Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

В томе также присутствует множество статей, посвященных святым и церковным деятелям, носящим имя Илия, и монастырям во имя св. пророка Илии, из которых наиболее примечателен знаменитый русский Ильинский скит на Святой Горе Афон. Одна из статей 22-го тома посвящена Католикосу-Патриарху всея Грузии, Архиепископу Мцхетскому и Тбилисскому Илии II , который в настоящее время является Предстоятелем Грузинской Православной Церкви . Статья «Илия Муромец» рассказывает об известнейшем русском святом, герое русского героического эпоса — иноке Киево-Печерской обители, жившем в XII в. Большой материал нового тома сообщает о деятельности и учении знаменитого русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и известном русском философе, богослове, литературном и музыкальном критике, композиторе Владимире Ильине (1890-1974). Также вызывает интерес статья, посвященная деятельности Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), крупного русского востоковеда, филолога и миссионера, чья деятельность оказала большое влияние на распространение Православия среди народов Поволжья и развитие их культуры. В томе также присутствует статья о другом выдающемся русском православном миссионере XIX в. — свт. Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском и Коломенском. В новом томе энциклопедии также можно прочитать жизнеописания выдающихся русских православных иерархов XVIII-XIX столетий — свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, и свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Многие статьи 22-го тома посвящены монастырям Русской и других Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее примечательны Инкерманский мужской монастырь и Иннокентиев Комельский монастырь, история и архитектура которых подробно рассмотрены в соответствующих публикациях нового тома «Православной энциклопедии». Значительный интерес у читателя вызовет статья «Император», рассказывающая о месте православного монарха в истории и церковной жизни Византии, Западной Европы и России. Эту же тему продолжает материал «Имперская Церковь» и отчасти статья «Инвеститура», посвященная особенностям церковно-государственных отношений в средневековой Западной Европе. Католическую тематику продолжает также статья «Индульгенция».

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

При входе в церковь с правой стороны была устроена часовня свт. Николая Чудотворца в ознаменование восшествия на престол имп. св. Николая II Александровича . Справа от храма возвели 3-этажный корпус для паломников с большим приемным залом. В корпусе слева располагались 28 келий для монастырской братии. Во дворе подворья построили флигели для трудников. В храме подворья находились святыни, привезенные прп. Гавриилом Афонским, в т. ч. частица мощей (левая стопа) ап. Андрея Первозванного и чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», на раме которой справа и слева помещены частицы ризы Спасителя и хитона Пресв. Богородицы (в наст. время эти святыни хранятся в соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ; см.: Чудотворные и местночтимые иконы. 2004. С. 178-179). Также в О. И. м. хранились аналойный образ «Млекопитательница» (с дарственной надписью на обратной стороне от прп. Гавриила Афонского: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля афонского Илиинского скита Архимандрита Гавриила. 10 ноября 1894 г.») и крестовидная частица древа Креста Господня. Мощи самого архим. Гавриила, похороненного 2 нояб. 1901 г. в храме одесского подворья были обретены 22 июля 1994 г. С кон. 1914 г., подворье опустело, т. к. паломничества на Афон и Св. землю прекратились в связи с военными действиями. В мае 1922 г. власти произвели изъятие церковных ценностей из обители. В этот период Илиинское подворье уже не имело статуса приписного к афонскому Илиинскому скиту из-за установленного в режимных пограничных регионах СССР запрета на любые связи с зарубежными религ. центрами. В акте от 22 мая 1922 г. упомянуты наместник О. И. м. иером. Иона (Дядычко) и староста Григорий Касьянин (ГА Одесской обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 699. Л. 25). Летом того же года было упразднено близлежащее Андреевское подворье с храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (ныне восстановлено в статусе приходской общины), последним наместником которого упомянут иером. Питирим (Ладыгин; 1866-1957; см. схиеп. Петр ). Клирики Андреевского подворья перешли служить в др. храмы города, в т. ч. в ц. вмч. Пантелеимона (1895) одесского во имя великомученика Пантелеимона мужского монастыря , но при этом нек-рые иноки продолжали проживать в реквизированных кельях как частные лица, фактически составляя тайную монашескую общину. В 1925 г. община была упразднена властями, иером. Питирим переехал в Уфу, служил при еп. Андрее (Ухтомском). В 1923 г. афонские подворья Одессы были закрыты, насельникам приказали покинуть город. По нек-рым сведениям, в храме Илиинского подворья, обращенном в приходской, действовала община обновленцев, др. помещения переоборудованы под бараки и казармы. К 1932 г. храм был закрыт.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

В 1920 году монастырь был закрыт и отдан под бараки острозаразных больных. В зданиях обители располагались: лазарет, горисполком, были расквартированы военные части. С 1935 года монастырь передается в ведение музея, но долгое время в различных зданиях не только находились учреждения, но и проживали люди. Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Были переданы храмы монастыря. Храмы: Преображенский собор, Богоявления Господня, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого пророка Илии. Святыни: икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого, частица мощей святителя Гавриила Рязанского.   http://www.ryazeparh.ru/ Спасский мужской монастырь, именуемый в старинных письменных памятниках «Преображенским, что внутри города», находится на северо-восточной окраине г. Рязани. Время основания его не известно, но существование его в XV ст. не подлежит сомнению. В 1467 г. на имя Спасова монастыря дана грамота на вотчины вел. князем Иваном Васильевичем, а в 1501 г. князь Федор Васильевич дал в дом «Преображению Спасову игумену с братией село Гавриловское со всем тем, что было к тому селу исстари». Монастырь с трех сторон окружен каменною оградою на протяжении 189 саж., а с четвертой к нему примыкает дом духовной консистории, по углам ограды устроены 2 невысокие башни. Внутри ограды находятся два каменных храма: соборный храм Преображения Господня, построенный в 1702 г. гостинным сотни Михаилом Федоровичем Немчиновым, длиною на 9,5, шириною 8,5 сажень, с тремя каменными папертями. Находящийся в нем о пяти ярусах резной иконостас современен построению храма… Хотя в 1800 г. иконостас этот был возобновлен, но нельзя не видеть, что образцом для него служил величественный иконостас Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=08874

По материалам книги «Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь». - Владимир, 2002, с.300 " ... Получив в монашестве имена Ирина и Александра, новоявленные сестры основали Введенский женский монастырь на уступе Мининой горы. Впервые как новый, он упоминается в 1629 году (Ф.Мстиславский скончался в 1622 году). Тогда в нём было более 40 монахинь. Скорее всего, обитель стала ... " Полный текст статьи Владимира Ушакова " Святые места. Введенский женский монастырь " во владимирской областной газете " Призыв " от 06.03.2008 можно посмотреть в её интернет-версии по ссылке http://www.prizyv.ru/archives/328824 Основана обитель была на склоне Мининой горы, самой высокой горы в г. Вязники. В то время он был женским монастырем, в нём было более 40 монахинь. При патриархе Иоасафе в монастыре была построена теплая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1648 г. двухэтажная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом внизу во имя святого пророка Илии. До постройки каменных церквей в кон. XVII в. монастырь имел следующий вид: " В монастыре соборная деревянная церковь об одном шатре, крест и глава опаяны белым немецким железом, над трапезою колокольня восьмиугольная, глава обита чешуею деревянной, крест опаян белым железом, на колокольне 5 колоколов. В церкви царские двери, сень и столбцы резные золочены, над царскими дверьми корона резная золочена. По правую сторону царских врат образа: Воскресение Христово, на нем 2 венца и 2 цаты серебряные резные золочены, Введения Пресвятой Богородицы 6 венцов резных, у Богоматери и иных святых 3 поднизи жемчужные; пред образом лампада медная луженая на железном подсвечнике; образ о Тебе радуется - 3 венца серебряных басемные золочены, и образ Достойно есть. По левую сторону: образ Похвалы Пресвятой Богородицы, писан красками, образ Многоцелебныя Пресвятой Богородицы; на северных дверях благоразумный разбойник, образ преподобной Марии Египетской писан золотом и красками. У местных икон 2 лампады медные на цепях, у них 2 кисти, золотая и шелковая. Две свечи поставных деревянных. Над царскими дверями деисус со Спасителевым образом, апостолов 13 икон, праздников 13, пророков 15 и праотцов 15 икон, в потолке Спасов образ; паникадило медное о 2 ярусах 16 шандалов, другое паникадило спускное о 6 шандалах. На престоле Евангелие печатное в десть, антиминс печатный, 2 креста благословящих обложены серебром басемным; над престолом шатер покрыт тесом на столбах; за престолом образ Одигитрия Пресвятой Богородицы. На жертвеннике сосуды серебрянные вызолоченные весу 2 фунта 83 золотника.

http://sobory.ru/article/?object=10877

Василия Великого , на Тверской Ямской улице, первоначально построена была в 1688 году, а в настоящем виде существует с 1845 года. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Пророка Илии. Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Покровке, в Барашах, построена в 1647 году. Приделы: 1) Пророка Илии; 2) Мученика Лонгина Сотника. Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, первоначально построена была в 1514 году, а вновь сооружена в 1745 году. Приделы: 1) Святого Николая Чудотворца; 2) Мученицы Параскевы Пятницы. Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Семёновской слободе, построена в 1731 году. Придел во имя мученика Иоанна воина. Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в бывшем Новинском монастыре, основанном святым Фотием митрополитом; он упразднён был в 1764 году и обращён в приходскую церковь . Нынешний храм устроен в 1854 году. Приделы: 1) Всех Святых; 2) Рождества Иоанна Крестителя. В сем храме и местночтимая Казанская икона Божией Матери. Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Ермолаевском училище, на берегу Москвы реки, близ Каменного моста, построена в 1863 году. Введения во храм Пресвятой Богородицы, единоверческая, у Салтыкова моста, построена в 1825 году. Взыскание погибших, в Пересыльном замке, построена в 1843 году. Владимирской иконы Божией Матери, на Никольской улице, построена в 1692 году, повелением государей Иоанна и Петра Алексеевичей и по усердии матери их Наталии Кирилловны, в воспоминание избавления Москвы от нашествия татар. В сем храме находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери 108 . Владимира князя, в старых садах, построена в 1514 году. Приделы: 1) Князей Бориса и Глеба; 2) Мучеников Кирика и Улиты. Близ сей церкви был в древности мужской Покровский монастырь, когда упразднён, неизвестно. Власия священномученика, в старой Конюшенной, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Преображения Господня. Приделы: 1) Казанской иконы Божьей Матери 2) Священномученика Власия. В сем храме местночтимая икона Власия священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В 1917 году началось выселение монахов из монастыря и захват монашеских келий. В 1922 году под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья в монастыре изъяли все иконы, серебряные напрестольные кресты, Евангелия в драгоценных окладах, шитые жемчугами митры, богослужебные предметы и сосуды. В 1926 году монастырь был обращен в приход. Одним из последних настоятелей монастыря был священномученик Иларион (Троицкий) . С 1928 года началось разрушение монастырских построек. Вначале разобрали древнюю церковь Сретения Господня, затем – храм святителя Николая. Потом снесли колокольню, кельи и церковь святой Марии Египетской. До настоящего времени в монастыре сохранились лишь Владимирский собор, палаты и бывшие служебные помещения. После закрытия собора в нем организовали общежитие для офицеров НКВД. На территории монастыря хоронили сотни людей, по ложным обвинениям замученных и расстрелянных в застенках Лубянки. В 1958–1962 годах собор был отреставрирован, в 1990 году сюда въехал Науч но-реставрационный центр им. Грабаря. С 1991 по 1994 год в храме располагался приход. В 1994 году при приходе разместилось подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Начала вновь налаживаться монастырская жизнь. Ныне Сретенский монастырь получил статус ставропигиального. При Сретенском монастыре существует центр по изучению Туринской плащаницы. Издательство Сретенского монастыря – одно из крупнейших современных православных издательств. С января 2000 года начал свою работу интернет-сайт «Православие-2000», созданный московским Сретенским монастырем. При монастыре создано высшее богословское учебное заведение – Сретенское высшее православное монастырское училище. Действуют воскресная школа и центр «Преодоление», занимающийся реабилитацией наркозависимых. Началась жизнь в Свято-Серафимовском скиту монастыря (находится в Рязанской епархии в 250 км от Москвы). Также к Сретенскому монастырю относится небольшая женская обитель в честь святого Илии Пророка. Святыни монастыря: мощи священномученика Илариона (Троицкого) , икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского , точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех святых. Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 году. В 1466 году вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80х годах XVI b. В 1837 году к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия. В 1651 году с северной стороны к собору на средства великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Также в комплекс зданий монастыря входили каменные настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 года третий этаж сохранился только у настоятельских палат. На первом этаже настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были кельи. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства. В 1918 году монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 году, при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 году Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI b. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 году был снесен храм в честь Всех святых, а в 1932 году с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

НАЧАЛО ТРОИЦКОЙ ОБИТЕЛИ Прибыв в пределы Камчатской епархии, иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования и подыскивал место для устройства монастыря, расспрашивая сведущих лиц об удобных во всех отношениях для будущей обители местах. Преосвященный Макарий и начальник края С. М. Духовской оказывали отцу Алексию всяческое содействие. Местом для основания обители отец Алексий выбрал живописные берега озера Петропавловского, находящегося в сорока верстах от города Хабаровска вниз по Амуру. Озеро это глубоко и изобилует множеством рыбы. Монастырь предполагалось построить на мысе, вдающемся в озеро в северной его части. На первый взгляд, выбранное отцом Алексием место являлось самым удобным и подходящим по всем условиям для существования здесь монастыря. Участок земли, намеченный под монастырь, имел вид четырехугольника, площадь которого равнялась приблизительно 30 000 десятин. Главнейшими отраслями монастырского хозяйства имелись в виду на первых порах рыболовство и скотоводство, а затем уже и хлебопашество. Найдя место для монастыря, отец Алексий с разрешения Священного Синода (указ 25 мая 1894 г. 2295) оставляет Амур и едет на шесть месяцев в Иерусалим и на Святую Афонскую Гору для приглашения иноков, желающих поступить на служение в будущий в Приамурском крае мужской общежительный монастырь. Братия афонских монастырей отнеслась весьма сочувственно к делу устроения новой обители на берегах Амура: некоторые из афонских обителей (Русский Пантелеимоновский, Русский Свято-Андреевский скит, Хиландарская Лавра, скит святого пророка Илии и другие) принесли отцу Алексию в дар для его монастыря частицы Животворящего Древа Креста Господня и мощей святых угодников Божиих. Святейший Синод указом от 12 августа 1894 г. за 3537 разрешил отцу Алексию принять вышеупомянутый дар, с тем чтобы в удостоверение подлинности частиц взяты были от обителей свидетельства. Но поехать с отцом Алексием на Амур из афонских иноков желающих не нашлось. Почему отец Алексий обратился к Высокопреосвященному Архиепископу Финляндскому Антонию и к валаамскому игумену с просьбою назначить для Приамурского монастыря иноков с Валаама. Святейший Синод определением от 28 октября 1 ноября 1894 г. постановил:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=249...

«Я надеюсь, что храм будет восстановлен и, самое главное, — востребован. Мне очень хотелось бы пожелать, чтобы вы, дорогие отцы, служащие в разных храмах Кашинского благочиния, были примером прежде всего для молодежи. Когда я сам был еще школьником, для меня стал примером нынешний владыка митрополит Виленский и Литовский Иннокентий, который был тогда молодым священником, а я был школьником и пономарем. Будучи ректором в Санкт-Петербургской духовной академии и Московской духовной академии, я всякий раз спрашивал абитуриентов: " Почему вы решили стать священниками? " И очень многие говорили: " Мы смотрели на нашего батюшку, и видели образ его служения и жизни, и хотели быть такими же, как он " . Поэтому мне хотелось бы пожелать, чтобы ваша проповедь была прежде всего проповедью примером», — добавил глава Тверской митрополии. В завершение владыка Амросий поблагодарил собравшихся за совместную молитву. Далее архиерей вместе с благочинным осмотрели храм и прилегающую территорию. Кашинский Димитровский мужской монастырь располагался на возвышенном правом берегу р. Кашинки напротив центральной торговой части города Кашина и назван в честь первого собора обители, освященного в честь великомученика Димитрия Солунского. По указаниям ведомостей, монастырь «построен из древних лет», благоустроен в начале XVI века. В 1682 году в обители была построена каменная двухэтажная Троицкая церковь с четырьмя приделами: в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, пророка Илии, великомученика Димитрия Солунского. Церковь и приделы венчали семь глав, при храме была возведена колокольня на семь колоколов. В 1764 году в монастыре числились четыре настоятельских келии с сенями и кухней, три неоконченные нежилые кельи с погребом, пять братских келий, хлебопекарня, поварня, солодовня, житницы, конюшенный двор. Позади настоятельских келий располагался сад с огородом и прудом. До 1768 года в одной из братских келий размещалась канцелярия духовного правления. В дальнейшем здесь было открыто училище для детей священнослужителей. Монастырь был отнесен к заштатным и оставлен на своем содержании.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010