик. Саратовской епархии; расстрелян в авг. 1918 г. Герман (Моралин) 28.03.1993 хирот. во еп. Якутского и Вилюйского; с 27.12.1995 еп. Якутский и Ленский. Герман (Ряшенцев) 14.09.1919 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 13.06.1928 еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; епархией не управ., был в Усть-Сысольском лагере; с 1936 г. в ссылке на Севере; † 1937. Герман (Тимофеев) 6.12.1968 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 25.06.1970 еп. Венский и Австрийский; с 3.09.1974 еп. Виленский и Литовский; с 19.04.1978 еп. Тульский и Белевский; с 9.09.1983 в сане архиепископа; с 29.07.1986 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы (с 1990 г. Берлинский и Лейпцигский); с 30.01.1991 архиеп. Волгоградский и Камышинский. Гермоген (Долганов) с 8.03.1917 еп. Тобольский; утоплен 29.06.1918. Гермоген (Кожин) 18.02.1946 хирот. во еп. Казанского и Чистопольского; с 1948 г. в сане архиепископа; с 19.10.1949 архиеп. Краснодарский и Кубанский; с 19.05.1954 митр. Алеутский и Североамериканский; † 3.08.1954. Гермоген (Максимов) с 1918 г. еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 1922 г. в эмиграции; с 1942 г. возглавил «Хорватскую Православную Церковь »; расстрелян сербскими партизанами в 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этот день в связи с прилетом птиц крестьянки выпекали из теста «грачей», подавали выпечку на стол и угощали ею прохожих. С помощью заговоров выживали кикимору. Пожилые люди выходили на пригорки, вслушивались в весну и всматривались в птичьи стаи. Если грачи летят легко, то считалось это к доброй весне, а если с натугой над полями пролетали, то это сулило дождливое и ветреное лето. Считалось, что родившийся в этот день будет трудолюбивым и заботливым хозяином. По народному поверью, в этот день нельзя было надевать новые лапти. Их скрип отвлекает от работы и приманивает нечистую силу. Герман Казанский и Свияжский Архиепископ (1505 – 6.11.1567), родился в г. Старице Тверского края в семье бояр Полевых, происходивших от князей Смоленских. В юности отличался склонностью к созерцательности и любил изучать Священное Писание , особенно псалмы Давидовы. В 25-летнем возрасте он поступил в Иосифо-Волоколамский монастырь. Там на молодого монаха оказали сильное влияние подвизавшиеся в обители Гурий, будущий просветитель Казани, и неправедно сосланный туда прп. Максим Грек . Пройдя все монастырские послушания, свт. Герман был архимандритом Старицкого Успенского монастыря и довел его до цветущего состояния. После этого он вернулся в Волоколамский монастырь на безмолвие. После избрания архим. Гурия первым архиепископом Казани свт. Герман был назначен его вторым помощником. Свт. Гурий поручил ему Свияжскую горную сторону непокоренной страны. Там свт. Герман создал монастырь с училищем, ставшим просветительным средоточием края. После кончины свт. Гурия в 1564 его преемником стал свт. Герман, который продолжал ревностные труды своего учителя. В годы опричнины святого вызвали в Москву, но митрополичьего престола он не занял, т. к. открыто выступил в защиту свт. Филиппа, которого обвиняли в заступничестве за осужденных. Через несколько дней свт. Герман был зарублен опричниками. Погребли его при церкви свт. Николая, а в 1592 его мощи были перенесены в Свияжск. К лику святых свт. Герман был причислен в 1696.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так догмат Святой Троицы полагается блаженным патриархом как основной, начальный, краеугольный, необходимый для спасения человеков. С не меньшей заботой и любовью святитель Герман касается другого догмата — о ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ХРИСТОВЫХ. В том же каноне святым отцам шести Вселенских Соборов мы можем найти свидетельства постоянных дум святого песнописца о том, чтобы сказать своей пастве о спасительном для нее таинстве двух естеств Господа нашего Иисуса Христа. Несозданныя Троицы Единаго Христа, — пишет святитель Герман уже в 1–й песни этого канона, — во двою естеству и хотению , Чистая, раждаеши. Святому патриарху было необходимо свидетельствовать не только о двух естествах Христовых, но и о двух хотениях, о двух волях, так как он жил в период, когда монофе–литская ересь пустила глубокие корни и обсуждалась (и была осуждена) на VI Вселенском Соборе. Поэтому в 4–й песни канона святитель Герман опять говорит о том же положении Святой Церкви: Егоже сугуба естеством , во Ипостаси же единей , отцы проповедаша. А в следующей, 5–й песни, упоминая о трисиянном сиянии, просветившем ум отцов, святитель Герман опять повторяет заботившую его мысль: Честнии отцы единаго проповедаша… Христа Господа , сугуба естествы и хотении . Ниже, в песни 6–й того же канона святитель Герман считает необходимым уже поименно запечатлеть имена еретиков, что важно было для переживаемого им смутного периода в жизни Святой Церкви и осталось важным и значимым и для наших дней. Стыд лица да покрыет Евтиха и Диоскора, — вещает святитель Герман, — слияние буесловивших естества Христова, не в привидении бо, но во обожении естество земнородных прият . В каноне святителя Германа на Перенесение Нерукотворенного образа Спаса нашего (16 августа) мы также находим много глубоких мыслей о спасительном догмате двух естеств Христовых . В 3–й песни святитель Герман излагает самую сущность догмата. Из корени всякаго отсещи праотца хотяй, —пишет он, — Твой Сын, Дево, прозябшее преслушание, из чрева Твоего, Чистая, приемлет все человеческое .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Незадолго до своей смерти, последовавшей в 1983 году, и епископ Нектарий предсказал платинской братии сугубые искушения, тайно оставил им запасной антиминс. Казалось, не очень понятно было это тогда: все шло хорошо, Братство выпускало довольно много душеполезных изданий, которые расходились по всему миру, отцы Герман и Серафим становились известными и уважаемыми. И отец Герман просил молитвенно Бога дать знак, все ли у них правильно на пути ко спасению - уж очень все хорошо, без искушений. ... И пришло - и сколько же раз отец Герман будет жалеть о той своей молитве... Вскоре тяжкая болезнь повергла отца Серафима. В мученических страданиях окончен был его земной путь. А отца Германа политики от веры лишили сана. Большой темной тучей надвинулось недоброе. Но это долгий рассказ - не теперь об этом. Скажем, что взор свой с того времени отец Герман сугубо обратил на Россию, благо пал вскоре железный занавес, и стало возможным приезжать и свидетельствовать о том опыте, который был накоплен в православном Русском Зарубежье. Споры о сане отца Германа разрешил для нас в 1991 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он пригласил сослужить ему Батюшку в сущем сане на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля. И сослужил ему отец Герман, и был награжден им крестом с украшениями. Напомним, что это было до воссоединения двух ветвей Русской Церкви. А какое слово, какое свидетельство принес отец Герман в Россию? В 1991 году в Москве отец Герман открыл Российское Отделение Валаамского Общества Америки - во владениях митрополита Питирима (Нечаева), покровительствовавшего Американской Православной Миссии. Из Калифорнии приехали Ричард (в крещении Фома) Бэттс, монахиня Нектария (Мак-Лиз), Джеймс Паффаузен (будущий митрополит Иона, предстоятель Американской Православной Церкви), к ним присоединились русские православные Дмитрий Родионов (ныне директор Издательского Дома «Pycckiй Паломникъ»), Владимир Легойда (ныне председатель Синодального отдела Патриархии) и автор этих строк.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном Серпухове. Первоначально он поступил в Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии, но, желая полного уединения и безмолвия, вскоре удалился на Валаам под руководство многоопытного игумена Назария, принял монашеский постриг и подвизался в пустыни. Предположительно, он прибыл на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни на Валааме преподобного Германа напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно богоносному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания и творений святых отцов. Игумен Назарий ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Так благодатный строй саровского подвижничества, в котором возрастал святой Герман, сделал его удивительно близким к преподобному Серафиму. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди Евангелия язычникам Северной Америки, в частности – Аляски. В ее состав вошел и святой Герман. К 1807 году по разным причинам из членов миссии отец Герман остался один, но посеянное евангельское семя уже давало обильный плод. Преподобный стал руководителем многочисленной общины новопросвещенных христиан, «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька» – так он выражался о своих пастырских трудах (18; стр. 197). Его хотели посвятить в священники, возвести в архимандриты, но смиренный инок отказывался и до конца своих дней пребыл простым монахом. Миссионерство отца Германа отличалось большой духовностью подлинного мистика, горящего апостольской ревностью. Его тайные подвиги и келейные молитвы оставались неведомыми миру, но народ ясно видел свет богоугодной жизни миссионера, которая была полным самоотречением ради Христа и Божьего народа. Божественная благодать, наполнявшая его душу, преображала сердца всех с ним соприкасавшихся. Молитва его стала чудотворной, а слова производили неизгладимое впечатление. Будучи учеником одного из советников при первом издании знаменитого «Добротолюбия» – игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Америку, по ней жил и учил. Всем своим видом отец Герман живо напоминал древних отшельников. Это был дивный преподобный старец. Он блаженно почил о Господе на 81-м году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года, оставив свои святые мощи, подобно драгоценному кладу, в американской земле. Уже в 1867 году было составлено его житие и описание чудес. 27 июля/9 августа празднуется день общецерковного прославления подвижника как всея Америки чудотворца. Преподобный Герман – первый канонизированный американский святой. На месте его подвигов устроен монастырь – Новый Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Ep.38 des Basilius. – В кн.: Epektasis (Festschrift Cardinal Danielou), hrsg. von J. Fontaine und Ch. Kannengiesser. Paris. 1972, cc. 463–490. См.: Шёнборн К. Икона Христа. С. 23. Примечание 34. 46 Второй канон свт. Николаю на утрени, песнь 4-я//Минея праздничная, 6 декабря. – М.: Донской монастырь: Изд-кий отдел Моск. Патриархата: ТОО «Кузнецкий мост», 1993. Лист 129, оборот. 47 Mansi J.D. Sanctorum Conciliorum nova et amplissima collectio. – Florenz, 1759. 13, 101 AC. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 170. Рус. пер. см.: Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. Курсив наш. – В.Н. 55 Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html. Подробнее о жизни и деятельности свт. Германа см.: Андреев А.И., проф. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907. 239 с.; Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский//Православие.ру. 25 мая 2020. URL: http://pravoslavie.ru/131293.html. 56 Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999. 231 с. С. 169. 57 См.: Деяние четвертое//Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 462–475. Также см.: Epistole dogmatice//PG 98, col. 156–188. 59 Ср. прекрасные тексты Германа о священных изображениях: Mansi 13, 101 Е; 104 АВ; 130 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.). 69 Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. PG 98, col. 157 C–D. 71 Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 462–463. Курсив наш. – В.Н. 87 Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html. 90 ποδεκνυμι, 1) показывать; 2) предъявлять; 3) объявлять; 4) производить на свет, рождать; 5) делать; 6) воздвигать; 7) обнаруживать, доказывать (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010