Мир и земная жизнь – это ярмарка, где каждый человек за золото своей жизни покупает жизнь вечную. Каким мудрым будет тот, кто золото жизни употребит разумно, покупая лишь то, что принесет ему пользу в час смерти и Суда Божия – исповедь, смирение,терпение, всецелую чистоту от плотских грехов, любовь по Богу. Мирское – будет развеяно по ветру Всегда размышляй о смерти, как будто каждый день является твоим последним днем, и, как только рассветет, говори: «Вот, душа моя, сегодня твой последний день. Будем подвизаться хотя бы его провести в подвиге и покаянии. И, верю, обретем милость, когда ночью преклоним колени пред Страшным Судилищем, пред страшным Судией нашим и Богом. Дерзай, душа моя, молчи, молись, размышляй, люби, плачь с болью о многих своих грехах, ибо настал конец, и хотя бы на закате умилостивим огорченного нами Бога». Во все оставшееся время будем подвизаться, ибо только это у нас и останется. Все же остальное – мирское – будет развеяно по ветру. Конец представления Суета сует, всяческая суета, чадо мое, в этом мире. Так возгласил премудрый Соломон, когда с избытком вкусил всех чувственных наслаждений. Все удовольствия испытало его сердце, однако конец их – тление и гибель. Напротив, труждающийся по Богу и необходимого для жизни не лишается, и, с другой стороны, ощущает подлинную радость и мир Божий. Не вечно богатство, не остается слава; красота увядает, молодость проходит, и наступает старость; здоровье ухудшается, затем следует болезнь, и гроб все разрушает и превращает в ничто. Когда помыслим о последнем своем жилище, тогда узрим собственными очами всю человеческую суету, как и авва Сисой, когда увидел гроб Александра Великого, воскликнул: – Увы, увы, смерть! Тебя, Александр, тебя не вмещал целый мир, и как же вместили тебя две пяди земли? Там, во гробе, прекращаются мечтания о суетных наслаждениях; там попирается всё, что любили и ради чего приносили жертвы многие из людей; там, во гробе, торжествуют над обманчивостью мира те души, которые уразумели его лесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В общении с Богом и познании Его через просвещение Святаго Духа – назначение человека, смысл и цель его жизни. «Для чего создан человек? – вопрошает преп. Антоний и отвечает:– Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял Создавшего их для человека» (1:73). Чрез познание божественного происходит очищение души и ее возвышение к Богу. «Есть тебе дело, душа моя! – обращается к душе св. Григорий Богослов в одном из своих стихотворений.– Очищай жизнь… размышляй о Боге и о Божиих тайнах; размышляй, что было прежде вселенной и что для тебя значит эта вселенная, откуда она произошла и до чего дойдет» (14:19). В согласии с этой мыслию об истинном направлении разума и происходящем при этом нравственном очищении человека святой Григорий Синаит учит: «Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и божественное, – не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском любомудрии, паче же в боголюбии» (5:212). Чистым умом преп. Максим Исповедник признает ум «вышедший из неведения и просвещаемый Божественным светом» (3:182). Очищение – залог духовного бессмертия, и этого достигает человек чрез богопознание. «Древо жизни есть познание Бога, причастным которого сделавшись, чистый пребывает бессмертным», – говорит авва Фалассий (3:337). «Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное», – наставляет преп. Антоний Великий (1:82). Об особом значении богопознания для духовной жизни и неотделимости его от догматических основ Православия напоминает св. Григорий Синаит , имея в виду текст Прем. 15:3 и Ин. 17:3 : «Знать Единаго Бога, по Писанию, есть корень бессмертия, а ведать державу Триипостасной Единицы есть всецелая правда. Изреченное о сем в Евангелии слово можно так разуметь: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе, Единаго Истиннаго Бога» в трех Ипостасях, «и егоже послал еси Иисус Христа» в двух естествах и хотениях ( Ин. 17:3 )» (5:186).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Св. Феодор Студит, в одном из утешительных писем к Евфросинии, похоронившей свою мать, писал: «Всегда содержи в уме своём мысли о смерти; ибо где мысль о смерти, там удаление страстных расположений; размышляй о самом разлучении душ от тела, – о разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела; размышляй и о последующем отведении души в страну небесную» 478 . 2) Ангел Хранитель отводит душу в назначенную ей страну духов блаженных, или же мраком томимых. Так: Св. Иларий, при изъяснении слов псалмопевца: «возвеселится праведник, егда увидит отмщение» ( Пс.57:11 ), замечает: «радость праведникам (отшедшим) – зрелище воздаяния; они исполняются радостью тогда, как, быв отведены Ангелами в обитель вечного успокоения, обращаются мыслью к заслуженному грешниками воздаянию» 479 . Далее говорит св. отец приспособительно к сказанному в притче о богатом и Лазаре ( Лк.16:19–31 ) и к словам Иисуса Христа ( Ин.3:18–19 ) 480 . Древний составитель ответов о православной вере (между творениями св. Иустина) говорит: «По исшествии из тел, души праведников отделяются от душ нечестивых, именно, отводятся Ангелами туда, кто куда достоин; души праведников – в рай, для блаженного общения с Ангелами и Архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Спасителя Христа (благоволим паче отъити от тела, и внити ко Господу ( 2Кор.5:8 )); а души нечестивых во ад... И те и другие блюдутся в подобающем им состоянии до воскресения и решительного воздаяния» 481 . В чём именно состоит служение Ангела Хранителя человеку? Сведущий в тайнах царствия Божия и обнимавший любовью дальних и ближних сынов царствия Божия, когда хотел изобразить свои благожелания к ним, в особенности важные для всех и каждого, сказал вообще: всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится ( 1Фес.5:23 ). Признавая в словах апостола указание на то, что с нашей стороны существенно и необходимо требуется для достижения главной цели всей нашей жизни, и самого содействия нам служебных духов, в служение посылаемых за хотящих наследовать спасение ( Евр.1:14 ), не можем не видеть, что именно к сему благоустроению нашей жизни направлено служение Ангелов Хранителей наших. Их попечение о нас, их неутомимая заботливость о вечном спасении нашем, открываются во всевозможном содействовании к тому, чтобы сохранить без порока наш дух, и душу, и тело, к пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Сего-то преимущественно благо устроения в нашей жизни желает нам Св. Церковь , кои да сама испрашивает за нас, и нам внушает испрашивать для себя от Бога, Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших. Не о той же ли тройственной непорочности верующего упоминается и в писаниях отцов, когда они в разных словах повторяют, вслед за апостолом ( Евр.1:14 ), указание на главный предмет служения Ангелов Хранителей наших, именно то, чтобы послужить к спасению спасаемых 482 ?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проси у Господа Бога прощения во грехах и терпения во время болезни. Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни. Если Господь Иисус Христос потерпел ради нашего спасения самые тяжкие страдания и болезни — а мы что сделали или потерпели ради нашего спасения? Как можно чаще ходи в храм к Божественной службе, особенно старайся как можно чаще быть во время литургии. Воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия. Всегда, когда находишься в храме, представляй, что ты находишься в присутствии Бога, ангелов и всех святых. Остальное время дня после литургии посвящай на благочестивое чтение и другие дела благочестия и любви. День рождения твоего особенно посвящай делам благочестия. Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание твоей совести. Исповедуйся и приобщайся Святых Таин как можно чаще. К приобщению Святых Таин приступай всегда с истинным гладом и истинною жаждою души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верою, упованием и любовию. Как можно чаще размышляй о страданиях и смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризою заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в Царство Свое. Имя Иисуса всегда имей в устах и в сердце. Как можно чаще размышляй о великой любви Господа к тебе, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми силами твоими, и таким образом будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою. Часть шестая. В отчем доме Предисловие В «доме Отчем» бывший «блудный сын» должен выполнять ту или другую работу в согласии с волей Отца. Эта работа может быть различной. Некоторые, из особо отмеченных Богом, избирают путь иноческий и идут в монастыри и пустыни. Другие остаются «иноками в миру», соблюдая монашеский обет безбрачия. Наконец, третьи составляют те христианские семьи — «домашние Церкви», которые так высоко оценивались апостолом Павлом. Освещению этих трех путей посвящается настоящая — 6-я часть очерков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Но Ангел-Хранитель не отступает от человека и в годы его юности, мужества и преклонного возраста. Лишь только грехи наши могут отогнать его от нас. Священник Георгий Орлов . Ангел-Хранитель. М., 1905 Сопутствие Ангелов-Хранителей отходящим в жизнь загробную Немало свидетельств в писаниях отеческих и о том, что верующие не лишаются служения своих Хранителей при самой кончине и за пределами здешней жизни. 1) Ангелы-Хранители присутствуют при самом разлучении души с телом. Помня сказанное Иисусом Христом о кончине человека, не помышляющего о смерти и о жизни по смерти, приведем слова великого подвижника духовной жизни. Св. Феодор Студит в одном из утешительных писем к Ефросинии, похоронившей свою мать, писал: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти; ибо, где мысль о смерти, там удаление страстных расположений; размышляй о самом разлучении души от тела – о разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела; размышляй и о последующем отведении души в страну небесную. 2) Ангел-Хранитель отводит душу в назначенную ей страну духов блаженных или же мраком томимых. Св. Иларий, при изъяснении слов Псалмопевца «возвеселится праведник, егда увидит отмщение» ( Пс. 57:11 ), замечает: «радость праведникам (отшедшим) – зрелище воздаяния; они исполняются радостно тогда, как, быв отведены Ангелами в обитель вечного успокоения, обращаются мыслию к заслуженному грешниками воздаянию». Древний составитель ответов о православной вере говорит: «По исшествии из тел души праведников отделяются от душ нечестивых, именно, отводятся Ангелами туда, кто куда достоин; души праведников – в рай, для блаженного общения с Ангелами и Архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Спасителя Христа, а души нечестивых – в ад... И те, и другие блюдутся в подобающем им состоянии до воскресения и решительного воздания». Потому и Св. Церковь заповедует нам обращаться к Ангелу-Хранителю с такой молитвой: «прежде онаго (страшного) суда не забуди раба твоего, руководителю мой... покрытый мя исходяща от тела. Еже не видети мерзкие лица демонские».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В случае бессонницы, когда долго не можешь заснуть, опять размышляй и опять молись. Размышляй о судьбах правды Божией и неправды человеческой и извлекай отсюда полезные уроки для своей жизни. Молись внутреннею молитвою сердечною: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Если пойдут в сердце и голову дурные мысли, встань и клади поклоны с молитвою: «Помилуй мя, Боже…» ( Пс. 50 ), пока не утомишься. Если усердно помолишься – скоро заснешь, а не заснешь, так душевную пользу получишь. Вот как добрые люди препровождают жизнь свою богоугодно, свято. Здесь показан тебе способ, как проводить свято только один день. Так проводи другой и третий – все дни твоей жизни. Страсти сердца Человек, лишившийся благодати Божией и ставший рабом страстей и орудием диавола, становится подобным несмысленному животному. Один святой человек спросил демона, находящегося в бесноватой женщине: «Что более всего у христиан страшного для вас?» Демон ответил: «Имеете три вещи, действительно для нас ужасные: крест, который носите на себе, крещение и причащение. Если бы вы, христиане, тщательно хранили их, то никто из нас не смог бы оскорблять вас». Такое признание демонами силы креста и святых таинств Церкви да послужит нам на пользу. Господь наш Иисус Христос умер за нас на кресте, претерпев поношение и смерть, воскрес из мертвых, поправ силу диавола, воскресив Своим воскресением весь род человеческий для будущей вечной жизни. Это была святая жертва примирения падшего человека с Богом. Господь открыл для человека двери рая, но человек, по своей падшей природе, склонен ко греху и поэтому, дав при святом крещении обет Богу больше не грешить, отвергнуться сатаны и всех дел его, снова грешит, становясь на путь погибельный из-за своего небрежения к заповедям Божиим: нерадения, маловерия, охлаждения, лености, праздности, суетливости. Он допускает к себе снова своего вечного врага, который, искушая, влагает в сердце его свои злые семена: гордость житейскую, любовь к миру, к плоти. Дух Божий отходит от человека, потому что не может присутствовать там, где нет Божественной любви, правды, чистоты, целомудрия, кротости, смирения, воздержания, страха Божия, покаянного сокрушения о своем падении. Приступает сатана, и человек становится рабом ему, он творит беззакония до тех пор, пока гнев Божий не поразит его тело, а злые духи, взявши душу, не ввергнут в геенну вечного огня, плача, стенания, воздыханий, мрака и тесноты.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

А воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия. Находясь во храме, всегда помни, что ты находишься в присутствии Бога, Ангелов и всех святых; остальное время дня после Литургии посвящай на благочестивое чтение и другие дела благочестия и любви. День рождения и Ангела твоего особенно посвящай делам благочестия. Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание своей совести. Исповедуйся и приобщайся Св. Таин как можно чаще. К приобщению Св. Таин приступай всегда с истинным гладом и с истинной жаждой души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верою, упованием, любовью. Как можно чаще размышляй о страданиях и смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризою заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в Царствие Свое. Имя Иисуса всегда имей на устах, в уме и в сердце. Как можно чаще размышляй о великой любви к тебе Господа Бога, в Троице славимого и поклоняемого, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми силами твоими. Творя сие, будешь вести мирную жизнь на сей земле, и блаженную на небе во веки веков. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою. Аминь. СОВЕТЫ СТАРЦА ХРИСТИАНАМ, ЖИВУЩИМ В МИРУ (Извлечено из книги С.А. Нилуса «Святыня под спудом») 1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы — Господа. Во Имя Божие, вот как приказываю вам жить: когда вы бываете одни, хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось, — всегда мысленно, сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе вашей. 2. У послушников Христовых в предмете должна быть воля не своя, а Божия, которая и апостолам, и нам воспретила исследовать будущее, его же Бог положил во власти Своей. 3. Если живете вы с другими, то служите им, как Самому Богу, и не требуйте за любовь любви, за смирение — похвалы, за службу — благодарности. 4. Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте; а если они оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога орудие, которым, если захотите, можете истребить в себе всякую нечистоту сердечную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Обращение грешника бывает иногда следствием молитв и воздыханий души благочестивой, молящейся в уединении. В некоторые минуты ревностного благочестия иной желал бы стать, среди идолопоклонников для обращения их. О, святые желания! Почто стремитесь искать того вдали, что находится близ вас самих? Облегчи бедных и страждущих, научи неразумных, воспитай детей в благочестии, домочадцев ободри в их должности, – вот подвиги, в которых отец семейства трудится для блага своего. Можно ли быть равнодушным к спасению своему и ближнего, если мы представим, что Иисус пожертвовал за нас Своею кровию и жизнию? Когда ты любишь Господа, сын Мой, то чем лучше можешь доказать оное, если не благодарением и любовию к Нему? Ах! Сколь мало Господь имеет верных рабов! Благоугождай пред Ним, не только совершенствуясь сам, но и употребляя все средства, какие доставляет тебе состояние твое, прославлять Господа и в ближних твоих. Где душа христианская должна искать утешения себе во время страданий за добродетель и в прискорбиях жизни сей Раб. Что утешало Тебя, Святейшая Матерь Господа, во время гонений на первенствующую Церковь , от которых и сама Ты даже не была изъята? Мария. Сын Мой, Я находила утешение, как и все гонимые верующие, в размышлении о страданиях Господа, которых ни слава Его Воскресения, ни Восшествие Его на небо не могли изгладить из памяти Моей. Я посещала места святые, где происходило таинство искупления, и особенно Голгофу, где рассуждала о добродетелях, о благости Иисуса, о нечувствительности и неблагодарности пригвоздивших Его ко Кресту. Размышляй и ты, сын Мой, размышляй чаще о поступках мира, какие он употреблял против твоего Спасителя. В сих размышлениях найдешь утешение и посреди прискорбий, терпимых тобою со стороны мира если только верен пребываешь Господу. Какие трудные подвиги – презрение, оскорбления, гонения претерпел для тебя Иисус, призывая тебя к последованию Себе! Ими Он дает тебе чувствовать, что и ты должен искать всего из любви к Нему. Добродетель, которая не терпит ничего противного со стороны мира, не есть добродетель истинная.

http://azbyka.ru/podrazhanie-presvyatoj-...

Сомневаться в том, что рядом с нами невидимо, но реально присутствуют духовные помощники, невозможно человеку, доверяющему Слову Божию и опыту Церкви. Святитель Филарет (Дроздов) в ответ на высказанные сомнения относительно участия Ангелов в нашей судьбе недоумевал, как можно сомневаться в том, о чем сообщил нам Сам Царь Небесный: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» , и говорил: «Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи в наш ум и искры в наше сердце…» «Как жаль, – вздыхает святитель Филарет, – что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям – и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших». Немало свидетельств в писаниях отеческих о том, что верующие не лишаются служения своих Хранителей и за пределами здешней жизни. Преподобный Феодор Студит в одном из утешительных писем к Евфросинии, похоронившей свою мать, писал: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти; ибо, где мысль о смерти, там удаление страстных расположений; размышляй о самом разлучении души от тела – о разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела; размышляй и о последующем отведении души в Страну Небесную». Древний анонимный составитель ответов о православной вере говорит: «По исшествии из тел, души праведников отделяются от душ нечестивых, именно, отводятся Ангелами телами туда, кто куда достоин; души праведников – в рай, для блаженного общения с Ангелами и Архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Спасителя Христа; а души нечестивых — в ад… И те, и другие блюдутся в подобающем им состоянии до воскресения и Решительного воздаяния».

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Также помни и с верою размышляй в твоей душе о благодеяниях Божиих, явленных в спасении всего рода человеческого и тебя; вспоминай, как Бог обещал Спасителя миру, как Сын Божий явился в мир, учил, творил чудеса, испытал все человеческие нужды и немощи, кроме греха, был преследуем врагами, подвергнут истязаниям, и среди сих страданий, наконец, умер на кресте. Размышляй, как Богочеловек по смерти сходил душой во ад, освободил узников ада, и в третий день воскрес, в сороковой по воскресении вознёсся на небо во славе и воссел одесную Бога Отца, в пятидесятый ниспослал Всесвятого Духа на апостолов и на всю Церковь Свою. Помни и то, как Он оставил в Церкви Своей спасительное учение и Таинства, и от начала Церкви до ныне Своею благодатию давно устрояет спасение людей по всему миру, где только есть правоверующие христиане. Представляя трапезу Господню, от которой надеешься вкусить истинной пищи, питающей душу и тело к вечной жизни, говори и повторяй в душе твоей с несомненным убеждением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Ещё верую, яко сие есть самое пречистое тело Твоё, и сия есть самая честная кровь Твоя». Да приступаем, по апостолу, со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя ( Евр.10:22 ). Да приступаем с истинным сердцем и с полною верою, очистив сердца от порочной совести! Надежда Для возбуждения и укрепления надежды, всё, что Бог делает для всего рода человеческого, относи ты и к самому себе: ибо ты член человечества, и что сделал Господь для всего мира, то сделал и для тебя. Говори: «И для меня Ты, Боже, хранишь чин природы, и для меня повелеваешь светить солнцу, посылаешь дожди, оплодотворишь землю, приготовляешь всё нужное, даёшь день для труда и благих дел, и ночь для молитвы и отдыха». Как посылал Он нужное вчера и прежде, так уповай, что даст и в будущее время. Но как, представляя сии блага настоящей жизни, имеешь надежду на Бога, и твёрдо уповаешь, что источник благости Его не иссякнет на завтра и на последующее за тем время: так взирай с надеждой и на высшие блага.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010