106 Чтобы возвеличить Иосифа, католики приискивают ему, за отсутствием настоящих пророчеств о нем, как есть они о Предтече (о которых, к слову сказать, при этом сопоставлении они обычно забывают), ветхозаветные прообразы: Иосиф, Авраам, Моисей. Эго лишь новый пример безудержного произвола, проявленного в догмате об Иосифе. 107 Тем не менее, остается поминовение Иосифа, in litaniis sanctorum, введенное папой Бенедиктом 13-м в 1726 году, после Предтечи, но эго объясняют только более поздним введением поминовения Иосифа, а не сравнительной оценкой святости его. 109 Вот для примера рассуждение о сравнительной святости богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа: Св. Иосиф поставляется выше богоотцев Иоакима и Анны по своей близости к Христу. «Место (ordo) их было случайным (per accidens), так как для Христа было случайно, что Мать Его была их дочерью. Сам же Он произошел от Марии, насколько Она была Его Материю, а не поскольку Она была дочерью св. Иоакима и Анны; место же (ordo) св. Иосифа при воплощении было самостоятельно (per se), насколько Бог определил, чтобы Сын Его родился от обрученной». Только на основе догмата 1854 г. о непорочном зачатии Богоматери, превращающею его в deus ex machina, можно додуматься, что место богоотцев в боговоплощении случайно. Далее указывается, что грех в богоотцах не помешал бы их положению (опять то же внешнее, механическое представление о рождестве Богоматери), «грех же или в Марии, или (sic!!!) в Иосифе, перешел бы каким-либо образом на Само воплощенное Слово». (Из этого видно, в какой мере современная католическая доктрина, действительно, превращает Иосифа в отца Иисуса и совершенно приравнивает его близость к Нему близости к Нему Богоматери.) Если бы св. Иоаким и Анна были предопределены к святости, это было бы ради Марии; Иосиф же и Мария – ради Самого Христа, поэтому Иосиф и стоит выше богоотцев» (Lepicier. Tractatus de St. Ioseph, 28). Читать далее Источник: Малая трилогия/протоиер. Сергей Булгаков. - Москва : Общедоступный Православный Ун-т, основанный протоиер. А. Менем, 2008. – 575 с./Друг Жениха. 185-389 с. ISBN 978-5-87507-285-7

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

376) Гаремы в Иерусалиме и брачные отношения мусульман, ст. Л.А. Франкля, Атеней 1858, ч. IV, стр. 35–42; перепеч. в извлечении в Журн. Общеп. сведений 1858, стр. 374. 377) О холерной эпидемии в Иерусалиме в 1865 г., соч. Георгия Саруфи. Отд. оттиски, 8 , из (?). 378) Статистические сведения о числе жителей в Иерусалиме, Прав. Обозр. 1867, т. XXIII, изв., стр. 143. Отдел VII. История Церкви Иерусалимской (в хронологическом порядке) 379) Церковь Иерусалимская, Христ. Чт. 1825, XIX, 63, 187, 300; XX, 110, 196 43 . 380) Апостольский собор в Иерусалиме. Опыт разбора отрицательных воззрения Баура на апостольскую историю, четыре статьи Н. П. Комарова, Прав. Обозр. 1872, 7, 8 и 9 (О других иерусалимских соборах 536 г., 1136, 1142–1443 и 1672 см. Историю соборов, священ. А. Поморцева, Орел, 1861). 381) Св. первомученик Стефан, Христ. Чтен. 1834, I, 57; Воскр. чт., II год, 382; Христ. Чт. 1862, стр. 731–784. NB. Полный перечень св. мужей Иерусалима и всех мест палестинских – Аримафеи, Вифании, Вифлеема, Еммауса, Иорданской пустыни и вообще Иудеи и Палестины см. в Месяцеслове протоиер. Д. Вершинского , Спб. 1856, стр. 336–372, «Топографический указатель». Мы упомянем здесь только о тех, о коих находятся особые исследования в нашей литературе. 382) Св. апостол Иаков, брат Господень, Велик. Минеи м. Макария, окт. 23, стр. 1533, 1561. При всех дальнейших указаниях на Минеи Макария, см. также Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского , под теми же числами.) 383) Св. ап. Иаков, брат Господень, первый епископ иерусалимский, Христ. Чт. 1838, II, 92; 1840, IV, 143; 1846, III, 78; Дух. Бес. 1859, Странн. 1866, октябрь, отд. 1, стр. 24–55, протоиер. В. Гречулевича. 384) Священномученик Симеон Иерусалимский, Велик. Минеи м. Макария, сент. 18, стр. 1146, 1149; тоже, апреля 27, стр. 811, 815; Воскр. Чт. XI, 50. 385) Св. Фотиния самаряныня и сын ее Иосия, Велик. Минеи м. Макария, марта 20, стр. 1084, 1094; 26 февраля. 386) Наркисс, еп. Иерусалимский (II века – из Евсевия), Воскр. Чт. XVI, 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий, монах. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы . – ЖМП, 1986, 3. Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий. M., 1902. Венедикт (Князев), иером. Единство пастыря и паствы. Загорск, 1978. Машинопись. Вениамин, иерод. Аскетика или подвижничество о Христе Спасителе Боге. Киев, 1906. Вениамин (Милов) , архим. Собрание лекций по Пастырскому богословию с аскетикой. M., 1947. Машинопись. Ветелев A., проф., протоиер. Духовная школа как преддверие пастырства. Глава из курса Пастырского богословия. Загорск, 1952, ч. 1. Машинопись. Он же. Сборник статей о пастырской душепопечительности. Загорск, 1969, 5. Машинопись. Он же. О пастырской душепопечительности. Б. м., б. г. Машинопись. Вопросы пастырской практики. Б. м., б. г. Машинопись. Воронов Л. , проф., протоиер. Заседание смешанной англикано-православной комиссии. – ЖМП, 1981, 11. Геласий (Михайлов), архим. Пастырелогический элемент в творениях русских богословов XIX–XX веков: (Митрополиты Платон и Филарет, епископы Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник ). Загорск, 1964. Машинопись. Глушаков A., свящ. Святой Иоанн Златоуст как образец пастырского служения (по его житию и творениям). Загорск, 1955. Машинопись. Говоров С. Моральная философия стоиков в отношении к христианству Вера и разум, 1888, 7. Горунович Я. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899. Гренков А. И., проф. Пионер науки о христианской нравственности, –Православный собеседник, 1875, янв. Святой Григорий Богослов . Творения. M., 1844, ч. 3. Григорий Великий (Двоеслов) . Правило Пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. Григорий, архим. Святой Григорий Богослов Назианзин как пастырь и учитель пастырства. Сергиев Посад, 1916. Добротолюбие. M., 1900–1901, т. 1–5. Древний Патерик. 2-е изд. M., 1914. Дьяченко Г. свящ. Вопросы на исповеди взрослых христиан по руководству десяти заповедей Закона Божия, девяти евангельских заповедей о блаженствах и девяти церковных заповедей... 2-е изд. M.. 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кирилл (Наумов) , архим. Пастырское богословие. Б. м., 1855. Кирпянский П. Учение о пастырстве в письменности мужей апостольских. Загорск, 1956. Машинопись. Климов A., свящ. Жертвенность пастырского служения. Загорск, 1980. Машинопись. Ключарёв, протоиер. Слово о духе и значении аскетизма, или христианского подвижничества. – Странник, 1869, сент. Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочиненная. СПб., 1771. Ковалев М. Учение о пастырстве по богослужебным книгам Русской Православной Церкви. Загорск, 1960. Константин, архим. Пастырское богословие. Нью-Йорк, 1960–1961, ч. 1–2. Константин (Ефремцов), иерод. Божественная литургия в жизни православного иерея. Загорск, 1974. Машинопись. Корякин В., диакон. Основы православного пастырства (вера, любовь и церковность). Загорск, 1973. Машинопись. Круглов A. В. На службе миру – на службе Богу. – Душеполезное чтение, 1902, окт. Левитский С. Д. Идея монашества и Валаамская монастырская община. – Православное обозрение, 1883, февр., март. Левицкий Г. Отчет о занятиях в 1889–1890 академическом году в качестве профессорского стипендиата при кафедре Нравственного богословия. – Журнал Совета Петербургской Духовной Академии. 1889/90 уч. год. СПб., 1894. Лесик A., протоиер. Сущность пастырского служения и его значение для Церкви. Загорск, 1979. Машинопись. Лихачев Д. C., Панченко A. M., Понырко H. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. Лосский В. Н. Догматическое богословие. – Богословские труды. M., 1972, сб. 8. Он же. Мистическое богословие. – Там же. Лукьянов В., свящ. Значение личной жизни пастыря в его служении. Загорск, 1968. Машинопись. Макарий (Булгаков) , митр. Введение в Православное богословие. СПб., 1913. Малевинский A., свящ. Инструкция благочинному приходских церквей... 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1899. Медведев Н. Д. Антропологический этюд. – Богословские труды. M., 1976, сб. 16. Иоанн Мейендорф . Введение в святоотеческое богословие. Б. м., б. г. Мельников A. С. Пастырское душепопечение по святому Иоанну Златоусту . Загорск, 1950, вып. 2. Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

131 Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ/Гл. ред. протоиерей В.Н. Воробьев, отв. сост. Н.А. Кривова. М., 2000. 132 В сборнике даны обширные выдержки из доклада епископа Камчатского Нестора (А.Н. Анисимова), подготовленного для соборной Комиссии по фотографированию и описанию повреждений Московского Кремля и опубликованного в 1917 г. по благословению Поместного Собора в виде брошюры «Расстрел Московского Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 г.)». Напомним, что данная брошюра была переиздана с предисловием Н.С. Малинина в 1995 г., а в 2005 г. – во второй раз, в составе документального сборника, посвященного митрополиту Нестору и подготовленного сотрудницей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета О.В. Коси к, которая вела републикацию с переработанного и расширенного автором токийского издания этой брошюры 1920 г. Нестор (Анисимов) , епископ Камчатский. Расстрел Московского Кремля/Сост. Н.С. Малинин. М., 1995; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) /Авт.-сост. О.В. Косик. М., 2005. Т. 1.С. 190–212,554–555). 134 Советское государство и религия: 1918–1938 гг.: Документы из Архива Государственного музея истории религии/Сост. Е.М. Лучшее. СПб., 2012. С. 27–35,64–69, 102–106. 135 За комиссией во главе с митрополитом Вениамином в историографии закрепилось название комиссии епископа Камчатского Нестора (Л.Н. Анисимова), участника этого соборного органа, арестованного большевиками и активную деятельность. Читать далее Источник: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917 - 1918 г. [Текст] : сборник документов/Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т [и др.] ; [сост. Л. Б. Милякова и др.]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2016. - 941 с.; 25 см. - (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви/редкол. : протоиер. Владимир Воробьёв (гл. ред.), протоиер. Александр Салтыков, свящ. Александр Щелкачев).; ISBN 978-5-7429-1007-7

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Вадим Леонов , кандидат богословских наук 20 октября 2003 г. Рейтинг: 8.9 Голосов: 58 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М., 1998. С.181. Никейский Символ веры цитируется нами по изданию: Деяния Вселенских соборов: В 4-х т. Спб., 1996. Т. 1. С. 69-70. См.: Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т.4. С. 135. Григорий Богослов, св. Послание к пресвитеру Кледонию, первое... Т.2. С.10-11. См.: Деяния Вселенских соборов: В 4-х т. Спб., 1996. Т. 1. С. 116. Вот, например, как ересиарх Евтихий опирался на Никейский символ веры. Его спрашивали: «Исповедуешь ли ты, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству?». А он отвечал: «А что сказано в Символе? Как там читается?». Отвечали ему: «единосущна Отцу». «Вот так и я верую; так веруй и ты», - заключал Евтихий. А к Священному Писанию он обращался затем, чтобы своих противников смущать вопросом: «а где в Писании сказано: «два естества»? (См.: Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т.4. С. 248-249). См.: Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий. Под ред. С.И. Соболевского: В 2-х т. М., 1958. Т.2. С.1611. В творениях святых отцов в отношении Господа Иисуса Христа это слово употребляется так же и в нравственном, и в природном смысле. (См.: Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1991. P.1380). Афанасий Великий, св. Против Аполлинария. Кн.1, 16... Т. 3. С.334. Афанасий Великий, св. Против Аполлинария. Кн.1, 14... Т. 3. С.332. Афанасий Великий, св. Слово о воплощении Бога-Слова... Т. 1. С.234. Игнатий Антиохийский, св. Послание к Смирнянам Гл.4... С.303. Ириней Лионский, св. Доказательство апостольской проповеди. Гл.39... С.588 Традиционное утверждение о непричастности первородному греху плоти Господа содержится во всех известных изложениях или курсах Православного догматического богословия. См., например: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.107-109; Воронов Ливерий, протоиер. Догматическое богословие: Из лекций для студентов СпбДА. М.-Спб., 1994. С.42; Помазанский Михаил, протоиер. Православное догматическое богословие. Джорданвиль, 1963. С.119. Филарет Черниговский, архиеп. Православное Догматическое Богословие: В 2-х ч. Спб., 1882. Т.2. С. 46-49; Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие: В 2-х т. Репринт. Коломна, 1993. Т.2. С.67 -78; Сильвестр, еп. Опыт Православного Догматического богословия (с историческим изложением догматов): Киев, 1891.Т.4. С.57. Малиновский Н., свящ. Православное Догматическое богословие: В 2-х ч. Ставрополь-Губернский, 1903. Ч.2. Втор. половина. С. 66-74 и др.

http://pravoslavie.ru/5870.html

Старец говорил нам: «Всегда размышляй о смерти, как будто каждый новый день является твоим последним днем, и говори: “Дерзай, душа моя, молчи, молись, ищи примирения, люби, плачь с болью о своих грехах, ибо настал конец”. Пока у нас есть время, будем подвизаться, потому что это единственное, что останется с нами, все же остальное – мирское – будет развеяно по четырем ветрам. Молитесь и обо мне, который говорит, а сам не исполняет; увы мне, треокаянному! каким увижу я лик Господа?» Старец наставлял: «Всегда размышляй о смерти, как будто каждый день является твоим последним днем» Сегодняшнее событие одновременно и грустное, по причине временного телесного разлучения, и радостное во многом, потому что мы приобрели сильнейшего перед Господом заступника. Наш старец не умер, он упокоился и преставился в небесные обители, в братство своего старца – преподобного Иосифа Исихаста. Его приветствуют святые апостолы, мученики, преподобные, ангельские лики, его заступник честной Предтеча, наша Панагия и Владыка Христос, Которого он так возлюбил. Свет Истины, Пресвятая Троица. Он проходил поприще жизни с большой верой, любовью и упованием на волю Божию и сейчас заслуженно отдыхает в уготовленном ему месте упокоения. Наступил час его ухода из жизни. Он ожидал его и часто о нем говорил. Да и как долго еще на самом деле он бы мог находиться с нами, сколько еще мог терпеть разлуку со своим старцем на небесах?! Его терпение превзошло все пределы, его беспредельная любовь щедро предлагалась всем нам. Ты много страдал, святой наш отец, терпел боль – и мы вместе с тобой; терпел клевету, отверженность, мученичество болезни, неся свой тяжелый крест с верой в Божии милосердие и любовь, мужественно, во славу и во имя нашего Христа, – и преимущественно в молчании. Тем не менее твой голос, твои поучения останутся для нас навсегда многоценной сокровищницей, призывая к подвигу стяжания добродетелей. Молись, святой старец, чтобы мы шли по твоим стопам, каждый в соответствии со своими способностями.

http://pravoslavie.ru/130587.html

Толк. на псал. 118: твор. т. 1, стр. 1203. Париж, 1845 г. Бл. Феодорит. Толк. на виден. пр. Даниила: твор. ч. 4, стр. 201. Москва, 1857 г. Св. Анастас. синаит. на шестоднев. кн. 5: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 89, стр. 920. Париж, 1860 г. 455 В этом уверяемся из мест, приведенных нами пред сим из творений св. отцев и писателей Церкви. Впрочем, некоторые из древних, большею частию западные, полагали, что ангел-хранитель дается человеку с самого рождения его. Бл. Иероним. Толк. на еванг. Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 83. Париж, 1706 г. Бл. Августин. О град. Бож. кн. 19, гл. 14: твор. т. 7, стр. 447. Антверпен, 1700 г. 456 Так, св. Григорий чудотворец изображает ангелов-хранителей, как надзирателей, воспитателей, учителей и руководителей наших, Климент александрийский – как надзирателей наших, Ориген – как защитников, покровителей и наставников, св. Василий великий – как детоводителей и пастырей, св. Григорий нисский – как хранителей нашей жизни, Иларий поатьерский – как свидетелей нашей воли, бл. Иероним – как всегдашних спутников наших в жизни. Св. Григор. чудотв. Похвал. слов. Оригену : твор. стр. 181–182. Маинц, 1604 г. Клим. алекс. Стром. кн. 5: твор. стр. 592. Париж, 1641 г. Ориген . Бесед. 8 на кн. Бытия, чл. 8: твор. т. 1, стр. 83. Париж, 1733 г. Толк. на пр. Иезекииля: твор. т. 3, стр. 358. Париж, 1740 г. Св. Григор. нисск. Слов. на 40 мученик. 2: твор. т. 3, стр. 779. Париж, 1858 г. Илар. поат. Толк. на псал. 118: твор. стр. 250. Кельн, 1617 г. Бл. Иерон. Сказан. о добродет. св. Павлы: христ. чт. 1847 г. ч. 4, стр. 188. 457 «По выходе из тел, – пишет один древний писатель, – души праведных отделяются от душ нечестивых, именно отводятся ангелами туда, кто куда достоин: души праведников – в рай, для блаженного общения с ангелами и архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Христа Спасителя, по сказанному: благоволим паче отъити от тела, и внити ко Господу ( 2Кор. 5:8 ), а души нечестивых – во ад, как сказано о Навуходоносоре, царе вавилонском: ад доле огорчися, среть тя ( Ис. 14:9 ), и блюдутся в подобающем им состоянии до дня воскресения и решительного воздаяния». Иларий поатьерский также говорит: «Возвеселится праведник, егда увидит отмщение ( Пс. 57:11 ). Видение воздаяния – радость для праведников: ибо они исполняются веселием, когда, быве отведены ангелами в обитель вечного упокоения, обращаются мыслию к воздаянию, заслуженному грешниками». Св. Феодор студит учит: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти; ибо где мысль о смерти, там удаление от страстных расположений. Размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела. Размышляй и о последующем отведении души в страну небесную» Св. Иустин. муч. Вопрос. и ответ. к православным: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 6, стр. 1317. Париж, 1857 г. Илар. поат. Толк. на псал. 57: твор. стр. 219. Кельн, 1617 г. Св. Феодор. студ. Письм. к Евфросинии: твор. стр. 1429. Париж, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Отходя ко сну, соверши вечернюю молитву по готовым церковным молитвам или своими словами, только смотри, чтобы твои молитвы были непременно святы и обстоятельны: а) прежде всего благодари Бога за все оказанные Им тебе и всем людям благодеяния: за искупление, за святую веру, за Святые Таинства и за все святые внушения ко спасению; б) молись, чтобы Господь Бог простил тебе все твои грехи и не попустил тебе умереть во грехах; в) молись, чтобы Он избавил тебя от вражеских искушений во сне и в нощи, но послал тебе Своего Ангела Хранителя, да сохранит он душу и тело твое от всякого зла; г) молись, чтобы Господь благословил всех близких твоему сердцу: родителей, братьев, сестер, сродников, знакомых, благодетелей, начальников. Помолись и за врагов своих; д) молись, чтобы Он помог бедным, скорбящим, путешествующим, больным, обиженным, чтобы утешил несчастных, приютил сирот, укрепил надеждою умирающих, чтобы благословил всех детей, направил к добру всех юношей, укрепил в святой жизни возрастных и всех старцев сделал образцом святой жизни, чтобы всех грешников привел к покаянию, истребил тьму, в которой живут язычники, неверующие, еретики и раскольники, чтобы просветил их Своим светом, всех ввел в познание Своей Истины, всех направил на истинный путь спасения и спас. Наконец, предай себя Господу Богу совершенно. Ознаменуй себя крестным знамением, ложись в постель и засыпай, памятуя смерть и Суд Божий. Старайся засыпать с хорошими мыслями. Хорошо почитать какую-либо назидательную книгу или житие святого, который празднуется завтра. Старайся засыпать в преданности Господу Богу. Тогда, что бы ни случилось с тобой во время сна, тебе нечего бояться; тогда ты спишь как бы на руках Божиих; тогда Господь Сам смотрит за тобою и бережет тебя; тогда, какое бы бедствие ни постигло твое тело, твоя душа безопасна, она у Господа Бога. В случае бессонницы, когда долго не можешь заснуть, опять размышляй и опять молись. Размышляй о судьбах правды Божией и неправды человеческой и извлекай отсюда полезные уроки для своей жизни. Молись внутреннею молитвою сердечною: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

В Боге наипаче мы славим человеколюбие, да научимся от сего названия любить всех человеков, особенно присных по вере. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя... Размышляй чаще, особенно при окончании дня: старался ли ты проводить день свято, сделал ли ты какое доброе дело – для славы имени Божия, для блага ближнего; с должною ли твердостию боролся с лукавым грехом, не стоял ли на пути греха, не удовлетворял ли похотям многострастной плоти? Да приидет Царствие Твое... Размысли: не отдалил ли ты от себя или от других Царствие Божие своими грехами, своею нераскаянностию или коснением во грехах, своим злым или завистливым, упрямым характером, своим высокомерием, или блудным возбешением, или пьянством и объядением, или сквернословием, или иными грехами? Да будет воля Твоя... Размысли: старался ли ты по доброй совести исполнять волю Божию, не ставил ли на место воли Божией часто свою, плотскую, растленную, порочную волю? Отвергался ли себя для исполнения воли Божией, презирал ли сласть греховную, охотно терпя горечь очистительную скорби, труд душевный и телесный для упражнения себя в добродетели? Размышляй об этом – и да не будут слова молитвы Господней в устах твоих медью звенящей. Благодарю Господа, спасающего меня от насилия скверны, бесчестия и омрачения страстей. Сколь благо презирать чрево и то, что для чрева, призирать же с любовию на брата и не жалеть ему того, что для тела и чрева его потребно! Грех не щадит нас, на всякий день и час ищет наругаться над нами чрез всевание в сердце наше нелепых страстей и чрез мучительство нас. Как я ошибался касательно дьячка Каменоградского! Как я худо думал об нем, какие неприязненные чувства питал к нему из-за ложного убеждения, будто он пакостит во время обедни, не желая петь! Объяснился с ним – и разубедился. Грешен пред Богом. Враг смеялся надо мною. Как я ошибался касательно брата Алексея и брата Григория в столовом отношении! А всё враг возбуждает вражду – чрез пристрастие к чреву и яствам с питием! Сколь благо презирать чрево и плоть! Не радеть об них и давать им только необходимое! Умудри и утверди, Господи! 3 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010