В 1710 году в селе значилась деревянная церковь Воздвижения Честнаго Креста с приделом прп. Алексия, человека Божия. По указу императрицы Анны Иоановны, в 1730 году церковь была отремонтирована, а её крыша покрашена. По описям села 1735 года, церковь Воздвижения Креста Господня была деревянной и имела паперть, трапезную и колокольню с пятью колоколами. Над дверьми в паперть висела икона Живоначальной Троицы, а внутри её с правой строны - Богоматери Одигитрии, блгв. Бориса и Глеба, свт. Николая Чудотворца и прп. Михаила Малеина. Внутри церкви располагался иконостас с расписанными красками Царскими вратами, имевшими гладкие позолоченные столбцы. На северных дверях имелось изображение архидиакона Стефана, а на южных - диакона Филиппа. При церкви имелся придел прп. Алексия, человека Божия. В нём находился иконостас с расписанными красками Царскими вратами, по обе стороны от которых находились иконы местного чина: справа - Спасителя с серебряными позолочеными венцом и цатой и прп. Алексия, человека Божия, с серебряными венцом и гривенкой, а слева - образа Владимирской Богоматери с серебряными позолоченными венцом и цатой, а также мч. Феодота и вмч. Феодора Стратилата. Над царскими вратами размещался двухъярусный тябловый иконостас, в нижнем ярусе которого были иконы деисусного чина, а в верхнем - праздничного чина. В расписных книгах отмечено также, что вся церковная утварь находилась под охраной священников и прихожан, а " оные служащие церковные числятся на руге " и " имеются на пашне церковной " . В 1737 году в церкви была перекрыта кровля и в том же году в неё была прислана новая церковная утварь, а в 1742 году были отремонтированы кресты на главах. Согласно донесению Михаила Алексеева, священника церкви прп. Алексия, человека Божия, от 1755 года, из-за ветхости храма службы производить стало невозможно. В связи с этим в Воздвиженское для описи ветхостей и составления сметы на ремонт от Дворцовой канцелярии был направлен архитектуры поручик В. И. Кафтырев, которым была отмечена особая ветхость паперти " длиною восемь сажень один аршин " и примыкающего к ней рундука " о семи ступеней " . По его сообщению, также " в церкви иконостас подлежит по прежнему расписать. 23 Мая 1756 г. утварь из Алексиевской церкви перенесли в Воздвиженскую. 13 июня того же года все ветхости, кроме иконостаса, были исправлены, а к 13-му ноября - поновлены иконостас и образа. 20 июля 1756 года. Дворцовой канцелярией в храм была прислана церковная утварь: риз, патрахелей и воздухов по две штуки, а также Шестоднев, месячные Минеи на год, Требник, Глосарь, Апостол, кадило и прочее.

http://sobory.ru/article/?object=00046

Ю. В. Тарабарина Церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. 1853 г. Фотография. 1882 г. В течение полугода в с. Красном были выстроены 8 двухэтажных флигелей для келий, каменная ограда со св. воротами и 2 башнями. В 1840 г. митр. Филарет (Дроздов) благословил открыть на территории обители кладбище, к-рое впосл. стало одним из главных источников благосостояния сестер. Доходы от захоронений на нем позволяли М. А. м. вести не только строительство, но и широкую благотворительную деятельность. В 1841 г. по инициативе игум. Клавдии (Щепановской) Крестовоздвиженский храм был расширен, к нему пристроили придел во имя прп. Алексия, человека Божия. При игум. Паисии (Нудельской) была возведена и 12 нояб. 1853 г. митр. Филаретом (Дроздовым) освящена новая каменная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия, с 2 приделами - в честь Грузинской иконы Божией Матери и прп. Павла Латрийского. Храм был возведен по проекту архит. М. Д. Быковского (по др. данным, по проекту помощника Быковского архит. П. Н. Соболевского). В 1857 г. Крестовоздвиженский храм был перестроен, расширен, освящен 13 сент. 1857 г. митр. Филаретом. Придел прп. Алексия в Крестовоздвиженском храме был переосвящен во имя сщмч. Симеона, еп. Персидского, в соответствии с желанием вкладчика ген.-лейтенанта Семена Петровича Степанова († 1852). Среди лиц, погребенных в Крестовоздвиженской ц.,- ген.-лейтенант Степанов и благотворитель Ф. Ф. Набилков († 1848). 4 февр. 1871 г. настоятельницей М. А. м. была назначена игум. Антония Московская (Троилина), к-рая стала вводить начала общежития: учредила общую трапезу и общие работы, распорядилась отапливать кельи за счет средств обители. 17 мая 1871 г. еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков) совершил закладку трапезного корпуса, уже 21 нояб. 1871 г. митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) освятил 2-этажное здание и благословил «начало общей трапезы». На 1-м этаже были устроены кухня, большой зал для трапезы и кельи для сестер, служивших при ней; 2-й этаж занимали аптека, кельи, а также золотошвейная, живописная, чеканная и переплетная мастерские. Осенью 1871 г. игум. Антония основала в М. А. м. уч-ще для южнослав. девочек. Уч-ще действовало в течение 12 лет и готовило народных учительниц для южнослав. стран, находившихся в то время под турецким игом. Мон-рь брал на себя полное содержание девочек, к-рые обучались по программе начальных городских уч-щ. За время существования уч-ща были подготовлены 2 выпуска. На экзаменах в школе присутствовали московский ген.-губернатор кн. В. А. Долгоруков, член Московского славянского благотворительного комитета Н. А. Попов и др. Все они отмечали высокий уровень подготовки учащихся.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

30 марта 1991 г. состоялось малое освящение Всехсвятского храма. 16 июля 2013 г. на заседании Синода РПЦ было принято решение о возрождении М. А. м. на базе созданного при храме Всех святых сестричества и о назначении старшей сестры инокини Ксении (Чернеги) настоятельницей. Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла духовником обители был назначен прот. Артемий Владимиров. 30 марта 2014 г., в день памяти прп. Алексия, человека Божия, Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения монастырского храма прп. Алексия, находящегося в ведении Патриаршего подворья, и возглавил Божественную литургию в этом храме. В тот же день в храме Всех святых Патриарх Кирилл возвел мон. Ксению (Чернегу) в сан игумении. 10 и 17 дек. 2014 г. в воссозданном мон-ре совершались первые монашеские и иноческие постриги. К 2017 г. в М. А. м. действуют богадельня для престарелых сестер, православная общеобразовательная школа, золотошвейная мастерская. При обители существует архивный отдел, сотрудники к-рого ведут сбор сведений, касающихся истории мон-ря. На основе собранных материалов создана музейная экспозиция. М. А. м. имеет скит при храме свт. Тихона Задонского в Сокольниках. Особо чтимая святыня обители - чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» (список с афонского образа), написанная в 1995 г. и доставленная из мон-ря Ватопед . В числе почитаемых икон Всехсвятского храма находятся и иконы, принадлежавшие мон-рю до революции. После его закрытия образ прп. Алексия, человека Божия, был перенесен в ц. Воскресения Христова в Сокольниках. 26 июня 2016 г., в день престольного праздника Всех святых, он был возвращен возрожденному мон-рю. В иконе укреплен мощевик с частицей мощей св. Алексия, человека Божия. Икона ап. Павла была сохранена в дверном проеме Всехсвятского храма. В алтаре церкви хранится келейная Казанская икона Божией Матери, принадлежавшая игум. Антонии (Троилиной). На ней изображены предстоящие прп. Алексий, человек Божий, и небесный покровитель игум. Антонии прп. Антоний Киево-Печерский. 21 нояб. 2014 г., в день арх. Михаила и всех Небесных сил бесплотных, в обитель была передана икона арх. Михаила (ок. 60-70-х гг. XIX в.), к-рая предположительно находилась ранее в одноименном храме больничного корпуса обители, разрушенного в 1979 г.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Церковь во имя прп. Геннадия Костромского 1999 г. и колокольня 1715, 1831 гг. Фотография. 2005 г. В XIX-XX вв. мощи прп. Геннадия покоились под спудом в Преображенском соборе. В 1-й четв. XIX в. над местом его погребения была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала икона прп. Геннадия. Во 2-й пол. XIX в. на средства любимского купца И. С. Михина была изготовлена и установлена новая серебряная рака. На праздник Преображения Господня, в дни памяти прп. Алексия, человека Божия (17 марта), и прп. Геннадия (23 янв., 19 авг.) в Г. м. приходили жители зап. уездов Костромской губ. и вост. уездов Ярославской губ., у стен мон-ря устраивались Преображенская и Алексиевская ярмарки. В 1905-1913 гг. на престольные праздники в Г. м. регулярно совершал богослужения архиеп. Ярославский св. Тихон , буд. Патриарх Московский. В 1919 г. Г. м. был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе. 28 сент. 1920 г. мощи прп. Геннадия были публично вскрыты и увезены в Ярославский губ. музей, в к-ром пребывали до сер. 30-х гг. XX в. (к 2005 их местонахождение неизвестно). В 1928 г. Преображенский храм был закрыт, с нач. 30-х гг. в нем находилась конюшня колхоза «Власть Советов». В 30-х гг. были разобраны на кирпич ограда со св. вратами и 5 башен, в 1961 г.- 2-этажный братский корпус, в 1964 г.- пристроенная к Преображенскому собору теплая ц. во имя преподобных Геннадия Костромского и Корнилия Комельского, а в 1965 г.- придел прп. Сергия Радонежского. В Алексиевской ц. до сер. 60-х гг. располагался склад ядохимикатов. 7 окт. 1995 г. Г. м. был возобновлен, наместником назначен иером. (с 2000 г. игум.) Евфимий (Дебабов; † 2005 г.). Летом 1997 г. постройки Г. м. (за исключением бывш. гостиницы, занимаемой правлением колхоза) были переданы братии. Рядом с колодцем, выкопанным, по преданию, прп. Геннадием, построен деревянный храм во имя прп. Геннадия Костромского, в к-ром 1 сент. 1999 г. архиеп. Ярославский Михей (Хархаров) совершил 1-й водосвятный молебен, 23 июня 2000 г. игум. Евфимий с братией - 1-ю Божественную литургию. Планируется восстановление Алексиевского храма. При Введенской ц. в дер. Павловке Любимского р-на организовано подворье Г. м. В мае 2005 г. в Г. м. проживали 3 монаха и 10 послушников.

http://pravenc.ru/text/162044.html

Образ прп. Алексия, человека Божия, написанный в XIX веке сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В некоторой степени образ повторил судьбу самого святого угодника Божия прп. Алексия, много лет прожившего вдали от родного дома. С 2002 года сначала приход, а затем монастырь ходатайствовал перед священноначалием о возвращении иконы в родную обитель. 25 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал резолюцию о возвращение иконы. Возвращение в обитель образа ее Небесного покровителя прп. Алексия, человека Божия, в Неделю Всех святых, от века Богу угодивших, стало еще одним связующим звеном между прошлым и настоящим Алексеевского монастыря, исторически старейшего в Москве и одновременно самого молодого на сегодняшний день в столице. Свое начало Алексеевский монастырь ведет с середины XIV века, когда был основан по благословению святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Монастырь был посвящен святому Алексию, человеку Божию. За свою многовековую историю обитель не раз переносилась с места на место. В Красном селе она обосновалась по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, в 1837 году. С приходом к власти большевиков обитель была разорена и упразднена. В 1937-1938 годах насельницы были арестованы и сосланы, некоторые приговорены к расстрелу. Послушницы Анна и Матрона (Макандины) и Евфросиния (Тимофеева) ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. Возрождение обители началось в 1991 году, когда при храме Всех святых в Красном селе Москвы был учрежден приход. В 2010 году при нем было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-alekseevskiy-stavrop...

В Алексеевский ставропигиальный монастырь возвращена старинная икона преподобного Алексия, человека Божия 27 июня 2016 г. 15:52 26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы прошли торжества по случаю престольного праздника. В этот день в монастырский храм Всех святых была возвращена икона небесного покровителя обители — преподобного Алексия, человека Божия. Утром в храме Воскресения Христова его настоятель протоиерей Александр Дасаев и духовник Алексеевской обители протоиерей Артемий Владимиров отслужили молебен перед иконой прп. Алексия. За богослужением молились настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ксения (Чернега) с сестрами, а также духовенство и прихожане обители. После молебна протоиерей Александр Дасаев приветствовал игумению Ксению, духовенство и сестер обители, отметив, что в этот день Алексеевская обитель и храм Воскресения Христова стали «побратимами» ввиду состоявшегося обмена святыми иконами: взамен образа прп. Алексия, человека Божия, возвращенного Алексеевской обители, над входной дверью храма Воскресения Христова будет размещен переданный Алексеевским монастырем в дар упомянутому храму древний образ Спаса Смоленского с предстоящими — точная копия того образа, который некогда находился на Спасских воротах Кремля. Протоиерей Александр Дасаев вручил игумении Ксении и сестрам обители праздничную просфору. Затем украшенный цветами образ преподобного Алексия, человека Божия, крестным ходом был торжественно перенесен в Алексеевский женский монастырь. В перенесении иконы участвовало духовенство Алексеевского монастыря и храма Воскресения Христова: старший священник обители протоиерей Артемий Владимиров, игумен Тихон (Марилов), протоиерей Александр Симаков, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, иерей Евгений Головин. Всего в крестном ходе приняло участие более 350 человек. В Алексеевском монастыре крестный ход встречали насельницы обители, многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/4549631.ht...

Божественную литургию в монастырском храме Всех святых возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Его Преосвященству сослужили старший священник Алексеевского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, протодиакон Валерий Щеглов. Перед причастием духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров обратился к собравшимся с проповедью, в которой поздравил всех с престольным праздником обители и возвращением иконы прп. Алексия, человека Божия. По окончании Божественной литургии игумения Ксения обратилась с приветственным словом к владыке Пантелеимону, поблагодарив его за участие в торжественном богослужении по случаю престольного праздника. Слова благодарности были сказаны и в адрес настоятеля храма Воскресения Христова протоиерея Александра Дасаева и причта данного храма за долговременное хранение дорогой для обители святыни. Игумения Ксения отметила, что возвращение иконы имеет большое значение для дальнейшего духовного созидания обители и является связующим звеном с предшествующими поколениями ее насельниц. Владыка Пантелеимон поздравил обитель с возвращением святыни, передал благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумении Ксении и сестрам обители на дальнейшее укрепление и процветание монастыря. Поздравляя присутствующих с праздником, Его Преосвященство, предположив, что святые есть и среди присутствующих, но Господь хранит это до времени в тайне, призвал не искать в окружающих внешней высоты и красоты, отдавая каждому дань любви и уважения. В завершение праздника по приглашению игумении Ксении и сестер обители в монастырской трапезе приняли участие владыка Пантелеимон, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, старший священник и духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров, клирики монастыря, прихожане и гости обители. Образ прп. Алексия, человека Божия, написанный в XIX в. сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В некоторой степени образ повторил судьбу самого святого угодника Божия прп. Алексия, много лет прожившего вдали от родного дома.

http://patriarchia.ru/db/text/4549631.ht...

Переводные сир. жития довольно многочисленны. Уже в V-VI вв. на сир. язык были переведены греч. Житие прп. Антония Великого и первые апофтегмы (см. ст. «Apophthegmata Ратгит» Житие прп. Антония Великого. Лист из сборника. 902-903 гг. (Lond. Brit. Lib. Orient. 5021. Fol. 6) Житие прп. Антония Великого. Лист из сборника. 902-903 гг. (Lond. Brit. Lib. Orient. 5021. Fol. 6) ). Переводы с греческого могут оказать большую помощь текстологам-эллинистам в тех случаях, когда оригинальные тексты подвергались стилистической обработке и унификации, тогда как сир. тексты сохранили дометафрастические версии (в частности, Жития сщмч. Киприана и мц. Иустины, мц. Софии и ее дочерей, мц. Феодотии Никейской, вмц. Марины, прп. Марии Египетской и др.; примерный список см. в изданиях: Ortiz de Urbina. PS. § 173. P. 239-240; Baumstark. Geschichte. S. 93-95). Переводы на сир. язык сб. «Apophthegmata Patrum», «Лавсаика» Палладия Еленопольского и «Истории монахов» были собраны воедино в VII в. несторианским мон. Ананишо (степень его причастности к переводу оценивается исследователями неоднозначно). После VIII в. в монофизитской или мелькитской среде были созданы версии Житий прп. Симеона, Христа ради юродивого, свт. Иоанна Милостивого и др. (список см. в изд.: Ortiz de Urbina. PS. § 176). Большой ценностью обладает сир. Житие свт. Григория Чудотворца, греч. оригинал к-рого утрачен. Сир. составляющую имеет ряд крупных агиографических досье, в т. ч. равноапостольных Константина и Елены и об обретении Честного Креста, 7 Эфесских отроков , прп. Иоанна Кущника , мч. Арефы , прп. Алексия, человека Божия , и др. Западносир. (яковитская) традиция включает ряд житий борцов с халкидонитским Православием: Бар Саумы, Иоанна бар Курсуса , еп. Телльского, Иоанна бар Афтоньи , Иакова Барадея (Бурдеаны), Ахудэммеха, еп. Тагритского, Севира , патриарха Антиохийского, Филоксена (Аксенойо), еп. Маббугского, и др. Многие из них попали в сб. «Жития восточных святых» Иоанна Эфесского , где описаны гонения, перенесенные антихалкидонитами от имперского руководства в VI в. Особенный интерес представляет история досье прп. Симеона Столпника († 459), который в яковитской агиографии был превращен в поборника монофизитства. Нек-рые западносир. жития (досье преподобных Архелида , Иларии , «человека Божия» и др.) представляют интерес для истории аскетизма.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Слово Святейшего Патриарха в день памяти прп. Алексия, человека Божия 30 марта 2006 г. 14:36 Я сердечно благодарю Вас, отец настоятель, за слова приветствия после Божественной литургии Преждеосвященных Даров совершенной нами вместе в этом святом храме. Действительно, на протяжении более 40-лет в день памяти св. Алексия, Человека Божия, и по возможности — в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери я совершал и, если Господь даст силы, буду совершать богослужения в этом намоленном и древнем храме Тихвинской иконы Божией Матери, покровительницы Севера нашей страны. Благодарю владыку Александра, всех пастырей, священнослужителей, тружеников церковных, певчих, вас, дорогие братья и сестры, за молитвы, которые мы возносили сегодня в этом храме. Мы верим, что св. Алексий, Человек Божий, посвятивший свою жизнь служению Богу, молится и предстательствует за всех, кто молитвенно обращается к его помощи и молитвенной поддержке. Сейчас идет Крестопоклонная неделя, середина Великого поста. Крест Христов, который выносится на середину храмов в Крестопоклонное воскресенье, напоминает нам о Крестной искупительной жертве Господа и Спасителя нашего, принесенной «нас ради человек и нашего ради спасения». Кто ослабел в посте и молитве, тому, как и всем нам, износимый на середину храма Крест Господень напоминает о том, что у каждого есть свой жизненный крест, и каждому он дается по силам. Когда нам бывает тяжело, надо обращаться к спасительной силе Животворящего Креста, просить, чтобы Господь силою Честного Креста укрепил бы нас в нашем малом жизненном крестоношении. Я хочу сердечно поздравить отца настоятеля протоиерея Аркадия с недавно исполнившимся большим жизненным юбилеем. Из 75 лет его жизни — 53 года посвящены служению у алтаря Господня. Мы ценим Ваши труды, которые Вы совершали и в пределах Отечества нашего, и за его рубежами. Вы возглавляете древний московский храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Мы верим, что Царица Небесная укрепляет Вас сегодня и будет укреплять в дальнейших Ваших трудах. Верю, что молитвы и предстательство св. Алексия, Человека Божия, будут помогать Вам и дальше нести Ваши Пастырские труды во Славу Божию. Оценивая Ваши труды, я хочу вручит Вам орден прп. Серафима Саровского, III степени, во внимание к Вашим усердным пастырским трудам и в связи с 75-летием со Дня рождения. Приход ценит Вас, и Мы ценим Ваши пастырские труды. Пусть Господь хранит вас на многие годы.   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/101152.htm...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в московском храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе 31 марта 2014 г. 09:30 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Валерий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую с четвертым воскресеньем Великого поста, днем, когда мы вспоминаем память святого преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника — великого аскета, подвижника, церковного писателя, труды которого и сегодня помогают людям, нашим современникам, отделенным многими веками от преподобного Иоанна, совершать дело спасения. Сила творений святого преподобного Иоанна в том, что мысли, содержащиеся в его словах, — не от мудрости человеческой. Конечно, все в рассуждениях преподобного изложено очень логично. В его книге, именуемой «Лествица», о пути восхождения человека от земли к небу, удивительно логично следствия связаны с причинами, так что выстроена целая аскетическая система, в соответствии с которой человек может взойти по невидимой лестнице от земли к небу уже в своей земной жизни. Но эта мудрость, эта логика, это удивительно убедительное слово обусловлены не образованием или знаниями преподобного, а его жизненным опытом. Он писал о том, что сам пережил, сам прочувствовал, что стало частью его жизни. А когда человек говорит от собственного опыта, а не с чужих слов, когда его слова проходят через его собственный разум, через его сердце, тогда слова эти становятся исключительно убедительными. Они уже не могут быть ограничены ни национальностью, ни страной, ни культурой, ни эпохой, — они будут иметь значение для каждого человека, где бы и когда бы он ни жил. Так и случилось с творениями святого преподобного Иоанна Синайского, Лествичника, память которого мы сегодня совершаем.

http://patriarchia.ru/db/text/3615466.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010