3 . Что он имеет в виду, когда говорит: «Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»? Нечто сходное с этим я нашел в Евангелии от Иоанна: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ). Он пришел «на суд», чтобы «невидящие» из язычников увидели, а израильтяне, обладающие зрением, «стали слепы», и, таким образом, Он пришел «на падение и на восстание многих». Ибо с пришествием нашего Господа и Спасителя те, кто раньше стоял, – пали, а падшие – восстали. Это одно из возможных толкований сказанного: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». 4 . Но есть здесь нечто более существенное, что необходимо понять, особенно в противовес тем, которые тявкают на Творца и из каждого непонятного им места Ветхого Завета собирают доводы «и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим.16:18 ). Они говорят: «Внимайте Богу закона и пророков! Зрите, какой это Бог ! Он говорит: “Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей”» ( Втор. 32:39 ). Они слышат: «Я умерщвляю», но не слышат: «Я оживляю»; они слышат: «Я поражаю», но отказываются слышать: «Я исцеляю». И подобными высказываниями они злословят Творца. 5 . И поэтому перед тем, как объяснить смысл стиха: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю», я обращу свидетельство Евангелия против еретиков – существует несметное множество ересей, которые принимают Евангелие от Луки. Если по этой причине Творец – кровожадный и беспощадный судья, ибо говорит: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и исцеляю», то совершенно ясно, что Иисус – Его Сын, так как то же самое сказано о Нем: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» – не только «на восстание», но и «на падение». Если убивать – зло, то следует признать, что быть причиной чьего-либо падения – тоже зло. Что они ответят на это? Перестанут поклоняться Ему или будут искать другое объяснение, прибегнув к иносказаниям так, что выражение «на падение» будет означать благодеяние, а не суровость?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонились ему все живущие на земле, которых имя не написано в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет уши да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых” ( Откр.13:2-10 ). Потом он говорит об оруженосце его, которого называет также лжепророком: “он говорил как дракон, и действовал пред ним со всею властью первого зверя; и заставлял всю землю и живущих на ней покланяться первому зверю, у которого смертельная рана исцелилась. И сделает великие знамения, так что и огонь низведет с неба на землю пред людьми, и он обольстил живущих на земле” ( Откр.13:11-14 ). Это (сказано), чтобы не подумал кто, что он будет делать знамение божественною силою, а не волшебством. И не должно удивляться, что когда ему служат демоны и отступившее ангелы, он чрез них совершает знамения, которыми обольстил живущих на земле. Далее (Иоанн) говорит: “и повелит сделать образ зверя, и даст дух образу, чтобы образ (зверя) и говорил и действовал так, чтобы убиваемы были те; которые не будут поклоняться ему. Ибо будет положено начертание на челе и на правой руке, чтобы никому нельзя было купить или продать, кроме того, кто имеет начертание имени зверя или число имени его; и число его шесть сот шестьдесят шесть” ( Откр.13:15-18 ), т. е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течении шести тысяч лет. 3. Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: “и совершилось небо и земля все украшение их. И совершил Бог в шестой день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмой почил от всех дел Своих, которые создал” ( Быт.2:1-2 ). А это есть и сказание о преждебывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господний как тысяча лет, а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protiv-eres...

По мнению св. Кирилла Иерусалимского , не иному кому-либо, как Самому Христу Моисей говорит „Яви ми Тебе Самого”, ибо «пророки видели тогда Христа, сколько каждый мог вместить» («Огласительное поучение» X, 7; стр. 170). Гл. 33, 23 и отимý рýку Мою, и тогдá ýзриши зáдняя Моя: лицé же Моé не явится тебе и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо [тебе] „Узриши задняя Моя”. По мнению св. Ефрема Сирина , «здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божеству Своему невидим» (тв. ч. 6, стр. 506). По толкованию св. Иринея Лионского , в частности «здесь указывается, что по премудрости Божией человек в последние времена, т. е. по пришествии Его как человека, увидит Его на высоте скалы. Это древнее обещание Бог исполнил», – замечает св. Отец, – когда Иисус Христос во время преображения «лицом к лицу беседовал с Моисеем на высоте горы в присутствии Илии, как повествует Евангелие ( Мф.17, 3 )» («Против ересей» кн. IV, гл. XX, 9; стр. 480) 93 . Эта мысль содержится и в каноне на праздник Преображения. «Яко каменем телом покрывся обоженным невидимого зря, Моисей боговидец взываше...» Т. е. «Боговидец Моисей, созерцая Невидимого под прикрытием обоженной Его плоти в образе камня, восклицал...» (2 кан. Преобр. п. 1, т. 2). «Осеняющая слава в сени первее, и Моисееви беседующи Твоему угоднику, образ бысть облиставшого неизреченно на Фаворе, Владыко, Твоего преображения», т. е. «Слава, осенявшая в начале скинию и сообщавшаяся рабу Твоему Моисею, была прообразом неизреченно воссиявшего на Фаворе преображения Твоего, Владыка» (ibid. п. 3, т. 1). Гл. 34, 4 И истесá две скрижáли кáменны, якоже и пéрвыя: и ýтренневав Моисéй заýтра, взыде на гóру Синáйскую, якоже завещá емý Госпóдь: и взя Моисéй с собóю две скрижáли кáменныя И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные То, что Христос по плоти не имел отца, это, по мнению св. Григория Нисского , Моисей предызобразил тем, что во второй раз по повелению Божьему сам „истеса две скрижали каменны” «из вещества дольного», как и «Истинный Законоположник, прообразом Которого он был, снова из земли нашей истесал Себе скрижали нашего естества, ибо, – поясняет свою мысль и своё сравнение св. Отец, – не брак соорудил Ему Божественную плоть, но Сам Он делается каменосечцем собственной Своей плоти, исписуемой Божественным перстом» ( Лк.1, 35 ) (тв. ч. 1, стр. 339).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 27, 4 И бýдет егдá прéйдете Иордáн, да постáвите кáмение сиé, яже áз повелевáю вáм днéсь, в горе Гевáл, и побелиши их мелом Когда перейдёте Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью «Великие и положенные на возвышенном месте камни, – по мнению того же св. Отца, – указывают нам на лик св. апостолов, которые поистине велики, возвышенны и дивны» (тв. ч. 5, стр. 311). Гл. 27, 5 и да созиждеши тáмо олтáрь Гóсподеви Бóгу твоемý, олтáрь от кáмения: да не возложиши на них железа и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа «Алтарь сей есть Еммануил», – кратко замечает св. Ефрем Сирин (тв. ч. 6, стр. 591). Гл. 28, 5 благословéны житницы твои и остáнцы твои Благословенны житницы твои и кладовые твои По замечанию св. Ефрема Сирина , «сим напоминается о святой трапезе и о Плоти с неё преподаваемой» (тв. ч. 6, стр. 592). Гл. 28, 43 пришлéц, иже éсть у тебé, взыдет над тя выше выше, ты же низидеши низу низу Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже Гл. 28, 44 сéй взаим дáст тебе, ты же емý взаим не дáси: сéй бýдет главá, ты же бýдеши хвóст он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом Св. Киприан Карфагенский в этих словах видит пророчество о том, что первые по призванию в Царство Христово иудеи оказываются в нём последними, уступая первенство пришельцу; а «пришельцем называется народ из язычников, уверовавших во Христа» (тв. ч. 2, стр. 27). С ним в этом согласен и преподобный Нил Синайский (тв. ч. 2, стр. 306). Гл. 28, 66 и бýдет живóт твóй висящь пред очима твоима, и убоишися во дни и в нóщи, и не бýдеши веры яти житию твоемý жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей По объяснению св. Иринея Лионского , этими словами «Моисей даёт разуметь, что Слово, изначала сотворившее людей и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе» («Против ересей» кн. IV, гл. X, 2, стр. 435; кн. V, гл. XVIII, 3, стр. 630).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

т. 4, стр. 474) 76 . Бл. Феодорит говорит, что «в обетовании об Исааке заключалось обетование и о рождении по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, почему с обетованием об Исааке соединено и благословение языческих народов» (тв. т. 6, стр. 376), ибо «концом обетования, данного патриарху, был Христос» (тв. т. 7, стр. 48 и 61). Из канона Благовещения: Ангел – Деве: «обещася Бог Аврааму праотцу благословитися в семени его языком, Чистая, Тобою же конец обещанье приемлет днесь» (п. 6, т. 4), т. е. «Бог обетовал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы; через Тебя это обетованье ныне получает исполнение». Патриарх Иаков 77 Гл. 25, 26 и посéм изыде брáт егó, рукá же егó придержáся пяте Исáвове: и наречé имя емý Иáков. Исаáку же бе шестьдесят лет, егдá роди их Ревéкка Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки] По словам св. Иринея Лионского , «если кто вникнет в действия Иакова, то найдёт, что они не праздны, но исполнены значения относительно распоряжений Божьих. И, во-первых, в рождении то, что он схватил за пяту брата и получил имя Иаков, т. е. запинатель, который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, т. е. победу. Ибо для того родился Христос, рождение Которого он прообразовал и о Котором Иоанн в Откровении говорит: „и вышел Он побеждающий, чтобы победить” ( Откр.6, 2 )» («Против ересей» кн. IV, гл. XXI, 3; стр. 487). Гл. 25, 33 И речé Иáков емý: кленися ми днéсь. И кляся емý, и отдадé Исáв Иáкову пéрвенство своé Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство своё Иакову Он же говорит: «Иаков получил первородство, когда пренебрёг им брат; так и народ младший принял перворожденного Христа, когда Его отверг старший народ» ( Ин.19, 15 ) (ibid). Гл. 26, 3 и обитáй в земли тóй, и бýду с тобóю, и благословлю тя: тебе бо и семени твоемý дáм всю зéмлю сию, и постáвлю клятву мою, éюже кляхся Авраáму отцý твоемý странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Царица юга от пределов земли пришла к нему удостовериться в его мудрости, – та, о которой Господь говорит, что она воскреснет на суде вместе с народом, слушающим Его слова и неверующим в Него, и осудит их, потому что она покорилась мудрости, возвещенной чрез раба Божия, а они презрели премудрость, подаваемую Сыном Божиим, ибо Соломон был раб, а Христос – Сын Божий и Господь Соломона. Итак, когда он неукоризненно служил Богу и покорялся Его распоряжениям, тогда был славен; когда же взял себе жен от всех народов и дозволил им воздвигнуть идолов в Израиле, тогда Писание сказало о нем: «и царь Соломон был женолюбив и взял себе жен иноплеменных, и было во время старости Соломона, – сердце его не было совершенно с Господом Богом, его, и жены иноплеменные совратили сердце его в след богов иных. И Соломон сделал зло пред Господом и не ходил в след Господа, как Давид, отец его. И Господь прогневался на Соломона, ибо сердце его не было совершенно в Господе, как сердце Давида, отца его» (3Цар.11и сл.). 2. И, поэтому, Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им, если мы не презираем благодати Божией. Ибо, как они не вменяли нам 118 наших невоздержашй, которым мы предавались, прежде чем Христос открылся между нами, так и нам несправедливо обвинять согрешивших прежде пришествия Христа. Все люди «лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ), оправдываются же не сами собою, но пришествием Господа те, которые стремятся к свету. И для нашего наставления описаны действия тех (древних) людей, дабы мы знали, во-первых, что Один Бог наш и их, и Ему неугодны грехи, хотя бы они были совершены славными людьми; во-вторых, чтобы воздерживались от худого. Ибо, если люди древние, предшествовавшие нам в дарованиях, за которых Сын Божий еще не пострадал, когда они в чем-либо согрешали и предавались плотским страстям, к подвергались такому бесчестию, то чему подвергнутся люди настоящего времени, презревшие пришествие Господа и предавшиеся своим удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

5. И не только в делах, но и в вере Господь сохранил свободу и самовластие человека, говоря: «по вере твоей да будет тебе» ( Мф.9:29 ), и показывая, что вера принадлежит человеку, так как он имеет свою собственную волю. И еще: «все возможно верующему» ( Мк.9:23 ) и: «иди; как ты веровал да будет тебе» ( Мф.8:13 ). И все такие (изречения) показывают собственную власть человека относительно веры. Поэтому то, «верующий в Него имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не имеет жизни вечной, но гнев Божий пребудет на нем» ( Ин.3:36 ). Поэтому же Господь показывая Свою собственную благость и вместе свободу и самовластие человека, говорил Иерусалиму: «сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не хотели! Посему оставится дом ваш пуст». 6. Те же, которые утверждают противное сему, сами представляют Господа бессильным, как будто Он не мот совершит того, что захотел, или с другой стороны, незнающий тех, которые по природе «вещественны», как говорят они, и не могут принять Его нетления. Но по словам их не следовало бы Ему сотворить ни ангелов такими, чтобы могли согрешить, ни людей, чтобы они тотчас оказались неблагодарными к Нему, ибо они сотворены разумными, одаренными способностью испытывать и судить, а не как существа неразумные или неодушевленные, которые не могут ничего делать по своей воле, но с необходимостью и невольно влекутся к добру, и имеют одно чувство и один нрав, непреклонные и чуждые рассуждения, которые ничем другим не могут быть, кроме того, чем сотворены. А в таком случае ни добро не было бы для них приятно, ни общение с Богом драгоценно, ни очень вожделенно благо, которое бы достигалось без собственного устремления, старания и труда, но было бы насаждено само собою и без всякого подвига; таким образом добрые не имели бы никакого достоинства, потому что они были бы такими более по природе, чем по воле своей, и имели бы благо само собою, а не по выбору, и потому и не понимали бы того, что благо прекрасно, и не наслаждались бы им. Ибо как могут наслаждаться благом незнающие его? И какая слава тем, которые не стремились к нему? Какой венец тем, которые не стяжали его, как победители на состязании?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010