"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского 10 июля Русская Православная Церковь воспоминает обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского, которое состоялось в 1998 г. Прп. Амвросий Оптинский Статья из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Амвросий (Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, 27 июня и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г. как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе. Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала большую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.

http://sedmitza.ru/text/731850.html

В.В. Каширина Восхождение по лествице в одеждах доброделания по учению святителя Феофана Дионисий (Шленов) , игумен, преподаватель Московской православной духовной академии, кандидат богословия «Есть ли у вас Исаак Сирианин ? Если нет, поспешите приобресть, хорошо и – Лествицу. Эти две книги все вам разъяснят» 356 . Как известно, Владимирская кафедра стала последним местом общественного служения святителя Феофана, после которого он удалился в Вышенский затвор, где, помимо прочих творений, было создано знаменитое русское «Добротолюбие» как творческий перевод с греческого. От Владимирского периода служения сохранились проповеди, раскрывающие пастырскую заботу святителя о пастве. Постараемся найти в этих проповедях аскетические и филокалийные мотивы, уясняющие состояние духа святителя перед уходом в затвор и тем самым показывающие внутреннюю духовную предысторию этого последнего периода его жизни. 1. Русские переводы «Лествицы» Проповеди святителя Феофана предоставляют достаточно богатый материал для анализа. Особо ценна с точки зрения аскетики 49-я проповедь в 4-ю неделю Великого Поста, посвященная изложению аскетической системы прп. Иоанна Лествичника 358 . Автор пишет, что он пересказал бы всю Лествицу – «но как это сделать?» 359 . Проповедь о Лествице была произнесена 29 марта 1864 или 1865 г. В это время в России были распространены 360 славянский перевод Лествицы, выполненный в конце XVII в. прп. Паисием (Величковским) , «новый славянский», или славянорусский, или полуславянский перевод Дмитрия Ульянинского, впервые вышедший в свет в 1785 г. и многократно переиздававшийся вплоть до 1877 г., перевод на современный русский язык архимандрита Агапита (Введенского), выполненный при Московской Духовной Академии и изданный впервые гражданским шрифтом в 1851 г. 361 , а также перевод, подготовленный к изданию в Оптиной пустыни при участии иером. Климента (Зедергольма) 362 , монаха Иувеналия (Половцова) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) . Последний составил индексы в конце книги 363 . Это издание впервые было напечатано гражданским шрифтом в 1862 г. и впоследствии неоднократно воспроизводилось (М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.; в последующих изданиях были уточнены примечания, добавлен указатель мест Священного Писания) 364 . В том же 1862 г. был издан (единственный раз) «полуславянский» перевод Лествицы (церковнославянским шрифтом), сделанный в Оптиной пустыни также при непосредственном участии прп. Амвросия 365 . Помимо этих основополагающих переводов был весьма доступен перевод, выполненный Д. Ульянинским, который читал, например, Н.В. Гоголь 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

преподобный Гавриил Седмиезерский (14.03.1844–24.09.1915) преподобный Гавриил Седмиезерский Схиархимандрит, духовный наставник, старец. В миру Зырянов Гавриил Михайлович, родился в деревне Фролово (приход села Бобровского) Ирбитского уезда Пермской губернии в семье зажиточных крестьян, крещен во имя арх. Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впоследствии приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Гавриил часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь к мощам св. Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 авг. 1864 г. (по др. сведениям, 16 авг. 1865) поступил послушником в Оптину пустынь, 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия гос. крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва). В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев. Стремление Гавриила принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 г. Гавриил посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 дек. 1874 г. поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 г. зачислен в братию, 13 авг. того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского, 20 февраля 1877 г. рукоположен во диакона. Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 авг. 1880 г. иеродиак. Тихон перешел в московский в честь Богоявления Господня монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители. Иеродиак. Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прмч. Исаакий (Бобраков). Фотография. 1915 г. (архив Оптиной пуст.) (Бобраков Иван Николаевич; 1865, дер. Остров Малоархангельского у. Орловской губ.- 8.01.1938, близ Тулы), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пуст. Нес клиросное послушание. 17 дек. 1897 г. определен в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря , Калужский еп. Вениамин (Муратовский) рукоположил И. во иерея. После кончины прп. Амвросия (Гренкова) его духовником был старец прп. Иосиф (Литовкин) . После смерти 30 авг. 1914 г. настоятеля Оптиной пуст. схиархим. Ксенофонта (Клюкина) И. был избран новым настоятелем. 7 нояб. того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 нояб. архимандрит (при перечислении настоятелей Оптиной пуст. И. нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от прп. Исаакия (Антимонова) ). При И. в авг. 1915 г. обитель посетил свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в апр. 1916 г.- вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович. С кон. 1913 г. в Оптиной пуст. на покое жил Михей (Алексеев) , бывш. еп. Уфимский. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на И. психологическое давление, отличаясь тяжелым характером. И. принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно теплое помещение с крышей (проект не был осуществлен). По его же идее в Оптиной пуст. были подготовлены к изданию материалы для Жития прп. Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 в типографии Шамординской обители).

http://pravenc.ru/text/Исаакий ...

(Георгиевский Василий Семенович; 10.04.1868, с. Сомово Одоевского у. Тульской губ.- 8.08.1946, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов . Сын священника. С детских лет посещал Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. , был духовным сыном прп. Амвросия (Гренкова) . Окончил первым учеником Белёвское ДУ (1882) и Тульскую ДС (1888). Поступил по совету прп. Амвросия волонтером в МДА, к-рую окончил в 1892 г. кандидатом богословия за соч. «Св. Тихон Задонский. Его жизнь и деятельность (1724-1783)». С окт. 1892 г. домашний учитель в семье товарища тульского губ. прокурора С. А. Лопухина. С 12 марта 1893 г. помощник смотрителя Ефремовского ДУ. 29 дек. 1894 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка. 3 февр. 1895 г. Тульским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с именем Евлогий. 5 февр. рукоположен во диакона, 12 февр.- во иерея. С 5 авг. 1895 г. инспектор Владимирской ДС. Указом Синода от 4/17 нояб. 1897 г. назначен ректором Холмской ДС, 23 нояб. возведен в сан архимандрита. По инициативе Е. в ДС было введено преподавание медицины и обучение музыке. 4 февр. 1898 г. назначен председателем Издательского совета Богородицкого братства (до 11 янв. 1903), цензором Холмского народного календаря и всех изданий, осуществляемых Богородицким братством. Состоял исполняющим должность председателя Епархиального Училищного совета. Постоянный член, председатель (с 1899) Совета холмского Богородицкого братства. Состоял благочинным муж. и жен. мон-рей на Холмщине. С 1899 г. председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Холмско-Варшавской епархии. Выступал на публичных чтениях в Холмской ДС с лекциями: «Об отношении христианства к искусству», «О значении монашества для современной общественности» (1898-1899), «О влиянии христианства на рабство» (1900), «О влиянии христианства на культуру христианских народов» (1901), «О свободе совести» (1902), «О воскрешении в сознании публики образа старца Серафима Саровского» (1903).

http://pravenc.ru/text/187191.html

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Амвросия Оптинского 562 Св. Амвросий, в миру Александр Гренков, является самой яркой фигурой в плеяде старцев Оптиной пустыни. Он родился в 1812 г. в одной из деревень Тамбовской губернии. Активный и наделенный живым умом, ребенок сначала изучал Священное Писание с дедушкой, деревенским священником, затем блестяще учился в семинарии, не имея, однако, стремления стать священником или монахом. Незадолго до окончания учебы Александр тяжело заболел и дал обет удалиться в монастырь, если поправится. Получив исцеление, он отложил исполнение обещания на более поздний срок. Вначале будущий инок нанялся работать учителем в семью помещика, затем некоторое время выполнял обязанности преподавателя греческого языка в Липецкой семинарии. Жизнерадостный и общительный нрав Александра заставлял его «скаредничать», как он признавался позже, и удерживал в миру. Но совесть не переставала беспокоить молодого человека – и он проводил долгие часы в слезах и молитве. Самыми различными знаками Бог призывал его и напоминал об обещании. Так однажды, склонившись над ручьем, он услышал в журчании воды голос, шептавший: «Хвалите Бога! Любите Бога!» Проведя в нерешительности четыре года, Александр отправился за советом к известному отшельнику Илариону, жившему в тех краях. Старец принял его, улыбаясь, и сказал: «Иди в Оптину, и будешь опытен!». Юноша подчинился воле Божией и без промедления поехал в Оптину пустынь, расположенную в Калужской епархии, недалеко от Козельска. Этот монастырь в ту пору начинал делаться центром духовного обновления в России. Александр стал послушником старца Леонида окт.]. Поскольку последний тогда уже был в преклонных летах и болел, старец Макарий окт.] взял на себя его обязанности и предпринял важное дело издания святоотеческих творений. В конце жизни прп. Леонид, увидевший духовные достоинства и образцовое смирение послушника Александра, вручил его прп. Макарию. В 1842 г. Александр принял монашеский постриг с именем Амвросий. Тремя годами позже он стал священником и получил от епископа благословение помогать старцу Макарию исповедовать прихожан и паломников, число которых постоянно возрастало. Верующие самого разного происхождения посещали Оптину, желая напиться из чистых источников евангельской премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский. Фотография. 1912 г. (Алексеев Михаил Федорович; 23.01.1851, С.-Петербург - 16.02.1931, г. Козельск Западной (ныне Калужской) обл.), архиеп. бывш. Уфимский и Мензелинский. Из семьи высокопоставленного гражданского чиновника. В 1869 г. окончил Морское уч-ще (Морской кадетский корпус в С.-Петербурге) и поступил на военную службу по морскому ведомству. Еще в самом начале службы познакомился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским , стал одним из его духовных детей. М. Ф. Алексеев старался, когда не был в плаваниях, ежедневно посещать Андреевский собор Кронштадта; если прот. Иоанн совершал литургию один, он прислуживал ему в алтаре. Однажды прот. Иоанн излечил его от тяжелой травмы, полученной Михаилом при погрузке корабля в порту. Близкие отношения между ними сохранялись до конца жизни святого. М. Ф. Алексеев занимал различные офицерские должности на боевых кораблях, участвовал в 3 дальних океанских походах с Балтики на Дальн. Восток (в т. ч. был старшим офицером канонерской лодки «Кореец» в плавании в 1888-1889, во время к-рого он встречался в Японии с еп. свт. Николаем (Касаткиным ; впосл. архиепископ Токийский)). Награжден орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени. Ушел с военной службы в звании капитана 1-го ранга, командира 7-го флотского экипажа в Кронштадте, пережив сильнейшее потрясение после внезапной смерти жены. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. В марте 1890 г. по благословению прав. Иоанна стал послушником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Начал путь служения под духовным рук. прп. Амвросия (Гренкова) . Был пострижен в рясофор. После кончины прп. Амвросия избрал путь ученого иночества и в 1892 г. поступил вольнослушателем в МДА. 10 окт. того же года ректором академии архим.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

Скачать epub pdf Преподобный Амвросий (23 ноября 1812 – 10/23 октября 1891) Преподобный Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился в с. Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря. Во время обучения в духовной семинарии Александр Михайлович смертельно заболел и дал Господу обет в случае выздоровления поступить в монастырь. Он поправился, но свое намерение исполнил только спустя четыре года, которые прошли в борьбе между голосом совести и привязанностью к миру. В 1839 г. Александр Михайлович посетил троекуровского старца Илариона, который сказал ему: «Иди в Оптину. Ты там нужен». Осенью 1839 г. Александр Михайлович прибыл в Оптину пустынь и в марте 1840 г. был принят в число братства. Одним из его послушаний было чтение правила старцу Льву, который перед смертью поручил его особенному попечению старца Макария. В 1842 г. Александр Михайлович был пострижен в монашество и наречен Амвросием. В 1843г. состоялось посвящение его в иеродиакона, а в 1845 г. в иеромонаха. В 1846 г. в возрасте 34 лет о. Амвросий становится помощником старца Макария в духовничестве. Вскоре он тяжело заболел и, вследствие неспособности выполнять монастырские послушания, был выведен из штата обители. Тяжкие болезни не оставляли прп. Амвросия до конца жизни, однако он считал их необходимыми для спасения. После кончины старца Макария иером. Амвросий становится ею преемником. К келье старца Амвросия начинают стекаться за советом и утешением люди всех сословий и возрастов со всей России. По всеобщему и единодушному признанию старец был глубочайшим знатоком сокровенных движений души, опытнейшим разрешителем духовных и житейских недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником. В начале 1870-х гг. прп. Амвросием была основана женская Шамординская Казанская обитель для малоимущих, куда в 1890 г. старец переехал и где оставался до самой смерти. Указание пути ко спасению По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Екатерина (Евфимовская). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Ефимовская Евгения Борисовна; 28.08.1850, Москва - 28.10.1925, Панчево, Сербия), игум. Из семьи графов Ефимовских. Получила блестящее образование, интересовалась вопросами лит-ры, философии и богословия. В 1869 г. сдала экзамен по рус. лит-ре при Московском ун-те, обучалась медицине. Увлеченная идеями славянофильства, была близко знакома с семьей Аксаковых. Много размышляла о воспитании в вере. Сблизилась с видным педагогом и энтузиастом религиозно-нравственного образования С. А. Рачинским . Преподавала в созданной Рачинским народной школе в его имении Татево (Бельский у. Смоленской губ.), уделяя много внимания Закону Божию и истории Церкви. Преподавала в школе при Троицком Великобудищском жен. мон-ре Полтавской епархии. Решив посвятить жизнь иноческому служению и основать мон-рь, ездила для получения благословения в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужскую пустынь к старцу прп. Амвросию (Гренкову) . Архиеп. Варшавский и Холмский Леонтий (Лебединский) поддержал стремление гр. Ефимовской открыть мон-рь и предложил учредить обитель в запустевшем католич. мон-ре в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша). 19 окт. 1885 г. гр. Евгения прибыла в Лесну вместе с 5 сестрами-послушницами и 2 девочками-сиротами. 20 окт. было совершено торжественное богослужение, и этот день стал днем основания Леснинской православной жен. общины. 26 авг. 1889 г. община была преобразована в Леснинский Богородицкий женский монастырь . Вскоре после этого гр. Евгения Ефимовская приняла монашеский постриг с именем Екатерина и затем была возведена в сан игумении. Первоначально сестры жили в ветхих кельях, переделанных из хлебных амбаров. Е. выполняла черную работу, ночью убирала храм, пела на клиросе, канонаршила, заботилась о расширении обители, особое внимание уделяла просветительной деятельности. Строгая к себе постница и молитвенница, она была снисходительна к другим. Свой духовный подвиг несла сокровенно, лишь немногие приближенные сестры знали о ее ночных молитвенных бдениях. Е. пользовалась искренней любовью местных жителей, умело вела воспитательную работу среди девушек и женщин, приобщая их к Церкви.

http://pravenc.ru/text/189609.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  5.0 из  5) Сборник высказываний святых отцов и церковных писателей о спиритизме. Спиритизм Спиритизм есть не что иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет:  Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема  ( Гал.1:8 ). Апостол упоминает это не об Ангелах благих, потому что благие Ангелы не будут благовестить ничего противного учению евангельскому и апостольскому, но явно, что говорит это об ангелах тьмы, сверженных с неба, которые принимают на себя вид Ангелов света для обольщения нерассудных. Как об этом говорит апостол в другом месте:  Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды  (2Кор.11:14–15). Слова апостола прямо относятся к проповедникам учения о спиритизме, через которое будто бы и безбожники делаются очень религиозны. Но если хорошо вникнуть в душевное состояние этих мнимых религиозников, то явно откроется, что они в этом положении сделались еще опаснейшими для имеющих с ними сношения, нежели как были в состоянии атеистов. Читать далее… прп. Амвросий Оптинский (Гренков) Способность некоторых лиц к обнаружению так называемых медиумических явлений, т.е. анимизмических и спиритических Для точного разграничения я, – говорит А. Аксаков, – предлагаю обозначать вообще словом  анимизм  (ох слова  anima  – душа), все умственные и физический явления, заставляющие признать в человеческом организме способность производить какие-либо действия на расстоянии, без обычного посредства внешних органов, и в особенности все медиумические явления, которые могут объясниться действием живого человека за пределами его тела. Слово же  спиритизм  будет обозначать только те явления, которые, не объясняясь всецело ни одной из всех предшествующих гипотез, представят достаточно данных для обращения к гипотезе взаимообщения с отшедшими. Если притязания этой последней гипотезы оправдаются, то слово  анимизм  будет прилагаться к специальному виду явлений, производимых началом анимическим (душевным, – как самостоятельно мыслящим и организующим), поколе оно связано с телом, а под словом  спиритизм  будут разуметься явления, приписываемые действию того же самого начала, отрешённого от тела. Слово же  медиумизм  будет обнимать все явления, анимические и спиритические, без специализации гипотез.

http://sueverie.net/svyatye-otcy-i-cerko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010