Москва. Церковь Алексия, человека Божия в Садовниках. Алексеевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Начало литургической жизни храма прп. Алексия, человека Божия, в Садовниках положено 11 декабря 2016 г. малым освящением, совершенным Высокопреосвященнейшим Арсением, митрополитом Истринским, первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Со дня освящения богослужения совершаются еженедельно, не прекращаясь. Преподобный Алексий, человек Божий, глубоко почитался на Руси; он являлся небесным покровителем царя Алексия Михайловича, резиденция которого – Коломенское – расположена неподалеку. Деревянный храм призван напомнить о традиционной архитектуре Русского севера. В настоящее время строительство храма продолжается. Разработан проект иконостаса, а также придела-колокольни, церковной лавки, дома причта. По проекту церковный комплекс состоит из двух деревянных храмов, малого (уже построен) и большого (пока только проект), объединенных в одно здание через «переходной» притвор. Первый храм одноэтажный, без подвала, имеет общие размеры в плане 10,2х17,85 м. Высота этажа — 9,034 м, максимальная высота здания составляет 18,336 м. Вместимость: 147 человек из расчета 2 человека на квадратный метр (без учета алтаря и солеи). Большой храм трехъярусный, «иже под колоколы», то есть ярус звона расположен над молельным залом. Имеет общие размеры в плане 12,43х23,33 м. Высота этажа — 7,035 м, максимальная высота здания составляет 33,520 м. Вместимость: 220 человек. В основе объемно-пространственного решения лежат приемы деревянного храмового зодчества XVI века. В плане здания представляют собой крест, формирующий основной объем. Центральные части храмов имеют завершения в виде восьмерика с шатром и главкой. Конструкция наружных стен ниже 0,000 — железобетонные стены с облицовкой керамическим кирпичом, выше 0,000 — оцилиндрованное бревно диаметром 220 мм, покрытие — высокоэффективная декоративно-защитная лазурь. Покрытие шатра, скатной кровли — мягкая черепица, покрытие главки — медь. Дом причта — двухэтажное здание. Имеет общие размеры в плане 12,70х36,09 м. Высота первого этажа — 3,30 м, высота второго этажа переменная — 2,45-3,80 м, максимальная высота здания составляет 9,08 м. Имеется техническое подполье под зданием, высотой менее 1,8 м. Церковная лавка — двухэтажное здание. Имеет общие размеры в плане 6,3х12,94 м. Высота первого этажа — 3,40 м, высота технического чердака переменная — 0,9-3,45 м, максимальная высота здания составляет 7,245 м. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42898

В 1807 г. к храму был пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери. В 1857 г. к церкви с севера пристроили придел святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппаи симметрично ему соорудили новый Казанский придел. В 1980-х гг. храм отреставрировали, причем вместо приделов 1857 г. вновь выстроили паперти. 3. Храм прп. Сергия Радонежского сооружен в 1652–1654 гг. (первоначально Троицкий, переосвящен в Сергиевский в 1825 г.) во втором ярусе монастырской колокольни – уникальной по компоновке трехшатровой постройки сбашней-часозвонницей. 4. Надвратный теплый храм прп. Алексия, человека Божия (1883), устроенный внутри Красной башни над восточными Святыми воротами монастыря. Башня, построенная в 1650-х гг., отреставрирована во второй половине XX в. Храм не возобновлен. 5. Храм Преображения Господня, построенный в 1680 гг. и освященный в 1693 г., примыкает с востока к трапезной палате. В версте от монастыря находится Саввинский скит, устроенный в 1862 г. на месте подвигов основателя монастыря, с храмами прп. Саввы и свт. Николая. В начале XX в. монастырь являлся необщежительным, 1-го класса, обладал богатой ризницей и библиотекой с собранием рукописей. В монастыре размещались Звенигородское ДУ (1800–1918), странноприимный дом, братская богадельня, больница. Монастырем управлял викарный епископ Можайский, в состав братии входили: архимандрит, 104 монаха и послушника. В середине 1919 г., с большим глумлением над мощами прп. Саввы, монастырь закрыли, устроив в нем колонию для несовершеннолетних. Монастырский архив ликвидировали, ризницу разграбили, некрополь уничтожили. В 1930-е гг. территория монастыря перешла в ведение НКВД, затемна его территории размешалась воинская часть, потом дом отдыха, санаторий и, наконец, с 1947 г. музей. В 1995 г. монастырь возвратили Русской Православной Церкви. В 1998 г. в него торжественно перевезли мощи прп. Саввы Сторожевского. В начале XXI в. в обители подвизалось 50 насельников. В соборе восстановлен иконостас XVII в., отреставрированы фрески.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ И ЕВПРАКСИЯ Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре) Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре) († 1393, Москва) и ЕВПРАКСИЯ († кон. XIV-XV в.?, Москва), преподобные (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в соборе Московских святых), Московские. И.- игумения московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря , Е.- насельница обители. Некролог И. содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина (как установил В. А. Кучкин , данный фрагмент был написан вскоре после обретения мощей прп. Сергия Радонежского (1422)). Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». И. в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» ( Присёлков. 2002. С. 442). Сведения об И. и Е. сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что И. происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексиевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что И. и Е. были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых. Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)

http://pravenc.ru/text/1237863.html

В субботу праведного Лазаря вкушали рыбу (Орбельская Триодь и Типик иеромонаха Нила), и мылись иноки в бане, что им возбранялось в течение Великого поста (Типик иеромонаха Нила). Праздники Сретения Господня и Благовещения и памяти великих святых, приходившиеся на дни Великого поста, как например, второе обретение главы Иоанна Предтечи, сщмч. Власия, Сорока мучеников и Алексия человека Божия изменяли вышеуказанный постный режим. В эти памяти, если они падали на дни кроме среды и пятницы, монахам дозволялось есть с маслом (Орбельская Триодь). В память Алексея человека Божия 17 марта праздновались именины ктитора в его обители, и Устав Патриарха Алексия разрешал монахам даже на рыбу. На рыбу разрешали также в праздник обретения главы Иоанна Предтечи Уставы императрицы Ирины, Пантократора, св. Маманта и Илии Вомон. Прп. Савва Сербский разрешал в этот день инокам на черепокожих, а Типики Илии Вомон и св. Маманта даже дозволяли это для памяти Сорока мучеников. В то же время по Уставам Евергетидскому (1143–1152 гг.) и Богородичного монастыря Космосотира (1152 г.), в названные памяти полагалось только два вареных кушанья с маслом и по большой красовуле вина. В праздник Благовещения, по всем уставам, разрешалось монахам и мipяhaм на рыбу. Но в монастырских уставах древнейшего времени мы находим и нечто более любопытное, а именно: разрешение на рыбу в канун этого праздника (Орбельская Триодь) и на другой день праздника, если попразднество приходилось не в среду и пятницу, и если оставались в запасе у трапезаря остатки вчерашней рыбы (Типики Патриарха Алексия, прп. Саввы Сербского, Евергетидский, Космосотира и Орбельская Триодь). В жизни древних византийских монастырей, кроме отмеченного любопытного правила доедать после великих праздников на другой день остатки рыбного стола, в котором нужно полагать, едва ли когда-нибудь ощущался чувствительный недостаток, мы встречаемся и еще с одним в высшей степени интересным явлением, свидетельствующем о широте и гуманности воззрений на христианский пост древне-византийской Церкви и общества ее, или ктиторов монастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

За Литургией в сан священника был рукоположен диакон Стахий Колотвин, клирик храма Всемилостивого Спаса в Митине, референт Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, сотрудник  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Шалаев, клирик храма преподобного Алексия, человека Божия. По окончании Литургии от лица клира и прихожан Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Валерий Привалов, который преподнес Его Святейшеству икону преподобного Алексия, человека Божия. Предстоятель обратился к верующим с  Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Умиление». Во внимание к усердным архипастырским трудам на благо Церкви Христовой и в связи с 50-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви наградил архиепископа Егорьевского Марка орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Также Святейший Патриарх во внимание к помощи Алексеевскому монастырю наградил советника председателя Высшего Арбитражного суда РФ В.Н. Исайчева орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени и вручил награды благотворителям. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  посетил  Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Красном Селе. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/3615617.ht...

По описи села 1763 года, в селе Воздвиженском стояла деревянная ветхая церковь во имя Воздвижения Креста с приделом прп. Алексия, человека Божия. Она представляла собой храм с главою, увенчанной деревянным, обитым жестью крестом и железными цепями. К храму примыкала паперть со сходом в пять ступеней, к которой в свою очередь примыкал имеющий шатровую белёную кровлю рундук с двумя ступеньками. Паперть имела четыре окна, а вход в неё закрывался железными дверьми. Все элементы здания, за исключением облачённой в чешую главы церкви, были покрыты тёсом в два слоя. В описи также сказано, что " в оном же селе приходская церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, а церковная утварь под охранением священника и приходских всех людеи " . 28 февраля 1784 года в Дворцовую канцелярию и Духовную консисторию от священника Якова Иванова и прихожан пришли донесения, согласно которым 1 января 1784 года церковь Воздвижения с приделом прп. Алексия, человека Божия, и колокольня сгорели, однако " церковная ж утварь, святые образа и колокола от пожара сохранены " . Донесение заканчивалось просьбой построить на месте сгоревшей новую церковь, " употребя на это построение елико возможно приходской сбор " . Прихожане выразили также готовность помочь деньгами и материалами, но по мере возможности, так как сами крестьяне " в 1781 году все без изъятия претерпев пожарное разорение не могут и доныне справиться со своим домостроительством " . На построение нового храма 1 марта 1786 года архиепископом Московским и Калужским Платоном (Левшиным) была дана благословенная грамота. Однако, в связи с участившимися пожарами деревянных строений, Дворцовой канцелярией совместно с Духовной консисторией было принято решение о строительстве каменной церкви. Видя, что строительство каменного храма затягивается, 24 сентября 1784 года архиепископ Платон утвердил вновь разработанный по его наказу план деревянной церкви и послал в Воздвиженское сообщение, в котором говорилось, что дозволяется жителям села новую " церковь построить, если смогут оную соорудить пристойную дворцовому селу и большой дороге, следовательно, подлежит прежде Его Высокопреосвященства утверждение плана, а потом уже с обстоятельством представить канцелярии " . К осени 1786 года храм был почти полностью построен, а 14 сентября состоялось освящение придела прп. Алексия, человека Божия. 27 марта 1834 года имение приобрела дочь действительного статского советника Александра Ивановна Муханова.

http://sobory.ru/article/?object=00046

Особая заслуга в изучении вост. житий принадлежит П. Петерсу и М. ван Эсбруку . Единственным, хотя и неполным справочным изданием по вост. агиографии до наст. времени остается «Bibliotheca Hagiographica Orientalis» Петерса (1910, 1954r). Попытки систематического издания полных досье принадлежат Л. Клюнье (сер. Bibliothèque hagiographique orientale/Éd. L. Clugnet. P., 1901-1905. 9 vol.) и А. Венсинку (Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac/Ed. A. J. Wensinck. Leiden, 1911-1913. 2 vol. Piscataway (N. J.), 20052). Впосл. вост. жития публиковались, как правило, либо в сериях «Patrologia Orientalis» и «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium», либо в периодических изданиях. Лит.: BHO; Peeters P. Orient et Byzance: Le tréfonds oriental de l " hagiographie byzantine. Brux., 1950; Enciclopedia del Santi: Le Chiese orientali. R., 1998-1999. 2 vol. Греческая Возникновение греч. агиографии связано с повествованиями о мученической кончине христиан во время гонений. Переломный этап в развитии Ж. л. наступил в IV в. с появлением Жития прп. Антония Великого (BHG, N 140), составленного свт. Афанасием I Великим , патриархом Александрийским. В это время началось формирование особого лит. жанра житий святых. Агиографы обращались к различным античным жанрам, заимствуя из них формальные приемы, в результате чего возникали произведения, обладавшие разнообразными внешними жанровыми формами (послания, биографии, надгробной речи и даже эллинистического романа), но родственные по содержанию. Так, «Жизнь Константина» (жизнеописание визант. имп. Константина I Великого) Погребение прп. Алексия, человека Божия. Лист из Минология. 2-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 210 об.) Погребение прп. Алексия, человека Божия. Лист из Минология. 2-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 210 об.) Евсевия Памфила, еп. Кесарийского, на к-рую ориентировались некоторые из более поздних агиографов, построена по образцу биографий Плутарха, Надгробное слово Василию Великому свт. Григория Богослова представляет собой выдающийся памятник торжественного красноречия, Житие прп. Макрины свт. Григория, еп. Нисского, оформлено в виде пространного послания, а Повесть об убиении монахов на горе Синайской мон. Нила Анкирского (нач. V в.) (ряд исследователей считают автором Повести др. Нила) справедливо сближают с романом. Тем не менее общей для всех этих сочинений является чуждая античному миру идея жизненного пути как восхождения к Богу и смерти как окончательного воссоединения с Ним. Также в IV в. появляется еще одна, возникшая уже на христ. почве, форма Ж. л.- Патерики, т. е. сборники кратких рассказов об отцах-пустынниках ( «Apophthegmata Patrum» и «Лавсаик»). Авторы Патериков ( Руфин Аквилейский , Палладий , еп. Еленопольский, блж. Феодорит , еп. Кирский) избегали риторических украшений и усложненного языка, и поэтому их произведения завоевали популярность среди широких кругов верующих.

http://pravenc.ru/text/182317.html

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

ч. и из церквей мон-ря. В тот день было вывезено ок. 195 пудов серебра, 33 золотника золота и драгоценных камней. В апр. 1923 г. была арестована и затем неск. месяцев содержалась в Бутырской тюрьме настоятельница игум. Мария (Преженцова). Поводом к аресту послужило проживание в обители мон. Вероники (см.: Вера Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила)), освободившейся из тюрьмы и попросившей у игумении приюта. Мон. Веронику обвиняли в «агитации среди верующих к свержению Соввласти», а игумении было предъявлено обвинение «как пособнице Меркуловой, содействовавшей выполнению преступлений Меркуловой сокрытием ее и дачи ей возможности вести в Алексеевском монастыре контрреволюционную деятельность». Обвинение было следствием не доказано, игум. Марию освободили. Церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 2013 г. Церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 2013 г. 19 авг. 1924 г. руководители швейной фабрики и завода им. Г. М. Маленкова обратились в Моссовет с просьбой выселить монахинь из келий в адм. порядке в 14-дневный срок. В списках, приложенных к прошению, были указаны 136 сестер. Небольшая группа монахинь поселилась в Марьиной роще на частных квартирах, сестры посещали храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Шереметьевской ул. Нек-рые монахини жили в Черкизове, неподалеку от ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, пели на клиросе, нек-рые переселились в Клин и окрестные деревни. В 1924 г. духовенство и прихожане мон-ря подали в Моссовет заявления о регистрации религ. обществ при Всехсвятской и Алексиевской церквах. 6 дек. 1924 г. в Моссовете было рассмотрено ходатайство Сокольнического районного совета о предоставлении под культурно-просветительные цели «помещения Алексеевской церкви и церкви Всех Святых в Алексеевском монастыре». В нач. дек. 1924 г. ц. Всех святых была закрыта, 13 дек. того же года опечатана. Президиум ВЦИК отклонил просьбу верующих о пересмотре постановления Моссовета о закрытии церкви, и в янв.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы исцелиться от болезней. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Мощи (тело) святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году они были вновь обретены. Житие преподобного Алексия было одним из самых любимых на Руси. Святой Алексий, человек Божий Ему сулила жизнь почет И дома, и на службе. Отец деньгам не ведал счет, С самим царем был в дружбе! А он… в богатстве видя том Лишь грязь, что непролазна, Бежал, покинув отчий дом Подальше от соблазна! И, нищим став ради Христа, Через моря и сушу, Уехал в дальние места, Спасая свою душу. За годом год: хлеб да вода, Побои не однажды… Ел через день, а пил — когда Мог умереть от жажды! Прошло немало лет, и вот — Стук сердца громче грома! — Он вновь у дорогих ворот Родительского дома! Прп. Амвросий Оптинский Память его празднуется 27 июня/10 июля, 10/23 октября, 11/24 октября (оптин.) Отец Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, был сыном псаломщика и внуком священника в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии. Он учился в Духовном училище, а затем в Духовной семинарии г. Тамбова. Обладая живым и веселым нравом, он хорошо учился и был любим товарищами. Шутнику и весельчаку, конечно, не приходило в голову мысль о принятии монашества, но случилось так, что в предпоследнем классе он смертельно заболел и дал обет Богу поступить, если выздоровеет, в монастырь. К удивлению всех, Александр поправился. Окончив семинарию, он мог поступить в Духовную академию или получить хороший приход в епархии, но он избрал место, не связывающее его в случае решения идти в монастырь: учителем на полтора года в помещичью семью. В 1838 году Александр получил место учителя в Липецком Духовном училище и скоро полюбился всем жителям города за веселый и общительный нрав.

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010