которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (Иуд. 1:8).   Но отсюда никак не следует поклонение, безрассудное подчинение всякой высшей господствующей силе только потому, что она сила, оправдание ее. Понятие власти имеет для апостольского и святоотеческого понимания не фактическое только, а моральное значение. Власть, по апостолу, существует для определенного назначения, определенного морального призвания, а не сама для себя, как самодостаточное начало. И только в силу этого назначения, этого призвания она имеет значение. Задача власти обеспечить общественную справедливость, порядок, необходимые для существования людского общества, поскольку она ограничивает проявления зла, делающие это существование невозможным. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро... Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмстителъ в наказание делающему злое (Рим. 13:3-4).   Государственная власть имеет нравственное значение и действительную силу постольку, поскольку она связана с началами права и справедливости, поскольку «начальник не напрасно носит меч», поскольку он действует на «пользу» народов, а не на вред, поскольку он «добрый слуга на добро». Признание государства обусловливается у апостолов объективными, нравственными основаниями. Выше приводились слова Иринея Лионского, в которых он определяет назначение государства, дающее ему нравственное оправдание «подавлять многообразную неправду посредством законодательства и права». Он утверждает дальше, что «для пользы народов установлено Богом земное правительство». «Сами правители, — говорит он, — имеющие закон... за свои справедливые и законные действия не подвергаются взысканиям и не понесут наказания». «Если же они, — добавляет он далее, — будут действовать к ниспровержению справедливости, нечестиво, противозаконно и тиранически, то за это погибнут» («Против ересей»). Есть существенное различие между властью, основанной на праве и нравственности, и тиранией, действующей исключительно в своих интересах, господствующей ради господства. И это различие проводится в святоотеческой литературе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И мучи, сказано, Господь казньми великими лютыми Фараона, и дом его, Сары ради жены Аврамли (ст. 17). Что значит: мучи? Значит – наказал за дерзость и злое покушение» т. 4, с. 343–348]. Св. Ириней Лионский Против ересей (IV.7.1–2) «И Авраам, чрез Слово зная Отца, сотворившего небо и землю, исповедал Его Богом, и наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей и чрез Его пришествие семя его будет как звезды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа; и, увидев его посредством Духа пророческого, он возрадовался. Посему и Симеон, один из его потомков, исполнил радостное чувство патриарха и сказал: “ ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля” (Лк. 2: 29–33). И Ангелы также известили великую радость пастухам, стерегшим стадо ночью. И Мария сказала: “ величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем” (Лк. 1: 46, 47). Ибо радость Авраама нисходит от него на его потомков, бодрствующих, видящих Христа и верующих Ему, и в свою очередь радость от его чад возвращается к Аврааму, желавшему также видеть день пришествия Христа. Итак хорошо Господь наш дал свидетельство ему, говоря: “ Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался” (Ин. 8: 56). И это Он сказал не ради только Авраама, но и для того, чтобы показать, что все, от начала знавшие Бога и предсказывавшие пришествие Христа, получили откровение от Самого Сына, Который в последние времена сделался видимым и могущим страдать и говорил с человеческим родом, что Он может из камней воздвигнуть сынов Авраама и исполнить данное Ему Богом обещание и сделать семя его как звезды небесные, как говорит Иоанн Креститель: “ Бог может из этих камней воздвигнуть чад Авраама” (Мф. 3: 9). Это и сделал Иисус, отвращая нас от почитания камней и отвлекая от грубых и бесплодных помышлений и утверждая в нас веру, подобную Авраамовой. Так и Павел свидетельствует, говоря, что мы дети Авраама по подобию веры и по обетованию наследия (Рим. 4: 12)» с. 332]. Прп. Исидор Пелусиот « Положи руку твою под стегно мое, и закляну тя Богом небесе и земли (Быт. 24: 2), – заключил Авраам повеление свое служителю. Ибо он, как Пророк и прозирающий в будущее, чистотою ума провидел, что от чресл его воплотится Бог небеси и земли, Господь наш и Владыка Христос, и от семени Авраамова приимет (Евр. 2: 16)» ч. 1, с. 22].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

И, как говорят пресвитеры, тогда удостоенные небесного пребывания перейдут туда, т. е. на небеса, другие будут наслаждаться утехами рая, иные будут владеть красотою города, но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его. 2. Кроме того, (они говорят), есть различие между обитанием тех, которые принесли плод во сто крат, и тех, которые в шестьдесят, и тех, которые в тридцать крат; одни из них будут взяты на небо, другие будут жить в раю, третьи – обитать в городе; и поэтому Господь сказал, что у Отца много обителей ( Ин.14:2 ). Ибо все принадлежит Богу, который всем дает приличное обитание; как и Его Слово говорит, что все разделено Отцом сообразно с тем, как кто есть или будет достоин. И это есть стол, за которым возлягут обедать приглашенные на брачный пир. Таково, по словам пресвитеров, учеников апостольских, распределение и распорядок спасаемых, и чрез такую постепенность они совершенствуются, – чрез Духа они восходят к Сыну, а чрез Сына к Отцу, потому что Сын потом передаст Свое дело Отцу, как и Апостолам сказано: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится смерть». Ибо, во времена царства праведный человек, находясь на земле, уже забудет умирать: «Когда же сказано, что все покорено, то ясно, что кроме Того, который покорил (Ему) все. Когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится. Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15 ). 3. Итак, Иоанн ясно предвидел первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном; согласно с ним и пророки предсказывали о нем. О том же учил и Господь, обещая иметь с своими учениками новое растворение чаши в царстве ( Мф.26:29 ). И Апостол исповедал, что тварь освободится от рабства тления в свободу сынов Божиих ( Рим.8:21 ). И во всем этом и чрез все открывается тот же Бог Отец, создавший человека и обещавший отцам наследие земное, изводящий ее (из рабства) в воскресение праведных, и исполняющий обетования в царстве Своего Сына, и затем отечески дарующий то, чего глаз не видал, ни ухо не слышало, и что не всходило на сердце людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

4. Заблуждаются также и последователи Валентина, говорящие, что человек создан не из этой земли, а из жидкой и текучей материи. Ибо из какой земли Господь образовал зрение, из той, очевидно, и в начале человек создан. Было бы несообразно, если бы глаза были созданы из одного, а остальное тело из другого, как не сообразно то, чтобы один создал тело, а другой глаза. – Но Тот же Самый, Который вначале создал Адама, с которым и Отец говорил: «сотворим человека по образу и подобию Нашему», в последние времена Сам, явившись людям, образовал зрение тому, кто был слеп (в теле, происходившим) от Адама. И поэтому Писание, обозначая имевшее быть, говорит, что когда Адам скрылся вследствие непослушания, Бог пришел к нему вечером, воззвал его и сказал ему: «Где ты?» Это значит, что в последние времена то же слово Божие пришло воззвать человека, напоминая ему о деяниях, живя в которых он скрылся. от Господа. Ибо, как тогда Бог говорил Адаму вечером, ища его, так в последние времена тем же голосом взыскал и посетил род его. Глава XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее и произошли; чрез пришествие Слова Образ Божий явился в нас яснее 1. Итак, как Адам был создан из этой земли нашей, то Господь по словам Писания сказал ему: «в поте лица твоего ты будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт.3:19 ). Если поэтому, тела наши обращаются по смерти в какую нибудь другую землю, то следует, что они из нее и произошли. Если же в эту самую землю, то очевидно из нее и образованы были, как и Господь показал, когда из той же самой (земли) образовал глаза. И когда ясно видна рука Божия, которою был создан Адам, а также и мы, когда Один и Тот же Отец, голос Которого от начала до конца присущ Его созданию, и сущность, из которой мы созданы, ясно показана Евангелием, то не следует искать другого Отца, кроме Его, ни другой сущности нашего создания, кроме прежде упомянутой и указанной Господом, ни другой руки Божией, кроме той, которая от начала до конца образует нас и приготовляет в жизнь, которая присуща своему созданию и совершает его по образу и подобию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. Суетны и по истине несчастны те, которые не хотят видеть столь ясное и очевидное, но бегают света истины, сами себя ослепляя подобно трагическому Эдипу. И как люди, не обучившиеся гимнастике, в борьбе с другими хватаются всеми руками за одну какую нибудь часть тела (своего противника), и чрез то. что держатся, падают, и, падая, воображают, что побеждают потому, что упорно держатся за первый схваченный член, и сверх падения подвергаются осмеянию: так и еретики (относительно слов): «плоть и кровь не могут наследовать царства Божия», взяв два слова у Павла, они не уразумели мысли Апостола и не исследовали силы изречений, а просто ухватились за эти изречения и умирают на них, извращая, сколько им возможно, все домостроительство Божие. 3. Говоря, что это сказано собственно о плоти, а не о делах плотских, как я доказал, они (еретики) представляют Апостола противоречащим самому себе. Ибо, далее в том же послании он выразительно говорит о плоти так: «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? Смерть, где твоя победа?» ( 1Кор.15:53–55 ). Эти слова будут справедливы (только) тогда, когда сия смертная и тленная плоть, подверженная смерти и как бы гнетомая владычеством смерти, восстанет в жизнь и облечется в нетление и бессмертие. Ибо, тогда по истине будет побеждена смерть, когда одержимая ею плоть выйдет из под ее владычества. И еще Филиппийцам он говорит: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» 138 . Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей? Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая в землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она смертная и тленная сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Приведя (Господа) на высочайшее крыло храма, он сказал: «если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим Бог заповедал о Тебе, и на руках понесут Тебя да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Мф.4:6 ; Пс.90:11 ), – скрывая ложь посредством Писания, как делают все еретики. Ибо, что «Ангелам Своим заповедал о Нем», это написано, а о том, чтобы броситься вниз, не говорит никакое писание, но Диавол сам от себя привнес это внушение. Господь также посредством Закона опроверг его, говоря: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ), и сими словами Закона Он показал, конечно, то, что относится к человеку, потому что человек не должен искушать Бога, в отношении же к нему (врагу), поскольку он явился как человек, указал, чтоб он не искушал Господа Бога своего. Посему, превозношение разума, бывшее в змее, сокрушено смирением человека, и Диавол дважды был поражен от Писания, потому что был обличен как внушитель противного заповеди Божией и враг Божий по своему расположению. Сильно посрамленный, он, как бы собравшись с своими силами и сосредоточив все могущество свое во лжи, в третий раз «показал Ему все царства мира и славу их», говоря, как упоминает Лука: «все это дам Тебе, – потому что это предано мне и кому я хочу даю, – если припадешь и поклонишься мне» ( Лк.4:6–7 ). Господь, обличая, кто он был, сказал: «отойди, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ), – сим именем разоблачая его и в то же время показывая о Себе, Кто Он был. Ибо еврейское слово «сатана» означает отступник. Итак, в третий раз победив его, Он окончательно прогнал от Себя его, как законно побежденного; и бывшее в Адаме преступление заповеди Божией было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией. 3. Кто же Господь Бог, о Котором свидетельствует Христос, Которого никто не должен искушать, Которому все должны поклоняться и Одному только служить? Это, без сомнения, Тот же Бог, Который дал и Закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

К тому же он не может доставить того, что обещал. Ибо, каким образом доставит это падшему? Далее, так как Бог владычествует над людьми и над ним самим, и без воли нашего Отца Небесного даже воробей не упадет на землю, то слова: «все это мне предано и кому хочу дам то» он сказал напыщенный гордостью. Ибо творение не в его власти, так как и сам он одна из тварей. И он не может дать людям царство человеческое, но все прочие вещи и человеческие дела устрояются по распоряжению Бога Отца. Господь же говорит, что «Диавол есть лжец искони и не стоит в истине» ( Ин.8:44 ). Если он лжет и не стоит в истине, то значит, он говорил не истину: «все это предано мне, и кому хочу дам», а лгал. Глава XXIII. Чрез ложь Диавола Адам согрешил в шестой день творения, в который и восстановлен чрез Христа 1. Он привык уже лгать на Бога для обольщения людей. Ибо, вначале, когда Бог дал человеку многоразличную пищу и запретил есть от одного только дерева, как по словам Писания Бог сказал Адаму: «от всякого дерева в раю мы можем вкушать; но от дерева познания добра и зла, от него не ешь; в который же день от него вкусишь, умрешь смертью » ( Быт.2:16–17 ); то он, говоря ложь на Бога, искушал человека, как по словам Писания змей сказал жене: «почему это Бог сказал: не вкушайте от всякого дерева райского?» И когда она указала ложь и просто пересказала заповедь в словах: «мы можем есть от всякого дерева райского, от плода же дерева, которое по средине рая, Бог сказал: не вкушайте от него и не касайтесь его, чтобы не умереть», то, узнав от жены заповедь Божию, он употребил хитрость и снова обманул ее ложью, говоря «не умрете смертью: ибо Бог знал, что в день, в который вы вкусите от него, откроются ваши глаза, и будете как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:1–4 ). Во первых, он в раю Божием рассуждал о Боге так, как будто бы Его не было, ибо он не знал величия Божества. Потом, узнав от жены, что Бог сказал, что они умрут, если вкусят названного дерева, он высказал третью ложь: «не умрете смертью.» А что Бог истинен, змей же лжив, это оказалось на деле, когда смерть постигла вкусивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Таким же образом, если кто отнимет образ и отвергнет создание, то уже не может разуметь здесь человека, но или какую нибудь часть человека, как я выше сказал, или что-либо другое, кроме человека. Ибо, и плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека; ни дух не есть человек, ибо он называется духом, а не человеком. Соединение же и союз всех сих составляет совершенного человека. И поэтому Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: «Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). Какую же причину имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока. Итак совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т. е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему. 2. Посему он называет это создание храмом Божиим: «разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» Если кто разорит храм Божий, того погубит Бог, ибо храм Божий свят, а сей (храм) вы ( 1Кор.3:16–17 ), – ясно называя тело храмом, в котором живет Дух. Так и Господь говорит о Себе: «разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его. А это Он говорил о теле Своем» ( Ин.2:19,21 ). И не только храмом, но храмом Христа (Апостол) называет наши тела в следующих словах к Коринфянам: «разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? И так отниму ли члены Христовы и сделаю их членами блудницы?» ( 1Кор.6:15 ). Это говорил он не о другом каком-либо духовном человеке, ибо этот не имеет дела с блудницею, но наше тело, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Это самое сказано Господом: «блаженны те рабы, которых Господь пришедши найдет бодрствующими; истинно говорю вам, что он препояшется и посадить их и, переходя, станет служить им. И если придет в вечернюю стражу и найдет их так, блаженны они. потому что он посадит их и послужит им, и если во вторую, (придет), они блаженны» ( Лк.12:37–38 ). И в Откровении: «блажен и свят тот, кто имеет участие в воскресении первом» ( Отк.20:6 ). Исаия возвестил и время, когда это будет: «и я сказал, – говорит он, – доколе Господи? До тех пор, пока не опустеют города, так что не будут обитаемы, и дома не будут без людей и земля останется пустою: И после сего Бог продолжит нас, людей, и оставшиеся умножатся на земле» ( Ис.6:11 ). И Даниил то же самое говорит: «и царство, и власть, и величество тех, которые под небом, даны святым Вышняго Бога, и Царство Его вечное и все власти будут служить Ему и повиноваться» ( Дан.7:27 ). И чтобы не подумали, что обещание относится к настоящему времени, пророку сказано: «и ты приди и стань на твоем жребии в скончании дней» ( Дан.12:13 ). 3. А что обещания возвещены не только пророкам и отцам, но и церквам, составившимся из народов, которые Дух называет также «островами» – потому что они поставлены среди волнения и претерпевают бурю богохульств и служат спасительною пристанью для находящихся в опасности и убежищем для любящих высоту (небесную) и стараются избежать глубины, т. е. заблуждения, – Иеремия так говорит: «слушайте, народы, слова Господни, возвестите островам данным, скажите, что Господь, рассеявший Израиля, соберет его и соблюдет его, как пастырь стадо овец своих; ибо Господь избавил Иакова и исхитил его из руки сильнейшего его. И придут и возвеселятся на горе Сион, и придут к благам (Господним) и в землю пшеницы, вина я плодов, животных и овец, и будет их душа, как плодоносное дерево, и уже не будет у них голода. И тогда девы будут веселиться в собрании юношей, и старцы возрадуются, и обращу их плач в радость и утешу их, и возвеличу и упою душу священников, сынов левиных, и народ Мой насытится благ Моих» ( Иер.31:10–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Ибо вместе со вкушением они приняли и смерть, потому что вкусили в непослушании, непослушание же Богу приносит смерть. Поэтому, с того времени они были преданы смерти, сделавшись ее должниками. 2. Итак, они умерли в тот самый день, в который вкусили и сделались должниками смерти, потому что день творения один. Ибо сказано: «был вечер и было утро, день один» ( Быт.1:5 ). И в этот самый день, в который они вкусили, в тот и умерли. Сообразно же с кругом и течением дней, по которому один называется первым, другой – вторым, иный – третьим днем, если кто захочет тщательно узнать, в какой из семи дней умер Адам, то откроет это из устроения Господа. Ибо, восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и его смерть. Посему, очевидно, что Господь, повинуясь Отцу, принял смерть в тот день, в который умер Адам, непослушный Богу. В который же день он умер, в тот и вкусил. Ибо Бог сказал: «в который день вкусите от него, умрете смертью». Восстановляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы, т. е. в шестой день творения в который и создан человек, – чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т. е. (освобождение) от смерти. Некоторые еще смерть Адама полагают в тысячный год; ибо так как «день Господний как тысяча лет» ( 2Петр.3:8 ), то он не переступил за тысячу лет, но умер в ее пределах, исполняя приговор за преступление. Итак, в отношении ли к непослушанию, которое есть смерть, или потому, что с того времени они преданы смерти и сделались ее должниками, или в отношении к одному и тому же дню, в который вкусили и умерли, так как один день творения, или относительно течения дней, так как они в тот же день умерли, в который вкусили, т. е. в пятницу, которая называется чистою вечерею, т. е. в шестой день, на который указал Господь пострадав в этот день 140 , или потому что он не переступил за тысячу лет, но умер в ее пределах, – во всех отношениях Бог оказывается истинным, ибо умерли вкусившие от древа, змей же явился лжецом и человекоубийцею, как Господь говорит о нем: «он искони человекоубийца и не стоит в истине». Глава XXIV. О постоянной лжи Диавола и о земных властях, которым должно повиноваться, так как они установлены Богом, а не Диаволом

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010