Мы называем собор «Вифлеемом нашего рождения», потому что нижний храм, где хранятся части храма, в котором крестился святой князь Владимир, напоминает Вифлеемскую пещеру. Именно из этой пещеры реки благодати Божией излились на нашу землю. Именно отсюда князь Владимир ушёл в Киев со многими христианскими святынями и среди них, прежде всего, глава святителя Климента Римского и образ Пресвятой Богородицы «Корсунская». Эта икона была благословением царице Анне, с которой здесь,в Херсонесе, обвенчался князь Владимир. Отсюда ушёл уже не языческий князь, а христианский государь, наследник Византийской империи. Важно, что князь Владимир, крестившись здесь, заложил тот вектор христианского развития, от которого нам просто нельзя уходить. Братья, живите вкупе, живите в мире! Братья, живите, творите, созидайте в мире, в единении! Вот какой политический вектор развития установил святой князь Владимир. Чтобы мы развивались в едином русском, в едином православном пространстве, чтобы мы все были объединены верой Христовой. Как можно разделить православного чуваша, православного якута, православного татарина?! В нашем соборе служит диакон – татарин по национальности. Но как можно называть его татарином, а другого украинцем, а третьего белорусом?! Мы все – единый русский народ, от единой купели. Если наши правители осознают это, тогда мы будем жить в единстве. А другого пути у нас нет. Сень над предполагаемым местом крещения князя Владимира      – А чему конкретно может научиться современный человек у князя Владимира? Можете обобщить? – Вы знаете, князь Владимир шёл к Херсонесу с одной мыслью – захватить город. Этому предшествовала союзническая помощь византийскому императору Василию II против Варды Фоки, когда последний поднял восстание. Императору Василию нечего было противопоставить 40-тысячной армии Фоки, и князь Владимир, выполняя союзнические договорённости, послал свою дружину в Византию, которая и усмирила мятеж. Одним из пунктов договора было согласие императора Василия II на брак сестры императрицы Анны с киевским князем Владимиром.

http://pravoslavie.ru/80947.html

Они телом удалились от людей, а духом были близки; и чем дальше удалялись телом, тем больше они любили людей. Иисус Христос никого не велел чуждаться: Он велел нам любить всех, даже язычников. Только вот надобно кого чуждаться: такого человека, который нас учит недоброму, который отводит от веры, – такого человека надобно чуждаться; и то только чуждаться, а не презирать; любить и такого надобно, добро и такому надобно делать; ибо зло, кому ни сделай, все зло, презрение, кому ни оказывай, все грех; «Праведник и скоты милует», – говорит Священное Писание ( Притч.12:10 ). Да, слушатели, и скотов надобно щадить. А староверы и христиан презирают, и родных чуждаются, и с детьми не обедают вместе! А все оттого, как я прежде сказал, что в православные церкви не ходят; ходи они к нам, они стали бы любить всех, потому что православная Церковь велит любить всех. Итак, староверы малым чем от нас различествуют; но тем особенно губят себя, что не любят христиан других, презирают тех, кто не по их вере, даже родных чуждаются. Люби они всех, и они бы спаслись, может быть; ибо сия любовь подавила бы в них дух любопрения и непослушания и заставила бы их соединиться с православной Церковью ; но они не любят, следовательно, не могут и спастись. Впрочем, слушатели, какую бы холодность ни оказывали вам староверы; вы им не платите тем же: любите их от всей души. Дети! Любите и почитайте своих родителей, хотя бы они были не православной веры; будьте послушны им во всем ( Кол.3:20 ), только по их вере не живите. Отцы! Не раздражайте чад своих ( Кол.3:21 ), хотя они живут не по вашей вере; и звери любят своих детей. И все вы, слушатели, если имеете несчастье жить и быть вместе со староверами, обходитесь и живите с ними мирно, делайте добро, оказывайте снисхождение, одним словом: живите с ними в любви: ведь они, бедные, по неведению заблуждают; их другие соблазнили; худо только то, что они не одумаются. Так вы вразумляйте их; спасающий другого, себя спасет; впрочем, в большие споры с ними не входите; лучше молитесь за них Богу, чтобы Он вразумил и наставил их. Да, слушатели благочестивые, именно только Бог – один Бог может их вразумить и рано ли поздно ли вразумит; ибо и ныне понемногу они начинают уже оставлять свои заблуждения; вдруг ничто не делается, а все делается постепенно. Возблагодарим же, слушатели, Бога, что мы покойно, с чистой совестью можем ходить и ходим в православные храмы; посещая храм Божий – этот рай земной, мы можем со временем удостоиться жить и в Раю Небесном. Дай нам, Господи, получить оный. Но будем молиться и за несчастных заблудших братий наших, чтобы и их Господь наставил и туда же привел. Аминь. 10. На погребение Н.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Поучись, А.! А дальше Господь укажет. Да с мамой поживи. Дорогая о Господе Е.! Вы хотите принести в монастырь мо­нархически-патриотический дух. А это — заведомое разрушение мона­шеского духа, и потому совет мой Вам один — живите дома и делайте то дело, которое благословил Вам Господь в настоящий момент, — преподавайте. Лучше по крохам участвовать в созида­нии, чем одним махом — да еще по неведе­нию своему и недопониманию — разорять. Вспомните себя нецерковную, сравни­те с теперешней. Разница ведь суще­ственная. И думаю, что Вы не остановитесь в своем развитии. Помните, что всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать (с умом, конечно). Умудри Вас Бог! Дорогой о Господе Г.! Качественность твоего желания нетруд­но проверить. Возьми благословение у свя­щенника, которому исповедуешься, и у родителей своих, и поезжай на Соловки в качестве трудника. Поработай, присмотрись к себе и к мо­настырскому укладу жизни. Умудри тебя Бог! Раба Божия Н.! Душевный покой обретается только пос­ле борьбы со своими страстями. В Вашем случае это удобнее делать не в монастыре, а дома. А потому и живите с мамой, и постарайтесь быть истинно дочерью-хрис­тианкой. Будущее же — в руке Божией. Господь увидит, что во времени вызреет в сердце Вашем. Монашество — это ведь не только чер­ные одежды, но в первую очередь — со­кровенный в сердце человек. А одежды — это внешнее и не всегда выражают суть. Живите с мамой. Умудри Вас Бог! Дорогой о. Т.! Бог бережет нас даже и от происков чад неразумных. Они еще только помыс­лили недоброе, а я уже поставлен о том в известность. Дорогие мои, пока еще я вас так называю, монашеский юбилей — это день кончины, а все, что ранее, — это будни монашеской жизни: скорбь, поно­шение и крест. И все, что замыслили Вы, это для меня сугубая скорбь и отягчение моих земных уз. Как же мы еще с Вами далеки, если могли Вы думать о пустом, о внешнем. Сотрите в сознании своем и помысел об альбомах юбилейных, о фейерверке сло­весной шелухи. Помолитесь и вернитесь ко мне в едине­нии духа.

http://pravoslavie.ru/1493.html

Умудри тебя Господь! А знаешь ли ты, что без Бога нет и не может быть никакой любви? То, что входит в современное понятие этого слова, есть лишь " похоть очес и гордость житейская " . Если хочешь узнать, что такое истинная любовь, прочитай Св. Евангелие, а в первую очередь 1-ое послание к Коринфянам, гл. 13. Господи, да умудри эту девчушку, чтобы не ошиблась она в своем самомнении! Дорогая о Господе Н.! Живите в своём доме вместе с родителями и не измышляйте себе жизнь по своему усмотрению, а не Божьему велению. Но живите сама по-христиански, терпением и любовью неся немощи близких. Вам следует только молиться о них, а не диктовать свои взгляды, пусть даже и самые благочестивые. Сами живите благочестиво и не создавайте напряжённости в семье. Ведь если Вы начнёте жить по закону любви, то этот закон понятен и верующим, и неверующим. О спутнике жизни можно молиться, и если Господь благословит, то всё и устроится. Работайте на своей работе и на даче помогайте близким - это тоже предусмотрено законом любви. Просьбу о молитве за вас исполню. Дорогая о Господе Г.! Будь с мамочкой-то поласковее, не заостряй внимание на религиозных вопросах, но молись за неё и подавай почаще о ней на литургию. Слава Богу, о ней можно теперь молиться в церкви. Ей трудно, да и враг приступает. Будь же с мамой, как ласковый ребёнок, щебечи вокруг неё, любовь и ласка будут для неё благотворным лекарством, а молитва о ней - целительным бальзамом. По возможности хоть раз в посту причащайтесь вместе, но готовь её к этому терпеливо и внимательно, чтобы не было насилия. А моя молитва в помощь Вам. Мир душевный Дорогой Е. В.! Письмо Ваше я получил, но должен разочаровать Вас. Монах -- значит один; тот, кто, переступив порог монастыря, дал обеты послушания, нестяжания и целомудрия. И вот, согласно этим обетам, я, как рядовой насельник, не имею права от себя лично ходатайствовать ни о чем. В чем я свободен и неограничен, так это в молитве. Молитвенную помощь по Вашей просьбе я могу Вам пообещать. Книги проповедей тоже не по моей инициативе были изданы, но по благословению высшего церковного священноначалия. Я же только произносил их в порядке очередности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Флп.1:27 .  Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, Но указанные благоприятные результаты вера филиппийцев будет иметь только в том случае, когда они, читатели, будут держать себя достойно своего христианского звания и единодушно подвизаться против врагов Евангелия. «Живите« – πολιτεεσθε, т. е. живите как граждане нового царства, нового общества Христова. – «Достойно Евангелия» (по-русски: «благовествования»). Здесь Евангелие изображается как зерцало нового законодательства, содержащее в себе известные законы и обычаи… – «Приду ли»… Апостол не сомневается в своем освобождении, но опасается того, что обстоятельства задержат его где-нибудь после освобождения и ему не удастся навестить читателей. – «Стоите в одном духе», т. е. сохраняете единство настроения ( «дух " здесь означает дух человеческий, так как далее ему параллельно «душа» – μα ψυχ – по-русски: «единодушно»). – «Подвизаясь» – συναθλοντες, т. е. вместе со мною подвизаясь ( θλον ­ трудиться и бороться) за веру (как религиозный принцип), которая основывается на Евангелии. Флп.1:28 .  и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога, «Противников», т. е. противников веры христианской – неверующих язычников и иудеев. – «Это " , т. е. то обстоятельство, что вы не страшитесь своих противников. – «Погибель и спасение» – здесь имеются в виду как окончательные, вечные (ср. 2Сол.1:5–10 ). – «И сие от Бога». И страх врагов, какой в них производит твердость христиан, и спасение христиан – все от Бога. Естественнее, впрочем, это прибавление относить только к выражению «а для вас – спасения». Флп.1:29 .  потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. Чтобы внедрить в читателей большее мужество, Апостол говорит, что они должны считать делом особой милости Божией то обстоятельство, что призываются не только содержать веру во Христа, но и страдать за Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень. Всем, бывшим при этом, хотелось видеть святой крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигали крест, а народ поклонялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!» В день Воздвижения креста Господня установлен строгий пост. В этот праздник, на утрени, святый крест торжественно выносится из алтаря на середину храма для поклонения. Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя… Крещение Руси Наше отечество Россия сделалось христианскою страною почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. Великий князь киевский Владимир, не желая больше оставаться в язычестве, послал десять мужей к разным народам, чтобы испытать, чья вера лучше. Посланные, возвратившись, больше всего хвалили христианскую веру греков и говорили: «Когда мы были у них в церкви, то не знали, на земле мы находимся, или на небе». Вскоре после этого Владимир пошел на греков войною, взял их город Корсунь и потребовал от греческих императоров Василия и Константина, чтобы они выдали за него сестру их Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявил о своем желании принять христианскую веру, и был крещен прибывшим из Греции с царевной священником. По возвращении в Киев, Владимир велел всем жителям придти в назначенный день на реку Днепр, и здесь над ними было совершено таинство крещения. Это было в 988 году. Из Киева христианская вера скоро распространилась и по всей земле русской. Так как мы приняли христианскую веру от греков, то в наш язык перешло много греческих слов и названий, напр., ангел, апостол и др. Читать далее Источник: Наставление в Законе Божием : Молитвы, Свящ. история, богослужение Православ. Церкви, о вере и жизни христианской : Пособие для церков.-приход. шк., нач. училищ и пригот. кл. сред. учеб. заведений, подгот. к прием. экзаменам в 1 кл. кадет. корпуса/сост. протоиер. Аполлоний Темномеров. - 26. изд. - Петроград : Тип. АО " Слово " , 1917. - 191 с. : ил., карт. (Текст частично церковнославян). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Конечно, пролитая на Кресте кровь Спасителя уже освятила и очистила тварное мироздание, даровав верный залог грядущего благодатного обожения всей твари. И тем не менее постоянно согрешающий человек вновь и вновь делает всю вселенную доступной новому осквернению. Это не означает, что материальное творение делается сущностно причастным злу. Это означает лишь то, что «духи злобы поднебесной» вновь и вновь дерзко и властно вторгаются во все чувственное бытие, непрестанно стремясь его «оккупировать». Вот что пишет об этом святой Николай Кавасила : «Так как общий мучитель, поработив владыку видимого – человека, вторгся потом во все чувственное, как бы в царский дом по падении царя, то каждое таинство, из чувственного заимствуя вещество, имеет нужду в чем-либо очищающем от владычества лукавого. Так, воду, в коей нужно крестить приступающего к таинству, священник сперва молитвами очищает от всякой диавольской злобы, потом уже произносит и совершительное слово». Святой Николай Кавасила . О жизни во Христе слово пятое// Николай Кавасила . Семь слов о жизни во Христе. – С. 116. 327 См.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина . Точное изложение православной веры. – С. 293. Некоторую параллель к этой мысли преподобного Иоанна Дамаскина мы находим в творениях святителя Иоанна Златоуста – в приложении к другим ветхозаветным словам Бога-Творца: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт. 1:28 ) «Сие есть тело Мое, сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение: раститеся и множитеся и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия делает жертву совершенною на каждой трапезе в церквах». Святитель Иоанн Златоуст . Беседа о предательстве Иуды и о Пасхе, о преподании тайн, а также о непамятозлобии.//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . Т. 2. Кн. 1. – С. 423. 330 См., например: Благовестник, или толкование блаженнаго Феофилакта, архиепископа Болгарскаго, на Святое Евангелие. Т. 2. М , 1993. – С. 258–259. Блаженный Феофилакт приводит здесь целый ряд вариантов истолкования смысла вкушения Спасителем печеной рыбы и сотового меда. 331 Так, святитель Филарет Московский пишет: «Это была, по всей вероятности, та Сионская горница, в которой Господь совершил Тайную Вечерю пред Своими страданиями». – Цит. по: М. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Т. 2. СПб., 1893. – С. 686. Читать далее Источник: Под Главою - Христом : Статьи/Петр Малков; Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т. - М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. Богосл. Ин-та, 2000. - 263, с.; 22 см.; ISBN 5-7429-0139-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

местными помещиками, оставшимися верными православию. Хотя и были попытки обратить и этот монастырь в унию, однако же остался непоколебим до 1795 г., когда с присоединением края к России Императрица Екатерина II повелела перевести братию в Духов упраздненный униатский мон. с возведением монастыря в 1-й класс, церковь же переименовать во имя св. Екатерины и сделать кафедральным собором. Но в 1799 г., по неудобности Екатерининской церкви, быть собором, Петропавловский монастырь при церкви св. Духа переведен в гор. Пинск под именем Богоявленского, монастырская церковь переименована в кафедральный собор, а Екатерининский собор обращен в приходскую церковь . “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 82; V, 67 ; Ратшин, 174; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 200; “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 89; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 59; “Минск. губ. в.”, 1864 г., 9 (Выпись из книг земских акта, составленного дворян. православ. исповед. Минского и др. воеводств на основ. в Минске православ. Петропавл. м-ря, 1612 г., в котором дворяне жаловались на отступление части духовенства без позволения всей Руси от повиновения Константинопольск. патриарху и принятие унии, на что они, дворяне, никогда не соглашались), 11 (Выпись из книг главного суда Литовского трибунала протеста православных против намерения правительства забрать на унию основ. в Минске правосл. Петропавлов. м-рь, 1619 г.), 14 (Выпись грамоты Владислава IV, 1633 г., Петропавл. м-рю с утверждением братства при нем и проч.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 541, 5; Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 83; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 504 (прошение 1722 г. игум. Гедеона о дозволении собирать милостыню на строение церкви, разоренной шведами); III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых княж. Литовского); VI, 1726 г., 129 (доношение города Минска, что в Польше, Петропавл. м-ря наместника Серапиона о разрешении ему сбора милост. на м-рь); “Древности, Труды Москов. Археол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Немыченков В.И. О сострадании Бога человеку//Развитие личности. 2016. С. 169–205; Его же . Нравственные ценности человечества и современная теодицея//Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: сб. науч. трудов и мат-лов XXVI Междунар. Рождественских образоват. чтений 2018 года. М.: ИИУ МГОУ, 2018. 140 с. С. 61–76. Святитель Николай Сербский (Велимирович) . Указ. соч. «Внутрь окружности нимба над головой Спаса Благое Молчание введены линии восьмиконечной звезды: это символ Господа Саваофа, с которым Его изображают в Новозаветной Троице (неканоническая иконография). С XVIII в. в русской иконографии Господа Саваофа иногда изображают в треугольном нимбе или нимбе в виде двух сомкнутых треугольников, образующих шестиконечную звезду» (Нимб//Словарь изографа/В. В. Филатов. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. С. 148). Также: «Изображения, сопровождающиеся надписью: “Господь Саваоф”, появились в рус. искусстве в XVI в. В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого денми : Господь, благословляющий обеими руками… волосы лежат по плечам, нимб звездчатый, в виде 2 пересекающихся ромбов синего и красного цветов…» (Господь Саваоф//Православная энциклопедия. Т. 12. С. 181–183. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/166347.html ). Глава 43 Большого Московского собора 1667 г. гласит: «Повелеваем убо отныне Господа Саваофа образ впредь не писати: в нелепых и неприличных видениих, зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда во плоти. Токмо якоже Христос виден бысть во плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти, а не по божеству…» «Нимб Иисуса Христа с обозначением линий Креста принято называть “крещатый нимб”» (Нимб//Словарь изографа. Указ. соч. С. 148). Символика икон и фресок [Электронный ресурс]//Азбука веры. URL: http://azbyka.ru/shemy/simvolika-ikon.shtml Подножье – предмет в виде отдельной возвышенной ступени или низкой скамеечки, изображаемый под ногами Христа, Богоматери, евангелистов и избранных святых… См.: Словарь изографа/В. В. Филатов. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. 287 с.

http://bogoslov.ru/article/6177711

790 Этого взгляда относительно начального момента в обращении (именно, что свободе человека в этом моменте предшествует благодать Божия), в общем, держатся протопр. И.Л. Янышев («Православ.-христ. учение о нравственности». С. 386 и дал.) и проф. Катанский (названный выше труд его – «Учение о благодати Божией» и пр., стр. 329 и др.). Проф. же П. Лепорский («Православ. богословск. энциклопедия». Т. II. СПб., 1903. С. 648–649) более точным находит учение, что «благодать и свобода действуют всегда (след., и в начале веры – вследствие призывания) совместно и в зависимости одна от другой». Но как может в один и тот же момент происходить и призывание к обращению, и самое обращение? Если есть призывание, то должно ему последовать и соответственное поведение, то есть обращение, но слить в один момент то и другое едва ли возможно. Св. отцы Церкви признают – именно относительно самого начала обращения, – что благодать предшествует свободе. Один из мужей апостольских пишет: «Если Он (Бог) попустил нам в прежнее время следовать по собственному нашему произволу беспорядочным страстям..., то Он только терпел это и не благоволил о том неправедном времени, но приготовлял настоящее время праведности, дабы убедившись в прежнее время из собственных наших дел, что мы недостойны жизни, ныне удостоились ее по благости Божией, и показавши, что сами собой не можем войти в Царствие Божие, получили эту возможность от силы Божией» (Послание к Диогнету. Памятники древн. христ. письменности в рус. перев. Т. IV. М., 1863. С. 22). Св. Ириней Лионский говорит: «Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодной.... так и человек, пока не примет через веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде» (Advers. Haeres V, 10, п. 2). Св. Григорий Богослов пишет: «Нужна Божия помощь и для того, чтобы пожелать добра; тем паче самое избрание должного есть нечто Божественное, дар Божия человеколюбия». Творения. Т. 3. М., 1844. С. 225. 791 Лютеранские и реформатские воззрения на даруемое во Христе оправдание и на его условия со стороны человека обстоятельно изложены в Правосл. догматич. богословии прот. Н. Малиновского. Т. III. С. 421–463.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010