Александр (Стрыгин; † 1878) – иеросхимонах Гефсимансго скита, духовный отец прп. Германа. Александр Левковский – священник. Александр – священник в городе Петушки. Александр – духовный сын о. Евфросина. Алексий Калашников – священник храма Никиты Мученика в Москве. Алексий († 411) – праведный человек Божий, святой. Алексий († 1378) – митрополит Московский и Всея России, чудотворец, святитель. Алексий (Мечев; †1923) – праведный, пресвитер Московский. Алексий (Сергеев; † 1968) – архиепископ Алмаатинский и Казахстанский. Алексий II – Патриарх Московский и всея Руси (1929–2008). Алипия (Таишева; † 1942) – игумения Аносина монастыря с 1918 (1919?). Амвросий (Гренков ; 1812–1891) – преподобный старец Оптинский. Амфилохий (Аркадий Смирнов) – игумен Махрищского монастыря. Антоний (Павлинский; 1801–1878) – архиепископ Владимирский. Антоний (Медведев; † 1877) – архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Антоний (Храповицкий ; 1863–1936) – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Аристов Николай Степанович. Арсений (Стадницкий ; 1862–1936) – митрополит Ташкентский, архиепископ Новгородский и Старорусский. Арсений (Епифанов; род. 1955) – епископ Истринский, викарий Московской епархии. Арсений (Соколовский) – оренбургский епископ с 1931 по 1936 годы. Арсений (Жадановский ; 1874–1937) – епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, наместник Чудова монастыря. Афанасий (Сахаров ; 1887–1962) – святитель, епископ Ковровский, прославлен в 2000. Б(Т)абель – профессор Петербургской консерватории. Багрецов Федор Алексеевич (1812–1874) – регент Чудова монастыря и Николо-Толмачевского храма, композитор. Баканов Николай Иванович – житель села Мордыш. Барбашева Екатерина Васильевна – помещица. Баранова Елизавета Ефимовна – монахиня московского Алексеевского монастыря. Барановы – сестры. Баянов Дмитрий Федорович (1885–1937) – протоирей, церковный композитор. Беневоленская (Соловьева) Екатерина (род. 1848) – сестра прп. Алексия Зосимовского . Богомолова Агриппина Гавриловна – московская купчиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    Прозорливость прп. Макария Оптинского: «Жена известного русского мыслителя Киреевского, Наталья Петровна, с 1833г. была духовной дочерью великого оптинского старца о.Макария (Иванова, 1788—1850). Супруг ее, И. В. Киреевский, лишь в 1846 г. в первый раз исповедывался у него: писал же к батюшке в первый раз из Москвы в конце октября 1846-го года, сказав мне (Н. П. Киреевской — сост.):    — Я писал к батюшке, сделав ему много вопросов, особенно для меня важных, нарочно не сказав тебе прежде, боясь, что по любви твоей к нему, ты как бы чего не написала ему. Мне любопытно будет получить его ответ. Сознаюсь, что ему трудно будет отвечать мне.    Я поблагодарила Ивана Васильевича, что он мне сказал, что решился написать к старцу и уверена была, что будет от старца действие разительное для Ивана Васильевича. Не прошло часа времени, как приносят письма с почты и два, написанные рукою старца — одно на мое имя, другое на имя Ивана Васильевича. Не распечатывая, он спрашивает:    — Что это значит? Отец Макарий ко мне никогда не писал!    Читает письмо, меняясь в лице и говоря:    — Удивительно! Разительно! Как это? В письме этом ответы на все мои вопросы, сейчас только посланные».     Прозорливость преподобного Амвросия Оптинского (Гренков, 1812—1891): «По словам одной из его духовных дочерей, «всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъясняя его и давая ответ. Но в продолжении 10—15 минут такой беседы решался не один вопрос, в это время о. Амвросий вмещал в своем сердце всего человека — со всеми его привязанностями, желаниями, всем миром внутренним и внешним. Из его слов и его указаний было видно, что он любит не одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, его жизнь, все, что ему дорого. Предлагая свое решение, о. Амвросий имел в виду не просто одно само по себе дело, независимо от могущих возникнуть от него последствий, как для лица, так и для других, но имея в виду все стороны жизни, с которыми это дело сколько-нибудь соприкасалось. Каково же должно быть умственное напряжение, чтобы разрешить такие задачи? А такие вопросы предлагали ему десятки человек мирян, не считая монахов и полсотни писем, приходивших и отсылавшихся ежедневно. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Катерина 15 февраля 2023, 01:06 Прп. Амвросий Оптинский о спасении: " Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. – У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами. – Дело же спасения совершается очень просто, как говорит Апостол: «мир имейте и святыню, ихже кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14) и паки: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). И. 14 февраля 2023, 19:54 Евгений Акритас14 февраля 2023, 11:04 У нас не только женщины отличаются, но и мужчины. Если там (у мусульман) мужчина соблазнит (равно обесчестит) девушку, с него все спросят, ответит перед людьми. А за чью-то жену вообще четвертуют. Правда это только на их женщин распространяется, у них четкое разделение свой-чужой. Так что когда в пример мусульман приводят, не плохо бы и способы обеспечения нравственности/религиозности не забывать упоминать. Ещё лучше на себя примерить, вдруг не понравится) Александр 14 февраля 2023, 14:01 (Продолжение). Если останемся с теми же страстями, как и прежде, то будем как птицы только с места на место перелетать. Так, давайте испытывать себя, в вере ли мы (2 Кор. 13:5)? Спаси, Господи. Александр 14 февраля 2023, 14:00 (Продолжение). Устраивать жизнь, её внешние условия необходимо так, чтобы они не препятствовали, а помогали духовному возрастанию, о чём говорил оптинский старец преподобный Амвросий (Гренков) +1891: «жить можно и в миру, только не на юру». Воля Божья – чтобы все стали жителями Иерусалима Небесного, а не гражданами Вавилона. Путь труден, требующий напряжения и бдительности, нельзя быть «упившимся вином» (Иер. 51:7). Если путник пойдёт в дорогу и не дойдёт до города, в который собрался, к чему было идти? Спаситель жаждет от нас духовного перерождения с переоценкой внешних благ (Ин. 3:7), а не формы «живу, как все».

http://pravoslavie.ru/150946.html

2074. Имеется в виду прп. Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812–1891), находившийся в это время в послушании у отца Макария. 2075.  …П Григория… — О нем см. примеч., с. 587. 2076.  Толстой Александр Петрович (1801–1873) — граф, в 1856–1862 гг. — Обер-прокурор Св. Синода. 2077. Брат о. архимандрита Моисея, игумен Саровской обители. 2078. РГБ ОР. Ф. 213. К. 91, 92. 2079. РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. 2080. Конец письма утрачен. 2081. Конец письма утрачен. 2082. РГБ OP. Ф. 213. К. 91, 92. Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов, 1782–1862), Оптинский старец. Двое братьев его, Александр и Иона, впоследствии тоже были в монашестве. В 1805 г. Тимофей вместе с Ионой поступили в Саровскую обитель. С 1811 г. он жил 10 лет в Рославльских лесах пустынножителем и там был пострижен в монашество с именем Моисей; в 1812 г. недолго жил в Свенском монастыре, а затем еще 8 лет в Рославльских лесах. 6 июня 1821 г. о. Моисей с четырьмя пустынножителями по благословению Калужского Преосвященного Филарета (будущего Митрополита Киевского) поселился на монастырской пасеке Оптиной Пустыни и основал там скит во имя Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1826 г. назначен строителем Оптиной Пустыни; в 1837 г. — игумен; в 1854 — архимандрит. 12 июля 1853 г. принял пострижение в схиму с оставлением прежнего имени. В его правление в Оптиной Пустыни проводились большие строительные работы. К братии он относился с большой любовью и доверием. Сам отличался крайней нестяжательностью и милосердием. Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г. 2083. О. Антоний (Бочков) — с 1859 г. настоятель Введенского Островского монастыря; 31 марта 1861 г. возведен в сан игумена и в апреле переведен настоятелем Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. См. также с. 540. 2084. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 2085. О. Иоанникий в письме настоятелю Оптиной Пустыни отцу Строителю Моисею от 14 января 1836 г. написал: «…по совету добрых людей 24-го числа поехали в Сергиевской монастырь, где Отцом Архимандритом Игнатием приняты были ласково и радостно, он продержал нас до 29-го числа, обещал хлопотать о земле…» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 92.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Августин Блаженный, Аврелий (354—430), епископ, христианский мыслитель и писатель, величайший представитель латинской патристики. Уроженец Северной Африки, преподавал риторику на родине и в Медиолане (Милане), прошел через увлечения скептицизмом и манихейством, затем неоплатонизмом, пережил обращение, крещен свт. Амвросием Медиоланским на Пасху в 387. С 395 епископ города Гиппона в Северной Африке. Огромное по количеству сочинений и их размаху творческое наследие А. состоит главным образом из догматических богословских трактатов, полемических по задачам и форме. В трактатах против манихеев («Против Фортуната», «Против Фаста», «Против Секунда») он утверждает святость Ветхого Завета, сотворенность мира и основную благодать бытия, против донатистов («О крещении против донатистов» и др.) — экклезиологическое единство (totus Christus, букв. «весь Христос»), против пелагиан («О благодати и свободе воли» и др.) — необходимость свободной благодати, не заслуженной человеком любви Божьей в деле его спасения. Здесь А. учит о предопределении и «произвольной благодати», избирающей спасенных из тьмы погибающих (massa damnata, букв. «прóклятая масса»), в чем резко расходится с православной догматикой. Важнейший труд А. «О Граде Божием» в 22 книгах, написанный под впечатлением от разгрома Рима ордами Алариха в 410, посвящен диалектике истории. Гомилии А. и комментарии на Псалмы и Евангелие от Иоанна не только посвящены экзегезе, но выражают личное благочестие А. Еще более лична его «Исповедь», автобиография, уникальная на фоне античности в изображении духовного становления. Память 15 июня. Aлekcuй I (Симанский Сергей Владимирович) (1877—1970), патриарх Московский и всея Руси с 1945. Aлekcuй II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 1929), патриарх Московский и всея Руси с 1990. Альтицер, Томас Джонатан Джексон (р. 1927), американский протестантский богослов-модернист, один из ведущих представителей богословского течения «смерти Бога». Амвросий Оптинский (Гренков Александр Михайлович) (1812—1891), прп., иеросхимонах, старец, духовный писатель. Имел огромное духовное влияние на современников всех сословий, в том числе его посещали Достоевский и Л. Толстой. Обладал даром прозорливости и исцелений. Память 27 июня, 10 октября.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Эрн В.Ф. «И на земли мир»//Сочинения. М., 1991. С. 339–341. 1 Кирилл Яковлевич Паромов – выпускник Исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, соискатель Исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Здесь и далее все выделения текста принадлежат авторам. 5 Племянники знаменитого славянофила Ю. Ф. Самарина . Старший, Федор Дмитриевич, женился на сестре братьев Трубецких, одна из их дочерей вышла замуж за С.П. Мансурова, сына Павла Борисовича – директора Московского Главного архива МИД, знатока истории Восточной Церкви. 6 Ставший в 1914 г. почетным членом Московской духовной академии. В следующем году этой чести удостоился А.Д. Самарин, с июля по сентябрь занимавший пост обер-прокурора Св. Синода. 11 Колеров М.А. «Не мир, но меч». Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». С. 257–258. Доклад В. В. Розанова «О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира», прочитанный 21 ноября 1907 г. в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе, прежде чем войти в книгу «Темный лик. Метафизика христианства» (СПб., 1911), несколько раз публиковался. 16 В с. Большая Липовица Тамбовского уезда Тамбовской губернии родился знаменитый старец Оптиной пустыни прп. Амвросий (А.М. Гренков), также выпускник Тамбовской семинарии (1836 г.). Эта близость Оптиной сознавалась и культивировалась Союзом. 17 Разговаривая в ноябре 1912 г. с обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером, Николай II выразил уверенность: «Митрополитство от него не уйдет» (Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский , апостол Алтайский (Парвицкий-Невский). С. 25). 18 Цит. по: Ореханов Г., свящ. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. С. 154. 19 «Сам[арин] – обер-прокурор Св[ятейшего] Синода – вот именно «the right man on the right place " », – записал в своем дневнике близкий славянофилам старших поколений ген. А.А. Киреев, узнав о возможном назначении (Киреев А.А. Дневник. 1905–1910. С. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

По донесению Сергия, епископа Курского о возведении в сан архимандрита настоятеля Коренной Рождество-Богородичной пустыни игумена Ювеналия. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 143, д. 1145. Указ Св. Синода об избрании Настоятелей общежительных монастырей. 20 марта 1862 г.//РГИА, ф. 797, оп. 97, д. 333. Ювеналий (Половцев) . Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//РГБ, ф. 213, к. 95, ед. хр. 41. Письма к игумену Моисею (Путилову) монашествующих//РГБ, ф. 213, к. 51, ед. хр. 10. Ювеналий (Половцев) . Письма к Исаакию (Антимонову). 1862–1865 гг.//РГБ, ф. 213, к. 73, ед. хр. 16. Жизнеописание игумена Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Рукопись 2-й пол. XIX в.//РГБ, ф. 214, ОПТ-292. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина), написанное монахиней Борисоглебского монастыря Ангелиной. Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-284. Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-285. Амвросий (Гренков) . Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским) монахиням, 1862–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 5. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским), монахиням. 1864–1872 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 6. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре (Тимковской), монахине. 1868, 1870 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 7. Амвросий (Гренков) . Наставления и письма//РГБ, ф. 213, к. 50, ед. хр. 1. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 1857–1873 гг.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. Илиодор, схимонах. Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 92. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ). Письма к Серафиме (Тимковской), монахине. 1863–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 13. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Серафиме (Тимковской), монахине//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

903 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Душеполезные наставления старца Оптинской пустыни иеросхимонаха Амвросия. М. 1898. 904 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад 1 (1908) – 2 (1909). 905 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. 2 Сергиев Посад 1908. 1. Кемерово 1991. 275. [Прил.: Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского (240–265)]. 906 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Автобиография игумении Осташковского Знаменского монастыря Аполлинарии и письма к ней иеросхимонаха Амвросия, Оптинского старца. Тверь 1908. 907 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Три сочинения в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия//Надежда. 1979. 2. 68–90. 908 . Амвросий, иеросхимонах Оптинский. Письма Оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским лицам. М. 1991. 48. 909 . [ Амвросий (Гренков) , иеросхим.] Письма преподобного Амвросия Оптинского : Ответы осуждающему Православную Церковь //Москва. 1993. 10. 202–208. 910 . Амвросий, иеросхимонах Оптинский. Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Оптина Пустынь 1995. 527. 911 . Амвросий, старец Оптинский. Собрание писем. М. 1995. 616. [Репринт]. 912 . Амвросий, старец Оптинский. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим и мирянам. М. 1–3 (1997). 239, VI; 201, VIII; 151. ч. в одной обл.]. Исследования 913 . Алексахина М. Н. Образ Богоматери в судьбе преподобного Амвросия Оптинского //Оптина Пустынь и русская культура. Калуга 2000. 22–28. 914 . Андроник (Трубачев) , игумен. Преподобный Амвросий Оптинский : Жизнь и творения. М. 1993. 224. 915 . Иеросхимонах Амвросий (1812–1891)//Русское возрождение. 1988. 4. 13–26. 916 . Иоанн (Маслов) , архим. Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие//БТ 1990. 30. 117–151. 917 . Иоанн (Маслов) , схим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М. 1993. 192. [Библ., в т. ч. ркп.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

След., Церковь эта уклонилась от истины, когда с XIII века начала отделять совершение Миропомазания от Крещения, и ныне учит в своем Катихизисе, что миропомазывать крещенных младенцев должно не раньше, как по достижении ими отроческого возраста, т. с между 7-ю я 12-ю годами их жизни, для того, чтобы они могли приступить к этому таинству с полным сознанием и с достаточными сведениями в основных истинах веры 1104 . Но если следовать такому умствованию, то следовало бы и крещение младенцев отлагать до того же сознательного возраста. И, однакож, сама римская Церковь крестит младенцев по вере и обетам за них восприемников их и родителей: от чего же она лишает младенцев в продолжение нескольких лет даров Св. Духа, необходимых для укрепления в жизни духовной? 1006 Тертулл. de Bapt. c. VII. VIII; Киприан. Epist. ad Jan. LXX; ad Jubaian. LXXIII; Амврос. de Myst. c. VII; Златоуст. на Деян. бесед. 1, n. 5; Собор. лаодик прав. 48. 1012 Sacramentum Spiritus, Тертулл. de praescr. haeret, c. XXXV; Илар in Matth. comment. c. IV, n. 27. 1014 Βεβαιωσις, Constit. Apostol. III, 17. Confirmatio, Амврос. de init. c. VII; JIeb. вел. epist. ad Nicet. c. VII. 1021 Дион. Ареопаг. о церк. иерарх. VII, 4. 5; Кир. иерус. поуч. тайновод. III, 6. 7; Златоуст. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23; Амврос. de his, qui initiantur, c. 7; Феодорит. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23. 1022 Αλλ· στι τατης ομοταγς τερα τελεσουργα, Μρου τελετν αυτν ο καθηγεμονες μν νομζουσι. О церк. иерарх. гл. IV, 1. 1027 Ungi quoque necesse est eum, qui baptizatur, ut accepto chrismate, id est unctione, esse unctus Dei et habere in se gratiam Christi possit. Epist. ad Jannuar. LXX. 1029 ... Quod nune quoque apud nos geritur, ut, qui in ecclesia baptizantur, praepositis ecclesiae offerantur, et par nostram orationem et manus impositionem Spiritum Sanctum consequantur, et signaculo Dominico consummentur. Epist. LXXIII. 1031 Нельзя здесь умолчать и о свидетельстве Постановлений апостольских, где говорится: μετ τουτο βαπτσας αυτν ( ερευς) ν τω νματι του Πατρος και του ιου και του γιου Πνεματος, χριστω μυρω.... Lib. VII, c. 43; Cfr. III, c. 16, VII, c. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Годы шли, и укоры совести о неисполненном обете все сильнее и сильнее тревожили душу. Чтобы обрести успокоение, А. М. Грен­ков стал ночами молиться перед иконой Божией Матери, именуемой «Тамбовская», – его родительским благословением. Летом 1839 года, отдыхая у друга, сына священника села Еланского Н. С. Покровско­го, А. М. Гренков вместе с приятелем отправился пешком за 30 верст в Троекурово к известному затворнику отцу Илариону, желая у него окончательно разрешить все свои сомнения. Отец же Иларион произнес поистине пророческие слова: «Ты в Оптиной нужен! Иди в Оптину! Можно бы и в Саров пойти, но там уже нет теперь таких старцев, как прежде». Окончательный выбор был сделан. В конце лета Александр Грен­ков едет на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру попросить благослове­ния на начало иноческого подвига у гробницы игумена Русской земли преподобного Сергия. Наступила осень, уже начались занятия, когда в Липецком ду­ховном училище случилось происшествие. Пропал преподаватель А. М. Гренков. Пока смотритель училища священник Филипп Ко- стальский сомневался, сообщать ли об этом начальству или молчать до разъяснения дела, А. М. Гренков, вырвавшись из уз мира, с верою в промысл Божий спешил на простой деревенской тележке к месту упокоения его страдающей души. 8 октября 1839 года в воскресный день, когда в Оптиной пустыни отправлялась поздняя Божественная литургия, А. М. Гренков, оставив извозчика на гостином дворе, сразу пошел в монастырскую церковь , а после службы вместе с другими бо­гомольцами – к старцу Льву, который жил тогда в монастыре. А. М. Гренков объяснил старцу Льву обстоятельства своей жиз­ни и получил благословение жить на монастырском гостином дворе и переписывать рукопись «Грешных спасение» (перевод с новогрече­ского) – о борьбе со страстями. Наконец 2 апреля 1840 года последо­вал указ Калужской духовной консистории об определении Гренкова в братство. Некоторое время послушник Александр был келейником иерос- химонаха Льва и вычитывал для него молитвенное правило, затем по­лучил послушание в хлебне. Однако уже в ноябре 1840 года он был переведен из монастыря в скит помощником повара, где и трудился в течение года. Летом 1841 года Гренкова постригли в рясофор. В это время Александр посещает по необходимости своего послушания стар­цев Макария и Льва. Отец Лев любил шутками приучать Александра к смирению, а между тем, в отсутствие Александра пророчески говорил о нем: «Великий будет человек», прозревая в Александре преемника по старчеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010