Спустя год он построил 2 церкви - в честь Воскресения Христова и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Существование 2 храмов к 1542 г. подтверждается грамотой вел. кн. Иоанна IV, адресованной «в дом к Воскресению Христову и Пречистой Богоматери Одегитрии» (РГАДА. Ф. 281. Оп. 2. 782). В 1602 г. Пречистенский храм сгорел, и в 1605 г. была получена благословенная грамота на его восстановление. Уже в 1642 г. монахи жаловались Ростовскому и Ярославскому митр. Варлааму († 1652), что «церковь ветха, развалилась и служить нельзя», отчего архиерей благословил братию на постройку нового храма. В 1644 г. была получена благословенная грамота на возведение 2-го придела храма - во имя прп. Алексия, человека Божия. К 1649 г. постройка новой Пречистенской ц. была завершена. В том же году было получено благословение на возведение каменного соборного храма в честь Воскресения Христова, а одноименная деревянная церковь была разобрана и перевезена в приписную Никольскую пуст. ( Сазонова. 2011. С. 55, 57-59). В описи 1657 г. каменный шатровый Воскресенский собор имел «четыре главы обиты железом белым, на трех шатровых главах кресты позолочены, а на четвертой главе крест паен железом белым, а у тех четырех крестов чепи железные». В новом Воскресенском храме правый придел был освящен во имя прп. Кирилла Новоезерского, левый - во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. В 1685 г. ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» была перестроена в камне, ее венчало пятиглавие; придел прп. Алексия, человека Божия, был сохранен. В 1711 г. оба храма горели, но были восстановлены в прежнем облике. Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мон-рь. Гравюра. 1823 г. (ГИМ) Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мон-рь. Гравюра. 1823 г. (ГИМ) В 1742-1743 гг. была построена каменная ц. во имя святых Захарии и Елисаветы при монастырской больнице, в 1768-1769 гг.- каменная ц. во имя апостолов Петра и Павла. При игум. Феофане 3 храма были перестроены: Воскресенский собор получил вместо шатрового завершения высокие 8-гранные барабаны с куполами барочного типа, был увеличен тесный алтарь и растесаны дававшие мало света окна; у Пречистенской ц.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

17. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Алексия, человека Божия). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (с 18 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 10 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Яко добрии воини...», «Ранами святых...», стих: «Многи скорби праведным...» [или стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»] – «Мученики Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Смертную державу...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Гавриилу вещавшу...» (см. по 1-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

Параллельно с реставрацией здания были выполнены новые росписи. В центральном нефе на опоре, расположенной ближе к алтарю, на широкой, обращенной в наос стороне, находятся 2 сцены из Жития сщмч. Климента: в верхнем ярусе - «Поставление Климента в папы» (сохр. нижняя часть сцены), в среднем - «Климент совершает литургию»; на узких торцах - ростовое изображение прп. Антония (верхняя часть утрачена), «Прор. Даниил во рву львином», зооморфные и орнаментальные мотивы. На 2-й опоре наверху изображен восседающий на престоле Христос с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, сщмч. Климентом и свт. Николаем Чудотворцем (верхняя половина композиции не сохр.), ниже - 2 сцены из Жития прп. Алексия, человека Божия,- «Возвращение Алексия в Рим» и «Преставление Алексия», орнаментальная декорация; на торцах - в рост св. Бьяджо (Власий) и сцена «Чудо св. Бьяджо». Житийный цикл сщмч. Климента продолжен еще неск. сценами в нартексе: на зап. стене на месте заложенных арок слева от входа - «Перенесение мощей сщмч. Климента»; справа - «Чудо сщмч. Климента в храме»; ниже - медальон с погрудным образом сщмч. Климента и изображения предстоящих святому заказчиков росписи Бено де Рапицы и его супруги Марии Мачелларии с детьми; над сценой «Чудо в храме» находилась композиция «Ангел, сооружающий гробницу сщмч. Климента на дне моря» (утрачена, известна благодаря акварелям Й. Вильперта 1916 г.). Напротив, на вост. стене нартекса, помещена композиция «Деисус» - Христос на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, со святыми ап. Андреем и сщмч. Климентом и с коленопреклоненными преподобными, предположительно равноапостольными Кириллом и Мефодием (фреска снята со стены нартекса и перенесена в сев. неф верхней церкви; в лит-ре она получила определение «частный «Посмертный суд»»). Фрагментарно сохранились история святых Валериана и Цецилии (зап. стена юж. нефа), композиция «Страшный Суд» и ветхозаветные сцены (история праотца Авраама) (вост. стена сев. нефа), образ Христа в медальоне (на своде). Данная группа фресок, заказчиками к-рых (в нартексе и центральном нефе) являлись представители семейства де Рапица, датирована XI в. на основании стилистического сопоставления росписей с романской живописью Рима и его окрестностей в Лацио, произведениями, созданными под влиянием искусства аббатства Монте-Кассино в Кампании.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

В ризнице пустыни хранились не только церковные и историко-культурные реликвии. С сер. XVII в. она пополнялась драгоценной утварью, начало положили сделанные между 1647 и 1663 гг. вклады боярина И. М. Милославского и настоятельницы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря игум. Марии (Телешевой) - 2 серебряных богослужебных сосуда ( Успенский. 1902. С. 19). В 1909 г. в ризнице находилось более 2 тыс. предметов, среди них - 4 напрестольных Евангелия (рукописное 1-й трети XVII в., печатные 1681 (два) и 1697 гг.), напрестольные кресты - вклады А. К. Телешева (1659), И. В. Бутурлина (1680), гр. Б. П. Шереметева (1-я четв. XVIII в.), В. Д. Олсуфьева (1848), серебряные сосуды, пожалованные в 1682 г. царем Феодором Алексеевичем, облачения XVII в. Древнейшим сохранившимся памятником монастырской ризницы является лицевая рукопись 80-90-х гг. XIII в. «Сборник слов и поучения на двунадесятые праздники и Пасху на основе Торжественника со словами Кирилла Туровского и Евангелием Никодима» (ГАТвО. Инв. 1028). В ТГОМ хранятся серебряные, украшенные позолотой, гравировкой, чернью предметы: напрестольный крест (1762), дискос (1781), подлампадница к гробнице прп. Нила (дар купца Степана Иванова, кон. XVIII в.), ваза и панагиар (оба - кон. XVIII в.), стакан, лампада, наперсный крест (все кон. XIX в.), а также уникальный наперсный серебряный крест с образами исп. Феофилакта, епископа Никомидийского, преподобных Нила Столобенского, Феодора Освященного, Ефрема Новоторжского и Саввы Сторожевского и швейцар. часами (кон. XVIII в.), предположительно принадлежавший настоятелю (1776-1788) Саввина Сторожевского монастыря архим. Феофилакту ( Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). Во время управления прп. Германа (до 1614) все сооружения обители были деревянными, представление о них можно составить по письменным источникам и иконам прп.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Церковь во имя Алексия, человека Божия. 1671 г. Гравюра. 1900 г. Худож. И. А. Анисимов Церковь во имя Алексия, человека Божия. 1671 г. Гравюра. 1900 г. Худож. И. А. Анисимов В 50-х гг. XVII в., во время эпидемии, в настоятельском (патриаршем) корпусе М. К. м. проживал патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов). К нач. XX в. в мон-ре располагался новый 2-этажный каменный настоятельский корпус, южный, главная часть к-рого построена в 1752 г., северная - в 1840 г. В зап. части обители находился каменный наместнический корпус (1752-1753), в южной - 2-этажный братский корпус (1641) с кухней, трапезной и кладовой. В 1776-1786 гг. в братском корпусе располагались присутственные места г. Калязина. В документах 1753 г. упоминаются братские кельи на сев.-зап. и вост. сторонах. В 1839-1840 гг. были разобраны 2 каменные поварни (упом. в 1753). В XVIII в. был разобран «Петровский дворец», построенный для приема царя Петра I. До 1610 г. М. К. м. был обнесен деревянными стенами. В 1644-1648 гг. отцом и сыном Шарутиными построена ограда с 9 (в кон. XIX в.- 6) башнями длиной 730 м, высотой 8, толщиной 2,5 м. За оградой на юж. стороне стоял древний каменный корпус с квасоварней и кладовой. С сев. стороны к ограде пристроен конный двор. В 2 верстах к северу от М. К. м., в пуст. Сергеево, некогда находились монастырские кельи. С 1865 г. в Калязине к обители были приписаны каменная часовня (1860 или 1863; в ней хранился крест, связанный с основанием М. К. м.), а также 2-этажный странноприимный дом (1839-1842), в одном из флигелей к-рого располагались Рождественское мужское и Макариевское жен. уч-ща. В 1900 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа для девочек. Святыни, ризница, библиотека, некрополь К нач. XX в. мощи прп. Макария пребывали в Троицком соборе в серебряной раке (1699), к-рая к 2016 г. находится в тверском соборе Св. Троицы («Белая Троица»). Особо почиталась икона прп. Макария, находившаяся у гробницы, в ногах преподобного. На ней святой был изображен в полный рост с грамотой в руках, воспроизводившей посмертное завещание братии: «Разумейти убо братия, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскуднеет, но распространится» (Описание. 1853. С. 44). В мон-ре находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, список 1795 г. с иконы, выполненной по заказу царя Иоанна IV в Риме с рим. образа.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 133. Re: День святого Патрика на Руси, или новый вызов Церкви Постфактум. Информация о прошедшей трезвой пробежке в День памяти святителя Патрикия Ирландского. http://www.gorno-altaisk.info/news/76351 132. Ответ на 130., Елена Сергеева: Одно другому, конечно, может не помешать – но 30 марта также память прп. Алексия, человека Божия. О чем нужно не забывать, так как этот святой всегда почитался на Руси. «Алексей -- с гор вода, с лица сухота» -- была такая поговорка об этом дне. Елена Сергеевна, так ведь громогласные противники св. Патрика и в римлянине Алексии могут узреть что-нибудь провокационное. Тем более, что его тело в похоронной процессии нёс сам папа римский. 131. 30 марта -- это ведь день не только св. Патрика Одно другому, конечно, может не помешать – но 30 марта также память прп. Алексия, человека Божия. О чем нужно не забывать, так как этот святой всегда почитался на Руси. «Алексей -- с гор вода, с лица сухота» -- была такая поговорка об этом дне. 130. Ответ на 123., иерей Илья Мотыка: Все понимаю, кроме одного как жители Горно-Алтайска провели трезвую пробежку в день святого Патрика. До него еще нужно дожить. Как никак он будет 30 марта. Устраивать пробежки трезвости связывая их с именем святого Патрика не стоит. Не нужно дублировать послание англоамериканских пивоваренных компаний о связи святого с употреблением пива... Отче, несколько моментов. Пробежки мы стараемся проводить регулярно. В этом году – 1 января, 23 февраля и 8 марта. Пробежка на 8 марта, например, прошла под девизом: «Трезвый праздник, чистый город, здоровый народ». Для того, чтобы люди знали о предстоящей пробежке, и о том, что существует идея трезвости, стараемся в СМИ и соцсетях заранее публиковать объявления: http://www.gorno-altaisk.info/news/73973 Люди относятся по-разному, но, в основном, поддерживают.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/11/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая), пострадал при имп. Диоклетиане . Был главным управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия, и находился в любовной связи со своей незамужней госпожой. В. Р. вел распутную жизнь, но был милосердным, щедрым и гостеприимным. Будучи христианкой, Аглая послала В. Р. за мощами мучеников в М. Азию, где в то время было гонение на христиан. Он прибыл в киликийский город Тарс вместе с рабами, принадлежавшими Аглае, оставил их в гостинице и пошел в амфитеатр, где судья Симплиций истязал 20 христиан. В. Р. стал на глазах у него целовать их оковы и прославлять Христа. Симплиций, получив отказ В. Р. принести жертвы языческим богам, велел повесить его вверх ногами и строгать тело мученика крюками. Затем палачи вонзили под ногти В. Р. иглы, но святой молча претерпел пытку. Симплиций приказал растопить свинец и влить в рот мученика, но по молитвам В. Р. олово не причинило ему вреда. После этого началось народное возмущение, и судья вынужден был спасаться бегством от толпы. На следующий день Симплиций велел бросить В. Р. в котел с кипящей смолой, но сошедший с неба ангел оросил котел, и святой остался невредим. Смола же, выплеснувшись из котла, опалила мн. язычников. Симплиций приказал казнить В. Р. Когда мученику отсекли голову, из шеи истекло молоко, а в городе произошло сильное землетрясение. После совершения этих чудес 550 язычников уверовали во Христа. Рабы Аглаи 3 дня искали В. Р. Услышав от прохожего рассказ о мученической кончине В. Р., они не поверили ему, но потом нашли тело и голову святого. Бюст мч. Вонифатия в храме прп. Алексия, человека Божия, в Риме Бюст мч. Вонифатия в храме прп. Алексия, человека Божия, в Риме Рабы перенесли мощи В. Р. в Рим. Аглая построила небольшой храм в честь В. Р. в своем поместье, расположенном в 50 стадиях от Рима по Латинской дороге, где с почестями захоронила мощи святого. Пожертвовав одну часть своего имущества мон-рям, другую нищим, она отпустила на волю всех рабов и с неск. девами стала вести иноческую жизнь. В покаянии Аглая прожила ок. 18 лет и была похоронена рядом с В. Р. По преданию, она получила от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни, В. Р. помогает в исцелении недуга пьянства.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Космозеро. Церковь Александра Свирского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Александра Свирского расположена в центре села Космозеро, являясь его композиционным ядром и архитектурной доминантой. Построена в 1769 г. по заказу и на средства Санкт-Петербургского купца Ф.Попова. Первоначально церковь была зимняя и входила в архитектурный ансамбль, включавший помимо неё летнюю Успенскую церковь (1720 г.) и пристроенную к ней в 30-х годах XIX в. колокольню. Эти постройки сгорели в 1942 г. Церковь представляет собой шатровый храм типа " восьмерик на четверике " . Стены здания бревенчатые, стены четверика и восьмерика выполнены с повалами. С востока к четверику примыкает небольшой пятистенный алтарь, покрытый пятискатной крышей, завершающейся бочкой с гребнем. С запада - более широкие трапезная и паперть главного входа под двускатными крышами в разных уровнях. На обоих крышах – тесовая безгвоздевая кровля (так называемая конструкция по курицам и потокам). Вход в церковь осуществляется с открытых площадок со ступеньками через двери паперти на южном и северном фасадах. Углы четверика храма при переходе на восьмерик покрыты полицами. Восьмерик имеет два яруса фронтонного пояса, нижний из которых не завершен. Кровля шатра выполнена из гладкостроганного теса в три яруса с городковой порезкой юбок. Венчает шатер глава с крестом, покрытая городковым лемехом. Декоративное убранство представлено " красным " тесом с окончаниями в виде усеченных пик, из которого выполнены полицы и кровля алтаря, резными карнизными досками на кронштейнах, украшающими окна церкви, резными причелинами. Церковь представляет историко-архитектурную ценность, как хорошо сохранившая объемно-планировочную структуру культовая постройка XVIII века, принадлежащая к Прионежскому типу шатровых храмов. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь действующая, освящена в честь прп. Александра Свирского, приписана к храму во имя преподобного Алексия, человека Божия с. Великая Губа. Об этом свидетельствует сайт «Православие в Карелии. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии» и сайт храма прп. Алексия, где, кстати, космозерская церковь указана как «храм-часовня». --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05036

В Троицком соборе находились неск. икон «греческаго письма», подаренных царем Алексеем Михайловичем в 1665 г. и обложенных «чеканным серебром и цветными камнями». Среди них - икона Спасителя на престоле с изображениями 2 ангелов по сторонам, свт. Алексия, митр. Московского, и прп. Алексия, человека Божия, внизу. На иконе имелись серебряные с позолотой венцы, украшенные драгоценными камнями. Икону Успения Пресв. Богородицы «со Спасителем, принявшим Пресвятую Душу, с премирными чины ангелов и принесением на облацех св. апостолов» украшали 60 серебряных вызолоченных венцов. На иконе Воскресения Христова и сошествия во ад «с вои небесных сил для воскресения мертвых» имелся серебряный вызолоченный оклад с 88 венцами. Икону «Пресвятые Богородицы, что Тя наречем, о, Благодатная» украшала серебряная вызолоченная риза с венцами, «каменьями и стразами», заказанная в 1839 г. по инициативе троекуровского старца прп. Илариона (Фомина) . В Л. м. хранились серебряный чеканный крест (1660) с частицами мощей различных святых - вклад схим. Адриана (Десятого) «в Яблонную пустынь, по себе и родителях своих»; серебряный с позолотой и чернью крест с частицами мощей, вложенный лебедянским купцом Карчагиным; деревянный, украшенный серебром крест с надписью: «1740 г. построил сей крест благословенной монах Епифаней Л. Т. М. Я. П.» ( Хитров. 1861. С. 304). К 1627 г. в библиотеке хранились: напрестольное Евангелие («евангелисты медные позолоченные»), толковое Евангелие, Апостол, 2 Триоди, 2 Псалтири, «Шестоднев», 2 Служебника, общая Минея, часовник, «потребник», а также рукописные «Златоуст и пролог». В 1695 г., по преданию, Л. м. посетил царь Петр I со свитой и сделал значительный вклад, в т. ч. подарил Евангелие (М., 1689) весом ок. 2 пудов, богато украшенное «серебряными с позолотой изображениями». В XIX в. среди книг Л. м. самыми древними считались Евангелия 1640, 1657, 1677 и 1681 гг. Особый интерес представлял монастырский синодик, написанный полууставом не позднее 1688 г., при игум. Иосифе III: «Сенадик святыя соборныя и апостольския церкви, сиречь поминание прежде отшедших душ к Богу». Длина книги составляла 30 см, ширина - 20 см, а толщина - 7 см, переплет кожаный, доски дубовые. К кон. XIX в. из книг, пожалованных царем Алексеем Михайловичем, сохранилась только 2-я часть бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/2463211.html

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/114016.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010