XII. ВЕЛИКОЛУЦКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский Монастырь 3 класса, находящийся в городе Великих Луках, из мужского Ильинского, издревле на сем месте существовавшего, обращен в женский в 1675 году. Нынешняя Соборная в оном каменная Вознесенская Церковь с Придлами Св. Пророка Илии и Св. Благоворных Князей Бориса и Глеба построена с 1741 по 1751 год. В 1780 году Императрица Екатерина II. возвращаясь из Блоруссии посетила сию Обитель и на строение пожаловала 1500, да Монахиням 200 рублей. До Штатов Духовных 1764 года он не имел за собою крестьян и Настоятельство было Строительницкое, иногда же Игуменьинское; а но Штатам оставлен в 3 класс степенью 25. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК Упраздненных Псковской Епархии Монастырей, по известию в летописях и в разных старых грамотах о их построении, или других каких случаях до Нних касающихся. ГОРОДИЩЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, близ Изборска в Труворове Старом Городище Монастырь, был древнейший; в 1585 году приписан к Псковопечерскому Монастырю, а ныне состоит Изборским кладбищем и приходскою Церковью. ПАНТЕЛЕИМОНОВ, прозывавшийся в бору и дальний (для отличия от Пантелеимонова, именовавшегося на Красном Дворе) был мужской Монастырь, при устье реки Черехи; упоминается с 13-го столетия. Из него много книг харатейных 13 и начала 14-го столетия взято в Московскую Патриаршую библиотеку, где и доныне они находятся с надписью сего Монастыря. В 1596 году Грамотою Царя Феодора Иоанновича он отдан Псковскому Епископу Геннадию, и с тех пор был загородным Архиерейским домом. ДОМАНТОВСКИЙ Рождества Богородицы, женский во Пскове, созданный в 13 столетии Князем Домантом упразднен по сгорании еще до Штатов. НИКОЛАЕВСКИЙ ПЕРЫНЬ, ниже Снетогорского Монастыря на левом берегу Великой реки на мысу, был также в числе древних; упразднен еще до Штатов и Церковь оного с землею приписана к Мирожскому Монастырю, а в 1817 году разобрана для Снетогорских построек. КО3МОДАМИАНСКИЙ С ГРЕМЯЧЕЙ ГОРЫ, мужской, за городом за рекою Псковою, упоминается при основании в нем каменной Козмодамианской Церкви в 1383 году. Он упразднен при Штатах 1764 года и Церковь оного обращена сперва в приходскую, а в 1786 году приписана к Петропавловскому Собору; здание ж отдано под градскую больницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на Софийской стороне в Неревском конце, на берегу р. Волхов. Мон-рь основан в нач. XIV в. Согласно НПЛ, в 1312 г. Новгородский архиеп. Давид заложил каменную ц. свт. Николая Чудотворца на «своем дворище», т. е. принадлежавшем ему пустующем дворе. Когда в 1313 г. храм был построен и освящен, архиепископ «чернеци совокупи», устроил при нем мон-рь. В 1458 г. на Новгородскую кафедру был избран по жребию игумен Б. м. свт. Иона . В НПЛ подчеркивается, что архиеп. Иона пользовался уважением у новгородцев, к-рые собрались в обитель, чтобы приветствовать новопоставленного святителя. В результате пожара в 1463 г. «выгорела половина святого Николы», т. е. половина мон-ря, в огне расплавились 2 «чюдных» колокола. Вместо сгоревших по распоряжению архиеп. Ионы на «Десятине» (т. е. в Десятинном мон-ре ) отлили 2 новых колокола. В XIV-XV вв. Б. м. входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских обителей. По мнению В. Л. Янина , он был кончанским и находился под патронатом Неревского конца города. Не случайно поэтому после присоединения Новгорода к Москве его земельные владения, как и др. кончанских мон-рей, в первую очередь подверглись конфискации, было изъято в казну 156 обжей земли. В XVI в. Б. м. получил новые пожалования от московских царей. Грамотой Феодора Иоанновича обители передавались в безоброчное владение пустые дворовые места в Кожевниках (район города близ мон-ря). Грамота упоминает о 3 монастырских храмах: свт. Николая Чудотворца с придельной ц. ап. Петра и Павла, надвратной («на сенях») ц. прор. Илии (построена в 1521 игум. Илией Цветным). Со времени основания Б. м. оставался особножитным. После 1528 г., когда архиеп. Новгородский свт. Макарий ввел в новгородских обителях общежительный устав, Б. м., в числе немногих, его не принял. Только в 1552 г. по указу еп. Новгородского свт. Пимена (Чёрного) в мон-ре впервые было введено общежитие. Но в писцовой книге кон. XVI в. Б. м. вновь назван «особным», там же упомянуты 2 отдельно стоящие каменные церкви: Илии пророка и свт. Николая Чудотворца с приделом ап. Петра и Павла.

http://pravenc.ru/text/77966.html

Мужской монастырь Симеона Богоприимца в Катамонах Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православный мужской монастырь и храм на месте дома святого праведного Симеона Богоприимца расположены на вершине холма в северной части Катамона, одного из респектабельных районов современного Западного Иерусалима. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] На юго-запад о города Иерусалима находятся горы холмы, служащие западною границей долины Титанов, т.е. поля Великанов, которое начинается с подошвы горы, с находящеюся ней Священною обителью Пророка Илии и оканчивается к северу до ущелья Гиона. А между долиной Великанов и долиной Креста, называемою Вад-иль-Паша, возвышается продолговатый холм, простирающийся с юга от долины, известной под именем Ахмеда, к северу до места, называемого мельницами Ибрагима Паши, где ныне находится великая школа Латинян. К северу от этого холма находится низменная долина Эннома, в которой по это время сохраняется верхняя купель, упоминаемая пророком Иеремией; а к востоку от него простирается поле Великанов, которое по возделанности, представляет зрителю на всем пространстве своем чудное зрелище; к западу же от него находится долина Игемона или, как называют ее Арабы, Вад-иль-Паша, с находящеюся в ней Свящ. Обителью Честнаго Креста, испещренная углублениями и возвышениями, усеянными множеством масличных деревьев; наконец к югу от холма виднеются горы и долина Ахмеда (Вад-иль-Ахмед), местами усаженная масличными деревьями и проходящая до того места, где начинаются сады селения Малхы орошаемые вечно текущей прозрачной водой. Между жителями Сионских гор сохраняется и по ныне древнейшее предание, что на холме, лежащем в югу от продолговатой горы, выше уже описанной, находился дом праведного и благочестивого Симеона с его садом, в котором были и семейные их могилы, как это было к обычае у Иудеев. Что касается построек древнейших времен, то все они с течением времени были истреблены и исчезли. В 1177 году Грузинский царь Вахтан-Гаркаслан, заключивший союз с Египетскими султанами против Крестоносцев, выпросил себе монастырь Честнаго Креста и другие монастыри, для содержания и сохранения которых переселил в них многих грузин из Грузии, из которых некоторые поселились даже в разных деревнях.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В начале 2000-х годов при самарском храме во имя преподобного Сергия Радонежского сложилась монашеская община. В 2003 году община основала монашеский скит на противоположном берегу Волги, в полутора километрах от села Подгоры, где у подножья горы Плаксиха находится источник, названный в честь пророка Илии. В 2006 году в скиту был освящён храм. Решением Священного Синода от 16 мая 2007 года скит был преобразован в мужской монастырь. В 2008 году в монастыре проживало около 20 насельников, в том числе 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, под руководством наместника игумена Георгия. Монастырская территория разделена на две части, в первой находится престольный храм, источник и несколько келий, остальное находится на территории скита, куда посетители обычно не допускаются без дозволения игумена. В монастыре выращен фруктовый сад, близлежащее озеро расчищено для разведения рыбы, имеются огород и мастерские для трудников. Также есть скотный двор и пасека. Построены два деревянных храма, братская трапезная, кельи, паломнический дом. В Самаре имеется монастырское подворье, созданное на базе Троице-Сергиева храма, прихожане которого и составили ядро монашеской общины. Также к Заволжскому мужскому монастырю некоторые время был приписан храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, восстанавливаемый в селе Новинки, позднее ставший подворьем Заволжского женского монастыря. Главный монастырский храм построен в 2006 году по проекту самарского архитектора Н. Жоголева в традициях северного теремного зодчества. Храм деревянный, на его создание ушло около 200 м³ ели, привезённой на Самарскую Луку из Тверской области. Камень для фундамента привезён из Сокского карьера. Крест храма вырезан из розового дуба, купол украшен деревянными чешуйками из осины - лемехами, которых насчитывается около 1500. Освящён 14 августа 2006 года. При храме есть две мозаичных иконы, пророка Илии и святого благоверного князя Олега Брянского. Они были изготовлены в самарской мастерской В. Молчанова из уральской яшмы, чароита, кварца и родонита.

http://sobory.ru/article/?object=25793

Якутск Святыни Якутии [ править править код ] Собор Спаса Преображения (Якутск) : В Преображенском Кафедральном соборе имеются святыни, которые почитаются верующими: Эти святыни участвовали в Крестном ходе «Под звездой Богородицы» в 2008 году. Андреевский мужской монастырь (Мирный) : Свято-Никольский храм (Вилюйск) : Храм Илии пророка (Томмот) : Монастыри Якутии [ править править код ] Все монастыри Якутии Покровский женский монастырь (Якутск) [ править править код ] До революции в Якутске существовал женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но после неё он упразднился. 21 февраля 1996 года Священный Синод благословил создать при храме женский монастырь. По окончании работ храм был освящен архиерейским чином в 1998 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так как к этому времени был восстановлен Никольский собор Якутска, и в воспоминание о дореволюционной обители. Затем был построен новый каменный сестринский корпус, в котором расположились небольшой храм, крестильный зал, кельи сестер, класс для проведения занятий воскресной школы, миссионерский отдел, трапезная. Домовой храм корпуса освятили во имя преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, по случаю привезения их мощей летом 2004 года. На 2010 год в обители идут строительные работы. Адрес: Россия, 677005, респ. Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ушакова, 12 Подробнее... Андреевский мужской монастырь (Мирный) [ править править код ] Андреевский монастырь учрежден решением Священного Синода и благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 декабря 2014 года. 20 сентября 2017 года в истории Андреевского монастыря города Мирного произошло важное событие. По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Романа настоятель монастыря игумен Серафим (Рошка) в сослужении благочинного Мирнинского округа протоиерея Владимира Севрюкова совершили чин освящения купола и креста на строящийся братский корпус. После совершения молебного пения и окропления святой водой купол и крест были водружены на крышу братского корпуса.

http://azbyka.ru/palomnik/Якутия

Адрес: 142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Телефон: (4967) 72-46-25 , факс: (4967) 36-21-69 (доп. 200) Подробнее... Высоцкий монастырь [ править править код ] Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого. Адрес: Россия, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, д. 110 Подробнее... Храмы [ править править код ] Красная или Соборная гора Красная или Соборная гора – это место, с которого начался город. Оно находится в самом центре, над рекой. Кремль, который стоял здесь шесть веков, а с 1556 г. был каменным, разобрали в 1934. На вершине горы стоит Троицкий собор (1696). Рядом с вершиной, там, где раньше находился Торг, церкви выстроились в ряд. Лес храмов, отреставрированных снаружи, выглядит вдохновляюще, но действуют лишь церкви Илии Пророка (1748) и Николы Белого (1857). Троицкая церковь полуразрушена внутри. Успенская (1854), стены которой богато украшены, не действует. В Троицком соборе находится Историко-архитектурный музей. Никольский собор (Серпухов) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Серпухов

Наглядным результатом плодотворного сотрудничества Томской епархии и администрации Томской области явилось восстановление Богоявленского собора, ставшего достойным украшением центра города, духовно-административным центром Томской епархии. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томск: Монастыри [ править править код ] Богородице-Алексиевский мужской монастырь (Томск) [ править править код ] Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…» Адрес: 634050, Томская область, г. Томск, ул. Крылова, 12/1 Телефон: (3822) 53-14-45 , 52-74-23 Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Томска Богоявленский собор (Томск) [ править править код ] Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

http://azbyka.ru/palomnik/Томск

В томе также присутствует множество статей, посвященных святым и церковным деятелям, носящим имя Илия, и монастырям во имя св. пророка Илии, из которых наиболее примечателен знаменитый русский Ильинский скит на Святой Горе Афон. Одна из статей 22-го тома посвящена Католикосу-Патриарху всея Грузии, Архиепископу Мцхетскому и Тбилисскому Илии II , который в настоящее время является Предстоятелем Грузинской Православной Церкви . Статья «Илия Муромец» рассказывает об известнейшем русском святом, герое русского героического эпоса — иноке Киево-Печерской обители, жившем в XII в. Большой материал нового тома сообщает о деятельности и учении знаменитого русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и известном русском философе, богослове, литературном и музыкальном критике, композиторе Владимире Ильине (1890-1974). Также вызывает интерес статья, посвященная деятельности Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), крупного русского востоковеда, филолога и миссионера, чья деятельность оказала большое влияние на распространение Православия среди народов Поволжья и развитие их культуры. В томе также присутствует статья о другом выдающемся русском православном миссионере XIX в. — свт. Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском и Коломенском. В новом томе энциклопедии также можно прочитать жизнеописания выдающихся русских православных иерархов XVIII-XIX столетий — свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, и свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Многие статьи 22-го тома посвящены монастырям Русской и других Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее примечательны Инкерманский мужской монастырь и Иннокентиев Комельский монастырь, история и архитектура которых подробно рассмотрены в соответствующих публикациях нового тома «Православной энциклопедии». Значительный интерес у читателя вызовет статья «Император», рассказывающая о месте православного монарха в истории и церковной жизни Византии, Западной Европы и России. Эту же тему продолжает материал «Имперская Церковь» и отчасти статья «Инвеститура», посвященная особенностям церковно-государственных отношений в средневековой Западной Европе. Католическую тематику продолжает также статья «Индульгенция».

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

Свято-Ильинский мужской монастырь был основан в 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита для помощи паломничествующим через Одессу на Афон и в Палестину. Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма, во славу Божию, была закончена. 22 декабря 1896 года, было совершено освящение главного престола, во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница»/ В 1922 году подворье было упразднено, храм действовал до 1928-1932 годов. В 1946-1949 годах на подворье жили иноки. В 1995 году Ильинский приход преобразован в монастырь. Ныне главный престол Соборного храма Свято-Ильинского монастыря освящен во имя св. пророка Илии, правый придел — во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница» , левый придел — во имя архангела Гавриила. Каждый день жизнь монастыря начинается с братского молебна у раки со св. мощами прп. Гавриила Афонского. С 1997 года при монастыре располагается Одесское епархиальное управление. При обители действует воскресная школа для детей. Адрес: 65012 Украина г.Одесса ул.Пушкинская 79 Телефоны: +38(048) 738-56-38 , 738-56-02 Свято-Иверский Одесский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Иверский монастырь История Свято-Иверского Одесского мужского монастыря, в собственном смысле, начинается с 1998 года. Именно в этом году, 19 мая состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. На заседании иерархи постановили благословить открытие новой обители в честь Иверской иконы Божией Матери в Одессе. Но молитвенная лампада зажглась в монастыре ранее. Первая служба состоялась на Пасху в апреле 1998 года. А до этого немногочисленная братия из четырех человек в течение Великого Поста ежедневно возносили свои теплые молитвы к Пречистой, неустанно моля Ее о помощи в основании обители: очень уж страшная разруха досталась в наследство от воинской части, где предстояло начать строительство монастыря, и надеяться можно было только на Самого Господа и предстательство Пречистой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Одесса

Каменный храм заключал в себе холодную и теплую церковь; в холодной было два престола - во имя Введения Пресв. Богородицы и прор. Илии, а в теплом во имя св. Иоанна Предтечи. Но постройка оказалась непрочной в особенности в холодной церкви, в стенах которой оказались трещины и с 1749 г. перестало совершаться в ней богослужение. В 1765 г. холодная церковь была перестроена, теплая же осталась нетронутой и с того времени храм остается уже без существенных изменений. Монастырь в 1764 г. был упразднен. В 1885 г. при Введенской церкви был открыт Странноприимный дом в заведывании протоиерея Нарбекова Михаила Ксенофонтовича. Средства обеспечения: 1000 руб. в 4% ренте, 15 десятин земли, 20 руб. в год и 5 саж. дров от Вязниковской городской управы и пожертвования частных лиц. Это богоугодное заведение давало приют всем беднм странникам, находящимся в пути. Колокольня при храме построена новая в 1884-1885 гг. В кон. XIX в. престолов в храме было четыре: в холодном – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии (алтарь его отделен от главного капитальной стеной) и в трапезе теплой – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи и в честь Владимирской иконы Божией Матери (устроен по просьбе прихожан в 1831 году). Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена вполне достаточно. От времени существования монастыря до революции в теплом и холодном храме хранилось много икон; из них обращают на себя внимание запрестольный крест в теплом храме и две иконы Введения во храм Пресв. Богородицы. Два напрестольных Евангелия печат. в 1627 и 1636 гг. Царем Феодором Алексеевичем приложены книги: триодь цветная, октоих, пролог; на них по листам подписи: «сию книгу пожаловал Государь царь – Феодор Алексеевич … в гор. Ярополч в Вязниковский девичий монастырь при игумении Феодосии с сестрами лета 7180». В библиотеке имелись следующие древние книги: Требник изд. 1689 года, Толковое Евангелие Феофилакта Болгарского 1748 г., Пращица 1721 г. и Беседа И. Златоуста на псалме 1795 года.

http://sobory.ru/article/?object=10877

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010