Спустя год он построил 2 церкви - в честь Воскресения Христова и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Существование 2 храмов к 1542 г. подтверждается грамотой вел. кн. Иоанна IV, адресованной «в дом к Воскресению Христову и Пречистой Богоматери Одегитрии» (РГАДА. Ф. 281. Оп. 2. 782). В 1602 г. Пречистенский храм сгорел, и в 1605 г. была получена благословенная грамота на его восстановление. Уже в 1642 г. монахи жаловались Ростовскому и Ярославскому митр. Варлааму († 1652), что «церковь ветха, развалилась и служить нельзя», отчего архиерей благословил братию на постройку нового храма. В 1644 г. была получена благословенная грамота на возведение 2-го придела храма - во имя прп. Алексия, человека Божия. К 1649 г. постройка новой Пречистенской ц. была завершена. В том же году было получено благословение на возведение каменного соборного храма в честь Воскресения Христова, а одноименная деревянная церковь была разобрана и перевезена в приписную Никольскую пуст. ( Сазонова. 2011. С. 55, 57-59). В описи 1657 г. каменный шатровый Воскресенский собор имел «четыре главы обиты железом белым, на трех шатровых главах кресты позолочены, а на четвертой главе крест паен железом белым, а у тех четырех крестов чепи железные». В новом Воскресенском храме правый придел был освящен во имя прп. Кирилла Новоезерского, левый - во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. В 1685 г. ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» была перестроена в камне, ее венчало пятиглавие; придел прп. Алексия, человека Божия, был сохранен. В 1711 г. оба храма горели, но были восстановлены в прежнем облике. Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мон-рь. Гравюра. 1823 г. (ГИМ) Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мон-рь. Гравюра. 1823 г. (ГИМ) В 1742-1743 гг. была построена каменная ц. во имя святых Захарии и Елисаветы при монастырской больнице, в 1768-1769 гг.- каменная ц. во имя апостолов Петра и Павла. При игум. Феофане 3 храма были перестроены: Воскресенский собор получил вместо шатрового завершения высокие 8-гранные барабаны с куполами барочного типа, был увеличен тесный алтарь и растесаны дававшие мало света окна; у Пречистенской ц. |
17. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Алексия, человека Божия). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (с 18 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 10 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Яко добрии воини...», «Ранами святых...», стих: «Многи скорби праведным...» [или стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»] – «Мученики Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Смертную державу...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Гавриилу вещавшу...» (см. по 1-м стихословии). |
Параллельно с реставрацией здания были выполнены новые росписи. В центральном нефе на опоре, расположенной ближе к алтарю, на широкой, обращенной в наос стороне, находятся 2 сцены из Жития сщмч. Климента: в верхнем ярусе - «Поставление Климента в папы» (сохр. нижняя часть сцены), в среднем - «Климент совершает литургию»; на узких торцах - ростовое изображение прп. Антония (верхняя часть утрачена), «Прор. Даниил во рву львином», зооморфные и орнаментальные мотивы. На 2-й опоре наверху изображен восседающий на престоле Христос с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, сщмч. Климентом и свт. Николаем Чудотворцем (верхняя половина композиции не сохр.), ниже - 2 сцены из Жития прп. Алексия, человека Божия,- «Возвращение Алексия в Рим» и «Преставление Алексия», орнаментальная декорация; на торцах - в рост св. Бьяджо (Власий) и сцена «Чудо св. Бьяджо». Житийный цикл сщмч. Климента продолжен еще неск. сценами в нартексе: на зап. стене на месте заложенных арок слева от входа - «Перенесение мощей сщмч. Климента»; справа - «Чудо сщмч. Климента в храме»; ниже - медальон с погрудным образом сщмч. Климента и изображения предстоящих святому заказчиков росписи Бено де Рапицы и его супруги Марии Мачелларии с детьми; над сценой «Чудо в храме» находилась композиция «Ангел, сооружающий гробницу сщмч. Климента на дне моря» (утрачена, известна благодаря акварелям Й. Вильперта 1916 г.). Напротив, на вост. стене нартекса, помещена композиция «Деисус» - Христос на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, со святыми ап. Андреем и сщмч. Климентом и с коленопреклоненными преподобными, предположительно равноапостольными Кириллом и Мефодием (фреска снята со стены нартекса и перенесена в сев. неф верхней церкви; в лит-ре она получила определение «частный «Посмертный суд»»). Фрагментарно сохранились история святых Валериана и Цецилии (зап. стена юж. нефа), композиция «Страшный Суд» и ветхозаветные сцены (история праотца Авраама) (вост. стена сев. нефа), образ Христа в медальоне (на своде). Данная группа фресок, заказчиками к-рых (в нартексе и центральном нефе) являлись представители семейства де Рапица, датирована XI в. на основании стилистического сопоставления росписей с романской живописью Рима и его окрестностей в Лацио, произведениями, созданными под влиянием искусства аббатства Монте-Кассино в Кампании. |
В ризнице пустыни хранились не только церковные и историко-культурные реликвии. С сер. XVII в. она пополнялась драгоценной утварью, начало положили сделанные между 1647 и 1663 гг. вклады боярина И. М. Милославского и настоятельницы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря игум. Марии (Телешевой) - 2 серебряных богослужебных сосуда ( Успенский. 1902. С. 19). В 1909 г. в ризнице находилось более 2 тыс. предметов, среди них - 4 напрестольных Евангелия (рукописное 1-й трети XVII в., печатные 1681 (два) и 1697 гг.), напрестольные кресты - вклады А. К. Телешева (1659), И. В. Бутурлина (1680), гр. Б. П. Шереметева (1-я четв. XVIII в.), В. Д. Олсуфьева (1848), серебряные сосуды, пожалованные в 1682 г. царем Феодором Алексеевичем, облачения XVII в. Древнейшим сохранившимся памятником монастырской ризницы является лицевая рукопись 80-90-х гг. XIII в. «Сборник слов и поучения на двунадесятые праздники и Пасху на основе Торжественника со словами Кирилла Туровского и Евангелием Никодима» (ГАТвО. Инв. 1028). В ТГОМ хранятся серебряные, украшенные позолотой, гравировкой, чернью предметы: напрестольный крест (1762), дискос (1781), подлампадница к гробнице прп. Нила (дар купца Степана Иванова, кон. XVIII в.), ваза и панагиар (оба - кон. XVIII в.), стакан, лампада, наперсный крест (все кон. XIX в.), а также уникальный наперсный серебряный крест с образами исп. Феофилакта, епископа Никомидийского, преподобных Нила Столобенского, Феодора Освященного, Ефрема Новоторжского и Саввы Сторожевского и швейцар. часами (кон. XVIII в.), предположительно принадлежавший настоятелю (1776-1788) Саввина Сторожевского монастыря архим. Феофилакту ( Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). Во время управления прп. Германа (до 1614) все сооружения обители были деревянными, представление о них можно составить по письменным источникам и иконам прп. |
Церковь во имя Алексия, человека Божия. 1671 г. Гравюра. 1900 г. Худож. И. А. Анисимов Церковь во имя Алексия, человека Божия. 1671 г. Гравюра. 1900 г. Худож. И. А. Анисимов В 50-х гг. XVII в., во время эпидемии, в настоятельском (патриаршем) корпусе М. К. м. проживал патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов). К нач. XX в. в мон-ре располагался новый 2-этажный каменный настоятельский корпус, южный, главная часть к-рого построена в 1752 г., северная - в 1840 г. В зап. части обители находился каменный наместнический корпус (1752-1753), в южной - 2-этажный братский корпус (1641) с кухней, трапезной и кладовой. В 1776-1786 гг. в братском корпусе располагались присутственные места г. Калязина. В документах 1753 г. упоминаются братские кельи на сев.-зап. и вост. сторонах. В 1839-1840 гг. были разобраны 2 каменные поварни (упом. в 1753). В XVIII в. был разобран «Петровский дворец», построенный для приема царя Петра I. До 1610 г. М. К. м. был обнесен деревянными стенами. В 1644-1648 гг. отцом и сыном Шарутиными построена ограда с 9 (в кон. XIX в.- 6) башнями длиной 730 м, высотой 8, толщиной 2,5 м. За оградой на юж. стороне стоял древний каменный корпус с квасоварней и кладовой. С сев. стороны к ограде пристроен конный двор. В 2 верстах к северу от М. К. м., в пуст. Сергеево, некогда находились монастырские кельи. С 1865 г. в Калязине к обители были приписаны каменная часовня (1860 или 1863; в ней хранился крест, связанный с основанием М. К. м.), а также 2-этажный странноприимный дом (1839-1842), в одном из флигелей к-рого располагались Рождественское мужское и Макариевское жен. уч-ща. В 1900 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа для девочек. Святыни, ризница, библиотека, некрополь К нач. XX в. мощи прп. Макария пребывали в Троицком соборе в серебряной раке (1699), к-рая к 2016 г. находится в тверском соборе Св. Троицы («Белая Троица»). Особо почиталась икона прп. Макария, находившаяся у гробницы, в ногах преподобного. На ней святой был изображен в полный рост с грамотой в руках, воспроизводившей посмертное завещание братии: «Разумейти убо братия, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскуднеет, но распространится» (Описание. 1853. С. 44). В мон-ре находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, список 1795 г. с иконы, выполненной по заказу царя Иоанна IV в Риме с рим. образа. |
Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 133. Re: День святого Патрика на Руси, или новый вызов Церкви Постфактум. Информация о прошедшей трезвой пробежке в День памяти святителя Патрикия Ирландского. http://www.gorno-altaisk.info/news/76351 132. Ответ на 130., Елена Сергеева: Одно другому, конечно, может не помешать – но 30 марта также память прп. Алексия, человека Божия. О чем нужно не забывать, так как этот святой всегда почитался на Руси. «Алексей -- с гор вода, с лица сухота» -- была такая поговорка об этом дне. Елена Сергеевна, так ведь громогласные противники св. Патрика и в римлянине Алексии могут узреть что-нибудь провокационное. Тем более, что его тело в похоронной процессии нёс сам папа римский. 131. 30 марта -- это ведь день не только св. Патрика Одно другому, конечно, может не помешать – но 30 марта также память прп. Алексия, человека Божия. О чем нужно не забывать, так как этот святой всегда почитался на Руси. «Алексей -- с гор вода, с лица сухота» -- была такая поговорка об этом дне. 130. Ответ на 123., иерей Илья Мотыка: Все понимаю, кроме одного как жители Горно-Алтайска провели трезвую пробежку в день святого Патрика. До него еще нужно дожить. Как никак он будет 30 марта. Устраивать пробежки трезвости связывая их с именем святого Патрика не стоит. Не нужно дублировать послание англоамериканских пивоваренных компаний о связи святого с употреблением пива... Отче, несколько моментов. Пробежки мы стараемся проводить регулярно. В этом году – 1 января, 23 февраля и 8 марта. Пробежка на 8 марта, например, прошла под девизом: «Трезвый праздник, чистый город, здоровый народ». Для того, чтобы люди знали о предстоящей пробежке, и о том, что существует идея трезвости, стараемся в СМИ и соцсетях заранее публиковать объявления: http://www.gorno-altaisk.info/news/73973 Люди относятся по-разному, но, в основном, поддерживают. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая), пострадал при имп. Диоклетиане . Был главным управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия, и находился в любовной связи со своей незамужней госпожой. В. Р. вел распутную жизнь, но был милосердным, щедрым и гостеприимным. Будучи христианкой, Аглая послала В. Р. за мощами мучеников в М. Азию, где в то время было гонение на христиан. Он прибыл в киликийский город Тарс вместе с рабами, принадлежавшими Аглае, оставил их в гостинице и пошел в амфитеатр, где судья Симплиций истязал 20 христиан. В. Р. стал на глазах у него целовать их оковы и прославлять Христа. Симплиций, получив отказ В. Р. принести жертвы языческим богам, велел повесить его вверх ногами и строгать тело мученика крюками. Затем палачи вонзили под ногти В. Р. иглы, но святой молча претерпел пытку. Симплиций приказал растопить свинец и влить в рот мученика, но по молитвам В. Р. олово не причинило ему вреда. После этого началось народное возмущение, и судья вынужден был спасаться бегством от толпы. На следующий день Симплиций велел бросить В. Р. в котел с кипящей смолой, но сошедший с неба ангел оросил котел, и святой остался невредим. Смола же, выплеснувшись из котла, опалила мн. язычников. Симплиций приказал казнить В. Р. Когда мученику отсекли голову, из шеи истекло молоко, а в городе произошло сильное землетрясение. После совершения этих чудес 550 язычников уверовали во Христа. Рабы Аглаи 3 дня искали В. Р. Услышав от прохожего рассказ о мученической кончине В. Р., они не поверили ему, но потом нашли тело и голову святого. Бюст мч. Вонифатия в храме прп. Алексия, человека Божия, в Риме Бюст мч. Вонифатия в храме прп. Алексия, человека Божия, в Риме Рабы перенесли мощи В. Р. в Рим. Аглая построила небольшой храм в честь В. Р. в своем поместье, расположенном в 50 стадиях от Рима по Латинской дороге, где с почестями захоронила мощи святого. Пожертвовав одну часть своего имущества мон-рям, другую нищим, она отпустила на волю всех рабов и с неск. девами стала вести иноческую жизнь. В покаянии Аглая прожила ок. 18 лет и была похоронена рядом с В. Р. По преданию, она получила от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни, В. Р. помогает в исцелении недуга пьянства. |
Космозеро. Церковь Александра Свирского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Александра Свирского расположена в центре села Космозеро, являясь его композиционным ядром и архитектурной доминантой. Построена в 1769 г. по заказу и на средства Санкт-Петербургского купца Ф.Попова. Первоначально церковь была зимняя и входила в архитектурный ансамбль, включавший помимо неё летнюю Успенскую церковь (1720 г.) и пристроенную к ней в 30-х годах XIX в. колокольню. Эти постройки сгорели в 1942 г. Церковь представляет собой шатровый храм типа " восьмерик на четверике " . Стены здания бревенчатые, стены четверика и восьмерика выполнены с повалами. С востока к четверику примыкает небольшой пятистенный алтарь, покрытый пятискатной крышей, завершающейся бочкой с гребнем. С запада - более широкие трапезная и паперть главного входа под двускатными крышами в разных уровнях. На обоих крышах – тесовая безгвоздевая кровля (так называемая конструкция по курицам и потокам). Вход в церковь осуществляется с открытых площадок со ступеньками через двери паперти на южном и северном фасадах. Углы четверика храма при переходе на восьмерик покрыты полицами. Восьмерик имеет два яруса фронтонного пояса, нижний из которых не завершен. Кровля шатра выполнена из гладкостроганного теса в три яруса с городковой порезкой юбок. Венчает шатер глава с крестом, покрытая городковым лемехом. Декоративное убранство представлено " красным " тесом с окончаниями в виде усеченных пик, из которого выполнены полицы и кровля алтаря, резными карнизными досками на кронштейнах, украшающими окна церкви, резными причелинами. Церковь представляет историко-архитектурную ценность, как хорошо сохранившая объемно-планировочную структуру культовая постройка XVIII века, принадлежащая к Прионежскому типу шатровых храмов. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь действующая, освящена в честь прп. Александра Свирского, приписана к храму во имя преподобного Алексия, человека Божия с. Великая Губа. Об этом свидетельствует сайт «Православие в Карелии. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии» и сайт храма прп. Алексия, где, кстати, космозерская церковь указана как «храм-часовня». --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий |
В Троицком соборе находились неск. икон «греческаго письма», подаренных царем Алексеем Михайловичем в 1665 г. и обложенных «чеканным серебром и цветными камнями». Среди них - икона Спасителя на престоле с изображениями 2 ангелов по сторонам, свт. Алексия, митр. Московского, и прп. Алексия, человека Божия, внизу. На иконе имелись серебряные с позолотой венцы, украшенные драгоценными камнями. Икону Успения Пресв. Богородицы «со Спасителем, принявшим Пресвятую Душу, с премирными чины ангелов и принесением на облацех св. апостолов» украшали 60 серебряных вызолоченных венцов. На иконе Воскресения Христова и сошествия во ад «с вои небесных сил для воскресения мертвых» имелся серебряный вызолоченный оклад с 88 венцами. Икону «Пресвятые Богородицы, что Тя наречем, о, Благодатная» украшала серебряная вызолоченная риза с венцами, «каменьями и стразами», заказанная в 1839 г. по инициативе троекуровского старца прп. Илариона (Фомина) . В Л. м. хранились серебряный чеканный крест (1660) с частицами мощей различных святых - вклад схим. Адриана (Десятого) «в Яблонную пустынь, по себе и родителях своих»; серебряный с позолотой и чернью крест с частицами мощей, вложенный лебедянским купцом Карчагиным; деревянный, украшенный серебром крест с надписью: «1740 г. построил сей крест благословенной монах Епифаней Л. Т. М. Я. П.» ( Хитров. 1861. С. 304). К 1627 г. в библиотеке хранились: напрестольное Евангелие («евангелисты медные позолоченные»), толковое Евангелие, Апостол, 2 Триоди, 2 Псалтири, «Шестоднев», 2 Служебника, общая Минея, часовник, «потребник», а также рукописные «Златоуст и пролог». В 1695 г., по преданию, Л. м. посетил царь Петр I со свитой и сделал значительный вклад, в т. ч. подарил Евангелие (М., 1689) весом ок. 2 пудов, богато украшенное «серебряными с позолотой изображениями». В XIX в. среди книг Л. м. самыми древними считались Евангелия 1640, 1657, 1677 и 1681 гг. Особый интерес представлял монастырский синодик, написанный полууставом не позднее 1688 г., при игум. Иосифе III: «Сенадик святыя соборныя и апостольския церкви, сиречь поминание прежде отшедших душ к Богу». Длина книги составляла 30 см, ширина - 20 см, а толщина - 7 см, переплет кожаный, доски дубовые. К кон. XIX в. из книг, пожалованных царем Алексеем Михайловичем, сохранилась только 2-я часть бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Материальное положение |
В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия». |
| |