3. И поэтому Господь говорил ученикам Своим, чтобы сделать нас добрыми работниками: «смотрите за собою и постоянно бодрствуйте во всякое время, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтоб день тот не постиг вас внезапно. Ибо он как сеть найдет на всех живущих на лице земном» ( Лк.21:34–35 ). «Да будут же чресла ваши препоясаны и светильники горящие, и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака» ( Лк.12:35–36 ). «Ибо как было во дни Ноя: ели и пили, покупали и продавали, женились и выходили замуж и не знали до тех пор, как вошел Ной в ковчег, и пришел поток и погубил всех. И как было во дни Лота: ели и пили, покупали и продавали, садили и строил до тех пор, как вышел Лот из Содома, пролился с неба огонь и истребил всех: так будет и в пришествие Сына Человеческаго» ( Лк.17:26–31 ). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой день придет Господь» ( Мф.24:42 ). (Сими словами) Он возвещает Одного и Того Господа, Который во времена Ноя за непослушание людей навел потоп, и во время Лота за множество грехов Садомлян низвел огонь с неба, а в последний день судный, в который, говорит Он, жителям Содома и Гоморра будет сноснее, чем тому городу и дому, который не примет слова Его Апостолов. «И ты, Капернаум, – говорил Он, – ужели ты до неба возвысишься? Ты низвергнешься до ада, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что Содому будет сноснее в день суда, нежели вам» 130 . 4. Поелику Слово Божие всегда одно и то же и верующим в него дает источник воды (текущий) в жизнь вечную, а бесплодную смоковницу тотчас иссушает, – то Он праведно и во времена Ноя навел потоп для истребления развращенного рода живших тогда людей, которые не могли уже плодоносить Богу, когда с ними смешались согрешившие ангелы, и для того, чтобы взыскать за грехи их, но сохранить первообраз, создание Адама 131 ; и во времена Лота низвел на Содом и Гоморру огонь и серу с неба, «пример праведного суда Божия» ( 2Фес.1:5 ; Иуд.1:7 ), чтобы все знали, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь» ( Мф.3:10 ); и на всеобщем суде поступить с содомлянами снисходительнее, чем с теми, которые видели явленные Им силы и не уверовали в Него и не приняли Его учения. Ибо как Он пришествием Своим даровал большую благодать верующим в Него и исполняющим Его волю, так и большее наказание назначил Он неверующим, потому что Он справедлив и с тех больше и взыщет, кому дал больше, – больше, не потому, чтоб Он открыл познание другого Отца, как я так часто и подробно показал, но потому, что Своим пришествием излил на человеческий род больший дар Отчей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. Поелику в Законе и в Евангелии первая и важнейшая заповедь есть любить Господа Бога от всего сердца, и затем следует подобная ей – любить ближнего как самого себя, то оказывается, что Один и Тот же Виновник Закона и Евангелия. Ибо так как в том и другом Завете правила совершенной жизни одни и те же, то они указывают на Одного Бога, Который хотя предписал и особенно приличные тому и другому заповеди, но главнейшие и важнейшие, без которых невозможно спасение, дал одни и те же в обоих (Заветах). 4. Кого не посрамит Господь, когда Он показывает, что Закон не от другого Бога, так говоря к наставляемым им народу и ученикам: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они скажут вам, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелыя и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф.23:24 ). Итак Он не порицал даннаго Моисеем Закона, который Он велел соблюдать, когда еще был цел Иерусалим, но укорял их за то, что они возвещали слова Закона, но оставались без любви и потому были несправедливы в отношении к Богу и ближним. Так и Исаия говорит: «народ сей устами чтит Меня, сердце же их далеко от Меня. Напрасно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим» ( Ис.29:13 ). Он называет заповедями человеческими не данный Моисеем Закон, а предания самих старцев, ими выдуманные, защищая которые они уничижали Закон Божий, и потому не покорились и Слову Его. Это именно говорит и Павел относительно их: «не ведая правды Божией и желая поставить свою (собственную) правду, они не покорились правде Божией. Ибо конец Закона Христос к праведности всякому верующему» ( Рим.10:34 ). А каким образом Христос конец Закона, если Он и не начало Его? Ибо, кто принес (с Собою) конец, тот привел и начало; и Он Сам говорит Моисею: «Я увидел угнетение народа Моего в Египте и сошел избавить их» ( Исх.3:7 ); потому что изначала Слово Божие обвыкло восходить и нисходить ради спасения бедствующих. 5. А что Закон предварительно внушал человеку о необходимости следовать Христу, Он Сам показал это, когда спросившему, что должно делать для получения вечной жизни, так отвечал: «если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди», и на вопрос «какие», Господь опять сказал: «не прелюбодействуй, не убивай, не крадь, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего как самого себя», – предлагая желающим следовать Ему заповеди Закона как бы ступени для входа в жизнь: что Он сказал тогда одному, сказал всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

4. Если же кто, защищая дело иудеев, скажет, что создание храма, последовавшее по переселении в Вавилон при Зоровавеле, и возвращение народа после семидесяти лет (пленения) – это есть Новый Заветь, то пусть знает, что хотя тогда был опять построен каменный храм, – ибо еще сохранялся бывший на каменных досках Закон, – не было дано никакого Нового Завета, но пользовались данным чрез Моисея Законом до самого пришествия Господа; а с пришествием Господа Новый. Завет, дарующий мир, и животворный Закон вышел во всю землю, как сказали пророки: «ибо от Сиона выйдет Закон, и Слово Господне из Иерусалима, и изобличат многие народы, и раскуют мечи свои на орала и копья свои на серпы и не будут учиться воевать» ( Ис.2:3–4 ; Мих.4:2–3 ). Посему если бы другой Закон и Слово, исшедшее из Иерусалима, даровало такой мир народам, Его принявшим, и чрез них обличило множество людей в безрассудстве, тогда казалось бы справедливым, что пророки говорили о ком-либо другом. Но когда именно закон свободы, т. е. Слово Божие, возвещенное во всю землю вышедшими из Иерусалима Апостолами, произвело столь великое превращение, что сами (народы) мечи и военные копья переделали на орала и изменили на серпы, на мирные орудия, данные для собирания хлеба, и уже не умеют сражаться, но, получив удар, подставляют и другую щеку, то не о другом ком сказали это пророки, но о Том, Кто сие совершил. Это – Господь наш, и на Нем (оказалось) истинным сказанное; потому что Он сделал орало и принес серп, т. е. первое поселение человека, которое выразилось в создании Адама, и в последние времена собранные чрез Слово плоды, и так как Он соединял начало с концом и есть Господь обоих, то в конце показал плуг, в котором дерево соединено с железом и так очистил землю, ибо крепкое Слово, соединившись с плотью и в таком виде пригвоздившись очистило дикую землю. Вначале же Он образно представлял серп посредством Авеля, указывая на собирание праведного рода человеческого. «Ибо посмотри, – говорит Он, – как погибает праведный и никто не обращает на это внимания, и люди праведные отнимаются и никто не принимает этого к сердцу» ( Ис.7:1 ). Это именно представлялось в Авеле, предвозвещалось пророками, и совершилось на Господе и совершается также на нас, так как тело следует за Своею Главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Это же Господь ясно показал в притче о плевелах и пшенице, говоря: «как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века. Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:40–43 ). Итак Отец, уготовивший Царство праведникам, в которое Сын принял достойных Его, Он же приготовил и печь огненную, в которую посланные Сыном Человеческим ангелы ввергнут достойных ее по повелению Божию. 3. Господь посеял доброе семя на поле Своем: «Поле же, – говорит, – есть мир. Когда люди спали, пришел враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел» ( Мф.13:38 ). С того времени ангел Его стал отступник и враг, когда он позавидовал созданию Божию и попытался сделать его враждебным Богу. Поэтому, и Бог отлучил от своего общения того, кто сам по себе посеял тайно плевелы, т. е. привнес преступление, а того, кто хотя по невниманию, но худо вовлекся в непослушание, – человека пожалел, и вражду, в которую (Диавол) хотел ввергнуть человека в отношении к Богу, обратил на самого виновника вражды, отстраняя Свою вражду от человека и направляя и посылая ее на змее. Так, по словам Писания, Бог сказал змею: «и положу вражду между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем жены. Он будет попирать твою главу, а ты будешь блюсти его пяту» ( Быт.3:15 ). И эту вражду Господь сосредоточил в Себе Самом, сделавшись человеком от жены и поправ главу его (змее), как я показал в предшествующей книге. Глава XLI. Неверующие в Бога и Ему неповинующиеся суть ангелы и сыны диавола, впрочем, не по природе, но по подражанию 1. Так как Господь назвал некоторых ангелами Диавола, которым приготовил вечный огонь, и в притче о плевелах говорит: «плевелы же суть сыны лукавого», то следует сказать, что Он всех отступников причислил к тому, кто есть виновник сего преступления. Но не создал по природе ангелов или людей. Ибо Диавол совершенно ничего не сотворил; напротив, он сам есть творение Божие, как и прочие ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. Как, поэтому, Он обещал дать очень много плодоносящим по дару Своей благости, а не по изменению «познания», ибо Господь остается Тот же, и Тот же Отец открывается, так Один и Тот же Господь чрез Свое пришествие преподал позднейшим людям больший, чем в Ветхом Завете, дар своей благости. Те слышали чрез рабов о будущем пришествии Царя и в некоторой мере радовались, ожидая Его пришествия, а последние видели Его присутствие и, получив свободу и воспользовавшись Его даром, имеют большую благодать и обильнейшую радость, радуясь о пришествии Царя, как и Давид говорит: «душа моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его» ( Пс.34:9 ). И поэтом во время входа Его в Иерусалим все, бывшие на улице Давидовой, признали Его в душевной скорби Его Царем своим и постилали Ему одежды свои и украсили дорогу зелеными ветвями, с великою радостью и восторгом восклицая: «осанна сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних» ( Мф.21:8 ). Когда же вознегодовали худые правители, которые обманывали низших и господствовали над неразумными и потому не желали пришествия Царя, и говорили Ему: «слышишь ли, что эти говорят», то Господь сказал: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Мф.21:16 ; Пс.8:3 ), показывая, что сказанное Давидом о Сыне Божием исполнилось на Нем, и вразумляя, что они не знают силы Писания и устроения Божия, а что Он есть возвещенный пророком Христос, Коего имя хвалится по всей земле и Который из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу Своему Отцу. почему и слава Его вознеслась выше небес. 4. Если же Господь наш Иисус Христос есть Тот самый, Который предвозвещен пророками, и если пришествие Его доставило принявшим Его обильнейшую благодать и большие дары, то очевидно, что и Отец есть Тот же самый, Который возвещен пророками, и пришедший Сын преподал познание не о другом Отце, но о Том, Который изначала был проповедан, от Которого Он и принес свободу тем, которые правильно и охотно и всем сердцем служат Ему; а презрителям и не покоряющимся Богу, которые для славы человеческой соблюдают внешние очищения – которые были даны во образ будущего, так как Закон изображал как бы тень и представлял вечное во временном и небесное в земном, и которые воображают, что они исполняют более заповеданного и свою ревность поставляют выше самого Бога, а внутри полны лицемерия, сладострастия и всякого зла, принес вечную погибель, отлучая их от жизни. Глава XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. А что Писания Моисеевы суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеем, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Еели же его писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» ( Ин.5:46–47 ), – ясно показывая, что писания Моисеевы суть Его слова. Если так относительно Моисея, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисея и пророков. не слушают, то если бы кго и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» ( Лк.16:31 ). 4. Он, конечно, не сказание о бедном и богатом передал нам, но во-первых преподал урок, что никто не должен предаваться наслаждениям и, проводя жизнь в мирских удовольствиях и постоянных пиршествах, служить своим страстям и забывать Бога. «Был, – говорится, – богач, который одевался в порфиру и виссон и услаждался блистательными пиршествами» ( Лк.16:19 ). О таковых и чрез Исаию сказал дух: «они пьют вино с цитрами, тимпанами и псалтирями и свирелями, на дела же Божии не взирают, и о делах рук Его не размышляют» ( Ис.5:12 ). Чтобы мы не подверглись вместе с сими людьми тому же наказанию, Господь открывает их конец и вместе показывает, что если бы они слушали Моисея и пророков, то уверовали бы в Того, Кого они проповедовали, в Сына Божия, воскресшего из мертвых и дарующего нам жизнь, и Он показывает, что все из одной сущности, т. е. Авраам, Моисей и пророки и Сам Господь, воскресший из мертвых, в Которого веруют многие и из обрезанных, слушающие Моисея и пророков, проповедавших пришествие Сына Божия. Те же, кто презирают (истину), говорят, что они другой сущности, и не знают первородного из мертвых, отдельно разумее Христа, катсь пребывшего чуждым страданию, и отдельно пострадавшего Иисуса. 5. Ибо они не получают от Отца познания о Сыне, ни Отца не познают от Сына, Который ясно и без притчей учит о Том, Кто есть истинно Бог. «Не клянись вовсе, – сказал Он, – ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» ( Мф.5:34–35 ). Эти слова очевидно сказаны относительно Творца, как и Исаия говорит: «Небо – Мой престол, земля подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ). И кроме сего нет другого Бога, иначе Господь не назвал бы Его ни Богом, ни Царем великим, ибо (существо) такого рода не допускает ни сравнений (с другим), ни превосходства (над собою). Ибо кто имеет кого-либо над собою выше и состоит под властью другого, тот не может называться ни Богом ни Царем великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Дуализм стал богословской основой для всевозможных нравственных скверн. О том, что заблуждения в вере приводят к постыдным страстям, говорит апостол Павел в 1 главе Послания к Римлянам . Преп. Анастасий, сводя монофизитство и монофелитство к манихейству с присущим ему докетизмом, также говорит, что духовная причина этих ересей – грехи еретиков. Монофизиты отрицают во Христе наличие человеческой воли вследствие того, что человек при грехопадении извратил свою волю настолько, что потерял способность творить добро без прямого вмешательства Бога: « " Но – скажет [возражающий мне] – человек извратил [эту заповедь] " . И еретики прекословят нам: " [Он совершенно извратил] и все человеческое, поэтому не подобает и недостаточно говорить, будто во Христе есть человеческая воля и человеческое действие " ». Преп. Анастасий же настаивает, что воля человека после грехопадения может находиться в трех состояниях: 1. Природная боготварная воля; воля, согласованная с природой; 2. Сверхъестественное, Божественное состояние воли; 3. Воля в греховном состоянии, противоестественная, плотская, или диавольская. Природное, или среднее состояние человеческой воли – это то состояние, в котором она была создана Богом: «Природная боготварная воля человека есть разумное движение желающей части души, которое в соответствии с природой (κατα φυσιν) побуждает человека к соединению с предметом желания». Состояние человеческой воли в сверхъестественном состоянии «есть поспешание прирожденного и разумного желания от того, что соответствует естеству, к тому, что превышает естество (υπερ φυσιν)». Третье состояние воли есть состояние греховное, противоречащее самой природе: «А плотская воля есть страстное извращение естественного в противоестественное (παρα φυσιν)». Название «плотская воля» для греховного состояния воли человека происходит от слов апостола Павла: Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим. 8, 6-10).

http://bogoslov.ru/article/1243127

И посему Господь говорил: “верующий в Меня не судится”, т. е. не отлучается от Бога, ибо он чрез веру соединен с Богом. “А неверующий уже осужден, потому что он не уверовал во имя Единородного Сына Божия”, т. е. добровольно сам отлучил себя от Бога. “Суд же состоит в том, что свет пришел в этот мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет. Ибо всякий делающий худые дела, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что он действовал в Боге” ( Ин.3:18-21 ). Глава XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и конце мира 2. И поэтому Апостол говорит: “за то, что они не приняли любви для своего спасения, за сие и пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверующие истине, по возлюбившие неправду” ( 2Фес.2:10-12 ). Ибо, когда он (антихрист) придет, то по своему желанию восстановит в себе самом богоотступничество, и по своему произволу будет делать дела, какие ему угодны, и воссядет в храме Божием, чтобы обольщенные им поклонялись ему как Христу, почему и справедливо “будет брошен в озеро огненное” ( Откр.19:20 ). Бог же по Своему предвидению знает все это наперед и в надлежащее время пошлет такового человека, “так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверующие истине, но возлюбившие неправду”. Пришествие его Иоанн в Откровении так изобразил: “и зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. К видел я; что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но сия смертельная рана исцелилась, и дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сражаться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protiv-eres...

И еще подобно врагам нападают эти новые Иудеи (ибо они пребывают в Иудейском образе мыслей и ничем не отличаются от них кроме одного имени), восставая на нас и отыскивая в Писании против Спасителя некоторые изречения, чтобы уловить Его в слове ( Мф.22:15 ), как говорит святое Евангелие. На кресте, говорят, сказал Он: Или, Или лима савахфани, еже есть, Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил. ( Мф.27:46 ). Видишь, говорят, как жалостно он взывает и вопиет, говоря: вскую мя еси оставил? Но не знают они, вскружившие себе голову этим ядовитым неистовством Ариевым и лишенные разумения Божия ведения, что в Господе все подобострастное людям должно признавать относящимся к истинному пришествию Его во плоти. И прежде всего перебегая от одного к другому, сами забывают то, что думают о Нем, не имея никакого постоянства. Да и как иначе могут поступать люди, не владеющие здравым рассудком? Ибо иногда они хотят называть Его Спасителем и Господом и Христом, и сущим прежде всех век, и владыкою Ангелов и Архангелов, которым все приведено в бытие, – Начала и Власти, Ангелы и Архангелы, небеса и все, что в них, земля и все люди и все находящееся на ней, море и все, что в нем. Но, какое великое безумие людей так думающих о нем, а между тем не понимающих того, что сущий прежде веков по своему божеству, кем получили бытие небо и земля, Ангелы и Архангелы и, коротко сказать, все существующее, видимое и невидимое, не может от лица своего Божества изречь слов: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил! Ибо когда Сын оставлен был Отцом? Когда не пребывал Сын во Отце и Отец в Сыне? Сын и Слово Божие жил на земле, но в то же время имел соприкосновение с небом, и все враги ощущали полноту Его славы. Пребывал во чреве Марии и соделался человеком, но силою Своею наполнял все. Каким же образом таковый и столь великий мог, по своему божеству, говорить жалостно: Или, Или лима савахфани; еже есть, Боже мой, Боже мой вскую мя еси оставил? Тем более, когда сам Он говорит: опять Я отхожу и не оставлю вас сиры, но прииду к вам ( Ин.14:18 ); и еще в другом месте говорит: аминь глаголю вам: вси вы соблазнитеся о мне в нощь сию ( Мф.26:37 ) и мене единаго вси оставите, но несмь един, ибо со мною родивший меня Отец ( Ин.16:32 ); и еще: отхожу и послю вам Духа Святого, Иже от Отца исходит и от моего приемлет ( Ин. 13:28–15:26–16.14 ); и опять в ином месте: я толку ( Апок.3:20 ) и если кто отверзет мне, внидем к нему Я и Отец мой и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Таким образом Он не был оставляем Отцом, равно как и Отец всегда с Сыном и Святой Дух с Отцом и Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

– Кто ты? – Я Иосиф Мудрый, – отвечал он. – Когда ты умер? – В начале 1516 года. – Что ты нам скажешь? – Любите Бога и святых Его. Те, которым дух давал эти ответы, ничего не знали об Иосифе Мудром. Спросили меня. Я припомнил, что некоторые из учеников преп. Иосифа Волоколамского называли его Иосифом Мудрым и что указанный год близок ко времени его кончины. Навели справку, и оказалось, что преставление прп. Иосифа означено в святцах под 9 сентября 1515 года. Разница в годе могла зависеть или от ошибки считавших или от счета с новолетия с 1 сентября. Видимо, говоривший с нами дух хотел выдать себя за богоугодного праведника, много потрудившегося в защите православной веры против ересей. Но как узнать, правду ли он говорит или обманывает? Апостол Иоанн подает нам верный способ для распознавания духов. Он говорит: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста ( 1Ин. 4, 1–3 ). Основываясь на этих священных словах, я попросил вступивших Влобщение с духом, спросить его, исповедует ли он Сына Божия во плоти пришедшего? Этот вопрос остался без ответа; а когда повторили его, тяжелый ореховый стол с треском двинулся почти на аршин вперед». А вот еще более поразительный случай, рассказанный К. Кусковым в духовном журнале «Странник» 40 . «В начале 1883 г. одна дама Е. Р., – пишет он, – рассказала мне о том, как она, когда жила в городе К., вместе со своими знакомыми занималась со столом, который на всякие вопросы отвечал стуками ножкой; узнавал, сколько она получала тогда с почты денег и от кого и проч., и кроме того, стол ходил по комнате. Причину этих явлений она относила к действию магнетизма. До этого времени я не знал о спиритизме и потому сомневался в справедливости рассказа, и чтобы убедиться в действительности тех явлений, я предложил г-же Р. сделать в нашем семействе опыт с имевшимся у нас круглым столом, на что она согласилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010