698. Амвросий (Гренков). [О соч. свт. Игнатия Брянчанинова и об отзыве на них свт. Феофана Затворника]//Амвросий (Гренков). Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. — Сергиев Посад, 1909. — Вып. 2. — С. 117. 699. Феофан (Говоров). Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни на вопросы инока о молитве. — М.: типолитогр. И. Ефимова, 1910. — 40 с. О чтении сочинений свт. Игнатия, в т. ч. о соч. «Слово о смерти» — с. 33–34. 700. Чем жили и интересовались монахи 70 лет тому назад: (Из келейн. зап.)//Рус. инок. — 1910. — С. 73–75. — Подпись: Оптинский инок. Свт. Игнатий об умной молитве. 701. Даниил, инок. О церковном чтении. О церковном пении: Чтецам и певцам//Рус. инок. — 1911. — С. 25–29. В т. ч. о советах свт. Игнатия из его творений. 702. Указ его императорского величества самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода о книгах, необходимых для монастырских библиотек: Список кн. Свящ. Писания и святоотеч. и аскет, творений, необходимых для б-к общеж. и штат, монастырей: Творения святоотеческие и аскетические — еп. Игнатий (Брянчанинов)//Рус. инок. — 1911. — С. 63. — Подпись: секретарь С. Соколов. 703. Варсонофий, еп. Кемский. Полезно ли читать сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова)//Рус. инок. — 1912. — С. 11–12. Ответ иноку Е. см.: О сочинениях свт. Игнатия, как «прекрасном, зрелом плоде его многолетних духовных подвигов». 704. Нектарий, инок. Уроки иноческой жизни по руководству епископа Игнатия (Брянчанинова): Светочи духа; Правила наружного поведения; О душевном (внутреннем) делании; О чтении; Об отшельничестве и жительстве по совету; О любви к ближним; О молитве; О необходимости мужества при искушениях; О нестяжании и человеческой славе; О борьбе с падшими ангелами; О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков; О покаянии и памятовании смерти; Заключение//Рус. инок. — 1912. — С. 8–11; С. 11–19: портр. на с. 10; С. 11–15; С. 14–17; С. 10–14; С. 6–8; С. 12–15; С. 9–12; С. 10–13; С. 9–11; С. 15–23; С. 10–13; С. 15–21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Будучи уже в Оптиной, доложил о своем намерении Тамбовскому архиерею. Он опасался, что уговоры родных и знакомых поколеблют его решимость, и потому ушел тайно. Прибыв в Оптину, Александр Михайлович застал самый цвет монашества: таких ее столпов, как игумен Моисей, старцев Льва (Леонида) и Макария. Начальником скита был равный им по духовной высоте иеросхимонах Антоний, брат отца Моисея, подвижник и прозорливец. Вообще все иночество под руководством старцев носило на себе отпечаток духовных добродетелей; простота (нелукавство), кротость и смирение были отличительными признаками оптинского монашества. Младшая братия старалась всячески смиряться не только перед старшими, но и перед равными, боясь даже взглядом оскорбить другого. 8 октября 1839 года прибыл Александр Гренков в обитель. Оставив извозчика на гостином дворе, он сразу же поспешил в церковь , а после литургии – к старцу Льву, чтобы испросить благословения остаться на жительство в монастыре. Старец благословил его жить первое время в гостинице и переписывать книгу «Грешных спасение» (перевод с новогреческого) – о борьбе со страстями. В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, пока еще не одевая подрясник 548 . В это время шла канцелярская переписка с епархиальными властями по поводу его исчезновения и еще не последовал от Калужского архиерея указ Оптинскому настоятелю о принятии в обитель учителя Гренкова. В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был, наконец, одет в монашеское платье. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом (правило и службы). Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки. Затем в ноябре 1840 года его перевели в скит 549 . Оттуда молодой послушник не переставал ходить к старцу Льву для назидания. В скиту он был помощником повара целый год. Ему часто приходилось по службе приходить к старцу Макарию то благословляться относительно кушаний, то ударять к трапезе, то по иным поводам. При этом он имел возможность рассказывать старцу о своем душевном состоянии и получать ответы.Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Макисма Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказание святого, и скот его, действительно, не пострадал. Так прославил Господь Своего смиренного угодника. Амвросий Оптинский, преподобный Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти святого Александра Невского 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник. «В какое число было мое рождение, — вспоминал впоследствии старец, — не помнила и сама матушка, потому что в тот самый день, как я родился, к деду в дом, где тогда жила моя мать, съехалось много гостей (дед мой был благочинным), так что мать мою должны были выпроводить вон, и она в этой суматохе и запамятовала, в какое именно число я родился. Должно полагать, что это было около 23 ноября». И, говоря об обстоятельствах своего рождения, отец Амвросий любил пошутить: «Как на людях родился, так все на людях и живу». При крещении новорожденному дано было имя Александр в честь святого благоверного князя. В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видал и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строго церковной и религиозной среде. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии, благодаря своем богатым способностям, Александр Гренков учился очень хорошо . «Гренков мало занимается, — говорил его товарищ по семинарии, — а придет в класс, станет отвечать, точно как по писанному, лучше всех». Обладая от природы веселым и живым нравом, он всегда был душой общества молодых людей. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Св. Писания, богословских, исторических и словесных наук. И поэтому ему никогда и в голову не приходила мысль о монастыре, хотя некоторые и предрекли ему об этом. За год до окончания он тяжко заболел. Надежды на поправление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

4 февраля 1843 года о. Амвросий был рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 года – в иеромонаха. Практически сразу после посвящения о. Амвросий тяжело заболел. В октябре 1846 года он был келейно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени и вскоре из-за болезни был выведен за штат монастыря. Несмотря на свои многочисленные болезни, о. Амвросий не только не скорбел о них, но даже считал их необходимыми как лучшее средство для воспитания души. После кончины в 1860 году старца Макария о. Амвросий принял на себя нелегкое бремя старческого служения. К старцу в Оптину шли как к святому человеку, веря и надеясь, что получат исцеление от недугов духовных и телесных. Христианская любовь, твердая вера и сердечная молитва старца врачевали всех посетителей. Наставления старца часто были краткими, но емкими и надолго запоминались его учениками. “Как жить, чтобы спастись?” – “Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно”; “Как жить?” – “Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение”. К нему обращались не только простые люди, но и многочисленные монашествующие и представители интеллигенции. Среди последней можно отметить Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева , Л.Н.Толстого, Вл.Соловьева, С.П.Шевырева, И.В. и П.В. Киреевских, М.П.Погодина и многих других. Многие обращались к старцу письменно, прося его советов. Особое попечение старец имел о Шамординской обители, устроенной по его благословению недалеко от Оптиной пустыни. В обитель принимали скорбящих и обездоленных женщин, которые не имели возможности поступить в другие монастыри. Здесь 10 октября 1891 года старец завершил свой земной путь. Скорбная торжественная процессия проводила гроб с телом покойного в Оптину пустынь и предала земле у юго-восточной стены Введенского собора, рядом с могилой старца Макария. На протяжении многих лет память об оптинском подвижнике хранилась в народе. В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Собором Русской Православной Церкви. Были обретены святые мощи преподобного старца и помещены во Введенском соборе обители. Читать далее Источник: Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений/Амвросий Оптинский (Гренков) – 5-е изд. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. – 31 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Отец Иоанн знал природу человека не по отвлеченным рассуждениям, не по нескольким учебникам и философским исследованиям, но через изучение своего внутреннего человека, через внимательное наблюдение за собой и дру­гими, а также через созерцание окружающей природы. Вот почему его мысль и слово всегда назидательны и действенны. Особенностью слова старца является редкий дар действовать на ум и серд­це христианина не силой богословских рассуждений, но внутренней силой христианского учения, которое само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и покоряет ум и сердце человека. Все многочисленные сочинения отца Иоанна проникнуты евангельским и святоотеческим духом и потому представляют собой богатую сокровищницу духовной мудрости для каждого человека, какого бы умственного и нрав­ственного развития он ни был, какое бы социальное положение ни занимал. Эти труды служат духовным руководством во всех случаях жизни, утешая в скорбях, останавливая от грехов, поучая нравственному христианскому долгу, раскрывая обязанности в семье и обществе и указывая верный путь к Царству Небесному. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие» В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Ам­вросия; учение о спасении (по его письмам), избранные из разных источников и систематизированные изречения старца. Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о деятельности этого святого как старца. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы одухотворила весь этот материал, сконцентрировав его в одно целое вокруг единой идеи – представления образа живой личности старца. Именно эту идею воплотил в своем труде схиархимандрит Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Эта работа часто прерывалась посетителями, которые искали беседы с ним. В отличие от отца Леонида, беседовал он без шуток, его поучения были наполнены святоотеческими изречениями. Он с одинаковой естественностью мог поговорить и с простецом, и с образованным интеллигентом, и с ученым богословом. И часто взгляды посетителя полностью переосмысливались после одного разговора со старцем. Многие дивились тому, с какой легкостью и простотой он разрешал самые трудные богословские вопросы. Имя старца Макария связано с великим делом издания аскетических творений святых отцов. С помощью ученых монахов пустыни отцов Амвросия (Гренкова) и Климента (Зедергольма) , а также профессора Московской Духовной Академии протоиерея Феодора Голубинского и философа-славянофила И.В. Киреевского иеромонах Макарий осуществил перевод и издание творений преподобных Иоанна Лествичника , Марка Подвижника , Варсонофия Великого и Иоанна , аввы Дорофея, аввы Фалассия, Максима Исповедника , Иоанна Дамаскина , Феодора Студита , Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова , Анастасия Синаита . В Оптиной были подготовлены к изданию творения старца Паисия Величковского и «Предание ученикам» преподобного Нила Сорского . Книги, изданные в Оптиной, рассылались в дар библиотекам Академий и Семинарий, епархиальным архиереям, а главное, по многочисленным монастырям России. За два года до кончины старец Макарий келейно был пострижен в великую схиму. Он почил 7 сентября 1860 года, в предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы, через час после причащения. Его тело после кончины не издавало запаха тления. Перенесение останков из скита в монастырь при стечении богомольцев было подобно светлому празднику. Иеросхимонах Макарий погребен рядом с могилой своего учителя старца Леонида. После кончины архимандрита Моисея в 1862 году новым настоятелем Оптиной был назначен архимандрит Исаакий, который управлял обителью более 30 лет, до своей смерти в 1894 году. В эти годы совершал свое старческое служение самый знаменитый из Оптинских подвижников иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков). Он родился в 1812 году в Тамбовской епархии, в семье сельского дьячка. В детстве отличался чрезвычайной живостью нрава и сообразительностью. Учась в приходской школе, никогда не готовил уроков, но всегда был первым учеником. Образование Александр Гренков завершил в Тамбовской Духовной Семинарии, по окончании которой служил учителем вначале в помещичьей семье, а потом в приходской школе родного села Большие Липовицы. Веселый и остроумный юноша был всеобщим любимцем, но в поведении его внезапно наступил перелом. Он стал искать уединения. Потом заметили, что по ночам он уходил в сад или забирался на чердак для молитвы. В его воображении уже рисовалась монашеская келлия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

17 Поступило в Оптину уже в 1875 году. См.: Книга поступлений рукописей и печатных изданий в библиотеку Козельской Введенской Оптиной пустыни по главной описи. Отд. I -VI//НИОР РГБ. Ф. 213. К. 36. Ед. хр. 5. Л. 61. Особого внимания заслуживает то, что «Толкование» епископа Палладия находилось в келейной библиотеке преподобного Исаакия, который бы не стал держать его у себя без ведома старца Амвросия. См.: Рукописи и книги, поступившие в библиотеку Козельской Введенской Оптиной пустыни после смерти монахов, послушников и др. поступления//НИОР РГБ. Ф. 213. К. 36. Ед. хр. 9. Л. 91 об. Поэтому, мы имеем веские основания предполагать, что преподобный Амвросий был знаком с творением владыки Палладия. 18 Ириней (Климентьевский), архиепископ. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому/архиепископ Ириней (Климентьевский). Изд-е. 9-е. Ч. 1–2. М., 1903. Ч. 1. С. 143–144. Богослов пишет, изъясняя Пс. 22:5 : «Почему разум слов сих не тот, аки бы Бог избранным Своим уготовал трапезу, вино и елей вместо оружий, которыми бы могли они воевать противу врагов: но сила слов есть та, что Бог великим прискорбиям великие противополагает утешения. И как от врагов наносятся огорчения, так от Бога приносятся утехи, которые описывает здесь человеческим обычаем, чрез подобие пиршества, на котором представлена трапеза, исполненная наилучшими явствами». Автор не только обходит молчанием толкование древних отцов, но даёт понять, что держится иного мнения. 20 Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. II. С. 26. Письмо 20. 23 В «Толковании» епископа Палладия, как отмечалось, важную роль играет русский перевод псалмов. Преподобный Амвросий, в свою очередь, в переписке никогда не цитировал Священное Писание на русском языке. Это, конечно, не означает, что он был противником русского перевода Библии. В письме к епископу Поликарпу (Радкевичу), который прислал в Оптину русский перевод «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена , старец отмечает, что русский перевод псаломских стихов в тексте рукописи он полагает излишним, так как неясность, происходящая от особенностей славянского языка, устраняется самим толкованием. См.: Амвросий (Гренков) , иеоросхимонах. Письмо к Поликарпу (Радкевичу), епископу/иеросхимонах Амвросий (Гренков) //НИОР РГБ. Ф. 213. К. 55. Ед. хр. 10. Л. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Оптина достигает своего расцвета при старце иеросхимонахе Амвросии (1812-10/23 октября 1891) ученике преподобного Льва и преподобного Макария. В 1835 году Александр Гренков (будущий старец Амвросий) опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве. В 1836 году Александр закончил семинарию. Четыре года он откладывал исполнение обета, занимаясь преподаванием, пока известный затворник старец Иларион Троекуровский не сказал ему: " Иди в Оптину! Ты в Оптиной нужен! " . 8 октября 1839 года Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь. Он стал келейником старца Льва. Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту; летом 1841 года он был пострижен в рясофор, в 1842 году — в мантию. В 1843 году его рукоположили во иеродиакона. А 7 декабря на пути в Калугу, на рукоположение во иеромонаха, отец Амвросий, уже к тому времени очень больной человек, простудился и тяжело захворал. Так началась беспрерывная цепь его недугов. Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой — духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же он разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов. После смерти старца Макария (1860 г.) отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников. К нему, облагодатствованному Богом великим даром утешения, устремляется со всех концов России многоскорбный наш народ: это и дворяне, и ученая интеллигенция, и простой люд, — представители всех сословий, объединяла которых вера в Бога, жажда духовного утешения и любовь к старцу Амвросию, в ответ на сострадание его неутомимого в любви к Богу и людям сердца. Обладал старец и таким удивительным даром как умение скрывать свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудотворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов. Неподалеку от Оптиной, в Шамордино, трудами преподобного Амвросия была устроена женская Казанская обитель, расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. В Шамордино старец провел свои последние дни и отошел ко Господу.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

И вот однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в лесу, Александр, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчании слова: «Хвалите Бога, любите Бога…» Александр Михайлович в столь важном деле, как выбор жизненного пути, решил получить благословение духовно опытного молитвенника – известного в то время подвижника Илариона, проживавшего в Тамбовской епархии, в селе Троекурово. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». И прибавил знаменательные слова: «Ты там нужен». Гренков послушался. Осенью 1839 г. он прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Наставник и утешитель многих В апреле 1840 г. Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря. Работал в монастырской пекарне, варил дрожжи, пек просфоры, хлеб. Некоторое время он был келейником старца Льва и его чтецом. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение, делая вид, что гневается на него. Другим же про него говорил: «Великий будет человек». В ноябре 1840 г. послушника Александра перевели в Предтеченский скит, где он прожил около 50 лет. В 1842 г. Александр принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского. В 1843 г. последовало его рукоположение в иеродиаконы, а через три года – в иеромонахи. Отец Амвросий служил всегда с великим благоговением. Позже старец скажет одному иеродиакону, тяготившемуся отправлением череды священнослужения: «Брат! Не понимаешь дела. Ведь жизни причащаешься!» Отец Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), стал одним из ближайших помощников оптинского старца Макария в издании святоотеческой литературы. Под руководством отца Амвросия были изданы «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание отца Макария и другие книги. Старец Макарий строго воспитывал подвижника, говоря, что «выговоры и замечания монаху – это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души; без сего монах ржавеет».

http://pravoslavie.ru/124068.html

599 Св. Амврос. медиол. О паден. девы, посвят. себя Богу: воскр. чтен. год. 18, стр. 461. Киев, 1854–1855 г. 600 Бл. Августин. Бесед, 1 о пользе Покаяния, гл. 5: твор. т. 5, ч. 1, стр. 950. Антверпен, 1700 г. 609 Эту мысль св. Амвросий повторяет в другом месте так: «Бог обещал всем свою милость и священникам своим без всякого исключения дал власть отпущать грехи. Но токмо согрешивший много да умножит также свое покаяние: ибо большие преступления большими и слезами омываются». Св. Амврос. медиол. О покаян. кн. 1, гл. 3, л. 2 на обор. Спб. 1778 г. 610 Греки, говорят латины, согласно с нами признают необходимость удовлетворения правде Божией со стороны грешников. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 2, стр. 266. Литтих, 1850 г. 612 А с разрешения его и прочими епископами и священниками. Пинарт. Нов. тракт, об индульгенц. и юбилее, стр. 10. 190. 192 и проч. Париж, 1852 г. 613 Как прешедших уже в обители небесные, так и живущих еще на земле. Перрон. Богосл. чтен. т. 2, стр. 407. Брюссель, 1848 г. 614 Пинарт. там же, стр. 1–10. Индульгенции у латин двух родов: полные или общие и неполные или частные. Индульгенция неполная снимает с грешника только известную часть наказания (напр. на сорок дней, на год, на десять лет и проч.), а полная – все, какое только должен понести он для удовлетворения правде Божией за грехи свои. Иначе разделяют латины индульгенции свои на временные, имеющие силу свою в течение определенного срока (напр. семи лет); всегдашние, даваемые без назначения времени, в продолжении которого должны они иметь свою силу; местные, даваемые известным местам (церквам, монастырям, олтарям, и проч.); предметные, усвояемые известным вещам, могущим переноситься с одного места на другое (медалям, четкам, крестам и проч.), и личные, даваемые или одному лицу или многим (обществам, братствам и проч.). Выше всех этих индульгенций – индульгенция юбилейная, в важных только случаях с особенною торжественностию даваемая епископом римским всем христианам, находящимся в иерархической от него зависимости. Она – двух родов: обыкновенная и чрезвычайная. Первая выдумана в 1300 г. Вонифатием VIII, который повелел давать ее каждый раз по прошествии ста лет: но Климент VI сократил (1350 г.) этот срок, повелев давать такую индульгенцию чрез каждые пятьдесят лет, а Павел II постановил (1470 г.), чтобы с 1475 года давали ее чрез двадцать пять лет. Всеобщая индульгенция чрезвычайная назначается только в случаях особенной важности, каковы: избрание нового папы, прекращение общественной язвы и проч. В первый раз назначил такую индульгенцию Лев Х (в 1518 г.) для поляков, чтобы склонить их к союзу против турков, а по случаю избрания в папу такую же индульгенцию назначил в первый раз Сикст V (в 1588 г.), по примеру которого каждый почти епископ римский, при возведении своем в достоинство сие, назначает индульгенцию чрезвычайную, которая продолжается обыкновенно пятнадцать дней. Пинарт. там же, стр. 15, 16, 301. 303. 304.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010