Вначале в обители был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия. Маленький и тесный, он освещался узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя прп. Алексия человека БожияАлексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве – стародевичьим. В XIV в. жизнь церковная и гражданская составляли одно целое – святую Русь православную. Государи перед смертью принимали схиму, схимники умирали в сражении. Православная церковь блистательно сияла и церковными и государственными заслугами своего Первосвятителя Алексия, почитаемого не только на Руси, но и в Царьграде, и в степных улусах татарских. Русская земля собиралась около московского князя Дмитрия Донского, крепла, устраивалась под его рукою, и плодом этого была славная Куликовская битва. В новоустроенной обители было введено общежитие. Первой игуменией монастыря стала Иулиания, которая скончалась в 1393 г. К этому времени и Алексий митрополит (1374) и Дмитрий Донской (1389) уже ушли в мир иной. Обитель пережила вместе с Москвой и многими городами опустошительное нашествие Тохтамыша (1382 г.). Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского (1392 г.), как обитель постигла утрата горячо любимой игумении Иулиании. Через год скончалась и ее сестра монахиня Евпраксия. Погребли преподобных сестер в монастыре. Благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевского Алексеевского стародевичьего монастыря при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю. На Остоженке монастырь просуществовал почти 200 лет и пережил немало бедствий: и пожары, и даже землетрясение, во время которого треснули монастырские стены. В 1451 г. обитель разграбили татары. Упоминание о монастыре встречается в летописи 1473 г. В связи с тем, что по приказу Великого князя московского Иоанна III игумения монастыря была приглашена для облачения в новые ризы мощей Великой княгини Марии (в иночестве Фотинии ), супруги Великого князя московского Симеона Гордого, найденных в притворе церкви Спаса на Бору в Кремле. Сохранилось также завещание князя Михаила Верейского, согласно которому он дарил в 1486 г. одну из своих деревень " к Олексию святому в монастырь… " . Этими скудными сведениями и завершается справка о монастыре со дня его основания до 1514 г., т. е. почти до конца первой половины периода княжения Великого князя Василия III.

http://sobory.ru/article/?object=02269

Свт. Кирилл Иерусалимский. Роспись алтаря придела прп. Алексия, человека Божия, в храме Христа Спасителя в Москве. Рубеж XX и XXI вв. Мастер Я. Н. Добрынин Свт. Кирилл Иерусалимский. Роспись алтаря придела прп. Алексия, человека Божия, в храме Христа Спасителя в Москве. Рубеж XX и XXI вв. Мастер Я. Н. Добрынин Изложение всех богословских тем у К. строго традиционно и не содержит к.-л. следов умеренного арианства, в к-ром его подозревали некоторые из современников. Оно не отличается новизной - последнюю можно усмотреть только в учении К. о таинствах. В связи с этим в научной лит-ре богословское наследие К. оказывается в центре внимания лишь при обсуждении вопросов сакраментологии в ранней Церкви и в IV в. или же в контексте реконструкции содержания символа веры Иерусалимской Церкви и его возможного влияния на формулировку Никео-Константинопольского Символа веры. Более узкая, но очень важная тема - отказ К. от употребления термина «единосущный». В эпоху после I Вселенского Собора такой отказ можно понять как проявление солидарности с арианством или полуарианством, но внимательный анализ творений К. доказывает, что заподозрить его в этом невозможно - не называя Сына Божия «единосущным» Отцу, он фактически утверждает то же самое др. словами ( Wolfson. 1957. P. 13-19; Gregg. 1985). Отдельные работы затрагивают частные темы богословия К.: влияние на него александрийской экзегетической школы ( Stephenson. 1954; Idem. 1957), греч. философских традиций ( Wolfson. 1957. P. 3-13), его соотношение с учениями свт. Афанасия Великого и Евсевия Кесарийского ( Gregg. 1985) и др. Наконец, «Огласительные поучения» К. входят в число источников по истории древних лжеучений - гностицизма (см.: Cyr. Hieros. Catech. 6. 16-19; 16. 6-7), маркионитства (Ibid.16. 4-7) и особенно манихейства (Ibid. 6. 21-33). Неупотребление термина «единосущный», вероятно, можно объяснить принципиальной позицией К. основываться только на библейской терминологии: «Сам Дух Святой не изъяснил в Писании рождения Сына от Отца.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

— Мы сейчас невольно затронули с вами тему родительского благословения, связанного с выбором иноческого пути. Насколько это важно? — Опыт показывает, что это, действительно, очень важно. В тех случаях, когда именно мать категорически против ухода дочери из мира в монастырь, этот самый иноческий путь, как правило, не складывается. Если мать лишь испытывает сомнения, сожаление какое-то чисто человеческое, то это рано или чуть позже, обязательно стихает, а на смену этим переживаниям приходит в материнское сердце утешение и радость. Поэтому и матушка Антония всегда встречалась с родными послушниц, беседовала, потому что если не благословение, то хотя бы согласие матери должно быть получено. По-другому — скорее всего, ничего не получится. Именно от благословения матери очень зависит то, как будет складываться иноческий путь дочери. — Как отреагировала тогда, в ноябре 1995 года, ваша мама? — Мама была рада. — Матушка, а как же все это сопоставить с примером небесного покровителя вашего монастыря Алексия, человека Божия? Ведь из его жития мы знаем, что он просто взял и исчез из родного дома. Отправился в далекое и долгое странствие в поисках спасения души, не предупредив ни отца, ни мать, не объяснив ничего своей невесте, чем на долгие годы нанес каждому из них тяжелые душевные травмы. — Мы можем только предполагать, как и почему он поступил именно так. Существует не одна версия жизненного пути Алексия, человека Божия. Даже в художественной литературе есть произведения, описывающие его запредельно сложный, но святой путь. В любом случае у него, кристального чистого душой, обязательно была какая-то христианская, духовная причина. Так или иначе, он, как человек истинной веры, предал в руки Божии и себя, и свою семью. А это — свидетельство смирения и безграничной веры, о которой нам, нищим духом, можно только мечтать. Храм прп. Алексия, человека Божия — Про монашеское одеяние люди мирские по-разному говорят. Кто-то любуется им и втайне мечтает о таком же, а кто-то говорит, что оно слишком уж невзрачное, даже мрачное. А с какими мыслями вы каждый день облачаетесь в монашеские одежды?

http://pravmir.ru/dom-schastlivyih-monah...

И оказалось, что рассказы о чудесах истинны и даже в присутствии названных лиц и других свидетелей совершилось чудо — прозрел слепой, семь лет не видевший света. После того епископ повелел воздвигнуть в Заоникиевской пустыне храм в честь Божией Матери и святого Алексия, человека Божия, и при храме устроить монастырь. С великой радостью принял преподобный святительское благословение. Его усердием и трудами окрестных жителей храм был скоро сооружен. В день его освящения Иларион был пострижен в иночество с именем Иосифа. В новоучрежденном монастыре прп. Иосиф явился первым иноком. Скоро пришли к нему сподвижники, обитель наполнилась братиями и нужно было выбрать игумена монастыря. Естественно, что прп. Иосифу, как основателю обители, было предложено взять на себя начальство в ней и духовное руководство братией. Но велико было смирение преподобного! Он отклонил от себя эту честь и просил избрать в игумены другого. Был избран Силуан (1589–1605), а прп. Иосиф до самой кончины своей остался рядовым иноком обители. Над братией монастыря возвышали его лишь великие подвиги. Когда братия и приходящие богомольцы начали почитать и прославлять прп. Иосифа, он принял на себя подвиг юродства: носил в пазухе камни, песок и землю. Удручая тело свое постом, он проводил холодные ночи даже зимой в часовне за непрестанной молитвой пред иконой Богоматери. Тайно от братии он надел на голое тело власяницу и не снимая носил ее. Власяница была грубая и жестокая; как иголками, колола она тело святого, и кровь непрестанно струилась по его ногам. Игумен и братия видели это, но не догадывались, от чего это происходит. В монастыре начали считать подвижника скудоумным и в неразумии своем нередко обижали его и оскорбляли. Много огорчений и обид пришлось перенести подвижнику и от мирян. Жители ближайшей к обители деревни Лусникова боялись того, что монастырь овладеет их лугами и полями, и потому стремились прогнать из своего соседства монахов, всячески вредили им, например, не позволяли ни самим инокам, ни монастырскому скоту проходить свою землю и даже угрожали смертью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Среди немногих сохранившихся образов М. 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. находятся произведения, свидетельствующие об устойчивости традиции совместных изображений М. и др. рус. преподобных - основателей Троицких мон-рей. На иконе посл. трети XVII в. (ЦАК МДА) он представлен в молении Св. Троице вместе с прп. Александром Свирским; на иконе рубежа XVII и XVIII вв. (частное собрание) - припадающим к стопам Христа Вседержителя вместе с прп. Сергием Радонежским (происхождение обоих памятников неизв., они могут быть связаны с кашинско-калязинскими землями). Иногда образ М. включался в более сложные композиции и соседствовал с образами преподобных Макария Желтоводского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского, Александра Свирского и Кирилла Новоезерского, а также св. князей и прп. Алексия, человека Божия (2-рядная икона 2-й пол. XVII в., ГРМ; Святые земли Русской. 2010. Кат. 294. Ил. 135). По сходному принципу подобраны изображения преподобных на шитой в мастерской А. И. Строгановой пелене из новгородского Антониева монастыря (50-е - 60-е гг. XVII в., НГОМЗ; Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. 142): на ней представлены преподобные Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский, М., Макарий Желтоводский и Авраамий Ростовский. В обоих случаях образ М. соседствует с образами святых, подвизавшихся в разных регионах России, однако по традиции он сопоставляется с основателями Троицких мон-рей, а также с Поволжскими святыми. Известны прориси с иконы М. с Верхневолжским прп. Геннадием Костромским и Любимоградским и М. со свт. Стефаном Пермским ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 87, 255); вероятно, выбор святых основывался на пожеланиях заказчиков этих произведений. Образы М. входят в состав неск. ансамблей храмовых росписей XVII в. Кроме упоминавшегося изображения 1654 г. в Троицком соборе Калязинского мон-ря они сохранились в диаконнике собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1635, под записью XIX в.), в главном алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650, под записью XIX в.), в одном из окон сев. стены Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684), в жертвеннике Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684). Возможно, изображения М. есть и в др. стенописных ансамблях XVII в., но не идентифицированы из-за поновлений и утраты надписей.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы исцелиться от болезней. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Мощи (тело) святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году они были вновь обретены. Житие преподобного Алексия было одним из самых любимых на Руси. Святой Алексий, человек Божий Ему сулила жизнь почет И дома, и на службе. Отец деньгам не ведал счет, С самим царем был в дружбе! А он… в богатстве видя том Лишь грязь, что непролазна, Бежал, покинув отчий дом Подальше от соблазна! И, нищим став ради Христа, Через моря и сушу, Уехал в дальние места, Спасая свою душу. За годом год: хлеб да вода, Побои не однажды… Ел через день, а пил — когда Мог умереть от жажды! Прошло немало лет, и вот — Стук сердца громче грома! — Он вновь у дорогих ворот Родительского дома! Прп. Амвросий Оптинский Память его празднуется 27 июня/10 июля, 10/23 октября, 11/24 октября (оптин.) Отец Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, был сыном псаломщика и внуком священника в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии. Он учился в Духовном училище, а затем в Духовной семинарии г. Тамбова. Обладая живым и веселым нравом, он хорошо учился и был любим товарищами. Шутнику и весельчаку, конечно, не приходило в голову мысль о принятии монашества, но случилось так, что в предпоследнем классе он смертельно заболел и дал обет Богу поступить, если выздоровеет, в монастырь. К удивлению всех, Александр поправился. Окончив семинарию, он мог поступить в Духовную академию или получить хороший приход в епархии, но он избрал место, не связывающее его в случае решения идти в монастырь: учителем на полтора года в помещичью семью. В 1838 году Александр получил место учителя в Липецком Духовном училище и скоро полюбился всем жителям города за веселый и общительный нрав.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 марта 2024 года 16. Пятница 2-й седмицы. Мч. Савина. Мч. Папы . Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского. Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Симеона, еп. Персидского, и прп. Акакия, еп. Мелитинского (с 17 апреля). Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта; особенности его см. 9 марта. На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 4-й: «Ныне время благоприятное…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 1-й – 4 (1-й: «Мучеников единственное торжество…», 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й – «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…»), и стихиры преподобного, глас тот же – 4 (с 17 марта, прп. Алексия, человека Божия; первая стихира: «Человека тя познахом Божия…» – дважды) . «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Тихое твое, отче…» , «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Милость Твоя и истина Твоя…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Аз рех: Господи, помилуй мя…», со стихом). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). 1 Имя мч. Папы упоминается Типиконом, но в Минее службы ему нет. 2 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Март. Киев, 1893. Л. 80 об.–81). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Март. М., 2002. Ч. 2. С. 33–49) значительно дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом. В частности, на «Господи, воззвах» добавлена стихира, глас 1-й: «Дом отца и матере…», а также три стихиры, глас 6-й. 3 Славник Минеи, глас 2-й: «Тихое твое, отче…», поется на «Господи, воззвах» в случае совпадения памяти прп. Алексия, человека Божия, с субботой или Неделей (см. Минея-Март. Киев, 1893. Л. 81). Согласно указанию Типикона, данная стихира поется на глас 6-й. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Одним из самых почитаемых святых Н. м. является прп. Серафим Саровский, мощи к-рого покоятся в Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре . В той же обители почивают мощи Дивеевских преподобных схим. Александры Дивеевской (Мельгуновой), схим. Марфы (Милюковой) , мон. Елены (Мантуровой) , блаженных Пелагии Серебрянниковой, Параскевы и Марии Фединой, а также мощи преподобноисп. Матроны (Власовой) . В Успенской ц. с. Суворова Дивеевского р-на покоятся мощи мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии. Особо почитаются св. источники во имя прп. Серафима Саровского в пос. Цыгановка Дивеевского р-на, во имя прп. Александры (Мельгуновой), в честь икон Божией Матери Иверской, Казанской, «Умиление» и во имя вмч. Пантелеимона (все в с. Дивееве). Множество верующих посещает св. места, связанные с жизнью прп. Серафима Саровского: ближнюю и дальнюю пустыньки святого в Сарове, его келью в Серафимовской ц. Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни . К наиболее почитаемым святыням в Н. м. относятся: чудотворная Оранская икона Божией Матери XVII в. (находится в Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери мужской пустыни ), чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (хранится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского мон-ря), канавка Царицы Небесной (расположена в той же обители), Печерская икона Божией Матери XVI в. и икона прп. Макария Желтоводского XVII в. письма Симона Ушакова (обе иконы находятся в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре ), поврежденная богоборцами в XX в. икона Божией Матери «Достойно есть» сер. XIX в. из несохранившегося арзамасского во имя Алексия, человека Божия (Новодевичьего), женского монастыря (находится в арзамасском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре ), Феодоровская икона Божией Матери нач. XIX в. (хранится в городецком в честь Феодоровской иконы Божией Матери мужском монастыре ) и Иверская икона Божией Матери кон. XIX в. (находится в выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре ).

http://pravenc.ru/text/2565204.html

В 2004 году, в возобновляющийся Свято-Успенский девичий монастырь была привезена частица мощей преподобной Анны, Кашинской чудотворицы. Это была первая святыня монастыря, освятившая своим пребыванием Крестовоздвиженский храм и весь монастырь. В 2008 году в монастырь прибыла частица мощей св. вмц. Варвары. Ковчег с частицей мощей в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме монастыря. Иные чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Проезд: Автодорога М18, расстояние: 123 км от г. Санкт-Петербурга. Не доезжая до моста через р. Волхов нужно повернуть направо. Проехать от шоссе еще 13 км. Из Санкт-Петербурга электропоездом с Ладожского или Московского вокзалов до ст. Волховстрой (2,5 часа), далее автобусом 23 до с. Старая Ладога (20 минут). Автобусом от автовокзала на Обводном канале направлением на Тихвин, Лодейное поле до остановки " Юшково " , далее автобус 23 на Волхов. Монастырь открыт для паломников с 9 до 19 часов ежедневно. Список гостиниц доступен на официальном сайте обители . Адрес : 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь Телефон: 8(81363)49-039 , 8(921)333-60-71 E-mail: uspenie-ladoga@yandex.ru Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ] В соборной холодной церкви Успения Пресвятой Богородицы XII века служба совершается только в летний период для сохранения фресок XII века. В церкви Крестовоздвижения служба совершается еженедельно по воскресеньям и праздничным дням. Божественная литургия в 10:00. Всенощное бдение в 17:00. Служатся молебны, совершается чин крещения. Ежедневно, утром и вечером, в храме сестрами совершается монашеское молитвенное правило, поминаются синодики, служатся акафисты. В церкви преподобного Алексия, человека Божия

http://azbyka.ru/palomnik/Староладожский...

Последовали годы напряженного труда, увенчавшегося возвращением в монастырь иконы Божией Матери «Милостивая» (с 1999 г. размещается в надвратном храме) и прославлением в лике святых сестер митрополита Алексия Иулиании и Евпраксии (2001 г.). Археологические изыскания открыли фундаменты всех (четырех) соборов Зачатьевского монастыря, но восстановить их в прежнем великолепии оказалось невозможным. Приняли решение законсервировать старые основания при помощи саркофага, а над ним возвести новый собор Рождества Пресвятой Богородицы. 25 ноября 2004 г. (день празднования «Милостивой» иконы) была совершена первая Литургия в восстановленном храме Сошествия Святого Духа, а ровно через год Патриарх Алексий II освятил закладной камень в основание Рождественскобогородичного собора. 5 лет спустя, 25 ноября 2010 г., во время празднования 650-летия обители (1360-2010 гг.) Патриарх Кирилл освятил новый собор Рождества Богородицы великим чином. Пятикупольный собор построен в упрощенном псевдорусском стиле по проекту архитектора А.Н. Оболенского при финансовой поддержке предпринимателя Д.Е. Рыболовлева, удостоенного патриархом Орденом Серафима Саровского I степени. 27 ноября 2011 г. Патриарх Всея Руси Кирилл освятил памятник основателю Зачатьевского монастыря Митрополиту Алексию (Бяконту). Его установили прямо перед входом в обитель. Московский Алексеевский девичий монастырь – это древняя обитель, известная с XIV в. За время своего существования монастырь три раза менял место расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского – в честь прп. Алексия человека Божия, святого покровителя основателя монастыря. Зачатьевский Алексеевский стародевичий монастырь Монастырь был основан около 1360 г. по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского, по просьбе его младших сестер Иулиании и Евпраксии (прославлены в лике святых в 2001 г.). Место для устроения первой женской обители выбрали на Остоженке, где находились земли, принадлежавшие Святителю Алексию по праву митрополита Московского. Рядом протекала Москва-река, тогда еще широкая и полноводная, вокруг простирались леса и рощи. Немаловажно, что располагался монастырь недалеко от кремлевских стен, служивших защитой на случай нашествия неприятеля. Было здесь и село Семчинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=02269

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010