22 июля 1994 г. по благословению митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики Илиинского храма обрели нетленные мощи прп. Гавриила Афонского. 23 окт. того же года в соборе прор. Илии прошли торжества, посвященные его прославлению. Божественную литургию и чин прославления преподобного совершил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). В 1995 г. Илиинский приход был преобразован в мон-рь, 1-м наместником назначен архим. Антоний (Боровик; впосл. епископ Угольский, викарий Хустской епархии). К 2018 г. главный престол собора освящен во имя прор. Илии, правый придел - в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», левый придел - во имя арх. Гавриила; 23 окт. 2011 г. митр. Одесский Агафангел освятил нижний храм собора во имя преподобных Паисия (Величковского) и Гавриила Афонского. Основными святынями О. И. м. являются аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» (1894) и рака с мощами прп. Гавриила Афонского, установленная в соборном приделе арх. Гавриила. Каждый день в мон-ре начинается с братского молебна у раки. По благословению митр. Агафангела в 7 ч. утра насельники читают акафист прп. Гавриилу Афонскому. При мон-ре действует воскресная школа для детей и молодежный клуб. В обители проживают 23 насельника, в т. ч. схиархимандрит, 4 архимандрита, 3 игумена и 7 иеромонахов. С 8 мая 2008 г. наместником О. И. м. является архим. Виктор (Быков; с 2014 г. епископ Арцизский, викарий Одесской епархии). Лит.: Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, именуемой «Млекопитательница». К., 1908; Русский общежительный скит св. прор. Ильи на Св. Афонской Горе. Од., 19134; Серафима (Шевчик), игум. Молитвенные лампады: История одесских мон-рей. Од., 1996; Жития Одесских святых. М., 2002. С. 238-256; Шиповальников В., прот. «Я с малолетства был при Церкви...»//Мир Божий. 2003. 1(9); Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный). К., 2004. Ч. 1; Храмы и мон-ри Одессы и Одесской обл. Од., 2005; Михайлуца Н. И. Православные мон-ри Одессы в период оккупации и после освобождения: (1941-1945)//Голос минувшего: Кубанский ист. ж. 2012. 3/4. С. 48-51; Рус. Афонский отечник XIX-XX вв. Св. гора Афон, 2012; Правосл. храмы Одессы и Одесской обл.: Путев. Од., 2014.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

Владимир, г.Пермь, 35 лет. ПИК 2008-1, группа 1. До этого события к крестным ходам относился с большим сомнением... Ежегодно в Пермском крае устраивается однонедельный крестный ход протяженностью около 140 км. из Перми в Белогорский Свято-Никольский мужской монастырь на престольный праздник святого праведного Серафима, Саровского чудотворца. Давний знакомый, брат о Христе, уговорил меня принять участие в нем, и впервые в жизни я согласился на такой сомнительный (по тогдашним представлениям) поступок. Путь пролегал из пермского Кресто-Митрофаниевского храма, что в начале Комсомольского проспекта (гримасы советской эпохи...), через Бахаревский женский монастырь, храм в дер. Лобаново, храм Илии пророка в пос. Юг, гору Благодать (с водружением там поклонного креста и панихидой на месте желаемого строительства храма), заброшенный военный городок Звездный - жутковатый, точно из фильма " Сталкер " , дер. Бырма, храм в пос. Н.Пальник, дер. Полыгарец, крест и место восстановления храма в селе Троельга, село Ерши с часовней во имя Параскевы Пятницы (располагавшегося на пригорке, с которого уже открывался в солнечной дымке поразительной, строгой и величественной красоты вид на Белую гору и собор Белогорской обители), церковь в селе Бым. После Быма был совершен марш-бросок уже на саму Белую гору, а на следующий день те, кто еще оставался в состоянии - путь был совсем нелегким! - посетили Свято-Серафимовский Алексеевский скит, где была отслужена последняя (если считать официально - потому что часть народа потом поехала еще на престольный праздник пророка Илии в пос. Юг) Божественная литургия и панихида по святым мученикам Белогорской обители, пострадавшим в 1917 - 1928 годах. Дорога меняла свой вид от прекрасного загородного шоссе до совершенно мрачной и извилистой тропинки по непролазной мокрой и скользкой глине в буйных лесах. Примерно половина пути была проложена по дорогам с твердым покрытием, а четверть или пятая часть являлась совершенно непригодной для колесного транспорта... однако самые тяжелые и неудобные участки пути с нами прошли несколько младенцев в колясках (!), которых пронесли на руках под Иисусову молитву наиболее крепкие крестоходцы. Пожалуй, это лично для меня явилось первым шоком... самоотверженность родителей, спокойствие детей и молчаливая помощь сестер и братьев явились откровением, хотя " на бумаге " я все это уже прекрасно знал! Затем пришло время поразиться глубиной веры людей, внешность которых ну никак не могла указать на их православность: я видел человека с внешностью франтоватого мушкетера, с закрученными усами и щегольски одетого, который в первый же день стер ноги до кровавых мозолей (кровь пропитала его обувь), а на второй день даже не смогшего свою дорогую обувь одеть (дальше он шел то в тапочках, то босиком), но все-таки упорно, с молитвой на устах и слезами, продолжавшего идти на праздник святого Серафима Саровского. И дошедшего, и с глубокой радостью лобызающего икону св. Серафима в храме Белогорской обители.

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

На свое служение пророк Божий Илия был призван тогда, когда народ Израиля был развращаем «волхованиями Иезавели» (4 Цар 9: 22). Дочь сидонского правителя, она была выдана замуж за царя Ахава. Иезавель поклонялась богам природных стихий и плодородия Ваалу и Астарте. Она убедила Ахава принять свою религию и повелела истребить пророков Божиих, заменив их пророками Ваала. Пророк Илия на горе Кармил доказал, что Иегова есть истинный Бог, молитвой сведя огонь с неба, который попалил выложенный им из камней жертвенник и жертвенного тельца. По преданию, это происходило на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара, что по-арабски означает «сожжение». Предание об Илие-пророке сохраняется и у мусульман, воздающих ему похвалу в Коране. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия. По другой традиции, гора называется Керен Кармель, и ее название отождествляют с «виноградником Божиим» и «садом». На ее вершинах растет много дубов и сосен, а у подошвы – оливы и лавры. С горы стекают несколько потоков, самый большой из них вытекает из так называемого источника Илии. В Ветхом Завете воспевается красота и плодородие горы. И сегодня, находясь тут, на горе Кармил, начинаешь понимать, что сама природа помогала жившим здесь в оные времена усваивать уроки Бога – Создателя и Промыслителя. На горе Кармил Пещера св. пророка Ильи на территории кармелитского монастыря на г. Кармил Северо-западный хребет плоскогорья, бывшего когда-то центром древнееврейских царств, доходит до самого побережья Средиземного моря, обрываясь горой Кармил. У ее северного склона расположен израильский порт Хайфа. Почва Кармила рыхлая, подвержена эрозии, и потому в горе образовались пещеры. В одной из них и скрывался от царя Ахава и Иезавели Илия. (Иудеи, правда, указывают на другую пещеру, находящуюся ниже по склону горы.) Гора Кармил дала название католическому ордену кармелитов, основанному в XII веке. Сегодня здесь, на горе, располагается возобновленный в XIX веке мужской монастырь этого ордена «Stella Maris» («Звезда моря»). Это уже четвертый по счету христианский монастырь на этом месте. По преданию, некогда здесь же была обитель во имя пророка Илии, основанная равноапостольной царицей Еленой. Археологические раскопки подтверждают это.

http://pravoslavie.ru/3509.html

Кафедральный собор Христа Спасителя (Баня-Лука) . Мощи: Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Чайниче) . Икона: Монастырь Тврдош . Мощи: Храм Святого пророка Божия Илии (Мильевина) . Мощи: Храм Успения Пресвятой Богородицы (Челебичи) . Мощи: Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Боснии и Герцеговины смотрите ЗДЕСЬ . Мужской монастырь Тврдош [ править править код ] Монастырь Тврдош известен в первую очередь тем, что здесь принял постриг святой Василий Острожский, и дальнейшее его служение было во многом связано с Тврдошем. Недалеко от монастыря находится деревня, в которой он родился и провел большую часть своей жизни. Существует предание, что монастырь основал император Константин и мать его Елена. Аналогичные легенды рассказывают в отношении почти всех монастырей юго-восточной Герцеговины, однако в случае с Тврдошем есть материальное свидетельство: остатки раннехристианской церкви 4-го века. Их можно видеть через стеклянные «окна» в полу нынешней церкви. Был ли здесь, помимо церкви, монастырь – до сих пор неизвестно. На кладбище монастыря Тврдош в часовне Воскресения Господня похоронен епископ Захумско-Герцеговинский Афанасий (Евтич)] (†4.03.2021). Адрес: ул. Тврдош б.б., 89101, Телефон: +387 59 246 810 Подробнее... Мужской монастырь Ступле [ править править код ] Народное предание приписывает основание монастыря Ступле королю Драгутину, как и в случае с другими сербскими монастырями на севере Боснии. Первые упоминания о монастыре Ступле встречаются в письменных источниках XV века – помяннике монастыря Добрун, который сгорел при пожаре в Национальной библиотеке в Белграде 6 апреля 1941 года. В нем имена монахов из Ступле упоминаются вместе с монахами монастыря Липле. Монастырь был основан, вероятно, до 1450 г., то есть до Османского завоевания в 1463 году. Адрес: Vijaani Gornji, Босния и Герцеговина Проезд: монастырь находится в поселке Горни Виячани, недалеко от города Челинац, на северо-западе Республики Сербской, Босния и Герцеговина, в 25 км от монастыря Липле.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Босн...

Богородицы; 2) во имя трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кривозерская Троицкая пустынь Костромской Епархии. Находится против города Юрьева Поволжского за рекой Волгой на Кривых озёрах, почему и Кривоезерской именуется. Основана по грамоте Государя Царя Алексея Михайловича от 21 Апреля 1648 года Строителем Сергием. Здания в обители следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя живоначальной Троицы с приделами: а) Знамения Пресв. Богородицы; б) Священномученика Антипы; в) благоверного Князя Александра Невского; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Преп. Варлаама Хутынского. Церковь сия построена по грамоте, в 7152/1644 году, Апреля 22 дня от Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея России по прошению Юрьевца Поволжского посадских людей Степана Филиппова и Трифона Еремиева. Кронский Троицкий монастырь Минской Епархии заштатный, мужской. Находится на берегу речки Кронки. Основан в 1629 году Княгиней Огинской на принадлежавшем ей местечке Крону. В монастыре сем церковь каменная во имя Св. Троицы, построена Княгиней Огинской с двумя приделами: во имя Преображения Господня и Св. Николая и при ней колокольня; кельи и ограда деревянные. Оный монастырь имеет пахотной и сенокосной земли 337 десятин и 2.184 квадратных саженей. К нему принадлежит село Жидокишки, в коем крестьян мужского пола 21, женского 19, а обоего – 40 душ. Крупицкий Николаевский Батуринский монастырь См. Батуринский Николаевский Крупицкий. Крутецкий Николаевский монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Новгородской Епархии в Боровицком уезде на левом берегу реки Песи, расстоянием от Новгорода в 250, а от Борович в 65 вёрстах. До Духовных Штатов 1764 года было за ним 221 душа крестьян и настоятельство Игуменское и Строительское. Отмежёванной земли 182 десятины. По Штатам приписан к Духову Новгородскому монастырю и вскоре обращён в приходскую церковь . Ныне здания в нём деревянные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая с КОЛОКОЛЬНЕЙ; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Пророка Илии с приделом Флора и Лавра; 3) НЕСКОЛЬКО КЕЛИЙ и 4) ОГРАДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Амвросиев Николаевский Дудин монастырь основан не позднее начала XV века. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольные праздники: свт. Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого) и 19 декабря. Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о Дудине монастыре относится к 1408 году. По некоторым сведениям, его посещал преподобный Сергий Радонежский по дороге из Нижнего Новгорода. В 1535 году заложена колокольня, ставшая первым каменным сооружением. В 1620-х годах в монастыре кроме каменной колокольни насчитывалось три деревянных храма: рубленный Успенский собор, Никольская церковь и на берегу Оки церковь Илии Пророка. С 1676 года монастырь по грамоте царя Феодора Алексеевича передан в ведение Патриарха и стал именоваться Патриаршим домовым монастырём. 2 февраля 1677 года по указу Патриарха Иоакима заложен Успенский храм — единственный частично сохранившийся. В 1785 году при Екатерине II монастырь был упразднён и стал приходским храмом села Подъяблонного. В 1920-е годы была утрачена чтимая чудотворная икона Николая Чудотворца. А в 1939 году был закрыт и приходской храм. Современное состояние [ править править код ] Приходской совет Успенской церкви образован в октябре 2000 года. 2 августа 2001 года благочинный Богородского округа священник Святослав Кутковец отслужил молебен Илье-пророку, и до 2006 года молитва священника в этих древних стенах не звучала. В 2006 году через неделю после первого посещения крестным ходом с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери разрушенного монастыря в приход был назначен священник Василий Кривченков, возобновились молебны, службы, начались восстановительные работы. В феврале 2007 года на первом заседании комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения было принято решение рекомендовать Правительству Нижегородской области передать ансамбль Амвросиева Дудина монастыря в безвозмездное пользование.

http://azbyka.ru/palomnik/Амвросиев_Нико...

Богородицы». Над пастофориями расположены изображения св. врачей, а также апостолов Петра (север) и Павла (юг). Нижний регистр апсиды традиционно занимает сцена «Поклонение Жертве» (предстоят престолу святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, на сев. стене фигуры идентифицированы как святители Григорий Богослов, Николай Чудотворец, сщмч. Иерофей Афинский, свт. Афанасий Великий, один не определен; на южной - святители Кирилл Александрийский, Спиридон Тримифунтский, 3 не определены; процессию завершают по 2 архидиакона с каждой из сторон). В жертвеннике помещены изображение Христа во Гробе с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом и сцены «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены «Пророк Илия в пустыне», «Пророки Илия и Елисей переходят через Иордан», «Вознесение пророка Илии», «Пророк Елисей получает милоть пророка Илии», «Пророк Елисей переходит Иордан», а также изображения серафимов. Конха алтарной апсиды соединяется с системой возведения сводов 3 ступенчато расположенными арками; в их центральных частях (с запада на восток) помещены изображение Ветхого денми и образы Пресв. Богородицы «Знамение» и «Агнец Апокалипсиса». На склонах арок им соответствуют изображения пророков Аарона, Давида, Иакова (?), Михея (?), Софония (2 не определены), 12 апостолов и святителей (по 9 с каждой стороны, не идентифицированы). На пятах западной арки продолжается праздничный цикл, начатый в алтарной апсиде (сцены «Воздвижение Креста» на севере и «Успение Пресв. Богородицы» на юге). Стены нефа занимают 2 регистра Страстного цикла и цикла Воскресения Господня (начинается на юж. стене у иконостаса сценой «Моление о Чаше» и завершается на сев. стене сценами «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне»). В отличие от росписи молдав. церквей кон. XV - нач. XVI в. и сделанных при Петру IV Рареше, когда Страстной цикл передавался в виде непрерывного фриза, в кафоликоне Н. В. м. сцены разграничены, что характерно для молдав. росписей кон. 80-х - 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

10 января 1882 г. последовала блаженная кончина прп. Антипы Афонского «на руках» о. Иоанникия. Преставился он в полной памяти, через два часа после принятия Святых Христовых Таин, во время чтения его келейником акафиста Божией Матери, Которую он искренно почитал всю жизнь. Трудно судить о степени его влияния на духовное развитие прп. Илии, но что оно было значительным – это очевидно. Об этом свидетельствует хотя бы некое сходство их духовных обликов, общего духа их подвижничества. В 1891 г. о. Иоанникий увольняется по болезни за штат, а 16 января 1892 г. принимает великую схиму с именем Илии 1155 – в честь выдающегося древнего пророка, горячего ревнителя о славе Божией. То, что о. Илии было дано именно это имя, представляется нам, конечно, неслучайным. Подвижник, молитвенник, поборник отеческих постановлений, он во многом был близок по духу древнему святому. Стяжав в течение многолетнего подвижничества дар умно-сердечной молитвы и истинного бесстрастия, теперь он сам мог послужить ближним во спасение, став действительно духовноопытным и богомудрым старцем. И Господь не оставил Свой светильник под спудом 1156 . Приблизительно в это время о. Илия переходит в скит с еще более строгим уставом – Иоанно-Предтеченский, однако Господь уже готовил ему иной путь. В 1893 г. на далеком от Валаама Урале указом Святейшего Синода был обращен в общежительную обитель Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь 1157 . Этот монастырь был основан в 1604 г. иеромонахом Ионой Пошехонцем 1158 и являлся на Урале старейшим. В 1704 г. из с. Меркушино туда были торжественно перенесены целебные мощи великого уральского святого – праведного Симеона Верхотурского, после чего обитель стала местом паломничества верующих. Вместе с тем, нам неизвестно о каких-либо подвижниках этого монастыря до конца XIX в. В духовном отношении обитель находилась, видимо, в упадке, количество постоянной братии было очень незначительным. Первая попытка ввести в монастыре общежительные порядки была предпринята в 1869 г., но встретила резкое противодействие со стороны братии, и все осталось по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Ильи Пророка Мокрого с Луга (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Ильи Пророка Мокрого с Луга была построена в XV веке на территории Ильинского монастыря (упразднен в XVIII веке). Престольный праздник: 2 августа, день памяти Ильи Пророка. Содержание История [ править править код ] В древности значительная часть Запсковья была покрыта болотом; поэтому основанный здесь Ильинский мужской монастырь звался «Ильей Мокрым». Время его основания неизвестно. Летопись, под 1465 годом, упоминает о нем по случаю пожара. Впоследствии монастырь сделан женским. Нынешняя каменная церковь сооружена в 1677 году, как это видно из находящейся внутри церкви доски с надписью: «1677 года 21 февраля преставися сего Ильинского Девича монастыря игуменья Феодора схимница и повелением тоя игумении Феодоры того же 1677 года Сентября в 14 день сей св. храм основан во имя пророка Илии». Упразднен в 1764 году, и церковь приписана к Козмодемьянской. В 1868 году здесь трудами игуменьи Митрофании (рожд. баронессы Розен) учреждена женская община, которая в 1870 году утверждена правительством с дарованием ей права иметь счастье состоять под покровительством Государыни Императрицы, с укреплением за ней жертвуемых дочерью колл. рег. Ираидой Харламовой земель и домов, и с дозволением начальнице и сестрам носить кресты по Высочайше утвержденному рисунку. Прежде община была подчинена игуменье Ивановского монастыря, но теперь существует самостоятельно, под управлением особой начальницы. Церковь одноапсидная, обычной кубической формы. Западная сторона имеет паперть на толстых массивных столбах. На северной и южной сторонах есть приделы — первый во имя Тихвинской Божией Матери, а второй упразднен; в последнем погребена создательница храма, игуменья Феодора. Находящиеся в этом приделе полукруглые стенные ниши — две на правой и одна на левой стороне — наводят на мысль, что здесь могла быть усыпальница для высших лиц монастырского управления. Фасады церкви имеют не полные тройные деления, а только одни верхние их части. Глава имеет полусферическое покрытие, с карнизом из обычных геометрических фигур. Парусный свод храма опирается на две пары четырехугольных столбов. В правом отделении (бывший придел) деревянная перегородка разделяет комнату на две неравные части: большую и меньшую, где прежде был алтарь, а теперь ризница. Под храмом находится колодезь. После революции 1917 года община была упразднена, а церковь закрыта. Современное состояние [ править править код ] С 1992 года — действующая приходская церковь. Престольные праздники [ править править код ] Илия Фесвитянин, пророк – 2 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Псков, ул. Волкова, 9 Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ильи_П...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Одесской и Измаильской епархии УПЦ), находится в г. Одессе (Украина). Основан в 1876 г. архим. Макарием (Сушкиным) как подворье афонского Русского великомученика Пантелеимона мужского монастыря для помощи паломникам, направлявшимся на Св. Гору. Первоначально подворье располагалось при каменном 2-этажном доме на ул. Ново-Рыбной (участок 165; ныне ул. Пантелеймоновская, 66), приобретенном родным братом архим. Макария тульским купцом И. И. Сушкиным через поверенного В. Т. Буланова. К 1880 г. здесь проживали 3 насельника (заведующий мон. Андрей (Христиченко), мон. Григорий (Говтворенко), направленный с Афона в Одессу для получения монастырской корреспонденции, отправки посылок и помощи паломникам, и мон. Филипп (Псарев)), в 1884 г.- ок. 10 монахов и послушников. Храм во имя вмч. Пантелеимона. Литография. Кон. XIX в. Храм во имя вмч. Пантелеимона. Литография. Кон. XIX в. В 1883 г. на Куликовом поле напротив подворья было построено новое здание железнодорожного вокзала «Одесса-Главная». С появлением полноценного вокзала поток богомольцев на Св. Гору многократно возрос. Ежегодно из Одессы в паломничество отправлялись сотни верующих. В 1885-1896 гг. близ Пантелеимонового подворья было построено подворье Андрея апостола скита , а в 1896 г. также неподалеку возведен храм подворья афонского Илиинского скита (см. Одесский во имя святого Илии пророка мужской монастырь ). 24 авг. 1892 г. владелец крупнейшего в России канатного завода купец 1-й гильдии Я. А. Новиков (1849-1912) пожертвовал афонской обители соседний с Пантелеимоновым подворьем участок земли 158) с дарственной надписью: «…для устройства церкви и служб, в которых начальствующим монастыря встретится надобность в видах доставления паломникам, путешествующим к Святым местам, приюта и душевного упокоения». 9 мая 1893 г. на этом участке был заложен новый корпус подворья с церковью. Первоначальные эскизы здания составлены в 1892 г. с.-петербургским епархиальным архит. Н. Н. Никоновым , детальные планы разработаны одесским архит. Л. Ф. Прокоповичем, выпускником АХ ( Барановский. 1902. С. 129).

http://pravenc.ru/text/2578191.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010