Первоисточники Литургики    Изъяснительными первоисточниками православной Литургики являются следующие святоотеческие творения:    «Огласительные и тайноводственные поучения» Св. Кирилла Иерусалимского († 386 г.) Св. Кирилл объясняет священнодействия и символику таинств крещения, миропомазания и евхаристии.    «О церковной иерархии» сие сочинение, приписываемое Св. Дионисию Ареопагиту, относится к нач. V-ro века, в нем повествуется о литургии, о некоторых таинствах и о пострижении в монашество и др.    «О таинствах» Св. Амвросия Медиоланского († 397 г.). Святитель Амвросий имеет довольно важное значение в истории богослужения Святой Церкви, особенно западной.    «О предании божественной литургии» — Св. Прокла патриарха Константинопольского († 447 г.).    «Мистагогия» (Тайноводство) Св. Максима Исповедника († 662 г.). Он объясняет символику храма и литургии, его толкование является первым собственно византийским толкованием. В своих объяснениях он часто ссылается на трактат «О церковной Иерархии», приписываемый Св. Дионисию Ареопагиту.    «О божественном священнодействии» — Св. Софрония, патриарха Иерусалимского († 644 г.). Святитель предлагает подробное изъяснение всего, что совершается в божественных службах. Кроме того, он один из первых песнописцев, чьи трипеснцы вошли в состав Триоди постной, а также и Триоди Цветной.    «Созерцание предметов церковных» — Св. Германа, патриарха Константинопольского († 740 г.).    «Толкование божественной литургии», архиепископа Солунского Николая Кавасилы († 1371).    «О храме Божием и божественной литургии» и «О священных последованиях», Симеона архиепископа Солунского († 1429).    Нужно отметить, что вышеуказанные произведения свидетельствуют о том, что богослужение православной Церкви на протяжении своей истории имеет свою довольно богатую литературу. Кроме упомянутых здесь памятников по толкованию и объяснению богослужения, имеется и другие различные сборники и трактаты о богослужебных чинопоследованиях. Также имеются материалы и они довольно многочисленные на иностранных языках, которые относятся к западному, католическому богослужению, которых мы здесь не касаемся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Роль Константинопольского Патриархата в христианизации Руси достаточно сильно преувеличена. Вплоть до 1037 года мы не знаем имён наших архиепископов, а они были. Не знаю, кто их ставил. Мог их ставить Константинополь, а мог и болгарский архиепископ, но это, так сказать, детали спора. Допустим, патриарх Варфоломей прав, что Константинопольский Патриархат потрудился для христианизации Руси. Что из того? Он напоминает гусей из басни И.А.Крылова: Да наши предки Рим спасли! Всё так, да вы что сделали такое? «Мы? Ничего!» - «Так что ж и доброго в вас есть?» Точно таким же гусём является патриарх Варфоломей, потому что он расточает наследие великих константинопольских архиепископов и патриархов: святителя Иоанна Златоуста, святителя Прокла Константинопольского, святителя Георгия, святого патриарха Германа и святого Патриарха Фотия. Во-первых, они твердо стояли за православную веру, а во-вторых - за православную нравственность. Патриарх Варфоломей своими экуменическими эскападами, своим расшаркиванием перед латинянами, иудеями и мусульманамипомножает на ноль нравственное достоинство и духовный авторитет Константинопольской Церкви. Он делает её церковью еретической и беззаконной. И уж скорее он преемник не тех великих святых мужей, упомянутых мною выше, а преемник таких еретиков и лизоблюдов, как, к примеру, Акакий Константинопольский, породивший схизму монофизитскую, как иконоборческий патриарх Анастасий и Константин, патриарх Григорий Мамма, проводивший унию с латинянами, что сейчас и делает патриарх Варфоломей. Патриарх Варфоломей — хулитель и попиратель канонического достоинства Константинопольской патриархии. Он недостоин стоять в одном ряду с такими патриархами, как Иоанн Постник, создатель номоканона, святой патриарх Фотий, создатель наиболее совершенного номоканона и многие другие. Своими беззаконными санкциями на второй брак духовенства, своими критскими эскападами, своими непомерными антиканоническими претензиями и, наконец, своим разбоем, он нагло и цинично попрал все канонические установления своих предшественников. Он недостоин называться их преемником. Он преемник разбойников и хулителей, промонофизитских, проиконоборческих, проарианских патриархов, чья память анафематствуется в неделю Торжества Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/ka...

    Свт.Иоанн Златоуст (347 — 14.9.407) — родился в Антиохии в богатой христианской семье. Получил разностороннее образование, глубоко изучал Св.Писание. Удалился в монастырь недалеко от Антиохии, где, ведя подвижническую жизнь, прожил четыре года. Посвящен в сан диакона (381), а позже пресвитера (386). С этого времени начинается его проповедническая деятельность. Возведен в сан архиепископа Константинопольского (398). Заботясь о своей пастве, он сократил чин Божественной литургии (до сих пор мы служим ее, называя литургией Иоанна Златоуста). Особенно заботился он о просвещении светом Христовой Истины язычников. В частности, он принимал живое участие в распространении Православия среди наших предков — скифов, посылая к ним пастырей и учителей. Ведя борьбу с низким нравственным уровнем общества, он задел и власть предержащих. Особенно им была недовольна императрица Евдоксия, одна из обличающих ее бесед Святителя пророчески начиналась знаменитыми словами: «Опять беснуется Иродиада, опять мятется, опять рукоплещет и пляшет, опять главы Иоанновой ищет». Подкрепляемый некоторыми завидовавшими ему епископами, мечтавшими занять его место, император Аркадий выслал в 404 г. Святителя сначала в деревню Кукуз в Малой Армении, а потом в город Пифиунт (находившийся на территории нынешней Абхазии). Но до последнего места ссылки Святитель так и не доехал, скончавшись по дороге, в городе Команы, в церкви Св.Василиска в полном архиерейском облачении после совершения Божественной литургии и причастия Св.Тайн, стоя на молитве. Последними его словами были: «Слава Богу за все». Император Феодосии II, сын гонителей Иоанновых — Аркадия и Евдоксии, возымел горячее желание перенести мощи Святителя в столицу. Намерение это возникло после обращения к нему Патриарха Константинопольского Прокла, бывшего келейником у Святого: «Возврати, царь, евангельски родившего тебя святым крещением и святительскими руками внесшего тебя в церковь, как некогда старец Симеон Господа». Мощи смогли перенести лишь после того, как на грудь Святителя положили собственноручно написанное императором покаянное послание. Когда рака была внесена в храм Св.Апостолов, из которого некогда изгнали Святителя, и поставлена на Патриаршем престоле, народ как бы едиными устами воскликнул: «Прийми престол свой, отче!» И Святитель Иоанн Златоуст, разомкнув уста, как живой, произнес: «Мир всем!» Ради праздника Воздвижения Креста Господня Церковь совершает память Святителя 13 ноября. Другие дни памяти 27 и 30 января. Примечательно, что храм Св.Василиска, в котором почил и был погребен св.Иоанн Златоуст, был восстановлен из развалин и освящен в 1900 г. во имя Святителя сестрами основанного в 1898 г. Василиско-Златоустовского монастыря в Сухумском округе (Абхазия). За алтарем храма находился высеченный из камня гроб значительных размеров, извлеченный при раскопках.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом, это – пересмотренное и исправленное издание, или точнее – перепечатка Пролога, исправленного монахом Ефимием и изданного в 1659 г. (см. у Петрова, указ. соч. стр. 6 – 7), но с некоторыми дополнениями. Сравнительно с первым печатным Иосифовским изданием (1641 г.) в нем исправлен язык, окончание слов и поучений – «во веки веком» или совсем устранены или заменены словами – «во веки веков», поправлены некоторые жития и повествования, приводятся многие жития русских святых, не находящияся в первом издании, – но во всем остальном – и в апологической части, и в церковноучительной – это издание ничем не разнится от первого и других предшествовавших и может считаться лучшим, именно как исправленное. В нашей работе все цитаты приводятся по этому изданию. Для удобства, сентябрьскую половину мы приводим как 1 том Пролога, а мартовскую как 2 том. 7 В Исторической преемственности Прологов указывают четыре вида их: «одни, самые древние, только с житиями святых; другие, кроме житий, содержат поучения и краткие стихи; в-третьих – жития и поучения; в-четвертых – прибавлены жития русских святых, сперва не многих, потом в XVI в. уже многие» (Филарет, указ. соч. стр. 55). В печатных Прологах сделаны были новые добавления. Так, напр. в издании Пролога 1675–1677 г., кроме обширного жития Алексия, человека Божия, переведенного с греческого Арсением греком в 1659 г. (т. 2 л. 60 об. – 101), и жития Феодора Стратилата, также вновь переведенного с греческого (ibid. л. 397 – 406 об.), в конце, в приложении, помещены для чтения «по кафизме» – обширное повествование о жизни и чудесах святителя Николая Угодника и большие слова Андрея, архиеп. Кипрского на д. Рождества Богородицы, похвальное слово св. Иоанну Златоусту (13 ноября), слова Тарасия (на Введение во Храм), архиеп. Константинопольского, Афанасия Александрийского (на Рождество Христово), Прокла, патр. Константинопольского (на Богоявление, два слова), Кирилла Александрийского и неизвестного на день памяти «св. Алексия, архиепископа Киевского и всея России» (2 февр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Таким образом, даже из этого небольшого обзора можно убедиться, что апелляция к историческим прецедентам в церковной истории может легко привести к канонически абсурдному выводу о праве власти в Церкви всех над всеми. Особенно необходимо быть осторожным в отношении периода Древней Церкви, когда только формировалось ее каноническое устройство в масштабах Поместных Церквей, когда легко нарушались границы, если дело касалось чистоты веры, защиты подлинных или мнимых страдальцев и обиженных, тем более, во время общецерковных догматических движений, отодвигавших юрисдикционные вопросы на второй план. Дело епископа Афанасия Перрского является свидетельством обратной тенденции. Переписка и соборные решения по нему показывают, что вовлеченные спорщиками стороны имеют четкое представление о канонической юрисдикции Антиохийского престола, стремятся подчеркнуть свое уважение к ней и осознают пределы, которых нельзя переходить. Представляется странным, что это дело вообще использовано в качестве аргумента сторонниками первенства власти Константинопольского престола – разве что, расчёт был на то, что никто не станет проверять по первоисточнику, по актам Халкидонского Собора. Обращение Афанасия Перрского к святым Проклу Константинопольскому и Кириллу Александрийскому было ими рассмотрено. Оба архиепископа с сочувствием отнеслись к делу Афанасия и обратились с ходатайством за него к Домну Антиохийскому. Сам факт направления подобных «рекомендательных писем», по замечанию профессора Болотова, отзывался «несколько вмешательством во внутреннее диоцезальное управление епископа антиохийского». Однако не случайно Болотов употребляет здесь термин «рекомендательные письма». Да, святые Прокл и Кирилл допустили рассмотрение жалобы Афанасия Перрского на своем соборе, да, они направили письма Антиохийскому епископу по этому делу. Но это были не судебные решения, не пересмотр приговора Антиохийской кафедры или собора епископов Востока, а именно рекомендации, советы, просьбы. Показательно, что профессор П. В. Гидулянов, используя дело Афанасия Перрского в качестве «примера» вмешательства Константинопольской кафедры в дела Антиохийской Церкви (с целью доказать распространение влияния первой за пределы Малой Азии «далеко на восток»), тем не менее, был вынужден признать – послание свт. Прокла Константинопольского Домну Антиохийскому является лишь «просьбой пересмотреть дело», а не решением по этому делу, чего следовало ожидать в случае, если бы св. Прокл мнил домашний собор правомочной судебной инстанцией, обладающей юрисдикцией над антиохийским епископатом и правом пересмотра судебных решений местных митрополитов.

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

Палладий, епископ амасийский, сказал: прочтенное послание святейшего и боголюбезнейшего отца нашего Кирилла во всем согласно с верою, изложенною св. отцами, собравшимися в Никее. Посему, как правильное само по себе и, как я сказал, согласное с изложением св. отцов, я с любовию принимаю это послание и держусь тех же мыслей, каких он (Кирилл) и св. отцы, т. е. собравшиеся в городе Никее. Кир, епископ города Афродисиады, области карийской, сказал: усмотрев, что послание святейшего и боголюбезнейшего Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, согласно и единомысленно с верою, изложенною святейшими отцами, собравшимися в городе Никее, и я объявляю тоже самое мнение, какое высказали отцы прежде меня. Периген, епископ коринфский, сказал: об изложении веры, которое ныне так хорошо составил святейший и праведнейший епископ наш Кирилл, я такого же мнения, как и о символе, составленном святейшими и праведнейшими отцами на св. соборе в Никее. Посему желаю преданные от начала и доныне сохраняющиеся у нас постановления сохранять без сомнений. Амфилохий, епископ Сиды, сказал: так как послание боголюбезнейшего во всех отношениях и праведнейшего архиепископа Кирилла в точности соблюдает аностольское предание и согласно С изложением веры св. отцов, сошедшихся в Никее, то я с любовию принимаю это православное учение, признаю и подтверждаю благочестие исповеданных догматов. Профимий, епископ команский, сказал: изложение веры, прочитанное из послания святейшего отца нашего и епископа Кирилла, я нахожу ни в каком отношении ни больше, ни меньше (разве в одних только словах) вероучения, изложенного 318 отцами, и потому исповедую, что в этой вере я крещен, возрос, рукоположен и удостоен священства; в этой вере желаю умереть и ее сохранить Владыке Христу на день воскресения. Иоанн, епископ приконнисский, сказал: и я тоже объявляю, и так же верую, как и благоговейнейший епископ Профимий. Константин, епископ Фригии пакатианской, сказал: и я точно тоже объявляю, и так же верую. Валериан, епископ иконийский, сказал: в различных выражениях мы находим одно и тоже правило веры, ибо каждое из них внушено одним и тем же Духом Святым. Посему, уразумев, что послание святейшего и боголюбезнейшого отца нашего и епископа Кирилла сходно и согласно с православными и точными выражениями и изложением св. собора никейского, мы одобряем и принимаем послание, и находим, что оно снова разливает благоухание веры отцов, как бы некое муро.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Домн, епископ опунтский из Эллады, сказал: и я видел и слышал то самое, что объявили святейшие и боголюбезнейшие братия и сослужители – Иоанн и Анисий. Даниил, епископ дарнейский, сказал: что эти благочестивейшие епископы предъявили, то самое и я слышал, и то сущая правда. После сего священный собор начал обсуживать учение Нестория. Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: хотя церковные постановления повелевают довольствоваться и троекратным вызовом приглашаемых к оправданию, в чем их обвиняют, однако ж мы готовы были, сверх долга, чрез боголюбезнейших епископов, еще четвертым предписанием снова пригласить благоговейнейшего Нестория. Но как он, поставив строй воинов около своего жилища, как предъявили благочестивейшие епископы, не позволяет входить к нему (посланным), то явно, что он отказывается прибыть на св. собор не с доброю совестию. Почему нужно вести дело далее по порядку правил, и делать, что полезно к утверждению православной и благочестивой нашей веры. Прежде всего да прочтется символ веры , изложенный 318 святейшими отцами и епископами, сошедшимися в Никее, так чтобы, по сравнении учения с этим изложением, согласное было утверждено, а несогласное отвергнуто. И символ прочитан следующим образом. Собор никейский изложил веру так: «Веруем во единого Бога Отца», и проч. – до конца. По прочтении символа, Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: у нас есть в руках послание святейшего и благочестивейшего архиепископа Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, полное совета и убеждения о том, что он мудрствует неправильно. Если ваша святость прикажет, я прочту послание. Акакий, епископ мелитинский, сказал: так как благоговейнейший и боголюбезнейший пресвитер Петр, положивший начало речи, сказал, что боголюбезнейшим и праведнейшим епископом Кириллом было нечто писано к благоговейнейшему Несторию, как излагающему неправославное учение, то следует прочитать и это послание. И оно прочитано, и положено между предварительными документами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Мы умираем от жаров, потому что воздух здесь тяжелый. Почти каждый день кого-нибудь погребают; всю прислугу, ослабевшую, должны отпустить домой. В таком положении находятся и все прочие епископы. Вашему благочестию непременно следует обратиться к христолюбивому императору и сказать, что собор терпит притеснения от тех, кои запрещают выдавать следующее по положению, и что мы решительно умираем от истомления. Впрочем ваше благочестие должно знать, что сколько бы ни усиливались они довести нас до смерти, ничего однако ж не случится, кроме того, что определено нам Христом, Спасителем нашим. Список с послания архиепископа Кирилла к благоговейнейшим епископам Фетемпту, Потамону и Даниилу, находившимся в Константинополе, о тех коварствах, какие он испытал от Нестория и Иоанна. Кирилл возлюбленным и сослужителям Феопемпту, Даниилу и Потамону о Господе желает всякого блага. Много было клевет на нас: во-первых, будто бы из Александрии последовали за нами многие из бани, во-вторых, будто бы отправились с нами инокини, и еще, как слышно, клеветники говорят, что будто Несторий подвергся низложению по моей хитрости, а не по определению святого собора. Но благословен Спаситель, который обличил распространяющих такие нелепости. Ибо господин мой Иоанн, знатнейший и славнейший комит, по прибытии в Ефес, осудил распускавших такие клеветы, не нашедши в них никакой правды. Он узнал, что святой собор сам защищает веру, и не из угождения мне, или кому-либо другому, но по божественной ревности, и осудил Нестория потому, что не мог терпеть злохулений. С тех пор, как прочитали грамоту благочестивейших и христолюбивых императоров, которою повелевалось утвердить низложение троих, мы отданы и до сих пор находимся под стражей и не знаем, что будет далее. Впрочем, мы будем благодарить Бога, если за Его имя удостоимся не только быть узниками, но и потерпеть все прочее; ибо это не останется без награды! Собор никак не согласился вступить в общение с Иоанном, но воспротивился, говоря: вот тела, вот церкви, вот города; власть в ваших руках; но привести нас в общение с восточными вы не можете, прежде нежели уничтожены будут клеветы их на наших сослужителей и они исповедают веру православную. Ибо они говорят, мудрствуют и исповедают одинаково с Несторием. В этом состоит весь спор. Да молятся за нас все православные. Ибо, как говорит Давид: аз и на раны готов ( Псал. 37, 18 ). Список с послания епископов, находившихся в Константинополе, к святому собору ефесскому, в 20 день месори, индиктиона 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Дион, епископ города Фив, сказал: моя вера есть вера святых отцов никейских, сию веру исповедую; убежден впрочем, что в том же смысле изложил и изрек (веру) и святейший отец и сослужитель (наш) архиепископ Кирилл в своем священном послании к Несторию. Андрей, епископ города Эрмополя, что в фиваиде, сказал: верую и исповедую православную веру согласно определениям относительно правой и спасительной веры святых отец, 318 епископов, собравшихся в Никее, и согласно с прочитанным ныне посланием святейшего и блаженнейшего отца нашего архиепископа Кирилла к достопочтеннейшему Несторию, так как сие послание нимало не противоречит древним определениям святейших отцов, собранных в Никее. И прочие все епископы, поименованные выше в своем порядке, тоже самое исповедуют и так веруют, как изложили отцы и как изъясняет послание святейшего архиепископа Кирилла к Несторию. Палладий, епископ амасийский, сказал: теперь следует прочитать и послание достопочтеннейшего Нестория, о котором упомянул в начале благочестивейший пресвитер Петр, чтобы нам видеть, согласно ли и оно с символом святых отцов никейских. И прочитано было послание Нестория к Кириллу, как изложено выше: «Возлюбленному и боголюбезнейшему сослужителю Кириллу Несторий желает о Господе всякого блага. – Прощаю укоризны, какие против меня содержатся в твоем странном послании, потому что оне, по моему мнению, требуют терпения, которое послужило бы для тебя врачеством» и т. д. 169 . По прочтении послания Кирилл, епископ александрийский, сказал: что думает сей святой и великий собор о прочитанном сейчас послании? Согласно, или несогласно оно с верою, утвержденною на св. соборе св. отцами, собранными некогда в Никее? Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: нисколько несогласно с благочестивою верою, изложенною св. отцами в Никее: анафематствую тех, кто так верует; ибо все это чуждо православной вере. Флавиан, епископ филиппийский, сказал: все, содержащееся в прочитанном послании, явно противоречит и совершенно чуждо православной вере, изложенной в Никее святейшими отцами: посему верующих так признаем чуждыми православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Господин боголюбезнейший епископ Иоанн, Павел, Макарий, приветствуют твою святыню. Я и находящиеся со мною многократно приветствуют все твое братство. Будь здоров и продолжай молиться за нас, боголюбезнейший и святейший владыко. ДЕЯНИЕ I. В лето правления владык наших, всегда августейших, Флавия Феодосия – тринадцатое, а Валентиниана – третие, на 23 июня в ефесской митрополии, по назначению боголюбезнейших и христолюбивых императоров, собрался собор, и в святейшей церкви, называемой Мария, воссели боголюбезнейшие и святейшие епископы: Кирилл александрийский , представлявший также Келестина, святейшего архиепископа Церкви римской, Ювеналий иерусалимский, Мемнон ефесский, Флавиан филиппийский, представлявший также Руфа, благоговейнейшого епископа фессалоникского, Феодот анкирский, из первой Галатии, Фирм кесарийский, из первой Каппадокии, Акакий мелитинский , из Армении, Иконий гортинский, из Крита, Периген коринфский из Эллады, Кир афродисийский, из Карии, Валериан иконийский, Исихий парийский, Елланик радосский, Донат никопольский, из древнего Эпира, Евхарий доракийский, из нового Эпира, Перекий фармальский, Евдоксий хоматский, из Ликии, Силуан херетопский, из Фригии, Вериниан пергийский, из Памфилии, Амфилохий сидский, из Памфилии, Епифаний кратийский из Онориады, Григорий керасунтский, из полемониакского понта, Профимий команский, Ииалладий амасийский, из Геллеспонта, Сенекион кодрский, Далматий кизический, Акакий аркский, Докимасий маронийский, из Фракии, Иоанн приконнисский, Даниил колонийский, из второй Каппадокии, Гоман рафийский, Павлиан маиумский, Павел анеидонский, Фид иопийский, Аиан сикамазонский, Феодор гадарский, Литоий ливиадский, Ампелай элусский, Феодор аривильский, Петр паремвольский, Иоанн августопольский, Саида фенский, Руфин тавский, Анисий фивский, Калликрат навпактский, Домн опунтский, Никий мегарский, Агафокл колонийский, Фелиск аполлонийский и веллиадский, Феодор додонский, Кирилл пильский, из Херсониса, Андирийхерронисский, из Крита, Павел лампский, Зиновий кносский, Лукиан топирийский, из Фракии, Еннепий максимианопольский, Секундиан ламийский, Дион фивский, из Фессалии, Феодор эхинейский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010