12. Об участии представителей РПЦ в общественных мероприятиях. – 1985, 5, 6–9. 1222. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 апреля 1985 года: 1. О направлении группы паломников в Святой Град Иерусалим к празднику Святой Троицы. 2. Направить на Святую Гору Афон ко дню престольного праздника Русского Свято-Пантелеимонова монастыря паломническую группу РПЦ. – 1985, 8, 4. 1223. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 июня 1985 года: 1. О Встрече Глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза, посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2. О праздновании в РПЦ 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. 3. О заседании Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 4. Об участии делегации РПЦ в экуменич0еском богослужении, посвященном 40-летию окончания Второй мировой войны в Вестминстерском аббатстве. 5. Об участии представителей РПЦ в международном коллоквиуме в Гумбольдтском университете. 6. Об участии делегации РПЦ в торжествах, посвященных 40-летию Победы и освобождения Югославии от Фашистской оккупации. 7. Об участии представителей РПЦ в состоявшихся в Берлине мероприятиях, посвященных 40-летию окончания Второй мировой войны и Победе над фашизмом. 8. О заседании РК ХМК. 9. Об участии делегации РПЦ в XIV Генеральной ассамблее ХСА в Польше и в международном семинаре. 10. О поездке в Иерусалим и Святую Землю паломнической группы РПЦ. 11. Об участии митр. Таллиннского Алексия в качестве гостя в заседании Заключительного акта Хельсинки и о его пребывании в Финляндии. 12. Об участии митр. Крутицкого Ювеналия в конференции представителей общественных организаций – учредителей Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество. 13. Об участии делегации РПЦ в XXI евангелическом кирхентаге ЕЦГ. 14. Об участии делегации Духовных школ РПЦ в международном симпозиуме, посвященном 1100-летию со дня кончины святителя Мефодия. 15. Об участии митр. Минского Филарета в собрании президиума ХДС Германии, посвященном 40-летию со дня его образования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К средним праздникам с знаком креста принадлежат праздники в память явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятые Богородицы. Малые праздники первого разряда, которые имеют красный знак с тремя точками, отличаются в Типиконе следующим образом: «На вечерне кафизма обычная, на Господи воззвах стихиры на 6, на утрени канон на 6, и славословие великое, и прочая служба по Уставу». Эти празднуемые святые именуются «святыми со славословием». Когда поется (а не читается) великое славословие, тогда поются и стихиры на хвалитех. Малые праздники второго разряда, которые имеют черный знак с тремя точками, отличаются тем, что они «имеют на Господи воззвах стихиры на 6, и на утрени канон на 6». Эти святые называются «шестеричными святыми» или «святыми на шесть» (Стихиры на 6 именуются «шестерик»). В описании малых праздников первого разряда сказано «на вечерни кафизма обычная». Здесь подразумевается вся первая кафизма. На вечерне же великих и средних праздников полагается первый антифон первой кафизмы: Блажен муж. Однако, на вечерне в субботу вечера, на воскресение, хотя бы в воскресение случился всякий великий, средний и даже Господский двунадесятый праздник, стихословится вся первая кафизма, как соответствующая своим содержанием воспоминанию Воскресения Христова. Правда, в приходской практике, в воскресные дни всегда поется «Блажен муж». Малые праздники сочетаются с воскресной службой следующим образом: на Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 6, и святого 4; Слава: святого; И ныне: догматик. Вход. Прокимен: Господь воцарися. На стиховне стихиры воскресны; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен по гласу святого. По Ныне отпущаеши: Богородице Дево 3жды. На Утрени, на Бог Господь тропарь воскресен 2жды; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Прочее до канона воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и святого на 6. По 3й песни кондак святого, по 6й воскресный. На 9й Честнейшую.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Тропарям и кондакам посвящена еще особая глава Типикона — 52. Там более подробный устав: «На Литургии по входе глаголят: тропарь воскресен, и храма Богородицы, и храма святаго, и святаго рядоваго (т. е. Минеи), таже кондак воскресен и храма святаго, «Слава» — святаго рядоваго, «И ныне» — храма Богородицы, аще ли несть храма Богородицы, а храм Христов — «И ныне» — кондак воскресен. А еже несть храма Христова и Богородицы (то есть если храм святческий) — «И ныне» — кондак «Предстательство христиан». Это и есть та схема, которую я изложил. Противоречия в этих двух схемах нет, только вторая более полная и объемлет все случаи разного посвящения храма. Следующая переменная часть Литургии — прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен (киноник). Прокимен сначала воскресный, а потом святого (если есть). То есть либо один прокимен и все прочее, либо два. Интересно, что прокимнов и аллилуариев воскресных существует 8 — по числу гласов, а вот причастен воскресный — один, независимо от гласа: " Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…». Так что если вас спросят, каков воскресный причастен 7 гласа, говорите: тот же, что и 9–го. Как видите, переменных частей в Литургии немного. Литургия стоит вне времени, она превосходит любые богослужебные круги, и ничего удивительного, что она как бы выпадает из общего течения календаря. Она, конечно, имеет связь с календарем, но ограниченную, по крайней мере несравнимую со всенощной, которая очень зависит от того, какой y нас глас, какой день и т. д. Небезынтересно было бы поднять такой вопрос: когда по уставу на Литургии возглашается заупокойная ектения, а когда нет? Определить это довольно просто: заупокойная ектения бывает только тогда, когда среди тропарей по входе на «Слава» поется «Со святыми упокой» (заупокойный кондак), в иных случаях нет. То есть заупокойной ектении нет в воскресные дни, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение), во все пред- и попразднства и во всю Пятидесятницу, т. к. она есть большое попразднство. Воскресное богослужение в других случаях

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

В храме Богородицы: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святых, кондак воскресный. Слава: кондак святых. И ныне: кондак храма. В храме святаго: тропарь воскресный, тропарь святых; кондак воскресный. Слава: кондак святых. И ныне: Предстательство христиан: Тропарь воскресен, глас 2: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/тогда ад умертвил еси блистанием Божества./Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси,/вся силы Небесныя взываху:/Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе. Кондак воскресен, глас 2: Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,/и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа:/тварь же, видящи, срадуется Тебе и Адам свеселится,/и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно. Тропарь святых, глас 1: Днесь светло красуется град святаго Петра,/яко наста день честнаго торжества,/воньже людие христоименитии славословят Бога Вседержителя,/на брегах Невы оплот державы Российския утвердившаго,/и многия святыя в нем явившаго,/иже молитвы ко Пресвятей Троице возносят,/да помилует Господь люди Своя, яко Милосерд. Кондак святых, глас 3: Днесь святии земли Петербуржския/вкупе с нами предстоят в Церкви и невидимо за ны молятся Богу,/да избавит нас от враг видимых и невидимых,/от недуга и глада, от внезапныя смерти и от всякаго зла/и спасет души наша. Богородичен, глас 6: Предстательство христиан непостыдное,/ходатайство ко Творцу непреложное,/не презри грешных молений гласы,/но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ускори на молитву и потщися на умоление,/предстательствующи присно, Богородице, чтущых Тя. Таже, Трисвятое. Прокимен воскресный, глас 2: Крепость моя и пение мое Господь,/и бысть мне во спасение. Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. И святым, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Апостол к Римляном, зачало 88. И святых ко Евреом, зачало 330. Аллилуиа, глас 2. Стих: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Стих: Господи спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя. И святых, глас 4: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наша возвестиша нам. Евангелие воскресное от Матфеа, зачало 18, и святых Евангелие от Иоанна, зачало 51. И по чину Божественная Литургия Иоанна Златоустаго. Причастен воскресен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в Вышних. И святых: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

Далее — тропари по входе. На входе поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющие Ти: аллилуиа». Это — само собой. Что касается тропарей по входе, то там есть некоторые особенности. Напомню, как устанавливается последовательность тропарей. Во–первых, нужно подумать, какие тропари могут петься. Могут петься: тропарь дня седмицы, тропарь святого Минеи (тропарь даты), тропарь храма. Еще тропарь праздника, если будет предпразднство или попразднство. Но оставим пока в стороне эти случаи. Какие же тропари могут быть? - тропарь воскресный - тропарь храма - тропарь святого Минеи. И, соответственно, такие же кондаки. Нетрудно сообразить, как они будут петься: - тропарь воскресный (он на первом месте, потому что Господский) - тропарь храма, если храм Богородицы или святого (если храм Господский, то тропарь храма вообще петься не будет, потому что не может быть двух Господских тропарей) - тропарь святого Минеи. Как быть с кондаками? Кондак воскресный, кондак храма и кондак святого Минеи. - воскресный кондак (если храм Богородицы или святого) - «Слава» - кондак святого Минеи - «И ныне» - кондак воскресный (если храм Господский, то этот кондак поется на последнем месте) или кондак храма (если храм Богородичный) - кондак «Предстательство христиан непостыдное» - общий кондак Богородицы (если храм святого). Где петь кондак храма, если храм святого? Очевидно, после воскресного кондака. То есть получается, что если храм Богородичный или святческий, то песнопений по входе 6 (тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого, кондак воскресный, кондак храма, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — «Предстательство христиан»). Если же храм Господский, то песнопений наименьшее количество (тропарь воскресный, тропарь Минеи, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — кондак воскресный). Этот устав находится в Типиконе в двух местах. То, что я излагал на нынешней и двух предыдущих лекциях, — это материал главы 2 Типикона. Там указано следующее: «По входе — торпарь воскресен, таже храма и святаго дневнаго (аще имати), кондак воскресен и храма, «Слава» святаго (аще имам), «И ныне» — Богородицы. Аще же ни — «И ныне» — кондак «Предстательство христиан». Христова же храма тропарей и кондака в неделю на Литургии не глаголем во весь год, понеже предваряет воскресен».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

На литургии Блаженны гласа – на 4, святому, песнь 3-я – на 4, и Богородице, песнь 6-я – на 4. По входе тропари воскресный, Богородице и святому, кондак воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. Прокимен, Аллилуиа и причастен воскресные и святому. Апостол, Евангелие воскресное и Богородице под зачало и святому. ж) Бдение воскресное с предпразднством или попразднством и великим святым, имеющим бдение или полиелей По 9-м часе на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры воскресны, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На стиховне стихира воскресна 1-я, затем стихиры святому стиховные великой вечерни со стихами их, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По «Ныне отпущаеши» тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На великой вечерне по стихословии всей первой кафизмы на «Господи, воззвах» стихиры воскресные – 3, предпразднству или празднику – 3 и святому – 4, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Паримии – 3 святому. На литии стихиры предпразднству или празднику стиховные вечерни и если святому бдение или его храм, то и святому, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику (писаны на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные со стихами своими, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На благословении хлебов «Богородице Дево, радуйся» (дважды) и тропарь святому (единожды), если ему поется бдение; если же бдения ему нет, то тропарь предпразднству или празднику (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По стихословиях кафизм и ектениях седальны воскресные с Богородичнами их. Полиелей. Величание святому. «Благословен еси, Господи». «Ангельский собор». Ипакои гласа. Седальны святого. Степенны гласа; прокимен и Евангелие воскресные; если храм святого, то прокимен и Евангелие святому храма. «Воскресение Христово». Псалом 50-й. «Воскрес Иисус от гроба»; если храм святого, то стихира святому храма. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия и иконы святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны гласа на 6 и предпразднства песнь 3-я на 4. По входе тропарь воскресен, и предпразднства, и храма святаго. Таже тропарь Григория. Кондак воскресен и храма. Слава, Григория. И ныне, предпразднства. Прокимен, Апостол, аллилуия, и Евангелие, и причастен, прежде воскресен, и потом святаго, служба преподобническая. Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит екклисиарх. Святитель Прокл , архиепископ Константинопольский († ок. 446–447), с юных лет всё свое время отдавал молитве и Богомыслию. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (†407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем чудесного явления святого апостола Павла святителю Иоанну Златоусту . От своего учителя святой Прокл получил глубокие духовные познания, любовь к постоянному чтению Священного Писания, умение в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая заблуждения еретиков, в частности Феодора Мопсуэтского. По смерти Патриарха Сисиния святитель Прокл стал его преемником и возглавлял Константинопольскую Церковь в течение двенадцати лет (434447). Стараниями архиепископа Константинопольского Прокла в 439 г. из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста . В период патриаршества святителя Прокла Византию постигло сильное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в вышине, он слышал и видел, как ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Час первый. На этом часе, как и на прочих, тропарь воскресен, «Слава» – празднику, «И ныне» – Богородичен часов. Кондаки переменяются. На литургии Блаженны гласа – на 6 и празднику, 9-я песнь – на 4. По входе тропарь воскресен и празднику, кондак воскресен и празднику, Прокимен, Апостол и Евангелие воскресные и празднику, если отдание праздника Богородицы; если же отдание праздника Господня, то ему Апостол и Евангелие не читаются. Причастен воскресный и празднику. Задостойник празднику. СЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОЕ а) Бдение великому святому или святому, имеющему храм 9-й час по обычаю. На малой вечерне стихиры на «Господи, воззвах», на стиховне и по «Ныне отпущаеши» – тропарь святому, показанные наряду. Если же святому храма малой вечерни наряду нет, то стихиры берутся из великой вечерни или из Минеи общей, и поются стихиры на «Господи, воззвах» – на 4, «Слава» – святому же, «И ныне» – Богородичен. На стиховне святому – 3, «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен в тот же глас. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный и прочее малой вечерни. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы. На «Господи, воззвах» стихиры – на 8, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен, догматик во глас «Славы». Вход. Прокимен дню. Паримии святому – 3 и ектения «Рцем вси». «Сподоби, Господи». «Исполним вечернюю молитву». На литии стихира святому храма, затем стихира празднуемому святому; если храм празднуемого святого, то все стихиры ему одному, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен наряду. Обычные молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя». На стиховне стихиры святому, «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». По «Ныне отпущаеши» на благословении хлебов тропарь святому (дважды) и «Богородице Дево, радуйся» (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный во глас тропаря. Стихословие двух кафизм рядовых; по кафизмах малые ектении и седальны святому. Полиелей. Величание и каждение всего храма и предстоящих. Степенна – 1-й антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие святому. По Евангелии псалом 50-й, «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы». Стихира святому и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование иконы святого и елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На часах тропари храму и святому Феодору Тирону; кондаки переменяются. На литургии Блаженны храму, песнь 3-я – на 4, и святому Феодору Тирону, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь храму и святому Феодору Тирону, кондак храму, «Слава» – святому Феодору Тирону, «И ныне» – «Яко начатки естества». Прокимен и причастен дню и храму. Апостол, Аллилуиа и Евангелие прежде субботе и святому Феодору Тирону под зачало и затем храму. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Воскресное служение с бдением святому храма или великому святому В субботу вечера на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 4, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры храму великой вечерни стиховные с припевами ее, «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (малой вечерни). По Трисвятом тропарь храму, «Слава, и ныне» – «Пречистому образу». Ектения и отпуст. На великой вечерне по кафизме стихиры на «Господи, воззвах» воскресны – 3, Триоди – 3 и храму со славным – 4. «Слава» – Триоди, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Прокимен дню, паримии храму. На литии стихиры храму и Триоди хвалитная стихира 1-я, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры воскресны, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На благословение хлебов тропарь «Пречистому образу» (один раз), храму (один раз) и «Богородице Дево» (один раз). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – храму, «И ныне» – «Пречистому образу». По кафизмах седальны воскресны с Богородичнами их. Полиелей, величание храму и «Ангельский собор». По ектении седальны храму все, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие храму; «Воскресение Христово». «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы» и стихира храму. Если же святой бденный не имеет храма, то прокимен и Евангелие воскресное и всё воскресное до конца. Каноны воскресен с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Триоди – на 4, и храму – на 6. Катавасия Триоди. По 3-й песни кондак и икос Триоди, седален храму, «Слава, и ныне» – Триоди; по 6-й песни кондак и икос храму; на 9-й песни «Честнейшую»; по 9-й песни «Свят Господь» и светилен воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен дне, и чтения храма, 3. На литии стихиры праздника, и храма. Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, храма: И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: единожды: и святых, единожды: и храма, единожды: и чтение храма. На утрени на Бог Господь: тропарь воскресен, единожды. и святых, единожды. Слава, храма: И ныне, праздника. И прочая до канона, якоже прежде явлено. Канон воскресен, со ирмосом на 4, и святых на 4, и храма на 6. Катавасиа праздника. По 3-й песни, кондак и икос святых, и седален храма: Слава, святых: И ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос храма. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и храма, с припевы, 4: Слава, храма: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое: Ектении и отпуст: и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и совершенный отпуст. На литургии блаженны гласа на 4: и праздника песнь рядовая, на 4: и храма песнь 6-я на 4. и прочая служба богоотцев и храма. [Зри] Тогоже дне, Поем на вечерни отдание храму, якоже предписася в 1-й главе, Аще случится храм преподобныя Мелании, кроме недели декемвриа в 31 день. И поем храма ея подобне, якоже указася сего месяца в 26-й день. Глава 19. Аще ли храм преподобныя Мелании случится в неделю со отданием праздника И поем храма ея службу, якоже указася Введению Богородицы отдание в неделю, со святым Климентом, по той же главе яко писася в ряду в месяцеслове. Святых же богоотцев поем службу прежде сего дне, когда хощет настоятель. Глава 20. Аще случится ианнуариа в 1 день храм святаго Василиа Кесарийскаго: Или храм коего святаго, или святыя случится в неделю пред Богоявлением, или во отдание Богоявления: И поем в неделю, службу храма, пред Богоявлением, якоже Симеона Столпника храму в неделю: а на отдание Богоявления, поем службу храма, якоже бденнаго святаго в неделю, в немже предваряют вся праздника. Глава 21. Аще ли храм собора Иоанна Предтечи в неделю:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010